Толерантность как индульгенция

Наталья АРТ

17 марта 2001 года в газете "Известия" была опубликована статья директора Института этнологии и антропологии РАН профессора Валерия Тишкова "Пятый пункт" под выносом "Кто будет жить в России через полвека?" Вся подборка страницы внешне была посвящена невинным рассуждениям о будущем под видом "футурошока". Разговор "о неожиданном будущем" (цитата из предисловия редакции), впрочем, подкреплялся вполне ожидаемыми тезисами г-на Тишкова , материалу которого была предпослана провокационная фотография: крупным планом - спина омоновца, вдали виднеются бандитские рожи задержанных на неизвестном рынке кавказцев, подпись под фотографией вполне провокационна: "Эти люди виноваты уже тем, что они живут рядом с нами". Не отмечено ни место действия, ни повод для проведения подобной операции, ни ее итог. Статья "Пятый пункт" приводится полностью, без сокращений (благо она не велика)

ПЯТЫЙ ПУНКТ

По некоторым прогнозам, к 2050 году в России будет проживать менее 80 млн. русских. Вместе с тем значительно возрастет доля других народов. Как в связи с этим изменится психология русских людей, весь их жизненный уклад? Комментирует директор Института этнологии и антропологии РАН профессор Валерий ТИШКОВ.

По сравнению с царской Россией и СССР, где русские никогда не составляли более 51 % населения, после отделения национальных республик сейчас эта цифра поднялась до 81 %. Но доля русских будет уменьшаться, как и доля некоторых других этнических групп (чувашей, мордвы, удмуртов, татар), ибо их естественный прирост ниже, чем у народов Северного Кавказа и некоторых народов Сибири (тувинцев, якутов, бурят). Число выходцев из Закавказья вырастет за 20 лет примерно в 2 раза и достигнет 20 млн. Но отвлечемся от цифр и поговорим о последствиях этнического передела.

Общества различаются между собой не тем, как много представителей разных рас, культур и религий в них проживает, а тем, какое значение придается этим отличиям. Мировая наука склоняется к тому, чтобы отвергнуть понятие "расы" и деление народов по расовым типам, считая их не биологической субстанцией, а результатом социальной политики. Другими словами, расизм породил расу, а не наоборот. Наука доказала, что различия между человеком высокого и низкого роста во много раз больше, чем между людьми разной кожи и типа лица. Расовые различия людей уходят лишь на толщину кожи.

Современная наука рассматривает этничность (на советском жаргоне-"национальность") как чувство принадлежности к группе людей, в основе которого лежат самоназвание группы, язык, история, религия, материальная и духовная культура. Человек может на протяжении жизни менять свою этническую идентичность или делить ее между несколькими культурами, особенно если он вырос в смешанной среде. Внутренне многие чувствуют себя одновременно русскими и казахами, русскими и евреями. Но советская идеология распределяла людей по коллективному членству и обязывала записывать в паспорт одну национальность и обязательно по одному из родителей. Нет ничего страшного, если кто-то вообще не имеет определенной этнической идентичности и связывает себя с общекультурным пространством страны и со всем ее народом, а не с конкретным этносом.

В России живет огромное число граждан, которые предпочли бы называть себя просто россиянами. Часто можно слышать: "во мне столько всего намешано, что трудно сказать, кто я". Но такая вольность непозволительна: паспортистки, милиционеры, социологи требуют предъявить свою национальность. А писатели вообще заклеймили плохим словом "манкурт" тех, кто позволил себе "выйти" из родной культуры. Скорее "манкурт" и есть современная норма культурной сложности. Большинство американцев считают себя только американцами, составляя один многоэтничный, многорасовый и многоконфессиональный народ - нацию, но не новый "этнос".

На протяжении долгого времени Россия была страной-донором в мировых миграциях. В ХХ1 веке ситуация будет обратной, и нужно правильно воспринимать новую перспективу. Ежегодная убыль русского населения составляет 700 тыс. человек. Миграция наполовину компенсировала падение численности - и в этом ее позитивная роль. Россия может принять огромное количество эмигрантов - еще 2-3 нынешних населения. Даже самые густонаселенные районы России по сравнению с европейскими стандартами являются малонаселенными.

