Журнал теории и практики Евразийства №3
(№1,№2,№3,№4)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Российские СМИ о СНГ
От редакции
Новости СНГ
Российские СМИ о СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Белоруссии и России. Обзор событий
Союз Белоруссии и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
Гумилев Л.Н.  Заметки последнего евразийца
Чистов В.Г.  Российско–украинские отношения через призму теории этногенеза
Часть 2
Часть 3
Гушер А.И.  Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества
Наследие
Н.С.Трубецкой  К украинской проблеме
Союз Белоруссии и России. Статьи
Посохов С.А.  Быть вместе – наша судьба
Фролов К.А.  Общерусское самосознание – фундамент воссоединения
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Наталья Айрапетова  Россия живет по китайской поговорке. А поговорка эта гласит: « Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!»
Грунин В.Ф.  Азербайджан: этот нелегкий суверенитет
Сокуров С.А.  Мертвая и живая вода национализма
Власов В.А.  Проблемы распространения периодических изданий государств — участников СНГ в России
  Проблемы формирования единого образовательного пространства
Культура
Кожинов В.В.  О месте России в мире
Архимандрит Феофилакт (Георгиадис)  Основание иерусалимского подворья в Москве — важнейшая веха в укреплении братских отношений между иерусалимской и русской церквами
Корнеева Н.И.  Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века
  Русский скульптор Владимир Суровцев
Люди и время
Серапионова Е.П.  Карел Крамарж о федерализме и проблемах будущего государственного устройства России
  Генералиссимус князь А. В. Суворов в анекдотах и рассказах современников
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail: isve@orc.ru 
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

Июль 2000 г.

1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
 

Институт стран СНГ



Дизайн: Сергей Попков



5 июля 2000 года


Общие вопросы СНГ

Простых решений ждать не приходится

ВЛАДИМИР КЛЕНОВ

Завтра в столице Таджикистана открывается пятый саммит "Шанхайской пятерки"

Нынешняя встреча руководителей России, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, судя по всему, пройдет в сопровождении грохота артиллерийской канонады под Кабулом, где не прекращаются бои.

Эхо этих боев станет как бы лишним напоминанием о необходимости беспощадной борьбы с этническим и исламским экстремизмом. Эта тема и будет главной на переговорах в таджикской столице. Проблема настолько актуальна для региона, что к "пятерке" в Душанбе присоединится в качестве наблюдателя и Узбекистан, весьма опасающийся своей вооруженной оппозиции, которая с именем аллаха на устах готовится в тренировочных лагерях под Мазари-Шарифом.

На последнем саммите в Бишкеке в центре внимания была Киргизия, пострадавшая от вторжения исламских боевиков. Помощь не заставила себя долго ждать. Россия поставила партию вооружений, обмундирования, боеприпасов, приборы ночного видения, приняла на учебу десятки киргизских офицеров. Пекин, в свою очередь, выделил крупную сумму горной республике на обустройство пограничных застав.

В таджикской столице на первый план выйдет проблема уйгурского сепаратизма. Китайские мусульмане продолжают упорную борьбу за независимый Восточный Туркестан. В начале июня китайские власти казнили пятерых лидеров сепаратистов, но волнения не стихают. Уйгурским "братьям по вере" активно помогают единомышленники из Турции, с Ближнего Востока. В последнее время в связях с ними замечены и талибы.

Напомним, "Шанхайская пятерка" была создана в апреле 1996 года. Через год, на саммите в Москве, было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в 100-километровой зоне по обе стороны границ "пятерки". Недавно начата инспекционная деятельность: представители министерства обороны КНР побывали в приграничных районах Дальнего Востока. Ответная инспекция оборонных ведомств четырех стран СНГ пройдет в ближайшее время. После саммитов в Алма-Ате и Бишкеке деятельность "пятерки" вышла за рамки военно-политического сотрудничества. Решено сообща бороться с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и транснациональной преступностью.

Более того, в Душанбе намечено обсудить и экономические вопросы. Становится очевидным, что Пекин и Москва таким образом берут шефство над Средней Азией, где у обеих держав стратегические интересы. Россия стремится удержать свои позиции в регионе, а Китай - их завоевать. Сегодня шансы выросли как никогда. Запад, отказавшийся в последнее время от ряда крупных инвестиционных нефтегазовых проектов и оставивший Среднюю Азию один на один со своими проблемами во время гражданской войны на Памире и боев в киргизском Баткене, заметно уронил свой авторитет в глазах "солнечных" республик.

Есть серьезный повод задуматься и Пакистану, который пытается заявить о своих амбициях в регионе и по-прежнему энергично поддерживает непредсказуемый режим талибов. Нет сомнений, что и на этот раз из Душанбе раздастся суровое предупреждение в адрес Кабула, давшего убежище боевикам из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Чечни. По всей Средней Азии идут усиленные поиски исламских эмиссаров. Так, лишь в Киргизии за последнее время 53 человека были задержаны за разжигание религиозной вражды. Большинство из них - активисты экстремистской организации "Хизбут тахрир". Ее члены ставят своей целью создание на части территорий Узбекистана, Казахстана и Киргизии, в основном в Ферганской долине, исламского государства - халифата. Пока они только разбрасывают листовки и расклеивают плакаты. Но что будет, если боевики прорвутся через границу?

Ясно и другое. Россия, взяв на себя, пусть даже на пару с Китаем, ответственность за Среднюю Азию, вступает в начавшуюся битву за регион. Последствия труднопредсказуемы. Недра края под завязку набиты газом, нефтью, золотом, цветными металлами, углем, здесь простираются обширные плантации хлопчатника, зерновых, протекают важнейшие реки - Амударья и Сырдарья. А потому простых решений не будет...

Время-MN N99 от 04 июля 2000 года


В Душанбе за новым миропорядком

Светлана БАБАЕВА

Сегодня в Душанбе пройдет саммит "шанхайской пятерки" - неформальной организации стран, имеющих общие границы с Китаем. Нынешний саммит - пятый по счету - как бы замыкает первый цикл встреч и выводит страны на новый круг взаимоотношений.

"Шанхайская пятерка" родилась в 1996 году после визита в Китай президента Бориса Ельцина. Поначалу целью консультативного форума было урегулирование напряженности на границах Китая и стран, образовавшихся после распада СССР: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

С течением времени повестка дня расширялась, и в последние встречи лидеры говорили о глобальных конфликтах, угрозе экстремистски настроенных исламских организаций и многополюсном мире. В частности, в прошлом году Ельцин, едва сойдя с трапа самолета в Бишкеке, заявил, что "готов к бою... с западниками". Окружение президента смикшировало дипломатическую неловкость, заявив, что президент имел в виду многополюсный мир. А президент между тем продолжил и заговорил о "попытках некоторых государств устроить удобный только для себя миропорядок".

