Журнал теории и практики Евразийства №4
(№1,№2,№3,№4)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Российские СМИ о СНГ
От редакции
Новости СНГ
Российские СМИ о СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Белоруссии и России. Обзор событий
Союз Белоруссии и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова  Демографическая война против России
Степанов Д.Н.  На евразийском пути: камни и тернии (евразийство и неоевразийство)
Наследие
А. В. Стороженко  Малая Россия или Украина?
Союз Белоруссии и России. Статьи
Лукашенко А.Г.  Доклад. "О ходе выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений"
Худая М.Н.  Экологической безопасности Союзного государства – правовую основу
  Заявление пресс-службы посольства республики Беларусь в Российской Федерации
Сообщение пресс-службы Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации  Лидер российских профсоюзов льет воду на мельницу противников российско-белорусского единения
Ближнее зарубежье. Соотечественники
А.И. Гушер
Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития
М.Ф.Грунин
эксперт 
Центральная Азия: проблемы и перспективы развития политической и экономической ситуации
Часть 2
Фролов К.А.  Карпато-русское москвофильство - “белое пятно” отечественной истории и культуры.
Часть 2
Культура
Буров А.С.  К.Н. Леонтьев об отношениях России и Европы
Глазков М.Н.  Время созидания
Люди и время
Смолин М.Б.  Русский народный империалист
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail:  
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

Июль 2000 г.

1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
 

Институт стран СНГ



Дизайн:



12 июля 2000 года


Общие вопросы СНГ

За скобками шанхайского форума

После десятилетия неопределенности Россия выстраивает политику по отношению к своим соседям в Центральной Азии

Основные позиции новых внешнеполитических подходов стали заметны на прошедшей в Душанбе встрече глав государств "Шанхайской пятерки". Президент Узбекистана присутствовал на ней в качестве наблюдателя, получив приглашение от Президента России. Ташкент становится ключевым партнером Москвы в Центрально-Азиатском регионе. Узбекистан возвращает себе статус, который имел в бытность СССР. В те времена Ташкент был своеобразными воротами Средней Азии, а лидеры СССР проводили свою политику через эту самую многонаселенную в регионе республику, насчитывающую теперь 22 миллиона жителей. Но сразу возникает вопрос: как быть Таджикистану, который до сих пор считался самым близким союзником России? Известны довольно напряженные отношения между руководителями Узбекистана и Таджикистана, и подписанный ими несколько месяцев назад договор о дружбе существующих противоречий не снял. В таджикских горах скрываются члены исламской оппозиции, угрожающие свергнуть президента Ислама Каримова, а в Узбекистане готовится к новым боям бывший полковник таджикской армии Махмуд Худайбердыев, обвиняемый таджикскими властями в организации мятежей. В Душанбе с подозрением наблюдают за укрепляющейся дружбой Москвы и Ташкента, ожидая подвоха и от одной, и от другой стороны. Но, судя по всему, Москва не будет играть "в одни ворота". В сложившейся ситуации России выгодна роль своеобразного арбитра в спорах двух соседей и гаранта их безопасности.

Страхи другого рода у Киргизии, имеющей пятимиллионное население. В исторической памяти этого кочевого народа сохранилось беспокойство перед угрозой китайской ассимиляции. Известно, что на протяжении веков китайские императоры проводили политику покорения и ассимиляции окружавших их страну степных народов. После распада СССР в Киргизию стали перетекать потоки мелких бизнесменов из Китая, которые осели здесь и даже стали оформлять фиктивные браки с местными жительницами, чтобы получить местную прописку. Такие факты стали вызывать шумную дискуссию в прессе. Национально-демократические партии заговорили об угрозе "китаизации" Киргизии и потребовали от властей поставить заслон китайской миграции. Но сегодня на эту тему в государственных СМИ наложено табу, как признался один из высокопоставленных чиновников в интервью "МН", "чтобы не раздражать великого соседа". Пограничные вопросы с Китаем улажены в рамках "Шанхайской пятерки", а "ползучей экспансии" власти намерены противостоять, увеличив население. Руководство Киргизии пригласило этнических киргизов из Афганистана и Турции, определив им для проживания малозаселенные горные районы. (Кстати, эти шаги рассматривают как меру, призванную изменить не только демографический состав, но и этнический баланс в пользу киргизов в пограничных с Узбекистаном районах, где проживает узбекское население.)

