Инициатива депутатов казахстанского парламента


Инициатива депутатов казахстанского парламента

28 мая в столице Киргизии г.Бишкеке прошел Первый съезд народов Центральной Азии и России. Представители парламента Казахстана распространили среди участников съезда разработанный ими проект договора между Белоруссией, Казахстаном и Россией об образовании единого государства "Союз". На первый взгляд это может показаться очередной утопией и пустой говорильней. Мало ли с какими инициативами выступают депутаты - реальную политику во всех государствах СНГ определяют отнюдь не парламенты и уж тем более не их отдельные представители. Однако редакция "Евразийского Вестника" считает, что к данному событию надо отнестись со всей серьезностью. Напомним: 6 февраля 2000 г. в столице Казахстана по инициативе республиканского славянского движения "Лад", "Союза казаков Степного края" и компартии Казахстана прошел митинг под лозунгом "Процветание Казахстана - в союзе с Россией и Беларусью". На митинге было принято обращение к президенту Н.А.Назарбаеву инициировать проведение всенародного референдума "О вхождении Казахстана в Союз Белоруссии и России".

Реакция на это событие в Казахстане была, мягко выражаясь, неадекватной. Официальные СМИ, влиятельные общественные движения и партии ("Азат", "Отан", "Гражданская партия") развернули кампанию травли славянского движения "Лад". Депутат казахстанского сената, председатель комитета по правам человека академик Ж.Абдильдин договорился даже до того, что люди, не рожденные в Казахстане не могут иметь права голоса и обращаться с какими-либо предложениями к общественности страны. Генеральная прокурора сочла своим долгом опубликовать грозное официальное заявление: "Призывы организаторов митинга о присоединении Казахстана к союзу двух других государств и проведении республиканского референдума являются попытками изменения существующего конституционного строя, что вызвало справедливое возмущение подавляющего большинства граждан республики. Более того, такие призывы являются вмешательством общественных объединений в дела государства и грубым нарушением Конституции и законов Казахстана". В Заявлении подчеркивается, что подобные "деструктивные" действия будут незамедлительно пресекаться.

Прошло менее четырех месяцев после этих событий и действующие депутаты казахстанского парламента не просто высказываются за присоединение к Союзному государству, но и предлагают уже готовый проект трехстороннего договора (в значительной мере повторяющий Союзный договор). Конечно, отрадно знать, что в парламенте Казахстана есть подлинные патриоты нашей единой страны. Однако, нисколько не умаляя гражданского мужества депутатов, трудно отделаться от мысли, что мы имеем дело с чем-то большим, нежели частная инициатива авторов проекта. С учетом специфики власти в Казахстане есть все основания рассматривать появление проекта договора как прямое следствие смены власти в России и начало изменения ее политики на постсоветском пространстве, наглядно проявившееся во время недавней встречи глав государств в Минске. Именно поэтому редакция сочла необходимым информировать наших читателей о событиях в Бишкеке и опубликовать полный текст проекта договора.

ПРОЕКТ

ДОГОВОР
о создании государства "Союз"

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, именуемые далее Суверенными Участниками Договора, руководствуясь волей народов Беларуси, Казахстана и России к свободному и всеобъемлющему единению, выражая стремление народов к развитию и углублению их интернациональной общности, движимые заботой об удовлетворении жизненных интересов своих граждан, основываясь на исторических традициях всесторонней интеграции Суверенных Участников Договора, подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, положениям международных договоров и соглашений, ранее заключенных Суверенными Участниками Договора, действуя в соответствии с общепризнанными нормами международного права, договорились о нижеследующем:

РАЗДЕЛ I
Общие положения о Союзе

Статья 1

Суверенные Участники Договора создают государство Союз, которое знаменует собой новый исторический этап в процессе единения народов в демократическое правое государство.

