Особенности развития экономики Белоруссии

Фадеев А.В
профессор, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ

После продолжительного спада в экономике Белоруссии (1991-1995гг.), период 1996-1998 гг. характеризовался положительной динамикой важнейших макроэкономических показателей: был обеспечен прирост производства, оживилась инвестиционная деятельность, росли производительность труда и реальные денежные доходы населения.

В 1996-1998гг. проводились мероприятия по стимулированию конечного спроса (интеграция с Россией в рамках Таможенного союза, льготное кредитование жилищного строительства, мягкая кредитно-денежная политика и др.), которые позволили обеспечить рост внутреннего и внешнего конечного спроса на белорусскую продукцию, что выступило краткосрочным фактором роста производства. За 1996-1997гг. объем ВВП увеличился на 13,5%, за 1998г. - на 7%. При этом рост производства был предопределен объемом экспорта товаров в Россию (за 1996-1997гг. - более чем в два раза), ростом валовых инвестиций в основной капитал (на 14%) и в меньшей степени - конечным потреблением (11,4%). Некоторое ухудшение макроэкономических показателей во второй половине 1998 года связано с последствиями финансового кризиса в России в августе 1998 года, когда инфляция через экспортно-импортные операции была привнесена в Республику Беларусь, и сократился платежеспособный спрос российских предприятий.

С 1999 г. для экономики Белоруссии снова наступили трудные времена. В прошлом году не выполнены прогнозные показатели по темпам роста ВВП, производства сельхозпродукции, инвестициям в основной капитал, объемам внешней торговли и повышению реальных доходов населения. В итоге ВВП увеличился на 2,7%, реальные доходы уменьшились на 0,5%. Несмотря на незначительное снижение уровня инфляции, ее темпы остаются в республике высокими (ниже 6% в месяц с начала 1999 года не опускались). Это отчасти сыграло свою роль при принятии решения о деноминации с 1 января 2000 г. белорусской валюты в 1000 раз. К сожалению, сохранялась тенденция роста бартерных операций, в реальном секторе экономики росли долги по зарплате.

Удельный вес убыточных предприятий в общем их числе составляет 17,9%(год назад - 28,1%). Рентабельность в целом по народному хозяйству за прошлый год составила 14,3%, что выше показателя 1998 г. Уровень рентабельности, согласно данным министерства статистики и анализа РБ, повысился по всем основным отраслям. Большим недостатком действующей в республике финансовой системы является уровень перекрестного субсидирования. Население оплачивает только около 50% жилищно-коммунальных услуг и 35% транспортных услуг, остальное оплачивает государственный бюджет и предприятия реального сектора экономики, это ухудшает финансовое положение белорусских предприятий, повышает себестоимость и снижает конкурентоспособность их продукции.

В 1999 году произошло ухудшение некоторых показателей в функционировании негосударственного сектора экономики Белоруссии. Произошло снижение доли продукции негосударственной формы собственности в объеме валового внутреннего продукта с 45,7% в 1998 году до 42,7% в 1999 году. Удельный вес налоговых поступлений в бюджет от негосударственных предприятий уменьшился с 18,5% до 16,0%, от предпринимателей без образования юридического лица - с 1,5% до 0,9%.

Обвальных процессов в экономике удалось избежать. Размеры внутреннего и внешнего государственного долга находятся в пределах параметров экономической безопасности страны.

Внутренняя и внешняя торговля

На фоне улучшения отдельных показателей на макроуровне в белорусской экономике усложнилась ситуация во внешнеэкономическом секторе, возрос дефицит внешней торговли. Снижение экспортных возможностей белорусских товаропроизводителей в значительной мере связано с усилением конкуренции на внешних рынках, нестабильным положением в промышленности, неблагоприятным режимом валютного регулирования. Экспорт товаров с учетом экспертной оценки ввоза и вывоза товаров частными лицами и нерезидентами уменьшился за прошлый год на 23%, хотя физический объем экспорта по сравнению с 1998 г. даже несколько вырос (примерно на 7%). Падение импорта составило почти 27%, однако, товарооборот на внутреннем рынке увеличился на 7,3%, что объясняется, прежде всего, недоверием граждан к экономической политике государства, к национальной валюте и стремлением быстрее избавиться от нее.

