Союзное государство России и Белоруссии - реальность или химера?


Часть I:стенограмма заседания Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками.

От редакции. Все больше и больше граждан Российской Федерации и Белоруссии начинают разочаровываться ходом строительства Союзного государства. Как отметил недавно Президент РБ А.Г. Лукашенко, "белорусско-российские отношения подошли к опасной черте, многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике".

Недавно в Комитете Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками состоялся очень серьезный разговор по этому поводу. Результатом обсуждения стало приглашение на пленарное заседание Госдумы Председателя Правительства России, председателя Совмина Союзного государства России и Белоруссии, М.М. Касьянова. По просьбе депутатов он рассказал о результатах первых заседаний Совмина. От имени Государственной Думы по этому же вопросу выступил председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Б.Н. Пастухов. Также в сентябре с.г. в Государственной Думе был принят в первом чтении закон "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации".

Сегодня мы публикуем стенограмму (стенограмма дается с сокращениями) заседания Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками. Выступления М.М.Касьянова и Б.Н.Пастухова, а также стенограмма обсуждения закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации" будут опубликованы в ближайшее время.

ЧУРКИН Г.И., заместитель Председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, председатель подкомитета по делам Союзного государства России и Белоруссии:

- Уважаемые коллеги! Начинаем наше заседание. Вопрос один: о состоянии российско-белорусских отношений и реализации Договора от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства. Сегодня состояние российско-белорусских отношений во многом определяется политической волей первых лиц двух государств - президентов России и Белоруссии. Но у всех нас присутствует тревога по поводу того, что в процессе нашей интеграции сложностей больше, чем хотелось бы. Мы были свидетелями недавнего заявления Президента Белоруссии Лукашенко, который заявил, что белорусско-российские отношения подошли к опасной черте. Многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике. Никогда интеграция не оказывалась так далеко от намеченной цели. Наверное, во многом он прав. Мы являемся свидетелями того, как исполнительная власть Российской Федерации делает намеки на возможность каких-то новых подходов к реализации Союзного договора. Мол, это слишком широкий предмет, к нему надо подходить осторожно. Безусловно, осторожность нужна, но вместе с тем, нужны воля и движение вперед. К сожалению, российская сторона на официальном уровне не в полной мере оценила нынешнее состояние отношений с Белоруссией, не разъяснила нашу позицию по вопросам реализации Договора о создании Союзного государства. Все это, безусловно, не может не влиять на взаимоотношения тех, кто должен исполнять решения Президентов, министерств и ведомств. Многие из них не проявляют инициативу в решении назревших вопросов российско-белорусских отношений. Хуже того, в ряде случаев нарушаются ранее достигнутые соглашения. Например, нам предстоит разобраться в вопросе о таможенных взаимоотношениях Союзного государства, так как за последнее время и там произошли серьезные осложнения.

Крайне медленно идет создание единого экономического пространства. Не может не огорчить заявление российского правительства о том, что год перехода на единую валюту переносится с 2005 года на 2008-й. Не интегрируется по сути дела экономика двух государств. Это очень тревожные сигналы.

Могли бы значительно усилить свои действия в практической работе агропромышленные комплексы наших стран. Хочу привести лишь один пример. В советское время Белоруссия производила почти миллион 700 тысяч тонн мяса. Сегодня производит лишь 700 тысяч. В Белоруссии три года неурожая. Да еще в этом году ураган поработал. Не хватает зерна. Но комплексы в Белоруссии еще "живые", в отличие от состояния в России - птицефабрики, животноводческие комплексы ... То есть: приводи скот, выращивай мясо, ведь только из-за рубежа в Москву завозят сегодня более 70% продуктов питания. В Казахстане времен СССР получали 22-24 млн. тонн зерна, сейчас - 14 млн. Казахстанцам хватает намного меньше, чтобы себя обеспечить. Получается цепочка: Москва - Казахстан - Белоруссия: откармливание и поставка мяса в Москву. Причем по ценам, гораздо ниже, чем Москва закупает из-за рубежа. Не говоря о том, что это в основном некачественные продукты питания.

