Доклад Мэра Москвы Ю.М.Лужкова на Московской международной научно-практической конференции российских соотечественников: "Москва и российские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству"


Уважаемые дамы и господа! Дорогие соотечественники!

Я рад возможности приветствовать вас в древней и вечно молодой Москве - столице государства, которое мы все, несмотря на сложный, трагичный и во многом неоднозначный путь, пройденный им в истекшем веке, вне зависимости от того, где в настоящее время находится наш дом, называем одним и тем же, святым для нас всех словом - Родина.

Тема нашего форума - положение соотечественников за рубежом, и перспективы развития связей с ними. Должен заметить, что это не просто очередной теоретический диспут. Результатом работы конференции, как мы надеемся, станет выработка рекомендаций Правительству Москвы по его деятельности в рамках государственной политики поддержки соотечественников.

Прежде всего - раз уж у нас научно-практическая конференция - необходимо определиться, что мы понимаем под словом "соотечественники за рубежом". С моей точки зрения - это все те, кто, проживая за пограничными столбами Российской Федерации, считают именно Россию своим Отечеством, независимо от того, где они родились и гражданами какого государства они являются. Нет в мире такого государства, у которого не было бы соотечественников за рубежом. Но именно России, именно нашему народу в минувшем столетии - наряду с другими страшными испытаниями - пришлось познать горькую участь разделенного народа. 8 декабря 1991 года 30 миллионов наших соотечественников в одночасье оказались отрезаны от своей Родины искусственно возведенными границами. И сегодня, почти десять лет спустя, мы еще не до конца осознали всю глубину этой исторической трагедии. Еще до роспуска СССР в Беловежской пуще, когда раздавались призывы к выходу РСФСР из состава Союза, многие спрашивали: "а что будет с миллионами наших соотечественников в союзных республиках?". На что им отвечали - вполне официально, с трибуны Верховного Совета: ничего, всех примем и обустроим в Российской Федерации. Все последующие события оправдали самые мрачные прогнозы. Только когда в Россию хлынул многомиллионный поток беженцев и вынужденных переселенцев, когда стали вопиющими факты притеснений, гонений, а подчас - истребления русскоязычного населения в бывших братских республиках, вопрос о поддержке соотечественников начал - причем робко и исподволь - ставиться на государственном уровне.

Мы должны сказать правду: начиная с 1991-го и вплоть до избрания нового Президента высшему руководству России попросту не было дела до проблемы соотечественников в ближнем зарубежье. Ни на одном саммите СНГ Россия не разу не поставила вопрос о действительном положении дел. За семь лет, прошедших с момента создания Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, о ее деятельности практически ничего не известно.

Но было время - разбрасывать камни. Приходит время их собирать. Сегодня руководство России взяло новый, основанный на прагматизме и приоритете национальных интересов курс внешней политики на постсоветском пространстве. А проблема поддержки многих миллионов наших соотечественников является неотъемлемым элементом именно такого курса. О чем было четко и ясно заявлено Президентом России Владимиром Владимровичем Путиным в ходе его поездки в Среднюю Азию в октябре прошлого года.

Однако иногда создается впечатление, что Президент, определяя приоритеты российской политики в делах с соотечественниками, делает это вопреки планам и настроениям своих подчиненных. Его инициативы не получают должного развития со стороны чиновников, ответственных за реализацию политики по отношению к соотечественникам. Правительственная комиссия, деятельность которой была, наконец-то, - после полуторагодичного перерыва - реанимирована в прошлом году, самоизолировалась и работает по принципу "как бы чего не вышло". На апрель месяц Правительственной комиссией запланировано проведение Второго съезда соотечественников. Я не хочу сейчас подробно останавливаться на печальной истории подготовки этого съезда, который, как вы знаете, планировалось провести еще в июне 1999 года, и инициатором которого выступало Правительство Москвы. Тогда, из-за предвыборных игр, съезд не состоялся. Неужели и сейчас безразличие к общественной инициативе позволит выхолостить, а значит - загубить на корню дело, которое могло бы стать поворотным событием в обретении Россией оказавшихся за ее рубежами соотечественников?

Горько читать письма людей, отчаявшихся, не видящих перспективы в республиках, где оставлены лучшие годы, вложены труд и сердце, где похоронены их предки и выросли дети. Нас не может не беспокоить то, что русский язык вытесняется из сфер государственной и общественной жизни, что люди лишаются возможности слушать и смотреть передачи на русском языке, читать русские газеты и книги. И это вопреки тому, что русский язык для всего населения является самым доступным информационным носителем практически во всех значимых областях. Разве все станут англоязычными? Наши соотечественники теряют право выбрать для своих детей образование на родном русском языке, в угоду политической конъюнктуре переписывается история. В государствах, имеющих прямую заинтересованность в экономическом и военно-политическом взаимодействии с Россией, вырастают новые поколения, в сознание которых закладывается враждебный образ России.

