Жаркая осень в Молдавии

Роман МАГНЕТ
политолог

В Молдавии по-прежнему жарко, как летом. Не на улице - там уже осыпаются листья и жители с ужасом ждут приближения настоящих холодов. Жарко в парламенте республики. Депутаты в ускоренном порядке разрабатывают документальное сопровождение процедуры избрания молдавского президента по новой схеме. Еще 5 июля с.г. они проголосовали за введение в республике парламентского правления.

Уже принят закон о выборах. Согласно ему, в этом году президента изберут на специальном заседании парламента тайным голосованием не позже 1 декабря. Дата выборов должна быть объявлена не позже 1 октября. Президент вступит в должность 15 января 2001 года.

Молдавия стала первой в СНГ парламентской республикой, где глава государства будет избираться в парламенте, а не в ходе всеобщих выборов, как было до сих пор.

В соответствии с новым законом, баллотироваться на пост главы государства может любой гражданин Молдавии не моложе сорока лет, проживший на ее территории не менее десяти лет, владеющий государственным языком и заручившийся поддержкой 15 депутатов. Кандидат в президенты обязан представить справку о состоянии здоровья, политической принадлежности и декларацию о доходах.

Фамилии кандидатов выдвигаются группой депутатов, состоящей не менее чем из 15 человек, и включаются в списки для голосования в порядке их регистрации. Избранным считается кандидат, за которого проголосуют не менее трех пятых депутатов парламента. Если ни один из них не наберет необходимого большинства (61 голос), проводится второй тур голосования по двум кандидатам, которые набрали больше других голосов.

Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не наберет необходимого большинства голосов, то в 15-дневный срок проводятся повторные выборы по той же процедуре. В случае, если и со второй попытки парламент не сможет избрать президента, действующий президент распускает парламент и назначает досрочные выборы.

Срок полномочий президента Петра Лучинского истекает 15 января 2001 года. По всей видимости, избрание нового президента станет результатом договоренностей между Партией коммунистов во главе с Владимиром Ворониным(40 депутатов), Партией демократических сил во главе с председателем парламента Дмитрием Дьяковым (17 депутатов) и Демократической конвенцией во главе с экс-президентом Мирчей Снегуром (14 депутатов). Именно фракции этих партий 64 голосами приняли новый закон о порядке избрания президента Молдавии.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что в деле о переходе Молдавии на парламентскую форму правления немаловажную роль сыграл личностный фактор. Все парламентские фракции сошлись против нынешнего президента Петра Лучинского. Одни вменяют ему в вину пророссийскую ориентацию, другие - прозападную, одни не могут поделить с ним контроль над экономикой, которая сплошь коррумпирована, другие считают его нерешительным, но популярным, а значит опасным, политиком.

Сложившийся на этих неприятиях альянс практически лишает П.Лучинского шанса вновь стать президентом.

Наиболее вероятным исходом (президент, спикер, премьер) наблюдатели считают различные комбинации следующей "тройки": Дьяков, Воронин, Снегур.

Уже сейчас, ради этих целей, каждая политическая партия начинает готовить почву. Следует ожидать и выброс компромата, и другие методы нечестной борьбы. Первый шаг в этом направлении уже сделан.

20 сентября 2000 г. Апелляционный суд Молдавии лишил лицензий более десяти теле- и радиоканалов, вещающих в республике на русском языке. Сделано это было по запросу свежеиспеченной организации "Клуб выпускников вузов Румынии и западных стран". Истец потребовал закрыть на территории Молдавии ОРТ, ТВ-6, Русское радио, Серебряный дождь, Европа-плюс, Хит-ФМ и другие. Местный закон о СМИ предусматривает, что аудиовизуальные средства в республике должны вещать не менее 65% времени на молдавском языке (в соответствии с национальным составом населения).

Реакция на этот неумный шаг последовала немедленно:

- представители этих радиостанций, за спиной которых большинство слушателей и зрителей республики, заявили, что они обратятся в Европейский суд по правам человека;

- председатель парламента Д.Дьяков назвал решение суда "провокационным" и заверил, что парламент создаст все условия для возобновления их деятельности;

- свое негативное отношение высказал лидер фракции коммунистов в парламенте В.Воронин, назвав это решение "позором". Названная фракция предложила немедленно принять новый закон о СМИ, который бы "соответствовал стандартам цивилизованного общества";

- такую же четкую позицию занял премьер Дмитрий Брагиш;

- даже глава миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилл назвал "недемократичными попытками оказать давление на русскоязычные средства массовой информации в Молдавии";

- а президент П.Лучинский призвал всех "найти мудрую середину", решать этот вопрос "в интересах страны и всех ее граждан", т.е., опять нашел красивые и правильные слова.

