Союз или независимость

Фадеев А.В
профессор, руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ

Союзная проблематика, вопросы объединения с Россией в позитивном контексте использовались в недавней предвыборной кампании командой Лукашенко. В основном это подавалось в рамках идеологемы: Александр Лукашенко выполнил свое предвыборное обещание белорусским избирателям - союз с Россией построен.

Вместе с тем, предвыборный штаб Лукашенко сделал упор как раз не на интеграционных достижениях и перспективах Белоруссии, а на успехах укрепления независимого, суверенного государства белорусов за прошедшие 10 лет. Поэтому далеко не случайны постоянное подчеркивание этого обстоятельства президентом в своих речах, грандиозное празднование и военный парад в День независимости 3 июля. В год президентских выборов ведение всех новостных программ и большинство других передач белорусского гостелевидения было переведено с русского на белорусский язык.

Сегодня белорусский язык становится в дошкольном воспитании и в средней школе основным языком обучения. Больше половины детских дошкольных учреждений республики используют в своей работе исключительно белорусский язык, русских школ в Белоруссии нет. В сфере культуры за последние пять-семь лет использование литературного белорусского языка стало несравненно шире, чем ранее: практически все появившиеся в последнее время спектакли, фильмы и художественные произведения - на белорусском.

Дело даже не в языке, который в Белоруссии среди таких факторов, определяющих национальное самосознание и государственно-национальное самоопределение, как вероисповедание, язык, этническая принадлежность, историко-культурная традиция и гражданство, занимает далеко не первое место. Двуязычие для белорусов является исторически устоявшейся нормой: более 60% современных жителей страны продолжают общаться между собой дома по-русски, еще шире русский язык используется на работе и в коммуникативных отношениях, несмотря на то, что 73% граждан РБ считают белорусский своим родным языком. В западных областях республики, правда, ситуация несколько иная, там для большинства граждан, включая поляков, языком домашнего общения уже стал белорусский.

Только национально-ориентированная белорусская интеллигенция, представители радикальной оппозиции педалируют проблему языка - для них белорусский язык является неотъемлемым символом независимости и суверенности республики, необходимым атрибутом национального самосознания и самоопределения. Их не интересует собственно факт белоруской двуязычности как феномен социального общения, еще дальше отстоят они от решения научной проблемы категорий - билингвизм или диглоссия. Для белорусских интеллектуалов из оппозиции вопрос языка давно стал не филологическим, а исключительно политическим.

Что касается республиканской власти, то она пока нарочито уходит от любых конституционных решений в языковом контексте (в конституции РБ, напомним, русский приравнен к государственному белорусскому языку), к которым ее упорно подталкивает часть интеллигенции, прежде всего творческих работников из столицы. Перевод граждан на белорусский язык осуществляется ею, так сказать, буднично, без броских лозунгов и кампаний, без законодательных инициатив, но неумолимо. Помимо образования и сферы культуры белорусский язык утверждается как государственно-деловой и государственно-информационный. Это объективно ведет к тому, что в ближайшей перспективе этноидентифицирующее значение белорусского языка неизбежно возрастет.

И все-таки "белорусскость" в сознании граждан РБ целенаправленно формируется верхушкой госаппарата иными способами, и в большей степени помимо языка и языковой практики, путем создания других объективных предпосылок, что является особенностью современной ситуации. Так, национально-государственной самоидентификации белорусов призвано способствовать сохранение и укрепление всех атрибутов суверенного и независимого государства - гражданства, конституции и законодательства, валюты, армии, границ и пр. Празднуются новые, "свои" национально-государственные праздники, в обиход республиканской жизни вводятся своеобычные традиции.

Все это дает определенный результат: за истекшие десять лет независимости в общественном сознании заметно трансформировалось ведущее понятие "мы". Сегодня, и на это нельзя закрывать глаза, для рядовых белорусов в своей массе "мы" - это "мы сами" (а не "мы, вместе с Россией/СССР"), т.е. отдельно, в отличие... Далеко не случайно в докладе Лукашенко на втором Всебелорусском народном собрании (18.05.2001) слово "мы" повторялось десятки раз: "мы сохранили...", "мы уберегли...", "мы остановили...", "мы закрепили..." и т.д., а в "прамове" на Дне независимости (03.07.2001) он среди великих деятелей культуры Белоруссии назвал и откровенных носителей идей белорусского национализма, которые воспринимали Россию как злейшего врага.

Для белорусов славянские социопсихологические понятия "наши", "свои", "близкие" тоже стали строго адресными, ограниченными границами и гражданством Республики Беларусь. Президентские выборы еще раз подтвердили - в социуме устоялось понимание "своей хаты", отдельного, самостоятельного государства во главе со "своим" хозяином, со своей особой политикой и государственным строем, отличного от других, что воспринимается белорусскими гражданами, по крайней мере, на этом этапе, почти исключительно положительно. Если еще два-три года назад про большинство белорусов можно было сказать, переиначивая пресловутую фразу Кагановича, белорусский язык знают, но не настолько, чтобы думать по-белорусски, то теперь положение явно другое.