Пекин в качестве члена "Шанхайского форума" получил шанс обезопасить себя от иностранного вмешательства в "уйгурский фактор". Речь не идет о том, что центральноазиатские государства или Россия попытаются использовать уйгурскую карту, чтобы расколоть Китай. (В свое время под протекторатом Москвы в 1944 году возникла Восточно-Туркестанская республика, которая была расформирована после того, как Пекин и Москва договорились.) Однако территория соседних Казахстана и Киргизии, где проживает уйгурская диаспора и уже действуют национально-освободительные фронты, могла стать плацдармом для неких третьих стран, имеющих такие цели. Именно это, как представляется, больше всего беспокоит Китай, который подписался под словами Шанхайской декларации о том, что стороны выступают против вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе даже под предлогом "гуманитарной интервенции" и "защиты прав человека". Санобар ШЕРМАТОВА

(c) "Московские новости" № 27 11.07.2000



Азербайджан

Оппозиция грозится бойкотировать выборы в Азербайджане

ВЛАДИМИР МИШИН

Парламент Азербайджана принял в третьем чтении закон Азербайджанской Республики о выборах в национальное собрание страны. Депутаты от оппозиции сочли новый закон о выборах в парламент не соответствующим демократическим нормам, отказались принять участие в его голосовании и в знак протеста покинули зал заседаний парламента. Более того, представитель Народного фронта Азербайджана заявил, что, если президент Гейдар Алиев не наложит вето на новый закон о выборах в парламент, оппозиционные партии будут бойкотировать намеченные на ноябрь 2000 года парламентские выборы.

Поскольку глава государства, скорее всего, вето на новый закон о выборах в парламент не наложит, в ноябре 2000 года в Азербайджане может появиться парламент, подавляющее число депутатов которого будет представлять партию власти "Новый Азербайджан".

Стоит отметить, что события вокруг ноябрьских выборов в парламент Азербайджана почти зеркально повторяют ситуацию с президентскими выборами 1998 года. Тогда оппозиция аналогичным образом нашла законодательную базу выборов главы государства антидемократической, провела несколько несанкционированных митингов протеста, суть которых свелась к силовому противостоянию с отрядами полиции и внутренних войск, а в финале лидер Народного фронта экс-президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей призвал своих сторонников бойкотировать выборы президента. Власти объяснили такое поведение А. Эльчибея тем, что экс-президент, зная о всенародной поддержке президента Г. Алиева, предпочел своему сокрушительному поражению на выборах почти сохраняющий политический имидж уход в бойкот.

Скорее всего, и неучастие ряда, а может быть, и всех оппозиционных партий Азербайджана в ноябрьских выборах в парламент страны власти объяснят аналогичным образом...

Время-MN N104 от 11 июля 2000 года


Сегодня президент Турции Ахмед Недждет Сезер прибывает с официальным визитом в Азербайджан

Характерно, что это первая зарубежная поездка господина Сезера на посту главы Турции. Заметим, что до этого турецкий лидер отказался от участия в саммите Организации экономического сотрудничества, который прошел в Тегеране и был призван подчеркнуть претензии Ирана на региональное лидерство. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что визит г-на Сезера в Баку проходит в период заметного усиления в Азербайджане протурецких настроений и даже открытых призывов к вступлению этой закавказской республики в состав Турции. Согласно официальной информации, в рамках визита Ахмед Сезер встретится с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, премьер-министром Артуром Раси- заде, председателем Конституционного суда Ханларом Гаджиевым и спикером парламента Муртузом Алескеровым. Основной темой азербайджано-турецких переговоров станет судьба проекта по строительству основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан.

Независимая Газета N 126 (2188) 11.07.2000



Белоруссия

Сотрудник белорусского бюро ОРТ все еще не найден

Оппозиция обвиняет власти в стремлении запугать общественность накануне выборов

Андрей Полевой

ПАВЕЛ ШЕРЕМЕТ, в недавнем прошлом заведующий корреспондентским пунктом Общественного российского телевидения в столице Белоруссии, а ныне руководитель отдела ОРТ, в минувшую пятницу вылетел в Минск, чтобы навестить семью, которая все еще проживает здесь. Поскольку визит г-на Шеремета имел частный характер, в аэропорту, расположенном приблизительно в пятидесяти километрах от столицы, его должен был встретить коллега и друг, оператор ОРТ Дмитрий Завадский. Напомним, что три года назад Шеремет и Завадский решили проверить (как утверждали авторы, по заданию редакции) прочность пограничного режима на белорусско-литовском рубеже. После показа репортажа по ОРТ оба они были арестованы и три месяца провели в белорусской тюрьме под следствием за попытку незаконного пересечения государственной границы.

Прилетев в Минск и выйдя из самолета, Павел Шеремет не нашел друга среди встречающих (однако на стоянке возле здания аэропорта стоял автомобиль г-на Завадского) и сразу забил тревогу. Есть информация, что Павел Шеремет сразу же обратился с заявлением в Минский отдел внутренних дел на воздушном транспорте с заявлением о пропаже человека. И одновременно срочно связался по телефону с коллегами из других телеканалов, которые работают в Минске, чтобы рассказать о случившемся. Милиция, как сообщил пресс-центр МВД республики, времени зря не теряла и предприняла комплекс оперативно-разыскных и следственных мероприятий по установлению обстоятельств исчезновения и возможного местонахождения без вести пропавшего Дмитрия Завадского. Вначале было заведено разыскное дело, а на следующий день Белорусская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "умышленное убийство".

