Нужна ли Союзу ревизия? (материалы круглого стола)


В редакции газеты "Союз. Беларусь - Россия" прошел "круглый стол" по актуальным проблемам союзного строительства. Его организаторами, кроме редакции, стали Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства и Центральный совет Союзной общественной палаты.

Вопросов для обсуждения набралось немало. Среди них - какими видятся участникам дискуссии пути построения Союза Беларуси и России, где мы, страны-соседи, находимся сегодня, куда нам идти? Что означает пожелание президентов двух братских государств провести "ревизию" Союза?..

На встрече в редакции шел деловой, заинтересованный разговор о будущем Союза. В заседании "круглого стола" приняли участие: Владимир АКСЕНОВ - ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, первый заместитель председателя Центрального совета Союзной общественной палаты; Александр АРХИПОВ - председатель Комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и судебно-правовым вопросам, депутат Парламентского собрания Союза Беларуси и России; Сергей БАБУРИН - председатель президиума Межрегиональной коллегии адвокатов, доктор юридических наук, профессор; Павел БОРОДИН - Государственный секретарь Союзного государства; Наталья МАШЕРОВА - член Комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ, председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями, заместитель председателя Центрального совета Союзной общественной палаты; Вячеслав СЫЧЕВ - главный научный сотрудник Института высоких температур РАН, председатель Совета Центрального совета Союзной общественной палаты по науке, доктор технических наук, профессор, трижды лауреат Государственной премии; Георгий ТИХОНОВ - заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике; Николай КУЦКО - заместитель председателя Комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларусь - Россия по бюджету и финансам; Леонид ШЕРШНЕВ - главный редактор информационного сборника "Безопасность", заместитель председателя Совета Центрального совета Союзной общественной палаты по информационной поддержке союзного строительства.

Кроме того, в работе "круглого стола" приняли участие представители Парламентского Собрания, Постоянного Комитета Союзного государства, Союзной общественной палаты. Вел заседание "круглого стола" шеф-редактор газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия" Александр БАТЫГИН.

Павел БОРОДИН:

- Я считаю, что Союзное государство должно прежде всего строиться на экономике. И хотя создание экономической основы нашего Союза идет в целом планомерно, хотелось бы, конечно, ускорить этот процесс. Мощным катализатором создания союзной собственности могли бы стать, с моей точки зрения, две-три масштабные стройки. К примеру, строительство нового Парламентского центра или мощного транспортного коридора Брест - Минск - Москва и далее до берегов Тихого океана. Начнись такие стройки, и Союзное государство получит, образно говоря, становой хребет, на основании которого будет эффективнее вестись союзное строительство.

Первоочередной задачей является также создание нормативно-правовой базы Союзного государства. Считаю, что надо и Парламентскому Собранию, и нам, Совету Министров, активнее вести дело к выборам Союзного парламента. Необходимо незамедлительно принимать конституцию Союзного государства. Причем она не должна быть многословной. Конституция Соединенных Штатов Америки состоит всего из семи пунктов. И у нас должно быть примерно столько же. Надо прописать важнейшие положения: единое платежное средство, единый инвестиционный центр, единая нормативно-правовая база, единое налоговое пространство, единое таможенное пространство, единое пограничное пространство, единое оборонное пространство. Четко должно быть прописано соотношение законодательной, исполнительной, судебной власти. Вот на этих основах строится Союзное государство и принимается его конституция. Мы можем на будущий год внести проект Основного закона Союза.

Наталья МАШЕРОВА:

- Очень многие говорят о том, что опять что-то затормозилось в строительстве нашего Союзного государства. Что опять какие-то подводные камни мешают нашему движению вперед. Однако никогда у нас не было легкого пути, и вряд ли он будет. Так что я бы не стала драматизировать сегодняшнюю ситуацию. Не надо стесняться и идеи объединения новых независимых государств вокруг России. Суверенитет этому не мешает. Наоборот, я думаю, что процесс объединения вскоре активизируется. Немалую роль в этом будет играть как раз опыт суверенного развития, сопряженный с синяками и ошибками. И России, кстати, мы будем нужны достаточно зрелыми, суверенными государствами.

