Журнал теории и практики Евразийства №3
(№1,№2,№3,№4)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Российские СМИ о СНГ
От редакции
Новости СНГ
Российские СМИ о СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Белоруссии и России. Обзор событий
Союз Белоруссии и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
Гумилев Л.Н.  Заметки последнего евразийца
Чистов В.Г.  Российско–украинские отношения через призму теории этногенеза
Часть 2
Часть 3
Гушер А.И.  Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества
Наследие
Н.С.Трубецкой  К украинской проблеме
Союз Белоруссии и России. Статьи
Посохов С.А.  Быть вместе – наша судьба
Фролов К.А.  Общерусское самосознание – фундамент воссоединения
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Наталья Айрапетова  Россия живет по китайской поговорке. А поговорка эта гласит: « Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!»
Грунин В.Ф.  Азербайджан: этот нелегкий суверенитет
Сокуров С.А.  Мертвая и живая вода национализма
Власов В.А.  Проблемы распространения периодических изданий государств — участников СНГ в России
  Проблемы формирования единого образовательного пространства
Культура
Кожинов В.В.  О месте России в мире
Архимандрит Феофилакт (Георгиадис)  Основание иерусалимского подворья в Москве — важнейшая веха в укреплении братских отношений между иерусалимской и русской церквами
Корнеева Н.И.  Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века
  Русский скульптор Владимир Суровцев
Люди и время
Серапионова Е.П.  Карел Крамарж о федерализме и проблемах будущего государственного устройства России
  Генералиссимус князь А. В. Суворов в анекдотах и рассказах современников
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail: isve@orc.ru 
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

Июль 2000 г.

1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
 

Институт стран СНГ



Дизайн: Сергей Попков



7 июля 2000 года


Общие вопросы СНГ

"Шанхайский форум" претендует на роль мощной международной

ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВА

Участники саммита в Душанбе подтверждают приоритет интересов государства над правами человека

Вчера "Шанхайская пятерка" фактически потеряла право так называться. Президент Узбекистана Ислам Каримов, присутствующий на саммите в качестве гостя, предложил новый термин - "Шанхайский форум", тем самым убрав из названия количественное ограничение числа участников. Остальные члены "пятерки" - председатель КНР Цзян Цзэминь и президенты России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана это предложение сдержанно поддержали.

Владимир Путин, прибывший в Душанбе ранним утром, начал свой день с прогулки по парку в комплексе правительственных резиденций в компании министра иностранных дел Игоря Иванова. Иванову с Путиным действительно было о чем поговорить - министр иностранных дел приехал в таджикскую столицу еще накануне и успел поставить точку во всех подготовительных работах. Хотя утреннюю прогулку вряд ли можно считать только деловой - ранним утром здесь еще можно гулять (июльскую жару в Душанбе непривычному человеку выдержать сложно). Президент Таджикистана, например, так расчувствовался при виде измученных духотой московских журналистов, что посоветовал им использовать в качестве бассейна фонтаны правительственных резиденций.

Две центральные фигуры "Шанхайской пятерки" - Цзян Цзэминь и Владимир Путин решили для начала встретиться в неформальной обстановке, за рабочим завтраком. Председатель КНР, взяв на себя обязанности хозяина (завтрак проходил в особняке китайской делегации), заодно освежил свои познания, попрактиковавшись в разговорном русском. Диалог состоялся примерно такой: Цзян Цзэминь: "Вы так молоды, господин президент". Путин: "Молодость - это недостаток, который с годами проходит".

Цзян Цзэминь: "Человек, с годами теряя молодость, приобретает мудрость".

В общем, Путин, кажется, остался вполне доволен беседой с китайским лидером. В подробности он вдаваться не стал, отметив только, что "председатель КНР гораздо лучше знает механизмы работы "Шанхайской пятерки", нежели ваш покорный слуга".

Знающие люди говорят, что в принципе китайский лидер неплохо понимает по-русски, но серьезные беседы все же приходится вести с помощью переводчика - Цзян Цзэминю не хватает разговорной практики. Теперь появляется шанс это исправить, президент России и председатель КНР намерены встречаться довольно часто. Как раз их будущее свидание, которое должно состояться приблизительно через две недели, стало одним из предметов их беседы.

Что же касается подписанной вчера Душанбинской декларации, то она полностью укладывается в формулу "дело кроется в деталях". Большинство общих положений не слишком отличаются от предыдущей, Бишкекской декларации. Формулировки порой совершенно идентичны, например: "Стороны отмечают, что достигнутая пятью странами договоренность о пограничном урегулировании вносит конструктивный вклад в обеспечение стабильности в регионе".

Но члены "Шанхайской пятерки" не преминули напомнить и о своих претензиях на роль мощной международной структуры. Нашумевшее год назад заявление о недопущении использования нарушений прав человека как предлога для вмешательства во внутренние дела государства было не только полностью повторено, но и дополнено термином "гуманитарная интервенция". Кроме того, стороны согласились с тем, что чеченское урегулирование - это исключительно российская проблема, точно так же, как и Китай вправе рассчитывать на поддержку стран "Шанхайской пятерки" в отстаивании политики "одного Китая". Вполне предсказуемым оказалось и итоговое заявление по ПРО. Терминология вполне привычна - договор 1972 года является краеугольным камнем стратегической стабильности.

Президенты разъехались довольно быстро. Первым улетел Владимир Путин. Спешил вернуться на родину и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который завтра отмечает свое шестидесятилетие. Все члены "Шанхайской пятерки" его дружно поздравили.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


Евразийские перспективы постсоветской интерграции

Для реального объединения необходимы сплачивающая идея и действенные механизмы ее реализации

Лия Васильева, Вадим Балытников, Евгений Серков

СЕГОДНЯ, на рубеже веков и тысячелетий, процессы всеобъемлющей интеграции географически, политически, исторически, экономически и культурно близких между собой независимых государств становятся одним из доминирующих факторов развития мировой цивилизации. И это неудивительно. В условиях глобализации даже самое могущественное государство не может эффективно отстаивать свои интересы, опираясь только на собственные силы. Понимание этой объективной закономерности лежит в основе создания и функционирования Европейского союза, Организации американских государств, Организации африканского единства, Лиги арабских государств и многих других региональных интеграционных объединений. В последнее время подобное понимание наконец-то стало овладевать умами как политических элит, так и широких масс населения независимых государств, возникших на территории бывшего СССР.

Конечно, нельзя сказать, что необходимость всесторонней интеграции бывших республик бывшего СССР не осознавалась их народами и руководителями ранее. Еще в Беловежском соглашении о создании Содружества Независимых Государств и в дополнявшей его Алма-Атинской декларации подчеркивалась необходимость сохранения и развития политической, экономической, культурной и гуманитарной интеграции стран - членов СНГ. Однако на практике в рамках Содружества до последнего времени преобладало мнение, что доминантой его развития должно быть стремление к всемерному атрибутированию независимости государств-участников. Во многом это обусловлено объективными причинами. Действительно, трудно ожидать, что на следующей день после распада единого государства образовавшиеся благодаря этому независимые страны начнут активно интегрироваться друг с другом.