Этот пример очень наглядно говорит о том, что просто нет воли, нет инициативы, нет интереса, который бы позволил интегрировать и использовать те возможности, которые реально существуют между нашими государствами.

До сих пор не решаются такие важные вопросы, как создание единых энергетических и транспортных систем в рамках Союзного государства. Не все благополучно с выполнением Союзного бюджета. 27 июня Высший Государственный Совет утвердил принятый Парламентским Собранием Союза бюджет Союзного государства. Я одну цифру назову: за восемь месяцев текущего года участники Союзного государства должны были перечислить в доход бюджета 1 млрд. 160 млн.рублей. Фактически на 28 августа 2000 года бюджетные поступления составили всего 540 миллионов. То есть бюджет по доходам исполнен всего на 24%. Конечно, это не могло не отразиться на выполнении совместных программ. Крупная, казалось бы, российско-белорусская программа в области автомобилестроения профинансирована лишь на 3 процента. И так далее.

Создание Союзного государства, безусловно, общая задача законодательной и исполнительной власти. Мы только так ее и понимаем. Всем известно, что сегодня функционируют Высший Государственный Совет Союза, парламент, Совет министров. 27 июня был утвержден перечень первоочередных мер по выполнению договора о создании Союзного государства. Готовится программа законопроектной и законотворческой деятельности Парламентского собрания Союза России и Белоруссии. На бумаге вроде бы хорошо. Но как только заходит речь о практическом исполнении принятых решений, сразу же чувствуем, как некая невидимая рука включает тормозные механизмы. Это касается, в первую очередь, таких важных разделов программ, как, например, обеспечение единого информационного пространства, единой информационной политики, социальной политики и др. Конечно, можно найти объяснения и причины. Их, безусловно, очень много. Но скажу, что главная причина - это, все-таки, отсутствие политическое воли первых лиц.

Занимаясь вопросами создания Союзного государства, мы должны принять во внимание тот факт, что 15 октября в Белоруссии состоятся выборы депутатов Палаты представителей национального Собрания. Безусловно, там будет наше присутствие в качестве наблюдателей. Но это не главное. Нам необходимо сегодня, обсуждая российско-белорусские отношения, принять ряд конкретных решений прежде всего по вопросу о выборах депутатов Палаты представителей парламента Союзного государства первого созыва. Законопроект внесен в Госдуму 13 июля 2000 года Президентом России В.Путиным.

23 октября Парламентское Собрание Союза России и Белоруссии планирует провести слушания о порядке формирования Палаты союзного парламента. Мы будем принимать в этом участие, так как следует определиться и по дальнейшей работе над проектом Конституционного акта Союзного государства. Мы провели заседание подкомитета по этому вопросу, предложили своей проект документа, который позволил бы начать работу по подготовке конституционного акта.

БОРОДИН П.П. - Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии:

- Уважаемые депутаты! Уважаемые приглашенные! Я хочу осветить несколько сторон деятельности нашего Союзного государства.

Первая сторона - внешняя. Все идет вроде прекрасно. Совмин первый (заседание Совета Министров Союзного государства Белоруссии и России под председательством М.М.Касьянова - ред.), который состоялся, должен был проходить час, а проходил 3,5 часа. Совмин второй, который должен был проходить 1,5 часа, проходил 6 часов. Высший Государственный Совет, который должен был проходить около часа, проходил 3,5 часа. Были объемные выступления, с внешней стороны выглядит все просто блестяще, и даже нельзя ни к чему придраться, не говоря уже о работе Исполкома или постоянного Президиума. Три заседания по собственности, три по введению единой валюты, три по лизингу и т.д.

Вторая сторона выглядит намного хуже.

Мы никак не можем наладить работу Постоянного Комитета Союза. Просто руки опускаются. До сих пор не выделено даже помещение. Какие бы предложения мы не выносили, они не принимаются Минимуществом. Негде разместиться. Это очень больной вопрос, потому что желающих работать под эгидой Союза огромное количество: и корпораций, и министерств, и ведомств. Но ситуация такова, что нам даже негде их принять, вести переговоры.

