Америка во мгле…

С. Л. Баяхчева
Президиума и ответственный секретарь Академии геополитических проблем

Отличительной чертой текущего исторического момента является переход от идеологического противоборства к противостоянию цивилизаций, с формированием в качестве ведущего противоречия современности противостояния между западной (евро-американской) цивилизацией, с одной стороны, и исламской, православной и конфуцианской (китайской) цивилизациями - с другой.

На современном этапе это противостояние проявляется преимущественно в духовной сфере и состоит в противопоставлении, с одной стороны, системы либеральных, западнических ценностей, порождающих идеологические системы власти денег и индивидуализма, а с другой - доминанты общинных ценностей, присущих традиционным религиям и идейным системам.

Борьба между монополярной и биполярной моделями мироустройства приобретает все более жесткие формы, порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире.

Основными группами факторов, определяющих направленность цивилизаций, являются геополитические, экономические и военные.

К числу геополитических факторов относятся: доминирование в мире стран морской цивилизации во главе с США, утрата практически всеми странами за исключением России самодостаточности развития, интенсивное формирование единой мировой системы власти.

Важнейшим экономическим фактором является промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.

Важнейшим военным фактором является выход на первый план методов информационного поражения противника, появление и интенсивная разработка оружия на новых физических принципах.

В геополитической конкуренции усиливается значение научно-технического прогресса, способности к внедрению новых технологий. Стороны, неспособные к этому, будут обречены на глубокую зависимость от внешних финансовых центров, и сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья для транснациональных корпораций из развитых стран.

Глобальная конкуренция будет вестись не столько между странами, сколько между транснациональными системами, каждая из которых объединяет национальные системы накопления капитала, организации науки, производственные и финансовые структуры, работающие в масштабе мирового рынка.

Ключевой особенностью мировой экономической системы становится международная концентрация капитала и глобализация хозяйственной деятельности. Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, позволяющего говорить о становлении нового мирового порядка, в котором определяющую роль начинают играть международный капитал, транснациональные корпорации и международные организации. Ведущим субъектом этого нового мирового порядка становится международное элитное сообщество, которое можно назвать мировой олигархией, представляющее сложную совокупность крупных транснациональных и контролируемых ими национальных банков, обслуживающих их юридических организаций, идеологов и теоретиков нового мирового порядка, разнообразных формальных и неформальных институтов политического влияния.

Мировая олигархия все больше определяет мировую политику, подчиняя себе национальную политику стран. Это объективная реальность, которая сегодня должна обязательно учитываться при проведении национальной экономической политики любой страны.

Формирование экономической модели каждой страны идет в сложной и весьма острой борьбе за контроль над институтами власти между представителями транснационального и национального капитала. У них разные, часто противоположные интересы, ценности, инструменты воздействия на экономику.

И если в высокоразвитых странах существует высокая согласованность интересов национальных элит и мировой олигархии в экспансии на внешний рынок, что стимулирует эффект внутреннего экономического роста, то слаборазвитые страны практически лишены внутренних источников инвестиций и целиком зависят от транснационального капитала, что предопределяет компрадорский характер их национальных элит.

Между этими крайними ситуациями располагаются остальные страны, которые пытаются отстоять свои национальные интересы в глобальной конкуренции.

Объективно национальные интересы каждой страны диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества. В экономической сфере для сохранения независимости и стимулирования внутреннего роста производства и благосостояния населения открытие государством своих национальных рынков, привлечение иностранного капитала, международная кооперация удерживаются под национальным контролем и сочетаются с защитой внутреннего рынка, ограничением иностранных инвестиций в жизненно важных для реализации национальных интересов сферах, поддержкой отечественных товаропроизводителей и стимулированием роста их конкурентоспособности.

В свою очередь, мировая финансовая олигархия и транснациональный капитал стремятся к тотальному контролю над мировым рынком и каждой страной, стирая экономические, культурные и политические границы между нациями, подчиняя их интересы, формируя свою информационную, правовую и силовую инфраструктуры. Преследуя эти интересы, транснациональный капитал стремится к разрушению национальных государственных интересов. Его повсеместным проявлением является тотальная либерализация экономики и устранения ее государственного регулирования. Это требование сегодня стало символом веры влиятельных политиков, экономистов, журналистов, обслуживающих интересы мировой олигархии.

