Союзное Государство сближает братские народы

Л.П. Козик
Полномочный представитель Президента Республики Беларусь – Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Представитель Республики Беларусь при Совете Министров Союзного государства

2 апреля 2001 года исполнилось 5 лет со дня подписания Договора о Сообществе Беларуси и России, Договора, положившего правовую основу широкомасштабной интеграции двух государств. За прошедшие 5 лет еще, по крайней мере, трижды в рамках Союза Беларуси и России принимались важнейшие документы, подписанные Президентом Беларуси А.Г. Лукашенко и Президентами России Б.Н. Ельциным и В.В. Путиным.

Этими документами, с подписанием которых начинался новый, более высокий виток интеграции, был Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный 2 апреля 1997 года, Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года и наконец Договор о создании Союзного государства, подписанный А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельциным 8 декабря 1999 г. и вступивший в силу 26 января 2000 г. после того, как А.Г. Лукашенко и В.В. Путин обменялись грамотами о ратификации указанного Договора.

За прошедшее пятилетие в мире не было, пожалуй, события из постоянно длящихся более яркого и, возможно, более глобального, чем движение интеграционных процессов между Беларусью и Россией. Уже сам факт отношения к этому событию народов Беларуси и России и государств СНГ, в большинстве своем поддерживающих процессы объединения, противников с широким спектром отношений от показательно равнодушных до открыто агрессивных, нападающих и на сам процесс интеграции Беларуси и России, и на людей, преданных этому делу - все это подтверждает незаурядность события и его активное влияние на мировые процессы. И кто знает, может быть в этом первом Договоре, подписанном А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельциным 2 апреля 1996 г. и заложено начало возрождения великой России, великого Союза двух, а затем, возможно, и большего количества государств, когда, опершись на протянутую руку друга и ощущая надежность союзника Россия может смело начинать движение вперед к обретению предначертанной ей судьбой мощи, уверенности, авторитета и уважения.

Пять лет - срок небольшой, но для конкретного человека и не такой уж малый. Что сделано за это время в реализации идей и целей, определенных Союзом Беларуси и России, в чем возникли проблемы и каково их разрешение в ближайшей перспективе.

В основе развития белорусско-российских отношений на данной стадии лежат Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Этот документ носит характер учредительного акта, определяющего статус создаваемого межгосударственного образования - Союзного государства. В частности, определяются его цели и принципы, структура органов, порядок их формирования и деятельности, соотношение компетенции государств-участников и Союзного государства, определяется юридическая сила актов органов Союзного государства, устанавливаются принципы реализации его целей.

Структура органов Союзного государства включает в себя Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Постоянный Комитет, Суд, Счетную палату, отраслевые и функциональные органы и создается для эффективной реализации целей Договора с четко определенной компетенцией каждого из органов. Строится система управления, более характерная для государства, чем для международной организации.

При формировании высших органов Союзного государства принимается во внимание принцип паритетности, в соответствие с которым предусматривается равное представительство каждого из государств-участников. В результате решение органа не может быть принято, если за него проголосовали представители только одного государства. Этот принцип служит гарантией суверенитета государств, поскольку его следствием является то, что все решения органов Союзного государства принимаются только тогда, когда государство-участник в лице своих представителей высказало согласие на обязательность для себя данного решения.

Высшим органом Союзного государства в соответствии со статьей 34 Договора о создании Союзного государства является Высший Государственный Совет (ВГС). Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №7 утверждены Статут и Регламент Высшего Государственного Совета Союзного государства. Данными документами определены полномочия и порядок работы этого органа.

В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, правительств и руководители палат парламентов государств-участников. Решения данного органа принимаются только путем согласования позиций государств-участников, а голосование осуществляется по принципу "одно государство - один голос". К ведению Высшего Государственного Совета отнесены важнейшие вопросы развития Союзного государства:
- создание в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
- утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства;
- утверждение международных договоров Союзного государства;
- заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров Союзного государства о реализации принятых решений;
- определение местопребывания органов Союзного государства, выполнение иных функций отнесенных к ведению Договором, либо переданных на рассмотрение государствами-участниками.

Высший Государственный Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания Высшего Государственного Совета могут созываться по инициативе одного из государств-участников или Председателя Высшего Государственного Совета. В соответствии с постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 26 января 2000 г. № 1 Председателем Высшего Государственною Совета Союзного государства является Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

В соответствие с имеющимися у него полномочиями Председатель Высшего Государственного Совета организует работу данного органа, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства, обращается к Парламенту Союзного государства с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития, по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, организует контроль за ходом реализации Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом актов и иных решений, в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров, заслушивает отчеты руководителей отраслевых и функциональных органов Союзного государства, утверждает согласованные государствами-участниками планы деятельности Высшего Государственного Совета.

Уже на первых заседаниях Высшего Государственного Совета Союзного государства был утвержден бюджет Союзного государства на 2000 год, рассмотрены вопросы формирования органов Союзного государства, обеспечения организационных и материально-технических условий их работы, выполнения первоочередных мер по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора, утверждена Программа согласованных действий в области внешней политики на 2000-2001 годы, а также принят ряд других важных решений по реализации Договора о создании Союзного государства. Очередное заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоится 2 апреля 2001 г. в г. Москве. В Союзном государстве создается двухпалатный Парламент, являющийся представительным и законодательным органом.