Это вопрос политический.

Я хочу привести ряд очень интересных цифр. Товарооборот БССР и РСФСР в 89-90-м годах составлял 30 млрд.долларов. Сегодня может быть он не 30 млрд, а 25-27, т.е., сохранился. Ведь Белоруссия - это сборочный цех России, от нас она получает 70% комплектующих. Товарооборот официально в зачете идет 8 млрд. долларов. А 20 млрд. долларов - это бартер, зачеты, дисконты, проценты, которые сегодня выгодны жуликам всех уровней и российского, и белорусского, и среднего, и высшего, и низшего масштаба. Потому мы так жестко ставим вопрос о едином эмиссионном центре, единой валюте. Вот почему мы делаем упор на единую экономику.

Но я должен сказать, что, к сожалению, политическая воля, о чем говорилось выше, не просматривается. Мы должны четко осознать, что если потеряем Белоруссию, то мы потеряем огромный кусок своей экономики. Потому что сегодня Белоруссия - это сборочный цех российских заводов, предприятий, изготовителей. Между прочим, как показали выставки, появляется совместная продукция, совместные машины, оборудование, в том числе и под союзными флагами Белоруссии и России, которые вполне конкурентоспособны на российском рынке.

Могу привести пример. Производство телевизоров в России и Белоруссии достигло порядка 500 тыс. штук. Официально мы декларируем ввоз 200 тыс. штук. А рынок у нас 4,5-5 млн.штук телевизоров в год.

Рынок легковых автомобилей в России и Белоруссии - 1 млн. машин. Декларируем мы 75 тыс. через Таможенный комитет. Рынок зарегистрированных машин, - новых, привезенных из-за рубежа, - миллионы штук. И так я могу рассказывать очень много и долго ...

Далее. Я не могу понять, почему мы везде пишем: "Конституционные акты". Речь, видимо, должна идти в парламентах и Белоруссии и России только об одном - о принятии Конституции Союзного государства.

Что касается работы нашего Постоянного комитета. Мы ведем работу по внебюджетным проектам, которые очень привлекательны для Союза Белоруссии и России. Мы провели переговоры с крупнейшими корпорациями Франции и Германии относительно транспортного коридора Париж - Берлин - Варшава - Минск -Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург.

Я приведу еще несколько примеров. В советское время через Трансиб мы пропускали 15 млрд. долларов. Сейчас 1 млрд. Сегодня товарооборот делается в Европе по такой структуре: 80% автоперевозка, 17% железная дорога, 3% морской транспорт. Товарообмен между Европой и Восточной Азией составляет 140 млрд. долларов. 15 мы возили. Сейчас мы практически ничего не возим.

Кроме того, мы договорились в Санкт-Петербурге о строительстве Межпарламентского центра, для которого выделены союзные деньги. То есть, постоянно идет работа. Я еще раз говорю: мы готовы работать. Но ситуация такая, что это не задача одного Постоянного комитета. Депутатам надо это понять, к сожалению, я не помню ярких выступлений депутатов по этой тематике в средствах массовой информации ни Белоруссии, ни России. Это наше общее дело. Когда я был первый раз на Межпарламентском собрании, сказал, что Постоянный комитет будет работать в тесном контакте не только со своими руководителями, но и обязательно с Межпарламентским собранием.

То есть, мы работаем, но нам нужна помощь, потому не все нам под силу.

ВОПРОС.

СИЗОВ А.А., член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками:

- Мы будем рассматривать бюджет следующего года. Как вы видите бюджет, какие цифры должны быть заложены в нашу программу союзного бюджета?

БОРОДИН П.П.:

- В прошлом году бюджет выполнили на 100%, потому что он был небольшой, в этом году тяжелое лето. И у Минфина денег нет. Я считаю, что количество программ должно быть сокращено. Оно непомерно. Должны быть основополагающие, которые делают совместную экономику.

МАКСИМОВ В.А., представитель Минэкономики РФ:

- Я хочу отметить, что в российско-белорусских отношениях не такая уж мрачная картина.