Из всего спектра этих взаимоотношений, противоречий и конфликтов в духовной, социально-экономической и политической сферах нами было выделено лишь состояние рынка инвестиций.

Пагубность происходящего в настоящее время в России очевидна. Однако винить нынешнее руководство страны во всех несчастьях глупо. Россия как преемник СССР ощутила на себе удары, которые готовились очень долго. Их хаотичность и разрозненность по направлению и времени создали обманчивое представление случайных причинно-следственных связей. Нынешняя российская власть, поставленная на выгодные в настоящее время ведущим промышленным государствам рельсы, реализует целостный план подавления России, который до недавнего периода, имея локальный успех, в целом терпел крушение. С начала 80-х годов в деятельности руководителей СССР, высших чиновников аппарата ЦК КПСС намечается тенденция к сближению с интересами США и государств Западной Европы. Накопленные партийные средства в условиях социализма или, вернее, псевдосоциализма, превратились в мертвый капитал, а государственный строй - в почву для саморазвития криминального капитала, а как следствие и потерю накопленного капитала. Замораживание потенциально активных средств партии, невозможность их открытого использования, с одной стороны, и укрепление конкурентоспособного подпольного капитала - с другой стали причиной поиска руководством страны выхода из властного тупика. Идеологические устои СССР, сильный аппарат госбезопасности, мощный оборонительный комплекс, Советская Армия - все это должно было быть принесено в жертву этому капиталу. Процесс жертвоприношения начинается в 1985 году и через 10 лет приходит к своему завершению. Изменив при помощи аппарата ЦК КПСС направление общественной мысли, лидеры государства явочным порядком поставили народ перед фактом: страна идет по пути к новому экономическому порядку. "Новое мышление" помогло изменить общественный строй, разрушить производственные отношения и экономические связи.

Повторное развитие капитализма в России произошло не на национальной основе, а в силу возникновения общих интересов и ценностей между руководством СССР и их западными партнерами по совместному распоряжению капиталом. Однако партийный и криминальный капитал, который так ловко скрывался в западных банках, был лишь золотым крючком, на который попались лидеры СССР. Перестройка, а вместе с ней и законное вхождение верхних эшелонов власти Советского Союза в бизнес, в том числе и международный, позволило Западу непосредственно влиять на действия руководителей партии и государства.

С учетом многонациональности СССР успешно культивировался сепаратизм в сочетании с такой моделью мира, при которой государство становится анахронизмом. В соответствии с ней контроль государства над экономическими вопросами должен перейти в руки международных институтов, а сами государства должны превратиться в слуг корпораций. И если движущей силой деятельности по расчленению и развалу единого государства для руководства Советского Союза являлись деньги, то для Запада определяющими факторами, которые обусловили его активность в бывших республиках СССР, стали катастрофическая деградация природной среды и быстрый рост населения планеты. Молодой капитал России еще не осознал трагизма и безысходности стремительно приближающейся перспективы, тогда как мировое сообщество уже поняло, что погоня за прибылью и увеличением потребления не могут более рассматриваться как движущие силы цивилизации из-за ограниченных ресурсов планеты. В условиях необходимого сдерживания или сокращения промышленного производства в различных странах с одной стороны и все возрастающих потребностей граждан развитых стран - с другой, Соединенные Штаты взяли на себя роль главного устроителя мирового порядка. Это объяснимо - в США человек потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше, чем житель третьего мира.

Превращение России в сильное государство входит в противоречие с глобальными интересами США и теми планами, в которых России для удовлетворения этих интересов уже отведена роль "вспомогательного" государства с ограниченным количеством населения. Следовательно, Россия должна стать не промышленно развитой, а ресурсовывозящей страной, на территории которой разместятся экологически грязные производства, в том числе выведенные из других промышленно развитых стран.

Если для США в 60-70 годы во главе угла социально-экономической политики стояли проблемы неблагоприятных изменений в окружающей среде на национальном уровне, то экологические заботы сегодняшнего дня переступают границы, национальные законы и местные обычаи, что глубоко задевает интересы Соединенных Штатов в области экономики и безопасности.