Статья 2

Целями государства Союз являются:
1. Обеспечение равноправного интеграционного социально-экономического развития Суверенных Участников Договора;
2. Развитие и укрепление демократических принципов во всех сферах деятельности государства;
3. Соблюдение прав и свобод граждан в соответствии с общепризнанными правовыми нормами;
4. Неуклонное повышение материального и духовного благосостояния граждан, укрепление дружбы между народами;
5. Реализация единых принципов организации правовой системы демократического государства;
6. Осуществление согласованной внешнеэкономической деятельности;
7. Проведение единой политики в области обеспечения обороны, безопасности государства и правопорядка;
8. Укрепление мира и безопасности в глобальном (мировом) и региональных масштабах;
9. Осуществление взаимовыгодного международного сотрудничества с учетом интересов Суверенных Участников Договора.

Статья 3

Принципами государства Союз являются:
1. Добровольное вступление в Союз и выход из Союза на основе референдума, проводимого на территории соответствующего Суверенного Участника Договора;
2. Осуществление народовластия, мирного и демократического развития братских народов;
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Союзом и Суверенными Участниками Договора;
4. Добровольное выполнение каждым Суверенным Участником Договора обязательств, принимаемых им по отношению к Союзу и другим Суверенным Участникам Договора.

Статья 4

1. Союз утверждает себя демократическим, светским, социальным и правовым государством.
2. Высшей ценностью Союза является обеспечение прав и свобод человека.

Статья 5

1. В Союзе создаются Высший Государственный совет, Парламент, Совет Министров, Прокуратура, Суд, Единый эмиссионный центр.
2. Каждый Суверенный Участник Договора сохраняет с учетом добровольно переданных Союзу полномочий территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб, гимн, органы государственной власти, свое членство в Организации Объединенных Наций и других международных организациях, иные атрибуты государственности. Возможность единого членства в международных организациях и объединениях определяется по договоренности между Суверенными Участниками Договора.

Статья 6

1. Союз имеет свой герб, гимн, флаг и другие атрибуты государственности.
2. Государственная символика Союза устанавливается Парламентом Союза и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.

Статья 7

1. Территория Союза состоит из территорий Суверенных Участников Договора.
2. Внешней границей Союза являются границы или пространственный предел Суверенных Участников Договора с государствами, не входящими в состав Союза.
3. Суверенные Участники Договора совместно обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союза.

Статья 8

Общегосударственным языком Союза является русский язык. Официальными языками Союза признаются государственные и официальные языки Суверенных Участников Договора.

Статья 9

Союз имеет единую денежную единицу (валюту). До ее введения временно используется на территории Суверенного Участника Договора установленная им денежная единица. Переход к единой денежной единице (валюте) осуществляется в порядке и сроки, определяемые Высшим Государственным Советом.

Статья 10

Местопребывание органов Союза определяется Высшим Государственным Советом

РАЗДЕЛ II
Гражданство Союза

Статья 11

1. Граждане Суверенных Участников Договора являются одновременно гражданами Союза.
2. В Союзе признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права.
3. Вопросы приобретения и утраты гражданства Суверенных Участников Договора регулируются их законодательством.
4. Никто не может стать гражданином Союза без приобретения гражданства Суверенного Участника Договора.
5. Граждане Союза пользуются равными правами и исполняют равные обязанности на территории другого Суверенного Участника Договора, если иное не предусмотрено договорами между ними.
6. До принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союза регулируется законодательными актами Суверенных Участников Договора, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.
7. Граждане Союза имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союза, а также назначаться на должности в органы Союза.
8. Граждане Союза имеют право на создание союзных общественных организаций.
9. До введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союза, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления Суверенных Участников Договора, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством Суверенных Участников Договора и международными договорами.

Статья 12

Каждый гражданин Суверенного Участника Договора имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства Суверенного Участника Договора, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого Суверенного Участника Договора на тех же условиях, что и граждане этого Суверенного Участника Договора.