Одной из причин торможения экспортного потенциала является государственное централизованное перераспределение финансовых ресурсов в импортопотребляющие отрасли посредством выделения им целевых льготных эмиссионных кредитов при отсутствии соответствующей поддержки экспортоориентированных производств. Сокращение валютных поступлений обусловил также рост бартерных операций(на 9-10%). Несколько улучшает ситуацию во внешнеторговой деятельности активное сальдо в торговле услугами как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, которое смягчает негативное влияние отрицательного сальдо торговли товарами.

К числу положительных факторов следует отнести также расширение и углубление интеграционных процессов с отдельными регионами России, внешнеторговый оборот с которыми увеличился.

Вместе с тем российские товаропроизводители стали теснить белорусских на их собственном рынке, благодаря более низким железнодорожным тарифам, ценам на энергоносители, грамотному использованию вексельной системы расчетов. В то же время производители промышленной продукции в РБ в валютном выражении потеряли около 17% традиционного экспорта в Россию.

В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.

В 1999 г. основными импортерами промышленной продукции РБ(помимо России) стали Германия и Китай. Несколько оживились поставки белорусской продукции в Европу, в основном это продукция с агрегатами иностранного или лицензионного производства. Этот прогресс достигнут за счет иностранных займов под гарантии правительства. С большинством стран дальнего зарубежья (Германией, Бельгией, Нидерландами и др.) по промышленным товарам сложилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Многие предприятия вынуждены импортировать высокотехнологичные линии, оборудование и материалы, но сами пока не способны экспортировать собственную продукцию. До последнего времени экспортная продукция была убыточной для предприятий, что обусловливалось множественностью курсов СКВ и 40-процентной обязательной продажей валютной выручки по заниженному курсу(+ 20% дополнительного налога). Это, в свою очередь, приводило к вымыванию оборотных средств предприятий и излишним расходам на посреднические услуги.

Повсеместное превышение ввоза над вывозом на совместных иностранных предприятиях в условиях, когда некоторые из них стали крупными каналами утечки валюты из страны, является одной из причин, усугубляющих внешнеторговый баланс Белоруссии.

В целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно.

Промышленность

Промышленность РБ развивается в соответствии с государственной концепцией и программой развития промышленного комплекса на 1998-2015гг. В числе основных мероприятий - приоритетные "точки роста", система льгот и другие меры государственной поддержки в сочетании с активной работой промышленных предприятий по изысканию и реализации способов повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Однако негативное влияние таких нерешенных проблем, как неконвертируемость национальной валюты, усиление роли бартерных операций, неплатежи, высокая степень изношенности основных производственных фондов, а также нестабильность российских рынков сбыта привели к тому, что со второй половины 1998 г. произошло замедление темпов роста промышленного производства, снижение уровня рентабельности. Заметно снизились экспортные возможности белорусских предприятий.

Принятые правительством меры по оздоровлению создавшегося положения позволили снять напряжение в экономике промышленности и к началу 1999 г. исправить положение, выйти на приращение объемов производства. Все промышленные министерства и большинство концернов (за исключением "Белэнерго", "Белтопгаза", "Белнефтехима") фактически превысили прогнозные темпы роста объемов продукции. Вместе с этим сложившееся еще до кризиса тяжелое финансовое положение предприятий, трудности со сбытом продукции, неплатежи, техническое и технологическое отставание, недостаточное использование производственно-технического потенциала и другие проблемы требуют своего решения.

Замедлилось развитие электроэнергетики, что обусловлено острым дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для возмещения и обновления основных производственных фондов, и неплатежеспособностью потребителей энергии. В связи с начавшимся экономическим подъемом потребность республики в электроэнергии превысила 35 млрд. кВт. ч. Для полного удовлетворения спроса порядка 10 - 11 млрд. кВт. ч. электроэнергии (почти треть от общего потребления) закупается у России(не исключаются закупки у Литвы и Украины). Однако, дальнейшее сохранение высокой доли импортируемой электроэнергии негативно влияет на энергобезопасность республики.