Дебаты вокруг положения русскоязычных теле- и радиостанций в Молдавии ведутся давно, уже несколько лет. К сожалению, за эти годы ни один из российских представителей политической элиты не стал бить тревогу, не обратился в международные судебные инстанции с целью предотвратить то, что произошло сейчас. Ждали, пока гром грянет.

Грянул же гром как раз накануне визита в Москву молдавского премьера Д.Брагиша. Суть скандала состоит в том, что его организатор тем самым попытался убить сразу нескольких зайцев.

Во-первых, сделал почти невозможным успех встречи М.Касьянов-Д.Брагиш. Если бы затея удалась окончательно, это означало бы скорую отставку молдавского премьера. С политической доски убирается фигура, которая могла бы помешать раскладу той "троицы", о которой говорилось выше.

Во-вторых, был нанесен еще один удар по П.Лучинскому: на всякий случай. Так или иначе, российская общественность республики лишний раз убедилась в том, что нынешний президент неспособен внятно защитить их интересы.

В-третьих, вносится раздор между парламентскими фракциями: как было показано выше, лидеры двух наиболее крупных фракций выступили против закрытия русскоязычных станций, а лидеры двух остальных словно воды в рот набрали. Получилось как генеральная репетиция перед голосованием за президента: депутаты должны понять, что в случае раскола, их ждет неминуемый роспуск, а, значит, необходимо будет забывать разногласия и голосовать за "наименьшее зло".

Представляется, что этаким "наименьшим злом" вырисовывается бывший первый президент Молдавии М.Снегур. На закате своей политической карьеры он не прочь занять это почетное, ни к чему более не обязывающее, кресло. Поэтому не исключено, что именно окружение М.Снегура и стало организатором этой провокации.

Подытоживая сказанное, необходимо обратить особое внимание на следующий факт.

Нынешней осенью исполняется 11 лет со дня принятия в Кишиневе Закона о языках. Как известно, именно этот закон, который предусматривал использование молдавского языка в качестве государственного даже в местах компактно заселенных русскоязычным населением, стал основной причиной государственного размежевания между Тирасполем и Кишиневом.

Сегодня, когда появились признаки возможного разрешения Приднестровского конфликта, очевидно, что режиссеры, которые стояли у его истоков, вновь вспомнили про "лингвистический фактор". После удара по П.Лучинскому - наиболее подходящей фигуры на четырехсторонних переговорах по урегулированию политической ситуации в Молдавии, - последовал новый удар, не менее ощутимый. Возобновление "языковой войны" в Молдавии чревато непредсказуемыми последствиями.

Лишнее тому свидетельство - реакция России на закрытие русскоязычных станций в Кишиневе. Министр печати РФ М.Лесин потребовал от министра иностранных дел И.Иванова отменить намеченный визит в Москву премьер-министра Д.Брагиша. Увязать принятые решения о снижении цен на газ с предоставлением гарантий для деятельности русскоязычных СМИ в республике призвал председатель думского комитета по международным делам Д.Рогозин, отметив, что аннулирование лицензий на трансляцию русскоязычных радиостанций и телеканалов в Молдавии, безусловно, приведет к охлаждению российско-молдавских отношений.

Таким образом, первым "мальчиком для битья" со стороны официальной Москвы должен был стать молдавский премьер Д.Брагиш, против которого и была, по сути дела, направлена упомянутая антироссийская акция кишиневских (и не только) специалистов "черных" технологий. К чести для российской стороны, в Москве не поддались на провокацию и теперь противники Д.Брагиша будут искать новые поводы для достижения своей цели.

Следует сказать, что внезапная тревога Минпечати РФ в лице М.Лесина за судьбы российских соотечественников на просторах СНГ несколько удивляет. Не потому, что российские СМИ закрывались и раньше, например, на Украине. А потому, что как раз усилиями указанного министерства ликвидируется и без того урезанное информационное пространство на русском языке, которое еще "маячит" кое-где в СНГ. Например, именно Минпечати РФ закрыл последнюю радиостанцию, вещающую из Москвы на русском языке почти на все бывшее советское пространство. Речь идет о станции "Радио-1". Заметим, это не какое-нибудь "Русское радио" или "Хит ФМ", а старейшее всесоюзное радио, которое 75 лет сеяло в массы "разумное, светлое, доброе".

Именно Минпечати РФ всячески тормозит создание единого информационного поля Союзного государства России и Белоруссии.

Возвращаясь к мысли о политическом урегулировании Приднестровского конфликта в свете последних событий в Молдавии, следует отметить, что успех этой миссии, которая возложена на Россию, будет во многом зависеть от того, насколько удастся отсечь от дальнейшего участия в политической жизни радикальные силы - как в Кишиневе, так и в Тирасполе.