Изыскание путей увеличения прироста туристов и реальных финансовых ресурсов в Россию
Анохин В.П.
Вице-Президент Академии геополитических проблем,
Баяхчева С.Л.
Ответственный секретарь АГП,
Новаточинов А.
руководитель отделения АГП
На этом фоне происходит мощный процесс активизации обмена информацией и технологиями, движение капиталов, формирование информационных центров современного мира, которые создают стандарты информационного технологического поля, что в свою очередь является:
Происходят процессы, связанные с глобализацией. Многие функции, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к наднациональным корпорациям, институтам гражданского общества.
Хозяйственная политика находится под воздействием ситуации на мировом рынке. Но у государства есть преимущество – решение таких задач, как обеспечение национальной безопасности, обороноспособности, предоставление социальных услуг, поддержание транспортной инфраструктуры и др.
Повсеместный рост непредсказуемости социальных, политических экономических процессов является одним из важнейших итогов соединения процессов глобализации с распадом старой геополитической системы и будет одной из характеристик мира, в котором предстоит жить России.
Глобализация, как угроза национальной неповторимости, стимулирует подъем национального самосознания. Проведение национально-государственной политики охватывает все более широкий круг проблем. Традиционные глобальные проблемы – экология, сокращение природных ресурсов, научно-техническое расслоение, транспортные и социальные, имеют тенденцию к углублению и решению их на национальном уровне. Увеличивается роль проблем системы безопасности, связанной с экономикой, финансами, этнофункциональными проблемами. Система военной безопасности смещается в сторону соревнования государств в области технологий и ВПК.
В России сильны тенденции роста национального самосознания. А в силу исторической традиции, географии – Россия серьезный игрок в клубе Великих держав – членство в СБ ООН, «восьмерки», Азиатском клубе, Латиноамериканском регионе. Таким образом мы должны сделать упор на тенденции, прямо противостоящих глобализации, с целью утверждения линии «многополярного» мира, развития национальной технологической базы с ее интеграцией в мировую экономику.
Наша цель – максимально реалистическая интеграция в глобализирующуюся экономику и качественный рывок на основе привлечения инвестиций.
Государственным приоритетом должно быть увеличение финансирования сферы развития транспортной системы России, что повлечет за собой мощный толчок к развитию социальной сферы околотранспортного процесса, а также национальных информационных систем.
Национальной целью у государства, главным элементом стратегии национальной безопасности, которому должна быть подчинена вся государственная политика в сфере экономики, должны стать защита и поддержка инвестиций в те сферы экономики, которые ведут к увеличению используемого человеческого потенциала, что в свою очередь ведет к увеличению благосостояния ресурсной базы государства.
Предметом исследования данного документа является влияние неразработанной в России темы международного туризма и его влияние на социально-экономическую и общественно-политическую стабильность и развитие нашей страны.
Привлечение кредитов в ликвидные нефтяные и газовые проекты не должно исключать активности по развитию туристического бизнеса. Создание максимально благоприятствующих условий для притока туристов в Россию, активизация этого бизнеса со своей инфраструктурой приведет к коррекции финансовых потоков и реконструкции архитектуры российского туризма.
Это в свою очередь приведет к созданию потенциала для балансировки цивилизованного партнерства в системе глобализационного развития.
Все страны знаю о доходности международного туризма. Ежегодно путешествуют около 600-700 миллионов человек, ежегодные затраты туристов составляют около 1 триллиона долларов США. Большие деньги означают, что туризм стал большим бизнесом, второй крупнейшей отраслью в мире.
Россия, которая в течение многих лет была закрыта для внешнего мира и которая обладает гигантскими туристическими возможностями, может стать жестким конкурентом в борьбе за привлечение туристов. Страна расположена в нескольких часовых поясах – от Тихого океана до Балтики, может предложить бесконечное множество климатических условий в любое время года, есть масса природных маршрутов, представить огромное количество возможностей, созданных руками человека.
