О правовом положении и механизме защиты прав, свобод и законных интересов российских соотечественников в Государствах СНГ и Государствах Балтии (доклад)

Замота А.П.
адвокат, руководитель Адвокатского бюро по защите прав соотечественников “МИР“

В результате распада СССР миллионы россиян оказались за пределами нынешней России, что привело к резкому изменению их правового и социального статуса и породило множество проблем, связанных с нарушением прав и ущемлением свобод в отношении соотечественников России.

Общеизвестно и очевидно, что в большинстве стран ближнего зарубежья по отношению к выходцам из России не соблюдаются общепринятые нормы человеческого общежития, нарушаются основные права и свободы, зафиксированные в международных актах. Россиян вытесняют из многих сфер трудовой, государственной и общественной деятельности, ограничивают, а в отдельных случаях и лишают, политических, экономических и социальных прав.

Вызывает обоснованное беспокойство то, что в странах ближнего зарубежья пренебрежение правами соотечественников России приводит к резкому ухудшению их уровня жизни и, как следствие, к социальным и политическим конфликтам.

Необходимость в юридической помощи и правовой защите соотечественников, живущих в ближнем зарубежье, со стороны России, ее общественных объединений не только не утрачивает актуальности, но и приобретает нарастающую остроту во всех бывших союзных республиках.

Своеобразие общей ситуации состоит в том, что Конституции и законодательные акты новых суверенных государств в основе своей не противоречат международному праву, декларируют равенство граждан независимо от национальности, вероисповедания и языка, защиту прав и интересов некоренных национальностей. Тем не менее это не находит подтверждения в реальной жизни. В действительности наши соотечественники ощущают явный правовой дискомфорт в своем новом положения и по существу поставлены перед выбором: либо ассимиляция, либо возвращение на свою историческую родину, что ставит их в чрезвычайно сложное положение, разрешить которое для многих практически невозможно.

Граждане СССР, часть из которых являлись выходцами из Российской Федерации, расселялись по территориям бывшего СССР без учета существовавших в то время административных границ Союзных Республик и на момент неожиданного, непрогнозируемого перехода административных границ бывших Союзных Республик, не имевших ранее значения для расселения людей, в государственные новых суверенных Государств остались по объективным, в основном бытовым, семейным и др. причинам на территориях своего постоянного проживания.

Учитывая сложившийся факт объективного, этнического тяготения россиян, проживающих на территориях новых независимых Государств, к Российской Федерации одни их них приняли Российское гражданство, а другие, имея тоже желание, по разным обстоятельствам не могли не принять гражданство Государства своего проживания.

Глубокий социально-экономический кризис, а в отдельных случаях и неприкрытый национализм, поразивший все бывшие союзные республики, отразились наиболее тяжело на российских соотечественниках. Обыденностью стало проявление национализма не только на бытовом, но и на официальном уровне. Имеют место откровенный протекционизм национальных кадров, вытеснение россиян с ответственных и неответственных постов в госучреждениях и на предприятиях, из сфер общественной жизни, необоснованные увольнения, произвол административных, правоохранительных и судебных властей, ущемление прав соотечественников в области социального обеспечения. Введены унижающие человеческое и национальное достоинство ограничения для российского населения при решении вопросов гражданства, собственности, приватизации, приобретении земли, предпринимательской деятельности, получения образования. Идет обвальное внедрение национальных языков в качестве государственных (при полном отрицании русского) в сфере делопроизводства, средств массовой информации, образования, культуры. К 2000 году количество школ с русским языком обучения сократилась по всем странам СНГ от 46 % до 73 %.

Известны многочисленные факты нарушения прав человека гражданских, трудовых, социальных, политических, экономических, духовных, личных и т.д. в отношении выходцев из России и их потомков. Это поставило в трудное положение людей, не вписавшихся в новую этнокультурную и правовую среду и привыкших отождествлять себя с частью исторически сложившегося единого духовного и правового пространства, простиравшегося от Балтики до Тихого океана. Распад СССР породил, прежде всего, юридические проблемы этнороссиян, затрагивающие жизнь и судьбы миллионов соотечественников России, их семей, детей и стариков, проживающих в странах СНГ и Балтии. Россияне стали жить в крайне сложных, тяжелейших условиях жизни разделенного народа. Бывшие граждане Российской Федерации и СССР и их потомки стали жить в условиях эмиграции помимо своей воли. Впрочем, впервые за сотни лет в таких же условиях оказались не только русские, но и казахи, украинцы, татары, другие народы, населявшие Советский Союз. Бывшие граждане СССР, проживавшие как в России, так и за пределами Федерации, были застигнуты врасплох - у них нет иммунитета к условиям и обстоятельствам жизни разделенного народа. А правящие в пост советском пространстве новые бюрократии, рекрутированные в основном из "титульных наций", не обладают историческим опытом государственного руководства и, как следствие, достаточной терпимостью и уважением к "инородцам". Сегодня основные права и свободы наших соотечественников ущемляются и по национальному признаку.