Черная металлургия занимает лидирующее место в промышленности по динамике темпов роста объемов производства. В 1997 г. ею был превзойден уровень 1990 г. по производству продукции. Около 80% объемов производства отрасли сконцентрировано на Белорусском металлургическом заводе (БМЗ), продукция которого в июне 1997 г. сертифицирована фирмой ТЮФ Берлин - Бранденбург на соответствие требованиям стандарта ISO-9002.

В химической и нефтехимической промышленности за последние 2-3 года определилась тенденция устойчивого прироста объема выпускаемой продукции, хотя среднегодовые темпы ее прироста несколько снижаются. Произошло значительное снижение объема продаж минеральных удобрений, синтетических смол и пластических масс (капролактам, диметилтерефталат), шин в связи с трудностью сбыта продукции как на внутреннем рынке, так и на рынках СНГ. Это обусловлено не только неплатежеспособностью отдельных потребителей, но также и высокой стоимостью продукции, производимой практически полностью (кроме калийных удобрений) на привозном сырье и отличающейся высокой энергоемкостью.

Увеличился выпуск по большинству позиций машиностроительной продукции. Вместе с тем, сохранились негативные тенденции, снижающие общий уровень эффективности и усиливающие неустойчивость работы многих предприятий. В отрасли образовался неиспользуемый потенциал, составляющий по численности занятых почти четверть, а по мощностям - более трети реальных возможностей производства. Это значительно увеличивает издержки при выпуске продукции и не способствует укреплению ее конкурентоспособности. Объем производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности вырос. Однако еще не достигнуто кардинального улучшения финансового положения предприятий: снизилась рентабельность, возросла просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. По-прежнему нерешенной остается проблема несбалансированности внутриотраслевой структуры: из-за слабого развития производств по выпуску целлюлозосодержащих полуфабрикатов не вовлекаются в переработку значительные объемы мелкотоварного древесного сырья.

Легкая промышленность, несмотря на ограниченность собственной сырьевой базы, неустойчивость рынка сбыта в России, являющейся главным партнером отрасли, сохраняет высокие темпы роста. Возрос выпуск тканей хлопчатобумажных, ковров и ковровых изделий, чулочно-носочных изделий, тканей шерстяных, трикотажных изделий и обуви кожаной.

Улучшение потребительских свойств и более низкие (на 15 - 28%) цены на продукцию по сравнению с аналогичными импортными и российскими товарами обеспечили выход белорусских изделий на рынки Германии, Австрии и других стран. Вместе с тем ограничение роста отпускных цен с одновременным ростом издержек производства (главным образом за счет импортируемых сырья и материалов), а также отсутствие реального валютного курса привели к снижению рентабельности производства. Осложняет работу предприятий легкой промышленности также продолжающийся кризис неплатежей.

Сохраняется резкое отставание наращивания мощностей по выпуску лекарственных препаратов от роста потребности с учетом обеспечения конкурентоспособности, как на внутреннем, так и внешнем рынках. В настоящее время рынок лекарственных препаратов республики характеризуется низкой наполняемостью, отечественное производство обеспечивает только 15% ежегодного объема продаж лекарств.

Лучше обстоит дело в отраслях строительного комплекса: там по-прежнему сохраняется тенденция устойчивого роста производства. Прошлогодний прирост объемов подрядных работ составил 9%. Прирост товарной продукции промышленности строительных материалов и конструкций - 8%. Ряд видов продукции отрасли конкурентоспособен на рынках строительных материалов. Более 10% выпускаемых материалов и изделий экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Несмотря на достаточно устойчивое функционирование комплекса, положение его остается сложным. Производственный потенциал в значительной мере не востребуется: уровень его использования по отдельным видам продукции составляет 45-50%. По-прежнему значительным остается число убыточных предприятий: в промышленности строительных материалов и конструкций - каждое третье, в строительстве - каждое девятое. Значительные трудности испытывает отрасль при продвижении строительной продукции, работ и услуг на внешний рынок. Экспорт строительных работ и услуг падает. Это связано с рядом объективных причин. В частности, до настоящего времени не урегулированы проблемы подрядных организаций, работающих в Российской Федерации. Основными причинами сложного финансового состояния организаций и предприятий комплекса являются взаимные неплатежи, высокие налоговая нагрузка и банковские ставки за кредиты, тарифы на перевозку строительных материалов и изделий, недостаточно развитая система распределения заказов через тендеры.

