Славянин или балт: На Восток или на Запад?(новое фундаментальное исследование ученых Белоруссии и России)
Кузнечевский В.Д.
Академик, доктор исторических наук, шеф-редактор белорусско-российской газеты "Союз"
О том, что ощущение собственной национальной и государственной независимости - то еще вино, мы узнали впервые в 1960 году, который был назван годом Африки. Тогда на политической карте этого континента появились десятки незнакомых государств с названиями прежде неизвестных Европе племен, а на улицах Москвы и в Московском государственной университете имени М.В. Ломоносова и в других вузах появились негры, экзотически разодетые или, наоборот, одетые в строгие европейские костюмы.
Но по-настоящему всю крепость этого хмельного напитка, способного вскружить даже очень крепкие головы, мы узнали только после 1991 года. Дело доходило до комических ситуаций. Так, в 1996 году в период курортного сезона первый телеканал Москвы сообщил температуру воздуха и воды в Одессе и российский МИД тут же получил представление от МИДа украинского, где это метеорологическое сообщение было расценено как вмешательство во внутренние дела Украины ("Российская газета" тогда описала эту ситуацию в своем "Экономическом союзе"). Более того, киевская пресса всерьез развернула дискуссию по поводу одного эпохального "открытия", заключавшегося в том, что открывший Америку родившийся в Генуе испанец Христофор Колумб на самом деле никакой не испанец, а... природный украинец (об этом мы тоже писали в свое время).
Не избежала дискуссий в отношении своего национального происхождения и, казалось бы, без всякого сомнения, славянская страна - Белоруссия. Нашлись ученые, которые стали утверждать, что "белорусы, скорее всего, являются не сбалтизированными славянами, а ославяненными балтами".
Точка зрения эта стала наиболее активно продвигаться на страницах печати в конце 1980 - начале 1990 годов и преследовала одну, но вполне очевидную цель - доказать, что не было в глубинах истории никакой древнерусской общности как единой колыбели русского, украинского и белорусского народов. По большому счету, спор идет, конечно же, не о том, что было в глубине веков, а о сегодняшней политической жизни. Кому-то очень нужно было оторвать этническую историю белорусов от родственных им русских и украинцев. И не только о "балтской концепции" идет в этом плане речь. Дискуссию стремятся навязать и в другом направлении - польском, доказывая, что никакие белорусы не белорусы, а вовсе... поляки.
Фактически речь идет об определенной современной идеологии - куда, в каком направлении должна двигаться современная Беларусь: на Восток, к своим этническим братьям, или же на Запад, в Польшу и дальше.
Между тем абсолютное большинство исследователей этой темы, основываясь на анализе исторических источников, придерживаются той точки зрения, что тезис об определяющей роли "балтского субстрата" в формировании белорусского народа является ошибочным.
Вот на этом острейшем историческом перекрестке, когда Президент Белоруссии Александр Лукашенко, опирающийся на поддержку абсолютного большинства своих соотечественников, подвергаемый неправедной и огульной критике со стороны тех, кто хотел бы растворить Белоруссию и белорусов в "западном море", выдерживает вектор движения страны в восточном направлении, ученые Белоруссии и России выступили с глубоким совместным исследованием, где подробно, на большом фактическом историческом материале рассматриваются эта и другие проблемы.
Коллективы Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы, Национальной академии наук Беларуси и Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая после нескольких лет совместной работы опубликовали под редакцией В.К. Бондарчика, Р.А.Григорьевой и М.Ф. Пилипенко фундаментальный научный труд "Белорусы" (Москва, "Наука", 1998 год, 503 стр.).
ТрудКдействительно объемный, охватывающий практически все проблемы исторического и современного развития белорусской нации. Здесь и очерк по этнической истории, и градостроительство, и проблемы традиционной сельскохозяйственной и промысловой культуры, и многое другое. С интересом читаются не только эти разделы, но и такие, как эволюция взаимоотношений в семье, изменения в структуре и численности семей. Все без исключения главы этой единственной пока в своем роде монографии написаны на уникальных материалах, собранных авторами не только в тиши исторических библиотек и архивов, но и во время полевых выездов. Книга богато иллюстрирована.
Авторам с успехом удалось показать богатейшую народную культуру, созданную белорусами. Многие традиции, народные знания и опыт вызывают большой интерес. Авторы убедительно показывают связь исторических и нынешних времен, так как многое из исторических достижений используется в современной жизни. Без сомнения, это уникальное научное исследование будет отныне широко использоваться в научной историографии не только трех славянских государств (Белоруссии, России и Украины), но и в исторической науке западных стран, поскольку белорусский этнос является неотъемлемой частью других европейских народов.
И в заключение. В современной истории независимой Белоруссии этот фундаментальный труд является единственным в своем роде и по всем своим параметрам достоин того, чтобы быть выдвинутым на соискание государственной премии.
"Российская газета" 26.09.2000 (в приложении "Бизнес в России").