Разделению Русской Церкви приходит конец


23-30 октября 2001 г. прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, на котором взяли верх сторонники русского церковного единства.

Выступая на Конгрессе соотечественников, проходившем в Москве, Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл провозгласил окончание гражданской войны. Он заявил, что именно Русская Православная Церковь является той силой, которая излечит расколы и раны на теле России, возникшие в результате национальных катастроф ушедшего столетия. Эта тема нашла свое продолжение на Соборе Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся 23-30 октября 2001 года в Нью-Йорке. Собор избрал новым первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра (Шкурло). Эта фигура олицетворяет "новый курс" Зарубежной Церкви, направленный на постепенное воссоединение с Русской Православной Церковью на Родине. Его сторонники - митрополит Германский Марк, протоиереи Виктор Потапов и Николай Артемов и многие другие предлагают начать переговоры с Московским Патриархатом при посредничестве Сербского Патриарха Павла. Сербская Церковь, которая приютила русскую церковную эмиграцию в 1920-е годы, как нельзя лучше подходит на роль посредника.

Священноначалие Русской Православной Церкви в лице Священного Синода обратилось к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей с "Братским посланием", в котором содержится выстраданный, искренний призыв к преодолению трагического разделения Русской Православной Церкви в Отечестве и Зарубежье.

Как известно, Русская Православная Церковь Заграницей традиционно выдвигала несколько условия для восстановления общения с Русской Православной Церковь Московского Патриархата, главными из которых являются прославление сонма святых Новомучеников и Исповедников Российских, покаяние в "сергианстве" и разрыв с ересью экуменизма.

Ныне мы можем утверждать, что практически все эти препятствия в значительной мере преодолены. Так, Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года прославил в лике Святых практически всех иерархов Русской Церкви, обличавших декларацию митрополита Сергия. Это ли не свидетельство покаяния? В богословском плане это покаяние закреплено в принятой Собором Социальной Концепции Русской Православной Церкви, в которой утверждается, что лояльность Церкви государству обусловлена его отношением к православным духовно-нравственным ценностям. Мало того, в "Братском Послании" Священного Синода Русской Православной Церкви признается необходимость взаимного покаяния чад Русской Церкви. Можно утверждать, что Русская Церковь на Родине - готова. Покаяние - норма христианской жизни. Об этом прямо говорится в "Братском Послании".

Невозможно не отметить тот факт, что и в Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и в Русской Православной Церкви Заграницей присутствуют зримые признаки благодати Святого Духа. Это присутствие выражается в современных нам святых. В Русской Православной Церкви - это уже прославленные святитель Лука Войно-Ясенецкий, преподобный Лаврентий Черниговский, исповедники хрущевских времен и новые исповедники, пострадавшие от униатской и раскольнической агрессии на Украине. В Зарубежной Церкви - это великий святитель Иоанн Максимович и многие другие.

Что касается экуменизма, то данная проблема находится в стадии разрешения и не все проблемы еще преодолены, а именно - Русская Православная Церковь формально не покинула экуменические организации. Однако практика совместных молитв с инославными изжита. И самое главное - будущего у экуменизма в Русской Православной Церкви нет. Мощнейший стимул к окончательному разрешению этой проблемы даст именно объединение РПЦ МП и РПЦЗ. В свою очередь, противоестественное продолжение противостояние консервативного большинства Русской Православной Церкви с Русской Церковью Заграницей только укрепит положение немногочисленных сторонников экуменической ереси в Московском Патриархате, которые боятся единения с РПЦЗ, ибо оно окончательно похоронит их идеологию.

Скорейшее объединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и РПЦЗ необходимо и для консолидации всех подлинно православных сил, которая стала все более актуальной из-за откровенно отступнической, антиканонической и разрушительной для Православного мира политики Константинопольского патриархата, который откровенно поддерживает украинские раскольнические группировки, нагло вторгается на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Подобного рода попрание святых канонов является следствием экуменического перерождения этого Патриархата.

