Журнал теории и практики Евразийства №3
(№1,№2,№3,№4)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Российские СМИ о СНГ
От редакции
Новости СНГ
Российские СМИ о СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Белоруссии и России. Обзор событий
Союз Белоруссии и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
Гумилев Л.Н.  Заметки последнего евразийца
Чистов В.Г.  Российско–украинские отношения через призму теории этногенеза
Часть 2
Часть 3
Гушер А.И.  Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества
Наследие
Н.С.Трубецкой  К украинской проблеме
Союз Белоруссии и России. Статьи
Посохов С.А.  Быть вместе – наша судьба
Фролов К.А.  Общерусское самосознание – фундамент воссоединения
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Наталья Айрапетова  Россия живет по китайской поговорке. А поговорка эта гласит: « Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!»
Грунин В.Ф.  Азербайджан: этот нелегкий суверенитет
Сокуров С.А.  Мертвая и живая вода национализма
Власов В.А.  Проблемы распространения периодических изданий государств — участников СНГ в России
  Проблемы формирования единого образовательного пространства
Культура
Кожинов В.В.  О месте России в мире
Архимандрит Феофилакт (Георгиадис)  Основание иерусалимского подворья в Москве — важнейшая веха в укреплении братских отношений между иерусалимской и русской церквами
Корнеева Н.И.  Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века
  Русский скульптор Владимир Суровцев
Люди и время
Серапионова Е.П.  Карел Крамарж о федерализме и проблемах будущего государственного устройства России
  Генералиссимус князь А. В. Суворов в анекдотах и рассказах современников
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail: isve@orc.ru 
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

Июль 2000 г.

1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
 

Институт стран СНГ



Дизайн: Сергей Попков



4 июля 2000 года


Общие вопросы СНГ

Русский язык служит интеграции

Необходимы решения руководителей СНГ для его поддержки

Фарида Гайнуллина

Как известно, в ходе своего недавнего официального визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил президенту России Владимиру Путину создать Фонд поддержки русского языка в странах СНГ. Инициатива встретила довольно широкую поддержку, в том числе и среди депутатов Государственной Думы России.

НАЧАВШЕЕСЯ после Всемирного потопа строительство Вавилонской башни, вершина которой достигла бы небес, приостановилось, когда Всевышний, разгневанный дерзостью людей, смешал их языки и люди перестали понимать друг друга. Десять лет идет строительство Содружества Независимых Государств. Все мы - и государства и народы - заинтересованы в широкоохватывающей и глубокой интеграции стран Содружества прежде всего в экономике, в создании общего рынка, в котором будет обеспечено свободное движение капиталов, услуг, рабочей силы. И было бы непростительным просчетом, просчетом, который способен существенно блокировать все другие способы решения этой задачи, если будет допущено пренебрежение в отношении русского языка - общепризнанного языка межгосударственного, межнационального общения. В нынешних реалиях СНГ такой "экономический" подход к проблеме представляется наиболее эффективным для достижения всеми государствами европейских и международных стандартов в обеспечении и защите прав человека в языковой сфере и в конечном счете - гармонизации языковых отношений в наших странах. Это главное.

Сегодня русский язык является рабочим языком Совета глав государств, Совета глав правительств и других уставных органов СНГ, а также руководящих органов международных общественных организаций, действующих в регионе Содружества; среди них - Всеобщая конфедерация профсоюзов, объединяющая 100 миллионов трудящихся стран СНГ.

Этот язык утвердился как средство повседневного делового сотрудничества и профессионального общения предпринимателей и трудящихся-мигрантов наших стран. Он стал незаменимой частью механизма, обеспечивающего производственные и научно-технические связи тысяч и тысяч предприятий- смежников и научно-исследовательских центров.

Не секрет, что русский язык часто является единственным помощником и в общении между нерусскоязычными на необозримом пространстве СНГ. Как помочь гражданам стран Содружества лучше овладеть русским языком за пределами России? Конкретной формой реализации этого интереса и внимания могли бы стать договоренности правительств государств - участников Содружества о сотрудничестве в расширении функционирования русского языка как языка межгосударственного, межнационального общения и в соблюдении прав человека в культурно-языковой сфере. В таком Соглашении следовало бы с учетом норм международного права определить основные направления оказания помощи как русскоязычным, так и другим гражданам стран СНГ в изучении и применении русского языка во всех сферах общественной жизни, а также в изучении русскоязычным населением языков титульных наций.

Несомненно, широкий и положительный общественный резонанс вызвало бы присоединение всех государств СНГ к подписанному 23 мая 2000 года в Минске главами правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана Соглашению о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором предусмотрен упрощенный порядок создания филиалов на территории государств - участников Договора. Россия последовательно работает на этом направлении. В дополнение к существующим филиалам российских вузов при поддержке правительств ряда государств СНГ открываются российско-национальные университеты. Уже функционируют российско-киргизский, российско-таджикский, российско- армянский (славянские) университеты. В этом году намечено создать российско-белорусский университет.