Палата Союза состоит из 36 членов Совета Республики и депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального Собрания Республики Беларусь, и 36 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Палата Представителей состоит из 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от Российской Федерации, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.

На Парламент возлагается функция принятия законов и основ законодательства по основным сферам общественной жизни, входящим в компетенцию Союзного государства, принятие бюджета и заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении, заслушивание ежегодного послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития. В Договоре о создании Союзного государства подробно прописана процедура принятия законов и основ законодательства, а также другие функции Парламента.

В настоящее время подготовлены проекты национальных законов Республики Беларусь и Российской Федерации о выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства Беларуси и России первого созыва. У сторон есть намерения провести первые выборы в Парламент Союзного государства летом 2002 г. До формирования Парламента Союзного государства его функции согласно Договору о создании Союзного государства исполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Для обеспечения исполнения решений Высшего Государственного Совета и оперативного управления подчиненной ему системой отраслевых и функциональных органов Союзного государства учрежден коллегиальный исполнительный орган - Совет Министров.

Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 12 утверждено Положение о Совете Министров Союзного государства. В нем закрепляются основные принципы и правовая основа деятельности Совета Министров.

25 апреля 2000 г. на первом заседании Совета Министров Союзного государства принят его регламент, устанавливающий основные правила организации деятельности Совета Министров по реализации его полномочий.

На Совет Министров возлагаются функции разработки основных направлений общей политики развития Союзного государства, включая подготовку проектов законов Союзного государства, контроль за выполнением Договора, Программы по реализации его положений и актов Союзного государства, разработку бюджета, управление собственностью Союзного государства и ряд других.

Совет Министров обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики, координирует процесс унификации законодательств, способствует проведению согласованных действий государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

В состав Совета Министров входят главы правительств, министры иностранных дел, экономики, финансов государств-участников Договора.

Кроме этого в состав Совета Министров будут входить руководители отраслевых и функциональных органов Союзного государства, которые предполагается создать в недалеком будущем.

Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 26 января 2000 г. № 2 Председателем Совета Министров Союзного государства назначен М. М. Касьянов - Председатель Прави-тельства Российской Федерации.

При Совете Министров Союзного государства действует институт представителей государств-участников Договора, обеспечивающих координацию деятельности органов исполнительной власти государств-участников по реализации положений Договора.

На состоявшихся заседаниях Совета Министров Союзного государства принято ряд решений по реализации Договора в экономической, финансовой и социальной сферах.

Высший Государственный Совет и Совет Министров Союзного государства не являются постоянно действующими органами Союзного государства, их деятельность носит сессионный характер. В связи с этим в структуре предусмотрено создание Постоянного Комитета, своеобразного аппарата, обеспечивающего деятельность вышеуказанных органов.

Положение о Постоянном Комитете Союзного государства утверждено постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 13. В этом документе закреплены функции Постоянного Комитета, его состав и структура.

Постоянный Комитет обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета, Совета Министров Союзного государства и является ответственным за подготовку их заседаний, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, осуществляет контроль за выполнением решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров, а также поручений Председателя Высшего Государственного Совета, Председателя Совета Министров.

Постоянный Комитет совместно с соответствующими органами государств-участников осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, готовит заключения по проектам актов, вносимых на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, осуществляет другие функции, предусмотренные Договором и Положением о Постоянном Комитете.

Руководит Постоянным Комитетом Государственный секретарь, который назначается на должность и освобождается от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

В состав данного органа на паритетной основе входят члены Постоянного Комитета, которые в соответствии с Договором назначаются и действуют в личном качестве. Члены Постоянного Комитета назначаются Советом Министров Союзного государства из числа кандидатов, выдвинутых правительствами государств-участников.

На переходном этапе (2000 г.) Члены Постоянного Комитета получили статус заместителей Государственного Секретаря с надеждой на их активное участие в работе Постоянного Комитета. Опыт работы показал, что это решение не только не помогло работе, а наоборот, создало ряд проблем.

Члены Постоянного Комитета в качестве свободных заместителей Госсекретаря дублируют работу отраслевых департаментов, тратят время на выяснение вопроса, "кто из них самый главный заместитель". Материальные затраты на содержание шести заместителей Государственного секретаря (секретари, помощники, связь, персональные автомобили, дачи и т.д.) далеко перешагнули все мыслимые пределы и отвлекают значительную часть средств, выделяемых на содержание Постоянного Комитета.

Впрочем, это, видимо, неизбежные "издержки роста". Уверен, структура Постоянного Комитета не есть нечто раз и навсегда данное и мы неизбежно выйдем на ее оптимальные параметры.

В структуру Постоянного Комитета входят подразделения по направлениям деятельности и Представительство в г.Минске. В целях соблюдения принципа паритета в деятельности Постоянного Комитета руководители структурных подразделений и их заместители не могут быть гражданами одного государства и назначаются на должность по представлению правительств государств-участников, либо органа ими уполномоченного.

За исполнением бюджета Союзного государства призван следить специальный аудиторский орган - Счетная палата.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законным полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.

Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров Союзного государства и Парламенту ежегодный отчет. На основании этого Доклада могут формироваться предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.

Функции Счетной палаты до ее формирования возложены на Совет Ми-нистров, Постоянный Комитет Союзного государства. Счетную палату Российс-кой Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Для разрешения правовых споров создается Суд.

Этот орган Союзного государства призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Право обращения в Суд имеют только государства-участники и органы Союзного государства. Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.

В Договоре содержатся необходимые гарантии независимости судей. Одним из ключевых положений Договора о создании Союзного государства является придание прямого действия некоторым актам Союзного государства. Если на предыдущих этапах интеграции принимались акты рекомендательного характера, то в Союзном государстве законы и декреты Высшего Государственного Совета носят обязательный характер. Прямое действие предполагает обязательность исполнения акта, как для государств-участников, так и для их юридических и физических лиц. В случае коллизии норм закона или декрета Союзного государства с национальным правовым актом приоритет будет отдаваться союзному. Однако данное положение не распространяется на нормы конституций государств-участников, которые обладают верховенством над актами Союзного государства, что служит дополнительной гарантией государственного суверенитета.

Органы Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению, принимают акты, подлежащие трансформации в национальные законодательства. Это означает, что акт Союзного государства не применяется напрямую к юридическим и физическим лицам в государствах-участниках. Положения такого акта подлежат включению в национальные правовые акты государств с учетом принципов национальной правовой системы. Обязательным для государств является достижение целей, закрепленных в актах, подлежащих трансформации, а выбор средств и методов их достижения остается за государством-участником. В Республике Беларусь порядок исполнения решений органов Союзного государства определен Указом Президента Республики Беларусь, в Российской Федерации этот порядок до сих пор нормативными актами не урегулирован.

В случае разрешения спора судом государства-участника, дело будет разрешаться на основе национального законодательства и актов, обладающих прямым действием.

Договором предусмотрено формирование отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Такая возможность вытекает из полномочий Высшего Государственного Совета по формированию этих органов и перечисленных в статье 17 Договора предметов исключительного ведения Союзного государства. Например, в ведении таможенного комитета Союзного государства, будут находиться вопросы единой торговой и таможенно-тарифной политики, пограничный комитет будет определять пограничную политику Союзного государства и т. д. Отраслевые и функциональные органы будут формироваться по мере передачи предметов исключительного ведения Союзному государству.

Неотъемлемой частью Договора о создании Союзного государства является Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Задача Программы - зафиксировать содержание, этапы и сроки работы по передаче Союзному государству определенных в Договоре предметов ведения, формы их правового закрепления, организационные рамки этой деятельности, включая создание необходимых союзных и координирующих органов, расписаны стадии и сроки реализации целей Союзного государства.

В соответствии с задачами Союзного государства Программой планируется осуществление следующих мероприятий:
- выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики;
- унификация гражданского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства;
- унификация налогового законодательства и проведение с 2001 года единой налоговой политики; проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
- формирование общего рынка ценных бумаг и создание учреждений по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка;
- проведение единой политики в области ценообразования и механизма ее осуществления;
- объединение энергетической и транспортной систем; формирование общего рынка услуг связи; проведение единой политики в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия;
- проведение единой политики в области геодезии и картографии;
- формирование единого научно-технологического пространства;
- обеспечение единого информационного пространства;
- проведение согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения;
- осуществление совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск;
- проведение единой пограничной политики;
- совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб Союзного государства;
- осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С выполнением Программы будет завершен процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой денежной единицей, общим бюджетом, единым таможенным пространством и транспортной системой.

В 2000 году проведено по три заседания ВГС и Совета Министров Союзного государства. На них ВГС принято 29, а Советом Министров - 66 решений по различным направлениям интеграции. При этом основное внимание в работе союзных органов уделялось: обеспечению преемственности по всему спектру договоренностей, достигнутых за предыдущие годы. Основная цель здесь - не потерять ничего, что было достигнуто ранее, совершенствовать все это и достигать новых результатов; преломлению в практическую плоскость реализации конкретных проектов, планов и мероприятий. В этих целях был утвержден Перечень первоочередных мер по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации его положений, документ с конкретными мероприятиями (более 60), направленными на решение вопросов образования и функционирования органов Союзного государства, формирования единого экономического пространства, обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, а также сотрудничества в области внешней политики, с исполнителями от белорусской и российской сторон и сроками исполнения; вопросам развития интеграции в экономической сфере. По вопросам развития сотрудничества в сфере экономики принято 24 решения.

Оценивая в целом исполнение мероприятий Перечня необходимо отметить, что часть из них, предусматривающих создание единого экономического пространства, формирование энергетической и транспортной систем и таможенной территории, установление согласованных тарифов и решение вопросов ценообразования, была выполнена не в полном объеме или с отставанием сроков. Однако эти недоработки планируется в ближайшей перспективе устранить и в планах работы ВГС и Совета Министров Союзного государства предусматриваются меры, обеспечивающие исполнение Программы действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2001 год с учетом допущенного отставания.