Что происходит на Украине? Русские, составляющие 22%, то есть пятую часть населения (11,4 млн. человек), всегда были и остаются крупнейшим народом на ее территории. Фактически они - наряду с украинцами - государствообразующая нация. Хотя свыше 54% украинцев также считают себя русскоязычными, а 72% полагают, что им необходимо знание русского языка (то есть русский язык востребован более чем двумя третями всего населения), продолжается вытеснение русского языка, закрываются русские школы. Украина нарушает элементарные нормы международного права в области языковых и национального культурных прав, она фактически отказалась от исполнения Европейской хартии языков национальных меньшинств. Ряд постановлений правительства Украины и Конституционного суда являются откровенно дискриминационными по отношению к русскому и русскоязычному населению.

Не менее критической является на Украине положение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата - доминирующей конфессии Украины, которая объединяет более 35 миллионов верующих. В настоящее время на Украине насчитывается около 300 "горячих точек" - храмов, намеченных националистами к незаконному захвату. За последние десять лет у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата отнято более тысячи храмов, грабежи происходили при активном участии экстремистских группировок типа УНА-УНСО.

За годы независимости Казахстан покинул каждый четвертый из проживавших там русских людей. Пора уже сказать правду - это свидетельство серьезных нарушений прав русскоязычного населения республики, составляющего сейчас 30% общей численности населения. Основная причина миграции из Средней Азии и Казахстана - не экономические трудности и тяжелое материальное положение, не культурная изоляция и желание воссоединиться с родственниками, а, как это совершенно справедливо отметил в Астане Президент России В.В.Путин, - чувство тревоги и неуверенности в завтрашнем дне.

Несмотря на то, что в нашем сознании Азербайджан, Армения, Грузия объединены понятием "Закавказье", их развитие за последнее десятилетие и сегодняшнее состояние несхожи. В этих государствах нет открытых антирусских настроений, русский язык фактически играет роль языка межнационального общения, однако русскоязычное пространство сжимается, с вытекающими отсюда проблемами не только для русского населения, но и тысяч русскоязычных армян и грузин. При этом главным фактором, заставляющим русскоязычное население покидать насиженные места остаются тяжелое экономическое положение и постоянная угроза возникновения военных конфликтов в зонах "тлеющих" конфликтов - Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе

Нельзя закрывать глаза на проблемы в "русском вопросе" в Латвии и Эстонии, где русских никак нельзя отнести к меньшинствам (составляют 30% населения). Но именно в этих странах приняты дискриминационные для нетитульного населения законы "О гражданстве", "Об образовании", "О языке". Эти законодательные акты столь вопиюще противоречат международно-признанным нормам, что вызвали резкую критику Совета Европы и ОБСЕ.

Проблемы, с которым сталкиваются российские соотечественники в новых независимых государствах - огромны. Но необходимо четко понимать, что российская диаспора несет колоссальный потенциал именно для России, что она может и должна стать мощнейшим инструментом влияния и проводником интересов России в ближнем зарубежье. Россия также нуждается в своих соотечественниках, как и соотечественники - в ее поддержке. Именно поэтому положение русского и русскоязычного населения должно стать одним из главных факторов межгосударственных отношений России со странами СНГ. Участие в двухсторонних межгосударственных связях России с зарубежными странами российских соотечественников, чрезвычайно важно не только для укрепления их экономического положения, но и для выстраивания их новой политической роли - "связующего моста" между Россией и зарубежьем.

Мы, москвичи, осознаем историческую роль Москвы как собирательницы российских земель. Поэтому на протяжении всех последних лет Правительство Москвы делало для наших соотечественников все, что в его силах. В Москве сосредоточен мощный промышленный и интеллектуальный потенциал и накоплен значительный опыт работы с нашими соотечественниками. Десятки, если не сотни, московских ученых, политологов изучают и отслеживают ситуацию в странах СНГ. При участии Московского Правительства в Москве в 1996 году создан Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции), который непосредственно занимается проблемами ближнего зарубежья.