Особым и вполне объяснимым вниманием русский язык пользуется в приграничных (сопредельных) областях государств СНГ. Здесь реальная жизнь особенно не приемлет дискриминационных мер в сфере языка, образования и культуры. Думаю, что при активном участии общественных организаций именно в этих регионах может утвердиться режим благоприятствования нормальному функционированию русского языка, который затем охватит всю территорию стран СНГ.

Альтернатива поддержке русского языка на просторах СНГ - замедление интеграционных процессов, неконтролируемая массовая миграция, дестабилизация межгосударственного согласия и взаимного доверия. Нашими совместными усилиями мы не должны допустить этого. Мы должны еще и еще раз призвать всех граждан стран Содружества: "Овладевайте русским языком, говорите по-русски, учите своих детей русскому языку. Это перспективно, это экономически выгодно!" И мы должны помочь им в этом ради укрепления Содружества Независимых Государств.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000


Зачем нам "шанхайская пятерка"

Юрий САВЕНКОВ

5 июля в Душанбе состоится пятый саммит "шанхайской пятерки" - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Китая и России. Она появилась на политической арене четыре года назад, когда лидеры Китая и четверки из СНГ подписали в Шанхае, самом космополитичном китайском городе, соглашение об укреплении мер доверия в военной области в приграничье между Китаем и четверкой из СНГ, в районе бывшей советской границы. Уникальность этого механизма в том, что в переговорах с Китаем слаженно действует единая команда стран СНГ.

О перспективах этого необычного форума мы беседуем с Виталием ВОРОБЬЕВЫМ, специальным представителем президента России по "шанхайской пятерке". 35 лет этот дипломат, китаист по образованию, работает на азиатском направлении.

- Изощренный в геополитике Генри Киссинджер увидел некий символ в том, что документ, в котором пять государств заявили о мерах доверия в районе бывшей советско-китайской границы, появился именно в Шанхае, где четверть века назад было подписано американо-китайское коммюнике о возобновлении дружественных отношений. На этот раз Москва и Пекин как бы декларировали кончину стратегического треугольника, когда США были ближе к Москве и Пекину, чем каждый из них друг к другу. Эксперты по-разному оценили "пятерку". Одни выразили сомнение в ее эффективности, другие узрели прообраз некоего союза...

- Блокостроительством мы не занимаемся. Напомню: Китай не устает повторять, что в блоки не вступал и вступать не собирается. "Пятерка" родилась из естественного желания сотрудничать в самой чувствительной - военно-политической области. Впервые были согласованы параметры военного присутствия в стокилометровых полосах по обе стороны границы. Предельные уровни войск, оставшихся после сокращения, были тщательно выверены и являются оптимальными в обеспечении национальной безопасности сторон. И вот как раз сейчас начинается самый интересный этап - инспекции. Первая только что прошла в Приморском крае, в июле состоится в сопредельном районе на северо-востоке Китая. В каждой из таких инспекций могут добровольно участвовать наблюдатели всех стран "пятерки".

В Европе у нас есть опыт такого рода. В Азии это происходит впервые. А ведь этот континент, который подарил планете идею мирного сосуществования, к сожалению, не может быть примером в этом. Именно поэтому опыт "пятерки" уникален.

- Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости вывести отношения в рамках "пятерки" на новый качественный уровень, в частности, наладить многостороннее экономическое взаимодействие. Насколько реальна эта идея?

- Аппетит приходит во время еды. Участники "пятерки" рассудили так: если можно наладить сотрудничество в самой деликатной области - военной, то почему не попробовать распространить его на другие сферы. Хотя об эффективности "пятерки" говорить еще рано, но она уже обретает конкретные очертания. По инициативе Киргизии в каждой стране появились национальные координаторы и, очевидно, будет создан совет координаторов.

- Наблюдатели расценили подписание Пекином соглашения с четверкой из СНГ как признание особого статуса России в бывших среднеазиатских республиках. Ведь формально Пекин мог настаивать на сепаратных отношениях с каждым независимым государством. Но Россия последнее время как-то невнятно проводит свою центральноазиатскую политику. Какую пользу может оказать нашей политике "шанхайская пятерка"?

- Этот уникальный форум дает большие возможности для отстаивания наших интересов в мире и регионе, создает дополнительные возможности для укрепления отношений на двусторонней основе. Кроме того, он позволяет лучше понять интересы этих стран и более грамотно и взвешенно формулировать собственную политику. И наконец, чем более стабильным и предсказуемым будет регион, тем больше шансов у нас грамотно решать внутренние проблемы.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 121 (25713) от 04/07/00


Национальное достоинство без купюр

Семен НОВОПРУДСКИЙ

Рублевая зона начала распадаться семь лет назад. Первыми от рублей отказались страны Балтии, затем центрально-азиатские государства, потом Украина с Молдавией и, наконец, республики Закавказья. Но только сейчас можно уверенно говорить, что процесс перехода постсоветских государств от рублей к национальным валютам завершен.

