Российское содружество наций. Цена интеграции.

В.А. Сафронов
доктор экономических наук,
А.П. Ярош
кандидат экономических наук

В течение нескольких сот лет контуры государства, которое называлось Российской империей, затем СССР, менялись неоднократно. Не стал исключением и прошедший век.

20-е годы. Российской империи уже нет. Идет гражданская война. Территория Советской России не превышает средневековую Московию. Управляемая большевиками страна занята внутренними проблемами (разруха, голод, преступность, интервенция, восстания и бунты), ей не до окраин. В них зарождаются новые государства, при этом правительства ряда из них враждебно относятся к новым московским властям и последовательно ищут поддержку у иностранных покровителей: правительство Украины у австрийцев, французов, немцев, поляков, закавказские образования - Азербайджан, Грузия у Турции, Германии, затем у Великобритании.

Экономика новых республик оторвана от России. Национализм новых государств находит широкую поддержку во внешнем мире, который и тогда рассматривал Советскую Россию как "империю зла".

Но колесо истории делает очередной оборот, и мощные центростремительные силы объединяют вокруг России самостоятельные государства и республики, ханства и эмираты в единый Союз Советских Социалистических Республик. Что же это за силы, какова их природа? Безусловно, в их основе лежат экономические интересы.

Экономика России, российский рынок всегда являлись основой благополучия и во многом определяли реальную общность интересов различных социальных слоев и групп населения российских окраин. Именно поэтому отказ новых государств от российского рынка немедленно требовал компенсации в виде иностранной экономической и военной помощи. Но эта помощь всегда ограничивалась рамками прагматизма: сопоставлением размеров издержек на помощь с реальной выгодой, получаемой иностранными государствами от ее оказания. При этом надо признать, что прагматизм в оценке целесообразности мер поддержки, определении их масштабов всегда полезен и необходим. Такие же проблемы и сегодня в повестке дня новых государств ранее входивших в состав СССР. В конечном счете, решение вопроса об интеграции с Россией в значительной мере будет определяться сопоставлением реальных издержек и преимуществ получаемых как непосредственными участниками этого процесса, так и внешним по отношению к ним миром.

Сегодня экономика новых государств вновь все более и более отрывается от России. Для многих из них экономические связи с Россией уже не рассматриваются как приоритетные и доминирующие. Новые государства пытаются ускоренно адаптировать свою экономику к требованиям системы международных экономических связей. Статус последних приобрели отношения между субъектами бывшего государства, экономика которого развивалась почти 70 лет как единый народнохозяйственный комплекс.

Происходит зримое ослабление инерционных факторов, замедляющих разрушение экономических связей внутри СНГ, в том числе с Россией. Эти связи постепенно теряют свое значение для новых государств по мере адаптации их экономик к условиям автономного функционирования.

Насколько долгосрочны и устойчивы тенденции уменьшения взаимозависимости экономики СНГ и России? Существуют ли реальные перспективы интеграции? Насколько целесообразно для России нести издержки интеграции, то есть, какова для России "цена вопроса" интеграции? И, в конечном счете, какой путь своего развития могут выбрать Россия и другие страны Содружества?

Сегодня, как правило, рассматриваются два альтернативных варианта выбора стратегии развития России на современном этапе: вариант автономного (от СНГ) развития и вариант экономической интеграции России со странами Содружества.

Первый вариант предполагает реализацию подхода, нацеленного на максимально возможную текущую эквивалентность товарообмена России со странами Содружества, отказ России от традиционной роли донора по отношению к ним. Такой подход требует реализации комплекса всевозможных мер по обеспечению эквивалентности товарообмена и урегулированию задолженности стран СНГ перед Россией:

Однако реалии сегодняшнего дня, лучше других аргументов, позволяют уверенно заявить - у подавляющего большинства стран СНГ нет реальных шансов в одиночку выбраться из кризиса и встать на устойчивую траекторию экономического развития в современном его понимании.

Главная проблема реализации данного варианта для России, это несоответствие сырьевой структуры ее экономики параметрам, необходимым для интеграции в систему равноправного международного разделения труда. Долгосрочная ориентация российской экономики на экспорт сырья и его первичную переработку лишает ее реальной перспективы эффективного функционирования. Во-первых, отмеченная тенденция недопустимо сужает возможности обеспечения нормальной жизнедеятельности России, снижает эффективность использования всех ее ресурсов. Во-вторых, мировому рынку присущи долгосрочные тенденции опережающего роста цен на товары конечного потребления по сравнению с ценами на природно-сырьевые ресурсы и продукты их первичной переработки.

