Власть и народ в Союзном государстве: к вопросу о поисках путей оптимизации взаимодействия

Е.В.Бельский
Российский общественный комитет содействия Союзу Беларуси и России

Не претендую, читатель, на то, что я способен указать эти пути, однако хотел бы остановить ваше внимание на нравственном аспекте созидания гражданского общества, без которого, убежден, мы не сможем построить общий дом - Союзное государство.

Во-первых, всем, кто искренне заинтересован в строительстве гражданского общества Союзного государства, предлагается понять и принять сердцем ту истину, что изначально среди людей нет неугодных Богу. Неугодными могут быть мысли, слова и дела людей, но не люди сами.

Во-вторых, всем предлагается также принять за аксиому, что устройство любого общества, особенно, если оно озабочено организацией своего бытия по совести, должно складываться на основе плодотворного взаимодействия двух взаимодополняющих, равноценных, хотя и противополагающихся начал - государственного начала и самоорганизующегося начала. То есть на основе оптимистического взаимодействия структур государственной власти и самодеятельных организаций, призванных, по моему мнению, прежде всего, контролировать деятельность госаппарата и обеспечивать его чистоту, то есть способность действовать по совести и по закону.

В-третьих, в дальнейших рассуждениях предлагаю исходить из того, что власти в Союзном государстве как таковой не существует, существуют лишь ее символы, так как имеющиеся органы Союзного государства не обладают реальными полномочиями, нет контрольных органов. Но единый народ Союзного государства объективно существует и нуждается в решении главного вопроса - строительстве общего дома.

Допустим, что сказанное выше принимается в целом за общую платформу к дальнейшим рассуждениям, и пойдем дальше. Русло эволюции народов Союзного государства пробивается на трех главных соподчиненных уровнях: духовном, интеллектуальном и политико-экономическом. Пробивается народами, которые формируют две взаимодействующие в рамках каждого государства силы - организованный государственный аппарат и самодеятельные организации людей, в частности политические партии и общественные организации. Качество и той и другой силы - имею ввиду чистоту, прежде всего, помыслов - зависит от уровня духовного развития людей и народа в целом. Правы те, кто полагает, что народы заслуживают тех чиновников, которые у них есть.

Госаппарат и самодеятельные организации общества могут взаимодействовать, как свидетельствует история, продуктивно и непродуктивно, подчас стремятся исключить друг друга из исторического процесса управления бытием народа, и даже уничтожить друг друга. Примеров горьких тому множество. Уроки, правда, в большинстве своем игнорировались. В том числе и в практике союзного строительства. Достаточно сказать о том, что после того, как вопреки воле народов, но по воле бездумных политиков произошла беловежская трагедия, и Беларусь была отделена от России, дело объединения двух государств опять-таки вопреки воле народов тормозится.

Таким образом, стоит задача обеспечения такого взаимодействия госаппарата с органами самоорганизации народа в России и в Беларуси, в частности, с политическими и общественными организациями, при котором бы обеспечивалась их жизнедеятельность, конструктивное взаимодействие и взаимопомощь. Критерий оценки прост - решительное продвижение союзного строительства и процветание семей в Союзном государстве: духовность, материальная обеспеченность, интеллектуальное развитие, политическая активность, наличие реальных возможностей для участия в созидании гражданского общества. Одним словом, создание условий для достойной жизни.

Главные противоречия известны взаимными обвинениями. Госаппарат может обвинять ряд самодеятельных организаций общества в том, что они ведут разрушительную антигосударственную деятельность. А те, в свою очередь, могут обвинить госаппарат в коррумпированности и в том, что он заботится, прежде всего, о своем процветании, игнорируя интересы народа. Видимо, для этих взаимных обвинений есть основания. Только в разной степени во всех странах.

Здесь и кроется момент истины. Если мы решим, хотя бы в теоретическом плане, как устроить именно в этом пункте наши союзные дела, могут быть выработаны и рекомендации, как все же исправить ситуацию, как зародить тенденции в нашем бытии к тому, чтобы две решающие силы в союзном строительстве - властные структуры и самодеятельные организации - взаимодействовали с целью оптимизации всей союзной действительности.

