Союз Белоруссии и России: основания для оптимизма
Чебан В.В.
Академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор
Набравшее на территории бывшего Советского Союза силу движение всеобщего распада, обособления, разложения и дробления практически достигло того предела, когда здоровый прагматизм и чувство самосохранения народов начинает брать верх. Однако инерция распада еще велика и влияние сторонников обособления и самоизоляции еще ощутимо.
Поэтому начало радикального поворота от цепной реакции распада и полураспада к интеграции государств на постсоветском пространстве будет чрезвычайно трудным, болезненным и противоречивым.
Обстановка осложняется тем, что внешнее окружение отнюдь не заинтересовано в объединении России и Белоруссии и будет ему активно противодействовать. В конкурентной борьбе (как закономерном проявлении рыночных отношений) за сферы влияния, за право обладать "бесхозными" объектами и ценностями на территории стран бывшего Варшавского договора и СССР применяются все способы, начиная от навязывания невыгодных для России соглашений, постепенно опускающих ее в гигантскую долговую яму, и кончая разработкой планов силового принуждения и давления, которые обкатываются в практике восточноевропейской (в частности балканской) политики.
В этой связи расширение НАТО на Восток нельзя рассматривать иначе, как силовое давление, поскольку присутствие в непосредственной близости к нашей территории военно-политической организации, способной вести широкомасштабную войну, само по себе оказывает мощное психологическое давление.
Существующие сегодня центры мировых сил, государства, претендующие на мировое лидерство, мощные и относительно стабильные образования регионального характера объективно не заинтересованы в появлении мощного объединения, способного создать конкуренцию, если не во всех, то во многих областях жизни общества.
Особую роль здесь сыграют наиболее влиятельные государства, такие как США, которые не заинтересованы в возникновении образования, если не аналогичного СССР, то хотя бы близкого к нему. Для США это последний шанс до основания развалить исторического конкурента или полностью подчинить себе раздробленные территории. (См.: национальные интересы США, секретный доклад президента США).
Германия, Англия и Франция также не заинтересованы в объединении России и Белоруссии. С одной стороны, они не смогут конкурировать с Союзным государством по калибру, поскольку общая весовая категория России и Белоруссии и особенно их положение в Европе позволят им оказывать влияние на региональные процессы.
С другой стороны, у этих стран сужается пространство, на которое они бы смогли распространить свое влияние. Это и понятно. Чем меньше раздробленных частей будет на постсоветском пространстве, тем больше нужно будет приложить усилий для распространения своего влияния на эти части.
С третьей стороны, победа сторонников объединения значительно ограничит возможности "пятой колонны" в России и Белоруссии, поддерживающей и проводящей внутри них политику других государств в экономике, политике и культуре.
С целью не допустить образования на территории бывшего СССР мощного центра силы страны Запада все последние годы проводят политику направленную на то чтобы препятствовать интеграционным процессам; раздробить и держать в режиме управляемого паралича новые независимые государства; сформировать политическую элиту, отвечающую интересам Запада, а не народов бывшего Советского Союза; не допустить военно-политического объединения или активизации двустороннего военного сотрудничества.
В значительной мере именно в результате такой политики практически ни одно из новых государств, не смотря на громогласное провозглашение свободы и суверенитета, не стало ни свободным, ни суверенным. Напротив, все они тонут в пучине новых зависимостей от экономики, политики, идеологии и военной мощи более развитых стран, постоянно вынуждены прибегать к их помощи. А поскольку расплачиваться нечем, то остается только одно - скрытая или явная сдача суверенитета.
Внешняя обстановка осложняется тем, что внутреннее положение стран и отношения между ними не только не парируют неблагоприятное воздействие внешней Среды обитания, но и стимулируют его своей раздробленностью, непродуманной и суетливой политикой, ведущей не к разрядке, а к обострению старых и появлению новых трудноразрешимых проблем. Экономический кризис, политическая нестабильность, ухудшение морального самочувствия народа, деформация культурных традиций и ценностей, снижение дееспособности структур, призванных непосредственно обеспечить безопасность личности, общества и государства, фактически делают беззащитными эти страны по широкому спектру жизненно важных проблем.
Разумеется данная ситуация является закономерным следствием целого комплекса объективных и субъективных причин.
Мы не относимся к числу тех волюнтаристов, которые пренебрегают объективными законами развития, которые готовы натиском, усилием, энергией реализовать сформированные в собственных головах замыслы и цели далекие от реальной действительности.
