Русские в Белоруссии: новый взгляд

Фадеев А.В
профессор, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ

В Москве на исходе зимы прошла международная конференция российских соотечественников. Тема русских и русскоязычных, проживающих сегодня в Белоруссии, на ней практически не затрагивалась. Это и неудивительно - в союзной стране положение русских граждан гораздо лучше, чем в других республиках бывшего СССР.

Действительно, особенностью Республики Беларусь, ее отличием от других стран, возникших на постсоветском пространстве, является то, что русские (которых в Республике Беларусь насчитывается почти 1,5 млн. человек) не подпадают под понятие диаспора. Они наряду с белорусами представляют часть государствообразующей нации, хотя официально республика и придерживается принципа доминирования этнического большинства. Русский язык конституционно приравнен к государственному белорусскому языку, что обеспечивает всем русским и русскоязычным гражданам РБ равный доступ к образованию, получению профессии и занятию государственных должностей, получению информации на родном языке. В праве и общественном сознании за русскими не закрепился термин национальное меньшинство, хотя попытки изменить такое положение вещей на государственном уровне имели место в недавнем прошлом. Ограничений прав и свобод русских по этническому основанию сейчас в целом не отмечается. Общественное сознание находится в сфере великорусских идейных ценностей, в зоне великорусского менталитета, с характерным слабым выражением идеи национального превосходства, неповторимости и этнической уникальности. Престиж русского языка, русской культуры достаточно высок, отношение к русскому народу самое теплое.

Белорусский национализм, выразителями которого выступают политики радикального крыла оппозиции и деятели культуры, сегодня не представляет политическое движение, способное, например, помешать воссоединению Беларуси и России. Националисты не имеют реальной программы реализации национальной идеи, а ограничиваются простой констатацией - "национальная идея поможет Беларуси подняться с колен". Саму "национальную идею" исповедует лишь весьма ограниченная и разнородная группа населения, не влияющая заметно на общественное мнение.

Однако успокаиваться и умиляться по поводу благостного положения русских в Белоруссии рано. Не следует исключать возможности появления в перспективе идеологии особого, белорусского национализма, порожденного в среде определенных слоев белорусского социума. А, как известно, именно националисты способствуют утверждению "образа врага", в котором сегодня у них выступает исключительно Россия.

В республике наблюдается процесс переосмысления истории белорусского этноса, культуры, попытки искусственно удревнить историю белорусской государственности и создать целое направление в науке под названием "белорусистика". Естественно, что вместе с этим пересмотру подвергается и роль русских, России. Тревожит, что в наши дни такая инициатива исходит уже не столько от отдельных представителей творческой интеллигенции, сколько от высоких официальных кругов под флагом укрепления государственной независимости и самостоятельности.

В Белоруссии отмечается ряд последовательных действий, направленных на построение информационного кордона, гуманитарного отделения от России. Предприняты меры по сужению российского информационного поля, закрыты пророссийские издания: "Белоруссия", "Славянский набат", ряду газет спущено указание перейти на исключительно белорусский язык. Белорусское руководство решило отменить для россиян подписку на ряд белорусских газет, включая официозные. Белорусы, в свою очередь, лишены возможности получать российские газеты, за исключением "Независимой", других газет из соседней страны купить на территории республики практически нельзя, да и "НГ" поступает в основном только в Минск.

Как представляется, не забыт тот факт, что русскими, проживающими в Белоруссии, в свое время были негативно восприняты и провозглашение суверенитета Республики Беларусь и шаги по приданию статуса государственного белорусскому языку. Может быть, по этой причине в Белоруссии сделано все, чтобы в "политической семье" страны сегодня не было политических партий или групп, в программных документах которых имелась бы задача реинтеграции с Россией, этому препятствует и Конституция РБ. Русские общественно-политические организации в РБ не имели поддержки государства и отмерли, не пройдя процедуры последней перерегистрации. Тем временем, оппозиционные издания и официозные СМИ Беларуси больший акцент делают на показ негативных сторон жизни россиян.

