Центральная Азия: военно-политический аспект и проблема коллективной безопасности

Грунин В.Ф.
эксперт

Лето в Центральной Азии в этом году ожидается особенно жарким. Основным источником нестабильности в регионе остается непрекращающийся конфликт в Афганистане и связанные с этим многочисленные негативные последствия, серьезные угрозы и вызовы, направленные на подрыв безопасности государств региона.

Среди основных угроз выделим такие, как угроза международного терроризма, контрабанды и распространения наркотиков; угроза дестабилизации и распространения военных действий на сопредельные территории; угроза незаконной миграции и массовой волны беженцев; угроза распространения исламского экстремизма и крайних радикальных исламских течений; угроза установления в государствах Центральной Азии военно-диктаторских исламских режимов.

Любая серьезная дестабилизация обстановки, вызванная одной или несколькими из перечисленных причин, неизменно будет затрагивать интересы России, потому что она самым тесным образом связана со странами Центральноазиатского региона, в том числе обязательствами военного характера в рамках ДКБ, а также другими многосторонними и двусторонними соглашениями.

Практически любой вооруженный конфликт в Центральной Азии, спровоцированный с территории Афганистана, ставит перед российскими властями вопрос об активном вмешательстве в той или иной форме, включая применение силы. События 1999 г. в Киргизии, а также в Таджикистане, где размещены российские воинские контингенты, подтверждают это самым наглядным образом.

Мировое сообщество в первую очередь волнуют, как представляется, две главные проблемы "афганского происхождения", которые непосредственным образом и в первую очередь затрагивают его интересы: международный терроризм и бесконтрольное распространение наркотиков.

На территории Афганистана функционирует по меньшей мере десяток специальных учебных центров, осуществляющих подготовку боевиков для действий в так называемых "горячих" точках, которые могут появиться там, где для этого появились условия. Эти условия нередко создаются с помощью все тех же боевиков, использующих весь арсенал современного международного терроризма, особенно там, где ослаблены политические режимы, существуют социально-экономические трудности, имеются очаги для разжигания этно-религиозных конфликтов.

Бандформирования, скомплектованные из хорошо обученных и оснащенных боевиков, как правило, не имеющих определенной национальной принадлежности и готовых выступать под любым флагом, уже проявили себя в качестве реальной и достаточно успешной боевой силы в центрально-азиатском регионе, на Северном Кавказе, в частности, на территории Чечни, а также в других регионах мира, за пределами СНГ.

Таким образом, помимо распространения военных действий и сопутствующих им последствий на сопредельные территории, речь идет о наличии профессионального "террористического образования" в Афганистане, которое готовит отряды профессиональных убийц, террористов, подрывников, специалистов по ведению минной войны, готовых к посылке в любую точку мира для установления "исламского" или иного порядка.

Талибы поставили задачу: во что бы то ни стало уже в текущем году одержать победу над Масудом и захватить контролируемую им территорию, чтобы установить свою власть на всей территории страны. Талибан вынужден спешить также и в связи с введением против него санкций ООН, реализация которых может перекрыть им все поставки оружия и боеприпасов, заставить Пакистан отказаться от прямой военной помощи талибским формированиям, в рядах которых, по некоторым данным, находится не менее 2,5 тыс. пакистанских военных.

Прорыв в Ферганскую долину вооруженных экстремистов из Афганистана реально показал боевые возможности бандформирований, их способность быстро перемещаться и наносить уязвимые удары, способность в течение длительного времени держать в напряжении население крупных территорий. Происходящие тогда и в последующий период события доказывают, что государства СНГ в регионе имеют дело с хорошо обученными международными преступниками, которые, прикрываясь религиозными лозунгами ислама, стремятся установить свой так называемый мировой порядок на пространстве от Северного Кавказа до Памира.

Несмотря на то, что процессы интеграции идут непросто, не вызывает сомнений факт сохраняющейся взаимосвязи и взаимозависимости России и республик бывшего СНГ. Географическая близость, прозрачность границ, единая транспортная сеть, специфика этнонационального состава, взаимное переплетение экономик - все это увеличивает уязвимость России в случае развития негативных тенденций в Центральной Азии - регионе, наиболее подверженном воздействию отрицательных последствий, связанных с событиями в Афганистане.