К сожалению, на бытовом уровне в нас живет ксенофобия, которая подогревается некоторыми политиками, спекулирующими на теме национального возрождения. Мы хотим, чтобы были арбузы, но не было азербайджанцев. Но если их не будет, то останутся, как раньше, только старушки с пучками зелени. В человеке нет генетической предрасположенности к отторжению другой национальности. Но есть настороженная реакция на быстро меняющиеся пропорции населения, на непривычную ситуацию.

Я совершенно убежден, что пока сельские власти не научатся заманивать к себе "азеров", "азиатов", "черных" и других новожителей, в российских деревнях сохранится беспросветная жизнь. Подъем строительной индустрии в Якутии и Магадане связан с эмигрантами из Армении, в золотодобывающей промышленности много ингушей, в Ханты-Мансийском округе и на Таймыре -азербайджанцев. Миграционные процессы без сомнения, выгодны регионам.

Прогноз Госкомстата гласит, что к 2016 году население сократится на 10,4 млн. человек и составит 134, 4 млн. Я в этот прогноз не верю. Он не учитывает того, что у ныне не просчитанных миллионов мигрантов родятся собственные дети, которые уж точно станут гражданами России. В ХХ1 веке число русских не перейдет границу ниже 100 млн, но само понятие русскости изменится. Общество научится воспринимать русскими тех, кому пока в этом отказывает.

*****

Вот такой опус, построенный на передергивании фактов, сознательной "путанице" понятий, поразительном незнании русской (пока еще) и российской действительности предложил читателям профессор Валерий Тишков, который весьма последователен в неуважении к собственной стране - или, точнее, к стране своего проживания. Вместо того, чтобы озаботиться действительно серьезнейшей проблемой России, имеющей прямое отношение к ее суверенитету и безопасности, - демографическим кризисом и возможным исчезновением русских в своей собственной стране (ведь то, что профессор Тишков называет "этническим переделом", по сути является продуманной миграционной войной против России и русских!), г-н Тишков предлагает "правильно воспринимать" совершенно ненормальную сегодняшнюю ситуацию , которая сложилась главным образом из-за сознательного (и не бескорыстного) попустительства нелегальной миграции на всех уровнях российской власти. Ведь кто такие "азеры", "черные" и "азиаты" (последних несравнимо меньше в России, поскольку жители Средней и Центральной Азии за последние 15-10 лет были фактически полностью вытеснены азербайджанской нелегальной и полулегальной общиной)? Это, как правило, НЕЛЕГАЛЬНЫЕ мигранты, против которых борется любая страна мира, озабоченная собственной стабильностью и безопасностью. Много шума в России вызвало недавнее решение правительства Бельгии о прекращении выдачи виз гражданам России, которое в самой Бельгии трактовалось как борьба с нелегальными мигрантами из России (хотя по сути это был явно политический демарш). Заметим, что Россия весьма корректно выразила дипломатическое неудовольствие этой явно дискриминационной мерой, но никакого шабаша в российских газетах ( по поводу "фашизма", "расизма" и проч.) не было - обычно вышеназванные эпитеты, включая такой беспроигрышный козырь, как "нарушения прав человека", относят исключительно к России, когда она вполне законно, основываясь на собственных интересах, вводит визовый режим с Грузией или пытается навести относительный порядок на собственных рынках. Кстати заметим, что такая разновидность фобии, как русофобия, имеет место и в европейских странах, но никакого протеста у нашей научной интеллигенции почему-то не вызывает.

Г-н Тишков не призывает, как ни странно, бороться с незаконной миграцией - он призывает россиян и русских граждан России смириться с ней (что уже фактически произошло и без увещеваний Тишкова) и принять, как должное, новое понятие "русскости". Толерантность выдается Тишковым как индульгенция безнаказанности - для "новожителей", как он изволит не без изящества выражаться.

