Актуальные вопросы союзного строительства

Л.И.Шершнев
Президент Фонда национальной и международной безопасности

Анализ состояния белорусско-российских отношений на современном этапе убедительно свидетельствует о том, что после подписания Договора процесс построения союзного государства застопорился. Несмотря на то, что в 2000 г. в связи с избранием нового Президента РФ произошло некоторое оживление двусторонних отношений, реальные шаги в деле осуществления Программы действий РФ и РБ по реализации положений Договора о создании Союзного государства, формирования органов власти так и не были предприняты.

В настоящее время все больше политиков в РБ и РФ понимают, что концепция нового союзного договора оказалось противоречивой и малоэффективной. При явно замедленном процессе белорусско-российского единения неизбежно будет и уже происходит отчуждение народов и элит от идеи Союза.

В настоящее время отсутствие единого подхода к решению экономических вопросов становится одним из важнейших факторов, тормозящих процесс единения Беларуси и России. Последние встречи двух Президентов, заседания Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства убедительно продемонстрировали различие сторон во взглядах на сближение социально-экономических показателей двух стран и объединение финансовых систем, принятие единого налогового и таможенного законодательств.

Вместе с тем, за разногласиями в экономической сфере отчетливо просматривается весь спектр политических противоречий, существующих сегодня, прежде всего, в российских эшелонах власти. В России "союзный фактор" по-прежнему остается одним из важнейших инструментов борьбы за власть, а также - манипулирования общественным мнением.

Среди группировок, конкурирующих между собой за влияние на принятие государственных решений, наиболее сильные позиции на "союзной площадке" имеют политические силы, объединенные вокруг "Яблока", "Отечества", информационных структур "Медиа-Мост", каналов ТВЦ, АСТ. Представители данной группировки есть в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Сегодня они претендуют на ключевые посты в формирующемся Постоянном Комитете Союзного государства. В своей практической деятельности представители данной группировки тесно координируют свои политические усилия со своими сторонниками, как в белорусских структурах власти, так и в оппозиционных кругах. В информационном плане они оперативно реагируют на развитие событий вокруг Союза Беларуси и России, успешно реализуя активные информационные и политические мероприятия. По оценкам белорусских и зарубежных экспертов, представители этой группировки преследуют цели как не допустить реального единения двух стран при нынешних президентах, так и перехватить политическую инициативу у российских властей на "союзной площадке", подготовить условия для победы на выборах в союзный Парламент.

Своих планов в отношении Союзного государства не оставляют силы, которые объединены вокруг телекомпании ТВ-6, газет "Коммерсант", "Новые известия" и др. изданий, некоторых коммерческих структур, действующих в РБ и РФ. По прогнозам российских аналитиков, их цель - не только создать эффективные информационные и организационно-финансовые противовесы новому российскому президенту, но и, столкнув между собой двух глав государств, попытаться реализовать союзный проект в своих политических интересах.

По мнению российских и белорусских экспертов, в связи с происходящим вытеснением российских олигархов с политической авансцены, их действия "на союзной площадке" становятся все более скоординированными. Более того, эти две российские группировки в последнее время в своих устремлениях в противодействии союзному строительству все больше смыкаются.

Заметную активность в деле продвижения своих сторонников в союзные органы власти, при обсуждении конкретных экономических и информационных проектов проявляют сторонники СПС в российских эшелонах власти. Последние предпринимают конкретные шаги по срыву осуществления Программы действий РФ и РБ по реализации положений Договора о создании Союзного государства, вынашивают планы "растворения" единения Беларуси и России в рамках Таможенного Союза или других объединений на постсоветском пространстве.

До самого последнего времени с этими группировками достаточно успешно конкурировали представители народно-патриотических сил России, которые имели сильные позиции в Парламентском Собрании и аппарате Исполкома Союза Беларуси и России. Однако в настоящее время они утратили свои позиции. Наименее структурированы сегодня на "союзной площадке" политические силы, объединившиеся вокруг "Единства". Их представители неоправданно уступают инициативу в использовании "союзного фактора" в достижении стратегических и тактических целей строительства Союзного государства, реализации геополитических интересов страны, построении новой системы межгосударственных отношений и обеспечении национальной безопасности.

Таким образом, в условиях жесткого политического и информационного противоборства , а также отсутствия эффективно работающей "союзной бюрократии", процесс белорусско-российской интеграции выходит из под контроля как каждого, так и вместе взятых президентов двух стран и переходит к третьей стороне, стремящейся разыграть свой сценарий инициирования объединений и союзов на постсоветском пространстве.

В настоящее время существует серьезная опасность того, что в результате возникшей сегодня существенной политической напряженности в отношениях глав государств Республики Беларусь и Российской Федерации, их искусственной изоляции друг от друга, продолжающегося информационного противодействия интеграционным процессам, попыток блокирования реализации союзных программ и других мероприятий, противникам Союза удастся сорвать процесс союзного строительства.

Немалые опасения вызывает затянувшийся процесс формирования союзных органов и, в частности, Постоянного комитета Совета Министров, который до сих пор не укомплектован. По имеющейся информации, там на руководящие должности претендуют политики, ранее скомпрометировавшие себя, нередко - противники единения, сторонники противоборствующих за власть в России политических группировок.