Не менее серьезные цели в этом году преследуют и боевики из Исламского движения Узбекистана (ИДУ), лагеря которых в Афганистане практически все передислоцированы к границе с Узбекистаном и Таджикистаном. Они активно готовятся к очередному походу на Ташкент. Поддерживаемые талибами группировки ИДУ вынашивают планы смещения руководства ряда постсоветских республик и создания на их территории религиозного халифата. Главные планы связаны с прорывом экстремистов к Ферганской долине, которая рассматривается в качестве основного оплота будущего исламского государства. Очередное, более масштабное, нежели в предыдущие годы, выступление исламских боевиков в Центральной Азии ожидается уже летом нынешнего года. В самом Узбекистане на нелегальном положении действует агентурная сеть ИДУ, и часть малоимущего сельского населения из числа жителей Ферганской долины поддерживает религиозных активистов. Численный состав религиозных экстремистов западными источниками оценивается в 3 тыс. человек, которые готовы перейти к боевым действиям с целью создания на территориях Таджикистана и Узбекистана террористических анклавов, которые по мере разрастания охватили бы всю территорию Центральной Азии. Прежде бандформирования вели разведку боем, в этом году они ставят целью овладение Ферганской долиной.

В районе реки Пяндж сконцентрировано свыше 10 тысяч беженцев из Афганистана. Командование республики готовится к любым неожиданностям и отрабатывает системы взаимодействия с дислоцированной в Таджикистане 201-ой мотострелковой дивизией Минобороны РФ. Одновременно все центральноазиатские республики принимают меры для защиты своих территорий. На границе с Киргизией, которая располагает 15-тысячной армией, обстановка в целом также остается напряженной. Учитывая опыт боевиков, этих сил минобороны, а также 18-тысячного корпуса внутренних войск, небольшого контингента Минбезопасности и батальона президентской гвардии может оказаться недостаточно для отражения угрозы.

Тревожная обстановка сохраняется в самой Киргизии. С наступлением весны на юге республики резко активизировалась деятельность радикальной религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", которая все более принимает организованные формы. Для жителей Оша и Джелалабада стало привычным видеть на стенах домов листовки этой партии, призывающие к возвращению всех мусульман к исламскому образу жизни. В ряды партии вербуется молодежь, распространяется религиозно-радикальная литература, в которой население Ферганской долины призываются к джихаду против правящего режима, отказу от провозглашенных нынешним руководством Киргизии и Узбекистана принципов построения светских государств. Идея построения халифата на бывшей территории Кокандского ханства (то есть в Ферганской долине), распространяется через андижанских и наманганских радикальных мусульман и в южной части Киргизии находит поддержку среди узбекской части населения. Некоторые из исламских лидеров вышли из подполья и, чувствуя себя в полной безопасности, бросают открытый вызов правоохранительным органам. Боевики Намангани и Юлдашева, направляемые из Афганистана, нападают на самый уязвимый регион Центральной Азии, где граничат эти три государства. Граница обладает крайне причудливой, осложненной множеством анклавов, конфигурацией. Практически каждое лето здесь происходят стычки из-за воды между киргизами, таджиками и узбеками. Сегодня ситуация и вовсе напоминает военную. Опасаясь вторжения исламистов, Бишкек сосредоточил в этом регионе практически всю свою армию и начал минирование границы.

В целом в Центральноазиатском регионе сегодня складываются весьма благоприятные условия для распространения идей радикального ислама. Безработица, обнищание широких масс - вот та социальная почва, которая позволяет привлекать в ряды экстремистских организаций молодежь.