В целом, показатели объема производства в конце 1999 г. и за первые месяцы 2000 выросли на 6 - 8%. Наибольший рост продукции в натуральном выражении достигнут в производстве топочного мазута, азотных удобрений, металлокорда и электроэнергии (за счет поставок более дешевого газа из России). Резко упал выпуск стальных труб, химических волокон, сократилось производство тепловой энергии, бензина и фосфорных удобрений. Тревожит то, что наблюдается негативная тенденция с выпуском ряда товаров, представляющих собой конечную продукцию: автобусов и микроавтобусов, троллейбусов, экскаваторов, кормоуборочных комбайнов (падение производства здесь лежит в пределах от 66 до 18% соответственно). Кроме того, рост продукции крупных предприятий, например тракторостроительных и автомобилестроительных, во многом обеспечен за счет кредитов, в первую очередь на выплату заработной платы.

Сельское хозяйство

Оценка ситуации в агропромышленном комплексе показывает, что положение там остается крайне тяжелым, финансовое положение сельскохозяйственных предприятий характеризуется нестабильностью. Если в 1997 г. продолжалась наметившаяся в 1996 г. положительная тенденция роста рентабельности (в 1996 г. она составила 10,6%, в 1997 г. - 15,2%), то с 1998 г. она замедлилась, а сегодня уже не прослеживается. Число убыточных хозяйств увеличилось. Начиная с прошлого года, отмечается значительное сужение республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, экспансия продуктов питания российского производства (масло, яйца, молоко, колбаса и др.).

Это обусловлено устаревшей системой управления и оплаты труда, проблемой собственности и самостоятельности, а также неблагоприятными погодными условиями и значительными потерями сельскохозяйственной продукции при росте затрат материально-технических ресурсов на единицу ее производства. Пока не удалось задействовать эффективный механизм ценообразования на сельхозпродукцию, а плавное и нерегулярное повышение закупочных цен не дает необходимой отдачи, поскольку не купирует отрицательное воздействие инфляции. Например, стоимость зерна в пересчете на твердую валюту снизилась за последние три года на 20%. По сравнению с Россией государственные закупочные цены в РБ на мясо ниже примерно на 23-25%, на молоко, яйца - на 40-50%. На сегодняшний день из 2520 субъектов хозяйствования АПК 900 являются практически полными банкротами и живут в долг, около 250 близки к этому критическому порогу. Тем не менее, законодательная база не позволяет применять к ним процедуры банкротства и санации, введения принудительного управления и пр. Это в свою очередь сдерживает любые попытки реформирования исчерпавшей себя колхозно-совхозной модели хозяйствования. Вопрос о введении частной собственности на землю в РБ не рассматривается, нет также оснований в ближайшей перспективе предполагать переход к свободным ценам и рыночному механизму в АПК. В 1999 г. Белоруссия по таким важнейшим сельхозпродуктам как зерно, картофель, сахарная свекла, некоторым видам овощей, а также по продукции животноводства приблизилась к нижнему порогу продовольственной безопасности (60% обеспечения продовольственного рынка из собственных ресурсов). Кредиторская задолженность хозяйств превысила рубеж 100 трлн. рублей. Приоритетным остается вопрос мотивации труда сельского труженика. Во многих хозяйствах зарплату крестьяне получали дважды в год, в других задержка денежного вознаграждения за труд достигала 3-4 месяцев. В прошлом году общая задолженность в АПК по зарплате доходила до 4,5 трлн. белорусских руб. Суммы выплат остаются крайне низкими - крестьянин получает в среднем 10,5-11 млн. белорусских руб. в месяц (примерно 14,5 долл. США). Это ведет к оттоку квалифицированных кадров (общее число работающих в АПК за последнее десятилетие снизилось на треть). Государство вынуждено дотировать колхозы и совхозы, поскольку процесс проедания производственного потенциала, вымывания оборотных средств (по оценке белорусских ученых отрасль утеряла оборотных средств на сумму 135 трлн. руб.) не позволяет хозяйствам изыскивать средства на зарплату. Износ основных производственных фондов составил почти 50%, машинно-тракторный парк изношен на 70-80%, снизилась закупка хозяйствами новой сельхозтехники (тракторов - в 2,5 раза, комбайнов уборочных - в 8 раз, грузовых автомобилей - в 7 раз по сравнению с 1990 г.).