Однако стремление государств к обеспечению своей самостоятельности не может отменить исторически сложившейся необходимости их совместного развития в рамках единого политического, экономического и культурного пространства. В понятие государственной независимости никогда не входило право по своему усмотрению решать, стоит ли выполнять взятые на себя международно-правовые обязательства. Между тем в рамках СНГ подобного рода действия, по признанию самих руководителей стран Содружества, стали обычным явлением. Исследователи полагают, что из почти тысячи документов, принятых на уровне Содружества Независимых Государств, действительно работающими являются лишь несколько десятков. К концу 1990-х эта ситуация окончательно перестала устраивать как государственное руководство, так и народы стран СНГ. Какое-то время многим казалось, что судьба Содружества решена и оно вскоре окончательно уступит место менее широким по составу участников, но более глубоким по уровню интеграции межгосударственным объединениям стран бывшего СССР. Однако вскоре стало понятно, что ни "интеграционная пятерка", ни Союз России и Беларуси, ни Центральноазиатский союз не смогут заменить СНГ в качестве инструмента регулирования политических процессов на постсоветском пространстве. Очевидной стала необходимость поиска и устранения причин, препятствующих осуществлению интеграции государств - участников Содружества.

При этом основным препятствием к реальной интеграции принято считать отсутствие в СНГ надгосударственных механизмов обеспечения и контроля исполнения решений. Действительно, существующий механизм реализации принимаемых в рамках Содружества документов фактически ставит его в полную зависимость от доброй воли стран - членов СНГ. Однако представляется, что данная ситуация полностью соответствует основной идее существования Содружества, отраженной в самом его названии.

Дело в том, что в основании любого межгосударственного объединения лежит определенная идея, объединяющая всех его участников. Для членов ООН это закрепленная в ее уставе идея обеспечения международного мира и безопасности. Для членов Организации стран - экспортеров нефти - идея необходимости согласованного межгосударственного регулирования объемов добычи и продажи последней. Для Европейского союза - идея единой Европы. В основании Содружества Независимых Государств лежит идея независимости всех его участников. В силу этого СНГ в свое время послужил великолепным механизмом "цивилизованного развода" бывших республик бывшего СССР. Содружество обладает значительными, неоднократно востребованными на практике возможностями защиты суверенитета и независимости его членов от внутренних и внешних угроз (вспомним роль СНГ в урегулировании конфликтов в Грузии, Молдавии и Таджикистане). Но способно ли Содружество создавать эффективные надгосударственные механизмы обеспечения интеграции его членов? Может ли Содружество Независимых Государств, возникшее как итог борьбы союзных республик против наднационального Центра, способствовать созданию зависимости своих членов от решений, безусловно необходимых для осуществления реальной интеграции наднациональных органов? Пригодна ли лежащая в основе СНГ идея независимости его членов для обеспечения интеграции?

В современном мире в основе любой региональной интеграции лежит идея географической, историко-политической, экономической, культурной общности народов интегрирующихся государств. Жители государств Западной и Центральной Европы ощущают себя европейцами, население большинства стран Нового Света - латиноамериканцами, народы Черной Африки - африканцами, население арабских государств - частью единой "арабской нации". Какая же идея может быть положена в основу постсоветской интеграции государств - субъектов бывшего СССР? Представляется, что такой идеей может быть осознание принадлежности народов указанных государств к единой евразийской цивилизации.

Существование указанной цивилизации, представляющей собой результат произошедшего в североевразийской зоне межцивилизационного контакта синтеза европейской и азиатской цивилизаций, было еще в первой четверти XX века убедительно доказано выдающимися русскими учеными и мыслителями Н.Алексеевым, Г.Вернадским, П.Савицким, Н.Трубецким. Вынужденные после окончания Гражданской войны покинуть Россию, они создали в среде русской эмиграции мощное евразийское движение. При этом в отличие от многих других мировоззренческих течений русской диаспоры евразийство не просто переросло границы "первой волны" эмигрантов, но и смогло получить весьма широкое признание в среде советской и постсоветской интеллигенции. Идеи евразийства разделялись и разделяются известнейшими учеными и писателями самых разных политических направлений - либерально-демократического (Л.Гумилев, А.Сахаров и т.п.), национально-патриотического (А.Дугин, А.Проханов и пр.), почвенническо-центристского (Д.Балашов, Т.Пулатов и др.). И это неудивительно.

Независимо от своих политических взглядов беспристрастные в научном плане исследователи вряд ли могут отрицать очевидный факт формирования на евразийском пространстве, ранее занимаемом бывшей Российской империей и бывшим Советским Союзом, самобытной и самостоятельной цивилизации, представляющей собой нерасторжимый сплав элементов славянской, византийской, тюркско-монгольской и западноевропейской культур. Неудивительно, что указанная цивилизация получила название евразийской. Столь же естественным является и то, что стремящиеся к тесной интеграции постсоветских государств представители государственного руководства стран СНГ воспринимают идею принадлежности народов бывшего СССР к единой евразийской цивилизации в качестве мировоззренческой основы для осуществления указанной интеграции. Об этом свидетельствует, в частности, выдвинутое президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 году предложение о создании участниками СНГ более сплоченного межгосударственного интеграционного объединения - Евразийского союза (ЕАС). В рамках указанного объединения предлагалось сформировать единое оборонное, экономическое и культурное пространство, образовать наряду с межгосударственными и наднациональные органы - парламент, исполнительный комитет (фактически правительство) и т. д., создать условия для гармонизации законодательства постсоветских государств.

Предложение Нурсултана Назарбаева в период его выдвижения было поддержано представителями ряда стран СНГ (Армении, Белоруссии и даже Украины). Однако тогдашнее государственное руководство России повело себя в данном случае на удивление пассивно (хотя многие виднейшие политические деятели страны, в частности мэр Москвы Ю.М. Лужков, поддержали идею создания Евразийского союза). Именно пассивная позиция российского руководства, без активной роли которого не осуществимы никакие позитивные интеграционные процессы на территории бывшего СССР, и явилась, по мнению многих исследователей, причиной того, что предложение о создании ЕАС в тот период не было воплощено в жизнь.

Однако и сегодня, спустя почти шесть лет, указанное предложение не утратило своей актуальности. Представляется, что именно Евразийский союз может стать всеобъемлющим интеграционным объединением, способным восстановить политическое, экономическое и гуманитарное единство государств и народов бывшего Советского Союза и включить в свой состав 12 из 15 бывших союзных республик. При этом в современных условиях именно Россия может эффективно инициировать новое предложение о создании ЕАС. Своевременное выдвижение такого предложения, думается, обрело бы поддержку как среди представителей политической элиты стран СНГ, так и среди их населения.

