Конференция, посвященная Святой Земле

Игумен Петр (Пиголь), В.Г. Алиев

Минувшее в конце года событие - 10-летний юбилей возрождения Иерусалим-ского подворья в Москве - остался бы не замеченным общественностью (особенно на фоне всехристианских торжеств, связанных с празднованием 2000-летия Рождества Христова), если бы само Подворье не проявило интересную инициативу: организовало межцерковную международную конференцию "Иерусалимская и Русская Православные Церкви - хранительницы древнейших православных традиций", посвященную, как и все церковные мероприятия нынешнего года, всеславному рождественскому 2000-летию.

Конференция оказалась весьма представительной: она собрала видных ученых как из церковных, так и из светских научных кругов. В ней участвовали богословы Московской Духовной академии, Свято-Тихоновского богословского института, Издательства Московской Патриархии, ученые из института Всеобщей истории и института археологии РАН, Московского Государственного университета, музеев Ново-Иерусалимского, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, а также представители Посольства Греции в Москве и Александрийской Православной Церкви.

Президиум возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, который приветствовал участников конференции от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и поделился своими воспоминаниями о пребывания в качестве начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Доклад его был выслушан с большим вниманием и интересом, поскольку события, о которых повествовал Высокопреосвященнейший Владыка, происходили в очень не простые для нашей святой Церкви времена 20-30-летней давности.

Затем настоятель Иерусалимского подворья в Москве архимандрит Феофилакт (Георгиадис) зачитал приветствие блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Диодора. В нем помимо отеческого напутствия участникам конференции содержался интересный экскурс в смутные времена истории нашего Отечества, когда посланники братской Иерусалимской Православной Церкви оказывали помощь в правке церковных богослужебных текстов, сличая их с древнейшими греческими подлинниками, а также оказывали поддержку в борьбе за стояние в истине Православной веры и в отстаивании христианского благочестия.

Предначинательную серию приветствий завершил игумен Марк (Головков), зачитавший послание Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского, Председателя Отдела внешних церковных сношений. В его слове давалась высокая оценка значимости представительства Иерусалимской Церкви на Патриаршем подворье в Москве и отмечаемого 10-летнего юбилея его возрождения. Затем игумен Марк поделился воспоминаниями о своем семилетнем пребывании в Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

Интересный доклад об истории возникновения в начале XIX века и затем возобновления в конце ХХ века Иерусалимского подворья в Москве прочитал его настоятель архимандрит Феофилакт (Георгиадис). В его выступлении были отмечены и вклады Иерусалимских Патриархов в благоукрашение храма (главным образом, это святыни - части Древа Животворящего Креста Господня, святые мощи из Святогробской ризницы), и вклады, сделанные русскими государственными деятелями и благочестивыми прихожанами храма подворья.

Доклады, прочитанные другими участниками конференции можно разделить на три части. Из первой, исторической, можно особенно отметить выступления протоиерея Валентина Асмуса, преподавателя МДА и Свято-Тихоновского института, проф. Б.Л.Фонкича, руководителя центра "Палеография, кодикология, дипломатика" института всеобщей истории РАН, и его научного сотрудника В.Г.Ченцовой, а также представителя Греческого посольства Д.А.Яламаса. Прот. Валентин Асмус рассказал об участии Иерусалимских Патриархов в деятельности Вселенских Соборов. В докладах Б.Л.Фонкича и В.Г.Ченцовой излагались результаты исследования документов фонда Посольского приказа РГАДА, относящиеся к истории связей Иерусалимских Патриархов с Россией в XVII веке. В частности, в них затрагивались вопросы, касающиеся передачи России православных святынь и реликвий христианского Востока. Ученый из Греции, Д.А.Яламас рассказал о переписке Иерусалимского Патриарха Досифея с Россией, в которой обсуждалось положение православных христиан в Османской Империи в XVII веке.

Вторую часть докладов можно условно назвать "Образы Святой Земли в России". Наиболее интересным в этом разделе было выступление заместителя директора по науке музея "Ново-Иерусалимский монастырь" Г.М.Зеленской, рассмотревшей топографическое подобие окрестностей Подмосковного города Истры священным местам Палестины. Такое сходство позволило Патриарху Никону создать в XVII веке "Русскую Палестину" в меру подобия первообразу, построив уникальный комплекс храмовых строений, аналогичных тем, которые находятся на Святой Земле, венцом которого явился храм Воскресения Христова - точная копия Иерусалимского храма Гроба Господня того времени. Кроме того, Г.М.Зеленская, а вслед за ней и сотрудник Издательства Московской Патриархии Смирнова Е.А. рассмотрели и другой пример перенесения на Русскую землю Палестинских образов - Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры.

Третью тематическую группу составили сообщения искусствоведческой направленности. Так, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи С.С.Степанова, и сотрудник музея изобразительных искусств имени Пушкина О.Р.Хромов рассказали о своих находках, первая - живописных работ русских художников, посвященных Святой Земле, второй - Синайской гравюры в собрании Церковно-Археологического кабинета Московской Духовной академии.

К сожалению, из-за недостатка времени не все, кто готовился выступить с докладом, смогли это сделать, однако, все они смогут опубликовать свои результаты в сборнике тезисов конференции, публикацию которого организаторы форума планирует осуществить в ближайшее время.

Несколько необычно завершилась конференция: в конце ее участникам был предложен небольшой концерт духовной музыки (среди номеров которого были исполнены древне-византийские распевы) и программа фильмов о Святой Земле.

В целом можно с уверенностью сказать, что эта инициатива Иерусалимской Церкви, проявленная ее представителем - настоятелем Иерусалимского Подворья архимандритом Феофилактом, и поддержанная и осуществленная Московским Православным обществом (братством) Святого Живоносного Гроба Господня, получилась весьма интересной и полезной. Все участники были единодушны во мнении, что эти форумы должны стать регулярными. Этот вывод и был зафиксирован в принятой резолюции.