На сегодняшний день у нас существует несколько экономических группировок в Союзе Россия-Белоруссия. Они, так сказать, опережают процесс. Дальше, есть Таможенный союз, по торговле, по политическому взаимодействию между собой, куда входит и Центральноазиатский регион. Проработаны различные документы, которые определяют совместную деятельность. Если брать то количество проблем, которые существуют на сегодняшний день между Россией и Белоруссией, - они лежат на поверхности, - их на самом деле очень много, но они имеют очень объективный и положительный характер, поэтому не стоило бы здесь нагнетать обстановку. У нас все очень хорошо.

Те проблемы, которые обсуждаем, имеют очень конкретный и высокопрофессиональный характер. Например, на последнем Совмине мы обсуждали вопрос о собственности Союзного государства. На этапе подготовки этого вопроса у нас не хватает Конституционного акта. Почему? Потому что для того, чтобы определиться с вопросами собственности, нам необходимо серьезно и с пониманием отнестись к этому вопросу, что, действительно, нужен Конституционный акт. Возникает проблема. У нас есть союзный бюджет. А что это? Неконсолидированная собственность одного и второго государства является собственностью Союзного государства? Продукция, научно-исследовательские работы, которые делаются в рамках союзной программы, чья это собственность? Я просто в порядке иллюстрации этого вопроса.

Российские предприятия, российские товаропроизводители с очень большим вниманием относятся к Белоруссии. Если брать цифры, то инвестиции в экономику всех стран СНГ (на память привожу) составляют где-то порядка 450 миллионов долларов. Из них 360 миллионов идут в Белоруссию, то есть порядка 75%.

Если брать объемы торговли, они у нас тоже достаточно высоки. У нас Белоруссия стоит на четвертом месте в общем объеме товарооборота Российской Федерации. На первом месте Германия, затем Украина, Белоруссия.

Если говорить о программах, которые на сегодня имеются, то здесь, действительно, заявок гораздо больше, чем мы можем реализовать. В связи с тем, что возможности бюджетов ограничены, мы смогли профинансировать, во всяком случае пока на бумаге, где-то 2 миллиарда рублей. А заявок на 6 миллиардов.

На сегодняшний день у нас имеется около 40 программ. В этот перечень попадают те программы, которые продолжаются, то есть они не только возникли, но те программы, которые выполнялись раньше.

Я полностью согласен здесь с Павлом Павловичем о том, что финансировать надо с учетом того, что мы вряд ли сможем увеличить бюджет, имея в виду, что все равно в конечном итоге мы эти программы не реализуем до конца, необходимо определиться совместно с парламентом, какие у нас могут быть ключевые направления.

Заканчивая, я бы хотел предложить еще раз всем с оптимизмом отнестись к тем проблемам, которые на сегодняшний день существуют в российско-белорусских отношениях.

КОНЦЕВОЙ Н.В. - заместитель секретаря Парламентского Собрания

- Во-первых, я хотел бы обратиться к депутатам Госдумы РФ с просьбой от имени и по поручению спикера нашего Белорусского парламента делегировать представительную делегацию в качестве международного наблюдателя на предстоящие в Белоруссии выборы, которые состоятся, как известно, 15 октября. Для нас это очень важно потому, прежде всего, что в республике это первые выборы по новому избирательному кодексу. Объективная оценка итогов и характера выборов будут иметь очень большое значение для оценки эффективности самого парламента, как для авторитета Белорусского парламента, так и в целом для международного авторитета нашего государства.

Теперь второй вопрос. Действительно, можно какие угодно сейчас высказывать мнения относительно программ, которые включены в бюджетном финансировании 2001 года.

Что касается упоминавшегося здесь вопроса о выборах в Палату представителей, то я должен информировать комитет, депутатов и присутствующих, что белорусская сторона подготовила давно этот законопроект. И в силу того, что еще новый парламент не сформирован, а ныне действующий просто не в состоянии, в связи с вовлечением его в избирательную кампанию, рассмотреть этот вопрос, то, как вы понимаете, это будет задача нового парламента.

