К итогам официального визита Президента России В.В.Путина в Армению

Грунин В.Ф.
эксперт

14-15 сентября 2001 года состоялся первый официальный визит Президента РФ В.В.Путина в Армению. Этот визит, как представляется, был необходим для прояснения и согласования позиций по различным вопросам двустороннего сотрудничества и международным проблемам, что особенно важно в контексте тех настораживающих процессов, которые происходят в последнее время в российско-армянских отношениях, для оживления находящихся в состоянии стагнации или даже отката отношений с нашим единственным союзником в Закавказье. Дальнейшее откладывание визита могло быть расценено в Ереване как охлаждение внимания к своему стратегическому партнеру, особенно с учетом поездки российского президента в январе т.г. в Баку. Были для этого визита и соответствующие поводы - 10-летие независимости республики и 1700-летие принятия Арменией христианства как государственной религии, который широко отмечается в стране в нынешнем году.

Сам факт того, что глава российского государства не стал откладывать визит в столицу Армении на более поздний срок в связи с трагическими событиями в США 11 сентября был оценен очень высоко и встречен в стране с чувством глубокой признательности.

Первый день визита два президента посвятили обсуждению сложившейся в мире ситуации в свете террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне и проблеме борьбы с международным терроризмом. Президенты России и Армении пришли к единому мнению о необходимости перейти от осуждения терроризма к конкретным мерам по борьбе с ним, в том числе с помощью силовых методов. Стороны констатировали, и об этом отмечено в совместном коммюнике, что трагические события в США с новой силой высветили необходимость всемерной активизации совместной борьбы против международного терроризма, объединения усилий мирового сообщества в противодействии этому злу ХХI века. В Армении обращено внимание на то, что Р.Кочарян стал первым президентом, с кем В.Путин обсудил угрозу терроризма для мирового сообщества, что местной прессой представлено как знак особых отношений Москвы и Еревана.

Справочно: дипломатические отношения между Россией и Арменией были установлены 3 апреля 1992 года. За эти годы контакты в политической и военной области были достаточно интенсивными. В январе 1996, мае 1995 и августе 1997 года Москву с визитом посещал занимавший в те годы пост президента Армении Левон Тер-Петросян. В ноябре 1999 и в сентябре 2000 года состоялись визиты в Москву президента Армении Роберта Кочаряна. В ходе последнего визита был подписан значимый политический документ "Декларация о союзническом взаимодействии в ХХ1 веке".

Значительное место в договорно-правовом поле занимают кредитные соглашения, соглашения в топливно-энергетической области и о правовом статусе Вооруженных Сил и пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Армении. Так, в 1997 году был подписан большой пакет соглашений, который открывается Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между двумя странами.

Россия по-прежнему остается главным торговым партнером Армении, хотя среднегодовой объем товарооборота между двумя странами невысок и составляет 172-176 млн. долларов. Основными экспортными статьями Армении являются алкогольные напитки, синтетический каучук и резиновые изделия, электрические машины и оборудование, продукты переработки овощей и фруктов. В импорте из России преобладает минеральное топливо, машины и оборудование для АЭС, легковые автомобили, черные металлы.

С 1997 года работает российско-армянская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.

Торговые отношения с Арменией имеют около полусотни регионов России, из них самые крупные - Москва, Московская область, Краснодарский край, Татарстан, Санкт-Петербург.

Наиболее перспективной сферой российско-армянского сотрудничества остается ТЭК. Основным объектом сотрудничества здесь по-прежнему является Армянская АЭС, вырабатывающая около 40% всей электроэнергии в республике.

В 1997 году между правительством Армении и РАО "Газпром" было подписано соглашение об учреждении предприятия "Армросгазпром", осуществляющего транзит российского природного газа через территорию Армении в третьи страны, а также его поставки на внутренний рынок республики.

Начало военному сотрудничеству было положено 21 августа 1992 года, когда президенты России и Армении подписали в Москве договор о правовом статусе Вооруженных сил РФ, находящихся на территории Армении. 16 марта 1995 года в Москве президентами двух стран был подписан договор о российской военной базе на территории Армении сроком действия 25 лет с автоматическим продлением еще на 5 лет. В настоящее время общая численность российских военнослужащих в Армении составляет 2,5 тыс. человек. Российские подразделения дислоцированы в окрестностях Еревана и в городе Гюмри.

В области культуры можно отметить межправительственные соглашения об учреждении в Ереване российско-армянского университета и информационно-культурного центра.

Одно из ведущих мест Россия занимает и по объемам прямых инвестиций в экономику Армении. В 2000 году они составили 43,4 млн. долл., а в первом полугодии 2001-го - 22 млн. долл.