Павел Шеремет уверен, что "в похищении Дмитрия Завадского виновны белорусские спецслужбы, которым президент Александр Лукашенко лично отдал распоряжение о задержании Завадского". Такими действиями, заявил Шеремет, белорусские власти стремятся запугать общество накануне парламентских выборов.

Прошло несколько дней после исчезновения Дмитрия Завадского, однако новых подробностей в деле нет. История с исчезновением человека средь бела дня в довольно оживленном месте покрыта тайной и мраком. Этот факт разные политические силы и властные структуры используют по-своему. Леонид Борщевский, один из заместителей председателя праворадикального оппозиционного Белорусского народного фронта, убеждает журналистов, что к похищению Завадского приложили руку спецслужбы. Руководители же правоохранительных органов пока никак не комментируют ситуацию. Между тем первый заместитель главы администрации президента Белоруссии Владимир Заметалин заявил, что исчезновение Дмитрия Завадского инсценировано оппозицией для дискредитации властей.

Независимая Газета N 126 (2188) 11.07.2000



Грузия

Убит один из наиболее последовательных звиадистов

Власти Грузии надеются, что инцидент не приведет к очередной дестабилизации

Нодар Броладзе

В МИНУВШЕЕ воскресенье, примерно в 8 часов вечера, у здания райотдела полиции в городе Зестафони раздались выстрелы, которыми был убит главарь военизированного формирования "Лесные братья" Акакий Элиава. Погиб и один из его "товарищей по оружию" Гочи Грилава.

События развивались следующим образом. Воскресным утром Элиава и четверо его "братьев" выехали из города Сенаки и побывали в Мцхете, где, по их утверждению, отмечали какое-то событие в семье приятеля. По возвращении в штаб-квартиру "Лесных братьев" у въезда в Зестафони их "Волгу" остановил полицейский наряд, проводивший обычный патрульный рейд. В последние недели и месяцы, когда социальная напряженность в обществе из-за бюджетных проблем усилилась, а акции протеста вследствие решения секвестрировать расходные статьи государственного бюджета заметно участились, разговоры о возможной дестабилизации, ожидаемой осенью, стали притчей во языцех. Поэтому вполне понятными представляются те меры безопасности, которые власти вынуждены принимать в поисках оружия и других признаков вероятной активизации деструктивных сил. Впрочем, путешествие Элиавы из Сенаки в Мцхета и обратно еще не означало само по себе, что звиадисты готовятся дестабилизировать обстановку. Министр внутренних дел Каха Таргамадзе утверждает, что слежки за мятежным полковником не устанавливалось и автомобиль, в котором он ехал, был остановлен полицией наряду со многими другими. Полицейские, обнаружив в "Волге" лиц в черной форме, поинтересовались, есть ли у них оружие, и получили утвердительный ответ. Тогда Элиаву со спутниками попросили проследовать в местное отделение полиции. Начальник зестафонского РОВД потребовал сдать оружие. Последовал отказ. Начались объяснения, уговоры и переговоры. Начальник РОВД позвонил в Тбилиси министру внутренних дел. Элиава, в свою очередь, потребовал приезда начальника краевой полиции Мигрелии, с которым, судя по всему, был знаком лучше, нежели с начальником РОВД. Пока тот добирался, порог кабинета перешагнул другой начальник полиции - края Имерети Рубен Асанидзе. Увидев генерала, Элиава и один из его сподвижников мгновенно перезарядили пистолеты и приставили их ко лбам Асанидзе и начальника РОДВ. Захватив в заложники трех полицейских чинов, они выдвинули требование отпустить их с заложниками в Зугдиди. Выйдя во двор через черный ход, они уже открыли двери "Волги", когда кто-то из полицейских приказал им бросить оружие. Как свидетельствует министр Таргамадзе, в ответ раздались выстрелы. Подтянувшиеся к тому времени к райотделу спецназовцы открыли огонь на поражение, в результате которого были убиты Элиава и его сподвижник Грилава, ранены генерал Асанидзе и два бойца отряда спецназа. Задержаны трое вооруженных звиадистов. Еще шли переговоры, когда ожидавшие своих лидеров "Лесные братья" заявили, что если к полуночи Элиаву и других задержанных не отпустят, то "начнется гражданская война". Эти угрозы руководители силовых структур встретили хладнокровно. Каха Таргамадзе, в частности, отрицает возможность серьезного обострения ситуации. Министр госбезопасности Вахтанг Кутателадзе, напоминая об антигосударственной деятельности Элиавы, заявляет, что попытки вести силовой диалог с властями есть не что иное, как прямой вызов стабильности, и напоминает, что курс на примирение с вооруженными звиадистами был объявлен президентом не для того, чтобы угрозы в адрес властей продолжались. Руководство долгие месяцы действительно находилось в ожидании адекватных шагов со стороны Элиавы, заявления которого свидетельствовали о его далеко идущих намерениях. Казалось даже, что Элиава сам напрашивается на шумные разборки. Когда возникает речь о возможной дестабилизации, в которой заинтересованы определенные силы в самой Грузии и за ее пределами, то Элиава и его "братья" постоянно фигурируют среди тех, кто, по мнению наблюдателей, способен взять на себя осуществление замыслов, связанных с поэтапным переворотом в стране. Министр внутренних дел заявляет, что полиция и власти не желали кровопролития, но Элиава на примирение не пошел. По словам Таргамадзе, у государства достаточно сил, чтобы пресечь любые попытки изменить ситуацию в стране в худшую сторону.

