Топливно-энергетический комплекс Белоруссии и его место в российско-белорусской интеграции (Анали-тический доклад)


От редакции: аналитический доклад подготовлен экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок "Вектор" (www.politvector.ru)

Проблема удовлетворения потребностей Белоруссии в электроэнергии, топливе и углеводородном сырье в целом является одной из ключевых в плане обеспечения политической, экономической и социальной стабильности в стране. Собственные нефтегазовые запасы республики весьма ограниченны. Государство с десятимиллионным населением, перегруженное тяжелой и энергоемкой промышленностью, не в состоянии обеспечивать себя своими собственными энергоресурсами.

Прошедший год и первая половина 2000 г. показали, что обвальных процессов в хозяйстве Белоруссии удалось избежать, размеры внутреннего и внешнего долга не превысили параметров экономической безопасности республики. В то же время, начиная с 1998 г., в Белоруссии прослеживается тенденция замедления темпов экономического развития, и падение основных показателей продолжилось в 2000 г. При отсутствии радикальных мер по реформированию реального сектора экономики и кредитно-банковской системы в ближайшее время хозяйство страны может опуститься к критическому уровню 1994 г.

Сложность экономической ситуации в Белоруссии в значительной мере вызвана тем, что продолжает увеличиваться разрыв между отдельными секторами белорусской экономики: одни из них при поддержке государства продолжают наращивать объем выпускаемой продукции, другие - безнадежно отстали, являются неэффективными и убыточными. Первые являются заложниками открытости белоруссской экономики и, в случае неблагоприятной внешнеэкономической ситуации (а она пока такова), не смогут стать локомотивами хозяйственного прогресса, инициируя лишь процесс затоваривания, работы на склад.

Самое негативное воздействие на хозяйственную жизнь Белоруссии, в частности, на уровень инфляции оказывает существующая искусственная матрица цен, которая мешает нормальным экономическим отношениям не только внутри республики, но и с союзной Россией.

Относительный застой в экономике Белоруссии объясняется также консервацией практики перекрестного субсидирования, сверхжесткого и детального контроля со стороны государства за деятельностью хозяйствующих субъектов, а также предоставления необеспеченных финансовыми резервами социальных льгот, тяжесть которых ложится на передовые предприятия.

Замедление темпов экономического развития в Белоруссии связано и с недальновидной бюджетной политикой государства. Пока продолжает главенствовать выборочный, "точечный" принцип финансирования предприятий, в основном ориентированных на экспорт, создающих, так сказать, лицо страны. С другой стороны, малоэффективные и убыточные субъекты хозяйствования вместо решения текущих экономических проблем предпочитают бороться за выделение им бюджетных средств, за налоговые и таможенные льготы. Отчасти, их к этому вынуждает существующая ценовая политика правительства.

Состояние экономической, социальной, налоговой, кредитно-денежной и банковской систем страны таково, что, даже исключая политические моменты, не позволяет Белоруссии надеяться на значительную финансовую помощь со стороны европейских и мировых финансовых организаций.

Ситуация, в которой оказалась экономика Белоруссии, не исключает, более того - благоприятна для хозяйственной реинтеграции с Россией. С одной стороны, правительство Белоруссии для исправления положения и из-за нехватки финансовых резервов объективно вынуждено будет пойти на отказ от импорта широкой группы товаров и готовой продукции (включая электроэнергию), перейти на полномасштабную закупку сырья. С другой - Россия в ближайшей перспективе останется единственным реальным и экономически выгодным поставщиком в Белорусию нефти, газа и другого сырья. Кроме того, белорусский инвестиционный рынок пока свободен, акционирование предприятий и приобретение в собственность субъектов и элементов хозяйственной структуры иностранными институтами, скорее всего, станет возможным. В этих условиях от российского руководства требуется минимум активности и максимум проницательности для подлинного, а не декларируемого годами, экономического взаимовыгодного сближения двух государств.

Состояние электроэнергетической отрасли Белоруссии

Собственная электроэнергетическая база республики не в состоянии удовлетворить ее потребности в электроэнергии. Развитие отрасли в последнее время замедлилось, что обусловлено отсутствием достаточного финансирования и острым дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для возмещения и обновления основных производственных фондов, и неплатежеспособностью потребителей энергии. Потребность республики в электроэнергии в последнее время, особенно в связи с некоторым оживлением в промышленности, превысила 35 млрд. кВт. ч. Для полного удовлетворения этого спроса на электроэнергию порядка 10 - 11 млрд. кВт. ч. (почти треть от общего потребления) закупается в России. Предполагаются также ее закупки в Литве и на Украине. Потребность в дополнительных источниках электроэнергии в Белоруссии ощущается постоянно. Например, прорабатывается вопрос о возобновлении поставок электроэнергии из Литвы, прекратившихся в июне 1999 года. Закупая литовскую электроэнергию, выработанную на атомных электростанциях, Белоруссия, как считают, будет меньше зависеть от ситуации на российском рынке углеводородного сырья.

Несмотря на значительный долг, который имеет Белорусссия перед компанией "Летувос энергия", литовская сторона выражает готовность к поставкам и ищет операторов для проведения взаиморасчетов, в том числе в товарной форме. Это тем более важно для государства, поскольку РАО "ЕЭС России", которому Белоруссия также должна более 50 млн. долл., все настойчивее требует от белорусской стороны оплаты поставленной электроэнергии "живыми" деньгами.

Вместе с тем эксперты считают, что дальнейшее сохранение высокой доли импортируемой электроэнергии негативно влияет на энергобезопасность республики. Проблема эта настолько серьезна, что в августе 1999 года в одном из интервью президент А.Лукашенко даже высказался в пользу строительства на малых реках Белоруссии небольших электростанций и мельниц по размолу зерна, подчеркнув, что в республике достаточно много малых рек и строительство на них небольших ГЭС "недорого будет стоить", а главное - поможет Белоруссии сэкономить валюту. Возможно, в ближайшее время будет предпринята попытка реализовать идею строительства таких гидро-, а также ветряных электростанций.

Топливно-энергетический баланс Белоруссии

Сегодняшнее состояние топливно-энергетического комплекса Белоруссии таково, что перед предприятиями отрасли, как и всей экономикой республики, остро обозначились проблемы удорожания первичных энергоресурсов, недостатка оборотных средств, неплатежеспособности потребителей, недозагрузки производственных мощностей и отсутствия источников финансирования для модернизации основных производственных фондов.

По оценкам белорусских специалистов концерна "Белнефтехимпром", начальные потенциальные ресурсы нефти в Белоруссии составляют 338,714 миллиона тонн. Их разведанность в целом по всем перспективным районам Белоруссии составляет 48,2%, освоенность - до 28,6%.

Из других видов топлива в Белоруссии имеется лишь торф. Атомные электростанции на территории республики отсутствуют.

