Союзное государство строится для людей, а не для чиновного сословия. Интервью
Бондарев А.К.
Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России
Белорус, родился в 1947 году в Шкловском районе Могилевской области. Образование - высшее, инженер, юрист. С 1965 по 1985 год - служба в рядах Вооруженных Сил СССР на командных должностях, затем - в Министерстве гражданской авиации СССР и Федеральной авиационной службе РФ. Действительный член ряда международных академий, доктор транспорта. Женат, имеет двоих детей.
- Анатолий Кузьмич, 29 января в Москве состоялось первое в этом году заседание Совета министров Союзного государства. Обычно такие крупные мероприятия мало интересуют широкую публику, но все-таки, может быть, было на заседании и что-то, что напрямую затрагивает простых людей?
- Напрасно уж вы так жестко отзываетесь о заседаниях правительства, в этом случае, я думаю, неважно, о союзном правительстве речь идет или национальном. Там, как правило, рассматриваются и решаются жизненно важные для огромных слоев населения дела.
Ну, вот давайте поговорим конкретно. На заседании Союзного Совмина был рассмотрен и в основном одобрен бюджет Союзного государства. В сумме 2 миллиарда 360,4 миллиона рублей (взнос России - один миллиард 526, 4 миллиона и Беларуси - 820 миллионов). Цифры вроде бы небольшие, однако определять значение союзного бюджета чисто арифметически было бы неверно.
Все дело в том, как он используется. В основу союзного бюджета положен принцип концентрации средств на решении узловых проблем. И применение его дает неплохие результаты. Вот конкретный пример. Где-то с середины 1990 годов у нас в России возникла угроза закрытия ярославских моторостроительных заводов. Но тут подоспело создание Союза Беларуси и России, союзная программа "Развитие дизельного автомобилестроения". С появлением союзного бюджета в него сразу же забили пусть не очень большие суммы, но с целевым использованием. И вот результат: в прошлом году белорусские и ярославские автомобилестроители сумели создать конкурентоспособную технику по стандарту Евро-2 и осуществили научные разработки двигателей, отвечающих стандарту Евро-3. Если я не ошибаюсь, газета "Союз" уже сообщала об этих достижениях своим читателям.
Теперь о самом главном. Вы, конечно, помните, как на одной из встреч Владимира Путина и Александра Лукашенко Президент России, подытоживая развитие российско-белорусской интеграции, сказал, что в конечном итоге Союзное государство строится не для того, чтобы комфортно жилось чиновникам, которые в этом строительстве заняты, а для улучшения жизни простых людей двух наших стран? Так вот упомянутая выше союзная программа по дизелям и реализация других союзных программ, связанных с оборонной политикой, безопасностью, пограничным и военно-техническим сотрудничеством, "завязали" на себя 280 предприятий и организаций Беларуси и России, что позволило обеспечить работой и повысить жизненный уровень почти 400 тысячам высококлассных специалистов оборонно-промышленного комплекса, сохранить уникальные научные и трудовые коллективы как в Беларуси, так и в России.
Причем, заметьте, когда я говорю о высококлассных специалистах, я ни на йоту не преувеличиваю. Что бы мы ни говорили о Советском Союзе, как бы ни критиковали то время, а критиковать действительно есть за что, но ведь научные разработки в СССР по целому ряду направлений проводились на самых высоких уровнях, часто они опережали мировые аналоги. А распад СССР поставил многие научные коллективы в очень трудные условия. Поэтому интеграция России с Белоруссией среди прочих задач была нацелена на сохранение этого научного потенциала.
Вот и в бюджете 2001 года основное внимание уделяется наукоемким программам, финансированию развития высоких технологий, которые в ХХI веке будут определять экономическую и политическую мощь государств, уровень благосостояния наших людей. Чтобы не быть голословным, назову вполне конкретные союзные программы: "Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе", "Разработка и освоение серии цифровых, цифроаналоговых и аналоговых интегральных микросхем для аппаратуры специального назначения и двойного применения", "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации" и другие. Чувствуете, о каком векторе идет речь?
А ведь это только ключевые позиции. Реализация союзных программ из области высоких технологий по принципу домино будет содействовать развитию других отраслей и производств, с неизбежностью повлечет за собой выход экономики и России, и Беларуси на новые рубежи. Именно поэтому на финансирование союзных программ, подпрограмм и проектов планируется выделить более 80 процентов бюджетных средств. Можно смело утверждать, что бюджет 2001 года, одобренный в основном на заседании союзного Совмина, прошедшего под председательством Михаила Касьянова, это бюджет развития Союзного государства.
Понимаю, вы сейчас скажете, что для массового читателя газеты, которая выходит тиражом более 840 тысяч экземпляров в двух странах, названия перечисленных мною программ сложноваты для восприятия. Может быть, и сложноваты. Вот мы постоянно говорим, что Беларусь была сборочным цехом СССР и что этот потенциал совместно с российским надо максимально использовать. Однако эта фраза, хоть сто раз ты ее повтори, без конкретного наполнения остается просто фразой, которая никого не убеждает. В российских средствах массовой информации нередко приходится встречаться с утверждением, что союз с Беларусью для России экономически и технически невыгоден. Как правило, это утверждение ничем конкретным не подтверждается, но повторенное многократно на умы людей действует...
- Могу подтвердить. Мне в прямом эфире на радио нередко приходится встречаться с вопросами именно такого рода...
- Ну, вот, видите. Мы, работники исполнительного аппарата Совета Министров Союзного государства тоже несем за это свою долю ответственности: мало раскрываем, что конкретно стоит за нашим сотрудничеством с Беларусью. А расшифровывать такие вещи просто необходимо, если мы хотим завоевать на свою сторону общественное мнение как в России, так и в Беларуси.
- Но ведь, чтобы объяснять это гражданам наших государств, нужно иметь соответствующие инструменты. В Программе действия особым пунктом записана необходимость формирования единого информационного пространства Союзного государства. Насколько я знаю, эта тема звучала и на заседании союзного Совмина?
- К сожалению, не звучала. Хотя мы готовились рассмотреть этот вопрос и даже включили его в проект повестки дня заседания. Однако затем выяснилось, что вопрос не готов, не успели провести необходимые согласования с российскими министерствами и ведомствами, то есть он не был подготовлен с организационной, так сказать, чисто аппаратной позиции. Поэтому в конечном итоге было принято решение все дополнительно просчитать, продумать и вынести на следующее заседание Совета Министров в марте.
К сожалению, в информационной области накопилось немало проблем, которые настоятельно требуют разрешения. Хотя кое-что сделать все же удалось. Выходит в свет еженедельная газета "Союз. Беларусь-Россия", и это результат напряженного труда многих людей. Но вместе с тем нам было указано на неудовлетворительную работу по организации союзного теле- и радиовещания.
Хотел бы в связи этим поставить здесь все точки над i. Руководство Союзного государства исходит из того, что формирование единого информационного пространства имеет стратегическое значение, является необходимым условием развития создаваемого межгосударственного образования. Именно поэтому председатель Совета Министров Союзного государства поставил очень жесткие сроки исправления сложившейся ситуации.
- По итогам заседания союзного Совета Министров М.М. Касьянов сказал, что теперь можно говорить о создании единой таможенной системы Союзного государства, однако о едином таможенном пространстве Беларуси и России говорилось уже несколько лет назад?
- Действительно, еще 6 января 1995 г. было подписано соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривавшее создание единой таможенной территории и отмену таможенного контроля на белорусско-российской границе. Принципы формирования единой таможенной территории были закреплены в Договоре о Сообществе Беларуси и России, Уставе Союза Беларуси и России, Договоре о создании Союзного государства. Однако это не решило проблему. Остались существенные различия в сфере таможенных платежей, что позволило недобросовестным коммерсантам уклоняться от их уплаты в России путем оформления товаров третьих стран на более благоприятных условиях в Беларуси с последующей переброской грузов в Россию. Российскому бюджету наносился существенный урон, и в конце марта 2000 г. Россия практически восстановила таможенный контроль на белорусско-российской границе. Беларусь предприняла адекватные меры. Введение таможенного контроля стало значительным "шагом назад" в строительстве Союзного государства, подрывало веру людей в наше единение.
Благодаря политической воле российского и белорусского руководства удалось подготовить и подписать "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве". В соответствии с этим Соглашением и Россия, и Беларусь в торговле с третьими странами будут применять теперь единые таможенные тарифы, за исключением конкретного перечня товаров, по которым ставки пошлин сохранят временные различия. Оно снимает все основные проблемы, препятствовавшие созданию реального единства таможенной территории, отсюда и столь высокая его оценка председателем Совета Министров Союзного государства М.М. Касьяновым. Хотя надо понимать, что для претворения Соглашения в жизнь потребуется упорная и кропотливая работа органов исполнительной власти Союзного государства, прежде всего Постоянного комитета, министерств и ведомств Беларуси и России.
- На заседании рассматривался вопрос о портах Калининградской области. Чем это было вызвано?
- Да, действительно, вопрос был рассмотрен. Причем с участием всех заинтересованных сторон. Были приглашены новый губернатор Калининградской области адмирал Егоров, представители министерств транспорта и путей сообщения обоих государств. Разговор получился очень интересным, и решения были приняты в соответствии со стратегическим значением этой самой западной области Российской Федерации.
Географическое расположение и климатические условия (незамерзающая акватория) делают порты Калининграда очень привлекательными для грузоотправителей. Но в 2000 году общий объем перевалки грузов всеми портами и терминалами области составил примерно 4,5 миллиона тонн, или всего 40 процентов возможной загрузки. На сегодняшний день на долю этой области приходится не более 20 процентов белорусских грузов, перерабатываемых в портах Балтии. А это все очень важные народно-хозяйственные грузы: минеральные удобрения, продукты химической промышленности, нефтепродукты, древесина, мебель, машины, оборудование.
Основными причинами, сдерживающими увеличение грузооборота, являются несовершенство системы железнодорожных тарифов при перевозке грузов в направлении Калининграда и дискриминационная тарифная политика Литвы. Эта политика построена таким образом, что все грузы, идущие в Калининград через Литву, облагаются двойным тарифом, а те, что идут в литовские порты, Клайпеду и другие, соответственно ниже на тот же порядок. Вот большинство грузов и идет в обход Калининграда. Простенько и сердито, как говорится.
На заседании и рассматривались пути решения этой проблемы, потому что в проигрыше оказалась не только Калининградская область, но и обе наши страны в целом. Речь, в частности, шла и о том, чтобы Союзному государству взять калининградские порты под свою юрисдикцию, отремонтировать дороги, создать инфраструктуру, словом, взять на себя те меры, которые позволят грузам из Беларуси и России проходить через порты и терминалы Калининградской области беспрепятственно. В ближайшие дни Михаилом Касьяновым будет подписано соответствующее постановление и даны конкретные поручения. Но немалая работа, в том числе и с Вильнюсом, уже проведена, и на заседании прозвучала информация о том, что Литва готова сесть вместе с нами за стол переговоров по разрешению этой проблемы.
- Если позволите, я бы хотел задать вопрос об исполнительном аппарате Совета Министров. Как он действует? Ведь, как я понимаю, вы сейчас в переходной стадии находитесь?
- Давайте я сначала назову, что входит в общую структуру органов власти Союзного государства, чтобы у читателей сложилась ясная картина в этом плане.
Функционированием Союзного государства управляют: Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламентское собрание (союзный парламент еще предстоит избрать), Постоянный комитет Совета Министров, отраслевые и функциональные органы. В 2001 году предстоит сформировать суд и счетную палату.
Основным рабочим органом является Постоянный комитет. На него возложены важные функции: подготовка документов к заседаниям ВГС и Совмина и, хочу это подчеркнуть особо, реализация решений, принятых высшими органами. Аппарат Постоянного комитета небольшой, поэтому он, естественно, должен быть укомплектован высокопрофессиональными работниками, у которых должны быть нормальные условия для работы. Реорганизационный период несколько затянулся, и об этом шел нелицеприятный разговор на заседании Совмина. Решено, что полная передача функций от Исполкома к Постоянному комитету должна завершиться до первого марта. Видимо, тогда исполнительный аппарат Совмина заработает уже в полную силу. Но многое уже и сейчас делается. Вы, наверное, можете это видеть и из нашей беседы.
Беседу вел И.С. ШИШКИН,
"Союз. Беларусь-Россия" 8 февраля 2001 №4 (10)