Основные параметры интеграции в рамках Евразийского союза известны. Они в свое время были сформулированы в заявлении Н.Назарбаева о формировании Евразийского союза и в его же программе "Десять простых шагов навстречу простым людям". Это единое оборонное пространство, реализация принципа свободы перемещения, а также режима наибольшего благоприятствования в области земельных, жилищных, трудовых и социально-культурных отношений, признание русского языка языком межнационального общения народов Евразийского союза. Представляется, что для начального этапа интеграции стран ЕАС указанные параметры являются достаточно исчерпывающими. В то же время предложенные президентом Казахстана механизмы реализации интеграционной политики стран Евразийского союза, по нашему мнению, нуждаются в совершенствовании. Речь идет прежде всего о предлагаемой системе органов Евразийского союза и формах их деятельности.

Представляется, что при разработке указанных вопросов необходимо учитывать позитивный опыт функционирования существовавших и существующих форм объединения народов евразийской цивилизации (СССР, СНГ, Союза России и Беларуси), а также соответствующий опыт интеграционных объединений государств, относящихся к другим цивилизациям (в частности, опыт Европейского союза).

Что касается межгосударственных органов Союза, то в этой области представляется целесообразной предложенная Н.Назарбаевым система органов, основанная на модели, существующей в СНГ (Совет глав государств, Совет глав правительств и советы отраслевых министров). Основная функция указанных органов - выработка и формирование общей позиции стран - членов ЕАС, в том числе подготовка и заключение межгосударственных договоров по различным направлениям интеграции.

Что же касается наднациональных (надгосударственных) органов Союза, то в этой области предложения казахстанского президента, думается, нуждаются в развитии и конкретизации.

Безусловно необходимо создание парламента Евразийского союза. Однако при этом cpaзy возникают вопросы о порядке формирования, структуре и компетенции данного органа.

По существу парламент ЕАС может формироваться двумя путями:

1. Путем направления в его состав делегаций представителей национальных парламентов стран ЕАС.

2. Путем прямых выборов его членов.

По первому варианту в настоящее время формируется Межпарламентская ассамблея СНГ, по второму - Европарламент.

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. В первом случае обеспечивается равноправие всех государств-членов, но работа наднационального парламента ставится в зависимость от национальных законодательных органов. Во втором случае деятельность наднационального парламента становится более независимой, но возникает возможность ущемления равноправия входящих в состав интеграционного объединения государств.

На наш взгляд, существует возможность объединить достоинства обоих рассмотренных вариантов и одновременно минимизировать их недостатки. Для этого достаточно создать двухпалатный парламент Евразийского союза, нижняя палата которого будет избираться путем прямых выборов, а верхняя - формироваться из равных по численности делегаций представителей парламентов стран - участниц ЕАС. При этом для принятия решений в обеих палатах можно установить необходимость наличия квалифицированного большинства (3/5, 2/3 или 3/4 голосов).

Что же касается того, какие акты и по каким вопросам будет принимать парламент, то здесь представляется целесообразным, используя опыт СССР и Союза России и Беларуси, установить, что по зафиксированным в договорах участников Союза конкретным вопросам интеграции Евразийский парламент принимает основы законодательства стран ЕАС, то есть акты, определяющие единые для всех государств Союза общие правила, которые должны быть основой внутригосударственного правотворчества в тех или иных областях. Исходя из указанных выше основных параметров интеграции, можно сделать вывод, что такие основы могли бы быть приняты в области гражданского, гражданско- процессуального, земельного, жилищного, трудового, информационного, таможенного, транспортного, антимонопольного законодательств, а также и в некоторых других областях.

Контроль за исполнением государствами - членами Союза основ законодательства стран ЕАС, по нашему мнению, было бы целесообразно возложить на специальный Контрольный комитет Евразийского союза, члены которого (по одному от каждого государства) избирались бы нижней палатой Евразийского парламента по представлению глав государств ЕАС. Основными функциями Контрольного комитета могли бы стать сбор информации о нарушениях основ законодательства (то есть о незакреплении или ненадлежащем закреплении их положений в законодательстве государств-участников) и обращение по этому поводу в Суд Евразийского союза.

Суд Евразийского союза представляется целесообразным формировать и наделять компетенцией с учетом опыта существования и деятельности Суда Европейского союза и Экономического суда СНГ. Его члены (по одному от каждого государства) могли бы избираться верхней палатой парламента Евразийского союза по представлению глав государств ЕАС. Основными функциями Суда могли бы стать:

1. Разрешение споров о соответствии основ законодательства стран ЕАС договорам и соглашениям, заключенным в рамках Евразийского союза. При этом правом предъявления в Суд исков было бы целесообразно наделить государства - члены ЕАС, а также, возможно, его Контрольный комитет. Ответчиком в таком случае являлся бы парламент ЕАС. В качестве санкции естественным было бы использование механизма признания не имеющими юридической силы тех положений основ законодательства стран ЕАС, которые были бы признаны не соответствующими вышеупомянутым договорам.

2. Разрешение споров о нарушении основ законодательства Евразийского союза. При этом правом предъявления в Суд исков было бы целесообразно наделить государства - члены ЕАС, его Контрольный комитет, а также пострадавших в результате нарушения основ законодательства граждан и юридических лиц государств ЕАС. Ответчиками бы выступали нарушившие основы законодательства государства - члены ЕАС. В качестве санкции естественным было бы использование механизма наложения и взимания с ответчиков штрафов в пользу потерпевших. В случае невыплаты штрафных сумм можно было бы закрепить возможность обращения взыскания на государственную собственность государства-нарушителя, находящуюся на территории другого государства - члена ЕАС.

Представляется, что построенная таким образом система органов Евразийского союза смогла бы обеспечить слаженное формирование единой интеграционной политики государств ЕАС и надлежащий контроль за ее осуществлением. Таким образом, евразийская интеграционная идея, способная сплотить страны бывшего СССР, могла бы получить в рамках Евразийского союза действенные механизмы реализации.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000


Россия, Китай и страны Центральной Азии продолжают сближаться

"Пятерка" и Узбекистан образовали "шанхайский форум"

Григорий Нехорошев

"ТЕРРОРИСТОВ мало разбить, их нужно обезоружить идейно. Нельзя давать им прикрываться лозунгами бойцов за веру", - сказал вчера президент России Владимир Путин на пятом саммите "шанхайской пятерки" в Душанбе. За час до этого Путин на встрече с командующими 201-й российской дивизии в Таджикистане и командующим погрангруппы РФ заявил, что сейчас главное - это создание российской военной базы и укрепление военного присутствия России в Таджикистане. В документах встречи угроза региону была обозначена четко: это Афганистан. Гость душанбинской встречи президент Узбекистана Ислам Каримов в своем выступлении сказал, что "пока в Афганистане продолжается военное противостояние, воспроизводящее новые поколения террористов, боевиков, мы не можем быть застрахованы от агрессивных устремлений, ползучей экспансии терроризма и регионального экстремизма". Еще пару лет назад российское военное присутствие в Таджикистане Ташкенту не нравилось. Недавно это отношение изменилось, и вслед за тем изменилась обстановка в регионе.

