У бизнеса и армии одни цели - возрождение России

Вагит Алекперов

14 ноября 2002 года в Академии Генерального штаба прошла встреча слушателей и профессорско-преподавательского состава Академии с президентом крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ. Во всей истории новой России это была первая встреча одного из крупнейших российских бизнесменов с элитой Вооруженных Сил страны. Предлагаем нашим читателям текст выступления. (Публикуется с небольшими сокращениями).

Уважаемые товарищи офицеры и генералы!

(короткая пауза). Когда я шел на встречу с вами, то неожиданно для себя столкнулся с вопросом: а как мне обратиться к аудитории? Сейчас ведь все больше в ходу обращение к господам. Но какие же в русской армии господа?...И с облегчением узнал, что в Вооруженных Силах России приказом Верховного Главнокомандующего сохранилось прежнее уважительное обращение, с которым мы за многие десятилетия свыклись - "товарищ", имеется в виду "товарищ по оружию". А потом подумал, а ведь по большому счету и мы, российские национальные компании, и вы, элита Вооруженных Сил страны, каждый в своей области, заняты одним общим делом - формированием и защитой национальных интересов России. В этом смысле мы действительно товарищи.

И потому не могу не сказать, что для меня большая честь выступать в этом зале, перед людьми, от которых зависит обороноспособность нашей великой России, её настоящее и будущее.

Входя в зал и подымаясь на эту трибуну, я действительно в полной мере осознавал, что по большому счету всех нас сегодня волнуют, по сути, одни и те же проблемы. За прошедшие 12 лет ушла в прошлое холодная война, с международной арены исчезла великая держава Советский Союз, резко упал авторитет на мировых просторах нашей с вами Родины. Совсем не к лучшему изменились условия жизни для большинства наших граждан. Но все это не отменило законов международной жизни. Меняется соотношение сил, технология, структура угроз, однако мир по-прежнему остается сложным и внушающим опасения как в силу внешних, так и внутренних угроз. В этих условиях каждый из нас, какое бы место в жизни он не занимал, не может если не стремится, то хотя бы желать изменения ситуации к лучшему. А потому особое значение приобретает консолидация всех тех сил, которые работают на интересы Российского государства.

Начать надо, наверное, с того общеизвестного факта, что рост экономической мощи России напрямую связан с развитием отечественной нефтегазовой отрасли. Статистика подтверждает, что в периоды, когда наша отрасль показывает хорошие темпы роста, российская экономика развивается стабильно. Сегодня нефтегазовый комплекс генерирует в широком смысле почти 30 процентов ВВП: 17 процентов дают нефтегазовые компании и 11 процентов создаются остальными отраслями за счет размещения заказов от нефтегазовых компаний. В этом плане нельзя пройти мимо того факта, что именно "ЛУКОЙЛ" был и остается лидером российской нефтяной промышленности.

И как президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" хочу сразу же сказать, что хоть сегодня формально мы не являемся государственной компанией и доля государства в наших активах постоянно уменьшается (замечу попутно - не по нашей инициативе) мы всегда, с самого своего возникновения, считали и считаем нашу компанию прежде всего национальной, по действиям, по духу, по стремлениям и целям. Менеджмент нашей компании по своей идеологии всегда был государственническим, если не державническим, не побоюсь и такого определения. Знаю, что в современной политике эти слова нередко выглядят двусмысленно. Но нас это никогда не смущало. Мы в "ЛУКОЙЛе" считали и считаем себя прежде всего патриотами, работающими на благо нашей великой Родины.

Не случайно ведь наше участие в заграничных проектах зарубежная пресса характеризует не как лукойловское, а как российское. Вот в прошлом году мы совершили крупную интервенцию на территорию Соединенных Штатов Америки - купили почти 1300 автозаправочных станций в 13 штатах на Северо-Востоке США у хорошо известной в Америке компании "Гетти Петролеум Маркетинг". В этом регионе доля этой авторитетной американской компании в розничной торговле нефтепродуктами составляет 4 процента, а в промышленно развитых районах Северо-Востока США - 9 процентов. Нефтепродукты в эту сеть АЗС мы поставляем с принадлежащего нам же Бургасского НПЗ в Болгарии.

Сделка проходила непросто. Было большое сопротивление, не хотели пускать российскую компанию на американский континент. Но мы строго следовали законам рынка и операцию провели успешно. И что же писала американская пресса по этому поводу? Что капитал "ЛУКОЙЛа" шагнул в Америку? Да, ничего подобного! Взахлеб верещали, что русский капитал пришел в Америку.

Или вот "ЛУКОЙЛ" приобретает собственность в Болгарии, Румынии, Греции. Чья эта собственность теперь? Лукойловская? Да нет же, пресса этих стран четко определяет принадлежность - российская собственность.