Поздно ночью трупы Элиавы и Грилавы перевезли в Тбилиси для проведения судебно-медицинской экспертизы. Утром в понедельник традиционный брифинг президента не состоялся. Его пресс-секретарь Каха Имнадзе выразил сожаление в связи с происшедшим. Он надеется на следователей, которые "определят причинно-следственные взаимосвязи в этом трагическом событии". Акакий Элиава был одним из самых последовательных звиадистов. Власти несколько раз прощали его. После войны 1993 г. он в течение четырех лет скрывался в лесах вместе с той частью расколовшейся национальной гвардии, которая сохраняла верность звиадистскому движению. Шеварднадзе подписал акт о помиловании и добился разоружения значительной части гвардейцев, после чего Элиава получил должность командира танкового подразделения в войсках службы безопасности и звание подполковника. Однако в октябре 1998 г. офицер Элиава вывел боевые машины на автотрассу и предпринял попытку начать очередной поход на Тбилиси. Его 24 танка были остановлены недалеко от Сенаки. Тогда среди арестованных самого Элиавы не оказалось. Но через несколько месяцев он и еще несколько десятков участников этого мятежа были вновь помилованы. Ортодоксальный звиадист обзавелся животноводческой фермой. Однако властям было известно, что он заботится не столько о приплоде, мясе и молоке, сколько о втором пришествии Гамсахурдии или подобного ему "спасителя". Сегодня наблюдатели считают, что печальный конец Элиавы закономерен. Это - предостережение для тех, кто намерен продолжить конфронтацию с государством во имя явно устаревших, по мнению демократической общественности, идей.

Независимая Газета N 126 (2188) 11.07.2000



Киргизия

"Момент истины" для киргизской экономики

Аскар Акаев намерен реформировать исполнительную власть

Виктория Панфилова

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ кампания в Киргизии сопровождается заметными реформами в сфере экономики и реструктуризацией органов исполнительной власти. По мнению местных наблюдателей, этими мерами президент Акаев пытается изменить ситуацию в стране и найти возможности заставить экономику работать. В этой связи правительство намерено сократить объем ресурсов, направляемых на финансирование госбюджета, особенно в части социальных выплат, и за счет этого увеличить вложения в реальный сектор экономики. Изменение политики правительства в первую очередь вызвано нехваткой собственных средств и прямых иностранных инвестиций. На днях премьер Амангельды Муралиев пояснил, что средства будут направляться на восстановление и модернизацию промышленных предприятий. Например, в Киргизии есть предприятия, где после переработки сырья образуются золотосодержащие отходы. Однако нет технологии их переработки. Поэтому правительство выдало разрешение, в частности, Кара- Балтинскому горнорудному и Кадамжайскому сурьмяному комбинатам осуществлять переработку и реализацию этих отходов. Кара-Балтинский горнорудный комбинат - один из крупнейших производителей урана и молибдена в Центральной Азии. Переработку и аффинаж будет осуществлять немецкая фирма Deggssa-Huls AG. Получаемые слитки золота и серебра будут реализовываться на внешнем рынке. Кадамжайский сурьмяный комбинат получил право в течение нынешнего года вывозить золотосодержащий сурьмяно-свинцовый сплав в объеме свыше 100 тонн, который был накоплен при производстве сурьмы. Переработку сплава будет проводить бельгийская компания UNION MINERE, а продукты аффинажа будут поставляться на Лондонскую биржу. Управлению по драгметаллам при Минфине Киргизии поручено контролировать и вести учет реализации драгоценных металлов. Кроме того, правительство рассчитывает получить до конца 2001 года от Кадамжайского комбината план мероприятий по внедрению технологий переработки сплавов, содержащих драгоценные металлы.

