Станция Ярославского направления железной дороги ст. Бахчиванджи названа в честь летчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи (1909-1943)
Григорий Яковлевич родился 20 февраля 1909г. Детство его прошло в станице Бриньковская Краснодарского края. Свою трудовую деятельность в далеком 1925г. начинал с литейной мастерской, потом был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо. В Мариуполе участвовал в строительстве завода, где впоследствии работал слесарем. Военную карьеру Бахчиванджи начал с1931г. учился. В Оренбургском летном военном училище. В 1934г закончил учебу, имея 2 военные специальности: летчика и техника по вооружению.
С 1935г. работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Летал на разных самолетах, в том числе и на истребителях. Постепенно начал проводить испытания новых авиамоторов в полете.
Воевал с 1941г. в составе 402-го особого полка истребителей, образованного на базе НИИ ВВС. Произвел около 70 боевых вылетов на МиГ-3 с июля по август 1941г. и сбил около 6 самолетов противника при обороне Москвы.
Для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1 был отозван с фронта в середине августа 1941г. При запуске двигателя 20 февраля 1942 на испытательном стенде, произошел взрыв, при котором пострадал один из испытателей Арвидо Палло. Лицо и руки Палло обожгло азотной кислотой. Бахчиванджи тоже досталось, он ударился головой о приборную доску и рассек лоб, но от продолжения испытаний не отказался. И уже 15 мая 1942г. БИ с работающим ЖРД выполнил свой первый полет.
Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб при выполнении испытательного полета на БИ 27 марта 1943г. задание заключалось в доведении скорости горизонтального полета самолета до 800км/ч по прибору на высоте 2000м. Полет протекал нормально, но после окончания работы двигателя вошел в пике и под углом 50° ударился о землю в 6км от аэродрома. Позднее выяснилась причина-затягивание самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900км/ч.
Покоится Г.Я. Бахчиванджи на кладбище поселка Малый Исток, вблизи аэропорт Кольцово. Рядом с ним похоронены его друзья и соратники Трофим Чигарев и Константин Груздев. В течение двадцати лет могила была безымянной и только в феврале 1963г. был установлен обелиск.
За свой вклад в развитие самолетостроения Г.Я Бахчиванджи дважды награжден орденами Ленина, медалями, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В честь Бахчиванджи названа платформа пригородного сообщения по Ярославской железной дороге, ранее носившая название «платформа 41км». На родине летчика-испытателя в станице Бриньковской и в Кольцово установлены памятники и названа школа. На обратной стороне Луны его именем назван кратер.
Ю. Гагарин считал, что без полетов Г.Я. Бахчиванджи могло бы не быть и 12 апреля 1961г. - день первого полета человека в космос.
|