3 июля случилось событие, в некотором смысле эпохальное для всего валютного рынка Содружества. Четыре уполномоченных банка правительства Узбекистана (Национальный банк внешнеэкономической деятельности, Узпромстройбанк, банк "Асака" и Узжилсбербанк) получили право проводить на территории страны операции по свободной покупке и продаже наличной иностранной валюты через специализированные обменные пункты. К тому же гражданам Узбекистана отныне дозволено без разрешения Центробанка вывозить из страны наличную валюту в эквиваленте $5 тысяч, что для этого государства действительно очень много.

Эпохальность события состоит в том, что Узбекистан вместе с Туркменией и Белоруссией оставался в числе последних государств СНГ, где до сих пор не существовало полноценного свободного обмена валюты для граждан и конвертации валютной выручки для предприятий. Если учесть, что Белоруссия также предпринимает шаги для установления единого и честного курса национальной валюты по отношению к свободно конвертируемым, можно утверждать: процесс обеспечения полноценного хождения национальных денег в постсоветских государствах худо-бедно завершается.

Историческим рубежом для судьбы национальных валют в странах Содружества стало 17 августа 1998 года. Резкое падение рубля сказалось практически на всех соседях России. Если раньше национальные банки многих постсоветских государств по крайней мере подсознательно воспринимали рубль как валюту, на которую можно надеяться, девальвация двухлетней давности похоронила эти надежды.

Тем не менее практически ни одна из стран Содружества не смогла избежать серьезного падения курса национальной валюты после падения рубля. В отличие от Литвы и Эстонии, которые накрепко привязали свои валюты соответственно к доллару США и немецкой марке, другие постсоветские государства не решились перейти к так называемой политике "валютного управления" - currency board. Собственных золотовалютных резервов у молодых и экономически рахитичных государств не хватило, и всем им пришлось пережить периоды серьезного обесценения своих валют с обвальным падением уровня жизни людей.

Теперь в странах с жесткой кредитно-денежной политикой (Казахстан, Украина, Киргизия) идет обратный процесс - курсы национальных валют растут. И нацбанкам даже приходится активно скупать доллары, чтобы не допустить чрезмерного укрепления родной валюты. Например, Национальный банк Украины потратил на эти цели с начала года $709 миллионов - эта сумма составляет примерно две трети от всего объема золотовалютных резервов страны.

В этом смысле новым независимым государствам приходится решать ту же дилемму, что и России. С одной стороны, укрепление национальной валюты уменьшает доходы в бюджет, дефицит которых испытывают все без исключения бывшие советские республики. С другой стороны, дальнейшее падение национальных валют делало бы население еще беднее, что тоже очень невыгодно властям.

Говорить о том, что какая-либо из валют, возникших на руинах рублевой зоны, может в ближайшем будущем стать конвертируемой за пределами своей страны, было бы неразумным оптимизмом. Но худшие времена практически все постсоветские валюты тоже явно пережили. Теперь идет процесс нахождения сбалансированного рыночного курса этих валют, который в наибольшей степени устраивал бы экономики постсоветских государств.

Ну, а проблема рублевой зоны, вокруг которой шли яростные споры каких- нибудь семь-восемь лет назад, теперь существует только в отношениях России с Белоруссией. Белорусы официально согласились сделать российский рубль своей валютой. Но цена такого решения для России может быть слишком высока, да и технически сделать это довольно трудно.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 121 (25713) от 04/07/00


Пора создавать общий рынок

"Экономический треугольник" трех славянских стран сегодня не работает, считает председатель правления Проминвестбанка Украины Владимир Матвиенко Виктор Тимошенко

- ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ, партия власти ориентирует украинские деловые круги на сотрудничество с Западом. А товарооборот с Россией с каждым годом уменьшается. Готовы ли украинские банки сотрудничать и конкурировать со своими западными партнерами?

- Вы затронули очень серьезную проблему. Я буду абсолютно откровенен в своих оценках экономического сотрудничества России и Украины, даже если это не понравится украинским или кремлевским политикам. Россия, Украина и Белоруссия до сих пор находятся в состоянии экономической стагнации. И происходит это потому, что межгосударственные отношения славянских стран чрезмерно политизированы. Да, мы стали суверенны и независимы. Но экономическая жизнь наших государств лишь косвенно подчиняется политическим императивам. Я не буду анализировать, кто именно несет ответственность - Москва, Киев или Минск, но экономический "треугольник" трех славянских стран сегодня не работает.

Сегодня необходимо создавать общий рынок славянских стран. В наших странах проживают более 200 миллионов человек, у нас огромные технологические и сырьевые ресурсы. Создавать такой рынок необходимо на основе тех товаров и продуктов, которые производят наши страны. Только тогда можно будет обменивать российский газ, нефть на украинские вино, масло, колбасу, сало, сахар и другие продукты.