Сдерживающее влияние на экономические показатели агропромышленного комплекса оказали несовершенство ценовой, кредитной и налоговой политики, нехватка современной техники, кадрового обеспечения и другие причины, не позволившие получить соответствующую отдачу от вложенного совокупного труда. Положение усугубляется продолжающимся неэквивалентным обменом продукции сельского хозяйства и других отраслей, недостаточным развитием рынков сбыта, что подрывает основы не только расширенного, но и простого воспроизводства. Государство в последнее время вынуждено прибегать к иностранным заимствованиям под гарантии правительства для закупки оборудования перерабатывающих предприятий, сельхозтехники и товаров критического импорта: зерна, кукурузы, соевого шрота, минеральных удобрений и пестицидов. Задолженность АПК по иностранным кредитам в 1999 г. составляла примерно 75 млн. долларов США. С западными партнерами осуществляется ряд крупных проектов, в том числе многолетних (например, "Зюдцукер Интернациональ ООО" помогает в производстве сахара из белорусского сырья). Абсолютное большинство совместных проектов и программ СП в сельском хозяйстве реализуют немецкие фирмы - "БАСФ", LTV, "Клаас" и др.

Государство продолжает держать АПК в режиме жесткого, тотального управления, время от времени вбрасывая в отрасль значительные средства из бюджета для закрытия долгов хозяйств и сиюминутной поддержки производителя. Это порождает иждивенческие настроения, живучесть системы "выбивания" средств, льгот и кредитов в звене руководителей колхозов и совхозов. Без глубоких реформ в агропромышленном комплексе на базе значительных внешних инвестиций сельское хозяйство РБ не сможет преодолеть кризис, так и останется отсталым и малоэффективным (рентабельность сельскохозяйственного производства упала до 3%).

Топливно-энергетический комплекс

Сегодняшнее состояние топливно-энергетического комплекса таково, что перед предприятиями отрасли, как и всей экономикой республики, остро обозначились проблемы удорожания первичных энергоресурсов, недостатка оборотных средств, неплатежеспособности потребителей, недозагрузки производственных мощностей и отсутствия источников финансирования для модернизации основных производственных фондов.

Государственная политика на рынке нефтепродуктов базируется на поставках углеводородного сырья нефтеперерабатывающим заводам в рамках Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Белоруссии о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 1 сентября 1994 года (а также протоколов к нему на конкретный год). Помимо Соглашения 1994 г., поставки нефти в Республику Беларусь из Российской Федерации регулируются межправительственными документами о едином таможенном пространстве от 6 января 1995 г. и о ценовой политике от 27 февраля 1996 года. С 1997 г. закупаемые в России энергоресурсы поставляются на основе совместного топливно-энергетического баланса союзных государств. Основной проблемой для РБ остается полнота и своевременность оплаты поставок российской нефти.

Суммарные перерабатывающие мощности двух нефтеперерабатывающих заводов республики задействованы в настоящее время не более чем на 30%. Это определяется возможностями поставки сырья. В первом полугодии прошлого года добыча собственной нефти и импорт ее из России шли неплохими темпами. Однако в июле-августе 1999 года по независящим от Республики Беларусь причинам возникли трудности с заключением контрактов на поставку нефти из России. Во втором квартале 1999 года появилась устойчивая тенденция роста цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту цен на российскую нефть с 40 долл. США в апреле до 95-100 долл. США за тонну в августе. Введение российским правительством ограничения на вывоз нефтяного сырья за пределы страны, в том числе и в Республику Беларусь, усложнило ситуацию с поставкой углеводородов в республику в июне-июле 1999 г. как резидентами, так и нерезидентами, работающими на нефтяном рынке Белоруссии.