Разумеется, в условиях рыночной экономики мы стремились, стремимся и будем стремиться к получению прибыли. Таковы законы современного мира, в соответствии с которыми мы обязаны хозяйствовать эффективно. Мы это делаем, и день за днем демонстрируем это миру. Однако во всем этом деле есть грань, которую мы не переступали и никогда не переступим. Она называется - национальные интересы. Долгосрочная стратегия нашей компании выстроена таким образом, чтобы полностью соответствовать национальным интересам России.

А национальные интересы страны во вне её границ проявляются прежде всего через экономическую её экспансию.

Вот сейчас много говорят о том, что Америка стремится диктовать свою волю всему миру. И это действительно так, диктует. С точки зрения самих Соединенных Штатов ничего худого здесь, вроде бы как и нет. Я считаю, что любая великая держава должна в идеале к этому стремиться. А нечего и говорить, что по своим возможностям, потенциальным во всяком случае, Россия была, есть и будет великой державой. Но посмотрите, как Америка шла к своему нынешнему положению. С помощью военной силы? Да нет, прежде всего, через свою экономическую экспансию.

США свое нынешнее влияние в мире ковали через деятельность своих национальных компаний. Это они проникали на другие экономические поля, шли через границы зарубежных государств, приобретали там собственность и крепили влияние Америки в мире.

Мне могут возразить, что дескать США распространяли и распространяют свой авторитет в мире и с помощью своей военной силы. И это действительно так. Но здесь надо все расставить по своим полкам. Вначале все же была экономическая экспансия, а уже потом появился термин "дипломатия канонерок". Суть этого явления состоит в том, что там, где появляются признаки угрозы экономическим интересам американских компаний, их собственности, США идет на демонстрацию своей военной мощи в защиту интересов своих компаний.

В общем-то это классическая схема отстаивания своих позиций в мире любой великой державы. А что у нас?

Имеет ли "ЛУКОЙЛ" интересы за пределами России? Конечно. Но мы идем последовательно. Принципиально важно прежде всего то, что на первом месте для Компании всегда была работа в России и для России.

Общая картина здесь такова. Исходя из ресурсного потенциала страны, к 2010 году Россия сможет обеспечить производство нефти на уровне 420-450 миллионов тонн. По сравнению с нынешними 348 миллионами тонн это может показаться слишком много, но ведь добывала же Россия в конце 1980-х годов 540 миллионов тонн. Нельзя не отметить в этой связи, что на территории нашей страны располагаются крупнейшие месторождения нефти, общие доказанные запасы которых многократно превышают запасы США. Причем, нефтяной потенциал России имеет тенденцию к росту: если сегодня на нашу страну приходится 8 процентов мировых запасов нефти, то через 10 лет этот показатель будет составлять 18 процентов.

Что касается уровня потребления, то сегодня, по нашим оценкам, российские нефтеперерабатывающие заводы в состоянии переработать около 180 миллионов тонн, хотя экономика России нуждается всего в 140-150 миллионах тонн. К 2010 году с учетом намеченных темпов экономического роста (4-5 процентов в год) потребности отечественной экономики возрастут до 165-170 миллионов тонн, а перерабатывающие мощности превысят 200 миллионов тонн.

Из приведенных цифр видно, что российские компании без труда смогут обеспечить насыщение внутрироссийского рынка нефти без ущерба для экспортного потенциала отрасли.

Итак, на первом месте - работа в России и для России.

В российской нефтяной промышленности "ЛУКОЙЛ" является компанией номер один. По итогам 2001 года мы занимали первое место по объемам добычи и переработки нефти среди отечественных нефтяных компаний, одновременно демонстрируя лучшие темпы роста в российской и мировой нефтяной промышленности, ежегодно увеличивая добычу нефти и газа на 3-5 процентов и планируя выйти на 10 процентов прироста после 2006 года. К 2010 году Компания планирует контролировать около 30 процентов российской и 3 процента мировой добычи углеводородного сырья, а также стать вторым, после "Газпрома", производителем газа в России.

За счет чего мы хотим обеспечить этот рост? Сегодня мы подготовили к освоению три новые нефтегазовые провинции. Первая из них - это Тимано-Печора, наш ключ к Арктике, к возрождению Северного морского пути, к обеспечению северных регионов страны дешевым топливом.

Затем - Северный Каспий. Здесь мы сделали несколько крупных открытий месторождений углеводородов. По нашим прогнозам, добыча здесь к 2010 году составит 14-16 миллионов тонн условного топлива в год.

Около 10 миллиардов кубометров газа будем добывать уже в 2006 году на севере Тюменской области.

Вся эта мощь служит прежде всего российскому народному хозяйству.