Что касается здесь предлагаемых национальных законов о формировании Верхней палаты, Палаты Союза Союзного парламента, то на наш взгляд, по мнению Секретариата, было бы более целесообразным в порядке, так сказать, быстроты решения вопроса идти по пути принятия соглашений. Посмотрите, как трудно идет проект закона о выборах Нижней палаты. Национальные законы о порядке формирования Палаты Союза будут идти не менее сложно. Он может растянуть и сроки, и порядок формирования в целом двухпалатного Союзного Парламента.

Поэтому есть уже наработанный Секретариатом вариант такого соглашения. Мы готовы его представить на широкую экспертизу. И можно было бы рассмотреть и определить четко путь: либо национальные законы, либо согласования между палатами национальных парламентов. Я думаю, что депутаты и Парламентского собрания, и депутаты Думы здесь могли бы сыграть свою почетную роль в этом вопросе по нашей позиции.

И еще вопрос о Конституционном акте. Конечно же, если не будет этот документ принят, то не будет и правовой базы и для действий Союзного парламента, и для решения других вопросов союзного строительства. Смотрите, что получается. Есть, по инициативе комитета, разработанный проект Конституционного акта. Его можно критиковать, можно отвергать, что угодно делать. Секретариат Парламентского собрания взял на себя инициативу, подготовил тоже такой документ, он опубликован в печати. То есть можно было тоже посмотреть, что в них, в этих документах, рационального. Но я думаю, что все-таки в конце концов у нас есть рабочая группа, которая должна быть представлена из представителей Высшего государственного совета, Союзного правительства, национальных правительств и парламентов и так далее. Мы обратились к нашему председателю Высшего государственного совета с предложением включить соответствующих представителей Парламентского собрания в эту рабочую группу. Уже есть хороший задел для работы этой группы. Я просто не понимаю, почему она до сих пор не начала свою деятельность. Есть, я знаю точно, поручение председателя Высшего государственного совета, Президента нашей республики, чтобы этот вопрос о возобновлении или о начале работы этой рабочей группы был до конца решен. И, я думаю, что есть и ответственные за этот вопрос.

И последнее, что я хотел бы сказать, что в порядке информации для присутствующих, сегодня у нас по инициативе Парламентского собрания, его структур проводится заседание научно-консультативного совета по вопросам безопасности Союзного государства, на котором председательствовал и выступил с докладом Борис Николаевич Пастухов. И я думаю, что такая слаженная работа представителей различных ведомств, по различным каналам, она очень полезна.

ВОРОЩУК А.Н - начальник Главного экономического управления Секретариата Парламентского собрания Союза Белоруссии и России:

- Мне хотелось бы прежде всего поддержать Павла Павловича Бородина. Мы понимаем, что не бюджет формирует Союз, а те связи экономические, которые должны развиваться. Мы должны создавать условия для развития этих связей и поэтому не бюджет будет определять, его размер, а сама функциональная сторона деятельности Союза в экономической сфере. Но одновременно все-таки все вещи связаны с конкретным делом. Вот, если говорить о бюджете, я имею точку зрения, принципиально отличающуюся от выступающего представителя Минэкономики. Мы потому и заключаем Союз Белоруссии и России, что очень большой товарооборот, очень тесные технологические связи, очень тесные культурные, исторические связи. Именно наша задача - способствовать тому, чтобы это все укреплялось. И обсуждение происходит в связи с тем, что мы обеспокоены, что это происходит слишком медленно, недостаточно эффективно.

И в связи с этим мне бы хотелось сказать о бюджете. Мал он, велик, это, по существу, закон. Вот сейчас мы говорим о том, что надо бы поменьше программ, зато покрупнее и прочее. Мы с вами знаем, что все до единой программы прошли экспертизу Минэкономики. Все они утверждены Исполнительным комитетом. Мы же должны выполнять бюджет. На сегодняшний день бюджет должен быть выполнен на 44 процента, причем при тех ограничениях, которые были согласованы с Минфинами. Первые полгода по копейке, а потом по одной шестой от полугодия. Не происходит этого.