При этом г-н профессор не стесняется передергивать факты - даже по поводу того, кого писатели "заклеймили плохим словом "манкурт". Если Валерию Тишкову случалось читать Чингиза Айтматова - а именно после романа Айтматова в русскую и российскую культуру вошло слово-символ "манкурт" - то в контексте самого романа, как и в системе нравственных координат российского общества, слово "манкурт" отнюдь не означает человека, который, по Тишкову (профессор, надо читать и другие книги, кроме собственных!), "позволил себе "выйти " из родной культуры". Манкурт - это человек, насильственно лишенный памяти о своей матери, о своей земле, о своих родных и близких , то есть, по-русски говоря, это Иван, не помнящий своего родства, а отнюдь не "гражданин мира", как это пытается представить г-н Тишков российским читателям, рассчитывая, видимо, на их неосведомленность и невежество. Если же вспомнить родоначальника понятия, Чингиза Айтматова, то его "манкурт"- это специально "выращенный" и зомбированный человек, чье зомбирование проводилось в древние времена по особой "технологии", после чего человек лишался памяти навсегда. Напомним, что и в лагерях третьего рейха опыты над людьми предполагали планомерное, как на плантациях, выращивание таких манкуртов, умеющих производить определенные несложные механические действия, ибо рабам, по убеждению идеологов того этапа "глобализации", ни интеллект, ни память были не нужны (не говоря уже о таких излишествах, как понятия о родине, патриотизме, долге и проч.)

Поразительно, что именно таких манкуртов профессор Тишков и предлагает воспринимать как современную норму "культурной сложности", что нельзя отнести только к экзотическому мышлению профессора. Из чего следует, что ученый муж мало общается с нормальными живыми людьми - носителями подобной сложности - как, собственно, и самой жизнью. Люди, в которых "много чего намешано ", тем не менее хорошо знают истоки своих культур в своем "я": в армяно-русских семьях знают и русскую, и армянскую культуру, в русско-еврейских семьях -русскую и еврейскую, в русско-латышских -русскую и латышскую, причем иногда русские знают латышскую культуру (поэзию и литературу) гораздо лучше, чем сами латыши, и т. д. Многополярная этничность совсем не предполагает тишковского манкуртизма - наоборот, сегодня люди не считают возможным отказываться от своей национальности или "единичной" национальной принадлежности (по отцу или матери) даже тогда, когда им грозит физическая расправа за одно только называние "не той" фамилии - или откровенный геноцид, как это имело место в бывших республиках бывшего Союза. И почему-то думаешь, что, скажем, чеченцев или азербайджанцев не убедят профессорские размышления о том, что они отличаются от русских только ростом или толщиной кожи. Поэтому даже через десять или двадцать лет России грозит отнюдь не какая-то новая "русскость", носителями которой якобы будут "новожители" (то есть нынешние нелегальные мигранты, в основном из мусульманских стран, которые к тому времени, благодаря либеральным российским законам и продажности местных властей, сумеют очень быстро стать "гражданами России"): России грозит, если называть вещи своими именами, "черный передел" - и полнейшая оккупация ее земель (а со временем - и всех уровней власти, и любого вида собственности) этнически чуждыми пришельцами.

Миграционные процессы, если оценивать внешнюю миграцию из мусульманских стран по отношению к России, давно перестали быть "стихийным" процессом, которым якобы никто не управляет - наоборот, эта экспансия управляется, и очень хорошо, о чем свидетельствует наличие специальных фирм, практикующих (за скромное вознаграждение) заселение России братьями-мусульманами из бывших республик СССР и третьих стран. Зададимся вопросом: почему эти люди приезжают в страну заведомо чуждой им культуры, с неблагоприятным для них климатом, с враждебным отношением населения, которое стало прекрасно разбираться нацпринадлежности новых "оккупантов" (хотя еще каких-нибудь 10-15 лет назад все сплошь были "грузинами")? Не от хорошей жизни - и не от недостатка толерантности (фобий в российском обществе не больше, чем в американском или английском). Зададимся вопросом: почему именно в Россию хлынули наши друзья из бывших советских окраин, предварительно изгнав оттуда русских и всех прочих, которые, дескать, ели "их хлеб"? Ведь русский человек, если ему приходится покидать в очередной раз свою неисторическую родину, не побежит в Пакистан или в Турцию? Это к вопросу о "стихийной" миграции.