Необходимо признать, что реализация за белорусские рубли нефтепродуктов на внутреннем рынке в конечном итоге осуществляется в убыток импортеру сырья, т.е. российским предприятиям. В настоящее время система концерна "Белнефтехим" по обеспечению республики нефтепродуктами настроена на пассивное использование валютных средств республики для закупки нефтяного сырья с последующей реализацией выработанных ресурсов по заявкам потребителей.

С 1998 г. конкурентоспособность белорусских нефтепродуктов постоянно падала по ценовому фактору (даже с учетом отмены акцизов при их экспорте в страны СНГ), а экспорт их отдельных видов вообще стал нецелесообразным.

В случае если процесс становления Союзного государства Белоруссии и России будет происходить недостаточно быстро и примет вялотекущий характер, ограниченность собственных топливных ресурсов, тенденция повышения цен на нефть и неизбежность перехода к мировым ценам на импортируемое нефтяное сырье будут толкать руководство Белоруссии к выработке экономических, административных и технических мер по стабилизации и созданию предпосылок для успешного развития топливно-энергетического комплекса. Альтернативным методом регулирования потребления топливных ресурсов является ценовая политика, проще говоря, - повышение цен на нефтепродукты.

Другой сценарий более оптимистичный и реализуется в контексте успешного решения задач становления Союзного государства. В рамках этого варианта произойдет дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества Белоруссии и России в развитии единого топливно-энергетического комплекса, предусматривающего распространение на белорусские нефтеперерабатывающие заводы условий поставки нефти, предусмотренные для российских НПЗ. Поставки нефтяного сырья для белорусских НПЗ, как указывалось выше, определяются единым топливным балансом России и Белоруссии и существующей трубопроводной инфраструктурой, поэтому единственным реальным и экономически целесообразным источником сырья для ПО "Нафтан" и Мозырьского НПЗ в обозримой перспективе останутся российские месторождения.

Финансовые ресурсы Белоруссии

Состояние банковской системы и денежно-кредитная политика государства на начало 2000 г. характеризуются рядом негативных тенденций. В 1999 г. не удалось остановить нарастание инфляционных процессов, продолжилась девальвация белорусского рубля, сохраняется высокий уровень эмиссии и отрицательное сальдо платежного баланса. Инфляция в 1999 г. составила 351,2%. Страна ощущает дефицит твердой валюты, на макроэкономических показателях негативно отразилось снижение инвестиций в основной сектор экономики. Реальные доходы из-за высокой инфляции постоянно отставали от цен (в среднем цены прирастали на 6-8% ежемесячно). Открытость белорусской экономики при существовавшей до сих пор кредитной политике государства, где приоритеты лежат в малоэффективных (но социально значимых) отраслях хозяйствования, неизбежно инициирует каскадное наращивание импортных потоков, не обеспеченных финансовыми резервами республики. В перспективе это может привести к системному кризису.

С января 2000 г. Национальный банк РБ впервые за последние пять лет существенно поднял ставку рефинансирования и учетную ставку - 150% годовых. Это укладывается в рамки реализации новой концепции НБ, к осуществлению которой он готовился с осени прошлого года. Сутью её является достижение положительной ставки процента по рублевым финансовым инструментам и укрепление позиции белорусского рубля в качестве средства накопления.

По официальным данным доля наличных денег в финансовом обороте республики возросла до 31%. Ограниченными стали возможности банков по инвестированию - объем инвестиционных кредитов в общей кредитной массе (в национальной валюте) снизился до 36, 5 %. Правда, высок при этом показатель доли долгосрочных кредитов, который превышает 50%, чем не может похвастаться ни одна другая страна СНГ. В целом несколько уменьшился объем проблемных кредитов(до 13%), однако у системообразующих банков он остался на недопустимо высоком уровне - 20-23%. Несмотря на трудности в 1999 г. банки Белоруссии инвестировали в экономику республики порядка 120 трлн. белорусских руб. и почти 240 млн. долларов США. Таким образом можно говорить, что критического снижения доли инвестиционных кредитов в активах не произошло (оно остановилось на уровне 15%).