Премьер-министр Муралиев также отметил, что правительство намерено уделить особое внимание развитию инфраструктур и телекоммуникаций, восстановлению ирригационной сети, созданию системы сервисных услуг. Необходимо принять ряд мер по улучшению инвестиционного климата в республике и расширению инвестиционных потоков. По словам Муралиева, на рассмотрение Законодательного собрания внесены поправки в закон "Об иностранных инвестициях". В прошлом году прямые иностранные инвестиции в экономику Киргизии составили 108,6 млн. долл. Около 56,6% иностранных вложений пришлось на промышленность, 11,8% - на строительство, 7,7% было направлено на развитие торговли и сферы общественного питания. С принятием поправок, считает премьер, права инвесторов существенно расширятся. Вместе с тем на минувшей неделе президент Аскар Акаев, выступая на международной конференции, посвященной комплексному развитию республики, заявил, что необходимо в первую очередь реформировать правительство. Президент считает, что правительственные чиновники не могут справиться с решением неотложных для страны проблем. Более того, многие госслужащие, по словам Аскара Акаева, используют прежние методы "советского тоталитарного управления". Президент указал на ряд недостатков нынешней госструктуры. В частности, низкая заработная плата создает условия для коррупции и взяточничества. По мнению президента, прием на работу госслужащих должен происходить на конкурсных условиях. В этой связи Аскар Акаев подписал указ о 50-процентном сокращении контрольно-ревизионных финансовых органов. Значительное сокращение штатов произойдет и в системе МВД. Акаев также считает, что должна быть повышена роль местных органов самоуправления путем передачи им части функций министерств и ведомств. По его мнению, часть чиновников не желает расставаться со своими полномочиями, но они должны быть делегированы общественным организациям и органам местного самоуправления. Президент считает, что реформирование структуры правительства позволит усовершенствовать социально-экономическую базу республики. Тем более, по словам президента, за счет развития малого и среднего бизнеса впервые отмечен рост промышленного производства. Кстати, и программа комплексного развития Киргизии на ближайшие 10 лет, предложенная Всемирным банком, сориентирована именно на поддержку представителей малого и среднего бизнеса. По мнению главы государства, производство республики достаточно долго не могло приспособиться к рыночной экономике, и только сейчас наступил момент "реальной адаптации". Местные аналитики полагают, что "прозрение", посетившее президента, далеко не случайно. Все последние годы Киргизия живет за счет внешних заимствований. Только Америке страна должна более 85 млн. долл. Однако до сих пор это мало кого волновало. "Момент экономической истины" носит явно конъюнктурный характер. Впрочем, забота об экономике, реальном производстве со стороны властей - элемент, характеризующий предвыборную ситуацию практически во всех странах Содружества, и Киргизия не является исключением. Весь вопрос в том, насколько широковещательные предвыборные обещания и планы могут быть реализованы после выборов.

Независимая Газета N 126 (2188) 11.07.2000


"Друзей Чечни" обвиняют в убийстве

Максим ЮСИН

Киргизские власти объявили о крупном успехе своих спецслужб. Арестованы лидеры действовавшей в республике организации уйгурских националистов. Одним из главных направлений их деятельности была посылка добровольцев в Чечню - сражаться с российскими войсками.

"Всего арестовано десять человек - граждане Узбекистана, Киргизии, Турции и Китая", - рапортовал журналистам на специально созванной пресс- конференции министр внутренних дел Омурбек Кутуев. По словам главы МВД, помимо помощи чеченским "моджахедам", уйгурские националисты занимались заказными убийствами и похищали людей.

Уйгуры - тюркский народ, исповедующий ислам. Уйгурский язык ближе всего к узбекскому и татарскому. Большинство уйгуров живут в Китае - на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района со столицей Урумчи.

Сепаратистское движение уйгуров в свое время поддерживал Советский Союз. Было это, как несложно догадаться, в эпоху конфронтации с "китайскими ревизионистами". Сегодня сторонники независимости "Уйгуристана" все больше подчеркивают свою принадлежность к исламскому миру, надеясь получить помощь от Осамы бен Ладена и других идеологов "исламского террора".

Живущие в Китае уйгуры жалуются на притеснения и дискриминацию со стороны пекинских властей, на попытки "насильственно ассимилировать" национальные меньшинства - тибетцев, монголов, уйгуров. Наиболее непримиримые группировки взяли на вооружение террористические методы. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе убивают китайских солдат и полицейских, в Пекине не так давно были взорваны несколько автобусов.

На территории бывшего СССР (главным образом в Узбекистане, Казахстане и Киргизии) живут около шестисот тысяч уйгуров. Большинство из них бежали в разное время от преследования китайских властей.