Реализация второго варианта стратегии, ориентированного на глубокую экономическую интеграцию с СНГ, предполагает совместный поиск странами Содружества взаимоприемлемых путей выхода из кризиса с использованием всех факторов экономической эффективности, которыми обладало бы интегрированное экономическое пространство. К таким факторам относят эффекты масштаба единой экономики, оптимизации производства и распределения продукции, внешнеэкономической деятельности, оптимального использования природных ресурсов, единых транспортных, энергетических и информационных сетей. При этом предполагается, что использование этих факторов повысит конкурентную способность продукции, производимой в странах, объединившихся в новый экономический союз, поможет им восстановить свои позиции на традиционных рынках сбыта. То есть Россия и страны СНГ - члены союза получат от интеграции не только геополитические преимущества. Их объединенный рынок будет гораздо более самодостаточным. Его емкость должна позволить странам СНГ снизить зависимость от западного рынка. При этом речь идет не об изоляции, а обеспечении минимально необходимого уровня автономности, который можно рассматривать как фактор экономической устойчивости и безопасности.

Сложность реализации варианта глубокой интеграции стран СНГ связана с опасностью воспроизводства затратной структуры экономики. Поэтому реализацию стратегии интеграции предполагается осуществлять в заданных структурных параметрах. При этом открытым остается вопрос сопряжения процесса восстановления масштабов производства и проведения жизненно необходимых структурных преобразований. Нынешнее кризисное состояние экономик России и стран СНГ, в существенной мере ограничивает диапазон выбора возможных траекторий их экономического развития.

Отсутствие реальных положительных сдвигов в интеграции стран Содружества в предыдущие годы являлось не только следствием недостаточного организационного обеспечения и слабости политической воли или прямого противодействия со стороны руководителей ряда государств Содружества. Главным тормозом интеграции объективно явилась экономическая ситуация в России и других бывших союзных республиках, ибо сжатие масштабов их экономик существенно ограничило реальные предпосылки взаимовыгодного сотрудничества.

Оценивая перспективы восстановления экономических связей России с государствами Содружества, необходимо учитывать то обстоятельство, что сформированная в течение 70-ти лет структура народного хозяйства бывших союзных республик предопределяла донорскую роль России. Причем такая роль, т.е. определенное "однонаправленное" перераспределение национального дохода в рамках единой экономической системы СССР, служила объективным условием достижения максимума производства общего конечного результата. Отмеченный эффект предопределялся структурными особенностями экономик бывших союзных республик.1

Несмотря на попытки адаптации стран СНГ к новым экономическим реалиям, эти структурные особенности в основном сохранились. По существу, речь идет о том, что при восстановлении определенного объема товарооборота между Россией и странами СНГ, необходимого для осуществления в них нормального воспроизводственного процесса и проведения структурных преобразований, Россия в течение относительно длительного периода будет иметь некомпенсированное финансовыми потоками положительное сальдо межстранового обмена с республиками ближнего зарубежья.

В сложившихся экономических условиях такое перераспределение национального дохода России в пользу других стран СНГ может рассматриваться в качестве позитивного фактора развития российской экономики только при условии если это перераспределение позволит в конечном счете получить самой России более высокие экономические результаты в рамках достижения максимально возможных интегральных результатов деятельности всех стран СНГ. Надо признать, что с учетом сложившихся политических и экономических реалий добиться такого уровня интеграции чрезвычайно сложно, даже в отношениях с самыми, казалось бы, близкими партнерами по Содружеству.

Главная проблема здесь не столько в сложности согласования целей интеграции, сколько в том, что в условиях доминирующей парадигмы экономического развития пока не удается обеспечить размеры и соответствующее перераспределение национального дохода даже в целях сохранения целостности России, не говоря уже о целях достижения максимально возможных интегральных результатов для нового экономического союза.

Здесь важно понимать, что территориальные масштабы государства в значительной степени формируют специфику модели его экономики. В случае усиления интеграционных тенденций соответствующую модель экономики России неизбежно придется реализовывать в характере внутренних и внешних хозяйственных связей страны. Особенности модели таковы: чем больше по размерам страна, тем протяженнее временные лаги, принимаемые для расчетов эффективности тех или иных макроэкономических мероприятий. Безусловно, размеры затрат на поддержание такого рода связей не безграничны и определяются, с одной стороны, экономическими возможностями государства в текущем периоде, а с другой - его государственной доктриной. Экономические возможности очерчивают максимальную границу затрат на поддержание функционирования избранной государственной модели, а государственная доктрина определяет нижний предел затрат ресурсов на эти цели. Кризис наступает когда амбиции государственной доктрины требуют больше затрат, чем это допускают экономические возможности. Решение этого противоречия принимает зачастую очень жестокие формы. В прошлом - это насилие в ходе коллективизации, голод Поволжья и Украины, в настоящем - экономический кризис - все это в конечном счете - следствия дисбаланса между ресурсными возможностями и затратами необходимыми для построения избранной государственной модели.