Прошлая встреча "пятерки" проходила в тяжелых условиях: в разгаре был косовский кризис, по которому возникла сильная напряженность у России с США (то есть теми самыми "западниками"). Буквально за несколько дней до саммита в южную Киргизию вторглись исламисты, взорвали мост, взяли заложников. В России уже вовсю бушевала чеченская кампания.

Нынешний саммит проходит в более спокойных внешних условиях. Однако тема противостояния экстремизму будет на заседании "пятерки" по-прежнему ключевой. Кстати, по случаю проведения саммита в Душанбе приняты беспрецедентные меры безопасности, а каждый лидер везет с собой чуть не по самолету охраны.

Первым в Душанбе прилетел председатель КНР Цзян Цзэминь, который провел двусторонние переговоры с главой Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Владимир Путин прилетит в Душанбе сегодня ранним утром и почти сразу же отправится на встречи. Однако почти все едины во мнении: главной встречей российского президента будет беседа тет-а-тет, а затем в расширенном составе с китайским лидером. На нее, кстати, отводится и больше всего времени (впрочем, с другими лидерами Путин общался буквально неделю назад в Москве на саммите стран СНГ). Так же было и на прошлогоднем форуме - Ельцин летел ради беседы с председателем КНР.

Это особенно важно сейчас - накануне предстоящего визита Путина в Пекин. Он должен состояться через полторы недели, аккурат перед встречей "большой восьмерки" на Окинаве. Нынешняя встреча в Душанбе станет своего рода прологом. С учетом сделанного еще в прошлом году, а ныне - вовсю закрепляемого администрацией Путина "прорыва на Восток" лидерам будет о чем поговорить. И об экономическом, и о военно-техническом, и о политическом сотрудничестве в контексте "многополярного мира", как было сказано в "Бишкекской декларации", подписанной на прошлогоднем саммите. Совершенно очевидно, Путина интересуют также экономические успехи Китая. Многие склоняются к мысли, что по политико-экономическому устройству Путин стремится построить в России нечто среднее между Германией и Китаем.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 122 (25714) от 05/07/00



Азербайджан

ЭЙФОРИЯ в Азербайджане по случаю принятия в Совет Европы была омрачена заявлениями ряда оппозиционных политиков о том, что членство в этой престижной европейской организации имеет и свои минусы

В интервью азербайджанскому агентству "Билик Дуньясы" председатель Партии национальной государственности Азербайджана (ПНГА) Неймат Панахлы не исключил "угрозы" возвращения в республику, в частности в Баку и Сумгаит, армян, которые могут выступить с законным требованием вернуть их квартиры и восстановить их прописку в этих и других городах, а также обеспечить их безопасность. По мнению г-на Панахлы, вернувшиеся беженцы могут оказаться под защитой Совета Европы и других международных организаций.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Армения

Президент Армении собирается в Москву

Главным итогом своих завершившихся визитов в Вашингтон и Париж президент Армении Роберт Кочарян считает восстановление доверия к Армении со стороны политиков и финансовых организаций Запада. В сентябре, а возможно и раньше, Кочарян посетит и Москву, после чего пути урегулирования карабахского конфликта будут обозначены более отчетливо и получат давно ожидаемую определенность. Пока же министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил о том, что вопрос обмена территориями между Арменией и Азербайджаном как вариант урегулирования карабахской проблемы не обсуждался ни в Париже, ни в Вашингтоне.

Сергей БАБЛУМЯН, Ереван

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 122 (25714) от 05/07/00


Кондратенко ссорит Россию и Армению

Как сообщает наш корреспондент в Ереване Ара ТАТЕВОСЯН, негативное отношение части населения России к "лицам кавказской национальности" грозит похолоданием в отношениях Москвы с Арменией - главным и, может быть, последним стратегическим союзником России в Закавказье.

Все началось с тревожных вестей из Краснодарского края России. В селе Варваровка Анапского района произошла драка, в ходе которой 13-летний подросток из армянской семьи ударил палкой по голове 17-летнего подростка, немца по национальности, который спустя два дня скончался от отека головного мозга.

Вскоре группа людей в камуфляже явилась в армянское село Гайкадзор и дубинками избила четверых местных жителей. Конфликт продолжился и в последующие дни. С рынков исчезли "лица кавказской национальности", опустели и армянские кафе. Заместитель главы администрации Краснодарского края РФ Николай Харченко открыто заподозрил армян в стремлении создать в Адлере "армянский национальный район". По его мнению, процессу организованного переселения армян во многом способствовало и Соглашение между правительством РФ и Республикой Армения о регулировании процесса добровольного переселения от 29 августа 1997 года. Именно с подачи непосредственного начальника Харченко - губернатора Кондратенко - Совет Федерации России отказался ратифицировать вышеупомянутый документ, что стало неприятным сюрпризом для Еревана.

(c) "Московские новости" № 26 04.07.2000


Контуры мира становятся более зримыми

Анкаре явно не нравится прогресс в ходе карабахского урегулирования

Иван Айвазовский

ПРЕЗИДЕНТ Армении Роберт Кочарян считает свои недавние визиты в Вашингтон и Париж "плодотворными во всех отношениях". По словам главы государства, его встречи с Биллом Клинтоном, Жаком Шираком, а до этого - с Владимиром Путиным и Гейдаром Алиевым в ходе саммита СНГ в Москве "внесли ясность в ситуацию вокруг Нагорного Карабаха". В этой связи министр иностранных дел Вардан Осканян, сопровождавший президента в его поездке в США и Францию, с удовлетворением отметил, что диалог Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева будет продолжен. При этом руководитель армянского внешнеполитического ведомства вновь подчеркнул, что в настоящее время Ереван не рассматривает вариант разрешения карабахского кризиса путем территориального обмена: "на сегодня этот вопрос не стоит в повестке дня". Легко увидеть, что Армения не отвергает такую возможность в принципе, речь идет лишь о "текущем моменте" в переговорном процессе. Кстати, азербайджанское руководство также оптимистично настроено относительно перспектив миротворчества. Во всяком случае, президент Гейдар Алиев заявил, что "с каждым днем процесс урегулирования карабахского конфликта приобретает все более зримые контуры".