Но мы не считаем, что нужно спокойно и терпеливо наблюдать за развитием событий и безмятежно плыть по реке случайностей. Более того, атмосфера безысходности, анархии и стихии отвечает именно интересам тех, кто стремиться в мутной воде нестабильности и неопределенности поймать золотую рыбку финансовой и политической выгоды.
Складывающаяся ситуация объективно подталкивает нас к активным действиям, обрекает нас на необходимость всестороннего анализа происходящего и своих возможностей, объединения усилий и, совместного сбалансированного взаимодействия по широкому спектру проблем.
Диалектика такова, что мы при строительстве Союза, с одной стороны, должны обеспечить суверенитет, самостоятельность каждого государства и снять подозрения в ущемлении законных прав.
С другой стороны, без преодоления этакой гордыни суверенитета, абстрактной свободы мы не выберемся из положения, в котором оказались.
Зададим себе вопрос: есть ли возможности выйти из тупика? Есть ли то общее, объединяющее начало, которое позволит преодолеть разногласия, раздоры и смуту, пробить стену амбиций, преодолеть полосу недоверия и вырваться из паутины больших и малых проблем?
Такой потенциал объединения есть и вопрос только в том, насколько мы умеем и намерены им грамотно в интересах народа распорядиться.
Основанием для подобного оптимистичного утверждения является следующее.
Первое. Наша общая, полная бедами и победами многовековая история и приобретенный опыт выхода, казалось бы, совершенно из безысходного положения. Достаточно вспомнить героическую борьбу наших народов против германского фашизма, когда многие европейские страны запада ничего не могли противопоставить коричневой чуме, лишились своего суверенитета. И только наши народы сделали невероятное. Освободили себя и спасли других от фашистского порабощения.
Второе. У нас общие проблемы, как и общие препятствия на пути их решения. Отнюдь не щадящий режим вхождения в мировую и региональную систему экономических отношений, неоднозначное отношение к нашей внешней и, как это ни странно, внутренней политике. У нас разорваны связи, восстановление и развитие которых просто обрекает на объединение усилий.
Третье. У нас есть возможности для интеграции экономики, политики и культуры, как и возможности и для соответствующей специализации. Для того чтобы убедится, достаточно бросить взгляд на карту. Территория Белоруссии представляет собой своеобразный коридор, гигантскую магистраль связи России с Западом. Совершенно очевидно, что пользы от этой магистрали нельзя ждать, если она будет находиться в тяжелом положении и на ней не будет соответствующего порядка.
Четвертое. У нас выработаны общие подходы к формированию европейской системы международной безопасности, у нас общая позиция по отношению к расширению военного блока НАТО на восток, мы не расходимся и в области укрепления мер доверия между дальними и ближними соседями.
Наконец мы обладает уникальным совместным практическим опытом решения государственно важных проблем в принципиально новых условиях. Например, все знают, как нелегко решаются проблемы пограничной политики государств на постсоветском пространстве. А мы эти проблемы решаем и решаем успешно!
Пятое. У нас есть огромный нравственный потенциал, носителем которого являются братские народы России и Белоруссии. Причем когда экономические, политические и деловые связи слабеют или вовсе обрываются, то последней надеждой остаются узы братства, дружбы и сопереживания, уважение человека, желание ему помочь. Этот капитал есть и в России, и в Белоруссии. Задача политиков умело направить и деятельность парламентариев и так называемую народную дипломатию на использование нравственной энергии народов для решения чрезвычайно важных проблем. При этом необходимо вычертить совершенно четко приоритеты деятельности, на основании которых, как на опорных точках, можно построить благополучие наших государств. Юридическая основа у нас для этого есть. Это наш Союзный договор.
Шестое. Что нас объединяет, это чувство ответственности за судьбу наших народов. Мы ответственны перед будущим. Наши потомки нам не простят, если мы не используем возможности для обобщения усилий во имя блага наших народов. Нашу судьбу мы должны и будем делать сами.
Говорят, из беды нищие никогда не выберутся в одиночку. Мы - и Белоруссия и Россия - не нищие. Мы богаты своей экономикой, историей, культурой и людьми. Терпеливым, выносливыми и талантливым народом. Чего нам не хватает, так это организации, политической дальновидности и целеустремленности, настойчивости в решении общих проблем.
Сегодня, как никогда, нам нужна политическая воля, государственная мудрость и самоотверженность каждого на своем посту.
Если нам удастся решить эти проблемы, обеспечить достойную жизнь граждан двух братских государств, то к нам непременно потянуться и другие народы. Для союза, основанном на дружбе, братстве и взаимопомощи у нас двери открыты всем.