“Русский человек в законе мертв“
Севастьянов А.Н.
Главный редактор "Национальной газеты"
В начале своего выступления я хочу сослаться на выразительный пример. Перед нами Конституция Украины. Что гласит основной закон этой страны по поводу украинского народа (или нации, что в данном случае тоже правильно)?
А вот что.
"Статья 11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины". Видите, налицо четкое разделение: есть украинская нация - государствообразующий народ с его историческим сознанием, традициями и культурой, а есть наряду с ним также и коренные народы Украины, и национальные меньшинства. И это в соседнем, самом близком государстве, с которым мы веками жили вместе, жили одними идеалами и традициями, одной верой, общей историей. Почему же у них - так, а у нас иначе, почему у нас нет такой постановки вопроса? Ведь Украина не менее полиэтническая страна, чем Россия, в ней живет более ста народов, народностей и племен. Но ни у кого не поворачивается язык (да никто и не осмеливается, ибо это просто незаконно, противоречит Конституции Украины) назвать ее "многонациональной".
Далее:
"Статья 12. Украина проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства". Я обращаю ваше внимание, господа: такова норма основного закона братского народа украинцев. Таково их отношение к своему народу, независимо от места его проживания. А что у нас вместо этого? Сколько миллионов русских брошено нами на произвол судьбы? По меньшей мере 20 млн. в ближнем зарубежье и 10 - в дальнем. До настоящего времени их права и интересы явно недостаточно учитываются российской государственной политикой, несмотря на закон о соотечественниках. К тому же "соотечественники" - понятие политически размытое, некорректное. По смыслу упомянутого закона в соотечественниках оказались все, кто родился в бывшем СССР. Это - вопиющий абсурд.
Далее:
"Статья 13. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, наводящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.
Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами в соответствии с законом".
Вы поняли? Каждый, кто ходит по украинской земле, ходит по земле, принадлежащей украинскому народу. Каждый, кто дышит воздухом на Украине, дышит воздухом, принадлежащим украинскому народу. И все должны об этом знать и помнить, хотя пользоваться этими природными дарами может каждый гражданин!
Я привел этот пример, чтобы все видели, как ставит вопрос народ, который знает, любит и уважает себя, помнит о своих правах, потребностях и интересах, заботится о своих детях и внуках, о своем будущем. Народ, у которого есть чему поучиться. Народ, который способен и других заставить уважать свои права и интересы.
Разве так обстоит дело у нас, у нашего русского народа? А ведь мы намного более многочисленны, нежели украинский народ. И в составе населения своей страны мы занимаем не около 60%, как украинцы, а 83-85%. Мы могли бы требовать не менее уважительного отношения к себе. А что на самом деле?
Когда-то Радищев сказал: "Крестьянин в законе мертв". Сегодня мы скажем "Русский человек в законе мертв". Как мы знаем, в Конституции России слово "русский" упомянуто только один раз, и то - не в связи с народом, а в связи с языком. Никакой закон в России не учитывает и не защищает права и интересы русского человека именно как русского, как представителя основного, государствообразующего для России народа. Казалось бы, первостепенное внимание всего государства и населяющих его народов должно было бы быть обращено именно к русским - единственному народу, без которого не смогла бы существовать Россия в ее нынешних границах. От будущего русского народа зависит будущее всей страны, будущее всех населяющих ее народов. Это понял даже такой демократ, как Гавриил Попов.
Но - нет! В нашей стране нет даже такой инстанции, куда русский мог бы придти со своими болями и заботами именно как русский, где его выслушали бы, поняли и помогли. Министерство по делам национальностей, укомплектованное сплошь нерусскими, заботящееся о ком угодно, только не о русских, последовательно закрыло сначала Департамент по проблемам русского народа, потом Отдел русского народа, а сейчас внесло в правительство законопроект "О внесении дополнений и изменений в закон "О национально-культурной автономии", первая же поправка в котором пытается запретить русским создавать свою НКА. К стыду Правительства, оно уже внесло этот законопроект в Госдуму. К вящему стыду Госдумы - в первую очередь, к стыду профильного Комитета по делам национальностей, эта русофобская дискриминационная поправка к закону "О НКА" не была отметена с порога, и закон вместе с ней будет вынесен на первое чтение 27 июня с.г.
Я хочу сразу предупредить заранее: если данная дискриминационная русофобская поправка будет принята, это будет означать полный и в высшей степени скандальный разрыв между русским национальным движением и всеми ветвями нынешней российской власти. Ответственность за тяжелые последствия этого падут на всех, кто причастен к появлению данной поправки на свет.
Я говорю обо всем этом потому, что закон, который помог бы нам, русским, хоть как-то решить некоторые наши проблемы, конечно же, необходим.