Для организации практической работы в марте 1999 года Правительством Москвы создан Московский фонд поддержки соотечественников имени Юрия Долгорукова. Учрежден и наращивает свою деятельность московский фонд поддержки и развития межрегиональных связей "Сотрудничество". Завершается создание Фонда "Москва - русскому зарубежью". На постоянной основе поддерживаются связи с органами управления образованием Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Автономной Республики Крым, городов Алма-Аты, Баку, Душанбе, Севастополя, Тбилиси, Еревана, Вильнюса. В марте 2000г. состоялось подписание долгосрочного Соглашения и протокола о сотрудничестве с Управлением образования Киева.

Комплексный характер носит программа сотрудничества с СНГ и Балтией. Она, в частности, предусматривает обмен новыми разработками. С этой целью по взаимной договоренности нами проводятся целевые, краткосрочные курсы в Москве или направляются группы методистов непосредственно в столицы сопредельных государств. Стало устойчивой тенденцией участие лучших педагогов из столиц стран СНГ в московском конкурсе "Учитель Года". Так в 1999 году, по приглашению Комитета образования, на финальный конкурс были приглашены учителя-победители из Киева и Еревана. За последние два года Комитетом образования было безвозмездно передано в дар школам стран СНГ и Балтии полтора миллиона экземпляров учебной литературы. Это означает, что почти 250 тысяч детей наших соотечественников за рубежом приобретают знания по учебным пособиям, подаренным Московским Правительством, московскими школами, в том числе педагогами и школьниками, передавшими в гуманитарный фонд свои личные учебники.

В московских высших учебных заведениях, обучаются студенты из многих стран мира. В российскую столицу в дни летних и зимних каникул на отдых и лечение приглашаются дети из малоимущих семей наших соотечественников из ближнего зарубежья. Правительство Москвы организует прием творческих детских коллективов и групп школьников из стран СНГ и Балтии. В 2000 году по этой линии Москву посетили дети из Донецка и Вильнюса.

Ведется большая работа по культурному обмену. В 2000 году прошли Дни культуры Москвы в Донецке. Московское правительство совместно с Правительством Азербайджана организовало проведение Дней культуры Российской Федерации и Москвы в Баку и Сумгаите. В мае 2001 года намечены Дни культуры Москвы в Тбилиси. В Москве проведены дни культуры Автономной республики Крым, в рамках которых прошли концерты и выставки, обсуждены перспективы регионального сотрудничества. В Москве прошли гастроли Сухумского грузинского драматического театра. А в нескольких городах Грузии организованы гастроли московского "Театра Луны". Москвичи участвовали в Международном благотворительном фестивале искусств "Подарок" в Тбилиси.

Особое внимание уделяется Крыму и, в первую очередь - Севастополю, городу русской славы. В 2000 году в Севастополе открыт Черноморский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, реконструированы Лазаревские казармы под учебный корпус филиала МГУ, обеспечено обучение 100 студентов, принятые в 1999 году в университет на 4 факультета по 8 специальностям. В дар от российской столицы в Севастополе для детей моряков российского Черноморского флота построена школа №8 имени 850-летия Москвы. Ученики в этой школе обучаются по московским программам и получают московские аттестаты об образовании. Шефство над школой ведет Восточное окружное управление образования столицы.

Москва шефствует над Московским погранотрядом и Черноморским флотом. На средства Москвы построены новые жилые дома и объекты соц-культбыта в Севастополе для моряков и ветеранов Черноморского флота. В Крыму при активном участии москвичей проводятся детские фестивали, научные конференции, литературные чтения.

Плодотворно работают созданные в Москве Фонды поддержки региональных инициатив "Москва-Крым", "Москва-Севастополь". Фонд "Москва-Крым" ведет планомерную работу по пополнению крымских библиотек. Среди даров - 30 полных комплектов академических собраний сочинений А.С.Пушкина. Фонд "Москва-Севатополь" реализует городскую программу социальной поддержки ветеранов Черноморского флота Российской Федерации. 3642 человека уже получили адресную помощь. Фонд уделяет внимание одаренным детям-севастопольцам, офицерам-выпускникам военных учебных заведений, пополняет корабельные библиотеки.

Естественно, существуют и другие программы поддержки соотечественников. Так, например, с 1997 года в подведомственных Правительству Москвы лечебно-профилактических учреждениях получили стационарную медицинскую помощь около 100 тысяч человек, проживающих вне Российской Федерации. Этот длинный список можно продолжать.

В Москве есть собственные положительные наработки. В настоящее время в столице создана система отношений между властями города и национальными общественными объединениями - Московское межнациональное совещание и Постоянная межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по обеспечению взаимодействия с национальными объединениями. Руководители более 150 московских этнокультурных национальных организаций являются членами Московского межнационального совещания. В Москве созданы и действуют 11 национально-культурных автономий регионального и московского уровня, 39 национально-культурных автономий окружного значения.