Таким образом, Центральная Азия оказалась на первой линии обороны против замыслов международного терроризма и религиозного экстремизма. Заявления радикальных исламистов о необходимости установления в регионе нового исламского порядка, захвата мусульманских святынь Самарканда и Бухары, не лишены серьезных оснований. Угроза дестабилизации и военных действий в Центральной Азии становится реальным и осязаемым фактором обстановки. По оценке посла РФ в Узбекистане Дмитрия Рюрикова, Центральноазиатский регион все больше становится похожим на "прифронтовую полосу".

Немалую угрозу стабильности представляет скопление огромного числа беженцев на севере Афганистана в непосредственной близости от южных рубежей Содружества. Их число, по оценкам международных наблюдателей, после недавних боев на севере Афганистана между силами талибов и противостоящей им коалиции приблизилось к 150 тысячам человек. Вопрос стоит о массовом переходе границы огромного количества людей с целью размещения на соседних с Афганистаном территориях. Это обстоятельство создает реальную опасность гуманитарного бедствия со всеми вытекающими последствиями. Мало того, в условиях, когда гуманитарная помощь ограничена и всегда оказывается недостаточной, скопление беженцев наносит серьезный ущерб экономике принимающего их государства, создает порой непреодолимые трудности.

Власти Таджикистана вынуждены начать подготовку к массовому наплыву афганских беженцев. Обеспокоенные возможным развитием событий необходимые подготовительные мероприятия пытаются проводить международные организации. Из представительства ООН в Женеве уже поступило обращение к руководству Таджикистана не препятствовать возможному передвижению беженцев из Афганистана и оставить открытыми границы. Руководство Таджикистана заявило о своем согласии принять беженцев при условии выделения со стороны международных организаций необходимой гуманитарной помощи. В Таджикистан направлен специальный представитель ООН по вопросам беженцев.

В общей упряжке с терроризмом и религиозным экстремизмом действует наркобизнес. Центральная Азия стала крупной перевалочной базой для транспортировки наркотиков в Россию и далее на Запад. Терроризм и наркобизнес - это два явления, которые связаны между собой самым тесным образом. Решительное противодействие наркобизнесу означает прямой удар по терроризму.

По оценке аналитиков из Агенства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана (АКН), международная наркомафия стремится превратить республику в основной и постоянно действующий канал контрабанды наркотиков в страны СНГ и далее в Европу. По данным ООН, на сегодняшний день свыше двух третей всех наркотиков поставляются в Европу из Афганистана. Зафиксированы попытки налаживания наркомафией поставок героина афганского производства также в Японию и США.

Международная мафия представляет собой хорошо отлаженную структуру, имеющую свою разведку и контрразведку, службу информации и анализа, боевые отряды, современные технические средства. Противостоять ей не в состоянии в одиночку, по оценкам специалистов, ни одна из спецслужб мира. Именно поэтому АКН интенсивно налаживает контакты и сотрудничество с российскими пограничниками, первыми принимающими на себя удар на таджикско-афганской границе, со спецслужбами стран региона и России. В 2000 г. в ходе семи совместных операций было ликвидировано несколько международных преступных группировок, у которых было изъято свыше 100 кг. героина. Благодаря скоординированным совместным действиям в прошлом году удалось значительно сократить поток наркотиков через таджикскую территорию в Россию и Европу. Это позволило Таджикистану по количеству изъятых наркотических веществ переместиться с с 28-го на 5-е место в мире.

В последнее время наркогруппировки стали действовать более агрессивно. Резко возросло количество боестолкновений хорошо вооруженных групп наркокурьеров с российскими пограничниками. Новой теенденцией этого года стали попытки переброски крупных партий наркотиков под прикрытием многочисленных и хорошо вооруженных боевых групп. По состоянию на середину апреля изъятие только героина российской погрангруппой в этом году составил около 500 кг. Это значительно превышает аналогичные показатели 2000 г. Активность и агрессивность наркогруппировок объясняется их стремлением поскорее реализовать уже складированные вблизи границы объемы наркотических средств, большую часть которых составляет героин.

Ситуация в Центральной Азии сегодня вызывает серьезную озабоченность как у руководителей местных властей, так и в Москве. Государства региона рассчитывают на политическую поддержку, военную и военно-техническую помощь России, для которой Центральная Азия становится буфером на пути проникновения терроризма, религиозного экстремизма и наркотиков на российскую территорию.