Статья 13

1. В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союза учреждается Комиссия по правам человека.
2. Компетенция, условия формирования и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о Комиссии по правам человека Союза, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

РАЗДЕЛ III
Предметы ведения Союза и Суверенных Участников Договора

Статья 14

К исключительному ведению Союза относятся:
1. Создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий Суверенных Участников Договора, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
2. Единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
3. Единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
4. Объединенные транспортная и энергетическая системы;
5. Единая политика и деятельность в области обороны, безопасности и правопорядка;
6. Единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
7. Единое законодательство об иностранных инвестициях;
8. Разработка, утверждение и исполнение бюджета Союза;
9. Управление собственностью Союза;
10. Международная деятельность и международные договоры Союза по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союза.
11. Стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
12. Статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
13. Установление системы органов Союза, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союза.

Статья 15

К совместному ведению Союза и Суверенных Участников Договора относятся:
1. Принятие в состав Союза других государств;
2. Координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
3. Взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союза;
4. Гармонизация и унификация законодательства Суверенных Участников Договора;
5. Осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
6. Охрана окружающей среды;
7. Совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
8. Развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
9. Формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
10. Согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
11. Обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий.

Статья 16

1. Деятельность Союза в сфере его исключительного ведения осуществляется на основании решений государственных органов Союза, перечисленных в пункте 1 статьи 5 настоящего Договора.
2. Деятельность Союза в сфере совместного ведения с Суверенными Участниками Договора осуществляется на основании Соглашений между Союзом и Суверенными Участниками Договора.
3. Вне пределов исключительного ведения Союза и предметов совместного ведения Союза и Суверенных Участников Договора последние сохраняют всю полноту государственной власти.

РАЗДЕЛ IV
Бюджет Союза

Статья 17

1. Бюджет Союза призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союза, его функционирование, включая расходы на содержание его органов.
2. Бюджет Союза формируется за счет ежегодных согласованных отчислений Суверенных Участников Договора.
3. В порядке и в случаях, установленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников.
4. Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союза, отраслевых и функциональных органов управления Союза регулируются Советом Министров Союза в соответствии с нормативно-правовыми актами Союза, а также законодательством Суверенных Участников Договора.
5. Суверенные Участники Договора самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союза.

Статья 18

1. Проект бюджета Союза вносится в Парламент Советом Министров Союза.
2. Бюджет Союза после принятия Парламентом Союза утверждается Высшим Государственным советом.

РАЗДЕЛ V
Органы Союза

ГЛАВА I
Высший Государственный Совет

Статья 19

1. Высший Государственный Совет является высшим органом Союза.
2. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Суверенных Участников Договора.
3. В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союза.

Статья 20

1. Высший Государственный Совет:
- решает важнейшие вопросы развития Союза;
- образует в пределах своей компетенции органы Союза, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
- назначает выборы в Палату представителей Парламента Союза;
- утверждает бюджет Союза, принятый Парламентом Союза, и годовые отчеты о его исполнении;
- утверждает международные договоры Союза, ратифицированные Парламентом;
- утверждает государственную символику Союза;
- определяет местопребывание органов Союза;
- заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
2. Высший Государственный Совет выполняет иные функции, отнесенные к его ведению настоящим Договором либо переданные на его рассмотрение Суверенными Участниками Договора.
3. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий принимает законы, основы законодательства, декреты, постановления и директивы.

Статья 21

1. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав Суверенных Участников Договора на основе ротации, если Суверенные Участники Договора не договорились об ином.
2. Председатель Высшего Государственного Совета:
- организует работу высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союза;
- обращается к парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзе и основных направлениях его развития;
- по o поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союза международные, договоры, представляет Союз в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
- организует контроль за ходом реализации настоящего Договора и решений, принимаемых Высшим Государственным Советом;
- в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союза;
- по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Статья 22

1. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия большинства Суверенных Участников Договора.
2. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени Суверенного Участника Договора осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

ГЛАВА II
Парламент Союза

Статья 23

Парламент Союза является представительным и законодательным органом Союза.

