Тупик белого лиса

Кузнечевский В.Д.
политический обозреватель “Российской бизнес-газеты“, доктор исторических наук, профессор

Первой страной, которая после 11 сентября заявила, что она готова для осуществления "удара возмездия" предоставить США своё воздушное пространство и аэродромы, была Грузия. Ей первой Штаты и отказали во внимании.

Техническое объяснение простое: Тбилиси и от Афганистана далеко, и аэродромы грузинские без русских специалистов пришли в полную разруху. Но дело, конечно, не в технике. Очень скоро стало понятно, почему официальный Тбилиси так шустро подсуетился: страну завёл в тупик особый курс развития ("особый", то есть в отрыве от России), провозглашенный еще в 1992 году её лидером. Фактически мировой сентябрьский политический кризис совпал по времени с апогеем внутреннего политического, экономического и социального кризиса в Грузии. А полную ответственность за это несет в основном один человек, и имя его известно.

За президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе давно и прочно закрепилось прозвище "Белый Лис". Очень, впрочем, уважительно произносимое не только в лагере сторонников, но и в стане его неприятелей. Прозвище это он заслужил за то, что когда в начале 1992 года он вернулся домой из Москвы после распада СССР и провозглашения независимости Грузии, то сумел мастерски проплыть в политическом море между Сциллой националистической вакханалии в республике и кометным охвостьем Харибды, то есть тянущимся за ним ореолом одного из высших руководителей ЦК ПСС, которую (партию) так называемые демократы в Грузии в конце 1980 - начале 1990-х годов считали главным врагом своего национального самобытного развития.

Нынешний президент Грузии действительно показал себя мастером выживания на политической арене. Не будучи грузином по происхождению (отец у него - осетин, а мать - немка), имея за плечами всего лишь заочное обучение в Кутаисском пединституте (1959 г.), а до этого Высшую партшколу при ЦК КП Грузии (1951 г.), то есть практически не имея за плечами хоть сколько-нибудь приличного образования, он, тем не менее, сумел, по словам Михаила Горбачева, стать в годы перестройки вторым человеком в государственно-партийной иерархии Советского Союза, а по возвращении домой уже в 10 марта 1992 года отодвинуть от власти изгнавших из страны первого президента Грузии Звияда Гамсахурдия Джабу Иоселиани и Тенгиза Китовани и стать председателем Госсовета Республики, 11 октября 1992 года - председателем Верховного Совета Грузии и председателем Совета обороны, а 5 ноября 1995 года уже избирается президентом Республики Грузия.

Буквально с первых же своих шагов на государственном поприще новой Грузии Э. Шеварднадзе заявляет о необходимости изменения вектора во внутренней и внешней политике страны, о переориентации этого вектора на Запад и западные ценности - в направлении НАТО, ЕС и других европейских структур. "Грузия - говорит Э. Шеварднадзе, - по своей истории, культуре и национальному характеру - страна западноевропейской ориентации, и через века она вновь вернулась в европейский мир, от которого её в свое время отторгли насилием" (аудитория, где были произнесены эти слова всё понимала "правильно" - кроме как России других "отторгателей" вроде бы в истории не было).

В этом своем векторе глава государства находил активную поддержку в новом парламенте Грузии, избранном после распада СССР. Так, председатель его Зураб Жвания практически вторит президенту, когда говорит: "Сегодня Россия уже не рассматривается среди основных экономических партнеров Грузии".

И это при том, что, по признанию главы государства, "80 процентов экспорта страны по-прежнему все ещё приходится именно на Россию, и в ближайшие годы изменить такое положение будет очень трудно".

О том, к чему привел особый курс реформирования экономики с ориентацией на шкалу ценностей западных демократий, говорит недавнее полное отчаяния (а может быть политиканства?) открытое письмо спикера грузинского парламента президенту страны.

Ортодоксальная прозападная ориентация З. Жвания известна, но в данном случае внимание привлекают оценки, содержащиеся в письме. Грузинское общество подошло к крайнему рубежу кризиса, пишет он президенту. Причем самое опасное состоит в полной утрате доверия населения к власти. Население, констатирует спикер, дошло до крайней степени нищеты, и это одновременно с тем, что государственные чиновники демонстрируют крайний же, и наглый, цинизм: людям не выплачиваются заработные платы и пенсии, а высшие госчиновники возводят на украденные у государства деньги дворцы и виллы. Коррупция окончательно разъела весь государственный механизм, приходит к выводу З. Жвания, а президент демонстрирует полную беспомощность в управлении страной и обществом.

Эти выводы подтверждаются и работой специальной комиссии Совета Европы, которая после пребывания в Грузии доложила в Страсбурге: Грузия поражена коррупцией, которая парализует институты демократического государства. Официальный Тбилиси не контролирует жизнь в стране, пришли к выводу эксперты ЕС.

Может быть, именно в силу этого второго обстоятельства Э. Шеварднадзе оперативно ответил на обращение к нему на заседании правительства. Поблагодарил спикера за высказанные соображения и сказал, что он видит три приоритетные задачи, решив которые можно преодолеть кризис поразивший общество: восстановить территориальную целостность Грузии, преодолеть нищету в ближайшие годы и побороть коррупцию. О том, как это можно сделать, президент не сказал ни слова, но, видимо, почувствовав, что какие-то аргументы всё же привести необходимо, добавил, что на реализацию этих трёх приоритетных целей его вдохновил сам Бог, а "кто верит в Бога, тот Богом же вдохновлен и научен", заключил Э. Шеварднадзе.

У читателя, конечно же, не может не возникнуть вопрос: ну, это все важные оценки состояния грузинской реформы, но голословные, а факты-то каковы? К сожалению, фактов почти нет. Распад государственного аппарата за 9 лет правления Шеварднадзе приобрел такие масштабы, что ни одно его звено практически не работает, и в том числе в первую голову это относится к статистике и конкретному экономическому анализу. Да, и некому эту работу проводить. Едва не вся поголовно образованная часть грузинского общества уже выехала за пределы страны, убегая от нищеты. По оценке (именно по оценке) независимых институтов с 1995 года около одного миллиона грузин покинули родину. В основном это люди от 17 до 40 лет. Из этого числа около 600 тысяч человек живут в России и число это непрерывно растет. В самой Грузии сейчас осталось где-то около трёх с половиной миллионов человек. Причем, смертность в стране намного превышает рождаемость. Так, по данным Министерства по делам беженцев Грузии в 2000 году в стране появилось на свет 40 319 младенцев, а ушло в мир иной 42 320.

Весной 2005 года Грузии предстоят президентские выборы. В каком состоянии подойдет к этому рубежу страна - сейчас сказать трудно. Но прелюдия к выборам уже начались. Практически распалась возглавляемая самим Шеварднадзе так называемая партия власти "Союз граждан", которая привела на президентский пост нынешнего главу государства. Из нее вышли молодые предприниматели, образовавшие свою собственную партию "Новые правые". Эдуард Шеварднадзе в этих условиях отказался от поста председателя "Союза граждан" и заявил, что он больше не будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента. Грузию, судя по всему, ждут непростые времена даже по сравнению с нынешними.