Выход России из Бишкекского соглашения и социально-экономические последствия этого решения для трудовых мигрантов - граждан новых независимых государств
Михайлюк И.Ф.
Политолог
Рискую начинать свою статью очень неоригинально, безнадежно банально и даже скучно. Тем не менее, скажу, что распад Советского Союза привел к разрушению сложившихся к тому моменту между союзными республиками не только политических, но и экономических связей (в том числе и общего рынка труда). Это, в совокупности с переходом республик на рельсы рыночной экономики, крайне негативно повлияло на социально-экономическую и политическую обстановку. Резко упал жизненный уровень подавляющей части населения.
Не только у русскоязычных жителей, проживающих в республиках бывшего СССР, но и абсолютного большинства т.н. "коренного" населения, возник "психологический дискомфорт", вызванный неуверенностью в завтрашнем дне, тревогой за свою судьбу и за судьбы своих родных и близких(1).
Начался отток этнических русских на "историческую родину" с надеждой обрести там более спокойную жизнь и былое благополучие. За последние десять лет в суверенную Россию из "ближнего зарубежья" переехало около 8 миллионов человек.
Миграция продолжается, но это, как правило, уже трудовая миграция и в ней участвуют не только этнические русские, но и граждане других национальностей, кровных связей с Россией не имеющие. Ниже будут приведены конкретные цифры, здесь же отметим, что трудовая миграция в рамках СНГ носит подавляюще односторонний характер - из стран "ближнего зарубежья" в Россию. Сразу же уточним, что речь не идет о потоке трудовых мигрантов в страны Запада или Востока. Мы говорим о конкретном периметре - СНГ.
Итак, этот односторонний наплыв значительно усложняет ситуацию в России, так как помимо русских, которые решили возвращаться на свою родину и обосноваться там навсегда, существует еще одна категория людей, которые приезжают сюда временно: кто на 3-5 месяцев, кто на 2-4 года с надеждой "поднакопить средств, а там посмотрим".
В большинстве случаев трудовые мигранты оседают в приграничных областях России. Однако почти четверть из них предпочитает селиться в 5 основных регионах: Московской, Тюменской, Челябинской и Ленинградской областях, Краснодарском крае. Особой популярностью пользуется Москва и Московская область, в которых только за один год осели 20 % выходцев из Грузии, 18 % - из Армении, 16 % - из Молдавии, 13 % - из Белоруссии, 13 - из Азербайджана.
В последнее время приток рабочей силы из стран "ближнего зарубежья" сокращается. Это наглядно показывает таблица № 2.
|
Напоминаем, что речь идет только о легальной части прибывающей в Россию рабочей силы.
В основном легальные рабочие-мигранты заняты в сфере материального производства и на транспорте:
Те иммигранты, которые прибывают в Россию на постоянное место жительство первым делом "попадают в руки" сотрудников Федеральной Миграционной Службы (ФМС, ныне расформировано). Это ведомство было организованно Правительством РФ в июне 1992 года. Одновременно были созданы подчиненные ей миграционные службы в субъектах РФ, посты иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов.
Появились первые нормативные акты, определяющие содержание и порядок работы с россиянами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Россию в поисках убежища и подавшими соответствующие ходатайства в территориальные органы миграционной службы. Ими стали федеральные законы "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах".
Что касается регулирования трудовой миграции (внешней), в России действует Указ Президента РФ "О привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы" от 1993 года, Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 1994 года, заключенное в рамках СНГ, а также ряд двухсторонних соглашений в этой области.
По данным прошлого года в России работали свыше 211 тысяч иностранных рабочих и специалистов. Сами понимаете, что эта цифра далека от действительной. Численность иммигрантов, правовой статус которых на территории России не определен, то есть, тех кто находится в России нелегально, по некоторым оценкам превышает 2 миллиона человек. И это начинает затрагивать вопросы национальной безопасности страны. Особенно тревожная картина сложилась на Дальнем Востоке нелегально заселяемом гражданами КНР, немало проблем создает афганская диаспора, а также ангольские, эфиопские, нигерийские и т.д. Безусловно, что значительное число граждан закавказских, среднеазиатских республик, Украины и Молдавии также незаконно пребывают на территории Российской Федерации. Трудно сказать, сколько жителей Молдавии временно работают в России. По некоторым данным, только в Москве и Московской области официально трудятся около 12 тысяч (2). Ясно, что нелегальных "гастарбайтеров" еще больше.