Беларусь - наглядный пример самоопределения на национально-государственной основе: более 81% жителей РБ, независимо от этнической принадлежности, считают себя белорусами. На этом фоне властью инициирован процесс утверждения и последующего перехода к доминированию "титульной" нации, что очень скоро может развеять иллюзию особого места Белоруссии среди других постсоветских республик.

Как представляется, Россия не вполне замечает относительно быстрый процесс углубления различий в экономическом, социальном и культурном уровне между ней и Белоруссией Лукашенко. Руководство России и целый ряд политических деятелей испытывают определенное удовлетворение и самоуспокоенность по поводу того, как в конституции Республики Беларусь прописан национальный вопрос, статус русского языка. При этом они упорно не видят, как национальный вопрос решается белорусской "верхушкой" в практике организации республиканской жизни, как вне контекста строительства Союзного государства идет работа по закреплению государственно-правового устройства самостоятельной и независимой Белоруссии.

В еще большую ошибку может впасть Москва, усыпленная многолетними заверениями в приверженности интеграции со стороны лидеров РБ, если станет игнорировать внутриполитические белорусские реалии, отказывать в поддержке русским и русскоязычным на территории союзной страны, или преувеличивать фактор российского информационного присутствия в Белоруссии. Недавние события президентской кампании наглядно показали, как это самое присутствие можно эффективно и в один момент ликвидировать. Между тем, Белоруссия остается государством, зажатым между Россией и Польшей, проще говоря, между Россией и НАТО, а если еще точнее - между Россией и США. Рядом Украина, государство столь важное для судьбы России, и по соседству Литва с Латвией, устремившиеся в Альянс.

Та же Польша все это давно поняла и планомерно на протяжении всех последних лет осуществляет "плавную", "мягкую" экспансию на Восток, на свои исторические, ныне белорусские земли. Все это стало неотъемлемой частью внешней политики РП и осуществляется под флагом интереса к белорусской культуре и в форме поддержки белорусских поляков.

Россия могла бы предпринять меры по обеспечению гарантий защиты русских и русскоязычных граждан РБ, в первую очередь в правовой сфере. В Белоруссии нет дискриминации русских и русскоязычных граждан в отношении трудоустройства, занятия руководящих должностей и по другим аспектам трудовой деятельности, которые ставили бы наших соотечественников в невыгодное положение. С другой стороны, в республике наблюдаются тревожные тенденции к нарушению культурных прав русских и русскоязычных граждан: правительственная политика не предусматривает сохранение и развитие этнической самобытности русских, их языка, культуры, сокращаются возможности получения образования на родном языке, функционирования русских учреждений культуры и образования.

Кроме того, у русских в Белоруссии нет не только политических организаций, которые правительство прикрыло несколько лет назад, но и национальных средств массовой информации - газет, радио- и телестанций, что становится актуальным по причине постоянного сужения белорусскими государственными СМИ информационного русскоязычного пространства.

В рамках конституции Республики Беларусь и других специальных законодательных актов, как представляется, пора закрепить правовые нормы, позволяющие обеспечить права русских на представительство и самоуправление, на принятие политических решений, а также на создание органа (министерства, ведомства, совета), представляющего на правительственном уровне интересы этой, более, чем миллионной группы населения республики. Для реализации автономных национальных компетенций русских и русскоязычных граждан республики, защиты их интересов в перспективе необходимо наделить эту категорию граждан привилегиями в избирательном праве, создать их собственные органы самоуправления - парламент, местные советы. Русские должны получить право на открытие национальных учреждений образования и средств информации.

Среди политической элиты Белоруссии были и остаются убежденные сторонники интеграции с Россией, их много в Национальном Собрании, среди других представителей высшего эшелона власти. Но сегодня, и в этом надо отдавать отчет, большинство белорусских политиков, оказавшихся после выборов у рычагов реального принятия государственных решений, является если не решительными противниками сближения с Россией, то уж точно не сторонниками быстрого построения Союзного государства. При этом они открыто не приводят примеров историко-культурного, международно-политического, этнического, географического и социального плана, подтверждающих невозможность для Белоруссии действительного союза Россией, вообще публично стараются не затрагивать тему интеграции, а тем более не нападать на нее. Зато не скупятся на аргументы в пользу дальнейшего укрепления независимости и суверенитета республики.

Сам Александр Лукашенко на праздновании Дня независимости обосновал нынешний этап развития белорусского общества, как "начало третьего периода суверенного развития государства". Для этого у него были известные основания - за десять лет "незалежнасці" граждане республики ощутили себя сложившейся нацией не столько в этническом, сколько в политическом смысле. Сложилось определенное осознание места новой Белоруссии в мире, своего, особого пути развития, возникла уверенность в том, что белорусский народ может самостоятельно распоряжаться своей судьбой, не ожидая указаний извне, прежде всего, от российского руководства. Поэтому далеко не случайно, что по периодизации Лукашенко второй период утверждения суверенитета странным образом совпал с этапом интеграции с Россией, как бы не противореча главной политической линии белорусских верхов на укрепление "самастойной и незалежнай дзяржавы".