Путин отметил, что присутствие в Душанбе Каримова - "важнейший шаг в укреплении стабильности в Центральной Азии". Президент России вообще уделял много личного внимания узбекскому коллеге, беседовал с ним по пути с узкой встречи руководителей стран на расширенное заседание, стоял с ним рядом на заключительной пресс-конференции. На ней Каримов, кстати, подчеркнул, что Узбекистан "занимает центральное место в Центральной Азии" и без него проблем региона не решить. Он предложил переименовать "шанхайскую пятерку" в "шанхайский саммит". Однако, по предложению хозяина саммита президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, встречи теперь будут называться "шанхайским форумом". Кроме того, обращаясь к председателю КНР, Каримов назвал Китай и Россию двумя великими державами региона и еще раз подчеркнул важную роль Узбекистана. Он предложил на предстоящем в сентябре саммите тысячелетия в Шанхае России и Китаю, как членам Совета Безопасности ООН, выступить с инициативой создания единого антитеррористического центра. Секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов очень высоко оценил это предложение Каримова. Пока же "пятерка" договорилась о создании регионального антитеррористического центра со штаб-квартирой в Бишкеке. К следующему саммиту "пятерка" договорилась отработать проекты международных правовых норм по борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. В 1996 году на первом саммите в Шанхае было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области в регионе общих гра-ниц России, Казахстана, Киргизии, Китая и Таджикистана. Затем сотрудничество углублялось, охватив вопросы борьбы с этносипаратизмом, международным терроризмом, преступностью и региональным экстремизмом. "Пятерка" заявляла о своей открытости и намекала на желание стать серьезным международным клубом далеко не регионального значения. До душанбинского саммита этого не происходило. После встречи "пять" плюс Каримов ситуация стала иной. Руководители всех стран "пятерки" подчеркивали, что теперь эта организация будет оказывать серьезное влияние не только в регионе, но и в мире. В подтверждение этих слов Владимир Путин заявил, что разделяет озабоченность председателя КНР Цзян Цзэминя относительно возможности создания локальной системы ПРО с включением Тайваня, поскольку это может внести дестабилизацию ситуации в мире. В итоге в принятой "душанбинской декларации", подписанной пятью главами государств, заявлено о недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств "под предлогом гуманитарной интервенции и защиты прав человека". Так, поддержаны действия России в Чечне и заявлена поддержка позиции Китая, выступающего против плана включения Тайваня в систему ПРО ТВД. Кстати, безопасность самой таджикской встречи обеспечивали около 6 тысяч представителей силовых структур Таджикистана и воинов 201-й российской мотострелковой дивизии.

Между тем с понедельника в Душанбе проходит официальный визит председателя КНР Цзян Цзэминя. С президентом Таджикистана он обсуждал вопросы безопасности в регионе и вопросы экономического сотрудничества. Между Пекином и Душанбе был подписан договор о границе, о правовом сотрудничестве и декларация о ситуации в регионе. В декларации стороны выразили озабоченность ситуацией в Афганистане и заявили об общих интересах в борьбе против сепаратизма и исламского фундаментализма. Для Таджикистана сотрудничество с Китаем - это признание значимости страны в этом регионе. Для Китая - лишний козырь в борьбе с сепаратистами на северо-западе, в Синцзянь-Уйгурском автономном районе, где проживают уйгуры-мусульмане. Уйгурские сепаратисты проходят подготовку в лагерях талибов в Афганистане, перевозят оттуда оружие и идею создания Пантуранского государства фундаменталистской исламской ориентации. За моральную поддержку Китай щедро расплачивается. Цзян Цзэминь подарил Душанбе 32 автобуса и пообещал продовольственную гуманитарную помощь в связи с засухой в Таджикистане. Впрочем, в дальнейшем между Китаем и Таджикистаном намечается серьезное экономическое сотрудничество. Китай собирается строить новые транспортные магистрали в обход Афганистана для развития своих довольно бедных северо- западных регионов. Это очень устраивает Таджикистан, где в ударном порядке уже была построена недавно автомобильная дорога Душанбе-Курган-Тюбе-Куляб. До границы с Китаем нужно достроить несколько десятков километров. В этой же транспортной магистрали заинтересована и Россия. И эти вопросы будут обсуждаться на следующей встрече в Шанхае.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000


На стыке славянских республик появится православное село

ВАЛЕРИЙ БАТУЕВ

На границе Украины, Белоруссии и России по инициативе Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Союза казачьих войск России и зарубежья будет построено село Троицкое и казачья станица. Эта идея, как сообщил корреспонденту газеты "Время МН" начальник генштаба казачьих войск России и зарубежья Валерий Камшилов, "призвана символизировать объединение трех славянских республик" и была поддержана президентами трех республик еще накануне Дня Победы, во время их трехсторонней встречи.

По мнению Владимира Путина, это село должно быть построено на территории России, конкретно - в Брянской области. Леонид Кучма и Александр Лукашенко, похоже, молча согласились с этим. Во всяком случае, они до сих пор не предложили свой вариант.

Кстати, В.Путин уже утвердил председателем приграничных районов Евгения Савченко, главу Белгородской области. Именно он и должен курировать строительство православного села. Правда, пока не ясно, кто профинансирует этот проект. Валерий Камшилов утверждает, что уже работает попечительский совет, созданный по благословению патриарха Алексия II. Этот совет и будет искать средства. Не исключено, что на строительство села "скинутся" и три президента.

Как и полагается в православном селе, в Троицком будет воздвигнут храм. Его проект разработал российский скульптор и глава Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года



Азербайджан

ЗА ПЕРВЫЙ квартал по Международному евразийскому транспортному коридору (МЕАТК), который является одной из составных частей крупных международных трансрегиональных проектов ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА, было перевезено 1005,8 тыс. пассажиров