Несмотря на то, что туризм до сих пор рассматривается как дискреционная деятельность, он входит в число основных интересов многих людей и не выходит за пределы экономических возможностей большинства населения. Сегодня туризм стал играть важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную индустрию, в которой занято свыше 200 миллионов человек, обслуживающих за год полмиллиарда посетителей. Находясь вдали от дома они тратят около одной трети триллиона долларов, что составляет от 5 до 10% всех ежегодных потребительских расходов. И если на США приходится 21% от числа всех путешественников и 30% мировых поступлений от туризма, в Европе аналогичные показатели составляют 60% посетителей и 48% поступлений, то в Россию приезжает 0,7% общего числа туристов, оставляя в стране около 6 миллионов долларов, что составляет 0,001% от мирового оборота туризма. Общую картину состояния туристической сферы в России можно описать следующими цифрами:
- профессионально туризмом занимаются не более 3000 человек;
- прирост примерно 100 человек за год;
- за год посетило Россию 1,691800 туристов, что составляет не более 16,3% приехавших в Россию (в том числе из Великобритании – 45 000, Германии – 107 000, Италии – 44 000, Китая – 179 000, США – 67 000, Франции – 44 000, Японии – 30 000, Швеции – 17 000, Турции – 11 000, Израиля – 15 000.
Во многом это объясняется неразвитостью инфраструктуры России. 1/6 часть мировой суши располагает на своих дорогах:
Кроме того, пассажирский подвижной состав представляет из себя удручающую картину:
Которые в год перевозят:
В тоже время за этот период на туристических линиях перевезено 36 100 человек, в том числе на международных линиях 49 900, а воздушным международным сообщением – 1 955 000.
Гостиницы России. Их число достигает 4 224 с числом номеров 188 000. При этом коэффициент использования гостиничного дохода не превышает 0,33, где в сельской местности он снижается до 0,12. При этом численность работников гостиничных предприятий не превышает 45 000 человек.
Надо отметить, что из 4 224 пятизвездочных гостиниц в России 21, 4-х – 66, 3-х – 185, мотелей – 22, кемпингов – 9. По формам собственности только 638 являются государственными, 1 387 – муниципальными, общественным объединениям принадлежат - 90 и в частном секторе находится – 1 236, гостиниц совместных предприятий – 109.
В течение года в гостиницах принимается не более 680 500 человек, приехавших в Россию на отдых вне стран СНГ. За год прибыль от эксплуатации гостиниц составляет 1 868 600 000 рублей, при этом госгостиницы получают полумиллиардную прибыль, муниципальные – около 100 миллионов рублей, частные – около 400 миллионов рублей. При этом доход приносят 11,2 тысяч человек госгостиниц, 6,7 тысяч человек муниципальных и около 10 тысяч работников частных гостиниц.
Создание максимально благоприятствующих условий для притока туристов в Россию и ее инфраструктуры, активизации туристического бизнеса в целом приведут к коррекции финансовых потоков и реконструкции российского туризма.
Это в свою очередь приведет к созданию потенциала для балансировки цивилизованного партнерства в системе глобального развития.
Одним из главных пунктов создания инфраструктуры является транспортная система. На общем неблагоприятном фоне Москва, в силу своего федерального значения выделяется новыми кардинально улучшенными дорогами и магистралями в прилегающих к Москве районах и областях. С развитием цивилизации у России возникли дополнительные проблемы транспортного характера – развитие воздушного транспорта, речных и морских путей сообщения. Проблемы нового столетия только усиливают разрыв, имеющийся в России между уровнем развития средств коммуникаций и уровнем социального развития государства. В этом отношении количество, расположение и качественное состояние аэропортов можно рассматривать как его визитную карточку, без которой никак не обойтись. Соответственно уровень развития транспортной сети напрямую связан не только с развитием грузоперевозок и пассажиропотоков, активизацией финансовых потоков, развитием инфраструктуры и следовательно оздоровлением экономики в целом и развитием государства и более агрессивное вхождение в интегрированный международный рынок.
Усилия группы разработчиков сосредоточены в направлении активизации инвестиций в системную реконструкцию аэропортов России как первостепенной задачи особого государственного, социально-экономического и коммерческого значения.
I. Первый этап предполагает реализацию Программы «Система пути», которая предполагает создание крупного международного транспортного узла в г. Волгограде, с системной реконструкцией аэропорта международного класса. Создание проекта реконструкции относится к середине 90-х годов в плане реконструкции мемориала Победы в г. Волгограде.
Это нужно не только с точки зрения интересов международного туризма. Активизировав всего лишь одну воздушную артерию в стратегически важном для России направлении, в том числе в интересах национального туризма, неизбежно удастся активизировать артерии автотранспортные, речные, железнодорожные, а также породить закономерную активизацию движения необходимых для России оборотных средств, получаемых в первую очередь от государственного статуса и значения, которые могут стать гарантом поэтапной окупаемости вновь созданных объектов инфраструктуры туризма и возврата полученных кредитов и гарантий.