При среднегодовой потребности в нефтепродуктах около 12 млн. тонн собственная нефтедобыча Белоруссии в 1996 году составила 1,86 млн. тонн., в 1997 году - 1,825 млн. тонн., в 1999 г. - еще меньше. По оценке белорусских экспертов, добыча нефти на территории республики в следующие 15 лет будет снижаться в среднем на один процент в год, и к 2010 году объем годовой добычи составит 1,12 млн. тонн. Те есть, при существующей тенденции республика в состоянии удовлетворять потребности за счет собственной нефти лишь на 10-15%.

Собственная нефтепереработка, а также другие профилирующие отрасли белорусской экономики, прежде всего химия и нефтехимия, рассчитаны на импортное сырье. Если принять во внимание факт нынешней политической конфронтации Белоруссии с Западом, то проблема обеспеченности нефтегазовыми ресурсами для республики стоит чрезвычайно остро.

Главным и единственным поставщиком углеводородного сырья в Белоруссию является Россия.

Перспективность работы российских нефтяных компаний с Белоруссией определяется следующими факторами.

Для России республика представляет собой рынок сбыта 9-10 млн. тонн нефтепродуктов в год. Если в среднем по российским областям реализуется порядка по 1-1,5 млн. тонн, то белорусский рынок оказывается сопоставимым с очень крупным российским экономическим регионом, охватывающем до десятка областей.

Далее. Географическое положение Белоруссии позволяет ей быть звеном, связывающим Россию с Европой. По территории Белоруссии проходят наиболее важные экспортные пути транспортировки нефти: нефтепровод "Дружба", который разделяется здесь на две ветки: одна в Германию, другая через Львов и Закарпатье - на Венгрию и Словакию; еще один нефтепровод идет в Западную Европу через латвийский порт Вентспилс; через южную Белоруссию проходит экспортный нефтепровод на Восточную Европу.

Ожидается также, что углеводородный транзитный поток через Белоруссию может существенно возрасти после завершения строительства трубопровода Ямал-Западная Европа, а также в результате предполагаемого сокращения или вообще отказа от транзитных услуг Украины и строительства альтернативных трубопроводов через Белоруссию.

Имеет значение и то, что стоимость переаботки нефти на республиканских заводах Белоруссии почти в два раза ниже, чем на российских.

Кроме того, транспортный тариф транзита нефти через территорию Белоруссии наиболее привлекателен для российских нефтяных компаний в сравнении с транспортом этого продукта как через саму Россию, так и остальные страны СНГ. К примеру, он на 20% ниже украинского.

Актуальность перечисленных факторов может существенно возрасти, в том числе в связи с предполагаемым подъемом нефтяной и газовой промышленности России.

Исходя из сказанного, для российских нефтегазовых компаний в Белоруссии отчетливо просматриваются три направления деятельности: внутренняя переработка российской нефти на белорусских нефтеперерабатывающих предприятиях; транзит российских нефти и газа через территорию Белоруссию на внешние рынки; поставка на республиканский рынок нефтегазового сырья.

Нефтепереработка в Белоруссии

Существующие в России производственные мощности нефтепереработки недостаточны для полного удовлетворения в объемах и структуре потребностей в качественных нефтепродуктах. В то же время созданные в Белоруссии мощности по переработке нефти используются на 30-40%.

В республике располагаются два крупных нефтеперерабатывающих завода - Новополоцкий и Мозырьский. Эти предприятия - "жемчужины" национальной промышленности. Они входят в число не только крупнейших заводов страны, но являются одними из самых мощных нефтеперерабатывающих предприятий Европы: проектная мощность Новополоцкого НПЗ составляет 20 млн. тонн нефти в год, Мозырьского - 16 млн. тонн. Оба предприятия привязаны к магистральным трубопроводам, расположены близко к центральной России, то есть к региону, являющемуся одним из основных потребителей нефтепродуктов, а также к странам СНГ и Европы. Оба предприятия являются наиболее платежеспособными и во многом определяющими состояние белорусского государственного бюджета. Увеличение поставок нефти для Мозырьского и Новополоцкого НПЗ позволило бы значительно увеличить выпуск нефтепродуктов, а с учетом строительства комплексов по глубокой переработке нефти обеспечить рост выпуска автобензина на этих заводах в 2000 году на 12-13%, дизельного топлива - на 7-8%. Выход светлых нефтепродуктов увеличится с 53% до 70-80%.

В то же время и Новополоцкий, и Мозырьский НПЗ требуют серьезной реконструкции и модернизации. Изношенность оборудования на них составляет от 60 до 95%. Глубина переработки нефти находится на уровне 53%. Одной из причин, повлиявших на решение о модернизации белорусских НПЗ , стало решение ЕС о запрете использования в Западной Европе дизельного топлива с содержанием серы более 0,05%, что не обеспечивается технологическими возможностями этих предприятий. На нынешний момент, учитывая весомость вклада этих НПЗ в бюджет Белоруссии, реконструкция заводов представляется особенно актуальной.

Интерес к работе на нефтяном рынке Белоруссии сегодня в наиболее выраженной форме проявили такие крупные нефтяные компании, как "Славнефть", "ЛУКойл", "ЮКОС" и др.

Российские нефтяные компании выразили готовность решить проблему реконструкции белорусских НПЗ в Мозыре и Новополоцке. Примерная стоимость модернизации Новополоцкого НПЗ ("Нафтан") составляет 400 млн. долл., Мозырьского - 300-350 млн. долл. Их модернизация предполагалась с привлечением участия крупных западных кредиторов. Однако вскоре выяснилось, что западные инвесторы применительно к Белоруссии зачастую ориентируются не столько на экономическую выгоду, сколько на политическую конъюнктуру, как в случае с Мозырьским НПЗ.

Реконструкция установок на "Нафтане" позволяет увеличить производство пароксилола, дистиллятов узкого фракционного состава, твердых парафинов пищевого и технического назначения, улучшить качество бензина и смазочных масел не только для внутренних, но и, частично, российских потребностей в этих видах продукции.

Пионером российско-белорусского сотрудничества в нефтяной сфере была нефтяная компания "Славнефть".

Потребление нефтепродуктов в Белоруссии

В 1997-1998гг. среднегодовое потребление нефтепродуктов в республике составляло около 7500 тыс. тонн, в том числе автобензинов - 1260 тыс. тонн, дизельного топлива - 1940 тыс. тонн, мазута - 3500 тыс. тонн и прочих нефтепродуктов - порядка 800 тыс. тонн.

В 1999 г. реализация основных видов нефтепродуктов на рынке Республики Беларусь начала сокращаться (например, только в первом полугодии 1999 г. сократилась на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе дизельного топлива - на 10,4%, бензинов автомобильных - на 8,3%).

Обеспечение потребностей республики в нефтепродуктах - одна из основных задач, стоящих перед Белорусским государственным концерном по нефти и химии (концерн "Белнефтехим"). Для ее выполнения концерн старается активно взаимодействовать с банками, нефтяными компаниями, Белорусской железной дорогой, стремится эффективно использовать возможности входящих в его состав предприятий и организаций, специализирующихся на добыче, транспортировке и переработке нефти и нефтепродуктообеспечении. В настоящее время концерн "Белнефтехим" обеспечивает полный цикл работ с углеводородным сырьем (разведка, добыча, транспортировка и переработка нефти, хранение и реализация нефтепродуктов), а также производство сырья для нефтехимических предприятий.

