О некоторых угрозах союзному строительству

С.Варвара
Минск

В политических кругах России и Беларуси в настоящее время все больше утверждается мнение, что Союзный договор от 08.12.1999 г. носил конъюнктурный характер, обслуживая интересы правящих групп по удержанию интеграционного поля под своим контролем в канун президентских выборов.

В итоге, Договор оказался не только малоэффективным, но и противоречащим новой государственной политике России, направленной на укрепление федеральной власти, - концептуальные и правовые основы Договора нарушают конституции обеих стран и несут в себе угрозу конфедерализации Российской Федерации, что является главной геостратегической целью Запада.

Не находят понимания идеи Договора и среди белорусской элиты, которая опасается, что тесная интеграция с Россией в канун приватизации может привести к разделу собственности в пользу российских олигархов. Кроме того, в белорусской оппозиционной прессе неоднократно поднимался вопрос о том, что неконституционный путь оформления Договора создает условия для его денонсации и постановки вопроса о смещении с должности президента Республики Беларусь, согласно статье 79 действующей конституции РБ.

Изложенное позволяет сделать вывод, что главной угрозой союзному строительству является несовершенство или, точнее сказать, отсутствие модели союзного строительства. Предположим, что модель Союзного государства есть (а она действительно существует), и в ней хотя бы не заложены угрозы главному субъекту союзного строительства - России. Исходя из этого предположения, рассмотрим "белорусский фактор" угроз союзному строительству.

Не претендуя на проведение исчерпывающего анализа, выделим некоторые аспекты, которые могут быть использованы в дальнейшем как для оценки, так и для конструирования политической ситуации в Беларуси в интересах создания эффективного Союзного государства.

Нелегитимность власти и нестабильность социально-политических процессов

В настоящее время можно говорить о внешней нелегитимности власти в Беларуси. Западные международные организации не признали поправок в конституцию 1996 года и законность выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 2000 года. Очевидно, что Запад не признает законность президентских выборов в 2001 году, если победит А.Лукашенко или другой неугодный ему кандидат.

По-видимому, необходимо дать некоторые разъяснения тем, кто обеспокоен отсутствием демократии в Беларуси, выражающейся в невыполнении четырех условий ОБСЕ. Их аргумент, что "нелегитимность власти в Беларуси - это нелегитимность Союзного государства" выглядит логично, но не менее убедительно и то, что Запад вмешивается во внутренние дела Беларуси, что само по себе не допустимо в международных отношениях. Он создал в Беларуси многоуровневую антисоюзную политико-информационную систему, включающую (в принятой ныне терминологии): национально-демократические партии, независимые общественные организации, свободные профсоюзы, правозащитные организации, независимые СМИ и аналитические структуры. Выполнение четырех условий ОБСЕ - это правила игры, по которым прозападная оппозиция получает информационно-политическое и финансовое превосходство. Ее приход к власти означает отрыв Беларуси от России со всеми вытекающими из этого последствиями.

Демократизация общества, легитимность власти и, соответственно, легитимность Союзного государства необходимы, но эти процессы должны быть подкреплены созданием эффективной политико-информационной системы, работающей в интересах Беларуси и России. Россия пока не может играть по демократическим правилам, навязанным Западом, не только в Беларуси, но и на своей территории. В тоже время, поступаться своими геополитическими интересами опасно. В этом вопросе нужна взвешенная стратегия, учитывающая все возможные издержки.

Так называемая внешняя нелегитимность является первым шагом для включения комплекса мер, направленных на создание кризиса и дестабилизацию социально-политической ситуации в Беларуси, а это может привести к внутренней нелегитимности. Народ, не признающий власть законной, может стать движущей силой оппозиции, которая работает на Запад и считается там легитимной.

Особо стоит отметить, что внешняя нелегитимность вызывает большую нервозность у "деловой элиты", обеспокоенной "законным" разделом собственности и возможностью свободного доступа к благам западной цивилизации.

Большую роль в дестабилизации социально-политической ситуации может сыграть избирательная кампания по выборам президента страны. Да и будущее Союзного государство во многом будет зависеть от того, кто станет президентом и какую команду приведет с собой.

Следует обозначить некоторые особенности этого процесса.

Кремль демонстрирует отстраненность от выборов в Беларуси, но предварительные ставки на кандидатов уже сделаны. Основная ставка, по-видимому, делается на А.Лукашенко. Для этого есть ряд весомых оснований.

