Белоруссии посредники не нужны

Пресс-служба посольства Республики Беларусь в РФ

Консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ в Беларуси вышла за пределы своих полномочий и грубо вмешивается во внутренние дела сувереного государства. Проходящий в Беларуси по инициативе руководства страны диалог власти и общественности вышел на новый этап. Предложенный президентом А.Г.Лукашенко формат дискуссии позволяет в преддверии парламентских выборов принять участие в ней всем заинтересованным слоям белорусского общества.

Анализ ситуации в Республике Беларусь показывает, что диалог с участием широкого спектра общественных объединений не только возможен, но и необходим. Возможность проведения данного диалога обеспечивается как национальным законодательством Республики Беларусь, так и актами, имеющими международный статус.

В соответствие с Конституцией Республики Беларусь именно народ, а не отдельные политизированные группы, является носителем суверенитета. Президент Беларуси выступает в качестве гаранта соблюдения прав всех граждан. Поэтому в соответствии с конституционными нормами государственная власть, в том числе и президент Республики Беларусь, имеют конституционное право вести диалог не с некоторой немногочисленной частью населения республики, а только со всем гражданским обществом, избравшим представителей государственной власти. В противном случае будет иметь место ущемление конституционных прав большинства граждан страны.

Ситуация в Беларуси сегодня привлекает немалое внимание со стороны международных структур, которые проявляют интерес к проведению общественного диалога в республике в соответствии с международными актами. Здесь важно отметить заключительный акт СБСЕ от 01.08.1975г., утвердивший принципы взаимных отношений между европейскими государствами. Это соглашение подписали 54 государства, включая США, Канаду, а также все страны Европы и бывшего Советского Союза.

Первая статья данного акта гласит: "Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут уважать также право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы, равно как и устанавливать свои законы и административные правила". VI статья говорит о том, что "государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства-участника, независимо от их взаимоотношений". Статья VIII указывает, что "все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое социальное, экономическое и культурное развитие".

Таким образом, можно сделать заключение, что, во-первых, в соответствии с основополагающим документом ОБСЕ организация и формат внутреннего диалога находятся в компетенции только Республики Беларусь, и, во-вторых, в диалоге должно быть задействовано как можно большее количество социальных сил.

Отношение стран - членов ОБСЕ к текущей ситуации в Беларуси было выражено в пункте 22 декларации стамбульской встречи на высшем уровне, проходившей с 18 по 19 ноября 1999 года. В данной декларации подчеркивается, что "только реальный политический диалог в Беларуси может открыть путь к свободным демократическим выборам, способным содействовать развитию основ подлинной демократии". В документе прямо указано, что реальный политический диалог может быть организован только тогда, когда в нем принимают участие "белорусские партии, оппозиционные партии и неправительственные организации". Поэтому сегодняшние попытки оппозиционных партий организовать переговоры "власть-оппозиция" отдельно от широкого общественного диалога с участием организаций третьего сектора не имеют никакой нормативной основы, как в белорусской, так и в международной правовых системах.

Следует также подчеркнуть, что ни один из международных документов, которые подписала республика Беларусь, будь то устав ООН, заключительный акт СБСЕ, либо декларация стамбульской встречи, не предусматривает обязанность белорусской государственной власти вести с кем-либо каких-либо внутренних переговоров. Это и неудивительно: о каких переговорах может идти речь при отсутствии равнополномочных субъектов противостояния?

Диалог между различными социальными силами в любом государстве должен быть направлен на консолидацию общественных устремлений в целях сохранения стабильности и достижения гражданского согласия по наиболее значимым вопросам общенациональной политики. Не должен быть исключением и политический диалог в Республике Беларусь. Однако при сложившейся сегодня модели взаимодействия участников диалога особое внимание привлекает деятельность структуры, не представляющей какой-либо общественной силы Беларуси, но стремящейся оказывать фактически определяющее влияние на его ход. Речь идет о консультативно-наблюдательной группе ОБСЕ. В пункте 22 декларации стамбульской встречи на высшем уровне главы государств ОБСЕ декларируют решительную поддержку работе КНГ в Республике Беларусь.