Государственная политика на рынке нефтепродуктов базируется на поставках углеводородного сырья нефтеперерабатывающим заводам в рамках Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Белоруссии о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 1 сентября 1994 года, а также протоколов к нему на конкретный год.

Помимо Соглашения 1994 г., поставки нефти в Республику Беларусь из Российской Федерации регулируются межправительственными документами о едином таможенном пространстве от 6 января 1995 г. и о ценовой политике от 27 февраля 1996 года. С 1997 г. закупаемые в России энергоресурсы поставляются на основе совместного топливно-энергетического баланса союзных государств. Основной проблемой для Белоруссии в рамках российско-белорусского двустороннего сотрудничества в энергетической сфере остается полнота и своевременность оплаты поставок российской нефти.

Суммарные перерабатывающие мощности двух нефтеперерабатывающих заводов республики задействованы в настоящее время не более чем на 30%. Малая загрузка указанных предприятий прежде всего определяется объемами поставок сырья. Например, за 1998 год на заводы было поставлено 10,1 млн. тонн российской и 1,1 млн. тонн белорусской нефти. В 1998 году ПО "Нафтан" переработало 6,7 млн. тонн нефтяного сырья, ОАО "Мозырьский НПЗ" - 4,5 млн. тонн.

Согласно п.6 протокола от 14 апреля 1999 года к Соглашению между российским и белорусским правительствами о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов российская сторона обязалась обеспечить в 1999 году достаточное выделение ресурсов нефти и газового конденсата для республиканских государственных нужд Белоруссии. Общий объем поставляемой нефти в 1999 году был увеличен на 1 млн. тонн (на 8,3% по сравнению с 1998 годом).

В первом полугодии 1999 г. добыча собственной нефти и импорт ее из России шли неплохими темпами. Производственным объединением "Белоруснефть" в январе-июне 1999 года было добыто 923,6 тыс. тонн белорусской нефти (102,4% к соответствующему периоду 1998 года). Концерном "Белнефтехим" и входящими в его состав производственными объединениями Новополоцкий НПЗ ("Нафтан") и "Белоруснефть", открытым акционерным обществом "Мозырьский нефтеперерабатывающий завод" и гомельским предприятием транспорта нефти "Дружба" за 6 месяцев 1999 года закуплено 2,3 млн. тонн нефти или 39% от общего объема ее поставки в республику из России, в том числе концерном - 1,7 млн. тонн.

Однако в июле-августе 1999 года по независящим от Республики Беларусь причинам возникли трудности с заключением контрактов на поставку нефти из России. Так, во втором квартале 1999 года появилась устойчивая тенденция роста цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту цен на российскую нефть с 40 долл. в апреле до 95-100 долл. за тонну в августе прошлого года. Введение российским правительством ограничения на вывоз нефтяного сырья за пределы страны, в том числе и в Республику Беларусь, усложнило ситуацию с поставкой углеводородов в республику в июне-июле 1999 г. как резидентами, так и нерезидентами, работающими на нефтяном рынке Белоруссии. Кроме этого, ухудшение финансового состояния концерна "Белнефтехим" крайне осложнило проблему оплаты, а с нею и поставок нефтяного сырья в республику: закупки нефти концерном уменьшились с 560 тыс. тонн в феврале 1999 года до 320 тыс. тонн в июле 1999 года.

В апреле текущего года нефтеперерабатывающие заводы переработали 1078 тыс.т нефти, или 89% к уровню прошлого года. Официальная причина сокращения переработки - уменьшение поставок углеводородного сырья из России из-за недостатка у Белоруссии валюты для его оплаты. Однако есть и другое мнение: симптоматично, что сократил переработку именно Мозырский НПЗ. Вполне вероятно, это не что иное, как следствие разногласий между белорусским правительством и руководством нефтегазового концерна "Славнефть" в вопросе реконструкции этого предприятия. Надежды нового руководства "Славнефти" не оправдались - белорусская сторона не пожелала брать на себя лишних финансовых обязательств. Вместе с тем Александр Лукашенко заявил недавно, что Белоруссия намерена искать альтернативные источники углеводородного сырья. В России, да и в самой республике это заявление главы государства расценивают как слишком оптимистичное, поскольку считается, что пока его реализация выглядит довольно проблематично. Проанонсированное участие "Беларуснефти" в разработке некоторых российских месторождений и, соответственно, в разделе продукции пока не вылилось в конкретные проекты. Белоруссия, как оказывается на деле, пока явно не готова выкладывать десятки миллионов долларов за участие в подобных тендерах.

Основными потребителями нефтепродуктов в республике остаются предприятия сельского хозяйства, транспорта, строительства, а также владельцы личного автотранспорта. Следует иметь в виду, что потребление светлых нефтепродуктов в течение года неравномерно и зависит от проведения весенне-осенних сельскохозяйственных работ, активизации деловой активности транспортников и увеличения спроса на бензин владельцами личного автотранспорта в период с мая по октябрь. Что касается мазута, то практически весь его объем потребляется энергетическими и коммунальными службами, причем около 70% - в осенне-зимний период.

Предприятиями концерна "Белнефтехим" обеспечивается более 64 % потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах. В 1999 г. для проведения всего комплекса весенне-летних сельскохозяйственных работ было поставлено 176 тыс. тонн бензинов автомобильных и 420 тыс. тонн дизельного топлива, что составило соответственно 114% и 160% к аналогичному периоду 1998 года.

Поставка нефтепродуктов потребителям осуществляется в основном через нефтебазы концерна "Белнефтехим". На территории республики в 1999 году действовали 34 нефтебазы и 8 их филиалов с поставкой нефтепродуктов в основном по железной дороге. Десять из них имеют возможность получать нефтепродукты по трубопроводам. Реализация бензинов и дизельного топлива осуществлялась на 316 автозаправочных станциях, принадлежащих предприятиям концерна. На рынке нефтепродуктов присутствуют также и частные компании - "ЛУКойл", "Neste oil BP", ОАО "НГК "Славнефть" и другие.

Концерном "Белнефтехим" разработана программа развития сети АЗС и реконструкции нефтебазового хозяйства на 1998-2000 гг. Планировалось построить 79 новых и реконструировать 50 автозаправочных станций, а также провести реконструкцию и осуществить техническое перевооружение на 26 предприятиях нефтебазового хозяйства. При этом была поставлена задача максимального использования собственных строительных и производственных мощностей предприятии. Особое внимание уделяется проведению реконструкции действующих АЗС, расположенных на основных автомобильных магистралях республики.