Я абсолютно уверена: сегодня важнее всего создание единого информационного пространства. Убеждена, что без пропагандистской работы, мобилизующей на союзное строительство широкую общественность, ничего не получится. И, конечно, необходима правовая база. Однако до сих пор не создана телетрибуна для зримого обсуждения проблем союзного строительства - мы до сих пор не создали союзную телерадиокомпанию. Хотя, надо признать, создание регулярно выходящей газеты "Союз. Беларусь - Россия" - немалый шаг вперед. Даже наш сегодняшний "круглый стол" стал возможен во многом благодаря редакции газеты "Союз". Пусть на сегодня это газета-вкладыш, но она активно работает на союзную тематику, на союзное строительство. Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить редакцию газеты "Союз" за то, что она вышла с инициативой "круглого стола". Нам всем это очень важно.

Я не очень хорошо представляю, какое Союзное государство мы должны построить. Есть ли сегодня очертания этого государства? Если они еще не совсем ясны, то, может быть, давайте мы с вами реализуем те документы, которые у нас уже есть. Есть у нас документ по экономическому сближению между Белоруссией и Россией, давайте тогда сначала построим экономику, а потом будем делать политическую надстройку. Или, может быть, наоборот. Я пока не знаю.

- Спасибо. Вопрос к Георгию Ивановичу Тихонову. Поскольку вы работаете в Комитете Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, а 11 октября открывается Конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом, скажите, пожалуйста: может ли союзная площадка позволить выстроить систему общественно-политической и информационной поддержки соотечественникам?

Георгий ТИХОНОВ:

- Во-первых, должен сказать, что между Россией и Беларусью нет проблемы соотечественников. Таких, какие существуют, к примеру, с Казахстаном и Украиной. В белорусско-российских отношениях по этому вопросу проблем нет. Поэтому давайте мы сначала используем имеющиеся информационные возможности в интересах союзного строительства.

Сегодняшний "круглый стол" - первое мероприятие такого рода, рассчитанное на широкую аудиторию. По "Народному радио", по "Радио России" бывают подобные передачи, но опять-таки нет у нас пока единого белорусско-российского радио. А белорусско-российская газета - "Союз" - есть, хотя она и выходит пока вложением в "Российской газете" и "Советской Белоруссии". Нужна, на мой взгляд, самостоятельная большая ежедневная газета, которая выпускалась бы парламентом и Правительством Союзного государства.

Павел Павлович Бородин начал разговор с роли экономики, Наталья Петровна Машерова тоже. Я также придерживаюсь этой позиции - экономические связи должны усиливаться. Но никакая экономика не может развиваться без политики. Вот мы сегодня буксуем по совместным предприятиям во многом потому, что у нас нет законодательных актов, которые бы начали создавать единое экономическое пространство. Но как их создавать и реализовывать, если наше Парламентское Собрание обладает правами лишь консультативного органа. Мы же можем только предлагать. Мы пишем проекты законов, превращаем их в соглашения двух государств, потом проводим через законы каждого государства или ратифицируем в каждом государстве, это очень длинная цепочка.

Главный путь ускорения интеграции - как можно быстрее провести выборы и сформировать парламент Союзного государства. Парламент, избранный народом, имеющий право принимать законы прямого действия, - это огромная сила. Не президенты должны принимать законы-указы, решения - парламент должен давать структуру законов и утверждать их. Нам нужно учиться у Европы, которая в процессе объединения создала прежде всего единый европарламент, а потом уже правительство. И валюта единая у них пошла, а мы ее введение все откладываем. Я считаю, что введение единой валюты можно было провести в течение одного года. Ничего тут страшного нет. Поработав нормально, это можно было бы сделать. Это был бы решающий шаг к объединению наших экономик.

