Союзное государство строится медленнее, чем ожидалось

Кузнечевский В.Д.
Академик, доктор исторических наук, шеф-редактор белорусско-российской газеты "Союз"

Наблюдатели считают, что происходит это потому, что российское Правительство исходит из тезиса, что в союзе двух государств в большей степени заинтересована Белоруссия, между тем как на деле в этой интеграции объективно заинтересована прежде всего Россия.

30 августа состоялось второе заседание Совета министров Союзного государства Беларуси и России, реакция на решения которого до сего дня обсуждается в средствах массовой информации обеих стран.

Против ожидания самая резкая оценка состояния дел в вопросе о строительстве Союзного государства последовала из Минска. В тот же день вечером выступил по белорусскому ТВ Александр Лукашенко и сказал, что "Союз Беларуси и России подошел к очень опасной черте: такого отката назад в наших отношениях еще не было". Те люди, которые в свое время "дико препятствовали подписанию Союзного договора", сказал президент Беларуси, сегодня методически занимаются "его разрушением". В качестве примера был приведен факт стремления российского Правительства практически восстановить таможенные границы с Белоруссией, которые вводятся без каких-либо консультаций с Минском, хотя текст Договора о создании Союзного государства (статья 28) предусматривает применение единых ставок таможенных пошлин, единых таможенных режимов и единый порядок таможенного оформления и контроля.

В прошедшую пятницу эта позиция Минска получила дальнейшее развитие. Президент Белоруссии публично откомментировал сообщения СМИ об одностороннем выходе России из Бишкекского соглашения о безвизовом режиме передвижения граждан в рамках СНГ. Основные претензии к российскому Правительству, а точнее к МИДу РФ, и на этот раз свелись к тому, что этот шаг был сделан без каких-либо консультаций с белорусским министерством иностранных дел, что поставило белорусскую визовую политику в сложное положение.

Как ни неприятно это осознавать, но нельзя не признать обоснованности высказанных к Москве претензий ее союзника. Статья 18 Договора о Союзном государстве относит к совместному ведению Союзного государства и государств-участников координацию и взаимодействие в сфере внешней политики, а статья 46 предполагает (хотя и не обязывает строго) проведение согласованной политики государств-участников в международных делах.

При более отстраненном рассмотрении дела, однако, нельзя не прийти к выводу, что в строительстве Союзного государства далеко не все выглядит столь мрачно.

На заседание Совета министров Союзного государства был вынесен 21 вопрос. 20 было в той или иной мере рассмотрено. Отложен без рассмотрения был только один - о продолжении выпуска союзного печатного органа - газеты "СОЮЗ" и совместной телерадиорганизации. При всей важности этого вопроса (а об этом на заседании говорили премьер-министры обеих государств) исполнение было решено перенести на следующее заседание, которое должно состояться в октябре с.г.

Основное внимание участников было уделено рассмотрению экономических вопросов, и здесь был сделан значительный шаг вперед. Вместо запланированных двух часов заседание шло шесть с половиной, что, на мой взгляд, выглядело оправданным.

В самом начале заседания Михаил Касьянов обратил внимание участников на то, что основой дальнейшего движения вперед Союза России и Белоруссии является поддержание стабильности макроэкономической ситуации. Но здесь ситуация непростая, так как на сегодняшний день экономическая ситуация в России и в Белоруссии разная, а единой системы отсчета пока нет. Поэтому, подводя итоги заседания, сказал российский премьер-министр, было принято решение в короткие сроки разработать перечень макроэкономических показателей, которые бы стали ориентиром для сближения наших экономик. В этом вопросе он нашел полное взаимопонимание со своим белорусским коллегой Владимиром Ермошиным.

Значительная часть заседания была посвящена выработке общих взглядов на ключевой вопрос - совместной работе над созданием единой валюты Союза. Было решено, что единая денежная единица общего государства будет введена в действие с января 2008 года. Какой она будет, определять сейчас не стали, а пока пришли к единому мнению, что с января 2005 года в качестве общей валютной единицы будет использоваться российский рубль.

До 15 сентября будет решен вопрос о выделении Белоруссии стабилизационного кредита со стороны России в размере 200 млн. долларов и 4,5 млрд. рублей.

В точном соответствии со статьей 27 Договора о Союзном государстве было подписано межправительственное российско-белорусское соглашение о создании унифицированного законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства. А уже 29 августа председатель Правительства РФ подписал текст соответствующего правительственного постановления, пояснив, что конечной целью унификации налогового законодательства является принятие единого Налогового кодекса Союзного государства.

Словом, сказать, что в строительстве Союзного государства продвижения нет - было бы сильным преувеличением.

И все же есть вещи, которые не могут не вызывать тревогу. Присутствовавший на заседании Союзного Совмина председатель бюджетного комитета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, депутат Госдумы РФ Владимир Никитин сообщил журналистам, что союзный бюджет 2000 года по совместным кооперационным программам едва выполнен на два процента. Фактически он не введен полностью в действие и в сентябре, так как на заседании 30 августа после долгого обсуждения не удалось утвердить даже перечень этих программ и они вновь были отправлены на согласование в министерства РФ и РБ. Фактически, сказал он, это означает, что бюджет Союзного государства 2000 года провален. Может быть, это заявление и сгущает краски, но проблема здесь действительно существует.

Строительство Союзного государства идет медленнее, чем ожидалось. И здесь белорусский президент имеет основания для тревожных высказываний. Возникает вопрос: в чем причина.

Нет слов, определяющим направлением является наше экономическое сотрудничество. И здесь должна быть сосредоточена основная часть правительственных усилий с обеих сторон. Но только ли в экономике дело?

Мне представляется, что в интеграции с Белоруссией как-то отходит на второй план международный политический аспект. Российская пресса много пишет о том, что с экономической точки зрения от интеграции больше выигрывает Белоруссия. Может быть, так оно и есть. Но только ли в сфере чисто экономических интересов держава подобная России вынуждена затрачивать значительную часть своего бюджета?

Убаюкивающие кое-кого у нас в стране причитания западных политологов о том, что расширение восточных границ НАТО способствует развитию демократических тенденций в России на самом деле мало кого могут обмануть. Отмобилизованные по самым современным стандартам, как показала война Североатлантического альянса в Югославии в 1999 году, дивизии выдвигаются к границам России не для бесед за "круглым столом". Как ни крути, а в военных планах НАТО речь идет о будущем (пусть через десятки лет) театре военных действий в Европе. В этих условиях единственным союзником России на западных границах выступает Белоруссия. Должна Россия платить за эту свою безопасность?

Да и чисто в экономическом аспекте мы часто не учитываем кое-каких сторон. Россия платит за транспортировку нефти по линии Тенгиз-Новороссийск 25 долларов США за тонну, а по территории Белоруссии - 15,90. Почему столь низкая ставка? Потому что Белоруссия наш союзник? Но коли так, то этот союзник вправе рассчитывать и со своей стороны на союзнические отношения.

Сейчас остро встал вопрос о прокладке российского газопровода в обход Украины по территории Белоруссии и Польши. Причина в беспрецедентном воровстве российского газа украинскими фирмами. Наш белорусский союзник опять охотно идет нам навстречу. А мы?

Этот перечень можно бы и продолжить. Но не в перечислении суть вопроса.

Так кто же в большей степени заинтересован в строительстве Союзного государства - Россия или Белоруссия?..

"Российская газета"

© "Российская газета", 2000
E-mail: www@rg.ru