Топливно-энергетический потенциал Казахстана (Общая ситуация- Стратегия- Проблемы- Перспективы). Аналитический доклад
От редакции: аналитический доклад подготовлен экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок "Вектор" (www.politvector.ru)
Казахстан на сегодня является одной из крупнейших стран мира по запасам углеводородов, а в недалекой перспективе - и их добыче: по объему разведанных запасов нефти он занимает 12-е место (без учета недостаточно точно оцененных запасов Каспийского шельфа), газа и газового конденсата - 15-е, по нефтедобыче - 23-е. В целом на долю Казахстана приходится до 2% (без каспийского шельфа) разведанных и подтвержденных мировых запасов нефти. Более чем 200 казахстанских месторождений нефти и газа имеют извлекаемые запасы в 2,2 млрд. тонн, конденсата - около 700 млн. тонн. Прогнозные нефтяные ресурсы страны оцениваются в примерно 13 млрд. тонн нефти.
Ежегодный объем добычи нефти в Казахстане составляет 25-30 млн. тонн (по данным "Казахойл", в 2000 г. в стране может быть добыто около 33 млн. тонн нефти, из которых 80% будет экспортировано). По объемам производства Казахстан обгоняют такие страны, как Алжир, Ангола, Аргентина, Малайзия, Бразилия, Колумбия. Тем не менее ресурсные возможности республики позволяют в ближайшей перспективе выйти на уровень добычи 40 млн. тонн нефти в год. К 2015 году страна заявила, что предполагает добывать 120-150 млн. тонн нефти и около 30 млрд. куб. м газа.
Разведанные запасы природного газа в Казахстане составляют около 2-2,5 трлн. куб. м. Потенциальные ресурсы природном газа Республики Казахстан оцениваются в 10 трлн. куб. м. Подавляющая часть месторождений находится на западе страны. Достаточно сказать, что 70,4% всех запасов свободного газа сосредоточено на месторождении Карачаганак.
Помимо предполагаемых и довольно значительных нефтегазовых ресурсов Казахстан обладает мощной минерально-сырьевой базой для развития угольной и уранодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, золотодобычи. Он занимает места в первой мировой дюжине государств по годовой добыче угля (более 79 млн. тонн), железной руды (7,5 млн. тонн), бокситов (3 млн. тонн), меди (свыше 300 тыс. тонн), цинка (225 тыс. тонн), марганца (100 тыс. тонн), серебра (500 тонн), фосфатов (1,7 млн. тонн). Казахстан является также мировым лидером по запасам урана, имея, по существующим на сегодня оценкам, в своих недрах около 25% запасов планеты.
Основные запасы углеводородов находятся в Атырауской области. Здесь насчитывается свыше 75 месторождений с разведанными запасами промышленной категории около 1 млрд. тонн нефти, в разработке находятся 39 месторождений с запасами 846 млн. тонн. На 7 месторождениях ведутся подготовительные работы. В стадии доразведки находятся 24 месторождения (ожидаемые запасы - 50 млн. тонн нефти). Наиболее крупные месторождения Атыраусской области: Тенгиз (общие запасы более 800 млн. тонн нефти, начальные извлекаемые 700 млн. тонн), Королевское (начальные извлекаемые запасы - 30,5 млн. тонн), Кенбайское (30,8 млн. тонн).
В Мангистауской области открыто около 70 месторождений, из которых активно разрабатываются 27. Крупнейшими месторождениями являются Узень, Жетыбай, Каламкас, Каражанбас. Перспективными на нефть и газ сегодня называют Западно-Казахстанскую (одно из крупнейших в республике Карачаганакское месторождение) и Актюбинскую области (Жанажольская группа месторождений).
Заметным событием 2000 г. в Казахстане стало открытие крупного месторождения нефти на шельфе Северного Каспия (месторождение Кашаган) . Оно названо "крупнейшим открытием нефти за последние 30 лет". Запасы Кашагана первоначально оценивают в 7 млрд. тонн. Однако эту цифру называют в основном казахстанские чиновники разных уровней.
Первое официальное объявление об открытии больших запасов на месторождении Восточный Кашаган-1 было сделано президентом Казахстана в мае текущего года. В июле оно было подтверждено компанией-оператором ОКIОС (Offshore Kazakhstan International Operating Company). Скважина была пробурена в 75 км к юго-востоку от Атырау в северо-восточной части на шельфе Каспийского моря до общей глубины 5170 м на глубине воды 3 м.
Компания-оператор ведет работы от имени известных иностранных компаний, в числе которых несколько супер-крупных корпораций. Создание консорциума по разведке шельфа началось еще в 1993 году. До закладки первой разведочной скважины акционеры профинансировали широкомасштабные сейсмические работы, провели геологические и геофизические исследования на значительной части казахстанского шельфа. В ноябре 1997 года в Вашингтоне консорциум подписал с правительством Казахстана соглашение о разделе продукции. В сентябре 1998 г. для проведения разведочных в рамках соглашения о разделе продукции была образована компания ОКIОС как оператор международного консорциума.
Справочно:
В состав ОКIОС вошли компании Agip (14,29%), BP Amoco (9,48%), BG International (14,29%), Impex North Caspian Sea, Ltd (7,14%), ExxonMobil (14,29%), Phillips Petroleum Kazakhstan, Ltd (7,14% ), Shell Kazakhstan Exploration BV (14,29%) Statoil (4,79%), TotalFina Elf (14,29%).
Суммарная площадь выбранных консорциумом блоков для разведочных работ составляет около 6000 кв. км. В соответствии с договором, должно быть пробурено не менее шести скважин в шесть лет срока соглашения. К началу 2000 г. компания-оператор затратила более 600 млн. долл. Предполагается, что в 2000 г. затраты составят 150 млн. долл.
Первое ожидаемое следствие этого события - новый взлет угасшего было интереса к региону вообще и Северному Каспию в особенности. Обнаруженная нефть дала повод для очередного разогрева инвестиционной привлекательности казахстанских нефтяных проектов. Возможно, уже до окончания 2000 г. будет объявлен тендер на остальные перспективные блоки казахстанского шельфа.
Нефть и газ - это одни из немногих отраслей экономики Казахстана, в которых наблюдался рост производства. Так, производство нефти (включая газовый конденсат) составило: в 1996 г. - 22,96 млн. т; 1997 г. - 25,8 млн. т; 1998 г. - 25,9 млн. т. Нефтедобывающие предприятия Казахстана в 1999 году добыли 30 миллионов тонн нефти и газового конденсата. При этом добыча нефти составила 26 млн. 598,2 тыс. тонн (на 12 процентов больше, чем годом раньше). Газового конденсата получено 3 млн. 394,6 тыс.тонн (160 процентов к уровню 1998 года) . По природному газу цифры следующие: 1995 г. - 5,9 млрд. куб. м; 1996 - 6,5; 1997 - 8,1; 1998 - 7,9; 1999 - 9,8 млрд. куб. м.
Результаты первого полугодия 2000 г. показывают рост основных макроэкономических показателей экономики Казахстана. Так, рост ВВП составил 9%, объемов промышленного производства - 15,2. Профицит бюджета составил 3,1% к ВВП, курс тенге достаточно стабилен. Рост добычи нефти и попутного газа составил 19% по отношению к уровню прошлого года, природного газа - 28%, что объясняется высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. Экспорт нефти и газоконденсата составил 21,2 млн. тонн (на 15 процентов больше). При этом экспортная выручка составила 1,7 миллиарда долларов (113 процентов). Нефтепродуктов было экспортировано 784,6 тысячи тонн (79 процентов).
В то же время при внимательном рассмотрении экономическое развитие Казахстана в контексте государственного суверенитета показывает его зависимый и соподчиненный характер, когда политические приоритеты играли доминирующую, зачастую ведущую роль по отношению к непосредственным экономическим интересам страны. Особенно зримо это проявилось в первые годы независимости Казахстана. Вопреки экономической целесообразности государственная политика в этой сфере была больше ориентирована на достижение так называемого "реального суверенитета", который понимался, прежде всего, как достижение экономической независимости от России. Иначе говоря, в угоду политическим приоритетам приносились экономические интересы страны.
Накопленный экономический потенциал республики был существенно обесценен. Начиная с 1995 г. на первый план в экономической политике Казахстана выходят интересы политической элиты, и поэтому акцент переносится в сферу приватизации. Главная ставка в процессе разгосударствления промышленности, и в первую очередь минерально-сырьевых предприятий, была сделана на иностранный капитал. По сути природные ресурсы Казахстана всегда служили лишь политическим или эгоистическим интересам компрадорской верхушки, но практически никогда не являлись способом достижения подлинной экономической самостоятельности и самодостаточности страны.
Паразитирование на ресурсной стратегии развития привело лишь к тому, что Казахстан сегодня является страной, полностью зависимой от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Казахстан стал "заложником" своих природно-сырьевых ресурсов и, видимо, еще долго не сможет вырваться из плена иллюзий относительно своего богатства.