Государства региона вынуждены принимать различные меры, включая и законодательные, для усиления своей обороноспособности. В частности в декабре 2000 г. парламент Казахстана одобрил законопроект "О воинской службе по контракту". После боев в Бостанлыкском районе Ташкентской области Казахстан стал предпринимать меры по укреплению своей границы. В Южно-Казахстанской области, что граничит с Узбекистаном, казахские пограничники выставляют дополнительные посты на тропах, пересекающих Уганский хребет, и в районе долины реки Майдантал. Подразделения погранвойск, запасы боеприпасов и продуктов перебрасываются в горы на вертолетах.

К возможному вторжению боевиков готовится и армия Киргизстана. Ситуацию обостряет положение в Ферганской долине, где стыкуются интересы трех республик - Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, наличие клубка противоречий - национальных, религиозных, этнических, социальных, которые принимают различные, порой весьма острые формы. Противоречия периодически обостряются, в том числе и по причине отсутствия уточненных границ, наличия спорных территорий, разногласий из-за поливной воды. Эти дестабилизирующие факторы подпитываются и военными действиями в Афганистане, провоцируются проникающими на территории государств бандформированиями, усиливаются наркотрафиком через "ошский узел".

Опыт двух Баткенских войн, когда при первых стычках с бандитами войска Киргизстана понесли потери, побудило руководство, командование и генеральные штабы государств региона принять меры по укреплению боеспособности национальных вооруженных сил. За несколько месяцев, прошедших со времени вторжения боевиков ИДУ, власти Киргизии заметно укрепили в труднодоступных высокогорных районах государственную границу с Таджикистаном. По существу на голом месте, где лишь условно были обозначены административные рубежи, была создана полномасштабная пограничная служба. Теперь здесь несут службу четыре погранотряда, усиленные элитными формированиями армейского спецназа "Снежный барс" и "Скорпион".

Очередной этап военной реформы начался и в Узбекистане. Генштаб преобразован в Объединенный штаб вооруженных сил. Предполагается также более детально разделить его функции и функции минобороны. ОШ ВС Узбекистана будет выполнять функции оперативно-стратегического планирования и боевого применения войск, министерство обороны - административного руководства вооруженными силами. В республике 29 сентября 2000 г. назначен новый министр обороны - полковник Гуламов Кадыр Гафурович. Процессу подготовки национальных кадров во многом способствует основание в 1995 г. Академии ВС и принятие в 1997 г. доктрины подготовки военных кадров. Сегодня в Узбекистане функционирует несколько высших военных училищ, часть военных кадров готовится на специализированных факультетах в гражданских вузах. Высококвалифицированных специалистов ПВО и ВВС Узбекистан предпочитает готовить в ввузах Украины и России.

1 марта этого года Совет национальной безопасности страны рассмотрел первоочередные меры по укреплению безопасности и обороноспособности страны, повышению эффективности мер по защите государственной границы от возможного проникновения диверсионно-террористических групп и других преступных действий. Тогда же было принято решение завершить в апреле с.г. реформирование силовых структур страны. В текущем году досрочно будет произведен выпуск офицеров из военных училищ. Узбекистан продолжает рассчитывать и на военно-техническую помощь из России. В марте 2001 г. были достигнуты договоренности о военных поставках из России в республику артиллерийских систем, вертолетов, средств ПВО и боеприпасов. Несомненно, в ходе визита президента Узбекистана И. Каримова в Москву в начале мая 2001 г. вопросы региональной безопасности были в центре внимания.

