Межгосударственные интересы и отношения на постсоветском пространстве

Сака В.Т.
Доцент Молдавского Госуниверситета

Общеизвестно, что макросоциальные и макрополитические отношения в каждой отдельно взятой стране в значительной мере обусловлены состоянием региональных межгосударственных связей. Непосредственные и опосредованные соотношения частного (единичного) и общего фактора имеют в посткомунистическом мире свои особенности, продиктованные, прежде всего конкретными историческими и нынешними условиями взаимоотношений государств и народов. В постсоветском пространстве это своеобразие связано со многими противоречивыми процессами экономического, социального, политического порядка, которые отражают неустойчивость межгосударственных связей как на уровне многостороннего (в рамках СНГ, ГУУАМ), так и двустороннего сотрудничества. Хотя эти региональные макрополя характеризуются известными сходными параметрами (экономико-географические, социально-политические, национально-культурные), локализованные в полиэтнических ареалах, в жизненных пространствах существования разных народов, они являются по своей сути противоречивым симбиозом топологических, территориальных, социальных, культурных и т.д. факторов, которые в совокупности часто не отвечают их назначению по воспроизводству адекватных способов и форм поддержания социальных отношений. Относительное геоморфологическое, климатическое, гидрологическое единство, также как и относительная общность экономического, социально-политического, исторического, этнического, конфессионального, ментального факторов в постсоветском социуме не стали стимулом стабилизации социально-политических отношений. Более того, так называемое единство и общность не соответствуют объективным потребностям и стремлениям народов к взаимовыгодному сотрудничеству, они подчинены негативным колебаниям государственных интересов, сопровождаемых рекомбинацией, деформацией политических ландшафтов и рельефов, нарушением баланса между экономическими, политическими, межэтническими отношениями, и соответственно ростом их напряжённости. Тем самым в рамках посткоммунистических сообществ, содружеств может возникнуть и возникает политика прессинга, доминирования одних интересов над другими, происходит расширение экономического, информационного, "культурного" давления одной страны на другую. В данных условиях политические отношения часто развиваются только посредством специфическо-причинной детерминистской сети, которая генерирует неравные связи, через давления, как правило, не имеющие ничего общего с нуждами народов, а с диктатом правящих кругов, лидеров государств, ориентирующихся на достижении определённых выгод. Данные отношения обусловлены разными источниками:
  • усиление противоречий между политическими силами, находящимися у власти, а также между правящими силами и оппозицией по поводу внешнеполитического курса;