С выпуском важнейших видов промышленной продукции ситуация в современном Казахстане на всем протяжении суверенного периода складывалась не вполне благополучно. Так, производство электроэнергии стабильно уменьшалось - с 87 379,2 млн. кВт.-ч в 1990 г. до 77 444,3 млн. в 1993 г., до 66 397,4 млн. в 1994 г., до 59 038,0 млн. в 1996 г. и до 51 984,0 млн. кВт.-ч в 1997 г. Примерно на том же уровне производство электроэнергии сохранялось в 1998 и 1999 гг. Таким образом, в целом, производство электроэнергии снизилось на 40,5 % за весь период независимого развития Казахстана. Добыча угля также стабильно уменьшалась со 131 443 тыс. тонн в 1990 г. до 111 880 тыс. в 1993 г., до 83 271 тыс. в 1995 г. и до 72 586 тыс.тонн в 1997 г. В 1998 г. производство угля упало до 69773 тыс. тонн, а в 1999 г. - было произведено всего 58199 тыс. тонн.
Таким образом, наличие богатой ресурсной базы на сегодняшний день не стало фактором и стимулом экономического процветания Казахстана. Правда, хорошая конъюнктура мировых цен на минеральные и углеводородные ресурсы определила положительное сальдо внешнеторгового баланса Республики Казахстан. Совершенно хаотичная и в значительной мере спровоцированная неумелым или сознательно деструктивным госуправлением структурная перестройка экономики привела к вытеснению перерабатывающих отраслей, уничтожению наиболее передовых технологий и абсолютно несимметричному росту добывающих, сырьевых сфер.
Нефтегазовая стратегия Казахстана
Среди стран СНГ Казахстан является вторым после России по объему добываемой нефти. Развитие нефтегазовой отрасли руководство Казахстана считает важнейшим фактором становления национальной экономики. Поэтому нефтегазовый сектор рассматривается в качестве наиболее перспективной отрасли экономики страны на ближайшие 30 лет.
Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года содержит четко выраженный энергетический уклон. В ней говорится о необходимости "быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получить доходы, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа".
В этой стратегии четко вырисовываются три основных направления.
Первое - это быстрый прорыв Казахстана на мировые рынки энергоносителей за счет привлечения к нефтегазовым проектам международных нефтяных монополий, в целом зарубежных деловых кругов, крупных инвестиций, лучших мировых технологий. Казахстан стремится быстро и эффективно использовать свои углеводородные запасы, привлекая для решения этой задачи богатых партнеров.
Второе - создание системы экспортных трубопроводов для транспортировки нефти и газа с тем, чтобы ликвидировать транспортную и монопольную ценовую зависимость от одного потребителя. Развитие транспортной системы позволит увеличить производство нефти, как на то рассчитывают казахстанские специалисты, до 120-170 млн. тонн к 2015 году.
Наконец, третье направление - стратегия государства по использованию топливных ресурсов направлена на усиление интереса крупных стран мирового сообщества к Казахстану как к поставщику топлива мирового значения. Как заявил Назарбаев, "мы готовы к широкому сотрудничеству с США, Россией, Китаем, Японией, государствами Западной Европы. Экономические интересы этих стран и компаний в экспорте наших ресурсов на регулярной и стабильной основе будут способствовать развитию независимого и процветающего Казахстана". Здесь можно отчетливо почувствовать и увидеть стремление казахстанского руководства увязать две вещи - свой ресурсный потенциал с геополитикой самого высокого уровня, сделать их заложниками друг друга и обеспечить таким образом собственные политические и экономические интересы.
На данном этапе состояние нефгегазодобывающей отрасли Казахстана остается достаточно сложным. Приведенные выше цифры показывают, что между нефтегазовым потенциалом Казахстана и уровнем его освоения - дистанция огромного размера, что и создает такую ситуацию, когда Казахстан все еще во многом зависит от поставок нефтегазового сырья и нефтепродуктов из России и других стран СНГ (в силу неразвитости собственного нефтегазового комплекса). С другой стороны, данная ситуация открывает для республики большие перспективы в плане освоения ее богатых энергетических ресурсов.
Стратегия Казахстана в вопросе активного вовлечения своих значительных нефтегазовых ресурсов в мировой хозяйственный оборот на сегодня состоит в привлечении к разведке, освоению и разработке наиболее перспективных месторождений нефти и газа иностранных, главным образом западных, нефтяных компаний, способных на оговоренных условиях не только вложить в развитие нефтегазового комплекса необходимые финансовые средства, но и организовать весь процесс добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Естественно, при этом подразумевается, что ведущие западные страны, компании которых уже пришли в Казахстан и активно наращивают свое присутствие, обеспечат соответствующую международно-правовую, политическую и, если потребуется, силовую поддержку этому процессу. Об этом мы уже сказали выше.
Внешнеполитическую стратегию Казахстана его президент Н.Назарбаев определил во время своего визита в Лондон в начале 1994 года, когда он заявил: "Наша главная гарантия безопасности будет заключаться в массированном присутствии западных капиталов" ("Глобус" № 31 1995 г.) .
Специалисты Казахстана считают, что стратегия развития его нефтегазового комплекса должна быть направлена на решение следующих первоочередных задач:
Решение поставленных задач руководство страны видит: в наращивании объемов производства нефти и газа в первую очередь за счет привлечения иностранных капиталов и передачи в управление иностранным инвесторам наиболее перспективных месторождений; в повышении объемов добычи на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях; в освоении и разработке каспийского шельфа; в совершенствовании системы управления нефтегазовым комплексом и завершении процесса его приватизации при сохранении государственного контроля; в выходе на мировые рынки с помощью трубопровода Тенгиз-Новороссийск (КТК), а также в поиске альтернативных транспортных путей и в развитии внутренней трубопроводной сети; строительстве новых перерабатывающих предприятий и др.
Представляется, что России в этой стратегии отводится роль не основного партнера, который может получить свою долю участия и прибылей, борясь за них исключительно экономическими методами с могущественными западными соперниками. Руководство Казахстана стремится в делах, связанных с нефтью и газом, добиться максимальной независимости от России. Зачастую именно это, а не экономические соображения оказывает основное влияние на содержание принимаемых решений по этим вопросам.
Освоение природных богатств Казахстана потребует колоссальных капитальных затрат. По оценкам казахстанских специалистов, только на разработку нефтяных месторождений на шельфе Каспия потребуется около 150 млрд. долл., из которых 10 млрд. долл. должны быть вложены на начальном этапе разведки и оценки месторождений. Казахстанские руководители тесно увязывают получение западных инвестиций с вопросами национальной безопасности. Они считают, что расширение зарубежного экономического и политического присутствия в Казахстане и многостороннее сотрудничество со странами развитой демократии - это крупный вопрос национальной безопасности. На сегодняшний день треть всех инвестиций в Казахстане - американский капитал, присутствие которого в стране рассматривается как гарантия безопасности. По мнению главы Казахстана "такая тенденция благоприятна и для политического будущего, и для экономического процветания страны, и для ее интеграции в мировое сообщество".
По объему привлеченных иностранных инвестиций Казахстан является одним из лидеров не только среди государств СНГ, но и среди государств Восточной Европы. Одним из направлений деятельности казахстанского руководства по привлечению иностранных капиталов является либерализация режима для иностранных инвестиций.
В решении стратегических задач по развитию нефтегазовой отрасли активно участвуют национальные компании и прежде всего "Казахойл". Сегодня "Казахойл" управляет государственными пакетами акций в 25 компаниях с суммарными извлекаемыми запасами нефти свыше 1 млрд. тонн. Компания является оператором ключевых проектов отрасли.
Проблемы обеспечения вывоза казахстанской нефти на внешние рынки
Большая нефть рождает большие проблемы. Главная проблема Казахстана - отсутствие надежных нефтеэкспортных коммуникаций. И именно вокруг нее в последнее время Казахстаном и другими заинтересованными странами разыгрываются нешуточные геополитические комбинации и спектакли.
Сейчас годовые экспортные возможности Казахстана составляют порядка 10-15 млн. тонн нефти. Однако предполагаемый рост добычи нефти на разведанных и разрабатываемых месторождениях потребует существенного увеличения мощности экспортных нефтепроводов и доведение их пропускной способности до 50 млн. тонн в год. А развитие проектов на шельфе может потребовать увеличения всей мощности экспортных систем до 70-120 млн. тонн в год.
Экспортные поставки с использованием трубопроводов в настоящее время возможны только через территорию России и ограничены квотами на транзит (по 3,5 млн. тонн в ближнее и дальнее зарубежье). По Каспийскому морю вывоз ограничен пропускной способностью терминалов и отсутствием собственного танкерного флота.
Без сомнения, наиболее перспективным и реальным на сегодняшний день проектом является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) Тенгиз-Новороссийск. Его ввод в эксплуатацию предполагается уже в июне 2001 года, когда первый танкер с казахстанской нефтью должен отойти от причалов Новороссийска. Мощности строящейся магистрали позволяют вдвое увеличить добычу на действующих месторождениях.