Главной проблемой, которую должна была сдвинуть с мертвой точки российская делегация, - состояние экономических отношений между двумя странами, которые не только не отвечают уровню стратегического партнерства, но и естественным отношениям между соседними государствами. Так, годовой товарооборот двух стран не превышает 175 млн. долл. Хотя Россия и продолжает оставаться ведущим торговым партнером Армении, однако, ее доля во внешнеторговом обороте страны составляет не более 19% (в 2000 г. - даже 15%). Экспорт армянских товаров в Россию за полугодие составил всего 22,5 млн. долл., хотя он и вырос за этот период на 76,3 %. Заметим, что в структуре армянского экспорта 34,9% приходится на обработанные алмазы и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, 14,7% - на недрагоценные металлы и изделия из них, 13,1% - минеральные продукты, 13,6% - готовую пищевую продукцию.

Российский импорт в Армению за последние полгода составил 63,2 млн. долл. при активном сальдо в пользу России 40,7 млн. долл.

Уместно напомнить, что между Россией и Арменией подписано около 130 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Большая часть их приходится на документы, определяющие сотрудничество в области торгово-экономических и транспортных связей. Казалось бы, создана достаточно прочная договорно-правовая база. Однако, как видно из приведенных данных, состояние экономического взаимодействия оставляет желать много лучшего.

Учитывая очевидную слабость торгово- экономических связей между двумя странами, в целях их активизации стороны подписали рамочный Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года, который, как предполагается, должен вывести наши отношения на более высокий уровень. В Договоре, в частности, подчеркнуто, что "стороны стремятся к согласованию основных направлений социально-экономических преобразований в своих государствах и гармонизацию нормативно-правовой базы в области регулирования хозяйственной деятельности". Важным положением документа следует признать согласие сторон "оказывать содействие осуществлению инвестиционных проектов, созданию совместных интегрированных структур и финансово-промышленных групп, взаимному участию в приватизации".

Казалось бы, это направление могло бы открыть России широкие возможности для участия в инвестиционных проектах и приватизации интересующих нас объектов в Армении. Однако, как считают наблюдатели, такие перспективы для нашей страны в республике существенно сужены, поскольку значимых объектов в Армении просто не осталось, за исключением, может быть, нескольких предприятий военно-промышленного комплекса, электронной промышленности, цветной металлургии. Среди них, в частности, те, которые еще в советский период были модернизированы с установкой нового оборудования стоимостью в сотни миллионов долларов, которое сегодня загружено не более чем на 10-15%. В частности, АО "Русский алюминий" инвестировало почти 30 млн. долл. в производство алюминиевой фольги на Канакерском заводе в Армении. Это значительная сумма, если учесть, что все инвестиции России в Армении на сегодняшний день составляют около 50 млн. долл.

Президент России Владимир Путин провел в Ереване встречу с представителями российских и армянских деловых кругов. Как сообщил В.Путин, сейчас в Армении работают более 400 предприятий с российским капиталом. Наблюдатели особенно обратили внимание на тот факт, что Ереван подтвердил свое согласие продать акции ряда предприятий в счет погашения государственного долга, который составляет около 100 млн. долл. Как отметил Р.Кочарян, Армения сделала этот шаг по собственной инициативе, без какого-либо давления со стороны России. Сотрудничество на этом направлении, по обоюдному признанию сторон, должно принести взаимную и реальную экономическую выгоду. Без российских инвестиций промышленность Армении вряд ли смогла бы встать на ноги. Россия заинтересована в том, чтобы наукоемкое производство, основанное еще в СССР, вновь заработало на полную мощность. Речь идет прежде всего о предприятиях военно-промышленного комплекса. Армении это тоже выгодно, поскольку страна, как было подчеркнуто на переговорах, получила бы дополнительно десятки тысяч рабочих мест. Это направление сотрудничества действительно можно было бы признать перспективным, если бы оно строилось на реальной почве. Однако благие пожелания, к сожалению, далеки от своего воплощения.

Армянская сторона предложила России акционировать четыре предприятия электронной группы в счет государственного долга Армении. Как выяснилось, речь идет о малоэффективных и по существу оставшихся без оборудования предприятиях электронной промышленности, требующих серьезных капиталовложений. Их продукция не представляет заметного интереса для российского бизнеса. Участие России в их модернизации и налаживании производства малозначащей продукции, тем более в счет списания государственного долга, было бы серьезной ошибкой.

В то же время, передать акции ААЭС или предоставить нам ее в управление армянская сторона не сочла возможным.