На этом в целом позитивном фоне диссонансом прозвучала информация, связанная с очередным неприятным и малообъяснимым инцидентом в армяно- турецких взаимоотношениях. Как известно, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном до сих пор не существует, и кроме того Турция продолжает блокаду сухопутной границы с Арменией. Тем не менее деловые круги обеих стран пытаются наладить взаимовыгодные контакты, особенно в области приграничной торговли. Армению не раз посещали группы турецких бизнесменов, а на днях в Турцию направилась армянская делегация в составе высокопоставленных чиновников Гюмрийской области и председателя республиканской торгово-промышленной палаты. Важно подчеркнуть, что поездка была предпринята по приглашению руководителей турецкого приграничного города Карс, где был организован форум, посвященный обсуждению проблем, связанных с укреплением мира на Кавказе.

Однако инициатива местных властей была дезавуирована Анкарой. Армянскую делегацию выдворили из Турции буквально на следующий день после приезда. Комментируя происшедшее, пресс-секретарь МИД Армении Ара Папян, в частности, сообщил, что турецкая сторона объяснила свои действия "усилиями Армении, направленными на признание геноцида армян 1915 г. в Турции и ходом урегулирования карабахской проблемы". Г-н Папян при этом подчеркнул, что инцидент "не созвучен наметившемуся в последнее время прогрессу в армяно- турецком диалоге и не способствует установлению стабильности и длительного мира в регионе". Споксмен армянского внешнеполитического ведомства вновь отметил, что Ереван остается привержен идее международного признания факта геноцида, в том числе - и самой Турцией, однако такая политика отнюдь не направлена на осложнение двусторонних отношений, но, напротив, преследует цель быстрого их улучшения. Кроме того, "МИД Армении неоднократно подчеркивал, что армяно-турецкие отношения не могут нормально развиваться до тех пор, пока Турция увязывает их с отношениями с третьей страной - Азербайджаном", - заключил Ара Папян.

Думается, что резкий и грубый демарш Анкары в данном случае вызван позицией могущественных националистических кругов Турции, явно не заинтересованных в стабилизации ситуации на Большом Кавказе и, в частности, в разрешении армяно-азербайджанского противостояния. Очевидно, что любые конструктивные процессы в регионе идут вразрез с идеей дальнейшего усиления турецкого влияния на Кавказе за счет ослабления позиций России. Воцарение прочного мира говорило бы о начале нового этапа во взаимоотношениях кавказских стран и народов, этапа, исключающего возможности силового пересмотра исторически сложившегося баланса сил. Это, в свою очередь, неизбежно похоронит традиционную идею создания под эгидой Турции некой "великой туранской федерации". Поэтому Анкара не идет на нормализацию отношений с Арменией, хотя Ереван не устает подчеркивать, что неразрешимых вопросов в двусторонних отношениях нет. Пока, однако, турецкая сторона демонстрирует склонность не к компромиссу, а к конфронтации, что само по себе усложняет поиски мирных решений региональных конфликтов.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Белоруссия

ЭКС-ГЛАВА правления Национального банка Белоруссии Тамара Винникова в настоящее время находится в Великобритании

Как сообщили в МВД республики со ссылкой на официальное уведомление, полученное белорусским бюро Интерпола из Скотланд-Ярда, белорусские правоохранительные органы обвиняют Тамару Винникову в совершении ряда экономических преступлений. Она была арестована зимой 1997 г. и более года содержалась в следственном изоляторе КГБ. В связи с резким ухудшением здоровья Винникова была отпущена под подписку о невыезде и находилась под домашним арестом. В апреле 1999 г. Тамара Винникова, обманув охрану, покинула собственную квартиру. Как она пересекла государственную границу и оказалась в Великобритании, пока неясно. В Минске официальные власти вновь объявили, что расследование уголовного дела в отношении экс-главы Нацбанка продолжается.


ДВЕНАДЦАТЬ белорусско-молдавских документов было подписано в ходе визита президента Молдавии Петра Лучинского в Минск

Среди этих документов - Договор об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 гг., межправительственные соглашения о взаимопоставках товаров на эквивалентной основе и о сотрудничестве в области бюджетно-финансовой и налоговой политики. Достигнута договоренность о поставках в Молдавию тракторов, мотоциклов, велосипедов, троллейбусов и телевизоров из Белоруссии. На заседании ученого совета Белгосуниверситета Петру Лучинскому присвоено звание почетного доктора университета. Ему были вручены диплом и мантия. Этой чести Лучинский удостоен, как сказано в дипломе, "за большой вклад в развитие социологической науки и укрепление дружбы и сотрудничества между народами Молдавии и Белоруссии".

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000


Белорусская оппозиция - за бойкот

Как сообщает собкор МН в Минске Александр ФЕДУТА, 2 июля в столице Белоруссии прошел очередной Конгресс демократических сил республики, на котором было принято решение поставить власть перед выбором: либо согласиться на предлагаемые оппозицией условия, либо смириться с тем, что демократы подвергнут предстоящие парламентские выборы бойкоту. Если это произойдет, выборы опять не будут признаны мировым сообществом и легитимность власти в республике опять окажется под вопросом.

Наибольший радикализм проявил бывший председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич, участник подписания незабвенных беловежских соглашений. По его требованиям в итоговую резолюцию был внесен пункт, обязывающий партии Конгресса принять карательные меры по отношению к тем своим членам, которые все-таки выдвинут свои кандидатуры на выборах.

(c) "Московские новости" № 26 04.07.2000


Дефицит времени может превратиться в дефицит доверия

О чем говорил Александр Лукашенко на заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии

Наталья Айрапетова

ОТСУТСТВИЕ информации о докладе председателя Высшего Государственного совета Союзного государства России и Белоруссии, президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, сделанном им на недавно состоявшемся заседании ВГС, вызвало к жизни слухи и домыслы в ряде российских СМИ, которые, увы, подавались как факт реальности. Скажем, распространено было мнение о некоей "скандальности" доклада, о том, что-де глава Республики Беларусь опять "учит" Россию, а Россия опять послушно и молча кивает. При этом высказывались тенденциозные мнения о реакции на доклад президента РФ Владимира Путина, как, впрочем, и об отношениях между двумя лидерами, конкретно ничем не подтвержденные (Лукашенко-де Путину "надоел", как и сам "брак по расчету" с союзной республикой). Искажались - невольно или сознательно - и намерения президента Белоруссии.