В комплексе российско-белорусских отношений - экономических, политических, военно-стратегических, культурных и т. д. - центральное место, несомненно, принадлежит экономическим отношениям. Экономическое взаимодействие России и Беларуси является важным фактором развития обеих дружественных стран, хозяйственные комплексы которых взаимозависимы и взаимодополняемы, и дает им весомые выгоды - особенно в долговременном плане.

Россия и Беларусь - серьезно заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится почти 60 % общего внешнеторгового оборота Беларуси; в свою очередь, Беларусь является первым по значению торговым партнером России в рамках СНГ - на ее долю приходится около 30 % товарооборота РФ со странами Содружества и почти 7 % общего объема товарооборота с "ближним" и "дальним" зарубежьем.

В 1999 г. товарооборот Беларуси с Россией составил 6,7 млрд. долларов, а в 2000 году - 9,2 млрд. долларов, и Беларусь вышла на 3 место в торговле с Российской Федерацией после США и Германии. Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота не является показателем снижения активности Беларуси на российском рынке, а связано с резким ростом в 2000 году цен на нефть. К тому же страна частично компенсирует его за счет положительного внешнеторгового сальдо с другими странами.

И российский "шоковый", и белорусский (эволюционистский" путь реформирования экономических систем имеют свои достоинства и недостатки. Причем белорусский подход в целом представляется даже более предпочтительным, поскольку позволяет сохранить значительную часть производственного потенциала, избежать обвального падения производства и резкого снижение жизненного уровня населения.

Во многом благодаря избранной модели реформ динамика основных экономических показателей в 1992 - 2000 годах была в Беларуси более благоприятной (точнее, менее неблагоприятной), чем в России. Глубина "трансформационного" спада здесь заметно ниже (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основные экономические показатели Беларуси и России
(2000 год в % к 1991 году)
  Белоруссия Россия
Валовой внутренний продукт 89.9 67.5
Промышленное производство 102 59
Сельскохозяйственное производство 75 64
Инвестиции в основной капитал 47 31
Перевозки грузов предприятиями транспорта 22 21
Розничный товарооборот 109.2 90.6

Источник: Содружество Независимых Государств в 2001 году. Статистический справочник. М., 2000, с. 13, 23, 25, 27, 29, 86.

Вариант "мягкого" вхождения в рынок позволил Республике Беларусь сохранить структуру экономики, ориентированную в основном на выпуск готовых изделий обрабатывающей промышленности. Проведение "шоковой" терапии по российскому образцу, несомненно, разрушило бы эту структуру. Тем более, что у Беларуси, в отличие от России, нет значительных природных ресурсов, массированный экспорт которых способен на какое-то время смягчить негативные последствия такого курса. Следует, однако отметить, что за сохранение прогрессивной народнохозяйственной структуры республике приходится платить относительно высоким уровнем инфляции. На протяжении всего периода реформ потребительские цены в Беларуси росли значительно быстрее, чем в России. Это было обусловлено, прежде всего, чрезмерно мягкой денежно-кредитной политикой. Сохранение высокого уровня инфляции поставило под вопрос продолжение экономического роста, наблюдающегося в Беларуси с 1996 г. Поэтому обуздание инфляции является ныне для республики одной из важнейших экономических задач. И в 2000 году в Беларуси были сделаны весьма важные шаги: ликвидирована множественность курса белорусского рубля, резко снижен в конце 2000 года и в 2001 году уровень инфляции.

Предприятия двух стран, несмотря на трудности последних лет, продолжают поддерживать тесные производственные связи и заинтересованы в их дальнейшем развитии, для которого прогресс экономической интеграции призван создать благоприятные условия. Для Беларуси экономическое сближение с Россией создает перспективу значительного расширения рынка сбыта белорусских товаров (которые благодаря более низким ценам и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества на внутреннем рынке РФ), облегчения доступа к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефти. Развертывание интеграционных процессов будет способствовать, рано или поздно, привлечению крупных российских инвестиций в белорусскую экономику, что должно стать важным фактором устойчивого роста экономического потенциала республики, модернизации производства и активизации рыночных реформ.

Для России перспективные выгоды экономического союза с Беларусью также очевидны. Полное снятие ограничений во взаимной торговле позволяет России обеспечить свободный доступ своих товаров на белорусский рынок и улучшить тем самым финансово-экономическое положение сотен предприятий и целых отраслей, поддерживающих тесные многолетние связи (в том числе производственно-кооперационные) с контрагентами из Беларуси. Эта страна является, в частности, крупным рынком сбыта продукции топливно-энергетического комплекса РФ (ежегодно в Беларусь поставляется более 10 млн. т нефти и до 16 млрд. куб. м газа). Развитие экономического взаимодействия двух стран не только позволяет обеспечить устойчивый сбыт в Беларуси продукции российского ТЭК, но и облегчает формирование в этой отрасли крупных совместных транснациональных структур, которые уже в ближайшие годы должны стать важными факторами экономического развития обеих стран.

В то же время некоторые виды продукции, производимые в Беларуси, жизненно важны для российской экономики. Так, до сих пор 80 % тракторного парка в России составляют машины, выпускаемые Минским тракторным заводом. В горнодобывающей промышленности более 40 % грузов вывозится автомобилями белорусского производства.