Кроме упомянутого выше рамочного Договора, заключены также межправительственные соглашения о принципах сотрудничества между субъектами РФ и областными администрациями Армении, о сотрудничестве в области туризма, о взаимном признании ученых званий и степеней, о взаимной защите и поощрении капиталовложений.

Совершенно очевидно, что существующие торгово-экономические отношения не могут удовлетворить ни Россию, ни тем более Армению. Однако ясно и то, что ресурсные возможности Армении ограничены, объекты, представляющие коммерческий интерес, давно распроданы французам, канадцам или американцам. То, что осталось, руководство Армении стремится продать подороже, и не видит Россию в числе наиболее предпочтительных партнеров.

Нельзя не признать, что транспортная блокада Армении, отсутствие прямых транспортных коммуникаций между Россией и Арменией существенно тормозят развитие двусторонних торгово-экономических связей. Особенно важно восстановление железнодорожного сообщения. Об этом также шел в Ереване разговор. Однако разрешение этой проблемы в ближайшем обозримом будущем не просматривается. Российский президент отметил, в частности, готовность Москвы принять участие в модернизации железнодорожного сообщения через Абхазию. Однако, как подчеркнул российский президент, для этого "нужна добрая воля Грузии", которая давно блокирует восстановление этой ветки. Министр иностранных дел Игорь Иванов заявил, что Россией предпринимаются усилия для того, чтобы восстановить железнодорожное сообщение с Арменией. Однако, по его оценке, "проблема осложнена геополитической обстановкой в регионе, и потому вряд ли ее удастся решить в ближайшее время".

На встрече обсуждался также вопрос о строительстве порта "Кавказ" вблизи Новороссийска, который мог бы обеспечить паромную связь с грузинским портом Поти и далее с Арменией. Однако, как выяснилось, ожидаемый грузооборот (100 тыс. т) не позволяет сделать его работу рентабельной. Для экономической эффективности работы порта, по расчетам, его грузооборот должен возрасти в несколько раз и достичь, как минимум, 600 тыс. т грузов в год, что в существующих условиях нереально. Представители армянских деловых кругов, крайне заинтересованные в функционировании этой паромной линии, пообещали переориентировать на это направление другие грузопотоки, что может оказаться делом не близкого будущего.

Стороны пока не смогли найти общих подходов для подписания соглашения о сотрудничестве в газовой сфере. Россия предполагает вначале добиться согласия в рамках Евразийского союза и пока не намерена "делать преференции отдельным странам". Армения, как известно, не является членом ЕврАзЭСа, и признаков ее готовности вступить в эту организацию пока не просматривается, хотя российская сторона передала пакет документов Армении "для возможного изучения".

Под большим сомнением находится успех России в предполагаемом тендере по продаже четырех газораспределительных сетей республики. Участвовать в этом тендере, по сообщениям, согласились "Газпром" и "Итера". Однако армянская сторона, судя по всему, склонна отдать предпочтение американцам.

Преждевременно пока говорить и о готовности участия российских компаний "Газпром" и "Итера" в проекте строительства газопровода Иран-Армения. Как отметил участвующий в переговорах руководитель "Газпрома" Алексей Миллер, для принятия окончательного решения требуется дополнительная информация, которую должна представить армянская сторона. Как считают, сдержанная позиция "Газпрома" и "Итеры" объясняется еще и тем, что "Россия опасается открывать новые рынки для иранского газа".

Справочно: переговоры о строительстве ирано-армянского газопровода протяженностью 149 км и стоимостью 120 млн. долл. ведутся с 1992 года. Предполагается, что на начальном этапе в Армению будет поступать 1 млрд. куб. м газа в год.

Есть также информация о том, что этот газопровод может быть использован для поставок в Армению газа из Туркмении через территорию Ирана (возможно, на компенсационной основе), о чем якобы имеется договоренность с туркменской стороной. Завершение строительства трубопровода, таким образом, сделает неактуальным вопрос о поставках в Армению российского газа, что не только проделает громадную брешь в и без того скромном российско-армянском товарообороте, но и снимет вопрос об энергетической зависимости Армении от России. По планам Еревана, после закрытия ААЭС (2005 г.), о чем Армения приняла обязательства перед Европой, страна намерена перейти на обеспечение электростанций иранским (туркменским) газом, что также не на пользу российско-армянскому сотрудничеству.