Справочные данные: статус КНГ ОБСЕ в Беларуси определен в соответствие с меморандумом о взаимопонимании между правительством Республики Беларусь и организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе по консультативно- наблюдательной группе ОБСЕ в Беларуси, подписанным 18 декабря 1997 года. Данный документ устанавливает, что КНГ будет осуществлять на территории республики Беларусь следующие задачи:

Таким образом, в соответствие с мандатом КНГ ОБСЕ может осуществлять в Республике Беларусь только консультативную и наблюдательную функции.

Тем не менее, сегодня можно утверждать, что КНГ ОБСЕ в Беларуси буквально с момента приезда в Минск по своему усмотрению значительно расширила собственные полномочия. Во многом из-за выхода КНГ ОБСЕ за пределы круга своих задач была приостановлена подготовка диалога между правящими и "неправящими" кругами Беларуси под эгидой ОБСЕ в 1999 году. Консультативно-наблюдательная группа, взяв на себя функцию посредника в организации политической дискуссии, попыталась представить участников переговоров от партий (включая деструктивные) в качестве выразителей точек зрения широких слоев населения. Более того, в процессе подготовки диалога делались попытки создать видимость противопоставления устремлений государственной власти и представителей третьего сектора в республике, что полностью не соответствует действительности. При этом следует еще раз подчеркнуть, что возможность КНГ осуществлять посредническую функцию не подкреплена ни меморандумом о КНГ, ни международными правовыми документами.

Еще одним ярким примером нарушения меморандума со стороны КНГ ОБСЕ является направление на экспертизу фактически еще находящегося в стадии доработки проекта избирательного кодекса Республики Беларусь. Также к нарушениям относится направление на экспертизу альтернативных незаконных проектов, представленной группой бывших депутатов верховного совета Республики Беларусь, по конституции не обладающих правом законодательной инициативы.

Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод, что сегодня КНГ ОБСЕ не только консультирует и наблюдает, но и участвует в политических событиях, вмешиваясь, таким образом, во внутренние дела суверенного государства в нарушение Заключительного акта ОБСЕ, Устава ООН и других международных документов.

Сам факт нахождения КНГ ОБСЕ в Республике Беларусь вызывает ряд вопросов, ответ на которые может привести к выявлению международных спекуляций и очередному подтверждению "двойных стандартов" во внешней политике развитых стран. Практика показывает, что ресурсы и возможности ОБСЕ сегодня используются выборочно. Северо-ирландский конфликт в великобритании, баскский в испании, квебекская проблема в Канаде не привлекают внимание ОБСЕ даже настолько, чтобы отправить в эти страны миссии или КНГ. А ведь накал напряженности и причиняемый этими конфликтами ущерб несравнимо более значительны, чем в Беларуси. Размещались же миссии преимущественно в странах, где конфликт (в основном вооруженный), по мнению ОБСЕ, не мог быть урегулирован собственными силами сторон - в Югославии, Албании, Грузии, России (в Чечне), Молдавии, Таджикистане. Миссии в Эстонии, Латвии и Украине служили преимущественно механизмами экономического лоббирования.

В Беларуси нет общенациональных противоречий, тем более способных вылиться в вооруженное противостояние, а все возникающие вопросы общество может решить с помощью собственных ресурсов.

Сегодня Республике Беларусь не нужны посредники, тем более не правомочные, для разрешения внутренних проблем. Более того, сегодня в стране активизируются здоровые общественные силы, избегающие радикализма и деструктивности, действительно желающие блага Беларуси.

Представители многих общественных объединений - молодежных, профессиональных, ветеранских и др. - хотят, чтобы их конструктивные позиции учитывались в процессе обсуждения перспектив государственного развития. Так, недавно была создана инициативная группа по образованию форума народно-демократических сил "гражданское согласие" как ответ на призыв президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко о консолидации созидательно настроенной общественности. Данные инициативы полностью соответствуют мнению большинства граждан страны. По данным январского опроса населения социологической лабораторией "Новак", 50,6 процента опрошенных считают, что в разрешении любых противоречий на политической арене ключевую роль могут сыграть сами белорусы.