И это несмотря на то, что Россия подписала Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года. Однако до настоящего времени это Соглашение в силу не вступило, нет механизма его реализации.
Составной частью борьбы с незаконной миграцией является недопущение незаконного использования в России иностранной рабочей силы, а также повышение эффективности механизма депортации (выдворения). В Москве, как известно, существует режим обязательной регистрации. Это затрудняет нелегальный наем на работу многих желающих из "ближнего зарубежья". С другой стороны, такой порядок, помимо того, что не совсем законен, рождает почву для коррупции среди работников внутренних дел. Сведущие люди знают, о чем идет речь.
Но это все-таки мелочь по сравнению с теми негативными последствиями, которые рождает незаконная миграция, когда речь идет о незаконном обороте наркотиков, оружия, валюты, контрабанде "живым" товаром и т.д.
Именно из этих соображений 30 августа сего года Россия объявила о том, что выходит из Бишкекского соглашения от 9 октября 1992 г. о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. А уже 4 сентября МИД Российской Федерации направил ноты министерствам иностранных дел государств-участников Бишкекского соглашения с предложением провести переговоры о заключении международных договоров, регламентирующих режим взаимных поездок граждан.
Уведомление о выходе России из Бишкекского соглашения было направлено в Исполнительный комитет СНГ. Действие соглашения для РФ прекращается по истечении 90 дней с даты получения уведомления, то есть 4 декабря.
Хочу напомнить, на всякий случай, что Россия является не первой, а третьей страной (после Туркмении и Узбекистана) которая заявила о выходе из этого Соглашения. Как неоднократно подчеркивали российские власти, это вынужденный шаг. В первую очередь он связан с реальной угрозой международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса и другими опасными вызовами, затрагивающими интересы национальной безопасности. К тому же, незаконная миграция в Россию используется в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Европу и США.
По мнению российских властей, Бишкекское соглашение "выполнило свою миссию", однако, такое решение, тем не менее, не будет препятствовать передвижению граждан на территории СНГ, т.к. этот шаг направлен, прежде всего, против тех, кто злоупотребляет безвизовым режимом и идет на серьезные правонарушения и преступления.
Следует отметить, что руководство стран СНГ в целом с пониманием отнеслось к аргументам Москвы. Так, по мнению белорусского МИД, Россия имеет суверенное право принимать самостоятельные решения. Знаменательно, что, в то же время, Белоруссия заявила, что пока она не намерена выходить из Бишкекского соглашения.
Вполне убедительными сочли доводы России власти Узбекистана. Здесь согласны с тем, что "в нынешней ситуации будет более надежным и эффективным строить отношения на двусторонней основе".
В Ереване выразили уверенность, что отношения между Арменией и Россией сохранятся на прежнем уровне. В Таджикистане надеются, что решение Москвы не нанесет какого-либо ущерба углублению интеграционных процессов в рамках СНГ и Таможенного союза. Такого же мнения придерживаются в МИД Украины.
В Молдавии также выразили понимание того, что данные меры принимаются в целях безопасности России, однако было высказано и опасение, что такое решение затруднит ввоз в РФ молдавских товаров. Молдавия направляет на российский рынок 70 проц. своего экспорта.
В Тбилиси, хотя и признают право Москвы на принятие подобного решения, считают, что подобные действия не будут способствовать дальнейшей интеграции в рамках СНГ. И так далее.
Хорошо, наступит 4 декабря. Что дальше? Москва объявила о намерении перейти на двусторонний уровень договоров со странами СНГ. МИД РФ подтвердило, что со странами-участницами Таможенного союза (с 10 октября с.г. - Евразийское Экономическое Сообщество) предполагается подписать общее Соглашение о безвизовых поездках граждан.
С Узбекистаном и Молдавией Москва намерена подписать двусторонние соглашения о безвизовых поездках.