Исходя из этого, именно на Русской Православной Церкви лежит историческая миссия сохранения неповрежденного Православия, собирания всех здоровых православных сил во всем мире. И единение с РПЦЗ должно стать примером такой консолидации. Показательно, что в последнее время позиция духовенства МП и РПЦЗ все более и более сближается - например, в телепрограмме "Глас народа" 24 октября противники воссоединения из карликовой "Российской Автономной церкви" обрушились с валом обвинений и в адрес Московского Патриархата, и в адрес нового руководства Русской Православной Церкви Заграницей.

Невозможно не отметить тот факт, что противниками единства РПЦ МП и РПЦЗ являются откровенно антихристианские силы, которые боятся самого факта существования сильной и влиятельной Русской Церкви, противятся самой идее православного возрождения.

В качестве разменных монет эти силы используют как немногочисленные группки "неообновленцев" в Русской Православной Церкви, так и микроскопическую "Автономную русскую церковь" во главе с лишенным сана и РПЦ и РПЦЗ бывшим архимандритом Валентином (Русанцовым), иначе именуемую "суздальским расколом".

Это ничего из себя не представляющая группировка состоит из лиц, для которых борьба со своим бывшим Священноначалием - как Московского Патриархата, так и Зарубежной Церкви, превратилась в самоцель. По сути, это горстка скандалистов, зарабатывающих дешевый политический капитал. Создается впечатление, что самое страшное для них - стать обычными тружениками на церковной ниве, "раствориться" в великой Русской Церкви. Их "консерватизм" является фикцией, их можно сравнить исключительно с обновленцами. Неслучайно, маргинальная суздальская группировка получила политическую поддержку именно у тех сил, которые стремятся к жесткому "либерально-тоталитарному" контролю над Церковью, пытаются создать новый "совет по делам религий", пытаются столкнуть с этой целью Патриарха и Президента, Церковь и государство Российское. "Суздальцы" поддерживают этих деятелей, в том числе, и своими политическими доносами на Русскую Православную Церковь.

Именно из этих кругов идут провокации против любых попыток сближения РПЦМП и РПЦЗ, дезинформация о положении Церкви в России.

Логично, что "суздальцы" приняли решения последнего Архиерейского Собора РПЦЗ в штыки. У них нашелся новый союзник - ушедший на покой бывший первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Виталий (Устинов), непримиримый противник воссоединения с Русской Церковью на Родине. Глава "суздальского раскола" Валентин Русанцов, лишенный сана тем же митрополитом Виталием, отправился в США, где провел переговоры с Устиновым о создании "фронта противостояния" процессу воссоединения разделенных частей Церкви Русской. Посредником на этих переговорах был протоиерей Владимир Шишков из штата Флорида. Источники в русской эмиграции утверждают, что Шишков еще в 1945 году был штатным сотрудником военной разведки США. Однако, противники воссоединения представляют из себя микроскопическую группку и их маневры не представляли бы никакого интереса, если бы не деятельность печально известного всем руководителя Фонда Эффективной Политики Глеба Павловского, который не просто оказывает политическую поддержку радикальным раскольникам, но назначает суздальского деятеля Филиппа Тараторкина главным редактором интернет-ресурса ФЭП "Религия в России". Тараторкин, ничтоже сумняшеся, публикует на страницах своего издания не только деятелей "альтернативного православия", но и мусульманского прозелита Вячеслава Полосина, который предлагает русским принять ислам и избавить Россию от "христианского ига". Опубликованные Тараторкиным опусы Полосина оставляют впечатление провокации, разжигающей межрелигиозную рознь и православно-мусульманский конфликт в России, объективных предпосылок для которого нет. Чьим же интересам, в таком случае, служит Глеб Павловский?

Однако, пусть те, кто мешает святому делу единения Русской Православной Церкви, кто пытается насадить в России церковный раскол и провоцируют конфликт между традиционными конфессиями России, знают - никакая "альтернатива" Русской Православной Церкви в России не пройдет. В любом навязанном ей противостоянии Русская Православная Церковь выйдет победителем. Православный народ претерпел гонения и приобрел мудрость.

Верим, час единения Русской Церкви настал. Мы не обольщаемся - на этом пути еще много препятствий, но, самое главное - ему нет альтернативы. Чаемое нами единение Русской Церкви на Родине и в Зарубежья придаст мощнейший стимул духовному воскрешению Руси, сделает процесс ее Православного Возрождения необратимым.

Аналитический центр Союза Православных граждан