И вот поэтому-то мне и хотелось бы сказать, что у нас, по-моему, часто логика переворачивается. У нас и так все неплохо с Белоруссией, именно поэтому мы дружим. Нам нужно развивать экономическое взаимодействие между хозяйствующими субъектами, несомненно. И бюджет этого не подменит. Но мы должны выполнять и бюджетную функцию. Сколько денег по плану на укрепление таможенной границы? Давайте посмотрим процент исполнения бюджета в этом году. При таком маленьком исполнении бюджета в 20 процентов на 28 августа, там, я уверен, вот сейчас я не помню цифры, будет где-нибудь 15-16 процентов. Уж куда важнее, казалось бы? Вот на это я хотел бы обратить ваше внимание.

КАЛАШНИКОВ С.В. -член Постоянного Комитета Союзного государства:

- Коллеги, я присоединяюсь к той мысли, которую высказал Павел Павлович. Мы считаем, что Постоянный комитет должен опираться во многом в своей работе на думский комитет по делам Содружества. И хотелось бы обратиться к вам за вполне конкретной помощью, которая может быть реализована именно в рамках депутатской деятельности.

Я хочу предложить конкретные пункты в проект решения комитета. Во-первых, мне кажется, что есть целый ряд сейчас проектов, где комитет по делам СНГ может принять активное участие. В частности, Комитет по промышленности, транспорту и связи принял решение о проведении парламентских слушаний по развитию международного транспортного коридора Брест-Екатеринбург, о котором говорил Павел Павлович. Я считаю, что комитет по делам СНГ не может стоять вне этого вопроса, потому что здесь не только вопрос экономический, технический, но и политический. Поэтому я просил бы записать в ваше решение такой пункт, он, возможно, может быть третьим. "Совместно с Комитетом по промышленности, строительству, транспорту и связи организовать парламентские слушания о развитии международного транспортного коридора Брест-Екатеринбург". Я считаю, что ваш комитет тоже мог бы здесь очень активно участвовать.

Далее. Для нас сейчас самый актуальный вопрос - это бюджет на 2001 год. Поэтому я бы предложил такую запись в решении комитета: "Рассмотреть на комитете вопросы финансирования Союзного государства при подготовке ко второму чтению бюджета Российской Федерации на 2001 год". Первое чтение пусть проходит по параметрам. А когда начнется второе чтение, здесь, наверное, нужно более внимательно посмотреть на те цифры, которые сейчас есть. И, наверно, это нужно будет делать не в октябре, это нужно будет делать сразу после первого чтения. У нас такая просьба к комитету есть.

Еще одна просьба, которая, на наш взгляд, не терпит отлагательства. Я бы предложил рекомендовать Парламентскому собранию Союзного государства принять решение о перераспределении бюджета 2000 года Союзного государства по статьям расходов в рамках утвержденного объема финансирования. Мы с вами говорили о том, что проценты финансирования - 20 процентов. Мы говорили и о том, что это прежде всего связано с тем, что подготовленность тех программ, которые мы финансируем, очень разная. Есть программы, которые финансируются и готовы принять большие объемы для общей пользы. Есть программы "дохлые", извините за такое непарламентское выражение. У нас еще остался один квартал, то есть 25 процентов времени в 2000 году. Мы еще можем хотя бы на сентябрьском заседании перераспределить тот бюджет, который утвержден, и направить эти деньги туда, где они действительно сыграют до конца года. Если мы этого не сделаем, то просто это будет общее финансирование на 20 процентов и до свидания. Вот это та просьба, которая для нас важна.

И еще я хотел бы один вопрос поднять. Действительно, на сегодняшний день возникло двоевластие. Есть Исполком, который уже не работает. И есть Постоянный комитет, который, к сожалению, еще не работает. В частности, комитет еще не работает по той простой причине, что материально-техническое обеспечение просто никакое. Я приведу один только пример. Аппарат комитета на сегодняшний день находится на улице, в буквальном смысле. У меня, например, нет кабинета. Поэтому я считал бы, что если бы депутаты нашли возможность направить запрос Государственной Думы о материально-техническом обеспечении деятельности Постоянного Комитета Союзного государства - это была бы реальная помощь, которая бы сказалась на общих наших отношениях, на нашей работе Союзного государства.