Отчасти в такой трактовке доклада Александра Лукашенко, как и самого заседания, "виноваты" и главные действующие лица, и их странная любовь к разного рода секретным заседаниям, военным и невоенным тайнам, докладам (в которых ничего секретного, по сути, нет), и часто от российских и белорусских чиновников слышишь, что это, дескать, право самих лидеров Союзного государства - определять степень открытости или "закрытости" того или иного мероприятия или доклада. Разумеется, в каких-то случаях закрытость необходима, но в подавляющем большинстве случаев она создается искусственно, от недостатка прагматизма и профессионализма. Вообще же работа президентских и правительственных структур (прежде всего российских) с партнерами из СМИ оставляет желать много лучшего, в том числе и по поводу своевременной "налички" официальной (и вполне легальной) информации о данном заседании Высшего Государственного совета. Информацией о ходе заседания не располагали даже высокие чиновники, и, видимо, в силу этих причин даже солидные информационные агентства вместо конкретных сводок с места события вынужденно занимались ликбезом других своих коллег, растолковывая им, что такое ВГС и вообще Союзное государство... Если же говорить об обычных будничных контактах с российской прессой, то из администрации президента РФ мы получаем по факсу в основном сенсационные материалы типа: "Сегодня президент направил поздравления имярек..." Неужели российским СМИ больше не о чем сообщить новой команде, кроме текстов поздравлений?

Как и любая власть, четвертая не любит посредников и предпочитает информацию "из первых рук". Ежели эти руки вешают перед ней амбарный замок секретности - то и реакция будет соответствующая. Тогда и Александру Григорьевичу не имеет смысла жаловаться на невнимание российских СМИ, даже благожелательно относящихся к союзу России и Белоруссии, поскольку, видимо, не без участия белорусских чиновников был первоначально "засекречен" и его собственный доклад. Мы ни в коей мере не претендуем на разглашение, боже упаси, военных или государственных тайн, но в соответствии с российскими законами обязаны представить читателю не тоскливые пресс-релизы, напоминающие марсианские хроники, а полноценную информацию, а затем, на ее основе, объективный анализ событий. Если власть не считает прессу изначально партнером и союзником - в том, что касается не комплиментов, а прежде всего стратегических интересов России, - то, видимо, и не стоит предъявлять потом претензии к СМИ в искажении или тенденциозности информации. Впрочем, это отдельная тема, но вопрос, что называется, назрел: проблема "власть и пресса" как в России, так и в Белоруссии требует своего цивилизованного решения, цивилизованного и заметно упрощенного, продуманного механизма общения, иначе президентам двух стран будет все труднее убеждать народ в правильности своей стратегической или тактической позиции.

Больше того: без участия прессы и без ее должной информированности может остаться "за кадром" или вообще исчезнуть из поля зрения (в том числе и зарубежных партнеров России и Белоруссии) важная эволюция во взглядах лидеров Союзного государства, касающихся их контактов с европейским сообществом - а она, между прочим, имеет место и в докладе Александра Лукашенко как лидера Союзного государства, а не просто как руководителя отдельно взятой страны. Следовательно, дружите с прессой, господа! - и вы только выиграете в общественном мнении не только двух стран, но и европейского сообщества.

Что же касается самого доклада Александра Лукашенко, то на некоторых его тезисах хотелось бы остановиться особо. Как всегда, Александр Григорьевич пытался призвать своих российских коллег к большей дисциплинированности в исполнении уже принятых решений, действенному контролю за принятием решений, согласованных уже на высоком уровне, и главный пафос в выступлении Александра Лукашенко заключался в тезисе: мы теряем темп интеграции, а следовательно, и своих союзников! И потому, по словам Лукашенко, "мы обязаны сделать все... чтобы дефицит времени, не дай бог, не превратился в дефицит доверия со стороны наших народов". Вот, собственно говоря, и вся "крамола" президентского доклада, а от себя добавим: не следует допускать дефицита доверия и со стороны прессы, ибо она - тоже часть народа (причем не худшая), а не только часть холдингов заклятых друзей - олигархов... Заметим, кстати: что, касаясь проблем формирования общего информационного пространства, президент Белоруссии изволил задать чисто риторический вопрос - с учетом вышеописанной ситуации: "Не понимаю, почему российские средства массовой информации - даже те, которые положительно относятся к белорусско- российскому единению, - пассивны в позитивном освещении интеграционной тематики? Большинство материалов носит поверхностный и предвзятый характер. Нет глубокого анализа ситуации". Да откуда же взяться анализу, Александр Григорьевич, если вы так любите секретничать с коллегами? Тогда осторожней следует быть и в следующих своих заявлениях: "Ведь мы всегда открыты для встреч с представителями российских средств массовой информации - независимо от их политической направленности". Должны констатировать, с учетом прошедшего саммита и заседания ВГС: здесь вы погорячились, Александр Григорьевич - не всегда вы открыты, ой не всегда!

К сожалению, из доклада Александра Лукашенко (как и из самой жизненной практики) следовало, что отдельные министерства и ведомства как в России, так и в Белоруссии, оказываются реально более могущественными, чем два президента, два правительства и, соответственно, чем двусторонние межгосударственные решения, принятые на самом высоком уровне. Инертность, волокита, потеря темпа - вот что мешает новому витку интеграции Белоруссии и России. Как видим, пока не сбывается мечта о "хороших" бюрократах - увы, они и в Союзном государстве те же самые, что были всегда, но почуяли в новых структурах массу возможностей обустроить свою собственную "интеграцию" в союзный бюджет и в целом в неплохую и благоустроенную жизнь без всяких излишних нервных затрат. В этом плане характерно замечание Александра Лукашенко о том, что аппарат Исполнительного комитета "работает безынициативно, безответственно затягивает подготовку отдельных проектов важных документов".

В то же время, по словам президента Белоруссии, вместо подготовки документов, направленных на реализацию Договора о создании Союзного государства и решений Высшего Государственного совета, "государственный секретарь инициировал обсуждение вопроса о придании Союзному государству статуса межгосударственной организации, а служащим Постоянного комитета - статус международных служащих. Хотя договор прямо говорит о создании Союзного государства, а в его тексте указано, что должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов являются государственными служащими Союзного государства (ст. 57 Договора)". Таким образом, подтвердились некоторые противоречия между председателем Высшего Государственного совета и госсекретарем, хотя в день окончания заседания ВГС Александр Лукашенко в интервью второму российскому телеканалу высказался о работе госсекретаря весьма гуманно, и из его слов следовало, что Павел Павлович Бородин "не приносит вреда" российско-белорусскому союзу...