В нефтебазовом хозяйстве Белоруссии планируется осуществить строительство дополнительных резервуарных мощностей и замену изношенных, реконструкцию очистных сооружений и эстакад налива-слива. Ряд нефтебаз планируется вынести за городскую черту.

Обращают на себя внимание темпы строительства и модернизации АЗС: так, за 1998 год в эксплуатацию введена 21 АЗС, проведена реконструкция 12 АЗС и ряда объектов нефтебазового хозяйства. Освоено 950,6 млрд. белорусских руб., что составляло 140,9% к соответствующему периоду 1997 года в сопоставимых ценах. Финансирование мероприятий осуществлялось за счет собственных средств - 817,8 млрд.руб., централизованного инновационного фонда концерна 52,7 млрд. руб., фонда финансовой поддержки - 29,5 млрд. руб., прибыли аппарата концерна - 40 млрд. руб. и кредитов - 10,6 млрд. руб.

Мероприятиями по развитию сети АЗС и реконструкции нефтебазового хозяйства предприятий концерна предусматривалось строительство в 1999 году уже 41 АЗС, 18 из которых введено в эксплуатацию, реконструированы 14 АЗС и ряд объектов нефтебазового хозяйства, приобретены транспортные средства для перевозки нефтепродуктов.

Потребление основных видов нефтепродуктов на внутреннем рынке республики в 1999 году отражены в нижеследующей таблице (в млн. тонн):

  1 полугодие 2 полугодие
Бензин 1,3 0,7
Дизельное топливо 2,0 1,15
Мазут 3,5 1,7

Для выработки данного объема нефтепродуктов во втором полугодии 1999 года необходимо было закупить и поставить на нефтеперерабатывающие заводы 4,8 млн. тонн нефтяного сырья, в том числе белорусской нефти - 0,72 млн. тонн (125 тыс. тонн в месяц), российской - 4,08 млн. тонн (350 тыс. тонн в месяц). Для этого концерну "Белнефтехим" требовалась ежемесячная конвертация валюты порядка 38 млн. долларов (при цене 105-110 долларов США за тонну). Это был критический объем, необходимый для удовлетворения потребностей народного хозяйства в нефтепродуктах и загрузки заводов.

Необходимо признать, что реализация за белорусские рубли нефтепродуктов на внутреннем рынке в конечном итоге осуществляется в убыток импортеру сырья, т.е. российским предприятиям. В настоящее время система концерна "Белнефтехим" по обеспечению республики нефтепродуктами настроена на пассивное использование валютных средств республики для закупки нефтяного сырья с последующей реализацией выработанных ресурсов по заявкам потребителей.

Ежемесячная закупка концерном "Белнефтехим" во втором полугодии 1999 года 350 тыс. тонн нефтяного сырья с учетом нефти ПО "Белоруснефть" позволила на 68% обеспечить потребность внутреннего рынка республики в нефтепродуктах. Оставшийся дефицит нефтепродуктов (1,13 млн. тонн) предполагалось закрыть давальческими структурами или частичным импортом нефтепродуктов другими субъектами хозяйствования. Однако, им не удалось полностью справиться с этой задачей.

Помимо этого, с 1998 г. конкурентоспособность белорусских нефтепродуктов постоянно падала по ценовому фактору (даже с учетом отмены акцизов при их экспорте в страны СНГ), а экспорт их отдельных видов вообще стал нецелесообразным. Нестабильные, неритмичные поставки нефти объективно подводят руководство республики к решению проблемы ускоренного внедрения технологии по её глубокой переработке.

Надо отметить, что работающие на нефтяном рынке Белоруссии российские нефтяные компании чувствуют себя не всегда достаточно уютно. Главная причина сложившегося неблагоприятного положения - существующая в Белоруссии налоговая система, которая невыгодна резидентам, работающим на белорусском рынке нефти и нефтепродуктов.

Дело в том, что налоговые льготы, зафиксированные в соответствующем соглашении, белорусским правительством предоставлены не были, в связи с чем запланированные для "ЛУКойла" и "ЮКОСА" объемы поставок в Белоруссию (7 млн. тонн) выполнены не были. В письмах российских предпринимателей в высшие белорусские инстанции содержалось предупреждение о возможном аннулировании условий соглашения. Возникла опасность ухода российских компаний с белорусского рынка или частичного свертывания своей деятельности.

По ряду оценок белорусских экспертов, отказ от выполнения условий подписанного Соглашения отодвигает развитие нефтяного комплекса Белоруссии по крайней мере на 2-3 года назад.

Следует отметить, что интересы "ЛУКойла" и "Юкоса" были предопределены не столько желанием работать именно в Белоруссии, сколько экспортом дешевых нефтепродуктов с Новополоцкого НПЗ в страны Балтии и на север Европы. Реальным проводником российских интересов в Белоруссии в нефтяном комплексе фактически оставалась одна "Славнефть", которая сегодня сама переживает не лучшие времена.

В свое время концерн "Белнефтепродукт" предложил два условия, которые могли бы сделать белорусский рынок нефтепродуктов привлекательным для российских поставщиков: выгодный процессинг и свободные вывоз нефтепродуктов без взимания акцизов.

Очевидно, вопрос с инвестированием и кредитованием предприятий был бы решаем, если бы белорусские власти проявили реальную готовность передать республиканские заводы в частные руки, в том числе с учетом заинтересованности крупных российских нефтяных компаний, какими являются, например, "ЛУКойл" или "ЮКОС". Не оправдались расчеты "Славнефти" относительно перспектив участия в сбыте произведенных в Белоруссии нефтепродуктов. Дело в том, что белорусское правительство, ранее поддерживающее идею постепенной передачи акций местных нефтесбытовых организаций в управление росийских нефтяных компаний, похоже, отказывается от этой идеи в пользу создания собственной крупной сбытовой компании, причем в ее состав планируется включить едва ли не все предприятия нефтепродуктообеспечения страны. Сегодня Минск отчетливо ощущает собственную значимость для российских нефтяных холдингов и намерен проводить более самостоятельную политику.

В этом смысле и новый межгосударственный договор не добавляет особого оптимизма, поскольку, хотя российские предприниматели и приравниваются в правах с белорусами в хозяйственной и коммерческой деятельности, остается равное с ними отсутствие реальных, предоставляемых государством, возможностей приобретения белорусской собственности. Возможно, обновленные российские власти сумеют убедить белорусского президента сблизить позиции в области политики приватизации, что подразумевает более заметное проникновение российского капитала на промышленные объекты Белоруссии, в том числе ключевого значения.

Исходя из изложенного, можно рассматривать два потенциальных сценария развития событий в топливно-энергетическом комплексе Белоруссии.

В случае если процесс становления Союзного государства Белоруссии и России будет происходить недостаточно быстро и примет вялотекущий характер, ограниченность собственных топливных ресурсов, тенденция повышения цен на нефть и неизбежность перехода к мировым ценам на импортируемое нефтяное сырье будут толкать руководство Белоруссии к выработке экономических, административных и технических мер по стабилизации и созданию предпосылок для успешного развития топливно-энергетического комплекса. Это - перевод отраслей народного хозяйства на энергосберегающий путь развития, формирование нефтяного рынка и создание конкурентной среды в производстве и распределении нефтепродуктов, установление таких цен на нефтепродукты, которые отражают в полном объеме затраты на их производство и распределение.