Как Мэр и Премьер Правительства столицы, я познакомил вас с некоторыми аспектами деятельности Москвы. Однако Москва не одинока. Нам известно, что давно и плодотворно работают с соотечественниками в Алтайском крае, в приграничных областях: Белгородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Псковской, других районах и областях России. Эти контакты и взаимодействие будут продолжаться и наращиваться.

Однако та проблема, что мы сегодня обсуждаем, носит общегосударственный характер. И мы на этом форуме хотели бы выработать предложения и рекомендации не только для руководства Москвы, но и для федеральной власти.

Прежде всего я хочу заметить, что нынешняя Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которая представляет собой время от времени созываемое собрание очень занятых руководителей министерств и ведомств в самых различных областях, по сути своей не способна не только проводить, но даже просто осмысливать политику России в делах с диаспорой. У нас 500 лет назад был принцип приказного права "есть проблема - есть структура". Теперь же торжествует совершенно обратный принцип - "есть структура, но нет проблемы". То есть, при наличии государственной структуры, закона и государственной программы поддержки соотечественников, само существование проблемы пытаются игнорировать.

Поэтому я убежден, что в структуре исполнительной власти Российской Федерации должен быть специальный орган - государственный Комитет (или федеральное Агентство) по делам соотечественников за рубежом и миграции (ГК по делам диаспоры и миграции). Да, я согласен, что функции межгосударственного сотрудничества со странами СНГ и республиками Прибалтики должны быть в компетенции МИДа. Но ведь россияне за рубежом, тридцатимиллионная русская диаспора, в конце концов - миллионы беженцев и переселенцев - это совершенно отдельный вопрос. Причем тесно увязанный не только с внешними, но и внутренними делами России.

Именно такая структура могла бы заняться проблемами миграции. Чуть более месяца назад состоялось заседание Правительства, на котором обсуждалась демографическая ситуация в России. И премьер Михаил Касьянов озвучил идею Президента о привлечении трудоспособного русского населения из стран СНГ в Россию, в наших средствах массовой информации началась своего рода эйфория. Заговорили о создании поселений, а попросту говоря - резерваций для наших соотечественников на территории Российской Федерации. Надо ли говорить, что это упрощенный и недальновидный подход. Подход же, на мой взгляд, должен быть очень и очень дифференцированным. Где-то нам нужно поощрять иммиграцию, где-то - способствовать укоренению русскоязычного населения.

Чиновники ухватились за визы - вот, дескать, введем визовый режим, и террористов станет меньше. Визовый режим ввели только с Грузией, а перепугались все наши соотечественники. Бандитам и террористам визы не нужны, а если понадобятся - достанут. Что нужно нормальным соотечественникам, которые желают вернуться на Родину - так это вид на жительство и право на трудоустройство. Именно созданием такой системы и мог бы заняться госкомитет по делам соотечественников и миграции.

Однако без соответственной материальной базы помощь соотечественникам останется пустой декларацией. В 1999-2000 году на помощь более чем 20 миллионам соотечественников в странах Содружества из федерального бюджета было выделено аж на 50,2 млн. руб. (около 2,5 рублей на отдельно взятого соотечественника!). Речь идет, например, о поставке более 264 тыс. экз. учебников для школ с обучением на русском языке (в среднем - около 1/8 книги на "русскоязычного" учащегося). Пока жалкие деньги, выделяемые Правительством, размазываются по тарелке. Поэтому я считаю необходимым создание государственного Фонда поддержки соотечественников, в который, помимо прямых отчислений из бюджета, переводились бы законодательно фиксированные квоты от погашения государственных долгов бывших республик СССР Российской Федерации.

Очевидно, что чем сильнее и авторитетнее государство, тем эффективнее оно решает поставленные перед собой задачи. Поэтому, проводимая в настоящее время деятельность по политической консолидации страны, преодолению экономического кризиса, упрочению международных позиций России объективно работает на решение проблем соотечественников.

Чрезвычайно важно решить, наконец, вопрос, который с 1994 года не могут пробить: создание зарубежного избирательного округа по выборам в Государственную Думу. Более полумиллиона российских граждан постоянно проживают за границей. Это полноценный избирательный округ. Так пусть они и делегируют в высший законодательный орган своего депутата. Тогда, может быть, и вопрос с приобретением российского гражданства для российских соотечественников будет решен без ущемления их прав. А то ведь как получается. В Калининградской области, например, живут около 30 тысяч переселенцев из Казахстана с красными, советскими паспортами. Они хотят оформить российское гражданство. А им этого не позволяют. Оказывается им сначала надо получить казахские паспорта, затем выйти из казахстанского гражданства, а уж потом ходатайствовать о российском.