Почему идет медленно объединение наших государств? Есть ли противники нашего объединения? Есть. Видим мы их? Открыто они не выступают, но ведут очень мощную подпольную работу. В основном это чиновничья бюрократия, которая сидит как в окружении Президента России, так, видимо, и в окружении президента Беларуси. Что чиновник думает, находясь где-то под президентским крылом? Он думает: вот будет новое государство, новая структура управления и он потеряет свою чиновничью должность, свой чиновничий паек. Есть такая категория людей? Наверняка есть, мы кое-кого видим. Но они же не говорят так открыто. Вот чиновничья рать, именно она в первую очередь тормозит объединение Союзного государства. Избрав парламент, мы можем побороться и с такой напастью.

Что такое Конституционный акт? Надо делать действительно новую конституцию. Очень короткую, очень простую. Когда создавался Советский Союз, договор об объединении был подписан в 1922 году, а уже в 1924 году была принята первая Конституция СССР. В той разрухе, в том развале сумели найти возможность очень быстро провести этот процесс. Я считаю, мы должны сделать то же самое.

Сергей БАБУРИН:

- Хочу поддержать ранее прозвучавшую мысль о том, что экономика определяет сознание. Разочарование жителей и Российской Федерации, и Республики Беларусь вызвано прежде всего тем, что реальной отдачи для простого человека почти нет. Это касается и социальных прав, и прежде всего экономики. А главная причина, главное препятствие для экономической интеграции, на мой взгляд, - прежде всего отсутствие союзной правовой системы.

О каком едином экономическом пространстве можно говорить, если у нас по-разному решаются вопросы гражданского права. И если говорить о сегодняшней ситуации, то для Союзного российско-белорусского государства основная проблема - отсутствие единой правовой системы и институционный или институциональный паралич власти. Органы Союзного государства или не могут ничего сделать, или вообще не сформированы. Не случайно возникает проблема создания полноценного парламента. Но для его создания нам необходимо, чтобы соответствующие правовые акты были приняты Государственной Думой, Советом Федерации в России и белорусским парламентом.

Прежде всего речь о законе о выборах. Я обращаюсь к участвующим в дискуссии коллегам-депутатам двух парламентов: почему все планы, еще 1999 года, и в 2000, и в 2001 году провалены и законы не приняты? Уверен, выборы союзного парламента могут быть проведены весной 2002 года. Технически принять надлежащие правовые акты возможно, нужна политическая воля. А для чего нам нужен прежде всего парламент - для того, чтобы сформировать полноценные другие органы и принять, вернее, обсудить проект Конституционного акта.

По действующему закону о формировании Союзного государства Высший Государственный Совет должен внести проект Конституционного акта на рассмотрение Союзного парламента и после его одобрения он передается президентами двух государств в национальные парламенты.

И здесь я хочу поддержать Павла Павловича Бородина. Не нужно делать из Конституционного акта очередной винегрет, пытаясь полностью повторить одновременно и российскую Конституцию, и плюс еще Всеобщую декларацию прав человека! Документ должен быть максимально коротким. Его основа по существу задана соответствующей статьей действующего Договора о формировании Союзного государства. Конституционный акт должен лишь зафиксировать четко правовую систему и полноценно структуру органов Союзного государства.

Нужны перемены? Нужны. И тут, конечно, правы наши президенты, говорящие о ревизии Союзного государства. Не знаю, что понимают под этой ревизией они, но я лично считаю: нам нужно в первую очередь пересмотреть полномочия Постоянного комитета Союзного государства. Я выступал и выступаю за то, что Постоянный комитет Союзного государства только тогда сможет справиться с возложенными на него задачами, когда он будет иметь возможность принимать акты прямого действия и для российской, и для белорусской стороны, когда его решения будут обязательными на всей территории Союзного государства.

Точно так же мы должны перейти к прямым союзным законам, которые будут приниматься Союзным парламентом. И это должно быть предусмотрено Конституционным актом. И вот здесь, когда мы говорим о перспективах, то я бы очень и очень обратил внимание на слова президента Александра Григорьевича Лукашенко о том, что не нужно новых интеграционных инициатив, следует реализовывать старые. Причем эти слова ни в коей мере не перечеркивают появление новых союзных программ, например той же программы по транспортному коридору Западная Европа - Беларусь - Россия - Азия.