Узбекистан ввел визовый режим почти со всеми своими соседями, кроме Казахстана. Границы с Киргизией и Таджикистаном укреплены минными полями. Не менее драматично развивается ситуация и на таджикско-узбекской границе. По данным таджикских СМИ, от узбекских мин уже пострадали около двух десятков граждан Таджикистана. После вторжения узбекских исламистов Ташкент ввел визовый режим с Таджикистаном. В результате от своего народа оказались отрезаны как таджики Самары и Бухары, так и узбеки Таджикистана, составляющие около трети населения республики. К тому же основные транспортные артерии, соединяющие Таджикистан с внешним миром, проходят через Узбекистан, и сегодня республика фактически оказалась в блокаде. С грубыми нарушениями прав человека была проведена массовая депортация как "неблагонадежных" этнических таджиков, проживающих в Сурхандарьинской области. Были проведены массовые аресты мужчин старше 17 лет. По некоторым данным, было арестовано более тысячи человек.

Узбекистан счел возможным и необходимым, оберегая собственную безопасность, наглухо закрыть границу также с Киргизией. В середине декабря 2000 г. на сопредельной с Киргизией территории вдобавок к проволочным заграждениям и минным полям узбеками были установлены дополнительные бетонные ограждения на всех дорогах бывшего общесоюзного значения, отошедших к Узбекистану. Теперь киргизстанцам, чтобы попасть из одного района в другой, надо брать визу или делать солидный крюк, объезжая посты Узбекистана. На автодороги Киргизии нередко выходят на патрулирование вооруженные автоматическим оружием узбекские солдаты и милиционеры. Киргизские военные так и не получили карты минных полей, на которых подрываются мирные жители, скот.

В этих условиях со всей очевидностью стоит вопрос о необходимости объединить усилия стран участников Договора о коллективной безопасности, с тем чтобы воспрепятствовать развитию ситуации, а в случае необходимости совместными усилиями отразить вооруженные провокации боевиков, террористов, наркобаронов.

В последнее время много говорится о создании в Центральной Азии системы региональной безопасности и формировании коалиционных группировок, которые будут ее обеспечивать. Такое обеспечение подкреплено и юридически: в октябре минувшего года странами- участницами ДКБ было подписано два соглашения - "О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности" и "Об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности".

Пока шаги стран региона по противодействию религиозным экстремистам нельзя назвать полностью согласованными. Хотя коллективные формы межгосударственного взаимодействия в регионе и сопредельных районах уже обозначились. Среди них "Договор о коллективной безопасности", "Шанхайская пятерка", двустороннее взаимодействие в сфере безопасности, в котором военное и военно-техническое партнерство с Россией заслуживает приоритетного выделения.

В плане борьбы с терроризмом особые надежды возлагаются на формируемый в Москве совместными усилиями Антитеррористический центр СНГ и региональный Антитеррористический центр "Шанхайской пятерки", который будет размещен в Бишкеке. По общему мнению, деятельность этих двух центров означает не дублирование, а приумножение совместных усилий в борьбе с общей опасностью.

19 апреля с.г. в Бишкеке состоялась встреча представителей государств "Шанхайской пятерки", на которой обсуждалось военно-политической положение в регионе, проблемы международного терроризма и методы борьбы с ним. Был подписан совместный протокол о продолжении взаимного сотрудничества. Так, совместные командно-штабные учения проведены в Москве, хотя от участия в этих учениях воздержался Узбекистан, на границах которого и планируют активизировать свою деятельность боевики ИДУ.

Опыт совместной операции против боевиков, прорывавшихся в Ферганскую долину осенью 1999 года, показал не только необходимость коллективных действий, но и их эффективность. Проведенные дважды за последние полгода военные маневры "Южный щит Содружества" (октябрь 1999 г. в Киргизии и в апреле 2000 г. в Таджикистане и Узбекистане) подтвердили, что вооруженные силы России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана вполне в состоянии действовать совместно в случае обострения ситуации на южном фланге СНГ.

Показательными в этом плане стали учения, прошедшие в конце августа 2000 года в Ашулуке. Замысел учений был тесно связан с конкретной обстановкой, которая сложилась в зоне Каспия и на Северном Кавказе в целом. Часть задач, которые решали национальные силы ПВО и ВВС СНГ, включали в себя вопросы борьбы с терроризмом, в том числе с организованными бандами боевиков, которые могут использовать летательные аппараты. Присутствующие на учениях делегации государств СНГ обсудили ситуацию в Центральноазиатском регионе и оценили ее как критическую и угрожающую для большинства постсоветских государств. Представители военных ведомств большинства стран СНГ предложили принять дополнительные меры для совершенствования системы управления на основе объединенного командования созданных антитеррористических структур Содружества.