Я поддерживаю подход президента Украины Леонида Кучмы, который недавно заявил, что Таможенный союз сегодня не снимает тарифных проблем. Необходимо снять таможенные оковы и дать свободу передвижения товарам, услугам, людям, но делать это нужно всем одновременно, по взаимному желанию. Обидно, что сегодня Россия не покупает украинские продовольственные товары, ей приходится завозить их из третьих стран. Разным странам по политическим соображениям нефть и газ продаются по разным ценам. Мы создаем искусственные противоречия. Никто не хочет открыто обсуждать существующие разногласия. А если действовать по принципу "насолить друг другу" - проиграют все, и прежде всего - простые граждане наших стран.

Между тем необходимо договориться по видам и объему продукции, наладить нормальные отношения. Нам нужно кооперироваться, загрузить простаивающие мощности, дать работу и российским, и украинским рабочим. Не создав общего рынка, мы будем постоянно сталкиваться с противоречиями во взаимоотношениях.

Россия, Украина и Белоруссия, как и другие постсоветские государства, сегодня по уровню развития заметно уступают западным странам. Чтобы с ними торговать, нужна конкурентоспособная продукция, новые технологии. Мы, может, и не будем жить столь же блестяще, как на Западе, но у нас появится возможность нормально развиваться.

- Создал ли "большой" договор между Россией и Украиной правовую базу для экономического сотрудничества наших стран?

- Сегодня цивилизованного законодательного поля нет. Я анализирую проблемы через призму банковских отношений, которые позволяют увидеть всю экономику. Нам, на мой взгляд, нужна какая-то структура, которая бы разрешала торговые споры на основании конкретных правил. Почему в Европе есть международные арбитражные суды, общие правила, а мы боимся создания каких-то наднациональных органов экономического управления? Нужны четкие правила игры, нужен арбитр, в том числе на международном уровне.

Кроме споров существуют и другие проблемы. Межбанковские отношения также требуют определенных правил игры. Существуют общие вопросы, которые нуждаются в общих правилах регулирования, общих гарантиях, общей культуре, как на Западе. Надо пересмотреть все сферы экономических взаимоотношений: насколько они обеспечивают гарантии торгового взаимодействия, возмещение ущерба и так далее. Надо поднять отношения до цивилизованного уровня. За 10 лет ничего не сделано в этом направлении. Ведь мы понимаем друг друга без переводчика, у нас общие традиции, и аппетиты почти одинаковые. Все это дает возможность наилучшим образом использовать ресурсы, экономику. Мир развивается по общим правилам, которые предусматривают как признание политической самостоятельности, так и возможность учитывать экономические интересы всех участников. Каков уровень жизни нашего человека? Этот вопрос должен предшествовать всем экономическим реформам. Цивилизованные государства должны рассчитывать прежде всего на внутренние ресурсы и - только когда их собственные программы требуют ускорения - обращаться за помощью извне, а не стоять с протянутой за кредитами рукой. Хорошие соседи никогда не ссорятся, находят выход из любой ситуации, виновного искать бесполезно.

- Как вы относитесь к возможности разработки большого экономического договора между нашими странами?

- Положительно. Россия и Украина заключили "большой" политический договор, теперь нам нужен договор экономический. Без политики.

- Какие там должны быть заложены идеи?

- Он должен стать правовой базой для создания общего рынка наших стран. Рынок должен иметь согласованные цены, что будет подстегивать производителей. Рыночная стихия в развитых странах имеет своих участников, отдает продукты, и через спрос и предложение цены выравниваются. У нас почему-то сохраняется ориентация на доллар. Надо оторваться от доллара. Мы должны прийти к ценовому регулированию, иначе все экономические противоречия останутся нерешенными.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000



Азербайджан

В БАКУ проходят переговоры о реализации проекта строительства трубопровода для транспортировки азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию транзитом через Грузию

Представители Грузии, Азербайджана и международных компаний, входящих в консорциум по разработке Шах-Дениза, обсуждают проект межправительственного соглашения по строительству газопровода. Как передает азербайджанское агентство "Билик Дуньясы", эти переговоры являются ответом Тбилиси на решение компании PSG (США) о прекращении финансирования Транскаспийского проекта строительства трубопровода из Туркмении в Турцию через Азербайджан и Грузию. По данным агентства, с Ашхабадом будет работать Shell. Однако конкуренция с "Голубым потоком" велика, и, чтобы успеть на турецкий рынок к началу 2002 г., Грузия ищет союзника в лице Азербайджана.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000



Армения

ЗАКОН "О ратификации Договора между РФ и Республикой Армения о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Армении, и граждан Армении, постоянно проживающих на территории РФ" направлен на подпись президенту Владимиру Путину

Вчера 395 депутатов нижней палаты российского парламента высказались за преодоление вето Совета Федерации на этот закон, наложенного сенаторами по инициативе губернатора Краснодарского края Николая Кондратенко.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000


Запретные плоды

Сергей БАБЛУМЯН

Рекордные урожаи абрикосов и винограда могут стать национальным бедствием Армении. Чтобы вывезти из страны как можно больше фруктов, власти вынуждены снизить тарифы на их перевозку, но даже это не спасет ситуацию.

