Десять шагов к демократии или главный итог выборов в Белоруссии

Фадеев А.В
профессор, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ

Выборы в Палату представителей Национального собрания РБ, состоявшиеся в октябре, стали самым заметным политическим событием в республике за последние несколько лет. К сожалению, подлинные масштабы перемен, которые привнесли парламентские выборы в общественную жизнь Белоруссии, остались за рамками внимания российских, да и белорусских СМИ. Между тем, мы стали свидетелями совершенно новых тенденций во внутренней политике нашего союзника.

Впервые с 1996 г. ради выборов в нижнюю палату парламента белорусские власти сознательно отошли от основополагающих принципов построения государства, закрепленных в Конституции Республики Беларусь образца 1994/1996 гг. Понимание необходимости политических перемен побудило президента республики пойти на неординарный и смелый шаг: белорусские граждане избирались и избирали уже по новому закону - Избирательному кодексу. К его разработке, как известно, власти пытались привлечь даже радикальную оппозицию в контексте общественного диалога. Принятие Избирательного кодекса со всей очевидностью продемонстрировало всему миру стремление руководства республики провести (первый раз за всю историю РБ) действительно демократические, свободные выборы. С другой стороны, несколько слабых и малочисленных политических партий, условно обозначаемых как радикальная оппозиция, показали, что они по-прежнему далеки от демократии, от ее идеалов и методов развития и становления.

Призывы к бойкоту выборов со стороны оппозиции говорят лишь об одном - политические оппозиционные партии оказались просто не готовы к политическим действиям в условиях демократии. Они были не в состоянии разработать предвыборные программы, отражающие всю совокупность представлений оппозиционеров о конструктивной деятельности в новых условиях, прежде всего, в стенах обновленного парламента. Не удалось создать единый манифест и программу "политической оппозиционной семьи", поскольку в реалии такой "семьи" в Белоруссии не существует.

Радикалы, как представляется, пытаются продолжать эксплуатировать политический багаж из прошедшего времени, игнорируя главный принцип всех демократических структур - максимальная реализация возможностей демократии возможна лишь через институт парламентаризма. В противном случае демократия, свобода и права человека остаются только пустыми лозунгами. Белорусским оппозиционерам, таким образом, претит заниматься длительной и сложной работой по утверждению и отстаиванию своих принципов в предвыборной борьбе, в последующей парламентской рутине. Да они, как выяснилось, совершенно к этому и не способны. Им более импонирует "югославский вариант", когда власть буквально сваливается на счастливого избранника Запада. Откровения С.Шушкевича (лидера БСДГ) и А.Добровольского (зам. председателя ОГП) по российскому каналу ОРТ на тему осуществления в следующем году "балканского сценария" в Белоруссии можно расценить только как крайнюю форму цинизма, показатель полного отсутствия у оппозиционеров понятий об этике политической деятельности. Такого рода функционеры, естественно, больше озабочены тем, как "показаться" в выгодном свете Западу, а совсем не отстаиванием национальных интересов свой страны и укреплением в ней подлинной демократии.

Лишь отдельные политики из лагеря оппозиции (О.Абрамова (белорусское "Яблоко"), В.Новосяд (ОГП) и некоторые другие поняли, что для политиков и политических партий участие в таком общественном институте как парламент представляется необходимым и важным в первую очередь потому, что оно дает возможность влиять на выработку внутренней и внешней политики государства. Кроме того, это условие получения определенных гарантий при реализации партийной программы и установления перманентного обмена мнениями и идеями с властями по решению острейших проблем страны и ее граждан.

Важно отметить тот факт, что руководство республики в соответствии с законодательством предоставило каждому кандидату возможность изложить свою политическую программу в государственных газетах, на телевидении и радио. Время в сетке электронных СМИ и место на газетной полосе определялись по жребию. К чести депутатов ПП НС, оспаривавших право пролонгировать свои полномочия в нижней палате парламента, они практически не использовали свое явное преимущество в плане получения большего эфирного времени для воздействия на избирателей. Этим в значительной степени был купирован один из немногих, но существенных недостатков в целом демократического Избирательного кодекса, в котором действующим парламентариям на момент перевыборов предоставлялись значительные льготы. Таким образом, все остальные кандидаты ставились как бы в неравные стартовые условия.