Лидером объединения киргизских уйгуров "Иттипак" ("Дружба") был Нигматулла Базаков. В марте этого года его застрелили. Власти Бишкека обвиняют в гибели Базакова руководителей разгромленной националистической группировки. По данным следствия, боевики потребовали, чтобы глава "Иттипака" оказал материальную помощь "борцам за создание независимого Уйгуристана".

"Базаков ответил отказом. Он сказал, что не хочет вмешиваться во внутренние дела Китая. Тем самым он подписал себе смертный приговор", - утверждает министр внутренних дел Кутуев.

Арестованным националистам власти приписывают еще несколько преступлений, в том числе нашумевшее убийство в Бишкеке в мае этого года гражданина КНР. Еще один китаец - крупный бизнесмен - был похищен с целью получения выкупа.

Как видно, общение с Басаевым, Хаттабом и их сподвижниками не проходит бесследно. Уйгурские сепаратисты успешно перенимают методы своих чеченских единомышленников.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 127 (25719) от 12/07/00



Молдавия

"трансаэро" экономит деньги пассажиру

Авиакомпании "Трансаэро" и "Эйр Молдова" стали выполнять совместные рейсы по маршруту Москва - Кишинев

По мнению руководства двух компаний, объединение поможет более рационально вести планирование и сократить расходы на авиапарк и ресурсы. Отныне 7 рейсов в неделю из Кишинева в Москву будут осуществляться во Внуково, 3 - в Шереметьево-1. Что такой альянс сулит пассажирам? Прежде всего, по словам генерального директора "Эйр Молдова" Петра Чебана, пассажир, которому из Москвы предстоит лететь дальше, например, в Омск или Новосибирск, теперь покупает прямой билет до нужного ему места. Причем стоимость его становится дешевле на тридцать процентов. К тому же расписание столь удобно, что позволяет, не теряя времени, пересаживаться с рейса на рейс.

(c) "Московские новости" № 27 11.07.2000



Узбекистан

На пороге нефтяного бума

В случае масштабного освоения энергоресурсов Узбекистан может опередить соседей по добыче "черного золота"

Мехман Гафарлы

Вскоре Узбекистан может стать нефтегазоносным центром региона, при этом он может опередить даже и соседний Казахстан, где добывается более 26 млн. тонн нефти в год. По прогнозам аналитических центров ведущих нефтяных компаний мира, и прежде всего Европы и США, нефтегазовые запасы Узбекистана значительно превышают аналогичные ресурсы всех других республик Центральной Азии вместе взятых. По мнению экспертов этих центров, добыча нефти и газа в Узбекистане значительно экономичнее и эффективнее и требует гораздо меньше затрат, чем в соседних республиках, где основной статьей экспорта являются энергоресурсы. Для оптимизма существуют и экономические предпосылки. Так, за период независимого развития с 1991 по 1999 гг. в Узбекистане достигнуты существенные успехи на пути перехода к рыночным отношениям, в экономической и финансовой стабилизации, ускорились процессы системных и структурных преобразований экономики, банковской системы, предотвращен спад производства, создан институт социальной защиты населения, ускоренными темпами идет процесс развития многоукладной экономики, возникли предпосылки для реализации долгосрочной стратегии инвестирования, в том числе с участием иностранного капитала, особенно в нефтегазовой отрасли. Узбекистан - единственная страна в СНГ, не допустившая спада темпов добычи нефти и газа. За 1991-1999 гг. добыча жидких углеводородов - нефти и газового конденсата - возросла в 3 раза, составив более 8 млн. тонн в год, добыча газа - в 1,4 раза и достигла в 1999 г. 55,6 млрд. кубических метров, что является самым высоким показателем в Центральной Азии. Узбекистан среди восточноевропейских государств и стран СНГ по разведанным запасам природного газа занимает третье место, по жидким углеводородам - второе место. Общие уже подтвержденные потенциальные ресурсы Узбекистана по нефти составляют более 5,3 млрд. тонн, конденсату - 480 млн. тонн и газу - 5095 млрд. куб. м. В основе такой оптимистической оценки лежат результаты исследования учеными и специалистами геолого-геофизических материалов, полученных в Узбекистане за более чем 100-летний период геологоразведочных работ, добычи нефти и газа.

В Узбекистане открыто 171 месторождение нефти и газа. Из них добыча нефти осуществляется на 51 месторождении, добыча газа на 27 месторождениях и конденсата - на 17 месторождениях. В целом из 171 открытого месторождения добыча углеводородов осуществляется на 73 из них, к промышленному освоению подготовлено 53 месторождения и на 35 осуществляется разведывательная деятельность.