Статья 24

1. Парламент состоит из двух палат - Палаты Союза и палаты Представителей.
2. В палату Союза делегируются по 55 члена (депутата) высшего законодательного органа Суверенного Участника Договора. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.
3. В Палату Представителей избираются на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании по 75 депутатов от каждого Суверенного Участника Договора.
4. Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года. В случае прекращения полномочий палат парламентов Суверенных Участников Договора члены Палаты Союза сохраняют свои полномочия вплоть до обновления депутации соответствующего парламента.

Статья 25

Парламент Союза:
- принимает законы и Основы законодательства Союза по вопросам, отнесенным настоящим Договором к компетенции Союза;
- содействует унификации законодательства Суверенных Участников Договора;
- заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзе и основных направлениях его развития;
- заслушивает доклады и информации о деятельности Совета Министров;
- принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты об его исполнении;
- утверждает отчет, заслушивает доклады и сообщения Счетной палаты Прокуратуры Союза;
- ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союза;
- заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союз, и парламентскими организациями;
- назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союза;
- утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека;
- назначает по представлению Прокурора Союза членов Счетной палаты Прокуратуры Союза;
- устанавливает символику Союза;
- рассматривает предложения по вопросам присоединения к Союзу третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;
- обеспечивает взаимодействие парламентов Суверенных Участников Договора;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором.

Статья 26

1. Депутаты Палаты Представителей работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
2. В отношении депутатов Палаты Представителей и членов Палаты Союза при совершении ими уголовно-наказуемых преступлений применяется в качестве меры пресечения только подписка о невыезде с незамедлительным уведомлением соответствующих Палат Парламента. В этих случаях им разрешается выезд исключительно на заседания соответствующих Палат. Исполнение вступивших в силу судебных решений, связанных с лишением свободы, производится после получения согласия соответствующих Палат Парламента Союза.

Статья 27

1. Заседания Палаты Союза и Палаты Представителей проводятся на регулярной основе в соответствии с их регламентами.
2. Палата Союза и Палата Представителей заседают раздельно, кроме случаев, предусмотренных их регламентами.
3. Каждая из палат избирает из своего состава Председателя, его заместителя, образует комиссии. Председатель палаты и его заместитель избираются на ротационной основе. Председатель палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного Суверенного Участника Договора.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Статья 28

1. Право внесения законопроектов принадлежит Высшему Государственному Совету, Совету Министров Союза, Палате Союза, а также группе депутатов Палаты Представителей численностью не менее 20 депутатов.
2. Законопроекты вносятся в Палату Представителей.
3. После принятия закона Палатой Представителей он направляется на одобрение в Палату Союза.
4. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета Союза, могут быть внесены только при наличии согласия Совета Министров Союза.
5. Решение Палат Парламента Союза считается не принятым, если против него проголосовало более одной четверти от общего числа депутатов каждой палаты.
6. В случае неодобрения законопроекта Палатой Союза палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего законопроект подлежит повторному рассмотрению в палатах.
7. Принятый закон не позднее 7 дней со дня одобрения Палатой Союза направляется в Высший Государственный Совет для подписания Председателем Высшего Государственного Совета и обнародования.
8. Председатель Высшего Государственного Совета не позднее 30 дней со дня принятия закона подписывает его, если у большинства членов Высшего Государственного Совета нет возражений в отношении принятия этого закона. Отклонение закона оформляется решением Высшего Государственного Совета и направляется в палаты Парламента не позднее 7 дней со дня его отклонения. Председатель Высшего Государственного Совета вправе предложить палатам Парламента создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Статья 29

Формирование Палаты Союза и выборы в Палату Представителей Парламента первого созыва производятся не позднее б месяцев после вступления в силу настоящего Договора.