Диалог в 1999 году показал, что роль КНГ в этом процессе сводилась к попытке вовлечь государственные структуры в обсуждение важнейших вопросов не с широким спектром общественных сил, а с горсткой политиков, не имеющих широкой общественной поддержки, преследующих узкие политические цели. Фактически сегодня КНГ ОБСЕ стала инструментом давления. И это при том, что в республике отсутствует конфликт, который не мог бы быть разрешен самим обществом. И широкий общественный диалог тем более может быть организован без посредничества европейской структуры. Причем организация диалога с помощью внутренних механизмов позволит наиболее полно отразить всю палитру взглядов, сложившуюся на белорусской политической арене.

Белорусские власти понимают, что организация широкой дискуссии требует формирования оптимальной модели диалога между социальными структурами, имеющей целью достижение конструктивных результатов при оценке как изнутри, так и извне. Для современной белорусской ситуации сегодня характерно большое разнообразие политических позиций, поэтому видится необходимым включение в диалог представителей как можно большего числа объединений, выразивших желание включиться в обсуждение.

Особое внимание в данном аспекте уделяется оппозиционным организациям, которые, прикрываясь несогласием с положениями нового избирательного кодекса республики, пытаются свести на нет возможность организации любого рода дискуссии. На состоявшемся 22 февраля заседании консультативного совета оппозиционных политических партий было заявлено, что все его участники отказываются от участия в парламентских выборах, назначенных на осень этого года. Однако многие оппозиционеры прекрасно понимают, что избирательный кодекс принят на основе конституции в обусловленном законом порядке, он проходил международную экспертизу и многие предложения авторитетных зарубежных экспертов были учтены.

Главной же причиной отказа от участия в выборах и, таким образом, культивирования деструктивных намерений в диалоге служит то, что бойкотирование выборов является сегодня единственным средством политического самосохранения оппозиции, имеющей поддержку лишь среди незначительной части населения. Есть все основания утверждать, что ее заявления о готовности к диалогу - не более чем маскировка, служащая для демонстрации "доброй воли" перед США, ЕС и ОБСЕ.

Диалог, несомненно, убедительно продемонстрирует, насколько узок круг белорусских политических образований, противостоящих принятому на республиканском референдуме основному закону. При этом власти намерены обеспечить четкое соблюдение положений закона "о печати и других средствах массовой информации", так как одним из главных свидетельств ущемления прав оппозиции (с точки зрения последней), является то, что она якобы не допускается к использованию электронных СМИ.

Однако в соответствие с вышеуказанным законом предоставление эфира либо печатных полос находится в компетенции редакции конкретного средства массовой информации. И это видится целесообразным - любая редакция, для поддержания авторитета собственного СМИ посредством адекватного отражения событий, стремится выдерживать баланс политических сил. И именно лишение редакций права действовать по собственному усмотрению (что требует оппозиция) будет нарушением права на свободу слова. Поэтому следует еще раз подчеркнуть, что только закон о печати и СМИ, а не голословные утверждения оппозиционных сил, способен стать основой проведения конструктивного диалога.

Одним из важнейших моментов для оптимизации и результативности широкой дискуссии является позиция государственной власти в данном процессе. Исходя из современных демократических традиций, предстоящая дискуссия будет выступать в виде свободного волеизъявления представителей широких слоев населения. Для этого наряду с представителями общественных объединений в диалог будут вовлечены представители парламентского корпуса - люди, которым многочисленные избиратели доверили представление своих интересов. В палате представителей национального собрания Беларуси уже сформирована депутатская группа, которая будет принимать активное участие в широком общественном диалоге.

Исполнительная же власть будет выполнять в переговорном процессе консультационную и наблюдательную функции.

Пресс-служба посольства Республики Беларусь в РФ