К сожалению, Россия будучи одной из ведущих авиационных держав мира, не может даже при самом оптимистическом подходе, претендовать на роль лидера в этом вопросе. В нашей стране практически ни в одном регионе нет аэропорта, в полной мере отвечающего современным мировым стандартам, включая и три столичных аэропорта.
Из-за отсутствия современного транспортного узла именно в городах «Золотого кольца», наконец в самом г. Волгограде, страдают отсутствием туристов и целесообразным оборотом грузов, а значит многомиллионными оборотными средствами. Некогда активные, а ныне простаивают такие города как Астрахань, Элиста, Саратов, Уфа, Казань, Ульяновск, Самара, Нижний Новгород.
Наконец простаивает сама Волга в своей южной и средней части, по которой редко в перечисленных районах можно увидеть туристические лайнеры международного класса.
Современный мир все более уверенно тяготеет к стабилизации и сбалансированному цивилизованному развитию, несмотря на имеющуюся внешнюю спорность и противоречивость данного тезиса, особенно на фоне продолжающейся глобализации мировой экономики и расширения блока НАТО на бывший социалистический Восток.
У России есть все основания более активно реагировать на важные международные процессы, в том числе создания международной авиаструктуры на Юге и других районах Волги, в других ключевых транспортных узлах России, открыв тем самым ворота для развития международного туризма на южном и среднем Поволжье, в других регионах России и, внеся таким образом, свой посильный вклад в общую архитектуру европейской и международной безопасности.
II. Второй этап предполагает создание транспортно-туристического узла по радиусу «Золотого кольца» с центром в Иваново и с выходом на среднюю и нижнюю Волгу.
Активизировав воздушную артерию в стратегически важном для России направлении.
В настоящее время привлекательность зоны «Золотого Кольца» для иностранных туристов (29,8%) и инвестиций сопоставима с их стремлением посетить Москву – 37,9% и Санкт-Петергбург – 39,1%.
Однако, число туристов из других стран, посетивших Золотое кольцо через г. Иваново составляет в среднем 500 человек в год из 3 060 000 из общего числа иностранцев, приехавших в Россию. Подобная картина складывается в других регионах России, которые посетили иностранцы – Нижний Новгород – 500 человек, Татарстан – 200 человек, Самара – 1600 человек, Саратов – 20 человек, Волгоград – 5100 человек.
Как считают специалисты, основными проблемами развития туризма является недостаток поддержки развития туризма – 55%, неудовлетворительное состояние инфраструктуры – 75%, дефицит инвестиций – 20%, недостаток квалифицированных кадров – 14,0%.
При уникальных туристических ресурсах «Золотого Кольца», Средней и Верхней Волги инфраструктура приволжских областей находится в неблагоприятном состоянии: общее число гостиниц, к Ивановской области – 25, в Нижегородской – 84, Татарстане – 117, Самаре – 52, Саратове – 94; коэффициент использования этих гостиниц составляет от 0,22 до 0,3. Число работающих в гостиницах колеблется от 307 человек в Ивановской области до 1579 в Самарской области. При этом доход от эксплуатации гостиниц составил в Иваново – 11,4 млн. рублей, в Нижнем Новгороде – 143,2, в Татарстане – 78,4, в Самаре – 97,9, Саратове – 35,4.
Подобное состояние сложилось и в общественном питании. Ивановскую область обслуживает 40 ресторанов, 6 закусочных и 145 столовых. В Самаре на область приходится 71 ресторан на 3200 посадочных мест, 10 закусочных, 363 столовых. В Нижнем Новгороде – 132 ресторана на 5600 посадочных мест, 55 закусочных и 474 столовых.
Оборот общественного питания при его неразвитой структуре составляет в год в среднем: Иваново – 245 миллионов рублей, Нижний Новгород – 1250млн. руб, Татарстан – 1351млн. руб., Самара – 1479млн. руб., Саратов – 585млн. руб.
На этом фоне в регионах сокращается общее число турфирм. В настоящее время в России существуют 3045 фирмы, в которых занято 19532 человек, но только 200 из них имеют собственные места размещения и 82 специализированный туристический транспорт. За последний год иностранцам (вне СНГ) для посещения России продано путевок на 500 млн. рублей.
На этом фоне интересующие нас регионы имеют явные перспективы для развития, так как в Ивановской области работает 15 турфирм, в которых занято более 50 человек. Общая выручка от их работы по обслуживанию туристов составила 7,9 млн. руб., при этом стоимость проданных туров для иностранцев составила – 0.