Неоспоримым свидетельством демократического и свободного характера прошедших в Белоруссии выборов является самоустранение официальных властей от любых форм влияния на ход и результаты предвыборной гонки. Даже представители оппозиции вынуждены были признать, что "Минск фактически пустил выборы на самотек". Эта столь необычная для республики "административная тишина" стала сигналом для всех белорусских граждан, для избирательных комиссий и чиновников на местах того, что в общественной жизни открыта новая страница. Может быть, это самый важный шаг к демократии. Но и самый трудный для руководства страны. Тем не менее, президент и правительство оказались готовыми к внедрению новаций, тем более, если вспомнить широкие и продолжительные по времени консультации с общественностью, этот процесс шел не вполне "сверху". Однако оппозиция объективно, по инерции продолжала действовать архаичными методами, предпочитая не замечать протянутую ей руку официального Минска.

Специально следует подчеркнуть, что в сознании людей произошел значительный сдвиг, впервые они ощутили себя непосредственными, а главное - активными, участниками формирования важнейшего законодательного органа власти. В условиях отсутствия "вертикальных" указаний и инструкций имел место настоящий разгул свободы на местном уровне. Люди в провинции проснулись от многолетней политической спячки, их заинтересованность и активность - лучшее доказательство правильности выбранного пути. Впервые столица республики перестала быть единственным котлом кипения предвыборных страстей, в провинции накал борьбы в период перед выборами по ряду показателей оказался даже сильнее, чем в Минске. Но не обошлось и без издержек: в условиях, когда высшее руководство республики вело себя абсолютно честно и ответственно, представители власти областного и районного уровня иногда не могли устоять перед соблазном использования своего административного потенциала в интересах угодного ей кандидата. Кроме того, любые демократические выборы основываются на достаточно жестком фундаменте национальных избирательных законов, а все участники избирательного действа обязаны функционировать строго в этом правовом поле. Как только Белоруссия встала на путь демократических выборов, выяснилось, что большинство населения довольно слабо знает нормы и правила, которые регламентируют предвыборную борьбу. Это явилось главной причиной абсолютного большинства нарушений, зафиксированных ЦИК республики.

Еще один важный факт - стремительный рост конкуренции за места в парламенте. Опять впервые страна стала свидетельницей такого количества выдвигаемых кандидатов на 110 вакансий в нижней палате Национального собрания. Причем, в выборах открыто принимали участие три оппозиционные партии, а практически от всех остальных выдвигались "независимые " и "беспартийные" кандидаты в депутаты. На самом последнем отрезке пути предвыборного марафона 565 кандидатов оспаривали свое право стать парламентариями. Половина из них официально представляла 10 политических партий, из которых три оппозиционные (ЛДП, БСДП "НГ" и ПКБ).

Результаты выборов показали низкую популярность политических партий - в этом одна из особенностей социальной ситуации в Белоруссии. Подавляющее большинство избранных депутатов являются беспартийными. Не сбылись и надежды определенных сил на воссоздание коммунистической константы в парламенте, избиратели, несмотря на обострившуюся экономическую ситуацию, отказали большинству коммунистических кандидатов от обеих партий. Белорусские граждане, как представляется, стараются равно удаляться от радикалов как слева, так и справа. Кстати, прямые теледебаты лидеров политических партий, официально участвовавших в выборах, свидетельствуют, что говорить о существовании в Белоруссии полноценной "семьи" политических партий явно преждевременно. Участники дебатов не сумели продемонстрировать глубокого и основательного понимания насущных социально-политических, экономических и других проблем, не смогли показать реальные перспективы развития страны в свете их партийных программ. Цель любой партии, считающей себя демократической, состоит в участии в состязании партийных программ с другими партиями в рамках предвыборной кампании. Вот такого состязания пока не получилось: одни трусливо ушли от него, другие представили на общественный анализ довольно неспелый продукт своего внутрипартийного политического творчества.

Симптоматично, что явных и скрытых кандидатов от оппозиции ждал полный провал на выборах этой осенью: из 95 избранных депутатов ПП НЦ только четверо относят себя к оппозиции (это упоминавшиеся уже Ольга Абрамова и Владимир Новосяд, а также Юрий Морозов и Алексей Ваганов). Правда, в тех избирательных округах, в которых выборы не состоялись из-за недостаточной явки избирателей (повторные по закону пройдут через три месяца), отдельные представители оппозиции еще имеют шансы на успех.