В 2001 году поставки государственным предприятиям, в том числе по адресам Минобороны составили около 30 процентов общих поставок "ЛУКОЙЛа" на внутрироссийский рынок. Таким образом, приоритет нашей работы ясен. Он - в работе на Россию и для России. Но на этом структурирование наших бизнес-целей, естественно, на завершается.

Второй своей задачей мы считаем постепенное укрепление наших позиций на территориях бывшего СССР. Наши бизнес-цели и здесь совпадают с государственными задачами, так как восстановление общего экономического пространства провозглашено приоритетной задачей президентом России Владимиром Путиным. Чего мы сумели добиться здесь?

В начале 1990-х годов прошлого столетия это был взрывоопасный район, крайне тяжелый с политической и экономической точек зрения. Сюда после распада СССР устремились многие охотники за бесхозными ресурсами и территориями. Но факт остается фактом: когда Российское государство вместе с нефтяниками приступило к отвоевыванию былых позиций, это удалось сделать быстро и весьма эффективно. Мы укрепились на Каспии экономически, политически, геополитически, культурно и с военной точки зрения.

В результате совместные усилия бизнеса и государства привели к тому, что в 2002 году были достигнуты российско-казахстанские и российско-азербайджанские договоренности относительно делимитации границ на Каспии и сегодня Северный Каспий намного более стабилен в экономическом и политическом плане, чем Южный, где не утихают пограничные споры между Азербайджаном и Ираном, Азербайджаном и Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Созданная ситуация очень важна для "ЛУКОЙЛа", поскольку мы ведем там активные работы по разведке и разработке ресурсов российской части Каспия. К настоящему времени Компания открыла здесь четыре крупных месторождения, запасы которых оцениваются в 112 миллионов тонн нефти и газового конденсата и 535 миллиардов кубометров газа. Именно так, в тесном сотрудничестве с государством мы и рассчитываем действовать все время.

Важное место на этом направлении мы уделяем крупнейшей, помимо России, постсоветской стране - Украине. С геополитической точки зрения ее значение для России трудно переоценить. Это понимают не только в России, но и на Западе. И хотя сложностей здесь хватает (временами приходится сталкиваться с препятствиями не имеющими ничего общего с принципами и законами рыночной экономики) продвижение вперед все же есть. Так, "ЛУКОЙЛ" владеет контрольным пакетом акций Одесского НПЗ. Причем, это очень выгодно и Украине. Основная продукция этого завода в 2005 году будет полностью сертифицирована по европейским стандартам. В 2001 году здесь было переработано 2 миллиона 243 тысячи тонн нефти, то есть около 15 процентов от переработки на Украине. Для небогатой собственными сырьевыми ресурсами Украины наше экономическое присутствие здесь благотворно сказывается на украинской экономике.

Помимо переработки нефти и реализации нефтепродуктов на Украине мы собираемся заниматься производством нефтехимической продукции на базе Калушского концерна "Ориана" и выпускать собственные масла в сотрудничестве с бердянским предприятием "Азмол". Кроме того, мы имеем в собственности на Украине 160 АЗС.

Активно развивается сбытовая сеть "ЛУКОЙЛа" в Молдавии, где мы имеем уже 60 АЗС. В дальнейшем расширение присутствия Компании на молдавском рынке позволит нам обеспечивать большую часть потребностей этой страны в дизельном топливе и бензине. 154 АЗС мы имеем в странах Балтии, 20 - в Белоруссии, 5 - в Грузии, 18 - в Азербайджане. По этим показателям мы успешно соревнуемся с ведущими западными нефтяными компаниями. А в ряде случаев и опережаем их.

Наша Компания активно участвует в добыче нефти подавляющего большинства перспективных месторождений Азербайджана и Казахстана. А это огромные нефтяные запасы.

Таким образом, географически и экономически мы действительно возвращаемся на постсоветскую территорию. Подчеркну, на всякий случай, эти два слова во избежание спекулятивных толкований: ГЕОГРАФИЧЕСКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИ.

В своей экономической деятельности мы вместе с российским государством начали возвращаться и в страны Восточной Европы. Это третья, особая, часть нашей бизнес-концепции. Вряд ли мне нужно здесь, в этой аудитории, объяснять значение этого движения. Но, видимо, именно поэтому и сопротивление мы здесь встречаем большое. Так, мы имеем в Польше несколько десятков АЗС. Запланировали увеличить эту сеть до 200 к концу следующего года и купить Гданьский НПЗ. Цена такого успеха хорошо просчитывалась не только нами, но и конкурентами России. В результате покупка так и не была осуществлена. А жаль. Хорошо все выстраивалось.