Существующая на сегодняшний день величина прогнозных ресурсов нефти и газа, оцениваемая экспертами в более чем 1 триллион долларов США, наличие подготовленных и выявленных перспективных объектов и "ловушек" (а их более 100) позволяют успешно вести нефтегазопоисковые работы во всех нефтегазоносных регионах Узбекистана. Наряду с углеводородным потенциалом в стране имеется развитая инфрастурктура, энергетические, водные, людские ресурсы, транспортные пути, разветвленная сеть магистральных газопроводов, действующие мощности переработки нефти, газа и, самое главное, возрастающий спрос на нефтепродукты, производящиеся в Узбекистане, в странах центральноазиатского рынка. В совокупности это дает возможность привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана. В целях повышения эффективности поисковых и разведочных работ, увеличения объемов разведанных запасов углеводородного сырья и создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор экономики Узбекистана президент республики Ислам Каримов 28 апреля этого года подписал указ "О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа". Указ направлен на интенсивное проведение поисковых и разведочных работ в Устюртском регионе и других перспективных нефтегазоносных областях республики, широкое привлечение в этих целях прямых иностранных инвестиций является важнейшим приоритетом в развитии нефтегазовой отрасли Узбекистана. Документом установлено, что вновь открытые нефтяные и газовые месторождения в Устюртском регионе могут предоставляться иностранным компаниям, осуществившим геолого-разведочные работы на указанных месторождениях, в разработку на условиях концессий на срок до 25 лет с правом продления срока разработки.

Указом президента Узбекистана иностранным компаниям, привлекаемым для ведения поисковых и разведочных работ на нефть и газ, предоставляется режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий эксклюзивное право на проведение на определенной территории поисковых и разведочных работ с последующей разработкой любого из выявленных на указанной территории месторождений путем создания совместного предприятия или на условиях концессии.

Кроме того, инвесторы получают преимущественное право на предоставление новой территории для продолжения поисковых и разведочных работ в случае невыявления на территориях, оговоренных в контракте на проведение этих работ, ресурсов, имеющих промышленную ценность. Им также дается право собственности и беспрепятственного вывоза предусмотренной учредительными документами совместного предприятия или концессионным договором части добытых углеводородов, а также продуктов их переработки на толлинговой основе.

Государство предоставляет гарантию на возмещение фактических затрат на поисковые и разведочные работы при открытии месторождений, имеющих промышленную ценность, в случаях передачи их для дальнейшей разработки Национальной холдинговой компании (НХК) "Узбекнефтегаз".

Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплат всех видов налогов, отчислений и платежей, действующих на территории Узбекистана, на период проведения геологоразведочных работ, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ.

Указом определено, что общая продолжительность поисковых и разведочных работ, проводимых на эксклюзивной основе иностранными компаниями на оговоренных территориях, не может превышать 5 лет. В случае выявления площадей, представляющих интерес для дальнейшего проведения геологоразведочных работ, иностранным компаниям предоставляется возможность продолжения работ в пределах этих площадей сроком еще до 3 лет. Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на 7 лет с начала добычи нефти и газа. По истечении указанного срока ставка налога на прибыль указанных предприятий устанавливается в размере 50% от действующей ставки. Эти СП также освобождаются от уплаты налога на имущество и на доходы иностранных участников от долевого участия в совместных предприятиях и обязательной продажи части валютной выручки от реализации продукции, полученной в результате деятельности по добыче и переработке нефти и газа, на период возмещения вложенного капитала на поисковые и разведочные работы. На НХК "Узбекнефтегаз" возложены функции уполномоченного органа по регулированию нефтегазовой деятельности (поиск, разведка, добыча нефти и газа) на территории Республики Узбекистан и государственного управления концессионными отношениями в нефтегазовой отрасли с правом по решению кабинета министров заключения контрактов на ведение нефтегазовой деятельности, осуществления контроля за их реализацией и соблюдением установленных законодательством и контрактами условий деятельности, а также выдачи специальных разрешений (лицензий) на поиск и разведку месторождений углеводородов, добычу нефти и газа.

Кроме того, НХК "Узбекнефтегаз" поручено разработать и внести в установленном порядке на утверждение в кабинет министров республики программу геологоразведочных работ на период 2000-2005 гг. "Узбекнефтегаз" уже разработала инвестиционные проекты по 16 блокам нефтегазоносных регионов Узбекистана для рассмотрения и принятия решений потенциальными инвесторами по совместной реализации проектов на взаимовыгодной основе. Эти блоки выделены в наиболее перспективных частях нефтегазоносных регионов республики.

В целях снижения риска потенциальных инвесторов в эти блоки включены уже открытые месторождения нефти и газа для ввода их в эксплуатацию. Границы предполагаемых блоков являются условными, и по предложениям инвесторов они могут быть изменены. Наряду с этим, если инвестор предложит другой участок, не входящий в состав предлагаемых проектов, то компания "Узбекнефтегаз" готова предоставить инвестору выбранный им же участок для ведения геологоразведочных работ на нефть и газ.