Для действенности механизмов обеспечения внутренней политической стабильности и национальной безопасности страны жизненно важно поддержание определенных хозяйственных связей, которые в краткосрочном временном горизонте выглядят неэффективными, но дают фундаментальные преимущества и выгоды в более отдаленной перспективе. Проще говоря, текущая неэффективность значительной части хозяйственных связей России, как внутренних, так и внешних, является в настоящее время одним из основных компонентов поддержания целостности государства и залогом успешного развития в будущем.

В этой связи представляются неизбежными "неэффективные" затраты на поддержание и развитие протяженной пространственной инфраструктуры и нерентабельных отраслей, обеспечивающих самодостаточность российской экономики. Поэтому, например, уровень цен на энергоносители, транспортных тарифов - для России вопрос фундаментальный, напрямую влияющий на состояние ее целостности (естественно, существуют и другие, в том числе неэкономические проблемы). Кроме того, действуют такие исключительно важные факторы как различие уровней социально-экономического развития регионов России, а также специфика структуры хозяйства регионов, определяющие их вклад в производство общероссийского ВВП на данном конкретном отрезке времени. Названные обстоятельства обусловливают необходимость перераспределения ресурсов внутри российских регионов и поддержания, подобным образом, неэффективных с позиций сиюминутных потребностей межрегиональных хозяйственных связей.

Все возрастающее значение в течение последних десятилетий приобретают расходы на фундаментальные исследования, огромный положительный эффект от которых в сильной степени опосредован, растянут во времени, его затруднительно наглядно иллюстрировать, основываясь на простых методах расчета экономической эффективности. Эти затраты может позволит себе далеко не каждое государство. Эффект от этих расходов направлен в будущее, на создание "задела", "запаса прочности" государства, обеспечение его статуса как "полюса" в окружающем мире, о необходимости чего так любят говорить современные российские политики. Не надо много говорить о многополюсном мире. Его надо создавать, планируя и неся определенные затраты.

Все эти внутренние и внешние затраты носят системный характер, т.е. обеспечивают внутреннюю устойчивость и перспективы развития системы, направлены, если можно так выразится в терминах физических макропроцессов, на поддержание должного уровня ее энтропии.

Надо ясно отдавать себе отчет, что отказ от таких связей чреват катастрофическими последствиями для такой модели государства и экономики.

С учетом сложившихся реалий и возможностей Россия, даже при наличии соответствующей политической воли, не сможет эффективно реализовать политику интеграции одновременно со всеми странами СНГ. Поэтому в случае осуществления глубокой экономической интеграции с рядом из них, когда на первый план выйдет задача максимизации их интегральных результатов деятельности, Россия одновременно будет вынуждена строить более жесткие, эквивалентные отношения с другими странами ближнего зарубежья. Таким образом, высока вероятность, что в ближайшие годы в рамках Содружества будет реализовываться одновременно две модели взаимоотношений между Россией и другими членами СНГ. При этом не вызывает сомнение, что вероятность получения наиболее ощутимых преимуществ от реализации такого сценария развития событий высока у тех государств, которые уже сегодня в наибольшей степени готовы к самой глубокой интеграции с Россией.

При этом важно отметить, что в случае осуществления Россией стратегии глубокой интеграции с рядом стран СНГ, речь не может идти просто о возврате к прежней структуре экономических взаимосвязей. Целенаправленная политика по созданию новой системы экономических взаимосвязей, безусловно, должна учитывать сложившиеся экономические реалии, обусловленные современной ситуацией.

Поэтому все более остро, встает вопрос о создании новой концепции интеграции России с ближним зарубежьем и формирования общего экономического пространства. Такая концепция должна учитывать с одной стороны, экономические реалии сегодняшнего дня, а с другой, тенденции, заложенные в бывшем едином народнохозяйственном комплексе и историческом опыте российского содружества наций.

1 Клоцвог Ф.Н., Сафронов В.А. Моделирование и прогнозирование структуры экономических взаимосвязей России и ближнего зарубежья. // Проблемы прогнозирования. -1996. - N4. - с. 112 - 123