Психологические аспекты формирования религиозных антисистем

Коваленко М.И.
Председатель Правления Фонда Л.Н. Гумилева, доцент СпбГУ

В России сейчас появились многочисленные "нетрадиционные религии" - деструктивные культы. Они представляют серьезную опасность потому, что характеризуются неприятием социальных институтов, общественных ценностей, семьи. Сегодня необходимо формирование научного подхода, объясняющего глубинные и универсальные мотивации, запускающие механизм отрицания бы-тия, характерный для наиболее деструктивных культов. Что заставляет человека вливаться в нигилистическую секту? Может ли самореализация психически здорового человека быть саморазрушительной? Актуальность поиска ответов на эти вопросы ныне не вызывает сомнения.

Здесь нам может помочь знание учения Л.Н. Гумилева о антисистемах. Антисистема - это системная целостность людей с негативным мироощущением. Антисистемам присущи право на ложь и тайна организации. Лживость присуща и современным тоталитарным сектам. По мнению А.Л. Дворкина [ 1998], современные секты весьма похожи на секты античности и средневековья, их можно разделить на две большие группы: "гностические" и "катарские". Первые акцентируют внимание на приобретении некоего спасительного знания, вторые уповают на приносящую спасение активную деятельность. По этой классификации к "гностическим" сектам относятся, например, сайентология, мормоны, "Гербалайф", теософские, антропософские и рерихианские группы. Примеры "катарских" сект: Богородичный центр, Церковь Уитнесса Ли, "Теология процветания", иеговисты, различные восточные учения, предлагающие медитативные практики. 

Согласно учению Л.Н. Гумилева, антисистемы появляются в этнических химерах на границах суперэтнических систем. Химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных людей, этнических маргиналов, утративших оригинальные этнические стереотипы поведения и этнические традиции. У химеры нет отечества, что делает химеру восприимчивой к негативному мироощущению. Поэтому, химеры - питательная среда для возникновения антисистем. Конечно, не все химеризованные люди входят в антисистемы, а только те, кто обладает негативным мироощущением. Очевидно, что негативное мироощущение возникает под воздействием нескольких факторов. Один из них - конфликт социальных условий и экзистенциальных потребностей человека, несоответствие образа идеальной модели мира и самого себя с наличествующей действительностью и возможностями самореализации. Тогда человек переживает биографический кризис, осознает непродуктивность своего жизненного пути. Человек переживает свою нереализованность (непродуктивность прошлого), опустошенность (непродуктивность настоящего), бесперспективность (непродуктивность будущего). По мнению Р.А. Ахмерова, в основе биографических кризисов лежат следующие причины: слабая продуманность, неоптимальность выбора средств достижения целей; немасштабность замыслов, низкая стратегичность: негибкость планов, самоуверенность: излишняя конфликтность. (Ахмеров Р.А, 1994). Подобное сопоставление действительности с идеалом выливается в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Позиция "я хороший, мир плохой" становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектр негативных ощущений. Таким образом, антисистемный нигилизм становится способом деструктивной самореализации. В сознании индивида существенную роль играет мысль неизбежного подведения достижений прожитой жизни. Человеку тяжело признать свое несоответствие внутренним личным и внешним социальным требованиям, еще тяжелее принять на себя ответственность за личные неудачи. Подобная психотравма способна губительно воздействовать на внутренний мир индивида, разрушая ценностную оболочку его "Я". Тогда сохранить высокий уровень самооценки можно только поставив себя вне рамок наличествующей действительности, восстанавливая утраченное внутреннее равновесие откровенным противостоянием среде, перекладывая всю полноту ответственности за свою несостоятельность на внешний мир. Такой человек обретает новые смыслообразующие цели, ориентированные на противоборства с действительностью. Так через отрицание зарождается новая умозрительная концепция. Уверенность в собственной правоте сводит к минимуму возможность воздействия общества на сознание нигилистически заряженной группы. Для них антисоциальные действия выступают не просто как нарушения нравственности, возможные всегда и повсюду, а как поступки, проповедуемые новыми идеалами. Эмоции, возникающие у этих людей, как правило, стеничны и агрессивны. 

Зарождаясь на индивидуальном уровне нигилистическая концепция может иметь общественный резонанс только при наличии коллектива единомышленников, ощущение массовости в данном случае необходимо для укрепления и активизации негативных убеждений индивида. Появление подобной уверенности возможно только при наличии устойчивой и очень высокой оценочной внутренней шкалы, никем и ничем неограниченное право собственных суждений и действий. Лидер деструктивной секты всегда является не только этническим маргиналом, но одновременно жертвенным пассионарием. 

Основная масса сектантов не обладает такой высокой пассионарностью и самооценкой. Для них вхождение в антисистему - это способ преодолеть депрессию. В зависимости от неудовлетворенности потребностей нужды или роста формируются две формы депрессии: тревоги или тоски. Деструктивная реакция, трансформирующаяся в разнообразные нигилистические формы, неизбежна как следствие нарушения гармонического баланса условий бытия и экзистенциальных потребностей человека, его личностных целей, установок и приоритетов. Одной из форм такой реакции может быть аутоагрессия как результат низкой самооценки и неприятия себя. Эмпирические исследования, проведенные А.А. Реаном, позволяют ввести понятия "аутоагрессивный паттерн личности". Аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, но и является сложным личностным комплексом, функционирующим на различных уровнях: самооценочным, интерактивным и социально-перцептивным (Реан А.А, 1998). Изучение религиозной аутоагресии актуально потому, что сейчас наблюдается активизация такого рода деструктивных групп (Скородумов А.А., 1998). 

ЛИТЕРАТУРА
1.Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М.,1994.
2.Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 1998.
3.Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности// Ананьевские чтения - 98/ Под. общей ред. А.А. Крылова. Спб.,1998.
4.Скородумов А.А. О социально - психологической классификации сатанинских групп// Ананьевские чтения - 98/ Под. общей ред. А.А. Крылова. Спб.,1998.