Принципиальное значение (как экономическое, так и военно-стратегическое) имеет сложившееся за несколько десятилетий тесное взаимодействие предприятий ВПК России и Беларуси. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе РФ достигает 15 %, причем это, главным образом, высокотехнологичная продукция. По имеющимся оценкам, при отсутствии кооперации с белорусскими предприятиями на организацию альтернативных производств только в оборонной промышленности России потребуется единовременно около 20 млрд. рублей в ценах начала 1998 г.

Предприятия оборонных отраслей промышленности России заинтересованы В сохранении и развитии научно-технического и производственного сотрудничества с предприятиями Республики Беларусь в областях радиоэлектроники, ракетно-космической техники, авиа- и судостроения, промышленности вооружений и средств связи.

Развитие интеграционных процессов в отношениях между Россией и Беларусью способствует проникновению в Беларусь российского капитала. Действуют более 500 российско-белорусских совместных предприятий (СП) в различных отраслях экономики. Создано несколько транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ) с участием российских и белорусских предприятий. В ближайшее время число таких ФПГ может значительно увеличиться.

Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Мировой опыт свидетельствует, что таможенное сотрудничество, особенно таможенные союзы, создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе Таможенный союз. Таможенный союз - первая в короткой истории межгосударственного Союза Беларуси и России форма интеграционного сотрудничества. По существу, пилотный проект для единения двух братских стран.

Таможенный союз предполагает комплекс мероприятий, включающих обязательные элементы:
во-первых, создание зоны свободной торговли и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле;
во-вторых, создание полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей, в том числе тарифного и нетарифного регулирования, а также установление одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран;
в-третьих, унификацию таможенного и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность.

Финальной стадией формирования Таможенного союза является провозглашение единой таможенной территории и создание согласованной системы управления таможенными, внешнеторговыми органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом.

По оценкам специалистов, Беларусь и Россия вступили в завершающую стадию формирования Таможенного союза, о чем свидетельствует подписанное 29 января 2001 года Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве.

Процесс всеобъемлющей интеграции диктует установление нового порядка таможенного регулирования. Он предполагает не просто унификацию таможенного законодательства, а его полное совпадение. Для этого необходим законодательный орган Союзного государства, который бы принимал законы прямого действия, обязательные для обоих государств, в том числе и в сфере таможенного дела. Пока такого органа нет, государства могли бы делегировать такое право исполнительному органу Союзного государства - Совету Министров, который через свою комиссию по тарифному и нетарифному регулированию мог бы готовить соответствующие предложения и утверждать их.

В дальнейшей работе по формированию единого таможенного пространства видится семь ключевых направлений.

В области таможенно-тарифных мер - делегирование проведения тарифной политики наднациональному органу, установление общего порядка взимания таможенных пошлин по внешнему периметру единой таможенной территории.

В области торгово-тарифного режима с третьими странами переход к общему таможенному тарифу, синхронное снижение или повышение ставок таможенных пошлин, солидарная ответственность за применение особых видов пошлин, передача наднациональному органу вопросов определения и применения режимов торговли.

В области нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности - передача контроля за соблюдением единого порядка нетарифного регулирования наднациональному органу; применение единых стандартов, норм и технических требований к товарам, согласование позиций в отношениях с международными торговыми организациями; внедрение единых разрешительных и запретительных документов по мерам нетарифного регулирования.

В области косвенного налогообложения - применение единой номенклатуры подакцизных товаров и единых ставок косвенных налогов; применение согласованного порядка взимания НДС и акцизов во внешнеторговых отношениях с третьими странами; поэтапное снижение ставки НДС во внутренней и внешней торговле.

В области платежно-расчетных отношений при осуществлении внешней торговли - обеспечение регулируемого допуска банков, финансовых, страховых и других компаний на валютные рынки друг друга; полная либерализация платежно-расчетных отношений во внешней торговле.

В области валютного контроля - введение единого порядка валютного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенно-банковского валютного контроля в пределах единой таможенной территории.

В области организации таможенного дела - наделение национального органа полномочиями реализации задач и целей таможенной политики; разработка и реализация совместных программ по обустройству внешних таможенных границ, организация совместного таможенного контроля на внутренних и внешних таможенных границах.

Это почти идеальный вариант достижения полноценного таможенного союза и его основы - единого таможенного пространства как пролога дальнейшего экономического сближения стран. Не исключено, что на этом пути возникнут непредвиденные обстоятельства, которые осложнят совместную работу, потребуют внести коррективы в согласованные программы.

Глубинная основа многих трудностей на пути российско-белорусской интеграции - сохраняющиеся значительные различия в уровнях экономического развития и структурах хозяйственных комплексов стран-участниц, в их обеспеченности природными ресурсами, в степени зависимости от внешних связей, асинхронность проведения рыночных реформ. Так, белорусская экономика является более "открытой" по сравнению с российской: если в РФ внешнеторговая квота в ВВП (отношение объема внешней торговли к объему ВВП) составляла, по нашим расчетам, около 60 %, то в Беларуси - более 100 %. Это, в свою очередь, объективно обусловливает более либеральный внешнеторговый режим в Беларуси по сравнению с Россией.