Хотя, как понимают все присутствующие, начинать следовало бы не с закона, а с изъятия из Конституции России нелепого, лживого и антинаучного выражения "мы, многонациональный народ России", выдуманного политиками ельцинского закала, и с внесения в Конституцию России формулировки "мы, русский народ и все коренные народы России", понимая под "коренными" - народы, не имеющие вне России своей государственности, своего суверенитета. Это было бы и научно, и политически корректно.
По крайней мере, необходимо в Конституцию, в список конституционных законов, внести закон "О русском народе как государствообразующем народе России" по аналогии с готовящимся ныне законом "О русском языке как государственном". Я думаю, что это требование к изменению Конституции более чем обоснованно, и начинать следует именно с его реализации.
Но сегодня мы обсуждаем уже готовый законопроект "О русском народе". Я входил в рабочую группу по его подготовке, знаю историю его мучительного появления на свет. Он с самого начала был обречен стать компромиссным, половинчатым, примиряющим действительные интересы русского народа с интересами тех, кто хотел бы приспособить русский народ лишь к максимально удобному использованию. Побольше требуя от русских и поменьше им давая. Пример - недавно прошедший через слушания закон "Об основах государственной национальной политики", где на нас, русских, возлагается вся ответственность за государство Российское, но не дается нам при этом ни малейших особых прав.
Итак, обсуждаемый законопроект не решает почти ни одной из основных проблем русского народа. Я их перечислю:
Больше - ничего.
Именно по причине компромиссности, паллиативности данного законопроекта, его нацелености на то, чтобы только заявить русскую тему, а вовсе не предложить ее конструктивное и реальное решение, группа русских общественных организаций и СМИ при участии представителей Международного общества прав человека подготовила альтернативный проект закона "О русском народе". Он опубликован в розданной участникам "Национальной газете", печатный вариант я передам в секретариат.
Я предлагаю присутствующим здесь депутатам набраться мужества и политической дальновидности и официально внести данный законопроект в Госдуму как альтернативный. Дело тут не в авторстве - "сочтемся славою". А в том, чтобы реально сдвинуть с мертвой точки проблему законодательного обеспечения интересов русского народа.
В противном случае, если столь мудрых и мужественных депутатов в Думе не найдется, нам придется принять меры к тому, чтобы оба проекта были вынесены на всенародный референдум.
А то, в самом деле, что же получается? В России русских - 120 миллионов, да еще 30 миллионов за рубежом, итого - 150 миллионов. И вот судьбу этого гиганта решает кучка из 450 депутатов Госдумы. А готовит эту судьбу и вовсе мизерное подразделение - всего 9 человек Комитета по делам национальностей, из которых, к тому же семеро - не русские. Из представителей русских общественных организаций к участию в работе над законопроектом не пригласили никого! И я бы в этой рабочей группе не появился, если бы не проявил инициативу и напор. Разве это справедливо? Разве можно за спиной у огромного народа решать его судьбу таким составом? Предопределять его будущее, не спросив у него самого? В этом ли состоит та демократия и то правовое государство, которые преподносятся нам как цена неисчислимых жертв и потерь прошедшего десятилетия?
Я надеюсь, что народ выберет наш вариант закона как имеющий более непосредственное отношение к решению реальных русских проблем. Но я допускаю, что на референдуме может победить и законопроект, вынесенный сегодня на слушания. Что ж, вреда в этом не будет, он не содержит вредных или опасных для нас положений. К тому же в него можно будет вносить изменения и дополнения, поправки.
Однако оптимальным я считаю такой ход событий, при котором Госдума сама изберет наш проект как более близкий к жизни и более действенный.
В завершение несколько замечаний к законопроекту Комитета;
1. В статье 3 предлагается такая формулировка "Русский народ - коренной, титульный и единственный государствообразующий на всей территории России".
Здесь же совершенно неуместно выглядят слова "других равноправных народов России". Равноправие народов установлено ст. 19 Конституции РФ и не нуждается в подобном подтверждении. Никакие народы, кроме русского, не являются предметом данного закона и не требуют упоминания. Забота о русском народе не нуждается в оправданиях.
2. В статье 5 формулу: "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют поддержку русской культуры как важнейшего фактора сохранения и развития национального самосознания русского народа, его различных этнографических групп, укрепления единства и дружбы всех народов Российской Федерации" дополнить словами: "они содействуют созданию и деятельности русских национально-культурных автономий всех уровней".
Здесь же представляется совершенно научно и политически недопустимым использование термина "многонациональное" применительно к Российскому государству. Следует сказать "полиэтническое" (так по-научному) или "многонародное"
3. Статью 6 дополнить словами - "Знание русского языка является необходимым и достаточным условием для осуществления пассивного избирательного права граждан на выборах всех уровней" Что вытекает из ст.33 Конституции России.
4. В статье 7 фразу "средних учебных заведений с русским этнокультурным компонентом" заменить на фразу "средних учебных заведений с углубленным изучением русского языка, литературы, культуры, истории". Ибо выражение "этнокультурный компонент" звучит нелепо, под ним можно понять и просто русских детей.
На этом у меня все