Проект КТК близок к завершению. Уже в середине следующего года трубопровод свяжет между собой Тенгизское нефтяное месторождение и российский порт Новороссийск. Кроме того, проект предполагает дополнительные включения нефти в трубопровод из других месторождений в казахстанской части каспийского бассейна. Первоначальная пропускная способность трубопровода составит 28 млн. тонн нефти в год. Позднее ее планируется довести до 67 млн. тонн в год. Ведущую роль в осуществлении этого проекта играют такие крупные компании, как "Шеврон", "Бритиш Петролеум - АМОКО" и "ЛУКойл". Кроме того, 24% акций КТК принадлежит правительству России и 19% - правительству Казахстана. Каспийский трубопроводный консорциум создавался специально для экспорта казахстанской нефти, и с первого взгляда совершенно непонятно, как казахи собираются отправлять свою нефть из столицы Азербайджана Баку, которая находится на противоположной стороне Каспийского моря.
Ответ на этот вопрос дал все тот же Касымжомарт Токаев. Он отметил, что прорабатывается возможность транспортировки казахстанской нефти танкерами по Каспию до Баку. Национальная компания по транспортировке нефти "КазТрансОйл" зафрахтовала несколько азербайджанских танкеров и уже начала осуществлять транспортировку нефти. При этом председатель правительства Казахстана отметил, что без казахстанской нефти реализация проекта Баку-Джейхан бессмысленна. И в этом он прав, так как пока на азербайджанской части шельфа не обнаружено больших запасов нефти. Месторождения, которые разведаны сейчас, не смогут даже окупить затрат на строительство трубопровода, поэтому для придания проекту Баку-Джейхан хотя бы уровня самоокупаемости казахстанская нефть просто необходима.
Последние заявления руководства Казахстана говорят о том, что эта страна решила играть и с Россией, и с США. Казахи не смогли выбрать между российским и американским путями транспортировки нефти и сделали ставку на оба. В результате строительство трубопровода Баку-Джейхан может быть завершено уже к 2004 году. Проблема будет заключаться только в том, кто будет платить за реализацию проекта.
Судя по активному поведению администрации США, ей удастся заставить раскошелиться свои компании. По всей видимости, уже сейчас можно говорить о серьезном поражении России. Нашему правительству не удалось окончательно привязать к себе Казахстан, и теперь России придется бороться с США за влияние на эту республику. Кроме того, расходы на строительство трубопровода в обход Чечни оказались напрасными, так как он создавался именно под азербайджанскую нефть. В результате строительства трубопровода Баку-Джейхан Россия лишится доходов от прокачки азербайджанской нефти по существующему трубопроводу Баку-Новороссийск. Более того, прокачка нефти в обход нашей страны резко ослабит связи России с Закавказьем и Центральной Азией, которые будут все больше попадать под влияние стран НАТО.
Характерно, что участники проекта Баку-Джейхан уже перестали даже на словах скрывать его антироссийскую направленность. Глава турецкого МИДа Исмаил Джем заявил, что проект Баку-Джейхан важен со стратегической точки зрения и с точки зрения безопасности".
Интересно, и в России не все заинтересованы в том, чтобы казахстанская нефть прокачивалась через российские трубопроводы. Во всяком случае, атака на казахскую нефть началась сразу с нескольких сторон после того, как российское правительство определило Казахстану квоты на прокачку его нефти по российским трубам. Во-первых, крупнейшие российские нефтяные компании прислали министру энергетики Андрею Гаврину письмо с просьбой пересмотреть госрегулирование поставок нефти, которое они прямо назвали "незаконным". Возмущение нефтяников вызвал тот факт, что правительство сократило российский экспорт нефти в дальнее зарубежье по сравнению с кризисным 1998 годом на 7,5 млн. тонн. При этом транзит нефти из Казахстана, Азербайджана и Туркмении, напротив, увеличился на 4,7 млн. тонн.
Во-вторых, Государственный таможенный комитет России отказал в оформлении предусмотренных договором на этот год с Астаной 1,5 млн. тонн транзитной нефти. Причина кроется в определении понятия "транзит". Таможенники убеждены, что обязательным условием транзита является "сохранение товара в неизменном состоянии". А казахская нефть не может считаться транзитной из-за "изменения товара между входом на территорию РФ и его выходом".
Как известно, российские нефтяные компании "гонят" нефть на экспорт через одну трубу. Вливаться в нее может самая разная по своим свойствам нефть, но выходит всегда примерно одна и та же смесь. Выделить в этом продукте русскую или казахскую нефть уже невозможно. С этой точки зрения позиция ГТК, по крайней мере, логична. Другое дело, что раньше это никому не приходило в голову, на что были политические причины.
Напомним, что экспорт российской нефти ограничен пропускной способностью системы магистральных нефтепроводов "Транснефть" (проще говоря - трубы). Поэтому несколько лет назад бывшее Минтопэнерго ввело квоты на экспорт сырой нефти. Сейчас российские компании могут экспортировать примерно 30% добытой нефти. В прошлом году Минтопэнерго сократило экспорт российской нефти по сравнению с 1998 годом на 7,5 млн. тонн.
Между тем квота на прокачку казахской нефти неуклонно увеличивается. Еще в 1998 году она составляла 3,5 млн. тонн. В 1999 году квота увеличилась до 7,5 млн. тонн, а в 2000 году - до 14 млн. тонн (при том что казахское правительство рассчитывало на 10 млн. тонн). Напомним, что общий объем экспорта через российские трубопроводы составит в этом году 120 млн. тонн.
Не секрет, что транзитная нефть не облагается экспортными пошлинами. В прошлом году, предоставив казахам квоту на 7,5 млн. тонн, бюджет недополучил 160 млн. долларов. Если сбудутся прогнозы Минэнерго относительно объема транзита казахской нефти в этом году, бюджет недополучит еще от 220 до 280 млн. долларов. Плюс потерянные налоги с неполученной прибыли российских экспортеров.
Решения о ежегодных увеличениях квот всегда носили политический, а экономический характер. Во-первых, дружба с Казахстаном позволяет России платить за аренду Байконура на порядок меньше положенного. Во-вторых, осложнение отношений с бывшей братской республикой может помешать осуществлению весьма выгодного для России проекта Каспийского трубопроводного консорциума. Неожиданное прозрение ГТК говорит о том, что у российского правительства появился новый взгляд на проблему казахского транзита.
Проблема транспортировки казахстанской нефти с месторождений Мангышлака давно вышла за рамки экономики, приобретая значение геостратегической проблемы. Как известно, уже в будущем году вступит в строй новый нефтепровод Тенгиз-Новороссийск, по которому казахстанская нефть должна пойти на Запад по территории России. Это позволило бы Москве и впредь сохранять ключевую роль единственного крупного транзитного экспортера энергоносителей Каспия со всеми вытекающими из такого статуса внешнеполитическими и экономическими преимуществами. Достаточно сказать, что введение в действие нового нефтепровода позволит сразу же удвоить транзит казахстанской нефти, который в нынешнем, 2000 году составит 14 млн. тонн. Проблема, однако, в том, что буквально на днях Астана продемонстрировала намерение присоединиться к пока еще гипотетическому нефтепроводу Баку-Джейхан, который пройдет по территориям Азербайджана, Грузии и Турции. Более того, казахстанская сторона даже предложила переименовать этот маршрут в Актау-Баку-Джейхан. При этом до Баку нефть с Мангышлака будет доставляться танкерами, и эта трасса, как отмечено выше, уже "обкатывается".
Казахстанская сторона возлагает надежды на расширение возможности транспортировки нефти через Самару по экспорту нефти и газоконденсата с Карачаганакского месторождения. Так, увеличение пропускной способности действующего нефтепровода Атырау-Самара и нефтепровода "Дружба" позволит увеличить экспорт казахстанской нефти до 15 млн. тонн в год, причем сразу в нескольких направлениях: в страны СНГ, на Балтийский рынок, в порты Черного и Средиземного морей.
Казахстан подключился к участию в проекте Баку-Джейхан, подписав в ноябре 1999 года соответствующее соглашение в Стамбуле. Вместе с тем брать на себя какие-то конкретные обязательства Астана, пока продолжаются изыскательские работы на Каспийском шельфе, воздерживается. Вместе с тем Казахстан предложил, а Турция взяла на себя обязательства принять от 20 до 30 млрд. куб. м попутного газа.
В связи с успехом на Кашагане президент Н.Назарбаев отметил, что проект КТК, ввод которого ожидается летом будущего года, решает вопросы транспортировки только тенгизской нефти, и что Казахстану предстоит активно подключаться к проекту Баку-Джейхан. Окупаемость 2,5-миллиардного нефтепровода возможна при его загрузке не менее 50 млн. тонн в год. Выше уже говорилось о том, что специалисты убеждены в неубедительности этого проекта без казахстанской нефти. По мнению же главы правительства Казахстана Касымжомарта Токаева, при таких условиях он просто не имеет смысла. Однако с открытием большой нефти на северном Каспии проект приобретает солидное ресурсное обоснование, на что очень рассчитывают американцы. Правда, по мнению казахстанской стороны, им этот трубопровод вряд ли понадобится раньше 2008 года.