Ближнее зарубежье естественно является зоной жизненно важных интересов России. Хотя бы потому, что оно - "ближнее". Более половины новых границ России приходится на страны СНГ и Прибалтики. Поддержка соотечественников за рубежом и формирование российской диаспоры должно стать одним из основных приоритетов российской внешней политики. Россия обязана использовать все имеющихся возможности, чтобы добиться для своих соотечественников соблюдения их прав и интересов. Полагаем, что там, где это необходимо, Правительство РФ должно использовать норму Закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" о том, что "дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место".

Крайне важно, с учетом реальной обстановки, ставить вопрос о создании сильных и влиятельных политических общин и объединений русскоязычного населения. Однако инициатива в решении данной проблемы, безусловно, должна принадлежать самим соотечественникам. Зачастую в одной и той же стране, в одном городе существуют несколько организаций. Их деятельность не скоординирована и не эффективна, они конкурируют между собой. С такими организациями никто считаться не будет. Это, кстати, является проблемой нашей диаспоры, а значит - и проблемой России. В мире имеется немало примеров эффективно работающих диаспор. Взять хотя бы китайских соотечественников, хуацзяо, которые обеспечили приток основных финансов для возрождения китайской экономики. А армянская диаспора во Франции решила очень важную внешнеполитическую задачу - добилась (причем вопреки воли руководителей этого государства) признания факта геноцида армянского народа в 1915 году.

Важной задачей государства и субъектов Российской Федерации является поддержка соотечественников в социальной и экономической областях. Нашей постоянной заботой должна стать поддержка социально незащищенных категорий наших соотечественников, оказание гуманитарной помощи соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. С учетом сложной экономической ситуации перспективным направлением поддержки соотечественников может стать стимулирование сотрудничества российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, создание совместных компаний, товариществ и обществ, расширение хозяйственных связей с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно наши соотечественники.

Весьма насущной является проблема формирования единого культурного пространства. Здесь ничего изобретать не нужно. Необходимо взять на вооружение уже имеющийся опыт других государств, да и свой собственный. Необходимо создавать культурные центры в странах, где проживают наши соотечественники. С этой целью МИД должна быть поставлена задача провести переговоры в целях подписания соответствующих соглашений.

Стержнем поддержания и развития российского культурного присутствия должна стать государственная программа поддержки русского языка. Даже та первичная информация, которой мы обладаем, свидетельствует о том, что эта работа может начинаться уже сейчас. Необходимо двигаться по пути создания центров и институтов русского языка, деятельность и политика которых координировались бы в рамках президентской программы.

С использованием всех возможностей российского государства мы должны добиваться признания в максимально возможном количестве государств русского языка в качестве второго государственного (по примеру шведского языка в Финляндии, французского в Канаде и т.д.), широкого изучения русского языка в школах и вузах, особенно в районах компактного проживания русскоязычного населения. Нашей постоянной заботой должна стать поддержка наших соотечественников во всех без исключения странах мира в вопросах сохранения собственной культуры и традиций для чего необходимо развивать сотрудничество и оказывать помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим коллективам наших соотечественников в зарубежных государствах. Мы должны взять на себя и задачу подготовки соответствующих кадров научных работников, преподавателей и специалистов.

Необходимо добиваться создания благоприятных условий для передачи соотечественникам информации из России посредством телевидения, радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио и видео материалов на родных языках, в первую очередь на русском. Решение этой задачи, как мы понимаем, требует принятия соответствующих мер внутригосударственного характера, и заключения международных двусторонних договоров с иностранными государствами. Одновременно мы должны оказывать всяческую поддержку средствам массовой информации, принадлежащим нашим соотечественникам.

Вывод здесь может быть только один - все названные выше вопросы должны быть не на словах, а на деле возведены в ранг государственной политики. По всем этим позициям российская сторона должна добиваться от своих партнеров удовлетворяющего нас решения.

Масштабность проблем, тенденция к их обострению в целом ряде стран, острота их звучания в российском обществе, как представляется, требует скоординированной, долгосрочной работы.

Скажу больше: судьба огромной части нашего народа, которую сегодня мы называем соотечественниками - это не просто один из вопросов внешней политики. Это вопрос судьбы России вообще.

Информационно-аналитический бюллетень института стран СНГ №25 (www.zatulin.ru)