Из Армении в страны СНГ и другие европейские государства продолжают по воздуху перебрасываться десятки тонн абрикосов, однако доля экспортных поставок составляет всего лишь 20 процентов от небывало щедрого урожая нынешнего года весом 18 тысяч тонн. Все остальное предстоит реализовать на месте, однако пришедшие в упадок перерабатывающие мощности Армении явно захлебываются от избыточного урожая-2000. Чтобы спасти ситуацию, власти Армении договорились с воздушными и наземными перевозчиками об установлении льготных тарифов. Так, цена за перевозку воздушным путем одного килограмма абрикосов в Москву установлена в размере $0,42, в Санкт-Петербург и Сочи - соответственно $0,52 и $0,37.

Фантастически низкие цены на абрикосы установились и на внутреннем рынке Армении - сегодня в Ереване на один доллар их можно купить 10 килограммов. Однако радость, которую сегодня испытывают в стране от щедрот природы, может быть сильно омрачена организационными неурядицами, из-за которых на руках фермеров может остаться невыкупленной значительная часть выращенного урожая, в пять раз превысившего вес прошлогоднего.

Между тем, судя по прогнозам специалистов, вслед за абрикосовым бумом грядет виноградный, но здесь ситуация гораздо тревожнее. Французская компания "Терно Рикар", приобретшая в собственность Ереванский коньячный завод, пригрозила отказаться от закупок урожая 2000 года.

Предполагалось, что к нынешней осени французы приобретут до 20 тысяч тонн винограда по цене примерно $0,16-0,18 за килограмм. Однако сегодня сделка поставлена в зависимость от трех условий, которые предстоит выполнить правительству Армении.

Это, во-первых, прекращение деятельности фиктивной армянской фирмы "Доина - Киликия", зарегистрировавшей в России на свое имя пять товарных знаков производимых на Ереванском коньячном заводе марочных коньяков.

Во-вторых, отмена регистрации товарного знака коньяков "Грейт Арарат", препятствующей реализации коньяков "Арарат" Ереванского коньячного завода.

И, в-третьих, запрет производства коньяка на винных заводах Минсельхоза Армении в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове. Как заявил президент компании "Терно Рикар" Пьер Лареш, только при исполнении этих требований возглавляемая им компания сможет получить от Европейского банка реконструкции и развития кредит в 20 миллионов долларов, чтобы использовать эти деньги на закупку винограда и расширение коньячного производства в Армении.

Внятного ответа от правительства республики французы пока еще не дождались, а виноградная страда уже не за горами. Складывающаяся ситуация обещает обернуться экономическим фиаско для фермеров Армении, а также ростом социальной напряженности в стране.

Чтобы спасти урожай нынешнего года, правительство страны, похоже, снова будет вынуждено пустить на полив сельхозугодий воды Севана, чего обещало не делать ради спасения уникального высокогорного озера. Однако мало кто сомневается, что экономические интересы и на этот раз возьмут верх над экологическими.

И если после этого выращенный урожай останется гнить на полях, то окажется, что государство проиграло дважды.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 121 (25713) от 04/07/00



Белоруссия

"БЕЛОРУССИЯ в достаточной мере ощутила негативное воздействие на сферу производства и жизненный уровень населения распада экономических и кооперационных связей между прежними традиционными торговыми партнерами

Незаживающей раной для республики стал Чернобыль". Такое признание сделал, выступая на пленарном заседании 24-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Женеве, глава белорусского правительства Владимир Ермошин. Сессия посвящена социальному развитию в условиях глобализации. Господин Ермошин выразил признательность ООН за осуществление программы "ЮНЕСКО- Чернобыль", а также благотворительным организациям Германии, Италии, Японии, Греции и других стран за помощь пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.


НА ПЕРЕХОДНОМ этапе в государстве должна быть сильная власть

"НА ПЕРЕХОДНОМ этапе в государстве должна быть сильная власть, поэтому в Белоруссии осуществляются регулирование и координация развития основных отраслей народного хозяйства", - заявил президент Александр Лукашенко, выступая на 23-м заседании Совета регионального сотрудничества в области связи. Одновременно президент дал понять, что является сторонником конкуренции в производстве и предпринимательстве.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000



Грузия

ЭДУАРД ШЕВАРДНАДЗЕ направил в грузинский парламент предложение о назначении послом республики в Москве Зураба Абашидзе

Он родился в Тбилиси в 1951 г., закончил Московский институт иностранных языков, работал в МИД Грузинской ССР, Генеральном консульстве СССР в Бомбее, советником посольства СССР в Испании, послом Грузии в странах Бенилюкса, заместителем главы МИД Грузии.