В качестве варианта рассматривается также южное направление транспортировки казахстанской нефти через Иран на экспортные терминалы в Персидском заливе. Сейчас для этого проекта готовится технико-экономическое обоснование. К этому проекту проявляют интерес и инвесторы, в частности, Япония. На первоначальном этапе предполагается перевозить нефть танкерами из Актау в каспийские порты Ирана в объеме 2-6 млн. тонн для дальнейшего замещения иранской нефтью на терминалах Персидского залива. Позднее возможно строительство трубопровода через Туркменистан до Тегерана и поставка 25 млн. тонн в год на НПЗ Северного Ирана. В будущем за счет изменения направления потока в существующей системе иранских трубопроводов, которые транспортируют в настоящее время нефть с юга на север, можно обеспечить поставку дополнительных объемов каспийской нефти на рынки Персидского залива. В настоящее время над этим проектом работает один из акционеров ОКIOC - TotalFina. Эта французская компания является одной из немногих компаний, которые успешно работают в Иране, и, по словам ее вице-премьера, она надеется продвинуть этот проект. Представители компании обсуждали этот вопрос на встрече с президентом Н.Назарбаевым.
Основные маршруты экспорта казахстанской нефти
Иран заинтересован в экспорте казахстанской нефти. Недавно президент Нурсултан Назарбаев и вице-президент Ирана Хассан Хабиби обсудили вопросы, связанные с совместным использованием Каспийского моря и его правовым статусом. Одним из приоритетных для Ирана является экспорт нефти с Тенгизского месторождения. На втором месте - транспортировка нефти с Кумкольского месторождения. По предварительному плану перевозок по пограничному коридору между Дружбой и Алашанькоу объем перевозок экспорта казахстанского нефти составит - 1400 тыс. тонн.
Казахстан также рассматривает иранский маршрут как перспективный. На экономическом саммите, Казахстан впервые официально объявил о том, что республика всерьез рассматривает возможность участия в проекте строительства экспортного нефтепровода из Западного Казахстана через Туркменистан в Иран. Эксперты отмечают, что иранское направление, несмотря на определенные политические проблемы, будет рассматриваться правительством Казахстана в числе наиболее приоритетных экспортных маршрутов после маршрута Тенгиз-Новороссийск.
Еще одним вариантом является китайский маршрут. Недавно президент Казахстана Н.Назарбаев на переговорах с делегацией КНР напрямую увязал открытие новых запасов нефти на Каспии с необходимостью строительства нефтепровода из Западного Казахстана в Китай, о чем между двумя странами еще в сентябре 1997 года было подписано принципиальное соглашение. Национальная компания "Казтрансойл" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) еще год назад обсудили ТЭО проекта. Тогда реакция той и другой сторон была достаточно сдержанной: окупаемость трубопровода длиной 3000 км, стоимостью 3-3,5 млрд. долл. оказалась возможной при загрузке не менее 20 млн. тонн нефти. Такое наполнение было возможно лишь при обнаружении новых крупных запасов нефти, в частности, на шельфе Каспия. Недавно стало известно, что премьер-министр Китая К.Токаев, в соответствии с подписанным в апреле соглашением с КННК , сформировал рабочую группу из пяти человек для выработки предложений по совместному строительству трубопровода.
Будучи на Украине (Херсон), Н.Балгинбаев отметил, что казахстанская нефть может быть направлена в Европу, помимо КТК, еще и морским транспортом до порта Южный (Украина) и далее по нефтепроводу Южный-Броды (граница с Польшей). В настоящее время ведется активное строительство нефтяного терминала Южный вблизи восточного берега Григорьевского лимана и нефтепровода от него до г. Броды - места соединения с нефтепроводом "Дружба". Стоимость проекта около 465 млн. долл. Сейчас работы по его осуществлению близки к завершению. Из 667 км трассы уложено 455 км труб, на 107 км открыто финансирование. Активно ведутся работы на всех объектах терминала, что предполагает завершит строительство к концу 2001 года. Первая очередь этого нефтетранспортного коридора рассчитана на ежегодный объем нефти в 9 млн. тонн. Проектные глубины в подходном канале позволят использовать танкеры тоннажностью 80-100 тысяч тонн. Интенсивность - одно судно в четверо суток. Наибольшую привлекательность проект достигнет после его выведения на полную мощность - 40 млн. тонн. Вместе с тем в реализации этого маршрута имеются серьезные трудности. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Е.Марчук считает, например, что этот нефтяной коридор невозможен без решения проблемы танкерного флота, договоренностей об объемах наполнения нефтепровода (прибыльность обеспечивает объем 20-25 млн. тонн нефти в год), завершения строительства нефтетерминала "Южный". Он, в частности, предупреждает, что строить нефтепровод в ситуации, когда ни по одному из этих вопросов не достигнуты договоренности, значит зарыть колоссальные средства в землю. Секретарь СНБО сделал вывод, что в ближайшие пять лет отдачи от нефтепровода не будет.
Тем не менее, в поддержку украинского маршрута высказались руководители США, Польши, Азербайджана, Грузии. О диверсификации своих транспортных маршрутов неоднократно заявляло и политическое руководство Казахстана, делая при этом ударение не на политический, а на сугубо экономический аспект вопроса. Украинская сторона планирует в ближайшее время провести в Казахстане презентацию своего проекта.
Министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов во время майских переговоров в Киеве заявил о том, что Казахстан поставит в 2000 г. на Украину около 1,2 млн. тонн нефти. В будущем году он пообещал увеличить объемы до 3 млн. тонн. Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что Казахстан намерен увеличить экспорт углеводородов в Украину и Европу и тем самым поддержать разработку украинско-польского экспортного трубопровода по маршруту Одесса-Броды-Гданьск. Это заявление было с одобрение воспринято украинской стороной. Одновременно Киев высказал пожелание на увеличение поставок казахстанской нефти до 5 млн. тонн (прежний украинский импортный баланс состоял из 80% российской нефти и 20% - казахстанской). Теперь Украина планирует увеличить импорт из Казахстана, Азербайджана и ряда греческих портов. Премьер Токаев подчеркнул, что весь объем экспортируемой Казахстаном нефти, рассчитанный на ближние рынки, предназначается Украине. Премьер-министр подтвердил также готовность Казахстана принять участие в приватизации одного из шести НПЗ Украины. Среди наиболее вероятных был назван Херсонский завод.
На этом месте, пожалуй, уместно напомнить о том, что Казахстан с участием его высших руководителей не устает проводить различные международные акции, являющиеся по существу идеолого-пропагандистским обеспечением замыслов Н.Назарбаева по превращению Казахстана в мирового экспортера нефти.
В апреле с.г. в Алма-Ате проходил международный форум "Евразия-2000", проводившийся по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева под эгидой Всемирного экономического форума, больше известного, как Давосский. В помпезном и широко разрекламированном мероприятии приняли участие делегации из стран Центральной Азии и Закавказья, России, Китая, Ирана и Японии, а также представители ряда международных организаций - всего около 500 представителей из 37 стран ближнего и дальнего зарубежья: президенты и премьеры, банкиры и промышленники, политологи и финансисты. Форум открыл Нурсултан Назарбаев. "Сегодня -, считает он- , традиционные границы уступают место новым реалиям. Исход битвы за будущее решат не армии, а уровень образования, менеджмента, новых технологий и коммуникаций. Региону нельзя полагаться только на свои природные запасы - стать в ряд развитых государств можно, прежде всего, за счет инвестиций. И здесь страны региона весьма рассчитывают на возрождение "великого шелкового пути", то есть создание транспортно-коммуникационных коридоров между Азией и Европой". Таковы "завлекалки" Н.Назарбаева, повторяемые президентом уже не первый раз.
Участники форума подчеркивали особое значение новых коммуникаций для доставки нефти и газа из Каспийского бассейна на западные рынки. Похоже, организуя этот форум, Астана пыталась лишний раз напомнить Москве о том, что существуют альтернативные пути (в том числе через Закавказье) транспортировки нефти и газа на Запад. А напомнив, склонить российское руководство и нефтегазовые компании, в первую очередь "Газпром", к сотрудничеству в этой сфере на условиях Казахстана.
Но, судя по всему, Москва спокойно восприняла эти намеки. Россию на форуме представлял вице-премьер Виктор Христенко. Он подчеркнул, что пока рано говорить об активном участии "Газпрома" в разработке газовых месторождений Казахстана и осуществлении других экономических проектов на территории республики, на чем настаивает казахская сторона. Но одновременно вице-премьер России предложил создать единую транспортную сеть в Евразии. Первым шагом в реализации такого проекта могло бы стать формирование трансконтинентальной железнодорожной магистрали Китай - Германия, проходящей через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу. Это позволило бы вдвое (до десяти суток) ускорить и удешевить доставку грузов из морских портов Японии в Западную Европу.
