Проект Конвенции и Договора о правовой помощи и защите прав, основных свобод и законных интересов соотечественников за рубежом

Замота А.П.
адвокат, руководитель Адвокатского бюро по защите прав соотечественников “МИР“

В результате распада СССР и образования новых независимых государств за пределами России оказались 25,3 млн. русских. В аналогичное положение попали и представители других групп национальностей, населявших государство, которого не стало и которые остались проживать вне рамок своих национальных государств и ставших, как и русские, национальными меньшинствами в государствах своего проживания. И это теперь историческая реальность.

Естественным последствием деления СССР на станы СНГ и государства Балтии стало и деление бывшего ранее единым правового пространства.

Однако механизмы оказания правовой помощи соотечественникам и своим гражданам за рубежом ни одной из стран СНГ и государств Балтии не были выработаны. Вопрос оказания юридической помощи, защиты прав и законных интересов представителям национальных меньшинств со стороны государств их этнической Родины практически не решен.

Такое положение привело к существенным и устойчивым нарушениям прав людей, проживающих вне границ государств, гражданами и соотечественниками которых они являются.

Правительства стран СНГ проводят, и это естественно правильно, многочисленные мероприятия по улучшению взаимодействия органов внутренних дел, безопасности, прокуратуры, таможни, борьбы с терроризмом и т.п. Однако, вопросам взаимодействия в области защиты прав и основных свобод своих граждан и соотечественников, проживающих на территориях стран СНГ и государств Балтии, должного внимания не уделяется.

Уважаемые коллеги! У меня, как у адвоката, профессионально занимающегося данной проблемой, вызывает обоснованное беспокойство и озабоченность правовое положение наших соотечественников, проживающих в странах СНГ и государствах Балтии и отсутствие реальной возможности оказывать им действенную, оперативную юридическую помощь, а в необходимых случаях и обеспечивать защиту их прав, свобод и законных интересов.

В связи с эти, Адвокатским бюро по защите прав соотечественников "МИР", совместно с Московским отделением Государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом "Россияне" разработаны проекты Конвенции и Договора, которые и предлагаю Вашему вниманию в надежде на заинтересованный, профессиональный обмен мнениями по выработке механизма правовой помощи соотечественникам, проживающим за рубежом.

Ваши мнения и предложения просьба присылать по адресу:

123056 Москва, ул.Красина, д.7, корп.3 ("Вектор-К"), Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам за рубежом "Россияне"
тел.: 254-40-07, 255-55-32, 767-89-84.
Или на электронный адрес "Е.В.": isve@orc.ru

П Р О Е К Т

К О Н В Е Н Ц И Я
Содружества Независимых Государство правовой помощи и защите прав, основных свобод и законных интересов соотечественников за рубежом

(Москва декабрь 2000 год)

Президенты Стран участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Высокие Договаривающиеся Стороны,

являясь гарантами Конституций своих Государств, прав, свобод человека, гражданина и соотечественника своих Государств,

подтверждая непоколебимую приверженность цели построения демократических правовых Государств,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и Устава Содружества Независимых Государств,

подчеркивая, что одной из основных целей Содружества Независимых Государств должна стать цель соблюдения естественных и неотделимых прав, свобод и законных интересов соотечественников других стран СНГ, проживающих на территориях, не являющихся их этнической Родиной и признанных в установленном порядке другими Государствами своими соотечественниками, и всемерная защита их прав, свобод и законных интересов Государствами, являющимися их этнической Родиной, которые признаны в установленном порядке соотечественниками этих Государств,

учитывая, что самоопределение одного народа не может и не должно наносить ущерба правам и законным интересам других народов,

подчеркивая необходимость соблюдения Всеобщей декларации прав человека, Международного Пакта о гражданских и политических правах и в целом общепризнанных норм Международного права, а также Международных стандартов по правам человека,

напоминая о том, что одна из закрепленных в Уставе целей Организации Объединенных Наций заключается в осуществлении международного сотрудничества поощрении и развитии уважения к правам человека,

подчеркивая необходимость руководствоваться в поощрении и защите всех прав человека принципами беспристрастности, объективности и неизбирательности, в духе конструктивного международного диалога и сотрудничества,

