В Молдавии все-таки будет звучать русский язык. Временами

Медведев А.М.
обозреватель российско-белорусской газеты "Союз"

В минувшую пятницу, 29 сентября, большинство депутатов молдавского парламента проголосовало за поправки к закону о телевидении и радиовещании, которые позволяют иностранным радио- и телеканалам использовать русский язык без ограничений. Но местным частным электронным СМИ придется по-прежнему 65 процентов эфирного времени отводить молдавским программам.

Как уже сообщала "Российская газета", недавно апелляционная палата Молдавии лишила лицензии популярные русскоязычные радиостанции и телеканалы, среди которых ОРТ, ТВ-6, "Наше Радио" "Русское Радио", "Серебряный дождь", "Европа-плюс", "Радио-Ностальжи", "Хит-ФМ", частная молдавская телекомпания TVC-21.

Сделано это было по требованию никому не известного студенческого клуба "Выпускников вузов Румынии и Запада", которым очень не хочется, чтобы в Молдавии говорили по-русски. Местные национал-радикальные газеты заявили тогда об "исторической победе румынского языка".

Однако это решение вызвало мощную ответную реакцию, причем не только со стороны русскоязычной общественности республики. Кишиневские политики видимо не ожидали, что на этот раз с требованием обеспечить законные права своих соотечественников выступит Москва.

Посол РФ в Молдавии Павел Петровский, обратившись к председателю молдавского парламента, отметил, что в данной ситуации дапускается нарушение целого ряда норм международного и внутреннего законодательства. (Эту оценку, кстати, поддержал и Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Макс ван дер Стул, который обратился с письмом в министерство иностранных дел Молдавии с просьбой законодательно исключить вмешательство в деятельность частных телерадиоканалов). Российский министр по делам информации и печати Михаил Лесин отреагировал еще резче: он предложил отменить назначенный на 25-26 сентября визит в Москву премьер-министра Молдавии Думитру Брагиша. Для молдавской стороны, которая на 98 процентов зависит от поставок российских энергоресурсов, и которая очень надеялась на этих переговорах добиться снижения цены на российский газ и отсрочки выплаты немалого долга перед Россией, это стало неприятным сюрпризом.

Видимо поэтому в ходе состоявшейся все-таки встречи с премьер - министром РФ Михаилом Касьяновым молдавский премьер-министр заявил, что "правительство Молдовы уже начало подготовку целого ряда законодательных предложений, чтобы снять напряжение вокруг российских СМИ". К слову сказать, в результате переговоров цена на российский газ осталась прежней (80 долларов за 1000 кубометров), достигнута лишь договоренность об изменении системы расчетов: вместо фиксированного тарифа вводится плавающий тариф, который будет определяться в зависимости от цен на мировом рынке и затрат на транспортировку газа.

Тем не менее в срочном порядке и другие высшие государственные руководители Молдавии стали заявлять о своем несогласии с решением апелляционного суда. Председатель парламента Д. Дьяков назвал "провокационным" судебное решение о прекращении деятельности русскоязычных радиостанций и телеканалов и заверил, что парламент создаст условия для возобновления их деятельности. Президент П. Лучинский, отметив, что на ситуацию с закрытием русскоязычных СМИ повлияла "зависть к качеству передач на русском языке" призвал парламент принять решение о сохранении русского языка в молдавском эфире.

И вот депутаты парламента приняли новое толкование закона о телевидении и радиовещании. За это решение проголосовали 52 из 101 депутатов. Вместе с тем депутаты от правых партий - Демконвенции, Партии демократических сил и Христианско-демократической народной партии резко выступили против изменений закона, оценив их "как кампанию против румынского языка".

Национал-радикалы также обвинили спикера Д.Дьякова в подтасовке результатов голосования и "поведении, противоречащем регламенту парламента". А группа депутатов в количестве 26 человек выступила со специальным заявлением, в котором выразила недоверие председателю парламента Д.Дьякову. Другими словами, фактически речь идет о ситуации парламентского кризиса. С обвинениями в адрес спикера выступила и Ассоциация судей Молдавии. Словом, русскому языку еще придется доказывать свое право на существование в информационном пространстве Молдавии.

Однако главное здесь заключается в другом. Впервые с 1991 года Москва спокойно и твердо заявила, что она более не немерена равнодушно наблюдать за тем, как ее соотечественников искусственно лишают русскоязычного эфира. И начала решать эту проблему не окриком, а исключительно с помощью экономических аргументов. Тем, кто до сих пор задается вопросом, каким образом Владимир Путин собирается восстанавливать авторитет России за рубежом, дан более чем ясный ответ. Имеющий разум - поймет.

Сокращенный вариант статьи опубликован в "Российской газете" 03.10.2000