Наибольшее число турфирм находится в Нижнем Новгороде – 49, в них работает 200 человек, при выручке 56,2млн. рублей, стоимость проданных туров иностранцам составила 1,1 млн. рублей, в Самаре, где 30 фирм – 62 человека, и Саратове – 23 фирмы – 37 человек. Стоимость проданных туров составила 800 тысяч рублей, 10 тысяч рублей соответственно.
Таким образом вопрос о создании туристического бизнеса в России в зоне «Золотого Кольца», Средней и Нижней Волги представляет собой комплексную программу вхождения в совершенно неразработанную область, имеющую огромные пространственные, ландшафтные, исторические, культурные и человеческие ресурсы, которые требуют их транспортного соединения и формирования совершенной инфраструктуры.
Мнение специалистов на основные направления первоочередного инвестирования инфраструктуры туризма расходится, но в общем виде представляется следующим образом:
Каждые 100 новых иностранных посетителей, прибывших в зону туризма, создается одно рабочее место. Заработная плата и эффект мультипликатора (это многократное вкладывание полученных от туризма средств в экономику области, что увеличивает прибыли в 1,5 раза) дают новые налоговые поступления, увеличивая на 12-15% местные муниципальные доходы. То есть 17-20% затрат всеобъемлющей программы стимулирования туризма должны вернуться только в форме новых налоговых поступлений.
Если соотнести привлекательность описываемых туристических зон у иностранных путешественников (Золотое Кольцо – 29,8, Поволжье – 5,8%) к возможностям их посетить при общей посещаемости России – 1 691 000. То можно предположить, что при совершенной инфраструктуре за год можно ожидать приезда более 500 000 человек, которые тратят в среднем примерно 130 долларов в день, ожидаемые поступления при средних 7-дневных турах составит от 400 до 600 миллионов долларов США.
Для привлечения таких средств прежде всего необходимо решить стратегическую задачу – транспортную.
Создание современного международного аэропорта в г. Иваново, как географического центра всей системы туристического бизнеса, что позволит расширить направления движения туристов. (Кинешма – 75 км, Плес – 60 км, Кострома – 75 км, Ярославль – 100 км, Ростов – 100 км, Палех – 50 км, Суздаль – 80 км).
Создание автомобильных трасс, соединяющих Иваново с крупными речными портами Волги – Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород.
Модернизация железнодорожного подвижного состава под туристические поездки.
Формирование автобусного туристического парка с соответствующей инфраструктурой для перевозки внутри города и по турмаршрутам.
Строительство гостиничных комплексов, в которые входят 5-ти и 3-х звездочные гостиницы, кемпинги, прокат автомобилей (учитывая отсутствие в этих районах данных объектов необходимо учитывать затраты на подготовку персонала).
Строительство ресторанов как в городе, так и по маршрутам следования туристов, с расчетами по цене, типу, размерам, специфическими особенностями.
Формирование информационных центров для посетителей с учетом мест расположения, видам услуг, языковыми возможностями, режимом работы.
Модернизация медицинских объектов и подготовка персонала.
Строительство торговых центров, магазинов народных ремесел, специализированных магазинов.
Реконструкция кинотеатров с возможностью демонстрации на иностранных языках.
Создание проекта по рекреационным возможностям – корты для игры в теннис, бадминтон, катки, лыжные трассы по пересеченной местности, поля для крикета, гольфа, беговые и велосипедные дорожки, кегельбаны, гимнастические залы, тиры для стрельбы, конно-спортивные сооружения, карточные и другие игровые клубы, казино.
Подобная программа с учетом местных достопримечательностей и удаленности от центра и при полном отсутствии сложившейся инфраструктуры полностью подходит для туристической зоны нижнего Новгорода, Самары, Саратова.
Все они могут быть объединены водным маршрутом по Средней и Нижней Волге силами Вожского параходства, которое насчитывает в своем составе более 50 высококомфортабельных пассажирских теплохода.
Для координации развития туристического комплекса на огромных территориях, на которых будут находится около 1 миллиона человек и, которых постоянно обслуживают от 50 до 100 тысяч человек, необходимо создание Ситуационных центров в каждой области, в который будет вводится вся информация от состояния всех видов транспорта до криминогенной ситуации в реальном формате времени.
Поэтапное вложение средств в объекты инфраструктуры туризма по регионам и объединение их в единую транспортно-информационную систему даст максимальную отдачу в минимальное время. Обеспечит быстрое развитие регионов, перераспределение финансовых потоков в социально-значимые сферы, создаст новые рабочие места, поднимет культуру и благосостояние населения, создаст привлекательный образ России.