Кроме того, Белорусссия будет стремиться к стабилизации достигнутого уровня добычи собственной нефти, реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий республики для обеспечения потребности республики в светлых нефтепродуктах и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции как на российском, так и на западном рынках. Для усиления режима экономии нефтепродуктов на предприятиях и в организациях республики возможна такая жесткая административная мера, как создание специализированной структуры, наделенной необходимыми полномочиями по контролю за рациональным использованием горюче-смазочных материалов. Альтернативным методом регулирования потребления этих ресурсов является ценовая политика, проще говоря, - повышение цен на нефтепродукты.

Другой сценарий - более оптимистичный и реализуется в контексте успешного решения задач становления Союзного государства. В рамках этого варианта произойдет дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества Белоруссии и России в развитии единого топливно-энергетического комплекса, предусматривающего распространение на белорусские нефтеперерабатывающие заводы условий поставки нефти, предусмотренных для российских НПЗ. Поставки нефтяного сырья для белорусских НПЗ, как указывалось выше, определяются единым топливным балансом России и Белоруссии и существующей трубопроводной инфраструктурой, поэтому единственным реальным и экономически целесообразным источником сырья для ПО "Нафтан" и Мозырьского НПЗ в обозримой перспективе останутся российские месторождения.

Несмотря на имеющиеся сложности, развитие ситуации свидетельствует о том, что Россия в ближайшей перспективе останется единственным реальным и поставщиком в Белоруссию нефти, газа и другого сырья. Кроме того, инвестиционный рынок республики остается пока свободным. Акционирование предприятий и приобретение в собственность субъектов и элементов хозяйственной структуры иностранными институтами, прежде всего российскими, скорее всего, станет возможным. В этих условиях от российского руководства требуется максимум проницательности и активности для подлинного, а не декларируемого годами, экономического и взаимовыгодного сближения двух государств.

Как представляется, потенциал внутреннего нефтяного рынка страны изучен недостаточно и не отрегулирован. К тому же, как полагают специалисты, он недостаточно емок. Поэтому покупателей на основные объемы топлива и ГСМ необходимо искать либо в России, либо в Европе.

Если западные регионы России остаются потенциальными покупателями белорусских нефтепродуктов, то в оценке европейского рынка, который в целом в обозримой перспективе остается наиболее надежным в плане платежеспособного спроса, следует учитывать ряд факторов.

Во-первых, Европа не испытывает заметного недостатка в своих нефтеперерабатывающих производствах, и у покупателей уже сейчас имеется довольно широкий диапазон выбора.

Во-вторых, параллельно с белорусскими НПЗ реконструкцию планируют проводить практически все предприятия в Восточной Европе, что приведет к усилению конкуренции на европейском нефтяном рынке. Эти обстоятельства заставляют задуматься об обоснованности серьезных надежд белорусских нефтепереработчиков на сбыт в Европе больших объемов нефтепродуктов.

В-третьих, политика белорусских властей не способствует устойчивому и долговременному закреплению продукции собственных НПЗ на иностранных рынках. В республике действуют квоты на вывоз нефтепродуктов при условии обязательных поставок на внутренний рынок (в среднем до 70% производимого товара). В соответствии с указами президента и постановлениями правительства концерн "Белнефтепродукт" регламентирует вывоз нефтепродуктов в период отопительного сезона и сельскохозяйственных работ.

Газовая сфера российско-белорусского сотрудничества

Россия является для Белоруссии главным поставщиком прородного газа. В год в республику предполагается поставлять 16 млрд. куб. м российского газа. Долг республики за российский природный газ продолжает расти и составляет уже более 250 млн. долл. Контракты на поставку газа из России в Беларусь заключены до конца года, и в них оговорена твердая цена. Однако Россия имеет все основания условия контрактов не выполнять, ссылаясь на то, что Беларусь не выполняет всех условий контракта, хронически не доплачивая за газ.

Белорусское направление изначально рассматривалось в России в контексте решения задачи выхода из транзитной зависимости от Украины. На церемонии сварки первого шва на белорусском участке газопровода "Ямал-Западная Европа" председатель правления РАО "Газпром" Р.Вяхирев заявил: "Прокладка газопровода Ямал-Западная Европа станет лекарством для Украины". Несмотря на задолженность, "Газпром" считает Белоруссию относительно благополучным партнером.

Чтобы представить себе масштаб проблемы с оплатой российских энергоресурсов, обратимся к цифрам. РАО "Газпром" поставляет в Белоруссию 45 млн. куб. м газа в сутки. В 1995 году было поставлено всего 12,9 млрд. куб. м газа, причем Белоруссия оплатила лишь 27% полученного газа. В 1996 году Россия отгрузила Белоруссии 13,7 млрд. куб. м, оплачено 64,3% его стоимости (443,9 млн. долл.). В декабре 1996 года "Газпром" вынужден был прибегнуть к 3-х дневной 50-процентной энергетической блокаде, вернув за трехдневный срок 10 млн. долл. (сумма, равная пени с общей задолженности Белоруссии). Подобное положение продолжало сохраняться и в последующие годы. Похоже, что еще не начав прокачку газа по строящемуся трубопроводу, Белоруссия стала рассматривать поставки российского газа как некий аванс своего участия в будущем транзите через свою территорию.

"Газпром" неоднократно предупреждал Белоруссию о возможном сокращении ей поставок газа и даже проводил демонстрацию сокращения поставок (периодически на 30-50%), но ситуация кардинально не изменилась и по сей день.

Из всей суммы белорусской задолженности России на энергоресурсы приходится до 90%. Учитывая политический момент, РАО "Газпром" старается не злоупотреблять жесткими санкциями. Тем не менее требования оплачивать хотя бы текущие поставки газа остаются в силе. Руководство РАО не раз указывало на возможность сократить поставки ровно настолько, насколько Минск ему не доплачивает. А это уже не 20%, а 40-50%, что стало бы весьма чувствительно для хозяйственных потребностей страны.

Не исключено, что к концу года Россия вполне может повысить цену на газ, в том числе для своего союзника, а также активизировать требования полной оплаты текущих поставок.

До сих пор не пролонгировано соглашение о поставках белорусской техники российским бюджетным организациям в обмен на погашение долгов РАО перед федеральным бюджетом. Во время визита белорусского премьер-министра Владимира Ермошина в Москву договоренность о продлении соглашения вроде была достигнута, однако, пока проект бродит по российским министерствам. Правда, в конце прошлой недели в Минске побывала делегация из Краснодарского края, которая изучала возможность поставки нашей техники в рамках газовых зачетов.