Особое место среди факторов, воздействующих на развитие экономических отношений в рамках российско-белорусского союза, занимают заметные различия между двумя странами в темпах и тактике проведения рыночных реформ. Если в России был избран путь "шоковых" реформ, имеющий целью обеспечить форсированный переход к рынку при максимальном ограничении экономической роли государства, не считаясь с экономическими и социальными издержками такого перехода, то белорусское руководство выбрало путь, и как оказалось поддерживаемый большинством населения, плавной, постепенной рыночной трансформации при активной регулирующей роли государства. Особенно наглядно различие в подходах к проведению реформ выявляется при сопоставлении данных о первых результатах процесса приватизации в обеих странах. Если в России на 1 июля 1998 г. было приватизировано около 80 % общего количества хозяйствующих субъектов, то в Беларуси - около 30 %. Асинхронность реформ - один из главных аргументов противников российско-белорусского союза, утверждающих о принципиальной невозможности эффективной интеграции (столь разнонаправленных( экономических систем. Между тем, на наш взгляд, такая асинхронность не является непреодолимым препятствием на пути интеграции России и Беларуси. Стратегическая направленность реформирования в обеих странах одна - становление рыночной социально ориентированной экономики, различия же касаются конкретных подходов к этому процессу.

В то же время ясно, что прогресс российско-белорусской интеграции требует синхронизации экономических преобразований и обеспечения на этой основе большей "сопряженности" хозяйственных систем обеих стран. Программа синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации предусматривает, что оба государства будут согласованно продвигаться к рынку по многим направлениям (структурная перестройка экономики, приватизация, антимонопольная политика и развитие потребительского рынка, ценовая, денежно-кредитная и валютная политика, налоговая система, стимулирование инвестиций и др.). Следует, в то же время, отметить, что развитие экономического взаимодействия двух стран (особенно на микроуровне) само является фактором, способствующим рыночной трансформации их экономик. Так, расширение экономических связей с Россией (в частности, активизация деятельности в Беларуси российских предпринимательских структур и развитие процессов транснационализации) неизбежно будет "подталкивать" Беларусь к углублению реформ, а в Российской Федерации, соответственно, теперь принимаются глубже просчитанные решения.

В последние год-полтора интеграционное взаимодействие России и Беларуси заметно активизировалось. Намечен ряд мер, направленных на дальнейшее развитие интеграции двух стран в экономической сфере. Утвержден ряд совместных программ, предусматривающих взаимодействие в перспективных отраслях экономики, науки и техники, имеющих важное значение для обеих стран.

Понятно, что создание единого экономического пространства двух стран невозможно без унификации правовой базы во всех сферах хозяйственной жизни, без единого валютного регулирования, денежно-кредитной системы и т. д. Однако представляется ненужным осуществление перечисленных мер в очень сжатые сроки без основательной подготовки.

Подобная "ускоренная" интеграция могла бы быть оправданной лишь в случае слияния России и Беларуси в единое федеративное государство с отказом их от суверенитета в пользу этого государства. Однако этот вариант противоречил бы букве подписанных документов (в Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси говорится о "поэтапном движении к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза"). В условиях же сохранения суверенитета России и Беларуси процесс полной экономической интеграции неизбежно должен занять достаточно длительное время.

Общую картину глубины уже достигнутой экономической интеграции наглядно можно проследить на конкретных вопросах сотрудничества в сфере экономики.

По прежнему, формирование единого экономического пространства Союзного государства остается главной, основной платформой.

В рамках проводимой работы сняты практически все ограничения во взаимной торговле, решен ряд задач по унификации нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономических торговых отношений, созданию равных условий хозяйствования для предприятий и организаций обоих государств.

Осуществляется мониторинг состояния экономик и хода экономических реформ в двух государствах, ведется единая статистика по отдельным направлениям. Разработаны совместные прогнозы социально-экономического развития, начато составление единых балансов спроса и предложения, в которые уже включен 21 вид продукции.

Ежегодно составляются, одобряются (в том числе и на 2001 год), а также реализуются единые балансы топливно-энергетических ресурсов, которые определяют объемы производства и потребления в Союзном государстве нефти, газа, угля и электроэнергии, а также их взаимопоставки, что в определенной степени способствует решению проблемы энергообеспечения населения и предприятий.

В 2000 году из Союзного бюджета, объем которого составлял 2230 млн. российских рублей, финансировалось 48 совместных программ, проектов и мероприятий. При этом следует отметить, что на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий направлено 88,2% средств, поступивших в бюджет.

Подготовлен проект бюджета Союзного государства на 2001 год в объеме 2375,6 млн. рублей. Особенностью этого бюджета является то, что у Союзного государства появились пока небольшие, но собственные источники доходов в виде платы за предоставленные бюджетные кредиты.

В 2001 году предполагается продолжить финансирование союзных программ, в том числе: по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы, развитию таможенной инфраструктуры, обустройству границ, развитию дизельного автомобилестроения, созданию союзного телевизора и ряда других.

Проведена значительная работа в сфере унификации денежно-кредитных отношений. Подписан ряд межбанковских соглашений, определяющих общие правила организации работы кредитных учреждений двух государств. Подписаны межгосударственное Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра и Соглашение между правительствами и национальными банками двух государств по созданию условий по введению единой денежной единицы, осуществляется политика привязки белорусского рубля к российскому.