Основным направлением нашей Программы является правовая оценка сложившейся ситуации, в которой оказались миллионы соотечественников за рубежом, выбор юридических мер защиты их прав и интересов с учетом международных правовых норм, договоров, конвенций и соглашений между странами СНГ и Балтии, использование политической, экономической, социальной и правовой поддержки. Процесс распада СССР затронул судьбы каждого его третьего гражданина. 25 миллионов соотечественников оказались отрезанными границами суверенных государств от 75 миллионов родственников в России. Так к моменту развала союзного государства в Азейбарджане проживало 150 тысяч россиян, в Киргизии 756 тысяч или 17,1 % населения, в Туркмении около 400 тысяч (10 % населения) в Литве 354 тысячи (9,4 % населения), в Латвии 10 %, в Казахстане около 8 млн. человек т.д.

Правовое положение соотечественников не могло не стать объектом пристального внимания со стороны Российского Государства. В подходе к решению проблем соотечественников акцент был сделан на возможное содействие добровольной интеграции многомиллионной массы выходцев из России в политическую и социально-экономическую жизнь новых Независимых Государств, адаптации к местным условиям при сохранении собственной культурной самобытности, на оказание им в этом всесторонней поддержки. Одновременно Россия, в основном декларативно, взяла на себя обязательство обеспечить прием на своей территории тех, кто не смог приспособиться к новой ситуации и решил вернуться на свою историческую родину, хотя это и ложилось на российскую экономику тяжелым бременем.

Основополагающие принципы подхода к проблеме соотечественников были закреплены Указом Президента от 11 августа 1994 г. № 1681 "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" и Постановлениями Правительства России № 1064 от 31 августа 1994 г. "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" и № 590 от 17 мая 1996 г. "О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом".

Очевидно, было также, что кардинальное решение проблемы соотечественников могло быть достигнуто лишь в условиях всесторонней интеграции стран Содружества. Именно на это во многом был нацелен Указ Президента от 14 сентября 1995 г. "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств".

С начала 1992 г. основные усилия России были сосредоточены на формировании договорно-правовой базы (как на многосторонней в рамках СНГ, так и на двусторонней основе) по защите интересов россиян, проживающих в странах содружества.

В документах, принятых в рамках СНГ, закреплены обязательства государств-членов гарантировать своим гражданам равные права и свободы. Подписаны Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24.09.93). Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (21.10.94). Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (10.02.95), Конвенция о правах и основных свободах человека (19.01.96), еще целый ряд документов, относящийся к конкретным сферам взаимодействия стран СНГ в гуманитарной области. Со всеми государствами подписаны Договоры о дружбе и сотрудничестве, отдельным блоком в которых включены статьи, регламентирующие обязательства сторон по взаимному соблюдению прав и интересов граждан, проживающих на их территориях, Консульские конвенции. В гуманитарной области с различными странами СНГ заключены соглашения о двойном гражданстве (Таджикистан, Туркмения), об упрощенном порядке приобретения гражданства (Казахстан, Киргизия), о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого (Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркмения), о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (Белоруссия, Грузия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения), о взаимной правовой помощи (Грузия, Азербайджан, Молдавия), о сотрудничестве в области культуры, науки, образования и т.д.

К сожалению, приходится констатировать, что ни Соглашения, ни Конвенции, ни Договора в части защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом должным образом не работают.

Вне зависимости от разнообразия ситуаций, в которых находятся наши соотечественники в новых Государствах, можно выделить шесть основных причин незавидности их правового положения и вызывающих ущемление их прав. Это:

  • ограничение соотечественников в гражданских и других правах;