На форуме российский вице-премьер Виктор Христенко объявил, что Москва готова увеличить Казахстану квоты на прокачку нефти через свою территорию - до 15 млн. т в год. И не случайно западные наши собеседники в шикарном алма-атинском отеле "Анкара" не без печали констатировали: Россия к победе ближе, ориентация Казахстана на северного соседа видна после избрания президентом Владимира Путина все отчетливее.
Западные участники форума предостерегали хозяев от излишних иллюзий относительно перспектив притока западных инвестиций. Центральная Азия для Запада - по-прежнему пока только географическое понятие, а не единый рынок. Один из выступавших прямо заявил, что этот регион - один из самых сложных для инвесторов в силу многочисленности рисков: слабый менеджмент, коррупция, недостаток коммуникаций, закрытость рынков, непредсказуемые перемены в налоговом и таможенном законодательствах, неуправляемость экономики, авторитарные принципы руководства, неустойчивость социальной сферы и многое другое. Кроме того, среди местных государств идет борьба за главенство в регионе.
Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в том, как отнесся Узбекистан к идее проведения форума. Президент Узбекистана Ислам Каримов усмотрел в этом попытку Астаны захватить лидерство в экономическом сотрудничестве с Западом и перехватить будущие инвестиции. Первоначально в Узбекистане даже намеревались игнорировать эту встречу, но затем Каримов все же решил направить в Алма-Ату делегацию во главе с премьером. Ее члены получили инструкцию - все внимательно выслушать, все иметь в виду, но никаких обещаний не давать.
Ревнивое отношение узбекского лидера к казахской инициативе понятно. Прошедший перед этим в Ташкенте саммит президентов Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизии, где обсуждались вопросы безопасности и стабильности в Центральной Азии, получил поддержку и одобрение США. И Каримов счел это признанием его лидерства в регионе. Однако затем высокопоставленные представители Запада приехали на форум в Алма-Ату. Похоже, они полагают, что странам региона нужна специализация. Одни будут добывать нефть и газ, другие - обеспечивать их безопасную транспортировку на западные рынки, защищая регион от исламских экстремистов.
Проблемы инвестирования развития ТЭК Казахстана
Подъем нефтегазовой отрасли правительство Казахстана рассчитывает обеспечить за счет активной и целенаправленной инвестиционной политики, создания в республике благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных капиталов. Заинтересованный в получении внешних кредитов, Казахстан уделяет большое внимание налаживанию тесного взаимодействия с международными финансово-экономическими организациями. Установлены прочные деловые контакты с МВФ, ЕБРР, Европейским сообществом, Всемирным банком, представляющими Казахстану крупные кредиты на льготных условиях.
В январе 1995 года подписано соглашение с Европейским союзом, экономическая часть которого предусматривает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение доступа Казахстана к морским торговым путям, а также особо льготные условия для деятельности западных компаний на казахстанском рынке.
В настоящее время Казахстан - ведущая страна на территории бывшего СССР по объему получаемой из-за рубежа финансовой помощи (кредитные линии открыли США, ФРГ, Франция, Япония, Оман, Великобритания, Швейцария, Австрия, Китай, Индия, Пакистан, Корея и др.). На сегодняшний день в Казахстане создана развитая инфраструктура внешнеэкономической деятельности. Для повышения гарантоспособности созданы валютный и алмазный фонды, наращивается золотой запас страны. При Совете министров страны сформирован Комитет по использованию иностранного капитала, как центральный орган, ответственный за разработку и реализацию государственной политики в области привлечения и использования иностранных кредитов, инвестиций, технической и финансовой помощи.
В Казахстане для привлечения в страну иностранных капиталов разработана система законодательно-правовых актов. На сегодняшний день вступило в действие достаточно обширное законодательство, включающее законы: "Об основных принципах внешнеэкономической деятельности", "Об иностранных инвестициях", "О валютном регулировании", "О свободных экономических зонах", а также ряд нормативных актов. Зарубежным инвесторам предоставлен национальный режим предпринимательской деятельности, разработана система государственных гарантий по защите иностранных капиталовложений, национализация предприятий с иностранным участием не допускается.
Разрешено создание предприятий со 100-процентным иностранным капиталом. Зарубежным компаниям, вкладывающим средства в предприятия по более глубокой и комплексной переработке сырья на месте, модернизации и техническому перевооружению существующих производств, законодательно предусмотрены льготы по налогообложению, безлицензионный вывоз своей продукции, полное сохранение валютной выручки, другие привилегии. Государство гарантировало сохранение своих имущественных обязательств перед инвесторами при любых обстоятельствах. Парламент страны принял закон о государственной поддержке прямых, не задевающих госбюджет, инвестиций, предоставляя исключительные права, преференции, льготы, стимулирование зарубежным инвесторам, особенно при строительстве новых предприятий и выпуске необходимой готовой продукции, особенно экспортного значения. Разработан окончательный вариант соглашения о разделе продукции при разработке месторождений.
К настоящему времени объем инвестиций в реальные активы нефтегазового сектора возрос почти в 2,5 раза по сравнению с 1996 годом и по итогам 1999 года составил более 2 млрд. долл. 93% инвестиций были направлены в добычу нефти, газа и конденсата. Инвестиции на геологоразведочные работы составляют в среднем менее 10% от общего объема инвестиций на недропользование.
Объем иностранных инвестиций, в основном на доразведку месторождений, ежегодно возрастает. Наиболее активная инвестиционная деятельность ведется компаниями "Тенгизшевройл", участниками компании ОКIОС (Agip,BP Amoko, BG International, Inpex North Caspian Sea, ExxonMobil, Phillips Petroleum Kazakhstan, Shell Kazakhstan Exploration BV, Statoil, Totalfina Elf), а также компаниями "Мангистаумунайгаз", ЯННК, "Узеньмунайгаз", "Казахойл-Эмба", "Каражанбасмунай", "Южнефтегаз", "Кумколь-Лукойл", "Казахтуркмунай", "Харрикейн Кумколь Мунай" и др. В их руках находится более 80% извлекаемых запасов нефти. Доля их участия по инвестициям составляет 89%, по добыче - 91%, по налогам - 75%, по затратам на социальную сферу и местную инфраструктуру - 96%, по численности рабочего персонала - 89%, по затратам на обучение - 84%, по затратам на охрану окружающей среды - 84%.
Инвестиции в основной капитал республики составили в 1999 году 277 млрд. тенге и по сравнению с 1998 годом увеличились на 3,8 процента. Наибольший их объем пришелся на регионы, специализирующиеся на добыче нефти и газа, - в Западно-Казахстанской и Атырауской областях.
Нефтепереработка и ее проблемы
Нефтеперерабатывающие предприятия республики располагают мощностями по первичной переработке 18,5 млн. тонн сырой нефти в год (Атырауский, Павлодарский и Шимкентский НПЗ).
Казахстан более чем на 50% зависит от России в отношении поставок сырой нефти на свои НПЗ. Шимкент и Павлодар получают западносибирскую нефть по трубопроводу из Омска и Чарджоу (Туркмения). Павлодарский НПЗ на 100% зависит от западносибирской нефти. Шимкент обычно работает на 75% на западносибирском и на 25% на сырье Кумкольского месторождения. Сегодня зависимость от западносибирской нефти Шимкентского "Оргсинтеза" снижена наполовину за счет использования актюбинской нефти, транспортируемой железнодорожным транспортом с запада Казахстана. Из-за снижения добычи нефти на западносибирских месторождениях, непрохождения проплат и взаимной задолженности вопрос обеспечения нефтью Павлодарского и Шимкентского НПЗ не раз приобретал критический характер, а коэффициент использования мощностей этих предприятий часто опускался ниже 0,5.
Атырауский НПЗ полностью работает на казахстанском сырье (Мангышлак, Тенгиз, Мартыши).
В 1999 г. три НПЗ Казахстана переработали 5,7 миллиона тонн нефти (72 процента от уровня 1998 года) .
Павлодарский НПЗ, лидер нефтепереработки Казахстана, один из самых молодых и технически оснащенных заводов бывшего СССР (сдан в эксплуатацию в 1978 году). Своей продукцией он обслуживал весь северный Казахстан. Число персонала - около 3000 человек. Техническое состояние завода позволяет выпускать широкий ассортимент нефтепродуктов. Доля светлых нефтепродуктов в лучшие времена достигала 36% в общем объеме продукции. По данным департамента по управлению имуществом Республики Казахстан (ранее Госкомимущество РК), при максимальной загрузке завода его доля в общем объеме производства нефтепродуктов в Казахстане по бензину и керосину составляет 50%, а по дизтопливу - 40%. Проектная мощность НПЗ - 7,5 млн. тонн нефти в год. На протяжении последних лет объемы его переработки не превышали 3 млн. тонн в год. Глубина переработки в настоящее время составляет около 76% (по другим казахстанским НПЗ данный показатель не превышает 60%).