Абхазия

ПРОТИВ передачи российской военной базы в Гудауте миротворческим силам, несущим службу в зоне грузино-абхазского конфликта, высказался председатель комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Реваз Адамия. Идея превращения этой базы в центр подготовки и реабилитации "голубых касок" была озвучена на недавних переговорах в Тбилиси российским вице-премьером Ильей Клебановым. Попытка реализации этой инициативы, по мнению г-на Адамии, является для России "лазейкой" для невыполнения решений Стамбульского саммита ОБСЕ. Одновременно президент Абхазии Владислав Ардзинба выступил за преобразование гудаутской базы в центр миротворческой деятельности и выразил мнение, что "без такой базы осуществление миротворческой операции осложнится". Абхазский руководитель высказался также за скорейшее подписание с Грузией Соглашения о мире и гарантиях невозобновления военных действий, которое сейчас, по его словам, тормозится грузинской стороной.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000


Нары для дипломата

Геннадий ЧАРОДЕЕВ

В результате длительных переговоров из американской тюрьмы в грузинскую переведен бывший советник-посланник посольства Грузии в США, 39-летний Георгий Махарадзе. В декабре 1997 года он был осужден судом в Вашингтоне за вождение автомобиля в нетрезвом виде и автомобильную аварию, в результате которой погибла американская девушка.

Согласно решению Министерства юстиции США, Махарадзе должен отбыть в Грузии максимальный срок - 10 лет. При этом засчитывается его 2,5-летнее пребывание в американской тюрьме, и в 2002 году он получит право быть выпущенным на поруки после отбывания половины установленного срока.

Молодой грузинский дипломат Георгий Махарадзе после случившегося признал себя виновным по всем статьям предъявленного ему обвинения. Выяснилось в частности, что, находясь за рулем "Форда", на большой скорости (135 км/час) он врезался в стоящий перед красным сигналом светофора автомобиль, в котором находилась юная Джовианна Уолтрик. От удара машина подскочила и упала на другой автомобиль, ранив еще 4 человека. Анализы показали, что в крови у грузинского дипломата содержалась доза алкоголя, значительно превышающая допустимую в США норму.

В ходе следствия в качестве отягчающих обстоятельств были представлены данные американской полиции, которые свидетельствуют, что Махарадзе и раньше задерживался за езду в нетрезвом состоянии. Но тогда помог дипломатический иммунитет. Вскоре после трагического происшествия Эдуард Шеварднадзе лишил виновного Махарадзе дипломатической неприкосновенности. Американский суд приговорил его к 21 году тюрьмы.

Во времена "холодной войны" дело редко доходило до выяснения в прокуратуре или суде. Виновных дипломатов быстро увозили на родину - и дело глохло. Вместе с тем правительства безропотно платили пенсии и компенсации пострадавших и их родственникам.

По официальной статистике, ежегодно в Вашингтоне дипломатами совершается от 15 до 20 действий, подпадающих под судебное преследование. Всех виновных в правонарушениях иностранных представителей высылают из страны. Так в 1995 году сотрудница посольства Нигерии не была подвергнута уголовному преследованию, хотя полиция бесспорно установила, что та несколько раз ударила ножом свою дочь.

* Справка Известий".

По данным, полученным из Тбилиси, грузинские правоохранительные органы не собираются амнистировать Георгия Махарадзе. Свой срок он досидит в одной из тбилисских тюрем.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 121 (25713) от 04/07/00



Казахстан

ПРОБЛЕМЫ укрепления внешних рубежей СНГ для ограничения передвижений контрабандистов и незаконных мигрантов

ПРОБЛЕМЫ укрепления внешних рубежей СНГ для ограничения передвижений контрабандистов и незаконных мигрантов, обусловленных прозрачностью сухопутных и морских границ, обсуждались на совещании глав погранведомств СНГ, которое прошло в Актау. Одной из возможных мер в этом направлении директор ФПС РФ Константин Тоцкий назвал ужесточение визового режима.


НА ВСТРЕЧЕ с представителями деловых кругов в столице Франции президент Нурсултан Назарбаев высказался в пользу развития сотрудничества между Казахстаном, Россией, Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном в рамках Таможенного союза

Он выразил надежду, что уже в этом году удастся создать зону торговли с едиными тарифами и пошлинами.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000



Молдавия

"Реформаторская" интрига обостряется

Парламент Молдавии рассмотрит "инициативу 39-ти"

Наталья Приходко

МОЛДАВСКИЙ парламент запланировал в ближайшее время рассмотреть в первом чтении конституционную инициативу 39 депутатов - о наделении правительства дополнительными полномочиями. Вследствие чего конституционная дискуссия, прежде бывшая скорее теоретической и достаточно закрытой, неизбежно приобретает публичный характер.