Но я хочу подчеркнуть, что с учреждением в 2000 году Евразийского экономического сообщества, которое может и должно придать новый импульс СНГ, у многих появляется иллюзия, а давайте перенесем вообще центр интеграции в Евразийское экономическое сообщество, а Союзное государство больше и не нужно. Будем работать сразу в рамках пяти государств. Такая иллюзия очень опасна, потому что Евразийское экономическое сообщество предполагает лишь экономические отношения. В то время как Россия и Беларусь пошли значительно дальше. Речь идет и о социально-политической интеграции.

И вот в этом аспекте я целиком поддерживаю позицию Председателя Высшего Государственного Совета - давайте реализовывать старые интеграционные инициативы, давайте полностью реализовывать потенциал Союзного российско-белорусского государства. Тем более если мы сумеем провести выборы Союзного парламента весной 2002 года, то мы можем, я уверен, и в России, и в Беларуси подготовить Конституционный акт и принять его, одобрив на референдумах тоже в 2002 году, во второй половине года. И, конечно, мы при этом не должны разрывать изменения Конституции в России и Беларуси и принятие Конституционного акта. Уверен, что мы должны одновременно проводить референдум и по утверждению Конституционного акта, и по утверждению соответствующих этому акту конституционных поправок, чтобы не было разрыва во времени между тем и другим.

Леонид ШЕРШНЕВ:

- Договор о создании Союзного государства пока не наполнен реальной силой. А сама обстановка сегодня требует, побуждает нас к тому, чтобы его оживить. Чтобы он перестал быть просто протоколом о намерениях. А стал бы действительно реально действующим механизмом единения братских стран и народов. Тем более что сегодня как никогда за последние годы жизнь, международная обстановка подтвердили историческую необходимость строительства Союзного государства. Вместе с тем и сам Договор, и Программа действий по его реализации содержат немалый потенциал для интеграции по самым разным направлениям. Начиная, скажем, от образования, заканчивая экономикой и военным сотрудничеством.

Я думаю, важно также учесть, что строительство Союзного государства не только не помешает укреплению основ федерализма в России, но способствовало бы созданию эффективной системы управления в РФ.

- Как можно прокомментировать тезис Александра Лукашенко о том, что новых интеграционных инициатив нам не надо, нам бы старые выполнить? Ведь жизнь сама выдвигает новизну в наших союзных делах.

Александр АРХИПОВ:

- Я сначала выскажу свою точку зрения по Конституционному акту и тем проблемам, которые у нас существуют. Начинать нужно с первого. Пока наши президенты не примут решение, пока не определятся главы государств, каким все-таки будет Союзное государство - это основное. Пока исполнительная власть не примет активное участие в подготовке основного нормативного документа, а на сегодняшний день у нас 4 - 5 проектов, и пока все, что закладывается в этот основной правовой документ, не соответствует действующим конституциям наших стран. И если не внести изменения в конституции Беларуси и России, то этот документ не будет иметь реального значения.

Изучив разные проекты Конституционного акта, должен сказать, что они действительно вызывают вопросы. Конституционный акт, я согласен с Павлом Бородиным и Сергеем Бабуриным, должен быть очень кратким, лаконичным и понятным. Для этого нам нужно внести изменения в наши конституции. Так, согласно белорусской конституции, мы президентская республика. А мы предлагаем, чтобы у нас была парламентская республика.

Мы все приводим в соответствие, чтобы наши законодательные базы не противоречили друг другу. Это процесс не одного дня, а на годы. В Беларуси активно создается новая законодательная база, которая значительно отличается от той, что была ранее. Белорусская сторона твердо стала на путь создания единой правовой базы, но для этого потребуется время. А времени-то как раз остается мало, уже в следующем году нужно принять Конституционный акт. Нужно быть решительными нашим главам государств, чтобы они четко определились, какие они полномочия отдадут Союзному государству, чем можно и нужно поделиться, и только тогда, в течение очень короткого промежутка времени, мы закрепим это в своих законах и проблем никаких не будет. Потому что парламентарии Беларуси и России это сделают в очень короткий срок. Но пока точку не поставят главы государств, мы с вами будем вести только диалог.