К основным проблемам Павлодарского НПЗ относится его технологическая зависимость от России: производственный цикл предприятия рассчитан на потребление западносибирских нефтей с низким содержанием серы и парафина. Перспективы флагмана казахстанской нефтепереработки осложняет его соседство с российскими заводами-конкурентами: Омским, Орским, Уфимским, Волгоградским нефтеперерабатывающими предприятиями (являясь вертикально-интегрированными, они имеют стабильный доступ к сырой нефти, к тому же по льготным ценам), которые могли бы при желании полностью удовлетворить потребности северного Казахстана в нефтепродуктах. При необходимости Россия может воспользоваться своим правом поставщика сырой нефти на Павлодарский НПЗ и оказать влияние на его производственную деятельность вплоть до остановки.
В 1995 году "Роснефть" выходила с предложением к казахстанском правительству о получении Павлодарского НПЗ в свое доверительное управление. Тогда инициатива российской нефтяной компании (которая в то время была много сильнее, чем сегодня) не нашла поддержки в Алма-Ате. В 1997 году идея передачи предприятия в траст была реализована, но без участия российских компаний.
Гарантийный взнос за участие в тендере на получение Павлодарского НПЗ в доверительное управление сроком на 5 лет внесли четыре компании. В их числе казахстанская "Радикал", американская "Эксес Индастриз" (Acces Industries) и первопроходец казахстанской приватизации канадская "Харрикейн Хайдрокарбонс", которая к тому времени уже владела казахстанской добывающей компанией "Южнефтегаз". Однако тендер выиграл четвертый участник - американская "Си-Си-Эль Ойл" (CCL Oil), компания, впервые появившаяся в казахстанском бизнесе, имеет представительство в Алма-Ате. С завершением этого тендера на казахстанском приватизационном пространстве закрепилась обозначившаяся ранее тенденция - передавать в концессию иностранным компаниям наиболее привлекательные объекты.
Компания "Си-Си-Эль Ойл" взяла на себя серьезные инвестиционные обязательства по вложению средств в НПЗ. По неофициальным сведениям, компания инвестирует в завод 100 млн. долл. Средства будут предоставлены международным консорциумом банков и инвестиционных фондов, среди которых фигурирует французский банк "Париба" и американский фонд "Совлинк", известные своими совместными проектами с российскими предприятиями нефтяной отрасли.
Уже к концу текущего года на Павлодарском НПЗ предполагается переработать до 4 млн. тонн нефти, а в течение 5 лет трастового управления довести объем переработки до проектных 7,5 млн. тонн в год (40% потребностей Казахстана в нефтепродуктах).
Атырауский нефтеперерабатывающий завод - старейшее отраслевое предприятие Казахстана - был сооружен в 1945 году. В отличие от Шимкентского и Павлодарского Атырауский НПЗ ориентирован на местную высоковязкую нефть и выпускает широкий спектр нефтепродуктов. На данном этапе устаревшая технология и изношенное оборудование не позволяют поднять выработку бензина из сырой нефти выше 12%. Глубина переработки нефти на предприятии составляет не более 50% - самый низкий показатель среди казахстанских заводов. В 1993 году постановлением правительства Казахстана реконструкция завода была квалифицирована как задача государственной важности в основном из-за ориентации на потребление собственного сырья. Стоимость технического перевооружения НПЗ оценивалась в 1,2 млрд. долларов.
Главной причиной низкого уровня потребления нефтепродуктов в Казахстане является как сравнительно невысокая мощность казахстанских нефтеперерабатывающих предприятий, так и их незначительная загрузка, что в конечном счете обусловливает дефицит нефтепродуктов и соответственно завышенные цены на них. В настоящее время в стране развивается настоящий бензиновый кризис. Так, Атырауский НПЗ работает с загрузкой 57%, Павлодарский - 36% (сократилась вдвое по сравнению с 1997 г.), Шимкентский - 9% (сократилась в 3 раза по сравнению с 1997 г.). Главными причинами являются неразвитая система нефтепроводов для доставки сырой нефти внутренним потребителям, нежелание нефтегазовых компаний реализовывать нефть казахстанским НПЗ (с нефтеэкспортеров налог на добавленную стоимость не взимается).
Добыча и производство урана. Перспективы развития Национальной компании "Казатомпром"
Обладая уникальными запасами урановых месторождений, Казахстан поставил перед собой цель стать в 2005 году одним из лидеров в мире по добыче и производству урана. Казахстан на сегодняшний день является лидером по запасам урана, имея в своих недрах около 25% мировых запасов. Разведанные запасы в республике составляют не менее 1 млн. тонн при мировом потреблении 50-60 тыс. тонн в год. Преимущество казахстанского урана и в том, что себестоимость его добычи низка, поскольку уникальность месторождений позволяет применять метод подземного выщелачивания. В этом случае не требуется проведение захоронений и рекультивации использованных пород. Кроме экономичности подземное выщелачивание обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду.
Общие разведанные запасы только одной Чу-Сарысуйской провинции оцениваются специалистами почти в миллион тонн, что превышает запасы урана США, Канады и Австралии вместе взятых. В прошлом году в Казахстане было произведено только 1,5 тысячи тонн уранового концентрата, что далеко не соответствует возможностям предприятий. Но, судя по всему, урановая отрасль приобретает второе дыхание - сюда начинает приходить иностранный капитал.
Планам Казахстана может помешать уменьшение в мире спроса на ядерное топливо, в том числе в связи с прекращением гонки вооружений. На мировой рынок поставляется значительное количество уранового продукта из высвободившихся запасов, со складов заводов-производителей и переработчиков, что привело к значительному падению цены на него. В результате текущая котировка цены (на декабрь 1998 года) составляет всего лишь 21,97 долл. за кг урана против 105 долл. за кг в 1980 году. Если в 1980 году действовало более 400 рудников, то в 1998 году их количество снизилось до 45. Более того, в 1998 году более 10 горнорудных компаний западного мира уже объявили о планах сокращения добычи урана или закрытии рудников. В число этих компаний входят мировые лидеры - CAMECO (Канада) и COGEMA (Франция).
Казахстан прогнозирует падение первичного производства урана в мире ниже отметки 30 тыс. тонн в год при годовых потребностях действующих реакторов более 60 тыс. тонн.
Текущее положение отрасли, по мнению казахстанских экспертов, требует пересмотра торговых отношений с мировым рынком. Уран, добываемый в республике, практически на сто процентов является экспортным сырьем ( внутреннее потребление ограничивается малым количеством для казахстанской атомной электростанции). Выход для Казахстана на приоритетные рынки сбыта (США и Европа) оказался частично заблокирован, хотя по качеству, к примеру, топливных таблеток у Казахстана неплохие позиции.
Считается, что к 2001 году Казахстан будет способен добывать урана в 2-3 раза больше, чем в 1998 году. К 2005 году объем добычи может быть увеличен в 4-5 раз, несмотря на сокращение потребностей в мире. Национальная атомная компания (НАК) Казатомпром принимает меры для сохранения производства и преодоления спада мирового уранового рынка и выхода в дальнейшем на прибыльную деятельность.
Программа стабилизации и дальнейшего развития урановой промышленности Казахстана предполагает идти по трем направлениям.
Первое - увеличение рентабельности добывающих предприятий за счет сокращения производственных расходов, увеличения объемов добычи путем применения более совершенных технологий и оборудования, введения рыночных механизмов для сокращения затратной части, открытия новых рудников (Ирколь, Семизбай), создания совместных предприятий по разведке и добыче урана (в том числе СП Инкай с канадской CAMECO, СП Катко с французской COGEMA). Эти меры, как считают казахстанские специалисты, позволят увеличить объемы добычи и экспорта казахстанского урана до уровня свыше 2 тыс. тонн.
Второе направление - выход уже в 2000 г. на долгосрочные контракты с потребителями уранового топлива, для чего планируются следующие меры: открытие счетов на зарубежных заводах-производителях, развитие сотрудничества по переделу уранового сырья, изготовление новых видов топлива для ядерных реакторов.
Третье направление касается повышения степени переработки продаваемой продукции с выходом на прямые контракты с изготовителями топливных сборок. На этом направлении планируется организовать переработку закиси-окиси урана в гексафторид, диоксид и др.; продавать урановые продукты более высокой степени переработки (обогащенный UF6, что позволит получить дополнительный доход); создать совместно с предприятиями России цикл по изготовлению топливных сборок для АЭС.
Президент Национальной атомной компании Казатомпром Мухтар Джакишев считает, что сотрудничество с Россией имеет стратегическое и превалирующее значение. НАК Казатомпром предложил российской стороне разработать экономическую схему совместного производства и закрепить ее обменом акций предприятий, входящих в проект. Схема может иметь следующие очертания: добыча в Казахстане концентрата урана, обогащение его в России, производство в Казахстане топливных таблеток, выпуск твэлов и тэвэсов, и в итоге совместный выход на внешний рынок. По сути, это восстановление производственной цепочки, существовавшей во времена Советского Союза. Общими усилиями, таким образом, достигается эффективность и разнообразие предлагаемой продукции, начиная от природного концентрата и заканчивая тепловыделяющими сборками. Руководство НАК Казатомпром считает, что такая экономическая структура на мировом рынке сможет работать устойчиво и достаточно эффективно. Президент НАК Казатомпром Мухтар Джакишев подписал в Москве контракт с руководством АО ТВЭЛ (Россия). В рамках контракта был обеспечен достаточно большой заказ для АО Ульбинский металлургический завод (УМЗ) на 1999 год, найдены пути решения неплатежей и достигнуто соглашение по дальнейшей кооперации двух стран. Переговоры подтвердили, что Казахстан движется вместе с Россией в едином ядерно-топливном комплексе.