Важной сферой интересов российского капитала в белорусском нефтегазовом комплексе можно считать транзит российских нефти и газа через территорию страны. Сохранение для России устойчивых транспортных коммуникаций в условиях появления по границам России не очень дружественных государств, озабоченных поиском собственных альтернативных транспортных путей, приобрело геополитическую и геостратегическую значимость. В сложившейся для России неблагоприятной ситуации транспорт, в том числе трубопроводный, показал свою политическую уязвимость, став орудием давления на наше государство со стороны сопредельных государств. Москва столкнулась с непривычной для себя проблемой обеспечения политически стабильного транспортного коридора в Западную Европу.

С этой точки зрения Белоруссия представляет собой наиболее стабильное его звено:

- на Россию ориентированы не только внешняя политика этой страны, но и свыше половины ее внешнеторгового оборота. Белоруссия не стремится в НАТО подобно странам Балтии, и не заигрывает с ней как Украина. Русское население (1,5 млн.) не подвергается притеснению и дискриминации как на Кавказе или в центрально-азиатских республиках. Белоруссия - единственная республика в СНГ, где русский язык объявлен государственным наравне с Белорусским;

- подготовленная и создаваемая в республике транспортная инфраструктура дополняют ее стратегическую важность и экономическую ценность для России. Через Белоруссию и Литву проходит самый надежный маршрут поставок в Калининградскую область. Калининград - форпост России на Балтике, один из немногих незамерзающих портов с выходом в Атлантику;

- Минск и Брест расположены на стратегически важных шоссе и железнодорожных магистралях, ведущих на Запад, минуя Прибалтику. Четверть грузооборота белорусских железных дорог приходится на нефть и нефтепродукты;

- по территории республики проложены важнейшие экспортные нефтепроводы Самара-Вентспилс и "Дружба", газопроводы в Западную Европу и Прибалтику. Только транзит нефти через Белоруссию в государства дальнего зарубежья превышает 40 млн. тонн;

- наконец, через Белоруссию пройдет трасса нового мощного газопровода "Ямал-Западная Европа". Стоимость проекта оценивается приблизительно в 40 млрд. долл.

Строительство белорусского участка Ямал-Западная Европа развернуто по всей трассе, проходящей по территории республики на протяжении 575 км. По данным государственного концерна "Белтрансгаз", на начало лета текущего года на участке Несвиж-граница с Польшей сведено в нить 170 км газопроводной трубы. 125 км газопровода полностью уложено в землю в соответствии со всеми техническими стандартами. Предполагается, что по территории России будет проложено три нитки газопровода, по территориям Белоруссии и Польши - по две.

Руководство российской акционерной компании "Транснефтепродукт" предлагает белорусскому правительству создать на территории республики дочернее экспедиторское предприятие. Это предложение поддерживают руководители концерна "Белнефтепродукт" и закрытого акционерного общества "БелНефтеБалт". Свои аргументы по этому поводу они привели в письме, направленном в Совет Министров республики. Специалисты считают, что создание дочернего предприятия АК "Транснефтепродукт" позволит организовать на территории республики постоянный грузопоток нефтепродуктов с начальным пунктом "Гомель-3". Ранее этот пункт был законсервирован после аварии на Чернобольской АЭС. По мнению специалистов, восстановление его работы и организация транзита нефтепродуктов через белорусскую территорию позволит получить значительную прибыль, а также создать новые рабочие места.

Между тем, в Минске все чаще высказывают убеждение, что роль белорусского транзитного коридора в Москве оценивают неадекватно при подсчете долгов за российский газ и прочие энергоресурсы.

Тем более, что российские ведомства уже не первый год признают, что экспортный транзит в Европу энергоносителей наименее дорогой и технологически (да и политически) надежней именно по белорусской территории. Известно, что доля продаж этого сырья в совокупных экспортных доходах Роcсии ныне достигает 45%.

По существующим данным, средний уровень транзитного тарифа через Белоруссию для российских нефти и газа сегодня составляет почти 2 долл., в то время как, например, в странах Балтии - около 8 долл., в Финляндии - 8,5 долл., на Украине - не менее 4 долл.. Причем через Белоруссию вывозится из России в дальнее зарубежье до 35% газа и около 25% нефти, предназначенных на экспорт.

По оценкам западноевропейских аналитиков, на энерготранзите через Белоруссию Россия экономит за год 0,8 - 1 млрд. долл. транзитных издержек. Ежегодная плата РФ за транзит нефти и газа через страны Балтии и Финляндию составляет в целом 1,5 млрд. долл. Низкая транзитная цена в Белоруссии для газа идет в зачет платежей Белоруссии за ввозимый из РФ газ: в обмен на газотранзитный белорусский тариф в 1,75 долл. "Газпром" поставляет этой республике голубое топливо по 50 долл. за тысячу кубометров. (в конце марта эта цена снижена до 30 долл. за тысячу куб.).

Средняя контрактно-экспортная цена российского газа в еврозарубежье ныне составляет 53 долл. за тысячу кубометров (в первом полугодии 1998-го она составляла 71 долл.).

Согласно оценкам западноевропейских организаций и исследовательских центров, средняя инвалютная платежеспособность (ИП) стран Центральной и Западной Европы как минимум в 8 раз выше белорусской. Причем плата за газотранзит в Восточной и Центральной Европе (а ведь российский газ доставляется даже во Францию, Австрию, Швейцарию, Италию) не менее чем в 3,5 раза выше, чем в Белоруссии.

Таким образом, если транзитный тариф в других соседних странах за наш газ в среднем почти вчетверо выше, в сравнении с тарифом белорусского коридора, то цена газа для Белоруссии - при ее ИП, становится практически не сопоставимой с европейскими соседями, - лишь на 30-35% меньше, чем для стран европейского зарубежья. Вдобавок они потребляют в среднем за год около 70 млрд кубометров нашего газа, а Белоруссия - лишь 16 млрд кубометров.

Белоруссия в той или иной форме дотирует российский газоэкспорт, причем инвалютный. И неудивительно, что ее задолженность перед Россией за газ к концу августа 2000 г. достигла 280 млн. долл., а "живые деньги" в платежах по газовому долгу пока не превышают 11%.

Зато именно по белорусской территории прокладывается новая газотранзитная труба (Ямал - Западная Европа), которая, по расчетам российских и западноевропейских специалистов, даст дополнительный экспортный доход РФ как минимум в 1 млрд. долл. ежегодно после 2008-2010 гг. (в текущих ценах).

В этой связи некоторые белорусские эксперты считают уместным поставить ряд вопросов: в-первых, об отчислении части газоэкспортных доходов Белоруссии (ведь вывозится газ не просто российский, а российско-белорусского союза!). И во-вторых, о плате за аренду части территории республики, где прокладывается или работает транзитная труба. При этом вспоминается, что даже миниатюрному Лихтенштейну Швейцария, состоящая с ним в таможенном союзе с 1921 года, отчисляет часть своих экспортных доходов, то есть платит за транзит.