Николай КУЦКО:

- Почему медленно идет строительство Союзного государства? Почему сегодня президенты требуют провести ревизию Договора о его создании? Во-первых, на мой взгляд, поскольку не ясно поставлена цель нашего Договора о создании Союза. Во-вторых, мы погрязли в процедурах исполнения.

Нет у нас и ясности, с чего в первую очередь в экономическом плане мы должны строить наше государство. Суперкомпьютеры, пластиковые карточки - это все нужно, но главные приоритеты мы не можем определить. Вот уже шесть лет существует союзный бюджет, а союзной собственности до сих пор нет. И у нас много сегодня таких "узких мест". Надежды, конечно, были большие на Постоянный комитет Союзного государства, но недостаточно у него прав сегодня. Много препонов есть у нас, которые мешают нам построить Союзное государство.

- Давайте теперь поговорим о новых союзных инициативах и программах. Что все-таки они могут дать интеграции России и Беларуси?

Павел БОРОДИН:

- Идея транспортного коридора - идея не новая, ей тысячи две лет. Географически и геополитически Беларусь занимает уникальное положение - своеобразный мост между Европой и Азией. Это самый центр Европы. Идея строительства транспортного коридора из Европы в Азию через Беларусь и Россию - одна из самых здравых идей. Причем и денег ведь бюджетных не потребуется. Я сто раз говорил: деньги дадут западные инвесторы, причем всемирно известные корпорации - немецкие, французские.

Ведь сегодня товарооборот между Европой и Азией составляет около 600 миллиардов долларов в год. Объем грузопотока только между Западной Европой и странами Юго-Восточной Азии - более 248 миллиардов долларов ежегодно. Это миллиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским путем (через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море). Причем товарооборот постоянно увеличивается и, по прогнозам специалистов, будет и дальше возрастать. Но пропускная способность Суэцкого канала имеет предел. Вообще морской транспорт имеет некий предел грузоперевозок (по количеству судов, по тоннажу). А ведь путь из Азии в Европу через Россию и Беларусь намного быстрее и дешевле, чем по морю.

К слову сказать, раньше, во времена Советского Союза, Транссиб приносил нам пятнадцать миллиардов долларов ежегодно. Сейчас - один миллиард. А ведь мы - и Россия, и Беларусь - можем многократно увеличить свои транзитные доходы.

Или возьмем телекоммуникации. Сегодня все основные мировые телекоммуникационные системы проходят по дну океанов, что чрезвычайно дорого. Ведь там, на дне, не поставишь уплотняющие станции, которые должны быть на каждом четырехсотом километре каналов этих связей. А на суши - в России и Беларуси - сколько угодно. Отсюда, кстати, выйдет существенная экономия на одних только проводах.

Поэтому серьезные западные бизнесмены заинтересованы в проекте строительства Евразийского транспортного коридора. Мы ведь и протоколы уже подписали, отдали президентам, были поручения Правительству, и все как в песок уходит. Все ведь есть - машины, самосвалы, люди, причем прекрасные специалисты, нефть есть. Мы ведь тем самым получим целую программу занятости, дадим людям будущее. По ориентировочным оценкам, реализация проекта транспортного коридора позволит создать новые рабочие места примерно для 300 тысяч человек в России и Беларуси.

Транспортный коридор может стать основой нашего единения. Западные корпорации, еще раз повторю, дают колоссальные деньги. Транспортный коридор - это ведь не просто дорога, это совокупность целой сети и автомобильных, и железных дорог, и линий электропередач, и газопроводов, и всей сопутствующей инфраструктуры (заправочные станции, автомастерские, терминалы, гостиницы, пункты питания и т.п.). Это в конце концов целые поселки и города.

Я понять не могу - дают деньги, а мы говорим - не надо! Не могу понять, почему никак не можем начать строить транспортный коридор. Это понять невозможно... Я и статьи пишу, и президентам нашим, и поручения Правительству РФ были...