Первостепенное значение приобретает выработка принципов практического осуществления скоординированной деятельности силовых структур и ведомств государств Содружества в вопросах противодействия международному терроризму и принятия практических мер превентивного характера.

Все это дает основания считать, что у военного сотрудничества стран СНГ неплохие перспективы, в том числе в объединении усилий для совместного противостояния угрозам, исходящим с территории Афганистана.

Тем не менее, не все действия государств СНГ носят согласованный, коллективный характер. На наш взгляд, некоторую непоследовательность по отношению к талибам проявляет Казахстан. Астана готова начать переговоры со всеми политическими силами в Афганистане, в том числе и с движением "Талибан". Об этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе переговоров с военным руководителем Пакистана Первезом Мушаррафом, побывавшем в ноябре прошлого года в Астане. Ранее Казахстан обвинял талибов в поддержке терроризма, исламского экстремизма и торговли наркотиками. Теперь позиция Астаны несколько трансформировалась. Казахстан заявил, что устанавливает регулярные контакты с правящим движением "Талибан" в Афганистане. По сообщению официального представителя казахстанского правительства, в Исламабаде состоялась целая серия встреч между послом Казахстана и представителем "Талибана".

Соседний Узбекистан, после недавних военных побед талибов, также смягчил к ним свое отношение. Незадолго до прибытия пакистанского лидера в Казахстан, местная газета "Караван" подвергла критике президента Каримова за подписание торговых соглашений с талибами, в то время как по всей стране судят местных исламистов, прошедших подготовку в Афганистане.

Действия России по объединению усилий для создания единого фронта борьбы с террористами пока не во всем находят поддержку. Центральноазиатские республики охотно идут на контакт с Москвой, однако между ними продолжают сохраняться противоречия, которые мешают военной интеграции. Ташкент, судя по всему, предпочитает действовать самостоятельно, не слишком доверяя своим партнерам из Душанбе и Бишкека, к которым питает известное недоверие. Тем не менее, проблемы противостояния исламской угрозе его волнуют не меньше, чем соседей. Так же обособленно на днях министры обороны Казахстана и Киргизии Сат Токпакбаев и Эсен Топоев во время встречи в Алма-Ате договорились о совместных действиях в случае обострения обстановки на юге Киргизии.

В конце апреля текущего года в Ереване прошло заседание Комитета секретарей СБ (КССБ) государств - участников Договора о коллективной безопасности. КССБ по существу стал одним из высших консультативных органов Совета коллективной безопасности наряду с Советом министров иностранных дел и Советом министров обороны и концентрирует свое внимание на рассмотрении текущих проблем в сфере международного терроризма, наркоторговли, нелегального оборота оружия, а также ситуации в кризисных районах. Отражая стратегическую концепцию ДКБ, комитет строит свою работу по трем оперативным направлениям: западному, кавказскому и центральноазиатскому. Последнее направление определяется как наиболее опасное для стран СНГ. Участники не исключают возможность присоединения к КССБ и Узбекистана, поскольку обстановка в Центральноазиатском регионе обостряется нарастающими темпами, создает угрозу, с которой Ташкент в одиночку может не справиться. Повторение событий в Таджикистане или Узбекистане по чеченскому образцу представляет существенную угрозу не только этим странам, но и региону в целом, а также России. Поэтому в Ереване обсуждались вопросы противодействия международному терроризму, формирования региональных систем коллективной безопасности и создания коллективных сил быстрого развертывания стран ДКБ для Центральной Азии.