Решение предлагается следующее: осознанное, программное строительство гражданского общества в России, Беларуси и в целом в Союзном государстве. В этом обществе государственная служба в результате реформ должна стать привлекательной для людей, а политические партии и общественные организации - источником очистительной и созидательной энергии. Естественно, если чиновник будет уличен в преступлении, он должен предстать перед законом, и, если будет доказано, что деятельность какой-либо политической партии или общественной организации наносит ущерб государству, она должна быть распущена, а ее руководители должны предстать перед судом.

Казалось бы, все просто. Нет, конечно, все не так просто. По той причине, что нет среди людей безгрешных. По той причине, что они не только герои и бессребренники, но и могут быть трусливы и продажны. Однако другого пути пока нет: только через созидание гражданского общества в Беларуси, в России, в целом - в нашем Союзном государстве. И одновременно через постепенное духовное восхождение народов.

Обнадеживает то, что, как это ни странно, но существовавшая в России безнравственная власть, сделала все, что могла, для духовного возрождения общества. Такая постановка вопроса правомерна потому, что мы в России на рубеже веков и тысячелетий имели безнравственную власть и потому, что единственный путь выживания для наших людей - это нравственное очищение. В гигантском кипящем котле исторических событий вываривается устремленность людей и народов к очищению. Испытания, пережитые и переживаемые Россией, пришли не просто так. Они являются лишь ответами на соответствующие безнравственные запросы поколений. Каковы были эти запросы, такие и получены ответы. Одним из ответов на запросы предыдущих поколений народов России в вопросах нравственности является то, что мы имели безнравственную власть. Безнравственной мы ее можем считать по многим причинам: она была бессовестной, лживой, неразумной, воровской и продажной.

Мы же хотим иметь власть совестливую, правдивую, разумную, честную и верную своему народу. Но власть - что ствол дерева, а корни дерева - это народ. Каков корешок, таков и плод. Посадишь благородный корень, будет и плод под стать. А на терновом кусте невозможно вырасти наливному яблоку. Как ни крути, народ порождает власть под стать себе. Самое низменное и черное, что гнездится под сердцем каждого человека, неизбежно делегируется, стремится попасть во власть. Более того, устроен мир так, что низость наших сердец прессуется во властных сферах, а затем обращается против нас самих, усиливаясь при этом до такой степени, что уже сами мы негодуем и возмущаемся.

Следовательно, проблема состоит в том, сможет ли грядущее поколение осознать эту неизбежную связь и сформировать такие запросы, ответы на которые его бы более удовлетворяли. Другими словами, если мы сами будем более совестливыми, более правдивыми, более разумными и верными своему народу, то и власть породим на свою голову такую же.

Только вот сможем ли, будем ли мы другими. Как это ни покажется удивительным, но безнравственная власть делала все возможное, чтобы мы изменились к лучшему.

Она была бессовестной, то есть исходила в своих помыслах и действиях не из вечных высоких нравственных принципов, а из чисто человеческих земных помыслов только о своем личном благе, в том числе в ущерб другим людям и всему народу. Будучи в высшей степени бессовестной, она, эта власть, служит нам зеркалом. В него смотреть не хочется, уж больно безобразное лицо отражается в нем. Мы узнавать себя не хотим. Боимся.

Но зеркало есть зеркало. Если все же пересилим себя, свою гордыню, и вглядимся в уродливые черты, то ужаснемся. Но не впадем в отчаяние, а начнем изменять их к лучшему. Так мы сможем восстановить свою нравственность, сплотить народы, построить гражданское общество, в котором воля народов к созданию Союзного государства будет непреложным законом.

Следующий важный вопрос - о механизмах взаимодействия государственной власти и самодеятельных организаций в России, Беларуси и в Союзном государстве. Однако это уже новая большая тема. Хотелось бы пригласить к ее обсуждению на страницах "Евразийского вестника" специалистов, в том числе историков. Ведь отечественная история знает немало примеров продуктивной организации такого взаимодействия.