ГЛАВА III
Совет Министров

Статья 30

1. Совет Министров является исполнительным органом Союза.
2. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики, финансов и обороны Суверенных Участников Договора, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союза.
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры Суверенных Участников Договора.
3. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.
4. Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

Статья 31

Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союза назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Статья 32

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета:
- разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союза и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
- вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союза и осуществляет руководство их деятельностью;
- вносит в Парламент Союза проекты союзных законов и Основ законодательства;
- обеспечивает контроль за выполнением положений настоящего Договора, актов Союза и при необходимости вносит мотивированные представления Суверенным Участникам Договора в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
- разрабатывает и вносит в Парламент Союза проект бюджета Союза, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
- рассматривает отчеты и доклады Счетной палаты;
- осуществляет управление собственностью Союза;
- обеспечивает создание и развитие единого экономического и оборонного пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой, торговой политики и политики в сфере обеспечения обороны, безопасности и правопорядка;
- координирует процесс унификации законодательства Суверенных Участников Договора;
- способствует проведению согласованной политики Суверенных Участников Договора в международных делах, сфере обеспечения прав и свобод граждан, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Договором и Высшим Государственным Советом.
2. Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции.
3. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Статья 33

Председатель Совета Министров:
- осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
- представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союза ежегодные отчеты о деятельности Совета Министров;
- подписывает акты Совета Министров;
- по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союза.

Статья 34

1. Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.
2. Постоянный Комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.
3. Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и функциональных органов Союза и их взаимодействие с органами Суверенных Участников Договора, контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союза, вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития Союза.

Статья 35

1. Правительства Суверенных Участников Договора выдвигают кандидатов на должности членов Постоянного Комитета.
2. Из представленных кандидатов Совет Министров назначает членов Постоянного Комитета.
3. Государственный секретарь и члены Постоянного Комитета назначаются на четырехлетний срок. Порядок их досрочного освобождения определяется Высшим Государственным Советом.
4. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане Суверенных Участников Договора. В составе Постоянного Комитета не должно быть более половины членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного Суверенного Участника Договора. Члены Постоянного Комитета назначаются и действуют в личном качестве.
5. Положение о Постоянном Комитете утверждает Высший Государственный Совет по представлению Совета Министров.

ГЛАВА IV
Суд Союза

Статья 36

Суд Союза (далее Суд) является органом Союза, который призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союза.

Статья 37

В состав Суда входит по 5 судей от каждого Суверенного Участника Договора, назначаемых Парламентом Союза по представлению Высшего Государственного Совета.

Статья 38

1. Судьи назначаются и действуют в личном качестве из граждан Союза, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в Суверенных Участниках Договора.
2. Судьи независимы.

Статья 39

1. Судьи назначаются сроком на 6 лет. Допускается их назначение еще на один срок.
2. Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда на основании представлений Суверенных Участников Договора, одобренных Высшим Государственным Советом и утвержденных Парламентом Союза.
3. Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного Суверенного Участника Договора.
4. Высший Государственный Совет утверждает Устав и регламент Суда.

Статья 40

Каждый Суверенный Участник Договора, органы Союза могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союза.
Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.
3. Решения Суда принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.

ГЛАВА V
Должностные лица

Статья 41

1. Должностные лица органов Союза и их аппаратов, за исключением членов Высшего Государственного Совета, Совета Министров и членов Палаты Союза Парламента, являются государственными служащими Союза и назначаются из числа граждан Суверенных Участников Договора.
2. Должностные лица органов Союза и их аппаратов:
- при выполнении своих обязанностей действуют в общих интересах, не запрашивают и не принимают указаний от какого бы то ни было государственного органа Суверенных Участников Договора;
- не могут совмещать работу в органах Союза с другой оплачиваемой должностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
- не вправе заниматься деятельностью, не совместимой с их статусом должностных лиц органов Союза, и использовать свое служебное положение, в частности, в интересах политических партий, объединений и иных организаций.
3. Правовой статус должностных лиц органов Союза и их аппаратов, размер заработной платы, их социальные гарантии устанавливаются Высшим Государственным Советом по представлению Совета Министров.

РАЗДЕЛ VI
Акты Союза

Статья 42

Для осуществления целей и принципов Союза его органы в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Договором, а именно: законы. Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союза также могут принимать рекомендации и заключения.