Вячеслав СЫЧЕВ:

- В рамках Союзной общественной палаты сейчас создается совет по науке и образованию, который должен способствовать созданию единого научного и технологического пространства. И вот меня туда завербовали. Хотел бы некоторые соображения высказать по этому поводу. Я практически всю свою жизнь проработал в Академии наук, за исключением двух периодов, когда был зампредом Госкомитета СССР по науке и технике, а потом восемь лет возглавлял в качестве генерального секретаря аппарат СЭВа. Когда я готовился к нашему совещанию, в течение нескольких последних дней встретился со своими старыми товарищами из Академии наук, из Министерства промышленности, науки и технологий, чтобы разобраться: что же в действительности происходит в рамках того, что мы называем российско-белорусским научно-техническим сотрудничеством?

Вот ведущий "круглого стола" несколько раз призывал нас высказаться, как все-таки относиться к тезису Александра Григорьевича Лукашенко, что не надо новые велосипеды изобретать. Научно-технологическое сотрудничество - классический пример того, когда все основополагающие соглашения и решения уже существуют. Но не выполняются. В 1998 году было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве, была создана специальная комиссия. В 1998 и 1999 году два раза проводились совместные заседания коллегий, а в 2000 и в 2001 году их уже не было.

Восьмого декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства. К этому договору была подписана "Программа действий"... В ней есть тринадцатый раздел: формирования единого научно-технологического пространства. Первый пункт в этом разделе очень короткий и ясный: будет принята межгосударственная программа обеспечения единого научно-технологического пространства, рассчитанная, обратите внимание, на 2000-2005 годы с определением государственных заказчиков.

Сейчас кончается 2001 год, а ничего нет. Почему?

Еще первого августа прошлого года министр промышленности, науки и технологий России Александр Николаевич Дондуков направил в Правительство проект "О межгосударственной программе Российской Федерации и Республики Беларусь по обеспечению научно-технологического пространства на 2000-2005 годы". 30 сентября, через три недели после получения этой бумаги, Правительство РФ проект одобрило и внесло его в Совет Министров Союзного государства. Вы помните, такая пьеса была: "А дальше тишина"? Вот и тут - дальше тишина.

Почему до сих пор нет никакого решения белорусской стороны по этому поводу, неизвестно ни мне, ни тем моим коллегам Минпромнауки, с которыми я беседовал, а это люди не рядовые. То ли качество проектов не устраивает, то ли какие-то сложности с решением вопроса финансирования, но впечатление у моих старых сотоварищей такое, что об этом попросту позабыли. Госструктуры в этом деле явно пробуксовывают. А вопрос наиважнейший. Это о том, что уже многие соглашения есть, надо их выполнять. Выполнять прежде всего то, что договорено, что расписано детальнейшим образом.

Если вы спросите мое мнение, то я вижу только один способ продвижения в этой сфере: надо активно задействовать научный, общественный потенциал наших стран. Попросту говоря, тех задействовать, кто повседневно взаимодействует - институт с институтом, декан с деканом, академик с академиком. И восстанавливать тесные связи между научными коллективами наших стран напрямую. Вот вам пример. Я имею отношение к российскому журналу "Наука и промышленность в России". Издается он Министерством промышленности, науки и технологий, мы выпустили пилотный номер журнала "Экономическое обозрение Союзного государства Беларуси и России". Правда, если бы не помощь Госсекретаря Павла Бородина, то у нас ничего бы не получилось. Мы получили многочисленные отклики, получили, в частности, отзыв президента Беларуси.

В любом деле печатное слово дорогого стоит. Нас всех сегодня собрала газета "Союз" - наша газета, союзная. Я уверен, что на ее страницах будут предложены варианты решения обсуждаемых сегодня проблем. Как говорил известный товарищ классик, газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но и коллективный организатор...

- Предлагаем продолжить эту тему. Информационное поле Союза - каким оно видится участникам сегодняшнего разговора? Как сделать, чтобы союзный элемент в СМИ не терял привлекательности, а, напротив, приобретал ее?