Возможности для маневра в сторону Запада у "нелегитимного президента" резко ограничены. Хотя харизма "белорусского батьки" иссякает, он пока еще имеет самый высокий рейтинг по сравнению с другими кандидатами. Под него выстроен контролируемый им административный ресурс. Он также является гарантом нейтрализации западных сценариев, которые направлены не только и не столько против него, сколько против России. При всей своей так называемой непредсказуемости он понятен и предсказуем более, чем кто либо другой. Он не плохо себя проявил в период кризисного развития ситуации в Беларуси. Для А.Лукашенко по ныне действующей конституции это будет последний президентский срок, и он мог бы пойти на ее изменение и создание федеративного Союзного государства, если в нем он сохранит свой статус руководителя Беларуси. А.Лукашенко выгодно отличается от других кандидатов еще и тем, что в условиях жестких нападок на В.Путина он может стать своеобразным громоотводом.

Как поведет себя другой руководитель, имеющий широкий простор для маневра, предсказать трудно. Сумеет ли он в условиях надвигающегося экономического кризиса удержать ситуацию тоже не ясно. Велика вероятность, что новый президент захочет стать "легитимным" и начнет демократизацию общества на условиях Запада.

Есть ряд аргументов и не в пользу нынешнего президента Беларуси. Эксплуатируя электоральные ожидания интеграции с Россией, он мастерски пробивает бреши в ее экономическом пространстве, наполняя свои фонды. Впрочем, с приходом в России новой команды этот аргумент становится не столь актуальным. Есть аргументы более тяжеловесные. На него сделали ставку те политические силы, которые заинтересованы в конфедерализации России, он вписывается в их стратегию. Его поддерживают и те кто, проиграв президентские выборы в России, пытается взять реванш, поставив под контроль механизмы Союзного государства. Если А.Лукашенко это понимает и сможет дистанцироваться от этих сил, то, по-видимому, он сможет в большей степени рассчитывать на поддержку Кремля.

Весьма вероятно, что кроме нынешнего президента Беларуси Кремль будет делать ставку и на других претендентов (чтобы "не класть все яйца в одну корзину"). "Батька" реагирует на это болезненно. К тому же он не может не понимать, что административный ресурс, на который он рассчитывает, в руках его ближайшего окружения, а оно "кинуло" Кебича и готово "кинуть" его. Но для этого должен появиться претендент, который их устраивает и которого поддерживают в России. Для А.Лукашенко наиболее опасен сценарий аппаратного переворота (а не оппозиция), санкционированного Кремлем. Поэтому он так добивался конфиденциальной встречи с В.Путиным. Если же Кремль поддержит А.Лукашенко, то ход избирательной кампании во многом предопределен.

Однако для А.Лукашенко нужна не просто победа, которая через год может стать "пирровой". Ему нужно продемонстрировать внутреннюю легитимность, показать, что только он является единственной силой, с которой должны иметь дело как Запад, так и Россия. Для этого ему необходимо в первом туре набрать не менее 70% голосов избирателей. Это и будет его гарантией для будущих инвестиций. Если А.Лукашенко во втором туре выиграет у кандидата от демоппозиции с незначительным перевесом, то это может стать толчком для поляризации политических сил и всего общества. Кремль, по-видимому, находится в затруднительной ситуации. Если сделать ставку только на А.Лукашенко, это в дальнейшем может привести к поляризации по линии Россия - Запад. Имидж России будет отождествляться с имиджем А.Лукашенко. Если поддержать и других кандидатов, которые начнут играть на союзном поле и заберут голоса у нынешнего белорусского президента, то он не наберет нужные 70%, а это скажется на притоке инвестиций и, соответственно, на стабильности социально-политических процессов в будущем.

Сценарий "до"

Понимая геостратегические интересы США в отношении России и Европы, несложно предположить какой сценарий они будут реализовывать в Беларуси в ходе президентской кампании. Делая ставку на радикальные политические силы, они постараются, если не привести их к власти, то хотя бы создать здесь зону управляемого кризиса. Уместно напомнить об американском уставе FM 100-20 1990 г. и о той роли, которая отводится послу США в организации управляемых кризисов. Не случайным является и назначение послом США в Беларусь М.Козака - человека, имеющего опыт управления кризисными ситуациями в странах Латинской Америки.

Однако, попытка США дестабилизировать ситуацию в ходе президентских выборов в Беларуси с помощью радикальных сил и грубого внешнего давления сыграет только в пользу "белорусского батьки". Если же в Беларусь из США приедет лидер БНФ З.Позняк, то для А.Лукашенко это станет большой удачей. В этом случае глава Беларуси выступит в красивой роли борца с западным гегемонизмом, защитника белорусского суверенитета и единственного гаранта российских интересов, а вся оппозиция будет отождествлена с "пятой колонной" Запада (несложно заметить, что именно под этот сценарий выстраивается административный ресурс, задействуемый А.Лукашенко). И, если этот сценарий будет запущен, А.Лукашенко реально может набрать в первом туре более 70% голосов.