Как сообщает азербайджанское агентство "Билик Дуньясы" со ссылкой на Госкомстат Азербайджана, 88% пассажиров было перевезено железнодорожным транспортом, 11,9 - авиационным, а 0,1 - морским. За первые три месяца 2000 г. за морские грузоперевозки получено прибыли на сумму 140,5 млрд. манатов, а за пассажирские перевозки - 19,6 млрд. манатов. В январе-марте 3313,6 тыс. т (73,5%) перевезенных по МЕАТК грузов, а также 1142 млн. тоннокилометров (58,6%) осуществленных грузоперевозок реализовано железнодорожным транспортом. 78,2% грузов, перевезенных этим видом транспорта, составляли нефть и нефтепродукты, 3,5% - стройматериалы, 0,2% - продукты питания и винная продукция, а оставшуюся часть - лесогрузы, зерно, мука и другая продукция. 1187,9 тыс. т (26,4%) грузов, перевезенных по МЕАТК, приходится на долю морского транспорта. Перевозка транзитных грузов, составляющих 82,4% (в январе-марте 1999 г. - 93,6%), и перевезенных морским транспортом грузов возросла на 29,2% и составила 978,9 тыс. т. Грузооборот, выполненный этим видом транспорта, составил 40,5% (в январе-марте 1999 г. - 34,9%) от общего объема грузооборота коридора. Прибыль, полученная морским транспортом от грузоперевозок по МЕАТК, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 69,5% и составила 30 млрд. манатов. 86,3% прибыли получено за транзитную деятельность, а это на 53,0% больше, чем в прошлом году. 71,2% грузов, перевезенных морским транспортом по МЕАТК, составляют нефть и нефтепродукты. 99,4% перевезенной нефти и нефтепродуктов были транзитного характера. 0,1%, или 6,3 тыс. т грузов, по МЕАТК осуществлено авиатранспортом.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000



Армения

Как заявили прибывшие в Ереван сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху от США Кери Кавано и от России Николай Грибков, 12 июля в Вене сопредседатели доложат главам МИД ОБСЕ о состоянии процесса урегулирования

Как заявили прибывшие в Ереван сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху от США Кери Кавано и от России Николай Грибков, 12 июля в Вене сопредседатели доложат главам МИД ОБСЕ о состоянии процесса урегулирования, после чего Ереван и Баку посетит действующий председатель ОБСЕ Бенита Ферреро Вальднер. Со своей стороны сопредседатель от РФ Николай Грибков заявил, что посреднические предложения не будут сводиться лишь к идее "общего государства" Азербайджана и НКР. Тем временем в Степанакерте открылась первая сессия нового парламента НКР.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000



Грузия

Грузия сделала выбор между журавлем в небе и синицей в

ИРИНА ДЖОРБЕНАДЗЕ

От нефтяных фантазий республика перешла к реальному нефтяному бизнесу

В конце июня в Грузии стартовали два важных для страны нефтяных проекта. Официальный Тбилиси подписал контракт с американской компанией "Анадарко" о долевом распределении нефти и газа на черноморском шельфе Грузии (по оценкам экспертов, его запасы составляют 200 млн тонн нефти). "Анадарко" получила эксклюзивное право на освоение этих ресурсов и обязалась инвестировать в проект только на начальном этапе изыскательских работ более 1 млрд долларов. Действие контракта с "Анадарко" - 25 лет. Условия контракта не разглашаются, но местные власти уверяют, что они крайне выгодны для Грузии. В скором времени в грузинскую акваторию Черного моря прибудет специальное судно, оснащенное для проведения геофизических исследований, а "Анадарко" откроет в Тбилиси свое представительство.

Вторым удачным проектом можно считать обещание Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) выделить американской компании "Фронтера рисорсиз" долгосрочный кредит на освоение нефтяных месторождений Гаре Кахети в Грузии. Региональный директор ЕБРР Оливье Декамп в ходе недавнего визита в Тбилиси отметил, что республику пока "трудно сравнить с нефтяным Техасом", но добыча собственной нефти позволит ей быть менее зависимой от импорта.

Американские и грузинские эксперты полагают, что нефти в Гаре Кахети с лихвой хватит на промышленную добычу. Американского партнера по совместному с Грузией предприятию "Фронтера рисорсиз Джорджия" наверняка вдохновили успехи на одном из месторождений Гаре Кахети - "Тарибана", где нефть уже пошла. Полагают, что только недра "Тарибаны" способны выдать за четверть века около 250 млн баррелей. А подобных месторождений в Гаре Кахети еще пять. "Фронтера" уже вложила в "Тарибану" свыше 30 млн долларов, а реализация всего проекта ориентирована на инвестиции в несколько сотен миллионов долларов.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


ЗАВТРА правительство Грузии на своем заседании будет рассматривать предложение главы Минфина республики о сокращении расходной части бюджета- 2000 почти на 30%

Сегодня категорически против этой инициативы выступают руководители силовых ведомств, ведь секвестр коснется именно их.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000



Киргизия

Президентский ценз

АНВАР БАКЕЕВ

Киргизский ЦИК вводит экзамены для претендентов на пост президента. Центральная избирательная комиссия Киргизии решила по-настоящему проверять знание претендентами на пост президента страны государственного языка.

Экзаменовать кандидатов будет специальная комиссия, в состав которой входят семь крупных специалистов в области киргизской филологии. А проверять они будут умение претендента написать за 45 минут изложение, чтение текста с листа и устное выступление в течение двадцати минут. Языковое тестирование предусмотрено конституцией Киргизии, однако до сих пор оно не применялось. Эксперты связывают введение еще одного дополнительного барьера с попытками официальных структур отсечь от выборов сомнительных с их точки зрения кандидатов. Хорошо известно, например, что очень слабо знает государственный язык главный оппозиционер отставной генерал Феликс Кулов.

Академики и профессора будут оценивать знание кандидатами государственного языка чисто субъективно. Четких критериев здесь просто нет.

Напомнил Центризбирком и еще об одном ограничении для претендентов на пост президента. Все они к моменту голосования должны прожить в Киргизии не менее пятнадцати лет. Судя по некоторым высказываниям, этот ценз будет применяться даже к тем, кто за пределами страны нес государственную службу. Например, к послам. А именно там работают сегодня очень опасные соперники ныне действующего президента - всемирно известный писатель Чингиз Айтматов, спикер первого парламента Медеткан Шеримкулов, кинорежиссер Болот Шамшиев.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


КИРГИЗСКИЕ власти предпринимают усилия для укрепления границы с Таджикистаном, а также повышения боеспособности Вооруженных сил

По словам председателя Совбеза Киргизии Болота Джанузакова, спецслужбы республики располагают данными, что в приграничных таджикских районах продолжают дислоцироваться отряды международных террористов, которые могут снова вторгнуться на киргизскую территорию.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000



Молдавия

ПЕРВОЕ организационное заседание Государственной комиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы под председательством Евгения Примакова прошло через пять дней после подписания соответствующего президентского указа

В заседании приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, включая СВР и Министерство экономического развития и торговли. Совместная деятельность по урегулированию конфликта, имеющего разные аспекты (политические, экономические, гуманитарные и т.д.), должна стать своего рода политическим прорывом после Меморандума 1997 года, главным автором которого считают Евгения Примакова. В последней декаде июля планируется поездка председателя Госкомиссии в Приднестровье.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000