Москва неоднократно предлагала Минску весьма своеобразный бартер: прощение долгов по газу, за не менее 20% акций концерна "Белтрансгаз", то есть в случае предоставления РФ части прав собственника-совладельца сети магистральных (включая межобластные) газопроводов в Белоруссии.

Аналогичная ситуация складывается и с транзитом нефти, нефтепродуктов из РФ, в том числе по железным дорогам. Такое положение, считают в Минске, вряд ли работает на создание подлинно равноправного экономического союза России и Белоруссии; кроме того, оно весьма активно, скажем так, пропагандируется противниками союза.

Роль белорусского коридора для России имеет не только "энергетическую значимость": в связи с ограничениями, вводимыми Данией, Норвегией и Швецией в балтийско-атлантических проливах на танкерное и вообще грузовое судоходство (в том числе путем повышения транзитных расценок, стоимости лоцманской проводки), зависает российский экспорт, прежде всего нефтяной. Ориентированный, кстати, на балтийские портово-трубопроводные системы, особенно Вентспилсскую (около 40% нашего нефтеэкспорта пока перевозится через Вентспилс).

Но "северный Босфор" можно частично обойти, точнее, может оказаться необходимым сквозной водный путь Припять-Буг-Нотець-Одер (Днепровско-Бугский и Великопольский каналы), выводящий российскую внешнюю торговлю к портам Западной Европы, причем по кратчайшему пути.

Конечно, сразу весь транзитный грузопоток с северного - Балтийско-Скандинавского - направления невозможно перевести на белорусский маршрут. Но какая-то его часть уйдет туда. А ведь эта трасса в среднем примерно втрое дешевле по транзитным расценкам (транзит - порты Балтии - проливы между Балтикой и Северным морем). Если же Осло, Стокгольм и Копенгаген ужесточат контроль за проливами, неизбежен рост нашей транзитной нагрузки и на другие коммуникации Белоруссии. Как поведут себя в этом случае белорусские транспортники, не воспользуются ли они случаем, чтобы увеличить тарифы ?

Словом, перед Союзным государством в сфере экспортно-импортных перевозок стоит немало вопросов.

Сейчас в Министерстве энергетики России ведется работа по созданию единого топливно-энергетического баланса четырех государств - России, Украины, Белоруссии и Казахстана, плюс газовое сотрудничество с Туркменией. При этом важно создать одинаковые условия для работы на этом пространстве - единое таможенное пространство, единый тариф, единая политика по газу и энергетике, с учетом ее транзита в Европу. Казахстан, кстати, с этой инициативой полностью согласен. Одна из главных проблем заключается сейчас в непонимании украинской стороны, в основном по вопросу внедрения единого тарифа. Украина сегодня не входит в единый Таможенный союз, зато подписывает документы о вхождении в единую зону свободной торговли. Это - существенное расхождение, а не сближение позиций.

Определенный интерес для российских инвесторов может представить деятельность белорусских нефтехимических предприятий.

Предприятия Белоруссии выпускают номенклатуру специальной химической продукции - нити полиэфирные технические, поликапромидные нити, полиэтилен, этилен, нитрон, полиактинитрильное волокно (выпускаемых Светлогорским ПО "Химволокно" с создаваемыми на нем мощностями по производству вискозной текстильной нити; Гродненским ПО "Химволокно" с производством капрлактама, метанола, карбамида; заводом искусственного волокна в г. Могилеве; ПО "Бобруйскшина" с производством крупно- и сверхкрупногабаритных шин; Лидским лакокрасочным заводом). В свою очередь Белоруссия заинтересована в создании производственных мощностей на следующих химических предприятиях России: АО "Ставплекс" в г. Буденновске (производство поливинилбутиральных смол), Уфимском АО "Химпром" (поликарбонаты), Приморском АО датолитовых руд "Бор", АООТ "Апатит" в г. Кировске, АО "Тобольский нефтехимкомбинат" (метилтредбутиловые эфиры), Щебекинском и Талицком биохимзаводах, Саянском АО "Химпром" (производство поливинилхлорида).

Одной из причин, сдерживающих развитие в республике, в частности, нефтегазового комплекса, является приватизационная политика, проводимая руководством Белоруссии. Приватизация объектов республиканской собственности остается пока малопредсказуемой сферой государственной концепции перехода к рыночной экономике. Даже четко определенные и зафиксированные в законе цели так называемой малой приватизации (объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в последнее время все чаще корректируются на самом высоком уровне. Высокопоставленные чиновники говорят уже не о завершении процесса малой приватизации, как было запланировано, а об изменении государственных подходов в этой области.

Что касается крупных предприятий, особенно в стратегически важных отраслях, то реорганизовывать их государство пока не торопится. В частности, недавно в Мингосимуществе прошел экспертизу проект акционирования ПО "Нафтан", в чем были заинтересованы российские нефтяные концерны "Юкос" и "ЛУКойл". По результатам экспертизы Мингосимущество издало приказ о преобразовании ПО "Нафтан" в открытое акционерное общество.

"Нафтан", как предприятие, находящееся под особым патронажем государства, по принятой в подобном случае схеме разгосударствления, должно быть преобразовано в открытое акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом. Затем после специального решения совета министров республики возможна продажа части акций трудовому коллективу. Что касается внешних акционеров, то для них также требуется специальное решение. В сложившемся раскладе интересов белорусской и российской сторон и ожидании внешних инвесторов вероятнее всего это будет одна или несколько российских компаний. Это подтверждают и в Мингосимуществе, имея ввиду потенциальных инвесторов будущего ОАО.

На белорусском инвестиционном рынке тем не менее крепнет убеждение, что пока окончательно не определится ситуация с российско-белорусским союзом, не будет ясности и в сфере белорусской приватизации, а, следовательно, возникнут трудности с направлениями и возможностями инвестирования в приватизируемые предприятия.

Тем не менее, в условиях, когда на белорусском пространстве западные инвесторы не проявляют, зачастую по политическим причинам, заметной деловой активности, заинтересованные российские финансовые предприятия, не имея серьезных конкурентов, могли бы уже сейчас вести целенаправленную проработку белорусских проектов.

Заключение

Подводя итоги рассмотрения проблем взаимодействия России с Белоруссией в нефтегазовом комплексе, отметим, что пока эти отношения строятся не столько на экономическом расчете и целесообразности, сколько на сложном переплетении экономики с политикой. Существующие сложности во многом обусловлены тем состоянием, в котором находится в настоящее время Союзное государство.

13 декабря 1999 г. Государственная Дума России ратифицировала Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Белоруссии, а также двустороннюю интеграционную программу действий. Договором предусматривается создание Высшего госсовета Союза, парламента, Совмина, суда и Счетной палаты. Появление этих исполнительных и законодательных органов вовсе не означает рождения нового государственного образования. Каждая из стран не лишается суверенитета, независимости и других государственных атрибутов, а также сохраняет конституцию. Пока договор предусматривает лишь выработку комплекса действий по интеграции, окончание которой планируется к 2005 г.