Интересы европейских стран в отношении Беларуси несколько не совпадают с американскими: европейцы не хотят брать на себя издержки дестабилизации в центре Европы. Им достаточно кризиса на Балканах. Скорее всего, политические силы в Беларуси, лоббирующие интересы европейских стран, дистанцируются от американского сценария. Они ориентированы на долгосрочную стратегию и вряд ли захотят дать повод для "зачистки". В отличие от американских, европейские аналитики неплохо просчитывают ситуацию в Беларуси и более реалистичны. Они постараются реализовать "мягкий" сценарий, в котором главную роль должна сыграть ось: правые в России (оказывающие давление на Кремль) - национально-демократическая оппозиция (со значительной частью номенклатуры в Беларуси) - западные международные организации (оказывающие политико-экономическое давление как на Россию, так и на Беларусь). Координация действий этих сил возлагается на руководителя КНГ ОБСЕ в Беларуси Х-Г.Вика. После регистрации всех кандидатов ему предстоит определить главного кандидата от демоппозиции. Этот сценарий особенно опасен не только для А.Лукашенко, но и для будущего Союзного государства.

Сценарий "после"

Предположим, что победа на предстоящих президентских выборах будет за А.Лукашенко.

Если социально-экономическая ситуация в Беларуси не изменится, то скорее всего процесс вялотекущего союзного строительства может затянуться на весь предстоящий президентский срок. Этот процесс развивается в результате взаимодействия многих внутренних и внешних политических сил. Между ними пока установился баланс, который может быстро измениться в ту или иную сторону. Не приходится ожидать, что эти изменения произойдут в результате повышения профессионализма игроков. Скорее всего, это произойти по экономическим причинам. Возможно, за грядущую пятилетку будет принят конституционный акт и даже пройдут выборы в союзный парламент с неясным статусом, но реальных шагов по созданию эффективно действующего Союзного государства ожидать трудно. Многие противоречивые тенденции начнут нарастать под действием ухудшения социально-экономической ситуации. По прогнозам ряда экспертов, в 2002-2003 годах в Беларуси ожидается экономический кризис, обусловленный тремя факторами.

Первый фактор. Модель, заложенная в основу экономического развития Беларуси, себя исчерпала. Как показала весенняя посевная у республики нет внутренних ресурсов даже для обеспечения продовольственной безопасности. Однако если А.Лукашенко сразу после выборов начнет экономические реформы, то ситуация еще более ухудшится.

Второй фактор. Беларусь оказалась отрезанной от внешних инвестиций. Со стороны Запада инвестиции не поступят в силу "нелегитимности" власти (вместе с тем возрастут инвестиции на поддержку оппозиции). Сократятся и скрытые инвестиции со стороны России, так как она предпринимает решительные меры по защите своего экономического пространства и выстраивает со всеми своими партнерами, в том числе и с Беларусью, прагматичные отношения.

Третий фактор обусловлен резко возросшими ценами на энергоресурсы.

Немалым бременем на экономику лягут издержки на саму избирательную кампанию.

Ухудшение экономической ситуации, естественно, вызовет рост протестных настроений. Если к этому периоду Западу удастся сформировать поляризацию политических сил по линии Россия - Запад и вовлечь в нее население, то будут все предпосылки для развития ситуации по кризисному сценарию со сменой власти в стране (ухудшение ситуации будет отождествляться с пророссийской политикой белорусского руководства, и с его сменой произойти изменение внешнеполитического курса).

Дальнейшее развитие ситуации может происходить по следующим сценариям (причем, начинаться по одному и переходить в другие).

1. Россия берет на себя все экономические и политические издержки белорусского кризиса. В обмен на это руководству Беларуси предлагается федеративное устройство Союзного государства и команда, способная реализовать эту модель. Руководство Беларуси принимает новые правила игры и в соответствии с ними выстраивает свою политику, в том числе и кадровую. Ресурсы, используемые на противодействие России, направляются на противодействие прозападной оппозиции.

2. Россия не может взять на себя все издержки белорусского кризиса. На нее оказывается мощное экономическое, политическое и информационное давление, способное вызвать дестабилизацию в самой России. В этом случае Россия вынуждена будет поступиться некоторыми геополитическими интересами и начать управляемый демонтаж Союзного государства (фактически, с Беларусью восстановятся международные отношения). Естественно, это повлечет смену лидера и части политической элиты. Для России будет сохранен стратегический коридор в Европу.

3. Кризисная ситуация развивается стремительно и разрешается приходом прозападной оппозиции к власти. Контроль над внутриполитическими процессами в Беларуси переходит частично к Европе, частично к США. Россия оказывается частично или полностью заблокированной на западном направлении.

4. Россия предпринимает превентивные меры. Кризис приобретает вялотекущую форму, союзное строительство замораживается в нынешней фазе на неопределенный срок.

...

Процесс (как говорится) пошел, и политикам Беларуси и России пора выработать свою осмысленную стратегию по союзному строительству, учитывающую все издержки и приобретения. В этом случае возможна и более взвешенная "игра" на президентских выборах в Беларуси. www.slavmir.ru