Понятно, почему Александр Лукашенко с таким пафосом говорил о низкой эффективности принимаемых решений - в частности, осталось на бумаге принятое три года назад решение (а затем и подписанное в конце 1998 года соглашение) о создании равных условий субъектам хозяйствования: хотя было заключено, во исполнение этого соглашения, 10 межправительственных соглашений, "равные условия" остались на бумаге по сегодняшний день. Трудно не согласиться с этим тезисом доклада: "Решения, которые принимают органы Союзного государства, должны выполняться неукоснительно. В противном случае будет дискредитирована сама идея интеграции, и мы лишимся поддержки народа, на которую опираемся в своей работе".

Разумеется, для эффективной работы Союзного государства нужна разветвленная правовая база, и здесь Александр Лукашенко сделал существенное замечание о том, как должна проходить "унификация" правовой базы двух стран: не одна страна должна постоянно подстраиваться под другую, поскольку национальные законодательства обеих стран в разных сферах имеют свою оправданную специфику, а унификация должна касаться прежде всего совместно принятых документов в рамках Союзного государства. Прежде всего это касается экономической (и не только экономической) жизни Союзного государства, и потому, по мнению Александра Лукашенко, "необходимо избегать изначально бесперспективных попыток "подстройки", "подгонки" законов Беларуси под законы России или наоборот", а наиболее рациональным путем (о чем давно говорят профессионалы) была бы выработка оптимального варианта на основе тщательного анализа экономического законодательства обоих государств. Такой подход позволил бы создать, по мнению председателя ВГС, "четкую правовую базу Союзного государства в экономической сфере..."

Как раз в этой сфере успехи России и Белоруссии в рамках Союзного государства следует признать скромными, хотя они есть: товарооборот между двумя странами имеет достаточно устойчивую тенденцию к росту, и, несмотря на кризисные явления, его объем в начале этого года (январь-март) составил 2064,3 млн. долларов США, что на 40% больше по сравнению с данным периодом в 1999 году. Есть основа и для строительства единого экономического пространства - так, в первом квартале этого года рост объема ВВП в Белорусии составил 106%. А в России - 107,2% (есть и другие обнадеживающие показатели по росту промышленного производства и инвестиций и т. д.). Однако парадокс (впрочем, вполне объяснимый объективными причинами в развитии двух стран) нынешнего этапа российско-белорусской интеграции заключается в том, что во внешнеполитической деятельности двух стран Россия и Белоруссия гораздо значительней продвинулись вперед, чем в экономической деятельности или в социальной сфере. Здесь Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2000-2001 годы действительно согласована. Александр Лукашенко подчеркнул, что следует теснее сотрудничать с Европейским союзом, а также с такими региональными организациями, как Центрально-Европейская инициатива (ЦЕИ), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и Совет государств Балтийского моря (СГБМ). Наблюдатели, считающие Александра Лукашенко не меняющим своих взглядов закостенелым "комиссаром интеграции", немало удивились бы, услышав от него почти революционные тезисы о сотрудничестве с НАТО:

"Развитие неконфронтационных отношений с альянсом и сотрудничество с ним в тех областях, где это выгодно и не ущемляет наши национальные интересы, отвечает потребностям наших государств". То ли концепция Владимира Путина оказала столь решающее воздействие на взгляды белорусского коллеги, то ли сам Александр Лукашенко пришел к такому пониманию, подтвердив репутацию динамичного лидера, но существенная эволюция по отношению к НАТО со стороны России и Белоруссии налицо. Не менее удивительна и оценка сотрудничества с ОБСЕ, что, по словам председателя ВГС, "предоставляет реальную возможность участвовать в формировании неделимой системы безопасности, основанной на равенстве государств, уважении их права на выбор собственного пути развития". Здесь, на наш взгляд, дана несколько преждевременная (и потому явно комплиментарная) оценка деятельности ОБСЕ, которая во многом еще остается больше проамериканской организацией, диктующей странам и народам волю США, нежели организацией истинно европейской, органически склонной к толерантности и отсутствию политического диктата. Но, возможно, ОБСЕ вдохновится такой оценкой (пришла любовь, откуда не ждали) лидера Белоруссии и Союзного государства - и, глядишь, действительно станет такой, какой ей давно надлежит быть по статусу.

Таковы, в самых общих чертах, некоторые главные направления, обозначенные Александром Лукашенко как председателем Высшего Государственного совета Союзного государства Беларуси и России, в его докладе "О ходе выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений". Мы сочли своим долгом использовать предоставленную нам возможность для ознакомления с этими тезисами и наших коллег из российских СМИ, и широкий круг читателей "НГ".

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Грузия

Признаки и призраки дестабилизации

Внепарламентская оппозиция объединилась и угрожает акциями протеста

Нодар Броладзе

В ПОСЛЕДНИЕ годы в Грузии постоянно существуют опасения очередной дестабилизации. Причины и мотивы при этом претерпевают незначительную трансформацию, поскольку основные из них состояли в факте непримиримости различных политических движений и группировок. Можно констатировать, что борьба за власть носит перманентный характер. Сторонники президента Эдуарда Шеварднадзе помогают ему строить новое государство, а противники (в основном - звиадисты), прибегая к различным видам сопротивления, в том числе и вооруженного, всячески стремились препятствовать укреплению государственности. Среди наиболее известных акций подобного рода следует рассматривать инспирированный Гамсахурдиа в Западной Грузии гражданский вооруженный конфликт, повлекший за собой многочисленные жертвы. Покушения на Эдуарда Шеварднадзе составили отдельную главу в хрестоматии последнего десятилетия. Неоднократно угрожал затем властям не раз прощенный ими Акакий Элиава, ныне руководитель военизированного формирования в городе Сенаки (Западная Грузия), социальный и политический статус которого непонятен по сей день. Совсем недавно несколько десятков звиадистов были освобождены из заключения на основе провозглашенной высшим руководством идеи национального примирения. Велика вероятность, что все эти силы, сохранившие, надо сказать, немалый заряд политической энергии, способны заново включиться в движение против государства, хотя есть основания думать, что на этот раз рычаги дестабилизации могут быть приведены в движение не самыми ортодоксальными звиадистами. Существующий социально-политический фон может стать той питательной почвой, которая стимулирует оппозиционные движения на очередное "выяснение отношений" с властями. Многие политики, озабоченные ситуацией в стране, публично заявляют о лишениях значительной части населения в условиях продолжающейся коррупции, контрабанды и прочих незаконных способов накопления гигантских капиталов, минующих государственный бюджет и оседающих в одних и тех же карманах. Именно это стало основанием для объединенных в Национальный центр демократии и свободы 27 партий и политических движений, объявивших о невозможности дальнейшего существования страны при таком положении дел в государстве и обществе. Лидеры этих организаций, не прошедших в парламент на прошлогодних выборах, заявили о готовности выхода на улицы для активного проведения различных акций протеста. При этом, как пояснила одна из лидеров Трудовой партии лейбористов Луиз Шакиашвили, речь не может идти о "безответственных выходках". Прежде чем внепарламентская оппозиция решится на подобные действия, она намерена добиться проведения очередных досрочных парламентских выборов. Активисты этого движения подчеркивают, что они настаивают на подлинной демократичности выборов, откровенно сомневаясь в соблюдении всех норм демократии в ходе предыдущего волеизъявления населения. Предлагается следующий механизм: парламенту надо принять новый закон о выборах, затем государство должно провести всеобщую перепись населения (последняя состоялась 16 лет назад) и провести паспортизацию. Это должно помочь избежать фальсификаций. И если государственные структуры власти не прислушаются к голосу оппозиции, то, как отмечалось на пресс- конференции лидеров Центра демократии и свободы, все средства давления на власти будут использованы в полном объеме. По мере нарастания социального недовольства политики от оппозиции становятся все более решительными, и в ответ на предупреждения со стороны властей о наличии признаков активизации деструктивных сил, ведущих дело к социальному взрыву, заявляют, что источником дестабилизации может оказаться и само правительство, лишившее народ права на нормальное существование.

