Как «лечили» Будду

Дубовицкий В.В.
кандидат исторических наук, Душанбе, Таджикистан

Прописную истину о том, что "ломать - не строить", человечество вновь и вновь напоминает себе всю свою историю: сожженный Пергамский алтарь и опрокинутый в море Фаросский маяк, взорванный беломраморный Парфенон и ободранные стены Янтарной комнаты под Петербургом - всего не счесть! Но то, что случилось на рубеже третьего тысячелетия в Афганистане, потрясло даже "видавшее виды" варварства человечество: в марте 2001 г. фанатики движения Талибан взорвали две гигантские статуи Будды, высеченные в скалах провинции Бамиан. Чудовищный акт вандализма был совершен не спонтанно возмущенной толпой, а как продуманная и заранее объявленная на весь мир идеологическая акция борьбы с "идолами". Для исламского фундаменталистского движения, каковым и является Талибан, нужен был эффектный и шокирующий акт, заставивший содрогнуться не только верующих буддистов, но и любого мало-мальски культурного человека. Характерно, что талибы остались глухи не только к призывам о сохранении статуй со стороны ЮНЕСКО и Индии, но даже к протестам Ирана - теократического исламского государства. Вот тогда, когда рассеялась пыль от взрывов в Бамиане, мир с удивлением и восторгом обратил внимание на известный до этого только специалистам - историкам факт: в четырехстах километрах на север от афганского Бамиана, в Таджикистане находится четырнадцатиметровая статуя "Будды в нирване", бережно восстановленная руками таджикских и русских реставраторов!

Гигантская глиняная статуя была найдена археологом Б.А.Литвинским во время раскопок буддийского храма на холме Аджина-Тепа (холм джинов) в долине р.Вахш близ г.Курган-Тюбе в 1964 - 1968 гг.

В 5-6 вв. н.э. население Средней Азии, равно как и Афганистана, исповедовало добрый десяток религий и культов. Самыми крупными по числу верующих были: зороастризм, буддизм и христианство. Вахшская долина была "торным путем" паломников-буддистов, несших учение просветленного принца Гаутамы из Индии через Центральную Азию в Китай, Корею, Японию. Именно поэтому на афганской и таджикской земле археологи находят сотни развалин буддийских храмов и монастырей. Храм на Аджина-Тепа сильно пострадал во время арабского завоевания в 7в.: статуя была основательно изуродована завоевателями - разбито лицо и часть груди. Бригаде реставраторов из ленинградского Эрмитажа пришлось серьезно потрудиться для того, чтобы собрать, закрепить специальной пропиткой и перевести в г.Душанбе все, что осталось от нее - 43 части и фрагмента. Много лет все они хранились в ящиках реставрационной мастерской Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН Таджикистана. За двадцать с лишним лет удалось отреставрировать лишь голову и руку статую: в крошечном помещении лаборатории невозможно было собрать вместе даже часть гигантской фигуры. Такая возможность у реставраторов наконец появилась, когда Институтом был построен Национальный музей древностей, где для Будды выделили самый большой зал.

К сожалению, к этому времени в республике, пережившей гражданскую войну, почти не осталось реставраторов, способных выполнить сложнейшую работу по восстановлению этого шедевра. И на помощь таджикским коллегам вновь пришел теперь уже петербургский Эрмитаж. Здесь в лаборатории реставрации монументальной живописи много лет работает В.А.Фоминых, уже выезжавшая в Таджикистан для съема в раскопе Пенджикентского городища на севере республики уникальной глиняной статуи Шивы Парвати (5 век н.э.), которую также сейчас можно увидеть в Музее древностей.

Восстановление гигантской лежащей статуи заняло два сезона - в 2000 и в 2001 годах. Вере Алексеевне эта работа в сорокаградусной жаре, среди ядовитых растворителей и пропиток, запомнится надолго: вместе с двумя помощниками - Парвиной Абдуллаевой и Сергеем Габелем - она часто работала ночами, когда было прохладней. В 2002 г. она вновь приехала в Таджикистан для завершения "лечения" - реконструкции утраченных во время раскопок пальцев Будды. Руками В.Фоминых в Музее древностей в том же году были отреставрированы и чудесные настенные фрески древнего Пенджикента (5-8 вв.н.э.), хорошо известные среди искусствоведов мира.

Теперь "Будда в нирване", самая крупная в мире глиняная статуя этого божества и единственная из таковых гигантов на всем пространстве Среднего Востока вплоть до границ Индии, предстала перед взорами тысяч посетителей Национального музея древностей, восхищая и озадачивая своей загадочной улыбкой обращенной к нам через двадцать пять веков истории.

На фото: В.Фоминых и ее "пациент"; фрагмент восстановленной статуи "Будда в нирване"; статуя Шивы Парвати из Пенджикентского городища.