Двусторонний торговый оборот между странами составляет 9,1 млрд. долл. Белоруссия обеспечивает 17% от всех оборонных поставок в Россию, а на долю России приходится 60% от общего товарооборота Белоруссии.

Годовой экспорт отечественной нефти и газа в Белоруссию составляет, соответственно, 10 млн. тонн и 16 млрд. кубометров. Структура российского экспорта в Белоруссию включает: нефть, уголь, газ - 42%, машины и транспортные средства - 18%, химические продукты - 13%, черные и цветные металлы - 12%. Белорусский экспорт в Россию включает: машиностроение - 38%, продукция химической промышленности - 13%, продовольствие - 13%, одежда и обувь - 11%, продукты нефтепереработки - 10%, металлы - 9%.

Россия проводит в отношении Белоруссии политику экономического благоприятствования. Цены на российскую нефть на 15-25% ниже мировых. За газ Беларусь должна платить рекордно низкую цену: 31-32 долл. за тыс. куб. На этом Россия теряет свыше 300 млн. долл. ежегодно. К тому же недавно произошел перезачет белорусского долга: он сократился на треть. Теперь российскому правительству приходится прибегать к различным "взаимозачетам", чтобы восполнить потери от неплатежей.

С другой стороны, выгоды от сотрудничества между нашими странами очевидны. Сейчас через территорию Белоруссии проходит 80% транзитных перевозок из России в Западную Европу. Новый Союзный договор позволит нам проложить новые нефте- и газопроводы в Европу, используя территорию Белоруссии.

Общие интересы наблюдаются в поставке продукции производственно-технического назначения по ценам ниже мировых. Кроме того, в Белоруссии сосредоточены отрасли завершающего цикла, в то время как в России расположены предприятия начальных технологических циклов. Воссоединение нарушенных в результате ликвидации СССР связей принесет прибыли обеим сторонам.

В 1996 г. был создан Таможенный союз. Как результат, товарооборот между странами вырос на 30%, что позволило получить дополнительно 80 млн. долл.

Между тем, состояние российско-белорусских отношений и ход реализации Договора о создании Союзного государства вызывает серьезное беспокойство. С начала года действует Совет Министров Союзного государства, как главный орган, исполняющий цели союзного договора. Сформирована необходимая нормативная правовая база деятельности органов Союзного государства, утверждены статут и Регламент Высшего Госсовета, Регламент Совмина Союзного государства, Положение о постоянном Комитете, проводятся заседания Совмина, идет процесс формирования Постоянного Комитета.

Одно из основных направлений - формирование единого экономического пространства, которое обусловлено прежде всего единой налоговой системой, единой таможенно-тарифной системой, единой валютой. Сегодня достигнуто понимание с белорусским руководством о необходимости выравнивания общих принципов экономической, бюджетной, таможенно-тарифной, налоговой политики. В этой связи подписано соглашение о сближении (унификации) налоговой политики, что должно привести к принятию общего налогового кодекса. Готовится к подписанию соглашение об унификации и проведении единой таможенно-тарифной политики. Подготовлено соглашение о введении единой денежной единицы Союзного государства.

Реализация перечисленных мер требует принятия достаточно чувствительных решений. Необходимо, чтобы Белоруссия отказалась на первом этапе от множественности курса национальной валюты, приблизила к российским принципы бюджетной политики (бездефицитный или с меньшим дефицитом бюджет), приняла меры к выравниванию уровня инфляции. Премьер-министр М.Касьянов считает, что только при таком подходе, при совокупности мер, предпринимаемых единовременно, можно добиться за короткий срок сближения экономических ситуаций, создания оптимальных условий хозяйствования.

Подписав 8 декабря 1999 г. Договор о создании Союза и приняв программу действий, две страны сделали еще один исключительно важный шаг на пути сближения двух дружественных славянских народов, что в полной мере соответствует национальным интересам России и Белоруссии. Однако сегодня, к сожалению, можно констатировать, что реально осязаемых подвижек в реализации договора за прошедшие месяцы фактически не произошло, и это не может не вызвать беспокойства. Складывается впечатление, что органам исполнительной власти не хватает ни энергии, ни политической воли для эффективного выполнения подписанных договоренностей.

Инертность особенно очевидна именно в вопросах создания единого экономического пространства. Фактические результаты в области взаимодействия в промышленности, в сельском хозяйстве чрезвычайно незначительны. Подписано немало документов, но практических шагов в налоговой, таможенной, валютной политике пока не происходит. Более того, по ряду позиций наблюдается очевидный откат. Например, Совет Министров Союзного государства 30 августа с.г. принял решение перенести введение единой денежной единицы с 2005 на 2008 год. Налицо откат в осуществлении таможенной политики: по существу восстанавливается таможенный режим на границе. Высокие железнодорожные тарифы не позволяют белорусам возить свои товары за Волгу, иначе это становится нерентабельно.

Исключительно трудно рождался бюджет Союзного государства на текущий год. Притом при весьма скромных объемах он исполнен на конец августа всего на четверть. Например, крупная совместная программа в области автомобилестроения, в которой участвуют предприятия Минска и Ярославля, профинансирована только на 2,8%. Причем этой программе уже не первый год. Постоянный Комитет Союзного государства испытывает большие трудности. Сложилась парадоксальная ситуация, когда исполнительный Комитет, предшественник Постоянного Комитета, уже не работает, а сам Постоянный Комитет еще не работает ввиду отсутствия квалифицированных кадров. Не решен вопрос и с местом его размещения. Советом Министров вновь отложено решение вопросов информационного обеспечения интеграции. Популярные российские радиоканалы ("Маяк", "Радио-1") из-за экономических трудностей или прекратили, или сократили свое вещание на Белоруссию.

Многие изложенные причины связаны прежде всего с тем, что руководители ряда российских ведомств не осознали важности создания Союзного государства. Интеграция во многом осуществляется из-под палки. Связанная с Белорусией союзным договором, российская сторона обязана работать совершенно в ином режиме.

Принципиальное значение должен иметь конституционный акт Союзного государства, который должен быть разработан в соответствии с Договором. Он определит государственное устройство и правовую систему общего государства. Однако подготовка и этого важного документа идет исключительно вяло. Выборы в Палату Представителей и формирование Парламента Союзного государства, как представляется, могут стать важнейшей составной частью формирования всей структуры Союзного государства. Предстоящие выборы потребуют большой подготовительной, организационной работы со стороны всех ветвей власти. В связи с этим появляется необходимость рассмотреть и учесть в комплексе всю структуру существующего управления интеграционными процессами и двухсторонних отношений с государствами СНГ.

Судя по всему, следует ожидать, что по мере политического сближения двух стран и наполнения подписанного политического документа о союзе двух славянских государств практическим содержанием возможности для деятельности российских нефтяных компаний будут расширяться, особенно в таких сферах, как поставка углеводородного сырья, транзит российских нефти и газа через белорусскую территорию и сбыт нефтепродуктов.