Самым серьезным образом процесс становления и развития Союзного государства подрывает сегодня недавняя акция США, связанная с арестом Государственного Секретаря Союзного государства. В результате сегодня оказались сорваны планы скорейшего принятия союзного бюджета на 2001 г., приостановлен процесс формирования исполнительной власти, реализация последних двухсторонних договоренностей в экономической сфере.

Как становится ясным, целью провокации США является не только подрыв белорусско-российской интеграции, но и реализации экономических проектов, в частности, П.П. Бородина по строительству трансконтинентальной магистрали (Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Токио - Восточная Азия), которая призвана соединить воедино современные европейские и азиатские технологии, рынки сбыта товаров и российские энергоресурсы. На этом фоне поистине геополитическое значение приобретает начавшееся сближение России, Германии и Беларуси.

Нынешнее критическое состояние в белорусско-российских отношениях лишь в тактическом плане может устраивать президентов двух стран, а в долгосрочном плане - они теряют стратегическую инициативу в союзном строительстве на всем постсоветском пространстве, лишают себя маневра в ходе решения внутриполитических проблем, укрепления государственности и формирования системы национальной безопасности.

В этой связи, и в условиях, когда крайне ограничены финансовые и организационные ресурсы, крайне важно выработать согласованный подход к оптимизации союзного строительства, становлению и развитию органов Союза, союзных СМИ, укомплектованию их высококвалифицированными специалистами, последовательными сторонниками белорусско-российского объединения, а также созданию эффективной системы общественно-политической и информационной поддержки процесса единения Беларуси и России.

Важнейшей проблемой союзного строительства остается освещение процессов единения двух братских народов в средствах массовой информации. В настоящее время эта сфера в России по-прежнему остается под контролем противников Союза, которые умело, используют информационное оружие, всячески противодействуют интеграции двух стран. В этой связи и с учетом насущной потребности в активизации и координации информационной поддержки процесса единения Беларуси и России, целесообразно в приоритетном порядке сформировать эффективную систему информационного взаимодействия и информационного обеспечения деятельности союзных органов, государственных структур и общественных организаций двух стран. Еще одним мощным резервом союзного строительства может стать привлечение широких слоев общественности двух стран к участию в осуществлении Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства, союзном общественном строительстве. Учрежденная в ноябре 1999 г. Союзная общественная палата при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России могла бы стать эффективным инструментом общественно-политической поддержки действий и инициатив двух глав государств в деле строительства Союзного государства. В контексте дальнейшего обострения геополитического противоборства вокруг Союзного государства особое значение приобретают президентские выборы в РБ в 2001г. Несмотря на определенные издержки, в настоящее время Президент РБ А.Г. Лукашенко, остается, пожалуй, единственной кандидатурой наиболее адекватно отвечающей геополитическим интересам Союзного государства, а также - Российской Федерации.

Вместе с тем, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, его шансы на победу в 2001 году являются предпочтительными, но далеко не беспорными. Согласно последним социологическим исследованиям рейтинг Президента РБ все больше колеблется не в сторону повышения, а скорее уменьшения. Политические противники президента РБ постоянно предлагают белорусскому обществу все новые кандидатуры ( М. Чигирь, С.Домаш, П. Козловский, В. Гончарик и др.), которые проходят активную предвыборную "обкатку". Одновременно, как пишет белорусская оппозиционная пресса, идет поиск так называемой кандидатуры "Х", способной "раскрыться" в последний момент и составить реальную конкуренцию президенту.В этой связи заслуживает внимания деятельность оппозиции по проработке варианта выдвижения так называемого "независимого кандидата", в равной степени несвязанного с оппозицией и белорусской властью.

Исходя из складывающейся предвыборной ситуации, российские аналитики полагают, что успех избирательной кампании А.Г. Лукашенко может предрешить не столько административный ресурс, сколько правильно выбранная стратегия и тактика. В этой связи рассматриваются самые различные предвыборные шаги, в том числе инициирование:

- Введения поста вице-президента и выдвижение на эту должность популярного политика, что способно увеличить рейтинг кандидата в президенты не менее чем на 10%.

- Распределения полномочий в пользу Парламента и Совета Министров, а также - выборы Президента страны Национальным Собранием РБ. Прогнозируется, что при условии назначения популярного политика главой правительства РБ, также возможно существенное повышение рейтинга кандидата в президенты.

- Референдума о вхождении РБ в состав Российской Федерации (Российского Союза) в ходе выборов. При этом предполагается, что это не только не приведет к снижению рейтинга кандидата, но и превратит его, как в случае победы, так и поражения, в фигуру общероссийского масштаба.

По мнению российских экспертов, такого рода действие оправданно как с геоисторических и геополитических точек зрения, так и имеет смысл в контексте сохранения преемственности власти в Союзном государстве.

В данном контексте важнейшим фактором президентских выборов в РБ остается "российский фактор". Однако эффективность его влияния во многом связана с состоянием дел в союзном строительстве и обусловлено позицией Президента РФ В.В.Путина по вопросу перспектив становления и развития Союзного государства. Таким образом, нынешний ход белорусско-российского единения диктует сегодня необходимость проведения единой союзной политики, скоординированной по месту и времени, целям и задачам, субъектам и объектам, формам и содержанию, каналам и методам осуществления стратегии интеграции двух стран.