БИНДЮКОВ Н.Г. - член Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками:

Уважаемые коллеги!

Я разделяю ту озабоченность, которую Геннадий Иванович Чуркин высказал здесь. Считаю, что повестка сформирована правильно и сформулирован вопрос общего состояния российско-белорусских отношений, потому что оно действительно последние месяца оставляет желать лучшего. Это не только следует из заявления Президента Республики Беларусь, а мы видим, как тормозятся, по сути дела, во многом наши отношения, как трудно проходил бюджет и проходит бюджет, когда мы решаем по бюджету вопросы в середине этого года. Я - член бюджетной комиссии Союза России и Беларуси в Парламентском собрании и хорошо это себе представляю. Поэтому тревога и обеспокоенность такая есть. И я сегодня вношу такое предложение от имени нашего комитета, если коллеги поддержат, и от наших депутаций, находящихся в нашем комитете, высказать такое предложение, что мы в срочном порядке должны были бы собрать всю российскую депутацию в Парламентском собрании Союза России и Беларуси. То есть 24 депутата от Госдумы и 12 человек от Совета Федерации. Я думаю, что те вопросы, которые, Павел Павлович, мы обсуждаем сегодня, мы должны вынести на совместное заседание именно этой депутации, Постоянного Комитета и Исполкома, одного работающего, другого пока еще не работающего, и плюс, наверно, кабинета министров в лице первых лиц наших. Тогда мы могли бы там решать эти вопросы. Потому что получается удивительная картина, мы все с вами жили в советском прошлом и все жаловались, что мы живем в этой пирамиде, и чем выше по этой пирамиде вверх, тем больше все зависит от одного человека.

Получается, что мы и сегодня в другой действительности, другой ситуации живем в той же самой пирамиде, и все получается на этих первых лиц. Я думаю, что и тогда, и в той ситуации - это абсолютно не верно и не правильно. Наверно, и депутатам, и членам постоянного Комитета и Исполкома должно хватать компетенции в рамках того, что предоставлено, решать вопросы, как и работникам министерств и ведомств, на основе тех документов, которые приняты по Союзу России и Белоруссии. И выставлять сегодня, что у нас все хорошо, я бы не стал. И уважаемый товарищ, выступавший здесь от министерства, если бы мы не были бы связаны четыре года союзническими отношениями сначала в форме сообщества, а потом - союза с Белоруссией, ваша информация о продвинутости российско-белорусских отношений, этой двойки, по сравнению с другими, она была бы верная и правильная. Но мы четыре года уже двигаемся в этом направлении. И если мы теряем темп, то какое это уважение и какое это внимание будет со стороны других государств?

Поэтому, я полагаю, что мы могли бы рассмотреть некоторые принципиальные вопросы формирования бюджета вот на таком совместном совещании, включая, может быть, и финансирование ряда программ, Я против того, чтобы мы резко сокращали. Тем более, что там есть программы, которые уже переходящими являются. Их надо заканчивать, эти программы. Но, другое дело, что нам надо действительно посмотреть, что если нет реальной возможности выполнить программу или подпрограмму какую-то, то надо оперативно перебрасывать туда, где мы можем реально выполнить, и будет эффект, и будет больше отдачи. Поэтому я благодарен за то, что сегодня и Геннадий Иванович, и другие коллеги проявили такую инициативу. И считаю, что эта тревога будет высказана обязательно и в вопросах депутатов к Председателю Кабинета министров по этому состоянию. А после его выступления в Государственной Думе, вот и давайте мы проведем такое совещание. Поэтому, Павел Павлович, мы со своей стороны Председателю Государственной Думы Геннадию Николаевичу Селезневу выскажем об этом. С вашей стороны тоже, если вы эту идею разделяете, вносите такое предложение. Я думаю, что воз не тронется, пока мы не проведем такое обсуждение крупное в целом по состоянию российско-белорусских отношений, включая и по законодательному акту, о том, о чем уже говорилось.