Геополитический итог года: откат по всем направлениям

Л. Г. Ивашов
вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук

Подводя итоги ушедшего 2002 года, приходится констатировать очередной виток геополитического отступления России. Пожалуй, ни одна страна мира, начиная с уровня региональной державы, не понесла столь масштабных геополитических потерь, как Российская Федерация.

Осознанно или же из-за анемичности геополитической мысли в окружении В.В.Путина Москва добровольно отдала Соединенным Штатам все постсоветское пространство, и сегодня она, увы, уже не является лидером интеграционных процессов в Содружестве, информацией о чем еще пару лет назад пестрела пресса.

В Центральной Азии прочно закрепились американо-натовские базы; Беларусь, разуверившись в серьезности союзнических намерений России, активно ищет нишу на Западе; Грузия, Азербайджан обращают взоры в сторону Москвы лишь в момент возникновения спорных ситуаций; Армения – на перепутье в преддверии президентских выборов (статья написана до президентских выборов в Армении – прим. Ред.); Украине и Молдове Россия нужна лишь как экономический партнер в непростой для них социально-экономической ситуации.

Фактическим приглашением американцев в Центральную Азию, в пространство геополитических тылов Китая российское руководство разорвало доверительную нить отношений с Пекином, вызвав у него глухое раздражение и подозрительность. То же самое можно сказать и об Индии.

Пристроившись в хвост американской стратегии крестового похода против ислама, Москва потеряла свои позиции в мусульманском мире, и, похоже, стародавняя мечта англосаксов столкнуть Россию и православие с исламом близка к осуществлению. Самыми ругательными в ряде арабских стран все более становятся слова «Путин», «русский».

Геополитический откат России наблюдается и на европейском направлении. Невнятная позиция администрации Путина в вопросах выхода США из Договора по ПРО, принятие резолюции СБ ООН по Ираку, самоустранение от процесса балканского урегулирования, поддержка американцев в их экономическом противоборстве с ЕС вызвали разочарование в европейских столицах. Пражское решение о включении стран Балтии в НАТО, принятое под аплодисменты в Москве и Санкт-Петербурге, где сразу же после этого прискорбного для нашей страны акта президент РФ торжественно встречал своего друга Дж.Буша, смиренное согласие с фактическим отторжением Калининградской области от России тоже отнюдь не добавили престижа российской внешней политике.

Да и на американском направлении идет игра в одни ворота.

Российская дипломатия (гражданская и военная), совершенно позабыв о существовании концепций национальной безопасности и внешнеполитической деятельности, напоминает пассажира, отставшего от поезда и пытающегося вскочить на подножку вагона любого проходящего мимо международного поезда, но наталкивающегося каждый раз на грозный окрик проводника с звездно-полосатым флажком в руке.

Соединенные Штаты, напротив, помахивая морковкой обещаний перед физиономией российской политики, планомерно осваивают геополитическое пространство России. Они строго и последовательно реализуют евразийскую стратегию небезызвестного З.Бжезинского, суть которой – в установлении контроля над Евразией, соединяющей потенциалы ЕС и КНР сетью коммуникаций, нефте- и газопроводов, от которых в значительной мере зависит хозяйственный потенциал этих двух главных экономических соперников США. Естественно, это не вызывает восторга ни в Европе, ни в Китае. Тем более что на очереди установление американского контроля над ближневосточной нефтью, а это еще более осложнит экономическое (а следовательно, и политическое) положение Брюсселя и Пекина. И опять же это делается не без содействия Москвы, пытающейся разменять большую политику на большие деньги в эпоху постсаддамовского Ирака. (В случае свержения С.Хусейна Москва, скорее всего, не получит дивидендов ни в политике, ни в финансах.)

Так что с Ближнего Востока мы уходим окончательно и, отступая без серьезного сопротивления, оставляем свои геополитические позиции на пространстве СНГ, в Европе, в Восточной Азии – да, собственно, повсюду.

Подтверждением тому служит отсутствие геополитической стратегии у России, пораженческое поведение правящей псевдоэлиты и наличие мощной стратегии у нашего геополитического соперника. Так, в недавно завершенном в Институте Гувера (США) новом «трансатлантическом проекте» четко прописана стратегия Вашингтона на ближайшие десятилетия.

Вот ее основные элементы, изложенные Р.Асмусом и К.Поллаком (сайт Института Гувера):

  • закрепление позиций в Афганистане;