В этом году в Белоруссии грядут президентские выборы. Они во многом призваны ответить на вопрос, каким курсом будет двигаться страна дальше. Поэтому так важно определить какое значение имеют выборы в Белоруссии для судьбы российско-белорусского Союзного государства, для России и, конечно, для наших соотечественников, проживающих в соседней республике. Победа прозападной оппозиции в РБ, которая моментально забудет о своей борьбе за "суверенитет Беларуси" и бросится холуйски исполнять волю новых хозяев с Запада, будет означать для России потерю Белоруссии уже в этом году. Радикальная оппозиция, националисты после югославских событий явно воспрянули духом: ее лидерами взят ориентир на реализацию балканского сценария в рамках предстоящих президентских выборов. В идеологическом плане оппозиционные издания упорно внушают белорусским гражданам мысль о неизбежности вступления республики в поле "глобального управления", которое осуществляет "определенная группа государств", представляющих т.н. западную цивилизацию. Белорусские оппозиционеры достаточно цинично и подробно объясняют экономическую и политическую выгоду для жителей Белоруссии в установлении мировой гегемонии выше обозначенной группы государств.

Под угрозой не только те, скажем прямо, не слишком прочные, межгосударственные связи, которые сложились в результате хозяйственного, военного и иного сотрудничества России и Белоруссии. Под угрозой само существование русского этноса на территории Белоруссии. Русские могут моментально оказаться в роли преследуемого и угнетенного нацменьшинства, пополнить ряды потенциальных беженцев, хлынуть в Россию.

Россия и Белоруссия в последние годы активно выталкиваются из мировой политики, практически они оказались вытесненными из европейских структур. Упрочение и расширение на Восток НАТО, придание этой организации новых надгосударственных функций казалось бы диктовало скорейшее укрепление реального союза между ними, способного гарантировать безопасное существование народам Белоруссии и России. Однако этого не происходит. Пока ожидания народов России и Белоруссии в плане формирования единого государства не оправдались. Трагичность момента не только в том, что ожидания народов двух стран самым беззастенчивым образом были в очередной раз (имея в виду Союзное государство) обмануты, что бездействие руководителей РБ и РФ полностью, а, может быть и навсегда, обесценили саму идею воссоединения двух братских стран. Суть его состоит в инерции восприятия реального положения дел.

Так, например, продолжает увеличиваться разрыв научного и технологического пространства, полностью отсутствуют шаги по поэтапному сближению содержания образования в высшей школе и послевузовском обучении. Уже много лет широкомасштабный научный обмен кадрами специалистов на взаимной основе в соответствии с долгосрочной программой не осуществляется. В сфере общественно-политических наук две страны идут по совершенно различным маршрутам. Не проводится в рамках Союзного государства осознанная государственная политика в области гуманитарного образования, прежде всего в средних школах, не выработан единый подход к преподаванию истории, основ философии, обществознания и права. Никаких программ развития и сохранения русской этнокультурной и языковой общности, по ограждению русских в Белоруссии от чуждого им религиозного влияния, по сохранению их традиционной религиозно-культурной целостности в республике не осуществляется.

Самые последние опросы общественного мнения показывают, что в среде белорусских управленцев растет количество руководителей, ратующих за введение в повседневное и повсеместное употребление белорусского языка в полном объеме. Четверть госчиновников считает, что пришла пора перейти на исключительно белорусский язык в делопроизводстве, документации, информации, судопроизводстве и прочих сферах государственной жизни. В их понимании это будет способствовать утверждению идеи независимости и суверенитета республики. Они явно не отдают себе отчет, что в условиях Белоруссии, где теснейшим образом переплелись этнические группы, а в обществе пока еще господствует великорусский менталитет, построение национально однородного государства просто невозможно, а попытки отстаивания независимости под флагом национализма способны наоборот, привести к распаду государства, которое, как показал краткий исторический опыт его существования, проявило неспособность к полной и немедленной самостоятельности.

Самое тревожное, что русские и белорусы начинают терять ощущение идентичности. В молодежной среде интерес к процессу реинтеграции с Россией довольно низкий. Это объясняется прежде всего тем, что с момента распада СССР прошло уже достаточно времени, за которое в России и Белоруссии успела вырасти и вступить в жизнь новая генерация, не имеющая совместного социального опыта. Это - крайне отрицательный фактор с позиции перспективы интеграции, поскольку будущее за молодым поколением, а с годами доля таких лиц, не живших в совместном государстве, мало что знающих о союзнике, будет все более увеличиваться в активном, продуктивном слое общества.

Постепенно, по мере усталости от напрасных ожиданий подлинного объединения в российском и белорусском общественном мнении все более явственно вырисовываются тенденции к поиску недостатков и корыстных побуждений у своих союзников, якобы стремящихся за чужой счет достичь своих эгоистических национальных целей. Обратим внимание, что Россия, например, в массовом сознании белорусов сейчас присутствует довольно слабо, уступив место Германии, которая рассматривается как определенный социальный идеал государства. С подачи некоторых государственных средств информации, в работах творческой интеллигенции насаждается явно преувеличенные представления об общности исторической судьбы западноевропейских и белорусского народов, об единых корнях белорусского этноса с литовским, польским, германским...