считая, что развитие и укрепление дружбы, добрососедства и сотрудничества между ними отвечает коренным интересам их народов и служат делу неукоснительного соблюдения прав соотечественников,

подтверждая свою приверженность демократии, свободе и справедливости,

исходя их того, что права лиц, являющихся соотечественниками наших Государств и народов, проживающих на территориях стран СНГ, являются неотъемлемой частью прав человека,

преисполнены решимости придерживаться единых взглядов и имеющих общее наследие новых политических традиций, демократии, уважение свободы и верховенства права делать решительные шаги на пути взаимного осуществления и обеспечения прав, основных свобод и законных интересов соотечественников, проживающих на территориях других государств,

признавая, что соотечественники стран СНГ являются неотъемлемой частью общества, в котором они жили и живут и обогащают его своим трудом, национальным языком, самобытностью культуры,

считая, что защита прав, основных свобод и законных интересов соотечественников любого Государства СНГ является не только прерогативой Государства их проживания, но и прямой обязанностью Государств, признавших в установленном порядке лиц, проживающих в другом государстве СНГ, своими соотечественниками,

признавая то обстоятельство, что соотечественники России стали жителями других стран СНГ помимо своей воли и желания, в результате политических преобразований, т.к. являлись гражданами СССР, после ликвидации которого остались проживать на территориях вновь образованных государств,

учитывая, что Российская Федерация является правопреемником и правопродолжателем СССР, а значит ответственной за соблюдение прав, основных свобод и законных интересов лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств и ставшие лицами без гражданства, а также их потомки, наравне с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, являются соотечественниками Российской Федерации,

признавая, что Президенты стран СНГ являются гарантами соблюдения прав, основных свобод и законных интересов соотечественников на всем постсоветстком пространстве и могут применить надлежащие правовые меры для обеспечения прав соотечественников, проживающих за пределами территорий своих государств и в этих целях создавать соответствующий механизм сотрудничества по защите прав, свобод и законных интересов, в том числе и в рамках двусторонних соглашений,

согласились о нижеследующем:

Статья 1.


Высокие Договаривающиеся Стороны решили, что защите прав, основных свобод и законных интересов подлежат лица, которые в установленном законами государств СНГ порядке, признаны соотечественниками своих государств, проживающие на территориях других государств Содружества.

Статья 2.


Высокие Договаривающиеся Стороны подтверждают, что признание своей принадлежности к соотечественникам любого государства Содружества лицами, состоявшими в гражданстве СССР и потомками соотечественников, должно быть актом свободного волеизъявления.

Статья 3.


Высокие Договаривающиеся Стороны договорились совместными усилиями провести перепись лиц, являющихся соотечественниками других государств Содружества, постоянно проживающих на их территориях.

Статья 4.


Высокие Договаривающиеся Стороны договорились не препятствовать дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями по месту жительства заинтересованного лица выдачи документа (свидетельства), подтверждающего статус соотечественника любому лицу, признанному одной из Сторон своим соотечественником, если оно лично выразило об этом свое желание.

Статья 5.


Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует соотечественникам других государств, проживающих на ее территории, конституционную защиту всех прав, основных свобод и законных интересов наравне со своими гражданами, равно как и гражданские, политические социальные, экономические, культурные права и свободы, в соответствии с международными стандартами в области прав человека и законодательства страны проживания.

Статья 6.


Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон примет все меры для недопущения на своей территории нарушения прав, основных свобод и законных интересов, а равно как дискриминации соотечественников других государств по признаку их принадлежности к соотечественникам других государств.

Статья 7.


Высокие Договаривающиеся Стороны договорились оказать всемерное содействие созданию на своих территориях национально-культурных автономий соотечественников других государств Содружества.

Статья 8.


Высокие Доваривающиеся Стороны подтверждают, что уважение прав, свобод и законных интересов соотечественников подразумевает выполнение ими своих гражданских обязанностей по отношению к государству, на территории которого они проживают.

Статья 9.


Высокие Договаривающиеся Стороны оказывают государственную поддержку и помощь соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами Международного права, Международными договорами, законодательствами своих государств и государств их постоянного проживания в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:
  • свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;