Молдавский парламент против предложений президента

ОЛЕГ ГРАБОВСКИЙ

В Кишиневе состоялось заключительное заседание специальной парламентской комиссии, которая дорабатывала проекты законов о внесении изменений и дополнений в конституцию Молдавии. Суть этих изменений - превращение Молдавии в парламентскую республику. Ранее президент Петр Лучинский предложил свой вариант конституционной реформы, предусматривающий расширение его полномочий, в том числе влияния на состав и действия правительства. Инициатива главы государства была одобрена на всенародном референдуме. Лучинский негативно оценил инициативу о парламентской форме правления, заявив, что на нынешнем этапе развития Молдавии лучше быть президентской республикой.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


Законопроекты о введении парламентской формы правления и усилении полномочий правительства, а также о внесении соответствующих изменений в Конституцию принял молдавский парламент в первом чтении

Депутаты намерены принять эти документы во втором и третьем чтениях до конца этого месяца.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000



Узбекистан

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ секретарь НАТО Джордж Робертсон ведет в Ташкенте переговоры с узбекским руководством

Он уже обсудил перспективы сохранения безопасности в Центральноазиатском регионе с главой правительства Уткуром Султановым, министром обороны Узбекистана Юрием Агзамовым и министром по чрезвычайным ситуациям республики Баходыром Касымовым. Сегодня руководство НАТО предлагает Узбекистану активнее работать в рамках программы "Партнерство ради мира", исходя из того, что проблемы безопасности в Центральной Азии в течение последнего десятилетия были краеугольным камнем политики Североатлантического альянса. Здесь полагают, что могут помочь Ташкенту в предотвращении чрезвычайных ситуаций, совершенствовании системы реагирования на бедствия и катастрофы.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000


Ташкент либерализует валютный рынок

Меры правительства пока носят половинчатый характер

Юрий Егоров

ОФИЦИАЛЬНЫЙ Ташкент гордится тем, что в отличие от многих иных стран СНГ Узбекистан избрал путь не радикальных экономических реформ, а постепенного перехода от административно-командных к рыночным методам управления экономикой. Это позволило, с точки зрения руководства страны, исключить резкое обнищание подавляющего числа узбекистанцев. Естественно, вариант поэтапной либерализации, постепенного перехода к конвертации, искусственно поддерживаемый курс национальной валюты - сума - немедленно породил в стране "черный" валютный рынок, где стоимость сума в отличие от официально провозглашенной была достаточно близка к реальной. А практика отбора чиновничеством юридических лиц, коим разрешалось пользоваться конвертационными льготами, порождала финансовую дискриминацию, ставя многочисленные фирмы, в том числе и иностранные, в неравное положение на рынке. Усилилась настороженность иностранных инвесторов, а столкнувшись с невозможностью конвертации честно заработанных средств, многие из них были вынуждены свернуть свою деятельность в стране.

Попытки постепенного сближения двух курсов - официального и рыночного, - предпринимаемые Центробанком Узбекистана, неожиданно натолкнулись на сложности: стоило поднять официальный курс, и тут же возрастал и курс "черного" рынка. Больше того, дистанция между этими двумя курсами имела тенденцию только к увеличению, и в конце концов "черный" рынок стал оплачивать иностранную валюту в размерах в три раза больших, чем это делали банки. Естественно, вся или почти вся наличность в иностранной валюте в банки попадать перестала, а уходила на рынок и, стало быть, не работала на экономику республики. Попытки уничтожить "черный рынок" силами милиции привели лишь к росту коррупции.

Оттягивать полную либерализацию внешней торговли и валютного рынка стало невозможно. В конце прошлого года правительство Узбекистана заявило о своих планах ввести ее в 2000 году. Так в республике появились мини-"черные вторники". Именно в этот день раз в неделю уже несколько месяцев подряд происходит регулярное и достаточно резкое повышение официального курса иностранных валют.

В минувшую субботу Кабинет министров Узбекистана сделал еще один неожиданный для населения страны решительный шаг, направленный на уничтожение "черного" валютного рынка. Четырем уполномоченным банкам, имеющим достаточные ресурсы, предоставлено право осуществлять на территории республики операции по свободной покупке и продаже наличной иностранной валюты через свои специализированные обменные пункты по собственному курсу, исходя из спроса и предложения. Иными словами, банкам впервые разрешили платить населению за валюту столько же или даже больше, чем платят дельцы "черного" рынка.

Такими уполномоченными банками в республике стали Национальный банк внешнеэкономической деятельности, Узпромстройбанк, Банк "Асака" и Узжилсбербанк. Коммерческие банки, имеющие генеральные лицензии на проведение операций с иностранной валютой, тоже получили право открывать подобные обменные пункты, но им разрешено осуществлять операции только по покупке наличной иностранной валюты, которая потом подлежит продаже на межбанковском валютном рынке тем же самым четырем уполномоченным банкам. В минувшую субботу в Ташкенте заработали первые из тридцати организуемых обменных пунктов. К ним выстроилась очередь желающих поменять доллары на узбекские сумы, ведь обмен здесь осуществлялся по курсу 675 сумов за 1 доллар, в то время как на "черном" рынке за один доллар в этот день давали лишь 650 сумов.

Несомненно, принятое решение позволит ощутимо пополнить валютный государственный резерв. Это удар по "черному" валютному рынку, хотя и недостаточный, чтобы добиться его полной ликвидации. Дело в том, что согласно принятому Кабмином постановлению продажа иностранной валюты резидентам Узбекистана осуществляется только при наличии у них въездной визы иностранных государств, авиационных или железнодорожных документов и не превышает 300 долларов. Что касается нерезидентов, то они не могут вывезти из Узбекистана иностранной валюты больше, чем ввезли. Обращает на себя внимание и то, что в перечне иностранных валют, с которыми допускается проведение валютно-обменных операций в обменных пунктах, - доллары, немецкие марки, японские йены, английские фунты стерлингов и французские франки. Таким образом, вторая после доллара наиболее популярная и ходовая иностранная валюта в Узбекистане - российский рубль - в данный перечень не попала и, стало быть, обмен рублей по-прежнему будет выгоден только на "черном" рынке.

Независимая Газета N 123 (2185) 06.07.2000



Украина

В Сети раздается стук

ИВАН САС ВИКТОР ЯДУХА (КИЕВ)

Спецслужбы предлагают гражданам виртуальные способы доносительства

КАГЭБЭШНЫЙ ренессанс, переживаемый сейчас Россией, начался на Украине гораздо раньше: генерал КГБ Евгений Марчук стал здесь премьером в 1995 году и ныне возглавляет Совет безопасности и обороны. Пожалуй, это единственная общественная тенденция, где Украина не плетется в хвосте у России, а забегает вперед.

В украинском Интернете активно обсуждается новый веб-сайт, появившийся недавно под доменом "ua". Это официальный сайт Службы безопасности Украины SBU.GOV.UA, об открытии которого объявил начальник департамента информационного обеспечения и управления оперативно-служебной деятельности СБУ Александр Черевань. Сайт привлек внимание обитателей Сети не сам по себе: информация об истории, правовой базе, структурных подразделениях и деятельности СБУ скупа и повторяет газетные отчеты руководителей спецслужб. Веб-сайт беспрецедентен для украинского Интернета тем, что дает возможность "стучать" через Интернет. Во-вторых, 10 тыс. долларов на создание сайта дала чекистам американская организация "Власть закона", созданная по инициативе департамента юстиции и национального правосудия США. Возможно, этим объясняется отсутствие русскоязычной версии веб-странички - украинская госбезопасность будет общаться с массами только по-английски и по-украински.