То, что происходит с Россией сегодня, впору назвать миграционной оккупацией или миграционной войной - причем рассчитана она на долгие годы и попадает под категорию "антирусского проекта", говоря словами философа и социолога Александра Зиновьева. Поскольку, как справедливо замечает сам Тишков, у этого вида "новожителей" гораздо шибче, чем у русских, появляются дети, которые будут уже полноправными гражданами России.

Любопытно, что претендуя на толерантность, Валерий Тишков обеспокоен в основном фобией по отношению к выходцам из Азербайджана - и его формула "есть арбузы - должны быть и азербайджанцы " - сегодня встретит резонное сопротивление обычных российских обывателей, не знакомых с учеными словами, но зато каждый день бывающих на рынках, где их беззастенчиво обирают - и где по невменяемым ценам продают именно российские арбузы. Российские рынки, увы, давно не принадлежат россиянам - причем под "кавказцами", о которых так беспокоятся ученые мужи и дамы, они разумеют прежде всего не жителей российского Северного Кавказа (на российских рынках вы не увидите ни дагестанцев, ни черкесов, ни балкарцев, ни даже чеченцев -последние заняты обычно другим бизнесом), а исключительно наших смуглых друзей из Грузии и Азербайджана. Причем если первые вывозят нелегально, не облагаемые никакими налогами около миллиарда долларов ежегодно (что составляет чуть ли не половину бюджета Грузии), то жители Азербайджана грабят Россию в два раза активнее и наглее - и вывозят на историческую родину уже 2 млрд. долларов ежегодно! Поэтому надпись под фотографией о рейдах на российских рынках (такая предпослана и материалу Тишкова ) имеет тоже характер явной провокации, ибо гласит: "Эти люди виноваты уже тем, что живут рядом с нами." Нет, "эти люди" виноваты совсем в другом: в процветании нелегального криминального бизнеса и терроризировании местных производителей: помимо арбузов "новожители" получают бешеные деньги от сооружения подпольных водочных заводов, балуются продажей наркотиков российскому юношеству, входят в роль "санитаров леса", прибирая к рукам недвижимость (и "убирая" при этом морально устаревших граждан России, и т.д.). Так что "эти люди" никак не напоминают бедных овечек, которым злые россияне, подверженные фобии, не дают спокойно жить.

Но никто не задается вопросом, почему бы обнаглевшим пришельцам не жить на своей замечательной родине, откуда были благополучно изгнаны все "лишние"? Причем не без помощи их самих или их отцов и братьев, активно участвовавших в погромах и резне 12-летней давности, а также в митингах, на которых тепло поминалась имперская Россия. И почему эти труженики избрали местом своего проживания именно Россию, а не Турцию и не Иран, население которых им ближе по культуре и вере?

Представим себе абсурдную (но в России вполне реальную) ситуацию: русские крестьяне, прорубив, как в известном кинофильме, "Окно в Париж", заполонили вдруг все рынки Франции, "держат" цены не только в Париже, но и во всех провинциях страны, а самих французских крестьян регулярно избивают на подступах к их собственным рынкам - и допускают их только после выдачи "дани". Излишне говорить, к какому социальному и политическому взрыву в цивильной европейской стране, несмотря на модную ныне толерантность, привело бы подобное национальное унижение! Ну, а у нас в России, где такое унижение целого народа совершается каждый день, - все возможно. В том числе и наличие ученых, оправдывающих и поощряющих подобную "оккупацию" России и выкачивание средств российского налогоплательщика и российского производителя в пользу других государств.