На заседании был обсужден вопрос о создании системы по обмену оперативными данными разведорганов и других спецслужб, занятых сбором и обработкой данных о действиях бандформирований. Была рассмотрена координация действий силовых структур по отражению агрессивных акций. Принято решение о том, что уже летом этого года будут созданы коллективные силы, причем каждая страна-участница предоставит по батальону своих вооруженных сил для противодействия экстремистам. Постоянные коллективные силы будут насчитывать 1,5-1,7 тыс. человек в дополнение к уже функционирующему Антитерророристическому центру, региональный филиал которого будет открыт в Бишкеке в этом году. Окончательное решение по этому вопросу будет принято 15 июня с.г. на саммите глав государств "Шанхайской пятерки", который пройдет в Шанхае.

Вместе с тем налаживанию процесса взаимодействия мешают различия в национальных законодательствах. Хотя к сегодняшнему дню достигнуто коллективное соглашение о льготах в военно-техническом сотрудничестве, в частности, в вопросах, касающейся поставок вооружения и помощи в подготовке военно-профессиональных кадров, улажены проблемы по железнодорожным перевозкам войск и военного имущества, определены социальные льготы для военнослужащих, находящихся на территории другого государства - участника ДКБ. Отрабатываются планы по развертыванию войск на центральноазиатском направлении. Предполагается, что на саммите (предположительно, 1 июня с.г.) будет утверждено Положение об Объединенном комитете начальников генеральных штабов. Это будет орган, который в реальном режиме времени будет отслеживать текущую оперативную обстановку. Впервые состоялись объединенные штабные учения на картах.

Соглашение о статусе сил региональной коллективной безопасности, подписанное лидерами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в Бишкеке, послужит дальнейшему развитию военного сотрудничества этих стран СНГ, укреплению интеграционного ядра, объединению усилий в противодействии попыткам дестабилизировать обстановку на центральноазиатском направлении.

Участники ДКБ имеют контакты с аниталибской коалицией, которая рассматривает такое взаимодействие как шанс не только для выживания, но и возможного установления контроля над Кабулом.

Россия продолжает оставаться главным военным гарантом центральноазиатских республик. Тем более, что боевая готовность центральноазиатских союзников оставляет желать лучшего. России приходится поставлять Таджикистану вооружение и военную технику на безвозмездной основе. О перспективах углубления такого взаимодействия указывает, в частности, недавний двухдневный рабочий визит в Москву президента республики Э.Рахмонова и его встречи с президентом России В.В.Путиным.

Эксперты считают, что Киргизия - самое слабое звено в системе обороны Средней Азии. Казахстан, как считают, тоже не располагает серьезными военными возможностями. Поэтому России надо быть готовой к тому, что в случае обострения ситуации основная нагрузка по отражению вторгшихся боевиков может лечь на плечи российских пограничников и формирований Минобороны. В этих условиях Россия не может оставаться безучастным наблюдателем нарастающей угрозы. Согласно подписанному в 2000 г. российско-киргизскому соглашению на границе с Киргизией началась установка специальной пограничной радиолокационной техники, изготовленной в России. В 2000 г. и в первом квартале 2001 г. более 400 киргизских офицеров-пограничников прошли подготовку в структурах ФПС России на безвозмездной основе. В Баткенской области были проведены совместные КШУ Киргизии, Казахстана и Узбекистана, где отрабатывались координация и тактика военных ведомств трех государств на случай осложнения обстановки в регионе. Однако, как отмечают наблюдатели, пока все эти действия выглядят нескоординированно.

Некоторые зарубежные аналитики, не желающие присутствия России в регионе, пытаются создать негативный для РФ фон, предполагающий свертывание ее пребывания в Центральной Азии, развивают явно провокационные идеи относительно позиции России в отношении Афганистана и всего региона в целом. Среди непрошеных "советчиков" есть и такие, которые призывают Россию пересмотреть свое отношение к талибам, предлагают дружить, а не быть с ними в конфронтации.

Представляется, что на данном этапе Россия должна сделать главное: убедить центральноазиатских лидеров всерьез подумать об укреплении таджикско-афганской границы, консолидировать совместные усилия.