Начиная с 1948 года, осуществление глобальной стратегии США проходило под знаком настойчивого стремления стать единственной в мире сверхдержавой и установить новый мировой порядок. Суммируя выступления представителей разных ведомств Соединенных Штатов можно предположить, что основная идея внешней политики сводится к отражению национальных идеалов как морального лидерства и национального превосходства, которое дает право распоряжаться в мире по своему усмотрению, игнорируя интересы и мнения других народов.

К концу текущего и началу будущего столетия основным содержанием Америки как "сверхдержавы" станет возможность управления своими и контроль в управлении чужими ресурсами. Исходя из этого США будут определять свои позиции по отношению к другим странам. По мнению многих американских авторитетов, в том числе таких, как Бжезинский или Хоффман, необходимо в развитие доктрины национальной безопасности США создать такой миропорядок, который соответствовал бы американским ценностям и чтобы Америка могла бы по-прежнему играть ведущую роль в управлении международной системой. При этом новый мировой порядок должен учитывать внутриамериканские настроения в пользу создания международной среды, благожелательно воспринимающей американские системы ценностей и интересы. Есть предположения, что в ходе создания под эгидой США нового мирового порядка в интересах "золотого фонда" современной цивилизации предусматривается покончить в той или иной форме с суверенитетом государств. В качестве средств воздействия, как правило, используются субсидии политическим группировкам, прямой подкуп государственных деятелей, работа агентов влияния, финансирование средств массовой информации, организация заговоров и контрзаговоров, военных переворотов, подрыв экономики.

Выгодна ли была для США перестройка?

Стремление США к новому миропорядку - это очередная попытка приспособиться к изменяющимся условиям в мире, втиснуть неизбежную перестройку международной системы в выгодные для Соединенных Штатов и международной финансовой системы рамки. Однако для достижения указанных целей потребуется военная сила.

Материалы исследований показывают, что основным препятствием для США в реализации идеи "нового миропорядка" являлся Советский Союз. В то же время СССР рассматривался не только как объект территориального передела.

Развал СССР позволил Западу сделать колоссальные природные богатства "Советского пространства" своим новым источником жизнеобеспечения, в то же время исчезновение советской сверхдержавы подорвало способность стран третьего мира защищать свои природные ресурсы от разграбления. Вероятней всего "Большая Семерка" будет осуществлять новый колониализм не на эгоистически державной, а на глобально централизованной основе, вследствие чего ее политика будет направлена на безмерную дезинтеграцию государств в районах Ближнего Востока, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Юга Африки и всеобъемлющую интеграцию стран Запада.

При этом, по-видимому, в США есть понимание, что удержать в покорности 7 миллиардов населения в новом столетии практически будет невозможно: голодные съедят "сытых" вместе с ядерным оружием. Вот почему появилась новая теория - интернационализации и взаимозависимости государств, суть которой в создании единого мирового центра с единым централизованным распределением капиталов, товаров и рабочей силы, а, в конечном счете - сырья.

В этом свете и следует рассматривать организованные в СССР и России процессы разрушения, конверсии, сокращения национальных вооруженных сил. За ними стоит далеко идущая цель - сохранение контроля над естественными природными ресурсами Земли в руках промышленно-финансовой элиты мира. Не случайно, что Программа ООН по экономическому и социальному развитию на 1990-е годы не содержит существовавших в 60-70 годы установок на неотъемлемый суверенитет народов над их естественными и природными богатствами. Следовательно, демонтаж самой богатой экологическими ресурсами "Советской империи" нужен США и промышленно развитым странам не столько для демократических преобразований в ней, сколько для превращения образовавшихся в результате ее распада стран, и, прежде всего России, в легко управляемых сателлитов.

По заявлениям руководителей администрации США, других западных деятелей и политологов, в результате "холодной войны" Советский Союз и Россия разгромлены. Россия должна полностью следовать в фарватере политики США и придерживаться в своей деятельности диктата, подобного тому, какой был навязан разгромленным во второй мировой войне Германии и Японии.

Такой подход к России может предусматривать ряд жестких мер, в том числе:

  • расчленение России, создание механизма поддержки национально-освободительных сил и осуществление эффективной связи с "национальными элементами" с целью возбуждения антирусских настроений и стимулирования децентрализации страны;