Потерпел крах и план радикальной оппозиции по срыву выборов. Бойкот их провалился, к избирательным урнам пришли более 60% имеющих право голоса граждан Белоруссии. Для выборов в законодательный орган это является отличным показателем активности населения (на последних выборах в Европарламент в 1999 г., например, явка избирателей в 15 странах ЕС составила в среднем 47%). Причем, особо подчеркнем, что при этом совершенно не использовался пресловутый "административный ресурс", какие-либо методы принуждения или заманивания граждан на избирательные участки.

В белорусском обществе связываются определенные надежды, особенно в области экономических реформ, которые давно назрели, с новым составом ПП НС. Поэтому активность избирателей была достаточно высока. "Натягивание" процентов для признания на отдельных участках выборов состоявшимися, в чем обвиняли власти некоторые оппозиционеры (например, бывший премьер-министр Михаил Чигирь), не имело место. Наоборот, у многих аналитиков сложилось впечатление, что оппозиционерам Абрамовой и Новосяду удалось прорваться в парламент не без помощи приписок голосов: столь невероятным кажется их победа при явном отставании от других кандидатов-конкурентов.

В целом предвыборная кампания в РБ проходила в более спокойной и цивилизованной форме, чем, например, прошлые выборы в Верховный Совет 13-го созыва. Возможно, это в не последнюю очередь связано с тем, что вновь избранные депутаты Палаты представителей будут теперь работать исключительно на профессиональной основе. Кроме того, новый Избирательный кодекс достаточно жестко ограничивал использование дополнительных (кроме положенных по закону небольших средств - 130 долларов США) финансовых фондов для кандидатов. Поэтому в ходе кампании редко, где можно было наблюдать красочные агитационные материалы или зрелищные мероприятия. Кстати, этот явный недостаток Избирательного кодекса, в котором отсутствует пункт о внебюджетном фонде кандидата (он присутствует в соответствующих законодательных актах демократических стран), к следующим выборам можно и исправить. Правда, кандидаты, вышедшие во второй тур выборов, уже далеко не всегда руководствовались Избирательным кодексом в данном аспекте, а ЦИК республики закрывал глаза на явное использование кандидатами привлеченных средств - жизнь сама корректирует порой ошибки законодателей.

"Грязные" избирательные технологии, от которых на беду никак не могут уйти демократические страны, почти не использовались. Однако конкурирующие кандидаты в депутаты иногда использовали такой метод борьбы с соперниками как "жалобы от избирателей" на нарушения избирательного законодательства, телефонные и прочие угрозы. В итоге избирательные комиссии, в первую очередь ЦИК, оказались буквально завалены подобного рода "документами". В то же время каких-либо действительно серьезных инцидентов в ходе кампании зафиксировано не было.

В Белоруссии были созданы необходимые условия для проведения свободных, справедливых и "прозрачных" выборов. Избирательный процесс велся открыто, гласно, в соответствии с демократическими принципами. Все домыслы о недемократичности выборов в нижнюю палату РБ не соответствуют действительности. На выборах присутствовали более 200 наблюдателей из 26 стран, в том числе 17 из европейских международных структур (ПАСЕ, ЕП, ПА ОБСЕ). По мнению большинства иностранных наблюдателей, в том числе российских парламентариев, выборы соответствовали демократическим стандартам, были прозрачными и справедливыми. Так, заместитель председателя комиссии по внешним связям Палаты представителей Бельгии Патрик Морио подчеркнул, что "выборы можно назвать свободными и демократическими", "наша делегация считает прошедшие выборы победой демократии".

Лишь миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ заявила, что выборы не соответствовали международным стандартам, требованиям копенгагенского списка ОБСЕ 1990 г., да 17 октября представитель Госдепартамента США распространил в Минске заявление, в котором власти Белоруссии обвиняются в фальсификации итогов выборов. Правда, доказательства "многочисленных нарушений" в документе, выдержанном в агрессивном духе, не приводится.

Белорусы на октябрьских выборах продемонстрировали свое отношение к парламенту, которому они отводят, как выяснилось, далеко не последнее место среди институтов государства. Важно и другое - выборы это всегда и показатель поддержки национального правительства. Осенью 2000 г. доверие руководству республики было продемонстрировано избирателями.

Произошло не только изменение избирательной системы республики в сторону ее демократизации, но и перемена всей общественной жизни Белоруссии.