Статья 43

1. По предметам исключительного ведения Союза принимаются законы, декреты, постановления и резолюции. Декреты и постановления принимаются органами Союза на основании настоящего Договора и законов Союза.
2. По предметам совместного ведения Союза и Суверенных Участников Договора принимаются взаимно согласованные Основы законодательства, директивы и резолюции.
3. Нормативно-правовые акты Союза по предметам совместного ведения Союза и Суверенных Участников Договора реализуются путем принятия нормативно-правовых актов Суверенных Участников Договора по соответствующим вопросам.

Статья 44

1. Законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого Суверенного Участника Договора.
2. В случае коллизии нормы закона или декрета Союза и нормы внутреннего закона Суверенного Участника Договора преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союза.
3. Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы.
4. Директивы являются обязательными для каждого государства, которому они адресованы, при сохранении за органами соответствующего государства свободы выбора форм и методов действий.
5. Резолюция является актом, посредством которого обеспечивается текущая деятельность органов Союза.

РАЗДЕЛ VII
Заключительные положения

Статья 45

Положения настоящего Договора, поэтапная реализация которых может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции Суверенных Участников Договора, вступают в силу после осуществления необходимых внутригосударственных процедур по изменению конституции каждого Суверенного Участника Договора.

Статья 46

1. После вступления в силу настоящего Договора по предложению Высшего Государственного Совета Парламент Союза организует разработку проекта Конституции Союза.
2. После одобрения Парламентом Союза проект Конституции Союза передается резидентами Суверенных Участников Договора на рассмотрение парламентов Суверенных Участников Договора, а затем в соответствии с их законодательством выносится на референдумы в Суверенных Участниках Договора.
3. После одобрения проекта Конституции Союза на референдумах парламенты Суверенных Участников Договора вносят его на одобрение Высшего Государственного Совета и утверждение Парламентом Союза.

Статья 47

1. Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из настоящего Договора.
2. Суверенные Участники Договора рассматривают обращения третьих государств и приглашают их стать участниками настоящего Договора после выполнения необходимых условий для вступления, которые устанавливаются Высшим Государственным Советом, и осуществления процедур, связанных с расширением числа Суверенных Участников Договора.

Статья 48

1. Поправки к настоящему Договору могут быть предложены Суверенным Участником Договора, Парламентом и Судом Союза. Поправки рассматриваются Советом Министров и выносятся на одобрение Высшего Государственного Совета.
2. Поправки оформляются отдельными договорами, подлежащими ратификации Суверенными Участниками Договора.

Статья 49

Суверенный Участник Договора с соблюдением его соответствующих конституционных процедур на основании всенародного референдума может принять решение о выходе из Союза. Об этом глава государства, желающего выйти из Союза, письменно уведомляет Высший Государственный Совет, Парламент Союза и других Суверенных Участников Договора. Настоящий Договор прекращает свое действие в отношении такого государства по истечении 18 месяцев с даты проведения в нем референдума по данному вопросу, подтверждающего волеизъявление большинства населения соответствующего государства о выходе из Союза.

Статья 50

1. Настоящий Договор не направлен против третьих государств. Суверенные Участники Договора соблюдают обязательства по ранее заключенным ими международным договорам.
2. Суверенные Участники Договора не будут принимать на себя международные обязательства, противоречащие положениям настоящего Договора.

Статья 51

1. Настоящий Договор подлежит ратификации Суверенными Участниками Договора и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
2. Договор является бессрочным.

Статья 52

Координация работ по созданию Союза до формирования исполнительных органов Союза возлагается на Временный Исполнительный Комитет Союза, который образуется и устав которого утверждается Президентами Суверенных Участников Договора в трехмесячный срок после вступления настоящего Договора в силу.

Статья 53

Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено в трех экземплярах, каждый на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь: А.ЛУКАШЕНКО

За Республику Казахстан: Н.НАЗАРБАЕВ

За Российскую Федерацию: В.ПУТИН