Как сообщил "НГ" председатель парламентской комиссии по юридическим вопросам Еуджен Русу, по предварительным прикидкам, названная инициатива может быть поддержана необходимым количеством - двумя третями - депутатов. "За" проголосуют выдвинувшие ее представители правой коалиции. Высказалась за расширение полномочий кабинета и фракция Партии коммунистов Молдовы. Против "инициативы 39-ти", как это ни странно покажется на первый взгляд, выступила президентура. Как пояснил главный советник президента РМ Михай Петраке, такое вот частичное осуществление предложенных ранее главой государства кардинальных преобразований фактически профанирует саму их суть. В действительности же заявленное укрепление исполнительной ветви невозможно без предоставления реальных властных рычагов возглавляющему ее президенту, что подразумевает, в частности, наделение последнего правом назначать и отстранять от должности премьер-министра.

Упомянутое положение не было включено в проект, представленный согласительной смешанной комиссией с участием представителей Венецианской комиссии СЕ, но в уточнениях к нему оговаривалось наличие противоположных мнений сторон на сей счет, добавил Михай Петраке. В разработанном же президентурой конституционном проекте данный момент, конечно, был закреплен.

Как предполагается, президентский вариант 11 июля рассмотрит Конституционный суд. И в случае положительного его вердикта команда главы государства, похоже, намерена действовать более активно. Михай Петраке, например, прогнозировал, что в дальнейшем президент может принять участие в парламентских конституционных дебатах и обратиться к законодателям со специальным посланием. И если те не захотят его услышать, он будет вправе затем апеллировать напрямую к народу. И, следовательно, идея конституционного референдума может стать вполне актуальной и реализуемой во второй половине этого года, заключил Михай Петраке.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000



Tуркмения

ПРЕЗИДЕНТЫ Туркмении и Узбекистана Сапармурат Ниязов и Ислам Каримов провели телефонную беседу

ПРЕЗИДЕНТЫ Туркмении и Узбекистана Сапармурат Ниязов и Ислам Каримов провели телефонную беседу, в ходе которой обсудили проблемы двустороннего и регионального сотрудничества, а также вопрос делимитации и демаркации государственной границы. Предполагается, что межгосударственное соглашение о границе будет подписано в ходе визита Ислама Каримова в Ашхабад, намеченного на сентябрь.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000


Своя ноша тянет

Ольга ГУБЕНКО

Туркмения не надеется вернуться к реализации проекта строительства газопровода в Турцию. Взамен президент Туркмении Сапармурат Ниязов официально предложил президенту англо-голландской компании Shell Диному Мегатому строить Трансафганский трубопровод в Пакистан.

По всей видимости, туркменское правительство никак не может "переварить" выход американских компаний General Electric и Bechtel из проекта Транскаспийского газопровода. Источник, близкий к правительству Туркмении, заявил "Известиям", что эти компании отнюдь не по собственной инициативе вышли из туркменского проекта. По мнению туркменской стороны, компании не выполнили три требования Сапармурата Ниязова. Во-первых, Туркмения требовала от американцев предварительного финансирования в связи с риском прокладки газопровода через неспокойные территории Азербайджана и Грузии, во-вторых, компании не захотели размещать средства от реализации газа в банках Туркмении. Наконец, в-третьих, американцы не предоставили квоту Азербайджану в размере 5 млрд кубометров газа.

В этой ситуации предложение компании Shell строить Трансафганский трубопровод может отчасти компенсировать неудачу Ашхабада на турецком направлении. К тому же сама Shell упорно заявляет, что пришла в Туркмению всерьез и надолго. Прежде всего компанию интересуют разработки туркменского месторождения "Малай", запасы которого, по мнению газовиков, составляют около 2 трлн кубометров. Естественно, Shell волнуют возможные пути реализации этого газа. До сих пор компания являлась основным спонсором Транскаспийского газопровода-- в намечавшемся строительстве на ее долю приходилось 50% участия.

Сейчас строительство газопровода через Афганистан в Пакистан становится единственной альтернативой экспорта туркменского газа в обход России. Впрочем, такой путь до сих пор не рассматривался всерьез из-за постоянной гражданской войны на территории Афганистана. Никто не может гарантировать спокойного строительства и безопасной эксплуатации Трансафганского газопровода. Впрочем, туркмены давно ведут переговоры с талибами и надеются на их поддержку. Не случайно газопровод должен пройти исключительно по территориям, контролируемым талибами. Источник, близкий к правительству Туркменистана, заявил "Известиям", что, по мнению туркменской стороны, этот путь совершенно безопасен. К тому же туркменский президент считает, что строительство газопровода через Афганистан может помочь примирить враждующие стороны.