Потенциальный инвестор может вести геологоразведочные работы на любой площади Узбекистана в комбинации с вводом в эксплуатацию выбранного им месторождения из числа подготовленных к промышленному освоению. Таким образом, вся территория Узбекистана, включая Устюртский регион, сегодня открыта потенциальным инвесторам для ведения геологоразведочных работ по нефти и газу.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что, во-первых, указ президента Узбекистана "О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа" является надежным гарантом для иностранных компаний и должен явиться стимулятором для потока в нефтегазовую отрасль Узбекистана иностранных инвестиций. Во-вторых, для реализации данного указа в Узбекистане имеется соответствующий нефтегазовый потенциал. В-третьих, политика "открытых дверей" Узбекистана должна ускорить процесс принятия решений со стороны потенциальных инвесторов, заинтересованных делать бизнес в Узбекистане в наиболее благоприятных инвестиционных условиях. Таким образом, данный указ президента Узбекистана в сочетании с потенциалом нефтегазоносности недр этой страны дает уникальные возможности для вложения инвестиций в нефтегазовую отрасль республики.

Независимая Газета N 126 (2188) 11.07.2000


ИТОГОМ переговоров главы военного ведомства Франции Алена Ришара с руководством Узбекистана стало Соглашение о создании узбекско-французской комиссии по военно-техническому сотрудничеству и оборонным технологиям

По словам г-на Ришара, документом предусмотрено взаимодействие по трем направлениям - оценка уровней безопасности; обмен информацией между оборонными ведомствами, анализ ситуации; техническое сотрудничество и обучение кадров. В ходе встречи Алена Ришара с Исламом Каримовым, на которой обсуждались проблемы сохранения безопасности в Центральноазиатском регионе, президент подчеркнул, что военное сотрудничество Парижа и Ташкента станет важным шагом в дальнейшем развитии взаимоотношений двух стран. Со своей стороны, французский министр пообещал, что "связи с Узбекистаном будут длительными".

Независимая Газета N 126 (2188) 11.07.2000



Украина

Ответ ребром

Роман ХРАПАЧЕВСКИЙ

Правительство Украины разработало порядок расчетов с компанией "ИТЕРА" за поставку российского газа украинским потребителям. Ничего нового в нем нет - это вексельная схема с явными признаками пирамиды.

С июня 2000 года МЭК "ИТЕРА" поставляет газ на Украину по цене 45 долларов за 1000 кубометров на условиях 100%-й оплаты деньгами. Если учесть, что в прошлом году было потреблено газа на 10% больше запланированного, то только при сохранении этого уровня украинским предприятиям надо будет заплатить "живыми" деньгами около 600 миллионов долларов.

Все это происходит на фоне сокращения электрогенерирующих мощностей, в частности, из-за закрытия Чернобыльской АЭС. Это значит, что потребление органического топлива скорее всего возрастет, следовательно, возрастет и потребление газа.

Вопрос, таким образом, становится ребром: где взять деньги? Причем не только на то, чтобы расплачиваться за прошлые газовые долги, которые выросли к июню 2000 года приблизительно на 700 миллионов долларов, но и оплачивать текущие поставки.

Правительством найден вариант такой оплаты: согласно проекту распоряжения кабинета министров Украины одна половина сумм платежей должна поступать "живыми" деньгами, а другая - в виде векселей предприятий- потребителей. Эти векселя энергопоставщики (облэнерго) должны через ГП "Энергорынок" передавать энергогенерирующим компаниям. Те в свою очередь должны их предъявить к оплате по номиналу. Вырученные от этой операции денежные средства, по мысли правительства, должны зачисляться на спецсчета, используемые исключительно для расчетов с МЭК "ИТЕРА".

На бумаге схема выглядит красиво, но при этом совершенно не отвечает на два вопроса: каким образом предприятия, находящиеся на картотеке, оплатят векселя по номиналу и что делать энергогенерирующим компаниям в случае неплатежа по векселям. Вряд ли в кабинете министров не понимают очевидного: денег, чтобы платить за энергию, у предприятий до сих пор не было и вряд ли они появятся по правительственному распоряжению.

Скорее всего расчет делается на то, что энергогенерирующие компании будут учитывать неликвидные векселя с дисконтом. А для покрытия разницы различными способами постоянно раздувать общий объем находящихся в обороте векселей, или постоянно отодвигая по времени окончательный расчет по ним, или накручивая цены на отпускаемую продукцию.

Ясно, что долго такая "пирамида" существовать не может, - она обязана кончиться банкротствами неплательщиков. Впрочем, все может продолжаться довольно долго, а там или правительство сменится, или еще что-нибудь случится - ведь есть же опыт принудительного реструктурирования украинских евробондов. А векселя ничем не хуже - тоже ценные бумаги.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 127 (25719) от 12/07/00


Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000