Хуже обстоит дело с формированием и развитием фондового рынка. Предприятиям и организациям достаточно сложно проводить финансовую политику, учитывающую возможность операций на фондовом рынке. Сдерживающим фактором в последнее время выступали высокие ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами(30% и 40%). Резко сократилось число участников фондового рынка, емкость которого пока ограничивается суммой выпущенных акций - порядка 120 млн. долларов США.

Внешний долг страны в 1999 г. покрывался достаточно активно - на его обслуживание было выделено 128 млн. долларов США (т.е. почти в два раза больше, чем в 1998 г.). Однако говорить о значительном уменьшении внешней задолженности явно преждевременно. Например, только долги предприятий республики превышают на 150 трлн. белорусских руб. сумму, которую страны СНГ задолжали самой Белоруссии. Хронически не хватает средств, чтобы расплатиться за поставляемые Россией энергоносители: за все годы независимости долг Белоруссии, прежде всего за газ, никак не удавалось снизить до суммы менее 170 млн. долларов США (без учета пресловутого "нулевого варианта"). Можно с уверенностью предполагать, что и в дальнейшем РБ, даже при льготном ценовом режиме, не в состоянии будет полностью оплачивать импорт углеводородного сырья и электроэнергии.

Проблему внешнего долга (существование которой замалчивается) усугубляет неудачная внешнеторговая деятельность, - Белоруссия имеет отрицательное сальдо внешней торговли. Главная причина низких показателей состоит в том, что правительство длительное время ориентировалось на поиск новых рынков сбыта белорусской продукции, игнорируя повышение требований к ней со стороны своих традиционных партнеров из республик б. СССР. В результате внешнеторговый оборот РБ со странами СНГ упал до 60% от общего товарооборота республики.

Темпы роста прибыли банков в течение всего 1999 г. отставали от темпов инфляции(где-то в соотношении 2 к 2,5), в долларовом эквиваленте из-за девальвации уставные фонды обесценивались. Ресурсная база банков(по отношению к номинальному ВВП) имела тенденцию к сокращению: в 1998 г., например, этот показатель был равен 54%, а к концу 1999 г. - только 32%. Еще более усугубил положение уход в конце 1999 г. Национального банка с межбанковского рынка(МБК), поскольку НБ обеспечивал своими централизованными ресурсами около 60% объема операций на нем. В целом, ресурсная база банков не позволяет в настоящее время полностью решать задачи финансирования реального сектора экономики. Кроме того, в прошлом году был сорван план привлечения в бюджет средств за счет покупки банками государственных ценных бумаг( исключая ЦБ, удалось реализовать государственных ценных бумаг на сумму менее 6 трлн. бел. рублей). Это привело, в частности, к невыполнению ряда статей бюджета и прогнозных мероприятий.

Серьезная ошибка была допущена осенью прошлого года, когда неожиданно были введены ограничения по суммам сделок на внебиржевом рынке. Эти ограничительные меры и минимизация использования национальной валюты при внешнеторговых расчетах привели к сокращению оборотов: на денежном сегменте рынка СКВ (в пять раз) и общего внутреннего валютного - упал с 160 до 80 млн. долларов США в месяц. Сразу стала стремительно падать внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования, которая играет определяющую роль при открытом характере экономики. Своевременная отмена этих ограничений и либерализация рынка наличной валюты позволили избежать финансово-экономического коллапса.

Со всей очевидностью можно утверждать, что политика, ориентированная на дальнейшую девальвацию национальной валюты, уже в 2000 г. может привести к обесцениванию ресурсной базы банковской системы. Неизбежно произойдет сокращение (приблизительно на треть) реального собственного капитала банков, снизятся объемы кредитных ресурсов и денежных депозитов физических лиц. Это ещё более осложнит острейшую проблему экономики Беларуси - нехватку собственных оборотных средств у субъектов хозяйствования.