Уважаемый профессор, видимо, ничего не знает и ничего никогда не слышал о перекупщиках - и о том, что "азеры", употребляя его терминологию, перекупают на корню те же АСТРАХАНСКИЕ АРБУЗЫ (равно как и подмосковные огурцы и помидоры) - и когда власти Астрахани однажды решились эти самые арбузы доставить в Москву без "посредников", минуя "посты" "новожителей", взимающих дань по всей России с российских же производителей (!), то эти самые многострадальные арбузы пришлось вести в столицу России чуть ли не на БэТээРах . Старушки с пучками зелени ютятся на русских рынках, заметим, именно благодаря тому, что ВСЕ без исключения рынки России, от Москвы до Дальнего Востока, находятся именно в руках только одной этнической общности, поставляющей в Россию огромное количество нелегальных мигрантов, беззастенчиво обирающих россиян. Так что ксенофобия российских граждан, при бездействии властей, ограничивается, как правило, сугубо словесными протестами против ежедневных поборов, напоминающих о татаро-монгольском нашествии: дошло до того, что в этом году в Подмосковье фрукты и овощи из подмосковных же совхозов и хозяйств стали намного дороже, чем на московских рынках! Словесная ксенофобия в России - как единственно возможная защитная реакция населения - ничуть не мешает процветанию нелегальных мигрантов, захвативших - не без "помощи" глав администраций, мэров городов (начиная с Москвы) - существенную часть экономики России. И - заметим - эту нелегальщину идеологически "обеспечивают" и поддерживают своими псевдонаучными рассуждениями профессора вроде Валерия Тишкова. А если такие профессора еще и возглавляют институты и воспитывают год за годом учеников, которые тоже будут учить россиян "правильно воспринимать" ненормальную действительность, то Россию придется в который раз пожалеть, ибо в ней проживает - а не живет - вместо русской "русскоязычная" интеллигенция, которая сама отличается "научной" русофобией и последовательной ангажированностью своих "объективных" взглядов. В систему этих взглядов давно "вписывается" утверждение об органической неспособности (в силу лени, тупости, неповоротливости и неприспособленности к рыночным условиям) самого русского народа и граждан России вообще заниматься, например, торговлей своими же товарами - и самим регулировать финансовые потоки в собственной стране. Поэтому и сельским властям, как советует Тишков, давно нет никакой необходимости "заманивать" пришельцев - они давно хозяйничают на русской земле так, как им не позволительно хозяйничать у себя дома, и проблема стоит совсем по-другому: как привести пришельцев в чувство и вообще отвадить их от России, которую они воспринимают только как отхожее место ...

Что же касается мигрантов и эмигрантов, то и здесь г-н Тишков уклоняется от обсуждения главной проблемы: русское население в России должно пополняться не мигрантами вообще (иначе страна превратится в отстойник и "дно" со всего мира, поскольку страны Евросоюза сейчас начинают активно отгораживаться визовым режимом от бывшего СССР), а именно РУССКИМИ эмигрантами, а точнее - реэмигрантами. Нам не нужна "миграция вообще"! - мы до сих пор не можем обеспечить нормальные условия не только русским беженцам из стран СНГ, но и русским беженцам из Чечни - и, надо полагать, профессору Тишкову эти факты известны. Русские в ближнем зарубежье, по некоторым данным, составляют примерно 17 процентов от нынешнего населения России. То, что г-н Тишков пытается всех мигрантов подряд представить полезной для России силой, вызывает, мягко говоря, удивление, ибо он сознательно путает карты. Что же касается того факта, что в золотодобывающей промышленности России "много ингушей", то профессору Тишкову должно быть известно то, что эта отрасль уже давно полностью криминализирована ингушскими преступными группировками, находящимися под опекой правящего в республике клана, о чем российские СМИ не раз информировали общественность.

Словом, после прочтения псевдонаучного опуса Валерия Тишкова, имеющего весьма косвенное отношение к сегодняшним реалиям (за исключением давно раскручиваемой "концепции", в который раз доказывающей убожество России), вспоминаются известные слова: страшно далеки они от народа! А если это так, то не следует этому народу ничего советовать, особенно по части новой "русскости" - Бог даст (вместе с умом и умением распоряжаться собственной страной), сохраним и старую "русскость", и саму Россию.