Не лучше обстоит дело и в России - в последнем номере популярного российского журнала "Родина", например, были опубликованы несколько статей белорусских историков, которые, мягко выражаясь, искажают реальную картину прошлого. Красной нитью в них проходит идея об исторических "винах" России перед белорусским народом, о постоянном навязывании ему ее имперской воли. Сам белорусский этнос эти авторы относят к западной группе, противопоставляя его русскому. Договорились даже до того, что все литовские рыцари были на самом деле белорусами(!). Конечно, каждый исследователь имеет право на отстаивание своей точки зрения, но на лицо факт бездоказательных русофобских утверждений, профанации истории на фоне полного отсутствия в тематическом номере журнала, посвященного славянам, материалов о совместной исторической жизни народов России и Белоруссии.

Следует отдавать отчет в том, что и белорусы, и особенно россияне довольно плохо представляют себе реальную жизнь и повседневную действительность друг друга. Объективные и нейтральные материалы о современном положении в странах-союзницах зачастую вытесняются информацией, рассчитанной на негативное восприятие своими гражданами положения у соседей, критическими комментариями и даже карикатурными клише. Любые сиюминутные осложнения в отношениях руководства России и Белоруссии находят отклик в правительственных СМИ, где сразу наблюдаются симптомы известной жесткости в отношении союзников, безудержной и часто беспочвенной критики в их адрес. Задача создания позитивного образа союзника, с которым предстоит объединяться в рамках Союзного государства, руководством обеих стран сегодня по большому счету и не ставится.

Почему это так важно? Дело в том, что среди самых устойчивых общественных стереотипов, характерных для разных культур во все исторические эпохи, социологи выделяют, прежде всего, образ врага и образ союзника, вне зависимости от их конкретного содержания. Положительный образ друга и союзника, в качестве которого должна выступать Россия, будет играть важную роль в сознании белорусского общества в отношении к русским, к России и к русской идее вообще. Для Белоруссии, где в силу специфического государственного устройства общественное сознание имеет черты консервативного, с тенденцией к мифологизации, типа сознания социума, внешний мир воспринимается как область повышенной политической опасности. В этой "темной" зоне, увы, продолжает находиться и Россия, в которой, если верить белорусским средствам массовой информации, все враждебно к обычному человеку, там: криминал и Чечня, безработица и развал, одним словом - все иное и неустойчивое, потенциально противное "стабильным" белорусским основам.

Руководство Белоруссии, как представляется, сознательно и бессознательно укрепляет в общественном сознании определенные стереотипы восприятия России, которые отличаются своей одномерностью и практическим отсутствием обратной связи с реальностью, с изменениями в российской жизни. Порой они облекаются в научные, идеологические одежды, сопровождаясь соответствующей терминологией и внешней рациональной аурой. Но чаще, наоборот, излагаются "простому народу" доходчиво. Более того, политические и экономические процессы в стране-союзнице намеренно упрощаются и наполняются негативным, если не сказать враждебным началом по отношению к аналогичным проявлениям социальной жизни в РБ. Кризис в белорусской экономике объективно способствует росту значения таких стереотипов, что, в свою очередь, вызывает необходимость целенаправленного отбора, упорядочения и структурирования всей информации, поступающей из России. Есть опасность, что стереотипное мышление, составляющее основу национального, белорусского менталитета, все более будет стремиться к унификации, единообразию в отношении к русским и России, как объектам восприятия. Таким образом, в весьма недалеком будущем представления "среднего" белоруса о союзнике будут все время сводится к воспроизводству довольно негативного набора стереотипных суждений о нем.

Главное состоит в том, что в Белоруссии нет сегодня свидетельств, говорящих о том, что там идет мобилизация общества (или хотя бы его активной части) для достижения единой, общенациональной цели, в качестве которой выступает реинтеграция с Россией, с русским народом. Политическая элита республики пытается, как и прежде, контролировать поступки, эмоции и идейные воззрения населения в целях создания для себя массовой поддержки в год предстоящих президентских выборов. Однако объединение с Россией как основное средство достижения такого социального единства и фактор легитимизации существующей власти на фоне политизации массового сознания не рассматривается.