Ранее соглашения о взаимных поездках граждан были заключены с Украиной, Азербайджаном и Туркменистаном, совсем недавно - с Арменией.
В ноте, направленной в адрес МИД Грузии, предлагается продолжить переговоры на основе Проекта соглашения между правительством Российской Федерации и исполнительной властью Грузии о взаимных поездках граждан и Проекта протокола об упрощенном порядке пересечения государственной границы жителями приграничных районов, которые были переданы грузинской стороне в феврале этого года. Это означает, что соглашение с Грузией о безвизовом пространстве будет иметь ограниченный характер.
Следует отметить, что помимо понимания, решение России о выходе из Бишкекского соглашения породило и много вопросов. Например, 1 сентября 2000 г. "Независимая Газета" писала, что Правительство РФ еще в июне заговорило о предстоящем шаге и предполагалось само собой, что при этом будет осуществляться четкая координация действий министерств и ведомств, в том числе и тогда еще здравствующей миграционной службы. Но многие наблюдатели отмечают, что ни силовые структуры, ни другие министерства никаких конкретных указаний и разъяснений не получали. А, значит, можно с уверенностью говорить о неподготовленности самой России к этому шагу. О какой-либо координации говорить сегодня не приходится. Каких средств потребует отмена безвизового режима, а потом его повторное введение (уже на двухсторонней основе) и сколько конкретно потребуется пропускных пунктов (вдобавок к пунктам иммиграционного контроля) - неясно. Пока непонятно, каким образом реально "благоприятный режим передвижения граждан" будет сочетаться с наведением порядка на российских границах. "За кадром" остается немало других вопросов: например, по отношению к каким категориям граждан СНГ будут приниматься "визовые" меры? Определенно можно сказать только о том, что нововведения не отразятся разве что на Белоруссии, а со всеми остальными странами СНГ будут вестись переговоры и консультации.
А, теперь, последний вопрос: что делать? Безусловно, введение новых правил перемещения между странами СНГ осложнит и без того непростые условия пребывания в России трудовых мигрантов из "ближнего зарубежья". Означает ли это, что их число резко уменьшится? Я в этом сомневаюсь. Во-первых, наблюдавшийся за последние годы спад производства, низкая инвестиционная активность, бюджетные ограничения, банкротство и ликвидация предприятий вызвали небывалый рост безработицы во всех странах Содружества. Во-вторых, другого выхода для этих людей просто нет: по мнению наблюдателей, возможности выезда в страны Запада практически исчерпаны. Остается только Россия с ее огромным рынком труда и признаками подъема экономики.
Далее. Уже сейчас трудовая миграция позволяет странам Содружества решать свои внутренние проблемы - снижает социальную напряженность, что приводит, в конце концов, к стабилизации внутренних рынков труда, а, значит, и социально-экономической обстановки в целом. Приведу лишь несколько цифр, которые, как мне кажется, очень убедительно подтвердят сказанное. Считается, что трудовые мигранты из одной закавказской республики ежегодно вывозят из России на свою родину около 2 млрд. амер. долларов - больше, чем весь бюджет этой страны.
Таким образом, процесс трудовой миграции нуждается в более активном регулировании. Продолжая свою мысль, скажу, что речь должна идти о едином общем рынке труда в рамках Содружества.
Ранее этот рынок базировался на Бишкекских соглашениях - т.е. на безвизовом режиме перемещения граждан на всей территории СНГ. Теперь этот режим отменяется. Правда, он как бы сразу же возобновляется, но уже на новом уровне. И, все-таки, ситуация будет совсем иной. Будет больше ограничений, меньше нелегалов. А, значит, будет больше учета. Возможно, дело дойдет и до установления более конкретных правил на этом рынке.
Возможно, создание такого рынка позволит, наряду с реализацией экономических задач, в большей мере решить проблему занятости населения и борьбы с безработицей, в целом сократить негативные социальные последствия реформирования экономики для простого населения.
1. Сравни: П.А.Селиванов. Миграционная политика России в условиях постсоветского пространства. Сборник МПА №3, стр.132
2. газета "Время МН" от 1.09.2000 г.