Сближению финансовых систем России и Беларуси мешают не только разные уровни инфляции (соответственно 30% и 160% по плану), но и существование в РБ собственной искусственной матрицы цен. Последняя является непреодолимым препятствием в хозяйственной интеграции и кооперации союзников. Сложно России ориентироваться и на бюджет Беларуси, поскольку ряд его показателей носит весьма условный характер, а его корректировки вошли в норму. Можно предположить, что бюджет 2000 г. (расходы - 1.611.853.609 тыс. деноминированных руб., доходная часть - 1.493.358.252 тыс. д. руб.) строго исполняться не будет. В то же время следует отметить положительную динамику в переговорах о введении единой валюты и создании единого эмиссионного центра Союзного государства. В начале февраля этого года, например, правление Национального банка Беларуси согласилось на то, что российский рубль станет единой валютой СГ. Помимо этого важнейшего шага белорусской стороны, стоит отметить другое значимое событие: переход РБ с 1 января 2000 г. на зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость. Россия уже десять лет работает в этой системе налогообложения. Для Беларуси же это - новация и одновременно серьезное испытание, поскольку до последнего времени Во взаимоотношениях с Россией это (при подписании соответствующего соглашения) будет означать введение "нулевой" ставки налога, ввиду реализации принципа страны назначения. 

Выводы

1. Прошедший год и первые месяцы 2000 г. показали, что обвальных процессов в хозяйстве Белоруссии удалось избежать, размеры внутреннего и внешнего долга не превысили параметров экономической безопасности республики.

2. Начиная с 1998 г., прослеживается тенденция замедления темпов экономического развития РБ, падение основных показателей продолжится и в 2000 г. При отсутствии радикальных мер по реформированию реального сектора экономики, банковской, кредитной и денежной систем в ближайшее время хозяйство страны скатится к критическому уровню 1994 г. 

3. Сложность экономической ситуации состоит в том, что продолжает увеличиваться разрыв между отдельными секторами белорусской экономики: отдельные из них при поддержке государства продолжают наращивать объем выпускаемой продукции, другие - безнадежно отстали, являются неэффективными и убыточными. Первые являются заложниками открытости экономики РБ и, в случае неблагоприятной внешнеэкономической ситуации(а она пока такова), не смогут стать локомотивами хозяйственного прогресса, инициируя лишь процесс затоваривания, работы на склад.

4. Самое негативное воздействие на хозяйственную жизнь РБ, на рост инфляции оказывает существующая искусственная матрица цен, которая мешает нормальным экономическим отношениям не только внутри республики, но и с союзной Россией.

5. Относительный застой в экономике РБ объясняется также консервацией практики перекрестного субсидирования, сверхжесткого и детального контроля со стороны государства за деловой деятельностью хозяйствующих субъектов, предоставления необеспеченных финансовыми резервами социальных льгот, тяжесть которых ложится на передовые предприятия.

6. Замедление темпов экономического развития связано и с недальновидной бюджетной политикой государства. Пока продолжает главенствовать выборочный, "точечный" принцип финансирования предприятий, в основном ориентированных на экспорт, создающих лицо страны. С другой стороны, малоэффективные и убыточные субъекты хозяйствования, вместо решения текущих экономических проблем, предпочитают бороться за выделение им бюджетных средств, за налоговые и таможенные льготы. Отчасти, их к этому вынуждает существующая ценовая политика правительства.

7. Состояние экономической, социальной, налоговой, кредитно-денежной и банковской систем страны таково, что, даже исключая политические моменты, не позволяет Белоруссии надеяться на значительную финансовую помощь европейских и мировых финансовых организаций.

8. Ситуация, в которой оказалась экономика Белоруссии, не исключает, а даже наоборот благоприятна для хозяйственной реинтеграции с Россией. С одной стороны, правительство Белоруссии для исправления положения и из-за нехватки финансовых резервов объективно вынуждено будет пойти на отказ от импорта широкой группы товаров и готовой продукции (включая электроэнергию), перейти на полномасштабную закупку сырья. С другой - Россия в ближайшей перспективе останется единственным реальным и экономически выгодным поставщиком в РБ нефти, газа и другого сырья. Кроме того, инвестиционный рынок Белоруссии пока свободен, акционирование предприятий и приобретение в собственность субъектов и элементов хозяйственной структуры иностранными институтами, скорее всего, станет возможным. В этих условиях от российского руководства требуется минимум активности и максимум проницательности для подлинного, а не декларируемого годами, экономического и взаимовыгодного сближения двух государств.