В целях выработки единой налоговой политики последовательно проводится работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения. В настоящее время полностью унифицированы общие части налоговых кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации и ведется унификация специальных частей. В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства предусматриваются разработка проекта Налогового кодекса Союзного государства и выполнение мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства.

Непрерывно продолжается работа по формированию единого таможенного пространства. В настоящее время в Беларуси и России действует в основном унифицированная система таможенного контроля. Принят ряд мер, направленных на унификацию правил тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Унифицированы таможенные кодексы двух государств и законодательство в области защиты экономических интересов при осуществлении внешней торговли.

Подписано межправительственное Соглашение о таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами на территории государств-участников Союза Беларуси и России.

Заключено Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт.

В рамках Положения о взаимодействии таможенных органов Беларуси и России в борьбе с таможенными правонарушениями регулярно проводятся совместные мероприятия. Подготовлен проект межгосударственного Соглашения о взаимном признании и исполнении постановлений по делам о нарушении таможенных правил.

Проводится работа по унификации процедур таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, временно ввозимых на таможенные территории Беларуси и России. Подписан и реализовывается межведомственный Протокол об унификации порядка таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада.

Разработана и утверждена Программа создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС). Осуществляется обмен информацией между таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации о доставке товаров, перемещаемых под таможенным контролем.

В рамках реализации совместной Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры, пограничных пунктов таможенного оформления появились первые ощутимые для российской экономики результаты. В 2000 году введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс для осуществления таможенного контроля и оформления грузового автотранспорта пограничного пункта таможенного оформления "Каменный лог" Ошмянской таможни, в результате чего пропускная способность пункта увеличилась в 5 раз, а время обработки автотранспорта сократилось с 2-3 суток до 3-4 часов. 80% этих грузов направляются в Российскую Федерацию или из нее в третьи государства.

Принята и реализуется Программа совместной подготовки и повышения квалификации кадров таможенных органов в таможенных учебных заведениях ГТК России и учебных центрах ГТК Республики Беларусь. Идет работа по урегулированию вопроса союзной собственности. Необходимость решения этого вопроса обусловлена реализацией совместных программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, в результате чего создается новое имущество и интеллектуальная собственность. В связи с этим подготовлен и согласовывается проект Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании отношений собственности Союзного государства.

Начата работа по созданию общего рынка страховых услуг. Создана ассоциация страховых организаций Союзного государства, подготовлен проект концепции развития сети инспекционных компаний, разработан перечень национальных законодательных актов, требующих унификации и согласованной разработки для создания единого рынка страховых услуг.

По вопросу формирования рынка ценных бумаг Союзного государства принято решение о разработке совместной программы "Создание и развитие информационной инфраструктуры общего рынка ценных бумаг Союзного государства", проекта межправительственного Соглашения о мерах по созданию общего рынка эмиссионных ценных бумаг Союзного государства и подготовке предложений о создании Комитета по рынку ценных бумаг Союзного государства.

С целью согласования действий Беларуси и России в осуществлении структурных преобразований в промышленности разработаны мероприятия по реализации межправительственного Соглашения о проведении единой структурной промышленной политики.

Создана законодательная база, обеспечивающая равный доступ белорусских и российских поставщиков к участию в конкурсных торгах на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Ведется работа по формированию конкурентной среды и поддержки малого и среднего предпринимательства, гармонизации антимонопольного законодательства и нормативно методической базы в этой области, для чего определена организационно-правовая модель антимонопольного регулирования, подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. Подписан и реализуется ряд межправительственных и межведомственных соглашений в области транспорта. Транспортными министерствами двух государств проведен анализ нормативных правовых актов, действующих в этой сфере, и принимаются меры по их унификации. Утверждён План совместных мероприятий по завершению формирования объединённой транспортной системы Союзного государства, осуществляется разработка соответствующей целевой комплексной программы.

Министерством путей сообщения Российской Федерации и Белорусской железной дорогой подписано Соглашение о порядке регулирования железнодорожных грузовых тарифов в сообщении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Одобрены Единые принципы формирования общего рынка услуг связи Российской Федерации и Республики Беларусь, и на их основе разрабатывается проект Программы создания общего рынка услуг связи Союзного государства.

Дальнейшее развитие получила работа по реализации совместных программ, подпрограмм и мероприятий, способствующих дальнейшему развитию экономической интеграции Российской Федерации и Республики Белоруссия, решению общими усилиями социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес.

Если в 1999 году за счёт средств бюджета Союза Беларуси и России реализовывалось 42 программы, подпрограммы и мероприятия, то в 2000 году 48. Соответственно в 1999 году на их финансирование направлено почти 721 млн. российских рублей, а в 2000 году - 1497 млн. рублей или в 2,1 раза больше.

К приоритетным отнесены программы, связанные с созданием и развитием инфраструктуры Союзного государства, программы по развитию научно-технического прогресса, а также программы, направленные на развитие производства современной конкурентоспособной продукции.

В тоже время в сфере экономической интеграции остается ряд нерешенных проблем.

