Анализ и перспективы развития Союзного государства

Кохно П.А.
Профессор, доктор экономичских наук

От редакции: статья написана в середине 2000 года, однако поднятые в ней проблемы ни в коей мере не утратили своей актуальности.

В последний год Россия и Беларусь демонстрируют пример действенного сотрудничества, которое отвечает не только интересам двух государств, но и двух братских народов. За тот относительно небольшой по историческим меркам срок тесного российско-белорусского сотрудничества накоплен ценный опыт, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Фактом, который подтвердил сохранение теснейших экономических связей двух государств, было влияние российского финансового кризиса на социально-экономическое положение Беларуси. Он подтвердил тезис о сохранившейся до сих пор взаимодополняемости и взаимосвязанности экономик Беларуси и России, что, в свою очередь, обусловливает необходимость осуществления скоординированных действий правительств обоих государств по ослаблению негативных тенденций в социально-экономическом развитии. В целях выработки рекомендаций по преодолению последствий кризиса, а также предотвращения возможных рецидивов, требуется более детальное рассмотрение результатов его негативного воздействия на социально-экономическое положение каждой страны, включая макроэкономические итоги, уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торгово-экономических связей, инвестиций и уровень жизни населения.

Кризис в значительной степени повлиял на экономику всех государств, кардинально ухудшив экономическое и финансовое положение, как России, так и Беларуси в мировой хозяйственной системе, качественно изменив экономические позиции внутри Содружества.

Разрушенные кризисом финансовые рынки в конце 1998 года осложнили работу банковской системы и сделали невозможным проведение эффективной денежно-кредитной политики. Эти негативные последствия сказываются на экономике обеих стран до сих пор.

Нестабильность в валютно-финансовой сфере, с одной стороны, обостряет взаимные финансовые претензии, с другой - усиливает их зависимость от международной финансовой помощи. Остается сложным финансовое положение предприятий и организаций. Не переломлена тенденция спада инвестиционной деятельности. Инвестиционный климат в реальном секторе экономики продолжает оставаться, как правило, неблагоприятным.

В 2000 году страны продолжали осуществлять совместные шаги как в политической, так и в экономической сфере, которые были направлены на дальнейшее сближение. В политической сфере - это, прежде всего, координация действий на мировой арене, согласование внешнеполитических программ двух государств, в том числе разработка согласованных действий в области внешней политики на дальнейшую перспективу.

МИДы России и Беларуси уже провели работу по выработке Положения о Комиссии по правам человека, принятие которого отнесено Договором о Союзном государстве к компетенции Высшего Государственного Совета. Следовательно, внешнеполитическим ведомствам двух государств предстоит создать механизмы для перехода от согласования и координации шагов на международной арене к проведению общей внешней политики.

Совершенно ясно, что оба государства увязывают свои экономические преобразования с решением более широких стратегических задач, чем только перестройка хозяйственных отношений на рыночных принципах. И в России, и в Беларуси реформы рассматриваются как средство утверждения обретенного суверенитета, национально-государственного строительства, формирования самостоятельной внутренней и внешней политики. Отсюда - сходство реформаторских целей и задач.

В экономической сфере Россия и Беларусь намерены осуществить следующие шаги:

  • развивать сотрудничества регионов двух государств;