Обратило на себя внимание и то обстоятельство, что на последнем из еженедельных заседаний правительства губернатор Менгрелии Бондо Джикия выступил с сообщением о подготовке в его крае очага дестабилизации, которая должна затем, по его словам, объять всю страну. Министр госбезопасности Вахтанг Кутателадзе в этой связи отмечает, что, к сожалению, в Менгрелии существует немало серьезных предпосылок для социального взрыва. Кроме того, в дестабилизации заинтересованы и силы за пределами Грузии. Для осуществления своих замыслов они имеют в стране серьезную опору. Кутателадзе не стал уточнять, какие персоны намерены спровоцировать хаос с последующим захватом власти. Но можно легко представить себе, что они состоят из коммунистов, звиадистов и других представителей радикальных направлений, левой и правой оппозиции, включая ультранационалистов. Нетрудно предположить также, что их взаимная устремленность друг к другу носит условный и временный характер, поскольку объясняется лишь сиюминутной конъюнктурой. Власти располагают серьезной информацией, свидетельствующей, о происках противников нынешнего режима. Подтвержение тому стало интервью министра внутренних дел г-на Таргамадзе. Из него явствует, что в Грузии целенаправленно действуют силы, занятые подготовкой в Менгрелии социального взрыва с намерением стремительно распространить беспорядки на всю территорию страны. И если правительство не сумеет взять ситуацию в свои руки, наладить конструктивное сотрудничество с демократическими партиями, обуздать коррупцию, нынешние "призраки" дестабилизации способны обрести плоть и кровь.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Казахстан

Шеф НАТО проявил интерес к Средней Азии

Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон прибыл с визитом в Казахстан. В программе его пребывания - встречи с президентом Нурсултаном Назарбаевым и министрами обороны и иностранных дел республики, с которыми он собирается обсудить участие Казахстана в натовской программе "Партнерство ради мира" и проблемы региональной безопасности. Из Казахстана шеф НАТО планирует переместиться в Узбекистан, а затем в Киргизию, чтобы получить наиболее полное представление о ситуации в среднеазиатском регионе, которое, по мнению западных экспертов, чревато конфликтами. Однако в Ташкенте, передает агентство Рейтер, Робертсону не удастся встретиться с президентом Исламом Каримовым, который как раз в эти дни будет присутствовать в качестве наблюдателя на совещании лидеров стран "шанхайской пятерки" в столице Таджикистана. Поездка Джорджа Робертсона свидетельствует о растущем интересе Запада к государствам Средней Азии. В этом году там уже успели побывать государственный секретарь США Мадлен Олбрайт и глава ЦРУ Джордж Тенет.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 122 (25714) от 05/07/00


ТУРНЕ по государствам Центральноазиатского региона генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон начал с Казахстана

Сегодня он обсудит с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, главами Минобороны и внешнеполитического ведомства Сатом Токпакбаевым проблемы региональной безопасности, а также перспективы взаимодействия Астаны и Североатлантического альянса в рамках программы "Партнерство ради мира". Из Казахстана г-н Робертсон 6 июля отправится в Киргизию. В ходе пребывания в Бишкеке генсек НАТО намерен встретиться с президентом Аскаром Акаевым, силовыми министрами, а также главой МИДа.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000


Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву исполняется 60

Он - один из долгожителей Олимпа власти на просторах бывшего СССР. И возможно, единственный, кто всегда был последователен: общее политическое, экономическое, информационное пространство разрушать нельзя...

У Назарбаева очень правильная советская биография: простая крестьянская семья - горновой доменной печи - ВТУЗ - секретарь парткома Карметкомбината - секретарь ЦК по промышленности - первый секретарь ЦК и позже всенародно избранный президент страны. Биография значительная, но скучная. В ней нет его человеческого обаяния, нет мастерства вести застолье, петь песни из своего любимого фильма "Весна на Заречной улице", страсти к теннису, любви к трем дочерям. С младшей, Алией (на фото) они поют особенно хорошо.

Много лет подряд каждую неделю Нурсултан Абишевич читает "Московские новости", что всегда подчеркивает, встречая наших журналистов. Мы рады, что наши поздравления напрямую дойдут до адресата.

(c) "Московские новости" № 26 04.07.2000



Киргизия

ИТОГОМ ташкентских переговоров по делимитации киргизско-узбекской границы

ИТОГОМ ташкентских переговоров по делимитации киргизско-узбекской границы главы внешнеполитического ведомства Киргизии Муратбека Иманалиева с его узбекским коллегой Абдулазизом Камиловым стало Соглашение о поездках граждан этих стран. Согласно документу, узбекско-киргизскую границу без получения виз смогут пересекать лишь жители приграничных районов республик. Российские граждане, проживающие в Узбекистане, могут беспрепятственно пересекать узбекско-киргизскую границу.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Молдавия

ВСТУПИЛ в силу Указ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, "О Госкомиссии по урегулированию приднестровской проблемы"

Как сообщили "НГ" в пресс-службе российского президента, в целях идентификации координации усилий, направленных на ускорение переговорного процесса по проблеме Приднестровья, указ предусматривает создание госкомиссии под председательством Евгения Примакова. Председателю госкомиссии по согласованию с МИДом, Минобороны, МВД, ФСБ, СВР, Минфином, Министерством энергетики, Министерством экономического развития и торговли, Министерством промышленности, науки и технологий и в случае необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти, а также с руководством палат Федерального собрания поручено в недельный срок представить на утверждение президента предложения по составу госкомиссии и проект положения о госкомиссии. Организационно-техническое и информационно-справочное обеспечение работы госкомиссии возложено на федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав этой комиссии. Указом предусмотрено, что комиссия будет работать в контакте с представителями Украины и ОБСЕ.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Tуркмения

НОВАЯ система исчисления и уплаты НДС по импортным товарам начала действовать с этого месяца в Туркмении

НОВАЯ система исчисления и уплаты НДС по импортным товарам начала действовать с этого месяца в Туркмении. По мнению руководства республики, эта мера будет способствовать увеличению поступлений в государственный бюджет.

Независимая Газета N 121 (2183) 04.07.2000



Украина

Газовый сезон на Украине не обещает быть бархатным

МИЛАНА ДАВЫДОВА ВИКТОР ЯДУХА (КИЕВ)

Президенту Кучме придется по полной программе расплачиваться за энергоносители

ПОХОЖЕ, крымская встреча глав СНГ, запланированная на август, пройдет "без галстуков" не только из-за жары. Президентам России и Украины придется ослабить галстуки, чтобы не задохнуться от запаха газа, который наверняка будет витать на этой встрече, поскольку проблему расчетов за поставки этого энергоносителя Киев и Москва будут усиленно решать все лето. Тем более что это первый летний сезон, когда на Украине не прекратилась зимняя практика отключения света из-за недостатка топлива на ТЭС.

Во вторник, после телефонного разговора Михаила Касьянова с украинским премьером Виктором Ющенко, вице-премьер РФ Виктор Христенко объявил, что с 1 октября Россия намерена ввести новую схему расчетов за газ с Украиной. По словам Христенко, к этому сроку правительство РФ предложит Киеву пакет документов, регулирующих газовые отношения между двумя государствами и частными трейдерами. Детали не разглашаются, но стратегия российских предложений, со слов Христенко, такова: Москва путем подготовки "российско-украинского газового баланса" должна получить контроль за соотношением объемов поставок из России и других стран. Третьим и весьма важным компонентом баланса станут объемы добычи газа на самой Украине. Это позволит Москве в режиме реального времени отслеживать воровство транзитного газа и принимать соответствующие меры. Кроме того, по словам Виктора Христенко, Украине дадут растянуть выплаты по газовым долгам, накопившимся до 1 января 2000 года, по схеме Парижского клуба, но погашение свежего долга - 700 млн долл., возникшего с начала года, потребуют начать уже сейчас. Форма оплаты Украины за российский газ будет предметом предстоящих переговоров с украинской стороной.

Россия, по словам Виктора Христенко, готова помогать Украине, но не за счет изменения цены на газ, а за счет новых условий поставки. Но и отсрочка старых долгов будет не бесплатной: за это Москва в очередной раз предложит обменять пакеты акций украинских топливных компаний на списание части долга. Льготные условия поставок новая стратегия расчетов не предусматривает. Помимо этого российская сторона настаивает на том, чтобы Украина не осуществляла самостоятельный экспорт газа, который, по данным "Газэкспорта", только в этом году составил около 10 млрд кубометров. По словам вице-премьера, общие условия поставок на Украину должны быть привязаны к общим условиям экспорта российского газа в другие зарубежные страны.

На жесткие предложения Христенко в Киеве откликнулись в тот же день, предложив свою схему обслуживания газовых долгов. Премьер Виктор Ющенко выступил с инициативой некоей "кассовой модели" газоснабжения Украины и газотранзита через нее. Ее детали на пресс-конференции также не оглашались, но, как сообщили "Сегодня" в Минтопэнерго Украины, речь идет о схеме, по которой работает недавно созданное СП между "Итерой" и украинским "Нефтегазом". Согласно договоренностям, СП поставляет газ украинским потребителям по прямым договорам, причем российская сторона осуществляет полный мониторинг. Однако в "Итере" корреспонденту "Сегодня" сообщили, что СП с украинской стороной еще до конца не создано и переговоры до сих пор продолжаются. Планируется, что решение о создании будет принято в ближайшее время. В то же время осуществляемая сегодня модель взаимоотношений будущего СП Украине понравилась.

Эта "итеровская" модель, как подчеркнул украинский премьер, ориентирована на будущее (в ближайшее время газ пойдет на Запад через Белоруссию. - Прим. ред.), а пока в Киеве хотели бы смягчить позицию Москвы если не по ценам на газ, то хотя бы по тарифам и пограничным пошлинам, которые здесь считают чрезмерно завышенными. Какой будет на все это реакция Москвы, покажет время. Однако практика свидетельствует о том, что любые уступки Леониду Кучме со стороны России неизменно приводили к плачевным последствиям: как только стороны приходят к компромиссу, воровство газа возобновляется, а долги не погашаются. Так что Михаилу Касьянову, судя по всему, придется проявить жесткость к соседу-неплательщику.

(C) Газета "СЕГОДНЯ" N144 от 05/07/2000


Ромео и Юлия

Семен НОВОПРУДСКИЙ

На территории Содружества независимых государств зарегистрирован первый случай самовыдвижения в министры. Вице-премьер Украины Юлия Тимошенко изъявила желание возглавить Министерство топлива и энергетики.

Сообщая журналистам о серьезности своих намерений, Юлия Тимошенко, курирующая в правительстве как раз топливо и энергетику, была исполнена личной скромности и сладострастия к искомому министерству: "Я бы с удовольствием это сделала. Уже так надоели все эти противостояния и пререкания. Должен быть человек, который делает политику, внедряет ее и за нее отвечает", - сказала вице-премьер. Юлия Тимошенко заметила, что согласна совместить вице-премьерский и министерский посты. И добавила: "Я, кстати, чувствую, что достаточно эффективно с этим справлюсь".

К топливно-энергетическому комплексу Украины Юлия Тимошенко относится с такой же любовью и ревностью, с какой Джульетта относилась к своему Ромео. А со своими оппонентами воюет не менее яростно, чем Монтекки воевали с Капулетти. За последние полгода ей удалось физически (в смысле пребывания на руководящих должностях) устранить сразу двух конкурентов. В марте этого года жертвой "неистовой Юлии" пал председатель правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Игорь Бакай. Вице-премьер обвинила его в заведомо невыгодных условиях соглашения о поставках газа из России и занижении суммы украинского долга российским газовикам. Эта должность пустует до сих пор. В середине июня, напророчив Украине невиданный энергетический кризис предстоящей зимой, подал в отставку министр топлива и энергетики Сергей Тулуб - из-за несогласия с действиями правительства (читай: Юлии Тимошенко) в топливном секторе. На днях президент Украины Леонид Кучма подписал отставку Тулуба, и министерство освободилось.

Теперь Юлия Тимошенко лоббирует собственную кандидатуру в противовес другой - советника премьер-министра по вопросам ТЭКа Сергея Ермилова. Кстати, Ермилов уже имеет опыт работы в этом министерстве - на посту первого заместителя министра. Причем его снимали с этой должности зимой этого года, уже при вице-премьере Тимошенко.

Для России весь этот любовный роман Юлии Тимошенко с топливно- энергетическим комплексом Украины имеет вполне конкретное материальное значение. Вчера премьер-министр Украины Виктор Ющенко заявил, что украинское правительство подготовило некий комплексный механизм погашения своих энергетических долгов перед Россией. Напрямую с нашим правительством и "Газпромом" этот вопрос будут решать топливный "вице" Юлия Тимошенко и новый профильный министр (быть может, та же Юлия Тимошенко). Доподлинно известно, что Украина категорически отказывается от предложения России передать ей за газовые долги, превышающие $2 миллиарда, ликвидные предприятия на украинской территории. От банальных зачетов - вроде погашения части долга старыми стратегическими бомбардировщиками, как это было сделано в прошлом году, - откажется Россия. Значит, надо искать компромисс.

У Юлии Тимошенко есть резон проявлять повышенную активность в правительстве. Она успешно работала в компании "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ) вместе с экс-премьером Павлом Лазаренко. А быть коллегой по бизнесу Павла Лазаренко в нынешней ситуации - небезопасно для карьеры. Чтобы отвести от себя возможный удар правоохранительных органов, нужно проявить явную профессиональную доблесть. Например, урегулировать проблему долгов России.

(C) ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 122 (25714) от 05/07/00


Сцена тесна для двоих

Людмила Кучма - об обязанностях "первой леди"

Этим летом супруга президента Украины отметила юбилей. Канал УТ-1 показал по этому случаю фильм "Жена президента".С Людмилой Кучмой, почетным президентом Национального фонда "Украина - детям", беседовала в кадре журналистка Лариса Троян.

- Трудно было вживаться в роль жены президента?

- Боюсь вас разочаровать, но особых сложностей не испытывала. Может быть, потому, что сызмальства привыкала к общению со многими людьми, участвуя в художественной самодеятельности. И в школе пела, и в техникуме, пела и тогда, когда работала на "Южмаше" (у нас был чудесный квартет). На сцену выходила до тех пор, пока муж не стал директором. Из убеждения: двум членам одной семьи негоже красоваться на одной сцене.

- Благотворительная деятельность входит в обязанности супруг президентов?

- Я не люблю, когда эту работу называют благотворительностью: я считаю, что занимаюсь простой общественной работой. Когда во время зарубежных поездок узнают об этом, всегда находятся люди, готовые помочь. Вот один из последних примеров: я была в Австрии и встречалась с президентом крупнейшей фармацевтической фирмы. У нас была предварительная договоренность на 100 тысяч немецких марок, но когда мы обстоятельно побеседовали, президент прямо при мне прибавил к этим цифрам ноль.

- Будем откровенны: к вашим посещениям в больницах и детдомах готовятся заранее, так что истинную картину вы вряд ли знаете.

- Конечно, в тех случаях, когда мы передаем лекарства или медицинское оборудование, огласки не избежать. Но я, честно говоря, люблю экспромты. Вот, скажем, едем мы из Симферополя в Ялту. По дороге спрашиваю: "А есть здесь поблизости детский дом? Давайте заедем". Подъехали. Вечер, темно. Звоним. Они вначале растерялись, а потом обрадовались. "Ну, - говорю, - рассказывайте. То, что лампочек нет, я уже вижу". Оказалось, это был детский дом с очень тяжелыми детьми - с болезнью Дауна. Дети ухоженные, везде чистота и порядок. Обслуживающий персонал, как выяснилось, уже несколько месяцев не получает зарплаты, но люди свой долг выполняли безукоризненно. Воспитательницы рассказали мне, что одна мамаша сдала сюда уже десять детей. Я была в шоке. В цивилизованных странах такое просто немыслимо.

- Можете припомнить самую памятную поездку или встречу?

- Я хочу рассказать об одном мальчике, его зовут Алеша. У него детский церебральный паралич, ходит на костылях. Когда мы встречались, ему было 8 лет. Он знал, что я приеду. Умненький такой мальчик, знает английский, хорошо учится. Мы с ним разговорились, и вот я его спрашиваю: "Как ты думаешь, что такое счастье?" А он так посмотрел на меня, очки сдвинул и говорит: "Я не понимаю вашего вопроса. Ведь жизнь - это уже счастье..."

- Как вы познакомились с мужем?

- Очень неоригинально: в электричке. Типичная для тех времен история: нас, молодых специалистов, послали в колхоз на прополку. Он потом рассказывал, что, когда увидел меня в первый раз, подумал: "Что я буду с этой маменькиной дочкой делать?"

- Значит, это была любовь с первого взгляда?

- Что вы! Он мне вначале очень не понравился. Даже антипатия какая-то была. Некоторые из нас на первых порах опаздывали на завтрак, я - в том числе. А он был комсоргом, очень сильно за это нас ругал. А я себе думаю: "Ишь какой, такой же, как мы, а начинает тут командовать!" Но... мы перестали опаздывать!

- У вас есть внук. Как вы думаете, кем он будет?

- Как все дети, Рома увлекается компьютером. Дочь отдала его в британско-украинскую школу, там изучают предметы на английском и украинском языках, преподают французский и русский.

- Образ первой леди ассоциируется с балами, шелками, фраками и кринолинами.

- Сейчас многое изменилось в мире. Бальные платья мне приходилось надевать на приемах в Канаде и Англии, соблюдается этикет в королевских семьях в Испании и Швеции. А в целом все стало проще и демократичнее, без особых затей.

(c) "Московские новости" № 26 04.07.2000


Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000