По словам Александра Череваня, сайт создан с целью оперативного информирования общественности о деятельности СБУ. Но посетители сайта тоже смогут давать СБУ информацию, которую дежурная служба будет проверять в режиме реального времени на предмет опасности для государства. Очевидно, для этого на сайте есть скромная кнопочка "Написати листа", то есть написать письмо. Сайт якобы надежно защищен от хакеров и позволяет фиксировать адреса всех посетителей. Статистика первых посещений любопытна: в первый день работы 40% обращений были из США, на второй день сайт посетили 60% пользователей с Украины, 30% - из США, 10% - из Европы. Получается, что из России, чей Интернет теснейшим образом связан с украинским (это заметно хотя бы по количеству русских баннеров и ссылок), столь приметным сайтом как бы вовсе не интересовались.

Украинские чекисты не первые, кто предлагает обществу современные способы осведомительства. Правительство Великобритании с месяц назад объявило о введении борьбы с мошенничеством через Интернет. Создан сайт, через который "честные и активные британцы" смогут информировать спецслужбы о соотечественниках, живущих на незаконные доходы. Чтобы граждане, не имеющие опыта доносительства, не забыли указать важные сведения (скажем, адрес мошенника), предложена стандартная форма изложения информации. Здесь же расшифровывается, что такое "незаконные доходы" и как распознать мошенника. Власть просит "не проходить мимо" тех, кто обналичивает чужие чеки, живет не один, в то время как официально одинок или имеет недекларированные источники дохода. Британское министерство соцобеспечения, мотивируя необходимость изобличения мошенников, сообщает, что они ежегодно обходятся казне в два миллиарда фунтов стерлингов, которые можно было бы направить в социальную сферу и на борьбу с преступностью. Власти не сомневаются в том, что встретят понимание среди населения - по "горячим" телефонным линиям и так еженедельно "стучали" около 4 тыс. граждан.

Планируется ли использовать Интернет в тех же целях в России? Свои сайты компетентные органы имеют. Располагает таковым и ФСБ, но, как пояснили корреспонденту "Сегодня" на Лубянке, сайт используется лишь для доведения нужной информации до общественности. Что касается "обратной связи", то здесь применяются традиционные формы - "горячие" телефонные линии, общественные приемные, почта.

"У нас еще не скоро дойдут руки до Интернета", - сказали нам в Федеральной службе налоговой полиции, которая активно использует "сигналы общественности". Закон разрешает ФСНП вознаграждать "сигнальщиков", выплачивая им до 10% от возвращенных государству сумм. А возвращаются иной раз миллионы. Но очередей желающих подзаработать на данной статье не наблюдается по одной причине: налоговые полицейские сразу дают от ворот поворот информаторам, которые несут в спецслужбу "одни подозрения" и ни единого подтверждающего документа. Зато с удовольствием принимают конкурентов, обиженных финансовых директоров и главбухов коммерческих структур, брошенных жен - те, как правило, знают о финансовых аферах достаточно.

Правозащитники смотрят на британский опыт снисходительно. "Считайте, что правоохранительные органы играют в Интернет от безделья, - считает исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев. - В России они не реагируют даже на уже проверенные факты криминального беспредела, которые каждый день появляются в СМИ".

(C) Газета "СЕГОДНЯ" N146 от 07/07/2000


В берлине собирают деньги для чернобыльского саркофага

ЕВГЕНИЙ БОВКУН

Западные страны увеличат финансовый вклад в решение проблемы безопасности российских и украинских АЭС

На открывшейся вчера в Берлине международной конференции стран - доноров чернобыльского фонда решено более чем вдвое увеличить расходы на строительство саркофага ЧАЭС. 600 млн долларов обязуются предоставить страны "большой семерки" и ЕС. 45 млн долларов добавят развитые государства, не входящие в Европейский союз. Вклад Германии увеличится с 26,6 до 47,2 млн долларов.

Саркофаг из бетона и стали, сооруженный на эти средства, должен предотвратить излучение радиации через поврежденный корпус старой защитной оболочки. Между тем германские ученые продолжают говорить о вопиющих нарушениях норм безопасности в зоне чернобыльской АЭС, а политики ФРГ все громче настаивают на закрытии действующих реакторов.

Впервые Запад взял на себя обязательство помочь России и Украине разобраться с атомными станциями в 1992 году, во время встречи "большой семерки" в Мюнхене. Программа международной помощи предусматривала поэтапное отключение всех реакторов чернобыльского типа и замену их на более современные. В странах Восточной Европы, готовившихся вступить в ЕС, такую модернизацию провели. А бывшие республики СССР с этим не торопились. Россия, в частности, не проявляет большого стремления прибегнуть к западной помощи и действующие старые реакторы отключать не собирается, сожалел на ежегодном ядерном форуме в Бонне в мае этого года менеджер концерна "Сименс" Вольф Бюркле. Хотя новые меры безопасности и запланированы, российские власти, по-видимому, настороженно относятся к западным "ноу-хау", высказал предположение этот промышленник.

Словно предвидя трудности технического сотрудничества в области ядерной энергетики, Запад еще в 1995 году на саммите "семерки" в Торонто решил сконцентрироваться в большей мере на финансовой помощи при условии отключения на ЧАЭС третьего и полного вывода из строя первого блока. Однако политическая обстановка на Украине осложнила и эту задачу.

В мае 2000 года, во время заседания совета по сотрудничеству ЕС и Украины в Брюсселе, была достигнута принципиальная договоренность о том, какие новые АЭС должны заменить устаревшие станции чернобыльского типа. Но тут возникли разногласия между западными союзниками. Франция и Бельгия, например, не возражали против финансирования строительства в России и на Украине модернизированных АЭС после закрытия реакторов в Чернобыле. Скандинавские правительства склонялись к радикальному техническому решению, высказываясь в пользу других энергоносителей. Эту идею активно поддержала "красно-зеленая" коалиция Германии. Пытаясь создать видимость единой позиции, Запад воспользовался спасительной формулой, предложенной шведами. В коммюнике внесли рекомендацию "поиска альтернативных энергоносителей", чтобы каждый мог трактовать ее по своему усмотрению. Вопрос о финансировании тогда вынесли за скобки, уточнив лишь общую сумму расходов на модернизацию российских и украинских АЭС. Теперь, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


Одесса получила долгожданную свободу

ОЛЕГ ГРАБОВСКИЙ

Спустя почти 200 лет здесь вновь рождается "порто-франко"

Сбылась давняя мечта одесситов: на отвоеванной у моря территории - насыпи на Карантинном молу Одесского морского торгового порта началось формирование свободной экономической зоны площадью 32 гектара.