Предварительные протоколы подписаны Казахстаном не только с Россией, но и с западными странами, которые косвенно заинтересованы в осуществлении проекта. Казатомпром работает с несколькими компаниями - лидерами на урановом рынке (CAMECO, COGEMA, немецкая и американская компании NUKEM), которые помогают проводить маркетинг западного рынка.
Первой "застолбила" место на перспективнейшем месторождении Мынкудук французская фирма "Кожема". Еще в 1996-м было объявлено о создании совместного французско-казахстанского предприятия "Катко". Но только на днях французы и Агентство по инвестициям Казахстана подписали контракт на недропользование двух участков сроком на 25 лет. Один из них называется Торткудук, что в переводе с казахского означает "четыре колодца". Французы намерены построить завод производительностью от 500 до 1000 тонн урана в год. Предполагаемые затраты - 40 миллионов долларов. На подходе очередной крупный контракт - с одним из законодателей на мировом рынке топливно-ядерных услуг фирмой "Комеко".
Эксперты прогнозируют повышение в ближайшие десятилетия спроса на уран. Крупные ядерно-энергетические программы планируют Китай, Индия, Иран. Учитывая, что из 400 известных урановых месторождений в мире осталось меньше сорока, национальная компания "Казатомпром" имеет хорошие шансы войти в элиту уранового бизнеса. Как заявляет руководство этой компании, вполне возможно, что в ближайшее время урановая отрасль в Казахстане будет приватизирована. Правительство республики готово продать инвестору 67 процентов госпакета акций.
Сотрудничество Казахстана с Россией
в области ТЭК
При анализе состояния и перспектив российско-казахстанского сотрудничества в любой из областей, в том числе и в сфере энергетики, постоянно возникают определенные трудности, обусловленные рядом серьезных противоречий и расхождений, особенно в том, как Россия и Казахстан в лице их правящих элит смотрят на настоящее и будущее двухсторонних отношений. Эту проблему ни в коем случае нельзя упускать из виду даже в том случае, когда мы рассматриваем, казалось бы, совершенно конкретные, внешне находящиеся далеко в стороне от "большой политики" технические вопросы российско-казахстанских отношений.
В России, если судить по тем многочисленным исследованиям и оценкам, которые касаются различных сторон двухсторонних российско-казахстанских отношений, а также крупных геополитических проблем Евразии на пороге нового тысячелетия, имеется широкое и твердое понимание того, что хорошие во всех проявлениях и сторонах отношения с Казахстаном являются для России бесспорным приоритетом. Прежде всего, для России крайне важно было бы иметь вдоль самой протяженной своей границы с сопредельным государством (1700 км) не просто дружественно соседа, но и страну, теснейшим образом связанную с нею самой множеством уз, среди которых политические связи играли бы лишь некую оформительскую, завершающую роль всего комплекса обилия общественных и экономических связей и отражали бы большую схожесть всего культурного уклада и во многом общей исторической судьбы народов наших стран. При этом отпала бы мучительная проблема обустройства российско-казахстанской границы. Огромным мог бы оказаться и чисто экономический выигрыш от восстановления тех хозяйственных связей, которые эффективно функционировали в советское время. Учитывая немалую схожесть ресурсных потенциалов наших стран, можно было бы выиграть от координации политики на мировых рынках сырья. Может быть, самое важное для России состояло бы в том, что удалось бы гарантировать достойную и свободную жизнь своим многочисленным соотечественникам в Казахстане, число которых составляет почти 5 млн. человек. Кстати, от этого в немалой мере выиграл бы и сам Казахстан, если бы перестал смотреть на русских, проживающих сегодня в республике, как на некую "пятую колонну", а предоставил бы им равные права с казахами, а главное - в полной мере использовал бы в интересах общенационального развития весь потенциал тех 5 миллионов формально своих граждан, для многих из которых продолжение проживания в Казахстане становится невыносимым.
Что же касается казахстанской стороны, то у нее на этот счет имеется своя позиция, весьма заметно отличающаяся от российской. При этом крайне важно подчеркнуть, что взгляды казахстанской стороны на то, какими должны быть ее отношения с Россией, формируются исключительно узкой группой современных ведущих политиков Казахстана и, может быть, в самой малой мере отражают господствующее мнение казахстанского общества на этот счет.
К сожалению, современное развитие Казахстана идет в направлении, которое во многом противоположно интересам России. Наши страны все больше расходятся друг от друга по самым главным характеристикам общественного развития - и по характеру политического строя, и по глубине экономических реформ, и по всему укладу социальной жизни. При этом пророссийская риторика, которую активно использует нынешний правящий режим Казахстана, весьма эффективно камуфлирует это расхождение, и оно ускользает от внимания не только широкой российской общественности, но даже и государственных деятелей. Это расхождение легче всего заметить в эволюции политического режима. Он складывается как личная власть президента и его родственников, которые контролируют наиболее выгодные в финансовом отношении государственные и хозяйственные посты в республике.
Крайне жесткому (чтобы не сказать - жестокому) подавлению подвергается оппозиция, лидеры которой выдавливаются из страны. Почти полностью исчезли средства массовой информации, на согласные с режимом. Болезненным для россиян является массовая дискриминация русских в Казахстане. Почти полностью завершена своего рода чистка руководящих постов всех уровней от русских. Антирусские мотивы явственно просматриваются и во многих других действиях казахстанских властей: в ограничениях в российско-казахстанской торговле, запретах на вывоз определенных товаров из Казахстана и на ввоз российской продукции в него и др. Тревожно для России выглядит международный аспект. "Многовекторная" политика президента Назарбаева обещает превратить Казахстан в еще один плацдарм противостояния США и России. В этом случае реальной станет угроза дальнейшего ослабления позиций России в Центральной Азии - Казахстан своей территорией отрезает Россию от других центральноазиатских государств, с которыми у России нет общих границ.
В России, особенно на официальном государственном уровне, негативные проявления и тенденции в политике казахстанского руководства, похоже, не находят должной оценки. Российская общественность плохо осведомлена о той реальной ситуации, которая складывается в Казахстане. Все это происходит оттого, что, во-первых, казахстанская сторона ведет свою внешнюю политику весьма ловко и продуманно, спекулируя на ее якобы "многовекторном" характере. Многочисленные и объемные интервью казахстанских руководителей и заказные статьи в российских СМИ создают совершенно иную картину российско-казахстанских отношений и ситуации в самом Казахстане, чем это есть на самом деле. Во-вторых, следует признать, наличие во властных российских структурах, особенно на среднем уровне принятия решений, активного проказахстанского лобби (впрочем, это же можно сказать и других направлениях российской политики - украинском, азербайджанском, грузинском).
В результате подобного развития событий те многочисленные плюсы непосредственного соседства с Казахстаном, которые могли быть использованы Россией, превращаются в опасные минусы. Во-первых, это проблема русских в Казахстане, их стремление выехать в Россию и связанные с этим проблемы. Во-вторых, в тяжелую проблему может превратиться вопрос о границе, через которую идет неконтролируемый поток контрабанды, наркотиков, нелегальных иммигрантов и экстремистских элементов. В-третьих, вместо преимуществ возможного единого, по крайней мере - достаточно тесно интегрированного хозяйственного комплекса Казахстан и Россия, похоже, получают нечто противоположное - перспективу острой конкуренции друг с другом на мировых рынках углеводородного сырья и цветных металлов и т.д.
Именно в такой ситуации России приходится сегодня решать многие вопросы своего сотрудничества с Казахстаном, в том числе и в топливно-энергетической сфере.
Именно сейчас Казахстан вместе с РАО "ЕЭС России" по принципу 50 на 50 создает совместную компанию, базирующуюся на Экибастузской ГРЭС-2. Казахстанская сторона передает часть своих энергетических сетей России и тем самым начинает постепенно интегрировать энергетические системы двух стран. Это дело, судя по всему, взаимовыгодное. Интеграция позволит Астане решить не только свои внутренние энергетические проблемы, но и выйти в перспективе на экспорт электроэнергии, сформировать единый оптовый рынок электроэнергии России и Казахстана.
Исключительно перспективной считается сфера приграничного сотрудничества. Одной из наиболее тесно интегрированных с Россией является Павлодарская область на северо-востоке республики. Мощный толчок к развитию эта область получила лишь после окончания Великой Отечественной войны, когда силами всего Союза началось строительство разрезов на крупнейшем в мире Экибастузском каменноугольном месторождении примерно в 100 км от самого Павлодара. В последующие годы Экибастуз стал "четвертой угольной кочегаркой страны" - здесь добывалось до 100 млн. тонн угля в год, а разрез "Богатырь" в 1980 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый мощный на тот момент единичный разрез в мире.