Таким образом, по мнению экспертов, внимательно наблюдающих за экономической составляющей визита, какого-либо существенного прорыва в развитии двусторонних экономических связей, как об этом пишет пресса, не произошло. Более того, по некоторым, может быть, излишне скептическим оценкам, перспективы улучшения существующего положения выглядят пока довольно туманными. Тем более, что и рамочный Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве, о котором речь шла выше, представляется настолько общим и неконкретным, что напоминает декларацию "о неясных намерениях". Так же раплывчато по сути выглядит и его Приложение - Программа долгосрочного экономического сотрудничества на период до 2010 - ни одной цифры, ни одного предложения, что, конечно, же не делает чести ее разработчикам.

В этой связи складывается впечатление, что стороны, заявляя о готовности развивать торгово-экономические связи, по существу не находят способа решения проблемы. К конкретным проектам следует отнести разве что соглашение о двустороннем сотрудничестве, подписанное Саратовской областью и правительством Армении. По заявлению губернатора Аяцкова уже в ближайшее время начнутся поставки в Ереван современных троллейбусов, что для столицы крайне актуально, поскольку городской транспортный парк находится в изношенном состоянии.

Наиболее устойчивым в российско-армянских отношениях продолжает оставаться сотрудничество по военной линии. Важным свидетельством укрепления военного и военно-технического сотрудничества, что всегда оставалось наиболее приоритетным направлением двустороннего взаимодействия, стало решение о начале формирования совместных российско-армянских вооруженных подразделений. Такой подход, как заявил министр обороны Армении Серж Саркисян, является "одним из составляющих нашей национальной безопасности". Высокой оценки заслуживает также решение Армении безвозмездно передать дислоцированной в республике 102-й российской военной базе занимаемую ею территорию.

В.В.Путин подтвердил, что Россия воспринимает Армению в качестве своего основного стратегического партнера в Кавказском регионе. В то же время и Москва, подчеркнул он, признает за собой ответственность в вопросе обеспечения безопасности этой закавказской республики. Президент России сделал весьма знаковое заявление, подчеркнув, что российская политика в регионе "будет направлена на то, чтобы обеспечить надежную оборону Армении". Это заявление, по всей вероятности, встретит неодобрительную реакцию в Баку, где его расценят как одностороннюю поддержку Армении, попытку России разрушить сложившийся в регионе баланс сил.

Безусловно, на переговорах не могла остаться без внимания одна из ключевых региональных проблем - урегулирование карабахского конфликта. Стороны подтвердили свою приверженность, как говорится в совместном коммюнике, его решению "исключительно мирными средствами, с учетом соответствующих принципов и норм международного права". Российский президент подтвердил свою твердую позицию, которую он высказывал неоднократно, в том числе во время январского визита в Баку, о том, что карабахский вопрос должны самостоятельно разрешить две заинтересованные стороны - Армения и Азербайджан. "Это ваша проблема, и вам ее решать", - подчеркнул Путин, выступая перед преподавателями и студентами Ереванского университета. В свою очередь Россия, по его словам, готова как только стороны выработают общую позицию, сделать все от нее зависящее, чтобы достигнутая договоренность неукоснительно выполнялась. То есть речь идет о намерениях Москвы стать гарантом карабахского урегулирования, которое, как сказал президент России, "должно базироваться на взаимном компромиссе между армянской и азербайджанской сторонами".

Положение русского языка и российских соотечественников, к сожалению, не стало предметом глубокого обсуждения, хотя вскользь и был затронуто. Между тем, этот вопрос в Армении требует повышенного внимания, тем более, что руководство республики безосновательно считает, что такой проблемы нет и по существу не занимается ее регулированием. Встреча с нашими соотечественниками не планировалась.

Визит президента В.В.Путина получил в Армении хороший резонанс. Безусловно, армянская сторона постаралась сделать все возможное, чтобы визит В.В.Путина выглядел успешным и даже триумфальным. Местные и российские СМИ, стремясь поднять значимость визита, дают ему оценки преимущественно в превосходной степени, и ее результаты, видимо, вполне соответствуют ожиданиям армянской стороны. Р.Кочарян, в частности, заявил, что "визит президента России - это чрезвычайно важное для Армении событие. Ждали мы его долго, и примечательно, что он состоялся в год 10-летия независимости Армении и празднования 1700-летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии".

Как свидетельствуют результаты визита, в нем политическая составляющая превалировала над экономической, несмотря на подписанные документа и попытки сторон сдвинуть торгово-экономические связи с точки замерзания.

Как мы отмечали прежде, в этом визите было безусловно заинтересовано руководство республики, лично Р.Кочарян, в том числе по политическим соображениям как свидетельство поддержки Москвой нынешней власти. Судя по всему, в армянском внутриполитическом раскладе Москва делает ставку на Р.Кочаряна, не усматривая на политическом поле республики сильной альтернативной фигуры.