Нельзя не заметить, что в международных делах Белоруссия последовательно продолжает руководствоваться "эффективным принципом многовекторности". С точки зрения внешнеполитической доктрины РБ интересы страны "естественным образом охватывают как восточное, так и западное направления". Президент А.Лукашенко к основным целям и принципам политики республики на международной арене отнес вхождение Белоруссии в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного, независимого государства и активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями. В этом месяце президент, в частности, поставил перед республиканским МИД задачу активизировать сотрудничество с НАТО и Европейским союзом.

За последнее время наивысший уровень политических отношений Минска достигнут с Китаем (КНР), Кувейтом и Вьетнамом, а вовсе не с Россией. Основными кредиторами республики стали Германия и следующая в ее фарватере Чехия. Даже в военной области, ранее традиционно благоприятной во взаимоотношениях России и Белоруссии, более динамично белорусское руководство развивало связи не с российской стороной, а с Китаем и Украиной. Президент РБ А.Лукашенко по-прежнему не идет на подписание с Россией договора о совместной противовоздушной обороне.

Белорусский президент настойчиво утверждает в сознании белорусского народа идеологему: "нам никто не помогал - мы выстояли сами". Вообще лозунг Мао "опора на собственные силы" стал частью официальной белорусской государственной идеологии. Таким образом, не только отрицается на корню вся та огромная финансовая, материальная, военная и дипломатическая помощь, оказанная ранее Россией Белоруссии, не только порождается неадекватное восприятие восточного соседа, но и в известном смысле подводится база под аргументацию принципа, отстаиваемого Минском в переговорах с Москвой, который требует строить отношения двух стран по принципу "один + один", "равный с равным".

Другая идея, словно оправдывающая исключительно медленно продвижение к Союзному государству и подхваченная целым рядом недалеких функционеров из российских, российско-белорусских и СНГэвских управленческих структур, коренится в необходимости для Белоруссии и России следовать опыту создания Европейского союза, который, как известно, складывался десятилетиями. Интересно, что белорусские верхи при этом, упорно отстаивая тезис о "союзе суверенных стран", совершенно игнорируют принципы, на которых рождался ЕС. Прежде всего, целевые, озвученные еще сорок четыре года назад в Риме создателем Сообщества Жаном Моне - "мы создаем не ассоциацию государств, мы создаем союз народов", а также принципы общего рыночного пространства и "прогрессирующего сближения экономических политик государств-членов". И уж совсем не любят вспоминать в Минске, что Маастрихтский (1992) и Амстердамский (1998) договоры открыли дорогу к окончательному переходу ЕС уже в следующем году на рельсы реальной (de facto) федерации одиннадцати стран, со всеми вытекающими отсюда последствиями - едиными валютой, экономической, внешней и оборонной политикой, а также системой управления и представительства.

Приоритет узко понимаемого белорусской политической элитой национально-государственного подхода препятствует созданию общего политического пространства с Россией. Союзное государство до сих пор не обрело общего парламента, конституции и президента, фактически нет и союзного правительства, как наднационального исполнительного органа. Часть политиков в России склонно считать сложную ситуацию с созданием Союзного государства временной, имеющей тенденцию к разрешению в недалекой перспективе. Сложилось убеждение, что процесс интеграции, пусть медленно и непросто, но идет. Совершенно иной подход демонстрирует белорусская сторона, для которой центральным вопросом остается строительство самодостаточного и суверенного государства белорусов, вступившего, как уже говорилось выше, в третий этап. Как представляется, эпоха романтизма в ощущении перспектив взаимодействия с Белоруссией Лукашенко для части российского истеблишмента явно затянулась...

Возможно, руководству России пора, наконец, от описательных характеристик потенций так и не созданного на практике Союзного государства перейти к оценочным определениям причин, по которым Россия и Белоруссия много лет топчутся на месте. Необходимо расшифровать положения межгосударственных договоров и многочисленные словесные "интеграционные" формулы лидеров двух стран с целью придания им практического смысла. Пора, наконец, выяснить, почему крохотный союзный бюджет из года в год не исполняется, почему миллионы рублей, выделенные на совместные российско-белорусские программы, так и остались невостребованными. Вот и в этом году Россия выполнила свои обязательства только на 57,8%, а Белоруссия вообще только на 14% (!).

Народы России и Белоруссии хотят видеть конкретные результаты сближения двух стран. Они явно не склонны бесконечно увлекаться заманчивыми картинами будущей жизни в Союзном государстве - лимит интеграционной мистификации своих граждан со стороны лидеров России и Белоруссии близок к исчерпанию.

Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ №38