"Бархатный" мятеж

А.Орлов
Москва

От победоносного завершения очередной "бархатной" спецоперации НАТО до начала новой проходит почти фиксированный срок - полтора месяца. Именно через полтора месяца после сдачи Косово началась вторая "чеченская война". После типовой "бархатной революции" в Югославии прошло полтора месяца - и вот уже обозначились ходы в спецоперации против А.Лукашенко.

Формальным началом этого можно считать высказывания спецпредставителя НАТО Джеми Шеа, подтвердившего вмешательство Альянса в югославские выборы (и не только) и заявившего о том, что следующей жертвой "бархатной революции" должен стать Лукашенко. Ничуть не смущаясь того, что фактическое зарубежное финансирование любых выборов автоматически делает их результаты недействительными, Шеа недвусмысленно заявил: "Мы должны оказать финансовую поддержку на выборах демократической оппозиции режиму Лукашенко".

На самом деле масштабное западное финансирование началось еще раньше - под парламентские выборы в Белоруссии, хотя тогда белорусская агентура НАТО намеренно не играла в полную силу, создавая у Лукашенко ложное ощущение полного контроля над ситуацией.

Точно такое же ощущение было у С.Милошевича за несколько месяцев до выборов: государственные СМИ под контролем, коммерческие СМИ лояльны, соцпартия многочисленна и настроена (во всяком случае, внешне) на победу, оппозиция слаба и собирает на свои митинги не больше нескольких тысяч человек. Запад, казалось бы, почти смирился с будущей победой Милошевича.

Но за месяц до выборов оказалось, что ключевые фигуры в политической машине Милошевича были либо заранее куплены, либо уклонились от поддержки в решающий момент, когда им "намекнули", что Милошевич может проиграть. Милошевичу не помогла даже кадровая чистка в силовых структурах. Через несколько дней после смены "силовиков" оппозиция грела руки у горящего парламента.

В свое время Милошевича предупреждали: судьба Югославии определяется его поддержкой в России. Исход войны против Югославии определили не бомбы и ракеты, а господство НАТО в кремлевских коридорах и в российском медиапространстве. Но Милошевич этого не понял даже после сдачи Косово.

Вместо того, чтобы (условно говоря) отказаться от пары танков, а сэкономленные деньги пустить на грамотно построенную кампанию поддержки Югославии в России, он "сэкономил" на информационно-психологической войне - и проиграл вчистую.

До последнего момента в Москве находилось всего несколько югославских журналистов, писавших не для московской, а для белградской прессы.

Готов ли Лукашенко к психологической войне с "пятой колонной НАТО"? Имеет ли собственные, неподконтрольные Западу медиаструктуры? Располагает ли влиянием на информационное пространство России? Это тем более важно, что в отличие от Балкан, российские СМИ непосредственно распространяются в Белоруссии и занимают значительный сектор ее медиапространства, и совершенно очевидно, что информационный "накат" на Лукашенко пойдет именно через российские масс-медиа.

Допустим, влияние на российское телевидение федерального уровня белорусам "не по карману", но разве нет других путей воздействия на российское информационное пространство? Есть, но пути эти остаются нехоженными.

Обладает ли Лукашенко необходимым для обороны от НАТО господством в собственном медиапространстве? Формально - да. Есть гостелевидение, госрадио, БелТА и печатный официоз - "Советская Белоруссия". Но эффективны ли они - вот вопрос, особенно учитывая то, что сегодня ударные средства информации противника находятся в режиме ожидания, уже получив деньги и не спеша набирая аудиторию.

Вспоминается недавняя пресс-конференция депутатов Госдумы, наблюдавших за парламентскими выборами в Белоруссии. Редкое обстоятельство: представители всех парламентских фракций, от КПРФ до СПС и "Яблока", отметили демократичность белорусских выборов и единодушно осудили позицию ОБСЕ и ряда западных стран, заготовивших список мнимых "нарушений" за три дня до самих выборов. Особое внимание думская делегация обратила на явные признаки незаконного финансирования оппозиции из-за границы и огромное количество западных консультантов в ее штаб-квартирах. Лучший повод для развенчания оппозиции было трудно найти. Людям Лукашенко оставалась сущая мелочь: "открыть огонь на поражение", донести уже готовую информацию до белорусов. И что же? Съемочной группы белорусского ТВ в зале не оказалось; никак не проявили себя и другие белорусские СМИ (ни в тот день, ни в другое время).

То, что Лукашенко, используя только административный ресурс и популярность в народе, добился относительного успеха на минувших выборах - отнюдь не повод для оптимизма. Противникам Лукашенко победа на парламентских выборах была не нужна. Белоруссия, как и Россия, - президентская республика. Оппозиция отработала отдельные элементы будущей политической механики, которая по-настоящему заработает только тогда, когда противодействие будет уже невозможно - точно так же, как это было в Югославии.

К тому же в белорусском истеблишменте развивается скрытая форма "золотой лихорадки". Кто-то деньги получил и отрабатывает, многим еще не предлагали, но они уже ждут. У страны свои проблемы, у чиновников - свои. Белорусский госаппарат заражен гангреной предательства: заранее похоронив Лукашенко, они выслуживаются перед следующей властью, чтобы сохранить теплое место, а то и подняться наверх.

В распоряжении Лукашенко имеется лишь один вид серьезного политического оружия - кадровые перестановки. В советское время, когда средства информации были частью государственной системы, это оружие было абсолютным. Сегодня же смена кадров дает лишь временный, тактический эффект - исход политического кризиса решает информационное оружие.

Характерно, что в процессе "естественного отбора" российские олигархические группировки, борясь с друг другом и с Кремлем, создали информационно-ударные комплексы, позволяющие им диктовать свою волю государству со всеми его силовыми структурами, прокуратурой и прочими "классическими" атрибутами власти.

Сегодня у Лукашенко нет адекватного ситуации информационно-ударного комплекса, как нет и эффективной концепции пропаганды. И враг это знает.

И если Лукашенко действительно хочет победить на президентских выборах, он должен внимательнейшим образом изучить печальный опыт Милошевича (а также опыт всех "бархатных революций") и действовать, пока позволяет время.

Должен действовать и В.Путин, если понимает, что для него "красный" Лукашенко делающий ставку на Россию, гораздо лучше, чем человек НАТО, и что после Лукашенко "проблемой" станет сам Путин, которого устранят по такому же сценарию.

Информационное агентство "Славянский мир" 28.11.00