Не устранены еще все препятствия на пути создания единого таможенного пространства.

Не созданы в полной мере равные условия деятельности субъектам хозяйствования. Сдерживающим фактором в решении данной задачи является как сложность решения всего комплекса проблем по выравниванию условий хозяйствования, так и имевшая место практика принятия односторонних несогласованных решений на отдельных направлениях.

Несмотря на подписание ряда соглашений и договоров, медленно продвигается решение задачи выравнивания цен на энергоресурсы и тарифов на перевозку грузов по железным дорогам для белорусских и российских субъектов хозяйствования.

Серьезное внимание уделяется в Союзного государстве решению задач в социальной сфере.

Реализуется Программа совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Республики Беларусь и Российской Федерации. В ее рамках разработано 36 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации.

Установлены единые подходы к формированию системы государственных минимальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно- коммунального обслуживания.

Гражданам Беларуси и России взаимно предоставляется скорая и неотложная медицинская помощь бесплатно и в необходимом объеме во всех лечебно-профилактических учреждениях государства временного пребывания граждан. В учреждениях государственной системы здравоохранения бесплатно осуществляется диагностика возникших у человека в период нахождения в государстве временного пребывания опасных заболеваний.

Завершается разработка соответствующей нормативной документации по взаимному расширению перечня видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями Беларуси и России на равных условиях.

В сфере образования реализуются договоренности о равных правах абитуриентов, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, о бесплатной защите диссертаций, внесены соответствующие уточнения в нормативные акты министерств образования, регламентирующие порядок приема в вузы. Сегодня граждане наших государств могут получать образование в любых учебных заведениях без каких-либо дополнительных ограничений.

Продолжена работа по поддержке филиала Московского государственного социального университета в г. Минске, в котором обучается свыше 500 студентов, в том числе на бесплатной основе. На финансирование деятельности филиала из союзного бюджета в 2000 году выделено 16,35 млн. рублей.

Разработан проект совместной программы "Формирование и развитие единого образовательного пространства Союзного государства".

Информация о сотрудничестве будет не полной, если не уделить внимание такому направлению, как развитие сотрудничества между регионами Республики Беларусь и Российской Федерации.

В настоящее время установлены системные торговые связи между Республикой Беларусь и 70 регионами Российской Федерации. Во взаимных поставках продукции участвуют предприятия Беларуси и 79 регионов России. Только Правительством Республики Беларусь заключено 28 соглашений о сотрудничестве с регионами Российской Федерации, на ведомственном уровне их более 60, а на уровне областей и г. Минска - около 140. Подписано также 53 договора о породнении городов.

17 торговых домов, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове, Волгограде, Свердловске, 200 дилерских представительств, обширная сеть специализированных магазинов белорусских товаропроизводителей занимаются реализацией белорусской продукции в Российской Федерации. Аналогичные российские структуры действуют в Беларуси.

На территории Российской Федерации функционирует 367 совместных белорусско-российских предприятий.

Значительно активизировалось сотрудничество Республики Беларусь с Калининградской областью Российской Федерации. В соответствии с межправительственным соглашением о долгосрочном сотрудничестве областей, министерств, органов управления Республики Беларусь с Калининградской областью создан соответствующий белорусско-российский совет и утверждено Положение о нем. Особое место в сотрудничестве с Калининградской областью занимает вопрос об использовании мощностей морского и речного портов Калининградской области для перевалки и перевозки грузов государств-участников Договора о создании Союзного государства.

По объему товарооборота Калининградская область вошла в первую десятку важнейших торговых партнёров Беларуси среди регионов Российской Федерации.

Установление прямых связей между регионами и субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации способствовало укреплению сотрудничества, увеличению товарооборота между двумя государствами. Преодолены негативные последствия финансового кризиса 1998 года, вызвавшие сокращение торговли. В 2000 году объём товарооборота между Беларусью и Россией составил 9,3 млрд. долларов США, что на 33% выше уровня предыдущего года.

Каковы же обобщенные и возможные перспективы развития Союзного государства.

Сценариев несколько. Первый - когда идет текущая работа по выполнению принимаемых решений, но не принимаются решения, которые могли бы дать импульс дальнейшему развитию. При этом, сколько бы одна сторона не доказывала свою готовность идти вперед, другая сторона такого темпа не приемлет.

В этом случае основное движение вперед будет достигаться только благодаря личным, настойчивым инициативам истинных интеграторов, руководителей государств - Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президента Российской Федерации В.В. Путина и их единомышленников, понимающих, что они делают сегодня то, что необходимо сделать именно сегодня, как залог обеспеченной, защищенной от внешних врагов и внутренних неурядиц жизни населения Беларуси и России.

Второй сценарий. Более интенсивный. Оба государства подготовят последующий сценарий развития Союзного государства как единой экономической территории, с единым внешнеполитическим курсом, единой политикой в отношении к третьим государствам, перестанут считать мелочные потери, окажут существенную поддержку друг другу исходя из постулата, что настолько глубоко интегрированные друг в друга страны, экономики, производства уже получают солидную прибыль от этого процесса, а есть возможность получить еще большую.

Есть твердая уверенность, что события будут развиваться по второму пути или очень близко от него.