Согласно украинскому законодательству здесь могут располагаться предприятия по обслуживанию экспортно-импортных и транзитных грузов. Для них установлен льготный режим - трехгодичные каникулы на уплату налога на прибыль, а на последующие 3 - 6 лет - освобождение от них на 50 процентов. Поступления в иностранной валюте освобождаются от обязательной продажи. В целом в границах СЭЗ вводится специальный режим таможенной зоны.

Становление и расцвет Одессы также были связаны с созданием "порто-франко" в 1817 году. Город также специализировался на перевалке и транзите грузов - в основном зерна, выращенного на богатых черноземах Новороссии и Бессарабии. Денежный дождь привел к бурному развитию судоходства, порта и города, становлению здесь торгового, банковского и промышленного дела.

Когда в государственной системе СССР все отчетливее стали давать о себе знать грозные признаки экономического, социального и политического кризиса, одесситы вспомнили славное прошлое. Они первыми научно обосновали и разработали в конце 80-х годов концепцию СЭЗ. Однако их энтузиазм тогда власти предержащие не приняли. С распадом СССР СЭЗ впервые появились в Находке, Санкт-Петербурге, Таганроге, а также в Кишиневе, других городах бывшего Союза.

Официальный же Киев все медлил дать "вольную" Одессе. Тем временем город покинул каждый третий его житель, а крупнейшая морская гавань почти вдвое сократила перевалку грузов (большинство из которых традиционно российские).

Сказалось катастрофическое падение производства и оборота и внешней торговли. Так, грузооборот Одесского порта составил в 1991 году 22,1 млн т, а в 1993 году - 15,8 млн т. "Мы пришли к выводу, что при наличии на Украине 17 портов, конкурирующих между собой, необходимо сосредоточить усилия на поиске новой рыночной ниши, - отметил начальник Одесского торгового порта Николай Павлюк. - Но за пределами нашей страны, в государствах СНГ".

В новой стратегии развития порта ставка сделана на привлечение транзитных грузопотоков, освоение новых технологий, аренду мощностей стивидорными компаниями на срок 5 - 10 лет. При этом порт представляет инфраструктуру, а компании берутся за привлечение грузов, их перевалку, технологическое переоснащение. Каждая сторона сама уплачивает налоги и выполняет положенные прочие бюджетные платежи. Поначалу прибыль делилась между портом и компаниями поровну, а с этого года - пропорционально инвестиционному плану.

Сейчас здесь действует восемь таких СП, в том числе с участием капитала из России. Они уже инвестировали 21,6 млн гривен, а порт - 24,7 млн гривен (соответственно около 4 млн и 4,5 млн долл.). Построены новые склады, причалы, освоено прогрессивное оборудование. В частности, реконструкция элеваторного пирса позволяет теперь принимать суда длиной до 260 м и грузоподъемностью 60 тыс. тонн.

Модернизирована и нефтяная гавань. Сегодня шесть ее причалов могут принимать супертанкеры длиной 260 м и осадкой 13 м, перекачивать 1 тыс. т/час светлых нефтепродуктов и 2,5 тыс. т/час - темных. Благодаря инвестициям компании "Синтез ойл" в 20 млн долл. пропускная способность гавани, специализирующейся на перевалке российской нефти, утроена - до 35 млн т в год (нефть традиционно поступает на Одесский НПЗ по трубопроводу от Самары). При этом обеспечены современные международные нормы экологической безопасности. Освоена также новая технология перегрузки минеральных удобрений в крупнотоннажных контейнерах - производительность технологической линии составляет 7 тыс. т в сутки.

В итоге в 1998 году порт вышел на прежние рубежи - 22,2 млн т грузов. Прибыль же увеличилась с 1996 года более чем в 2 раза - до 115,1 млн грн. (более 20 млн долл.). Стратегия развития Одесского порта учитывает перспективные направления, наметившиеся на стыке веков и тысячелетий с учетом интеграционных транспортных проектов СНГ, а также Черноморского экономического сообщества (ЧЭС) и ЕС. Среди них - Евро-Азиатский транспортный коридор (Европа - Черное море - Закавказье - Каспий - Центральная Азия). Значение его особенно важно в связи с перспективами наращивания поставок ранней каспийской нефти в Европу по перспективному "северному маршруту".

Не менее интересны и Критский девятый коридор (Балтийское - Черное моря), Черноморский кольцевой (Новороссийск - Тбилиси - Анкара - Стамбул - Бургас - Констанца - Кишинев - Днепропетровск - Донецк - Ростов-на-Дону - Новороссийск). Развитие этих коридоров позволяет России, Украине, другим странам Содружества интенсифицировать через Средиземное море, Суэцкий канал коммуникации со странами Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии.

Впечатляющие результаты работы Одесского порта убедили Киев в перспективности региона, и без того первенствующего по объему иностранных инвестиций. Президент Леонид Кучма издал соответствующий указ, а парламент Украины дал "добро" на создание в Одессе "порто-франко".

Ведутся активные поиски инвесторов, способных внести на развитие СЭЗ не менее 1 млн долл. каждый. К примеру, СП "Олимпекс-купе" уже завершает строительство перегрузочного комплекса мощностью 1 млн т в год (стоимость проекта - 5 млн долл.). Вводится и мощный путепровод для грузовых автомобилей напрямую от окружных дорог Одессы.

Поскольку южные области Украины специализируются на производстве подсолнечника, разрабатывается проект комплекса по перегрузке 1,5 млн т масличных культур в год, на который потребуются инвестиции в 32 млн долл. При этом "порто-франко" станет расширяться и охватит смежные территории. Например, территорию судоремонтного завода N 2 "Украина". Здесь планируется строительство четырех причалов, включая зерновой перевалочный комплекс.

Из общей суммы инвестиций в 86,5 млн долл. на строительство гитдротехнических сооружений планируется использовать 60,5 млн долларов. При этом срок окупаемости составит 7 лет. Разрабатываются и другие инвестиционные проекты. В целом же концепция Одесского "порто-франко" рассчитана на период до 1 января 2026 года.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


Арестован cподвижник Павла Лазаренко

Милиция Днепропетровской области Украины раскрыла преступную группу, в состав которой входил бывший глава одной из районных администраций. Арестованный был приближен к Павлу Лазаренко в период его руководства Днепропетровской обладминистрацией. По версии МВД, "злоумышленник, возглавляя закрытое акционерное общество с иностранными инвестициями и пользуясь дружбой с П.Лазаренко, мошенническим путем добился освобождения предприятия от уплаты налога на прибыль". Выяснилось также, что формальным инвестором этого общества выступила иностранная компания, учредителем которой был Лазаренко.

Время-MN N101 от 06 июля 2000 года


Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000