Основными потребителями экибастузского угля стали Урал и Западная Сибирь - именно под его характеристики проектировались топки станций "Свердловэнерго", "Челябэнерго" и "Омскэнерго". Этот фактор мешает сейчас российским энергосистемам перейти на отечественный уголь, который дешевле экибастузского из-за меньших накладных расходов.
В 70-80-е годы возле Экибастузского месторождения были сооружены две ГРЭС суммарной мощностью 5000 МВт, через Экибастуз прошла уникальная линия электропередачи общей протяженностью более 5000 км, соединившая Барнаул с Челябинском. Развитая сеть высоковольтных линий связала Экибастузский топливно-энергетический комплекс с другими городами России и Казахстана. Грандиозным проектом было строительство линии передачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз - Тамбов, прерванное в 90-е годы.
Впрочем, прекращение строительства линии на Тамбов было лишь началом. В 1997 году энергосистемы России и Казахстана перешли к режиму раздельной работы. Электроэнергия из Экибастуза перестала поставляться в Омскую область, сразу же ставшую энергодефицитной, была отключена транзитная линия Челябинск - Экибастуз - Барнаул. Ничего хорошего разрыв с энергосистемой России не принес и Павлодарской области. Загрузка электростанций с 1997 года снизилась до 30 процентов. Сезонное уменьшение спроса на электроэнергию в летний период заставляет экибастузских энергетиков полностью останавливать свои станции.
Одной из главных тем, которая обсуждалась во время российско-казахстанских переговоров, стала проблема долгов Казахстана за поставленную в республику электроэнергию. Была достигнута договоренность о погашении задолженности Казахстана на сумму в 239 млн. долл. В рамках этой суммы РАО "ЕЭС России" получило право на участие в приватизации объектов электроэнергетики в Казахстане. В частности, в счет долга РАО "ЕЭС России" получит часть акций ГРЭС-2 в Экибастузе. По словам премьер-министра Казахстана, на базе ГРЭС-2 будет создано совместное с "ЕЭС России" предприятие, что "станет важным шагом на пути интеграции наших стран а сфере электроэнергетики".
Решение проблемы долгов за электроэнергию открывает возможность для развития и других проектов РАО "ЕЭС России" в Казахстане. Один из них - создание энергоугольной компании "УралТЭК". Ряд электростанций на территории Челябинской и Свердловской областей экономически целесообразно было бы снабжать экибастузскими углями. Более того, РАО "ЕЭС России" владеет в Экибастузе угольным разрезом "Северный". Кроме того, разрезом "Богатырь" в Экибастузе владеет американская компания "Аксез индастриз", которой руководят выходцы из СССР. "Аксез индастриз" имеет свои экономические интересы в Уральском регионе: вместе с компанией "Ренова" она контролирует ряд предприятий алюминиевой промышленности области. Себестоимость алюминия на этих заводах впрямую зависит от стоимости электроэнергии, которую поставляют электростанции Уральского региона. Поэтому и "Аксез индастриз" заинтересована в том, чтобы поставлять уголь со своего разреза в Казахстане на электростанции в Уральском регионе.
Казахстану тоже выгодно поставлять уголь в Россию. Но при общей выгоде оказалось довольно много препятствий на пути этого проекта. В первую очередь это проблема уплаты налогов. Каждый из потенциальных частников хотел бы оставить себе большую часть налогов, а этот вопрос приходится решать и с главами местных администраций - как на Урале, так и в Казахстане. Кроме того, если и будут достигнуты договоренности, они начнут действовать только после подписания соответствующих соглашений. Еще остается проблема транспортировки угля: тариф на эти перевозки по казахстанской железной дороге был установлен в твердой валюте. После кризиса 1998 г. рублевая стоимость транспортировки угля выросла более чем в четыре раза, что сделало экибастузские угли нерентабельными для российских энергетиков, живущих в условиях бартера и неплатежей. Да и железная дорога в Казахстане вполне закономерно не желает работать себе в убыток.
Российско-казахстанский диалог по проблемам топливно-энергетических ресурсов приобрел относительно регулярный характер. Так, в марте с.г. соглашение о транспортировке казахстанской нефти по маршруту Баку-Махачкала-Новороссийск подписали в Астане замминистра топлива и энергетики РФ Владимир Станев и глава правительства Казахстана Касымжомарт Токаев. По данным экспертов, новый нефтепровод позволит Казахстану переправлять около 3 млн. т углеводородов в год. В середине мая с.г. в Астане состоялась встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с председателем правления ОАО "Газпром" Ремом Вяхиревым. Обсуждались вопросы, касающиеся деятельности в республике этой компании. Накануне Рем Вяхирев встретился с премьер-министром Казахстана Касымжомартом Токаевым. Была достигнута договоренность о создании Россией и Казахстаном совместного предприятия. От казахстанской стороны в СП будет представлено госпредприятие "КазТрансГаз". При содействии "Газпрома" республика надеется реализовать ряд важных проектов, предусматривающих поставку казахстанского газа на европейские рынки, совместную с российской стороной продажу газа в Китай, замещение поставок российского газа в Кустанайскую и Актюбинскую области газом с Карачаганакского газоконденсатного месторождения. "Газпром" окажет услуги Казахстану в строительстве газопровода на Астану в части организации работы инженерного обеспечения.
Пресс-секретарь главы казахстанского правительства Расул Жумалы заявил, что сотрудничество российского монополиста с Казахстаном имеет большое будущее. Создание газового СП действительно важно для обеих сторон.. Безусловно, казахским газовикам без внешних инвестиций такие проекты не потянуть. Совместное предприятие предусматривает продажу газа в Китай, замещение поставок российского газа на запад и север республики газом с Карачаганакского газоконденсатного месторождения, и даже предполагается поставка казахстанского газа на европейские рынки.
Глава "Газпрома" Рем Вяхирев также обещает поставлять газ в южные регионы Казахстана по низким ценам и принять участие в прокладке газопровода на Астану. Расул Жумалы сообщил, что в самое ближайшее время будет подписано соглашение о создании СП. В документе должны быть оговорены все условия оформления предприятия и реализации проектов. Для создания СП казахская сторона предоставила стопроцентно государственное предприятие "КазТрансГаз", созданное правительственным постановлением в марте нынешнего года. Руководит ЗАО "КазТрансГаз" с чисто символическим уставным капиталом 72,5 тыс. тенге (около $500) бывший вице-президент национальной нефтяной компании "Казахойл" Узакбай Карабалин.
Возможно, "Газпрому" предстоит заниматься нефтью, поскольку казахстанское руководство решило объединить экспорт газа с транспортировкой нефти. Для этого госпакет "КазТранс Газа" передается в уставный капитал национальной компании по транспортировке нефти "КазТрансОйл". В свою очередь, нефтяники обязуются передать права владения комитету госимущества и приватизации.
9 октября с.г. во время визиту В.Путина в Казахстан глава РАО "ЕЭС России" А.Чубайс и казахстанский вице-премьер Даниял Ахметов подписали три протокола, предусматривающие дальнейшее объединение энергосистем Казахстана и России. Москва и Астана поставили цель создать единый рынок электроэнергии и уже договорились о параметрах работы. Тогда же в Астане был подписан документ о принципах управления СП "Экибастузская ГРЭС-2". Ее электроэнергия будет поступать на Омский энергетический узел. Отныне ГРЭС-2 и по топливу, и по поставкам связана с Россией. На сегодняшний день из всех стран СНГ Казахстан остается крупнейшим потребителем российской электроэнергии - около 8% рынка электроэнергии покрывается за счет импорта из России.
Между нашими странами также решен ряд проблем сотрудничества в области ядерной энергетики, подписаны соответствующие документы. В частности, рассматривался вопрос о сооружении в Казахстане при содействии России атомной электростанции. М. Касьянов весной 2000 г. подчеркнул, что "интеграция экономик наших стран идет по нарастающей, несмотря на некоторое падение объемов товарооборота". Премьер-министр Казахстана К. Токаев положительно оценил итоги межправительственных переговоров. "Мы считаем, что произошел реальный поворот в сторону интеграции, углубления экономического и гуманитарного сотрудничества", - подчеркнул он. К. Токаев также отметил особенность подписанного протокола о транзите казахстанской нефти через территорию России для ее экспорта в страны дальнего зарубежья: "Это очень хороший знак для нового качества наших взаимоотношений "- утверждает премьер-министр.
Приведенные выше данные охватывают далеко не весь объем и не все сферы российско-казахстанских связей. Как уже подчеркивалось выше, Россия имеет прямой и большой интерес в том, чтобы особые политические ориентировки казахстанской политической элиты не становились непреодолимой преградой на пути тесной интеграции экономик наших государств. Расширение взаимовыгодных экономических связей, успешное продвижение различных интеграционных проектов между Россией и Казахстаном должно потянуть за собой и политическую сферу, сделав наши двухсторонние отношения более продуктивными и доверительными. Разумеется, в России не должны забывать о том, что политика Казахстана - это прежде всего продукт желаний правящего режима.
Kaztek. Ноябрь 2000 г.