Интеграции - государственные гарантии. Интервью
В.Н. Кичеджи
заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
- Видите ли, здесь нет никакой проблемы. Она просто надумана некими кругами. Любой мало-мальски разбирающийся в экономике человек проголосует за объединение двумя руками. Здесь нет и не может быть двух мнений. Я, естественно, только за.
- Но два мнения, причем прямо противоположные, все же существуют...
- Позвольте с вами не согласиться. У хозяйственных руководителей, у всех специалистов, занимающихся экономическими проблемами, наконец, у подавляющего большинства населения обеих стран мнение одно: надо обязательно объединяться. То, что вы назвали прямо противоположным мнением - нечто иное. Я бы сказал, что это политические игры, и даже больше - политические спекуляции. Природа таких спекуляций, как правило, одна: кому-то очень не нравится сближение двух стран. Не будем гадать - кому. Только не российскому и белорусскому народам. Во все времена было исключительно выгодно прирастать землей, а сейчас это выгодно вдвойне, втройне. Весь мир стремится к этому. Почему японцы мечтают вернуть себе "северные территории"? Зачем албанцам понадобилось Косово? А разве немцы отказались бы от Калининградской области? Ответ на эти вопросы один - чем больше земли, тем лучше. Не понимать столь простой вещи может, простите, только недалекий человек. Но тех, кто выступает против союза, у меня язык не поворачивается обвинять в недомыслии.
- Процессы глобализации, так активно продвигаемые американцами, тоже выгодны самой могущественной стране планеты...
- Безусловно. Причем заметьте такую любопытную закономерность. США присвоили себе право диктовать свои условия всему миру, а Россия будто бы и не имеет права отстаивать свои геополитические интересы, как, впрочем, в этом отказывал и СССР. Вспомните времена "холодной войны". В те годы США и их европейские партнеры из кожи вон лезли для того, чтобы разрушить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а заодно и Советский Союз. Добились своего. Не стало СЭВа, исчез СССР. И что же? Опыт СЭВа стал достоянием Европейского союза. Ведь что такое евро? Тот же переводной рубль, которым производились расчеты между участниками СЭВа. Что такое Шенгенские соглашения? Это отмена визового режима между странами ЕС. Между участниками СЭВа тоже можно было свободно перемещаться, без виз. Словом, то, в чем отказывалось Советскому Союзу, вполне сгодилось ЕС. Цели и задачи что у СЭВа, что у ЕС оказались практически одинаковыми: расширить рынок и защитить его.
- Если я вас правильно понимаю, то примерно такие же цели и задачи и у Союзного государства?
- А по-иному и быть не может. Вот чисто хрестоматийный пример. Россия крайне заинтересована в том, чтобы и дальше приобретать тракторы "Беларусь" различных модификаций. Будем откровенны: эти тракторы пока не могут соперничать с лучшими мировыми аналогами, но и у них есть немало и преимуществ. Во-первых, они гораздо дешевле зарубежных, а во-вторых, их довольно легко можно отремонтировать в самой примитивной мастерской, а вот для ремонта американских машин требуется самая современная сервисная сеть, которую мы пока создать не в состоянии. Так что "Беларуси", не востребованные развитыми странами Запада, но имеющие спрос в Азии, очень нужны и на российских просторах. Кстати, наша горнодобывающая промышленность не может обойтись без минских автосамосвалов. В свою очередь Белоруссия не может прожить без российских нефти и газа. И таких примеров можно привести многие сотни и тысячи.
- Но ведь некоторые политики утверждают, что для усиления интеграции вовсе не нужно образовывать новое государство?
- Так это же политики. От них много чего услышать можно. Серьезные экономисты убедят вас в том, что интеграционные процессы происходят гораздо быстрее там, где единое экономическое и правовое пространство, там, где нет таможенных препонов, где единая валюта, а это возможно или в одной стране, или в союзном сообществе. Так что если мы желаем как можно быстрее восстановить экономику, то надо форсировать сближение двух стран. Это не только полезно, но и необходимо.
- Процесс сближения Беларуси и России идет непросто...
- Сложностей, разумеется, не избежать. Вот создается новая семья. Муж и жена любят друг друга, но их подстерегают разные испытания: материальные затруднения, бытовые неурядицы и другие проблемы. Это в одной семье, а что говорить о том, когда сближаются две страны, два народа? Но если есть желание, то все трудности преодолеваются. Я думаю, что препятствия на пути сближения будут создавать некоторые политики, имеющие на этот счет свои планы. И все же, несмотря на имеющееся и ожидаемое сопротивление, нет особых оснований для упаднических настроений. Российско-белорусскому союзу альтернативы нет.
- Как известно, Брянская и Смоленская области непосредственно граничат с Белоруссией, да и другие регионы Центрального федерального округа расположены в непосредственной близости от нее. Какие формы их сотрудничества с соседней страной вы могли бы назвать?
- Если говорить непосредственно о пограничных областях, то, к великому счастью, случилось так, что между нами не возник водораздел в виде пограничных столбов и таможенных барьеров. Поэтому население двух стран как общалось между собой при Советском Союзе, так продолжает общаться и сейчас. Тысячи видимых и невидимых нитей объединяют их. Это и семейные, и религиозные, и различные экономические отношения. Не прекращались экономические связи между различными предприятиями. Другое дело, что в силу причин, связанных с ошибками минувшего десятилетия, они ослабли, но с возрождением российской экономики, без сомнения, вновь наберут силу.
- У Беларуси заключены соглашения экономического характера с 63 субъектами Российской Федерации. В связи с созданием семи федеральных округов не следует ли тому же Центральному федеральному округу начать устанавливать непосредственные отношения с Беларусью?
- Мы найдем формы и методы таких взаимоотношений, но думаю, что главную скрипку здесь должны играть министерства иностранных дел России и Беларуси. Они лучше всех знают, как правильнее и эффективнее строить внешнеэкономические связи. Там немало хорошо разбирающихся в этом деле специалистов. К сожалению, российские предприятия и даже целые регионы не пользуются услугами этого министерства, предпочитают отсебятину, а это приводит к низкой отдаче. Думаю, что роль МИДа будет возрастать. Речь идет не об ущемлении прав участников внешнеэкономических отношений, а об оказании им существенной помощи. Дело ведь не только, что называется, в "любительстве", при заключении таких соглашений со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, но и в эффективности выполнения соглашений. Если они проходят через российский и белорусский МИДы, то они приобретают характер государственной гарантии.
- Как вы полагаете, создание Союзного государства может оказать воздействие на экономику Центрального федерального округа?
- Если говорить в общем плане, то любые интеграционные процессы улучшают экономику. Я еще раз подчеркну, что создание Союзного государства - это благо для всех. Если говорить конкретно, то могу вам сообщить, что сейчас в нашем округе идет разработка концепции продовольственной безопасности. Смотрите, что получается. В округе выпускается различная сельскохозяйственная техника, достаточно развито производство минеральных удобрений. Самое главное, есть все возможности для эффективной реализации продукции животноводства и растениеводства. Реализация этой концепции, естественно, позволит коренным образом улучшить сельскую экономику, что позволит в свою очередь больше закупать тех же тракторов "Беларусь", а чем больше их станут выпускать в Минске, тем лучше станут там жить люди. В Союзном государстве перечень аналогичных примеров будет просто бесконечным.
- Уж коль скоро речь зашла о некоторых тенденциях в экономике Центрального федерального округа, то не могли бы вы рассказать о них подробнее?
- Прошло слишком мало времени, чтобы хвастаться достижениями. Да, заметно растет производство промышленной продукции, налицо рост инвестиций, но это еще не основание для оптимизма. Вся работа по подъему экономики впереди. Но есть одно обстоятельство, которому не радоваться нельзя. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и его аппарату удалось наладить бесконфликтную и достаточно конструктивную работу с руководителями регионов. У нас никто никого не ущемляет, у каждого хватает власти для решения очень непростых задач. Вот совсем недавно в Калуге состоялось очередное совещание губернаторов областей, на котором они вместе с полпредом рассмотрели ряд экономических проблем. Первое такое совещание, посвященное вопросам экономики, прошло два месяца назад в Тамбове. Тогда разговор велся в концептуальном плане, а теперь был наполнен конкретикой. От территорий, входящих в ЦФО, поступило 76 предложений, причем очень серьезных и обстоятельных. Эти предложения становятся программным, перспективным и контрольным документом, на основании которого будет осуществляться интеграционная, инвестиционная и инвентаризационная работа. На их основе губернаторы уже приняли ряд перспективных решений. Советом округа решено создать некоммерческое партнерство "Инвестиционное агентство Центрального федерального округа". Оно будет привлекать инвестиции, а куда их надо будет направлять в первую очередь, губернаторы станут решать сообща. И первые 250 миллионов рублей Москва готова перечислить на счет агентства.
Беседу вел Владимир ГРЕБЕНЮК.
Газета "СОЮЗ: Беларусь-Россия" 22.02.01 №6(12)