Владимир АКСЕНОВ:

- Уважаемые участники "круглого стола", я прежде всего хотел бы поддержать мысль предыдущего выступающего о существенной роли газеты в союзном строительстве. Мы действительно нуждаемся в эффективных инструментах объективного информирования и пропаганды.

Здесь я представляю не только Парламентское Собрание как ответственный секретарь, но и Союзную общественную палату, которую возглавляет Петр Ильич Климук, являясь его первым заместителем. Поэтому у меня есть основания заявить от лица совета Союзной общественной палаты, что наша общественность - и российская, и белорусская - испытывает неудовлетворенность тем, как строится Союзное государство. Потому что коэффициент полезного действия при реализации наших планов крайне низок.

11 сентября подвело черту под политической историей ХХ века, начался ХХI век. Потому что сегодня большинство государств, Беларусь и Россия в том числе, проводят серьезный концептуальный пересмотр своих государственных доктрин. В этом смысле то, что у России есть единственный стопроцентно надежный сегодня союзник - Беларусь, ко многому обязывает.

Что же касается попытки объяснить пробуксовку в союзном строительстве, то тут, с моей точки зрения, есть несколько причин. Одна из основных заключается в том, что существующие сегодня органы Союзного государства расходуют не много денег, как пишут некоторые СМИ, а, наоборот, мало. Государственные органы очень мало расходуют, потому что они маленькие, а с другой стороны, у них нет реальных полномочий для союзного строительства. И до сих пор, хотя мы вроде бы создали единый орган, решения принимаются двумя сторонами. И в первую очередь национальными чиновниками и национальной бюрократией. Пока не будет союзной бюрократии, имеющей реальные права, полномочия и ответственность, не будет и Союзного государства.

Что можно и нужно делать. Во-первых, мы должны еще раз четко напомнить: появление Владимира Владимировича Путина в роли Президента Российской Федерации наполнило новым интересом и привлекательностью саму идею интеграционных процессов. И в этом смысле формирование Евразийского экономического сообщества дает некую новую альтернативу и можно ожидать, что, по всей видимости, это новое, евразийское образование будет заменять аморфное СНГ.

Наше Союзное государство должно быть для всех нас проектом номер один, особенно в свете сегодняшней международной обстановки.

Скажу также, что многие проблемы союзного строительства все же решаются. Взять, к примеру, бюджетные вопросы: трудности преодолеваются. Конечно, надо очень внимательно отслеживать, чтобы закрутился механизм бюджетного процесса, осуществление программ шло четко, чтобы мы не пробуксовывали в этом плане и в будущем году избежали новых накладок. Очень правильно здесь подчеркивали, что нам нужен закон о союзной собственности. Без союзной собственности нет и действенного Союзного государства.

Следующая важная, особенно для Парламентского Собрания, проблема и задача - принятие национальными собраниями закона о выборах в Союзный парламент. Сейчас все предпосылки для того, чтобы такие законы были приняты, есть.

Георгий ТИХОНОВ:

- Для решения вопросов, как все здесь говорили, нужна политическая воля. Сейчас действительно нужна политическая воля - принять единую Конституцию Союзного государства, а потом привести в соответствие с ней конституции Беларуси и России.

Павел БОРОДИН:

- Мне приходится сейчас проводить конституционные совещания, разные комиссии. Сегодня у меня были ведущие юристы. Они говорят, как сразу принять конституцию? Надо сначала свести тексты, все согласовать, отрегулировать. Как в анекдоте: "Сын старого юриста приходит и говорит отцу: "Папа, мне 25 лет, а я за 2 часа закончил трудное дело". Отец отвечает: "Ну и дурак ты! Я 25 лет этим делом всю нашу семью кормил, а ты за 2 часа закончил..." Понимаете?

Я думаю, что нам надо ставить конкретные задачи и конкретные сроки. А то так можно кормиться около Союза еще лет тридцать...

Надо создать условия, надо решительно сделать так, чтобы экономика заработала. Еще раз говорю: Европа договорилась. А мы у себя разве не сможем договориться?

Отчет с "круглого стола" подготовил Аркадий МЕДВЕДЕВ.

Газета "СОЮЗ: Беларусь-Россия" 04.10.01