Но мы не останавливаемся. Три года назад выиграли приватизационный тендер в нефтехимическом комбинате в Бургасе - Болгария (58 процентов акций). Мощность НПЗ - 10,5 миллионов тонн в год, сейчас производство находится на уровне 5,5 миллионов тонн в год. Внутренние продажи включают поставки практически на все АЗС Болгарии, в основные аэропорты, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в госучреждения, военным контингентам ООН. Экспортные поставки организованы на Кипр, Сербию, Македонию, Грецию, Турцию, Словению, Италию, Китай, Ливан, в другие страны.

В Румынии мы владеем 87 процентами акций НПЗ Петротел-Плоешти, который был переименован в ЛУКОЙЛ-Петротел. Этот НПЗ является третьим по величине НПЗ в Румынии, мощностью 3,8 миллиона тонн нефти в год. Кроме того, в Румынии мы реализуем свою продукцию через сеть из 75 АЗС, 13 из которых находятся в собственности нашей Компании.

Успешно расширяем сеть своих станций в Югославии, а также и объемы поставок нефти на переработку в югославские НПЗ.

В настоящее ведем переговоры о покупке 23-процентной доли греческой нефтегазовой компании "Хеленик-Петролеум". Переговоры идут непросто, но ведь идут! Почему непросто? Да ведь это настоящие, или будущие страны НАТО. Картина-то какая вырисовывается? НАТО идет к границам России, а Россия - внутрь стран НАТО.

Непривычно для Запада. Но что поделаешь, мир ныне живет по законам глобализации. А в этом процессе законы рынка одинаковы для всех. Мы ведь не только в Восточную и западную Европу идем, и на американский континент - тоже. Я уже говорил о покупке нами около 1300 АЗС в США. Сейчас "ЛУКОЙЛ" рассматривает возможность строительства в Мурманске крупной перевалочной базы для экспорта в США западно-сибирской и тимано-печерской нефти.

Если говорить откровенно, сегодня Россия зависима в экономическом плане от своих западных партнеров. Мы, нефтяники, пытаемся превратить эту зависимость во взаимозависимость. При активном проявлении воли и коммерческих способностей здесь есть неплохие перспективы для нашей страны.

Для того чтобы Россия продолжала оставаться великой державой, ей необходимо иметь прочные экономические позиции в ключевых регионах развивающихся стран. Есть регионы, где авторитет нашей страны традиционно был и остается высоким, несмотря на изменения последних лет. Среди этих регионов - Ближний Восток. Мы работаем там и останемся там работать.

Один из наших лучших активов - это проект "Западная курна-2" в Ираке. "ЛУКОЙЛу" принадлежит 68,5 процента в совместном предприятии по разработке этого месторождения. Нашими партнерами здесь являются российские государственные предприятия "Зарубежнефть" и "Машиноимпорт". Контракт ратифицирован парламентом Ирака. Работу по нему сейчас мы не ведем только потому, что нам не позволяют это делать санкции ООН. Но как только санкции будут сняты мы сделаем все, чтобы начать здесь добычу нефти.

В одном выступлении всего, конечно, не расскажешь, но из сказанного видно, что российская национальная компания "ЛУКОЙЛ" немало делает для укрепления авторитета России в мире.

В заключение еще раз вернусь к теме взаимоотношений российского бизнеса с Вооруженными Силами России.

Российский бизнес за прошедшие годы широко шагнул за пределы нашей страны. Но давайте зададимся вопросом, застрахованы ли, мы, бизнесмены, от кризисных ситуаций в местах применения наших коммерческих интересов? Нет, на застрахованы. Локальные конфликты могут иметь место.

Кроме того, в нынешних условиях всем понятно, что если случится захват террористами морской буровой или теракт на нефтеперерабатывающем заводе - это была бы беда не только для "ЛУКОЙЛа", но для всей страны. Слава Богу, что это понимаем не только мы, но и власти страны. И мы правильно поняли распоряжение Президента РФ о проведении на Северном Каспии морского сбор-похода. Речь шла о защите экономических интересов российского бизнеса в этом районе. Именно поэтому мы охотно предоставили свою буровую установку "Астра" для использования в ходе широкомасштабных учений Каспийской флотилии, проходивших в августе этого года. А это, поверьте, крайне дорогостоящее, уникальное и по мировым масштабам сооружение.

Мы, российские бизнесмены, очень сильно ощущаем потребность в том, чтобы Россия имела мощные Вооруженные Силы. Такие, которые в нужный момент и в нужном месте сумеют защитить коммерческие интересы российского капитала за рубежом. Поэтому я - за сильное финансирование Вооруженных Сил России, включая сюда не только техническое и экономическое их оснащение, но и достойное материальное вознаграждение профессиональных кадров Российской Армии, чтобы не только они сами, но их жены, дети, родители российских офицеров могли иметь достойные жизненные условия. В конце концов, не для этого ли мы и развиваем российский бизнес?!

Благодарю вас за внимание.

Записал В.Д.Кузнечевский
"Красная Звезда" 06.12.02.