На данном этапе у талибов нет сил и возможностей для прямой агрессии. В случае закрепления на севере Афганистана их основным "оружием" в ближайшие годы, как считают наблюдатели, станут наркотики и ползучая экспансия идей исламского радикализма, носителями которых будут группы исламских экстремистов-фанатиков и террористов. Вот почему необходимы совместные усилия по укреплению границы и демонстрация неуклонной решимости пресекать любые вызовы с сопредельной приграничной территории.

Одна из главных задач в 2001 году, которая приобретает особенно актуальное звучание, - настоятельная необходимость согласованных усилий мирового сообщества, направленных на противодействие современным угрозам и вызовам, таким, как международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. Глобальный, международный характер перечисленных явлений, источником которых в значительной степени остается Афганистан, требует большего внимания международных организаций к проблемам Афганистана. Хотелось бы надеяться, что в текущем году удастся добиться создания эффективного международного режима сдерживания экстремистских сил в Афганистане. В нем могли бы принять участие не только Россия и ее соседи по Центральной Азии, но и такие крупные страны как Китай, Индия, Иран, другие заинтересованные государства.

Недавно в британской прессе с весьма серьезными ссылками были сообщения о том, что Россия и США якобы планируют некую совместную операцию на территории Афганистана против бен Ладена. Идет интенсивный обмен разведывательной информации по этому поводу.

Однако предпринимаемых усилий, как представляется, явно недостаточно. Война в Афганистане продолжается уже несколько лет и пока конца ей не видно. До недавнего времени США проводили по отношению к талибам политику двойных стандартов, поощряя талибов, оказывая им через Пакистан поддержку оружием и деньгами. У США, судя по всему, к талибам весьма избирательные претензии, которые ограничиваются лишь опасностью международного терроризма, последствия которого они испытали после взрывов в американских посольствах в Конго и Мозамбике. Их волнует также проблема выдачи скрывающегося в Афганистане международного террориста Усама бен Ладена. Поэтому действия Вашингтона, связанные с принятием резолюции по Афганистану, вызваны именно этим обстоятельством. Создается впечатление, что если бы бен Ладен скрывался в каком-либо другом месте земного шара, США нашли бы способ договориться с "Талибаном".

Более того, кое-кто на Западе явно заинтересован в том, чтобы сохранить противоречия между государствами Центральной Азии, так легче их "прибирать к рукам". Афганский синдром и озабоченность в связи с этим руководителей государств Центральной Азии США намерены использовать для того, чтобы сильнее укрепить свои позиции в регионе и нейтрализовать активизировавшиеся в последнее время позитивные процессы в вопросах интеграции. Не зря регулярные турне по центральноазиатским странам совершают высокопоставленные западные политики и военные. Под предлогом обеспокоенности наличием реальной угрозы для стабильности и безопасности Центральноазиатского региона и возможностью эскалации напряженности из Афганистана в Таджикистан, Киргизию и Узбекистан, а также вторжением боевиков на сопредельные территории США, в частности, предлагают оказание военной и военно-технической помощи государствам региона для борьбы с международным терроризмом. При этом подчеркивается, что правительство США сделает все возможное для поддержание безопасности в Центральной Азии. На переговорах с политическим и военным руководством государств региона речь ведется о расширении сотрудничества между их силовыми структурами и Центральным командованием США.

В конце апреля с.г. с обстановкой в Таджикистане смогли ознакомиться руководители военно-дипломатических миссий посольств Дании, Италии, Норвегии, Франции, ФРГ, Финляндии и Швеции.

"Афганская угроза" затрагивает интересы многих государств далеко за пределами региона. Поэтому совместные усилия необходимы не только в рамках государств постсоветского пространства, но и всего международного сообщества. Европейские государства должны осознавать, что Россия, как несколько веков назад, вновь пролегла мощным препятствием для распространения опасных явлений на пути в Европу, теперь уже из Афганистана. О том, что такая опасность по крайней мере осознается, говорит создание в Кабуле миссии ООН, внимание к афганским делам, желание конструктивно воздействовать на происходящие там процессы. Однако одних намерений явно недостаточно.