щёлковский край
 

Богослово

По сведениям историков село сперва называлось Фомино, а когда построили церковь Иоанна Богослова, село переименовали по названию церкви. В нашем, Щелковском районе, это единственное сохранившееся до наших дней село, названное по имени церкви.

Село Богослово находится на расстоянии 8 км от города Фрязино. Расположилось село на Хомутовском тракте, очень бойком в старину (ныне - Москва-Абрамцево-Оболдино-Хомутово- Сабурово-Богослово-Орлово-Петровское). В этом месте тракт пересекал р. Лашутку- приток Вори. Сейчас реку запрудили плотиной за деревней Костюшино. Любители подмосковной природы очень любят отдыхать на берегу большого пруда, берега которого поросли соснами. Первые письменные свидетельства о селе Богослово известны 415 лет назад. В писцовых книгах 1584-1586 гг. Московского уезда отмечалось наличие села на речке Лошутке, а в селе – церковь Ивана Богослова. Шло время, церковь Иоанна Богослова или обветшала, или вообще сгорела, что было не редким событием в те времена, и новые хозяева поставили новый храм, а посвятили новую церковь Казанской Божией Матери, особенно чтимой в то время на Руси.

Церковь, которая существует и на сегодняшний день, была построена в 1801 году, стараниями Прасковьи Федоровны Остафьевой, вдовы действительного статского советника. О личности создательницы храма известно очень мало. Зафиксирована в «Московском некрополе» надпись на могиле П.Ф. Остафьевой, находившейся в родовой усыпальнице: 19.07.1754 — 12.8.1810. Очень интересная надпись была обнаружена на памятнике Владимира Ивановича Остафьева (1740-1794), мужа Прасковьи Федоровны: «Добродетельнейший это был человек, Божий закон чтил и хранил и Государевы уставы, - вот слава, коей цвет не увядает во век». И каменная церковь скорей всего была сооружена в память об этом, судя по надписи, замечательном человеке. По мнению искусствоведов, судя по высоким художественным качествам и архитектурным формам, церковь строил выдающийся зодчий казаковской школы.

Храм кирпичный, украшенный белокаменными деталями. Здание храма – это ротонда, завершенная бельведером и окруженная тосканскими портиками. С колокольней храм соединяется крытым переходом. Памятник архитектуры, практически лишен декоративных деталей, его художественная выразительность достигается исключительно архитектурными средствами. Это богатая пластическая разработка объема, гармония и пропорциональность всех частей. Эти черты в сочетании с тонкой прорисовкой деталей и оригинальностью композиции позволяют включить храм в число лучших среди культовых сооружений XIX века.

Что же известно о священниках, служивших здесь до революции?

В 1810 году после окончании Троицкой семинарии был назначен в Казанскую церковь Сергей Иванович Лапенский (1787 – позже 1839), который сам был сыном священника. К 27 годам он уже был награжден наперсным крестом за заслуги во время Отечественной войны 1812 года. Прослужил Лапенский в храме более 29 лет. До нас не дошла информация, за что наградили крестом священника, но не стоит забывать, что в Отечественную войну часть священников стояла во главе партизанских отрядов, бивших французский обоз и фуражиров. А вероятность того, что в этих краях проходили французы, довольно велика. Деревня Богослово располагалась всего в 35 верстах от Москвы, еще и на удобном Хомутовском тракте. А в богородске, на Владимирском тракте (50 верст от столицы) точно были французы. Так что, возможно, и молодой священник организовал отряд партизан, охранявших подступы к Хомутово, и державших связь с казаками, располагавшимися на Троицкой дороге.

В 1938 году коммунисты закрыли церковь. Последний священник церкви – Дмитрий Иванович Шигоров (1878 – 1941) был сперва дьяконом в Никольском храме (с. Здехово), в 1919 году переведен священником в Богослово. Он тяжело переживал закрытие церкви, но еще тяжелее ему далось известие об аресте Николая, старшего сына, бывшего священником в с. Вербилки (Дмитровский уезд). Ни старый отец, ни другие родственники так и не получили никаких известий о судьбе Николая, он сгинул вместе со многими жертвами коммунистического режима. Сейчас Николай в числе российских новомученников.

Дмитрий Иванович умер в 63 года, переживания за судьбу сына и храма не позволили ему прожить дольше. Похоронен он на сельском кладбище неподалеку от церкви. Совсем рядом с церковью он не пожелал быть похороненным, так как предполагал, что могилу около храма могут затоптать. Так и случилось, возле церкви не осталось ни одной целой могилы, памятники растащили, могилы затоптали – осталось голое место.

Щелковский городской архив хранит много интересных документов. Есть в их числе и материалы финансового отдела фонда, которые выделялись по церквам. Эти документы – свидетели богоборческого времени. В 1922 году молодая Советская власть фактически ограбила церковь – забрали много серебряных украшений с икон, вещи, необходимые для богослужений. Все забирали «для помощи голодающим».

В 1938 году церковь закрыли, а уже в 1940 году принимается решение о ликвидации храма. Начали разбирать ограду, передали часть иконостаса для смывки позолоты и утилизации. Для закрытия использовали изощренную методику. Первым делом проводили инвентаризацию имущества.

Накануне переписи происходили и фиксировались кражи (скорей всего совершаемые по заданию органов НКВД), обнаруживалась недостача 5-10 вещей из серебра. Их стоимость завышали до невероятных размеров и взыскивали с членов приходского совета. Такой крупной суммы (около 10 годовых окладов) ни у кого не было, и церковь закрывали. Естественно, никаких жалоб никто не писал – жаловаться в период репрессий было опасно. Здание церкви было передано военстрою, а деревянный иконостас и другие иконы – утилизировали.

Около Казанской церкви было где-то 20 прицерковных могил. В советские времена, когда в церкви располагался то колхозный склад, то вообще здание стояло заброшенным, памятники растащили, могилы разрушили. Именно на разрушенном кладбище было захоронение корсиканца Паоло Ристори – поручика армии Наполеона, который в начале войны попал в плен, принял подданство российское и стал подполковником российской армии. Рядом с ним была могила брата его жены Дипедри, также итальянки.

В начале 90-х гг. началось восстановление полуразрушенной церкви, а к 1993 году в храме начались уже службы. К тому моменту, когда стало возможным восстановление храма, здание было в очень плохом состоянии: в стенах виднелись проломы, отсутствовала крыша, пол, двери и окна. Но вот уже в течение пяти лет в возрожденном храме по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, а также в праздники церковные совершается Божественная Литургия. Церковь – богочеловеческий организм, частичка Неба на земле, живет и растет. А это означает, что здание храма также постепенно будет восстановлено. И восстановят его не как памятник прошедшим эпохам, а как врачебницу человеческих душ, средство восстановления отношений человека и Бога.



Щёлковский район   Край родной   Справочник организаций   Евразийский вестник





Ремонт стиральных машин
Ремонт стиральных машин


межкомнатные двери Щелково
межкомнатные двери Щелково

Ремонт квартир и офисов
Ремонт квартир и офисов


Стоматология
Стоматология


Доставка воды: Архыз и Аква Премиум
Доставка воды


Добротные окна в Щёлково. Разнообразие форм и моделей: деревянные и пластиковые окна ПВХ в Подмосковье для квартиры, дачи, коттеджа.