Кстати, Shell, являясь стратегическим партнером российского "Газпрома", предложила Туркменбаши возможность транспортировки туркменского газа на международные рынки через российские трубопроводы. Туркменский президент одобрил такое предложение, поставив условие: покупатели будут "забирать" сырье на границе Туркмении. Дело в том, что правительство Туркмении убеждено, что Россия тайно торгует туркменским газом на международных рынках как своим. К примеру, идет разговор о том, что закупаемые Россией в этом году 20 млрд кубометров туркменского газа пошли вовсе не на внутренние нужды нашей страны.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 121 (25713) от 04/07/00



Украина

Лазаренко осудили условно

В Киеве поговаривают, что примеру швейцарского суда может последовать и американский

Николай Марков

В ЖЕНЕВСКОМ суде завершилось рассмотрение дела по обвинению бывшего украинского премьер-министра Павла Лазаренко в отмывании денег. Швейцарские следователи, ранее утверждавшие, что г-н Лазаренко незаконно вывез с Украины 880 млн. долларов, смогли доказать причастность бывшего премьера к отмыванию только 9 млн. долларов - через 80 банков. Накануне судебных слушаний в Женеве Павел Лазаренко, находящийся с февраля 1999 года в заключении в США, передал в швейцарский суд чистосердечное признание в отмывании 9 млн. долларов. Адвокат Лазаренко Поль Гюли-Харт в связи с признаниями экс-премьера заявил, что истоки дела бывшего главы украинского правительства - "в существующей на Украине неразберихе с общественными функциями и частными интересами, когда приватизация часто проводится беспорядочно и считается нормальным, чтобы политик был бизнесменом...". Согласно швейцарскому законодательству Павлу Лазаренко был вынесен приговор, предусматривающий лишение его свободы на полтора года (с отсрочкой выполнения).

Тем временем в США судебное разбирательство по делу Лазаренко не завершено. Не решен и вопрос о возможности предоставления бывшему премьеру политического убежища, о чем Лазаренко попросил американские власти в начале 1999 года. В США бывшего украинского премьера обвиняют в отмывании 114 млн. долларов. В случае если вина Лазаренко будет доказана, согласно американскому законодательству ему грозит около 250 лет тюремного заключения. Украинские аналитики допускают, что Лазаренко частично признал свою вину перед женевским судом, пытаясь добиться экстрадиции из США в Швейцарию. Тем более что власти Соединенных Штатов две недели назад допустили такую возможность, заметив, что в таком случае все американское имущество Лазаренко и его арестованные счета будут конфискованы в пользу США.

Примерно в то же время американский адвокат Павла Лазаренко Майкл Хэндверкер обнародовал информацию о том, что его адвокатская компания располагает сведениями относительно того, что президент Украины Леонид Кучма не только был информирован о финансовых злоупотреблениях, совершаемых премьер-министром, но и прикрывал Лазаренко. "Президент Кучма и Павел Лазаренко были близкими друзьями, политическими и бизнес-партнерами, до тех пор пока мистер Лазаренко не принял решения участвовать в президентских выборах, - сказано в заявлении Майкла Хэндверкера. - Президент Кучма в период с 1995 по 1998 г. получал регулярные перечисления от коммерческих предприятий, которые контролировал Павел Лазаренко... Последовательные административные назначения Лазаренко, решения о которых подписывал Леонид Кучма, подчеркивают тот факт, что коммерческая деятельность Лазаренко полностью приветствовалась Кучмой, он смотрел на нее сквозь пальцы и, таким образом, был ее соучастником".

Возможно, в связи с появлением этой информации (и, видимо, серьезных доказательств ее истинности) позиция США и Швейцарии относительно "дела Лазаренко" несколько смягчилась. Украинские аналитики считают, что США, с одной стороны, не желают ухудшать отношения с официальным Киевом, а с другой - прекрасно понимают, что в коррупции следует обвинять не только и, возможно, не столько одного из бывших премьеров. По мнению аналитиков, именно поэтому президент США Билл Клинтон во время недавнего визита в Киев попросил украинское руководство не касаться темы Лазаренко. Вполне возможно, дело Лазаренко завершится ничем - по крайней мере на Украину он вряд ли вернется. Тем более что украинская Генпрокуратура недавно арестовала еще несколько людей из бывшего окружения экс-премьера. Кроме того, заместитель генерального прокурора Николай Обиход обвинил Лазаренко в организации убийства народного депутата Евгения Щербаня и в попытке организации убийства "еще двух высокопоставленных лиц". При этом Генпрокуратура не подкрепила своих обвинений никакими фактами, после чего даже недоброжелатели Лазаренко в Киеве заговорили о том, что Генпрокуратура выполняет "политический заказ". Вероятно, в США и Швейцарии тоже сомневаются в чистоплотности украинских властей. По крайней мере американские обозреватели стали напоминать, что Павел Лазаренко был освобожден Леонидом Кучмой с должности премьер-министра не в связи со злоупотреблениями, но "по состоянию здоровья". Кроме того, Лазаренко, которого украинский парламент лишил депутатской неприкосновенности, тем не менее смог беспрепятственно покинуть Украину. Что было бы невозможно в случае, если бы очень высокопоставленные люди в Киеве не были заинтересованы в том, чтобы Лазаренко провел остаток жизни на благополучном Западе, при этом регулярно получая с Украины угрозы-предупреждения в виде заявлений Генпрокуратуры и не особо распространяясь о своих бывших связях.

Независимая Газета N 120 (2182) 01.07.2000


Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000