Роль духовного опыта грузинского народа в евразийской интеграции

Максим Хохлов
ведущий специалист Института прокризисных исследований

Российской науке, как и вообще российской жизни, по моему мнению, часто свойственны крайности. Превалирование в рассмотрении объективных факторов в науках о социуме советского времени сменилось полным отрицанием объективных основ в большинстве научных работ 90-ых годов. Это приводит к тому, что субъективные, ежесекундные моменты часто затеняют во взглядах ученых, а, следовательно, и читающей публики, широкую перспективу. Такое положение становится вдвойне досадным, если учесть, что в российских общественных науках рассмотрение объективных основ исторического процесса поднималось на небывалую высоту. Приведем хорошо известные примеры трудов А. Л. Чижевского и Л. Н. Гумилева.

Нижеприведенная работа является попыткой увидеть процесс развития социума в Центральной Евразии "с высоты птичьего полета". Естественно такая трактовка вопроса заведомо имеет свои минусы в плане невозможности объяснения микрозигзагов исторического развития, которые во многом объясняются состоянием элит государств Центральной Евразии. Современный кризис в российско-грузинских отношениях, по нашему мнению, определяется, в какой-то мере, оторванностью элит и лидеров этих государств от народной жизни. Особенно остро это касается Грузии. Однако закладывающуюся веками способность народов Центральной Евразии уживаться в одном географическом пространстве, вряд ли можно подвергнуть сомнению. В этом плане данная статья призывает читателя больше заглядывать в будущее развитие народов в нашем общем евразийском доме и меньше следить за передрягами отдельных, пусть даже высокопоставленных политиков

***

В последнее время, если судить по заявлениям ведущих политиков стран СНГ, по экономическим новостям, а также по отголоскам настроений населения, которые просачиваются в прессу, можно отметить, что период центробежных настроений в Центральной (Северной) Евразии близок к своему завершению. К нему на смену неминуемо приходит центростремительный период (об этом говорит не только все более набирающее силу среди масс предчувствие, но и географическая теория центральных мест).

Смена центробежных и центростремительных тенденций в Центральной Евразии, не раз удивлявшая наших европейских соседей, в то же время не есть только простое чередование. Каждый новый виток определяет и новое качество социума в территориальном ядре Евразии.

В данный момент сложно ожидать, что старые модели, обеспечивающие в прошлом посткризисную интеграцию, могут иметь решающее значение. К таким моделям можно отнести идею "славянского братства", с неизбежной затем прозападной идеологической ориентацией Центральной Евразии, также идею приоритета поддержки с Востока, которую часто путают с "евразийством". Эти идеи действительно сыграли большую положительную роль в истории Центральной Евразии, но их ценность в том и состояла, что они были приурочены к конкретному временному отрезку.

Рассматривая в первом приближении идеологические установки, обеспечивающие и обслуживающие центростремительные тенденции в российской истории, можно выделить четыре периода разнонаправленного влияния на ход процессов интеграции. Эти периоды условно можно соотнести с четырьмя сторонами света. Опишем их вкратце.

Первый период - северное влияние, связанное с продвижением на юг викингов-варягов. Датируется он приблизительно с VIII по Х вв. н. э. Второй период - южное влияние, основанием для которого послужило "крещение Руси" и как следствие религиозные и культурные связи с Византией. Продолжался он, в первом приближении, с XI по XIII вв. Третий период - восточное влияние, связанный с образованием обширного монголо-татарского государства в Центральной Евразии. Влияние монголо-татар на российскую историю, по нашему мнению, было превалирующим с XIII по XVI вв. Четвертый период - западное влияние, которое, в определенной мере, продолжается и по сей день.

Таким образом, Россия как наиболее вероятный центр для будущей интеграции в рамках Центральной Евразии прошла полный круг, точнее крест, превалирующих влияний, которые способствовали в той или иной форме интеграции страны.

В ХХ веке со времени образования СССР, по нашему мнению, впервые была сделана попытка объединения с превалированием собственного опыта народов проживающих на пространствах Центральной Евразии. Этот процесс нашел научное отражение в трудах первых евразийцев. Их идеи о формировании в центре Евразии государства, которое в своем развитии опирается на собственный духовный опыт, являясь социо-культурным центром Евразии, во многом были не поняты современниками. В то же время, в евразийском понимании опора на свой духовный опыт отнюдь не означает автаркию государства. Наоборот, выступая сильным интегрирующим компонентом, формирующийся евразийский суперэтнос становится и более открытым для контактов с другими народами как в Евразии, так и в других частях Земного шара.

Опыт евразийского суперэтноса не ограничивается только опытом русского народа. В свете вышеизложенной гипотезы о своеобразном кресте влияний, который испытала на себе Россия, особенно ценным становится опыт тех народов Центральной Евразии, которые находились в территориальных зонах с подобными условиями значительно больший исторический промежуток. Одной из таких территорий является Закавказье, а в его рамках особенно значим опыт Грузии.

Еще в ассирийских источниках, которые датируются VIII - VII вв. до н. э. говорится, что население, проживающее на территории современной Грузии, обладало высокой степенью социальной организации. С VI в. до н. э. существуют западное Грузинское государство Колхида и восточное Картлийское (Иберийское) царство. Уже в те времена эти страны стояли на перекрестке экономических, политических, военных и религиозных влияний. С запада приплывали греки, на юге находилось Ахаменидское государство, с востока через Среднюю Азию осуществлялось китайское влияние, на севере приходилось контактировать с горцами и степными кочевниками.

Фактически, вся последующая история грузинских государств, за исключением сравнительно короткого отрезка с конца Х по первую половину XIII вв. протекала под знаком разнообразных (крестообразно направленных) влияний, которые часто сопровождались аннексией территории Грузии сопредельными народами. Однако, даже в такой сложной обстановке грузинский этнос сохранил свое своеобразие, основными элементами которого, по нашему мнению, послужили сохранение и развитие религии, языка и особого уклада социальных отношений. Более того, в период расцвета грузинской государственности эта страна оказала значительное культурное и религиозное влияние на евразийские народы, в том числе, посредством проповеди христианства, и на Киевскую Русь.

Духовный опыт, который приобрел грузинский народ, выполняя роль своеобразного евразийского культурного и религиозного перекрестья соответственно неоценимо важен для России. Тем более, если последняя велением истории стремится претендовать на роль одного из центров на евразийском пространстве. Интеграционные процессы в СНГ, как сейчас становится понятно, требуют кроме формирования единого военного, политического и экономического пространства, еще и единое духовное пространство толерантное к многорелигиозному и многокультурному составу Содружества.

Поэтому, если Центральная Евразия будет способна состоятся как сильный самостоятельный центр современной антропосферы, то наиболее достижимым этот путь будет, если он начнется (помимо других факторов) с "открытия" и осмысления духовного опыта Грузии.

В данный момент, три перечисленные выше параметра развития грузинской духовности (религия, язык, особый уклад социума) имеют, по нашему мнению, особое значение для всего СНГ. Рассмотрим важность этих параметров по отдельности.

Религия

С точки зрения религиозного опыта, особое значение приобретает тот аспект развития грузинского православия, что с момента появления в Грузии христианства оно всегда оставалось ортодоксальным, в положительном смысле, вероисповеданием. В отдельные исторические моменты, когда в других православных государствах господствовали религиозные направления, признанные в последствии ересями, грузинское государство оставалось единственным оплотом истинного православия.

В настоящий момент, хотя на территории СНГ существует многообразие религий, с преобладанием православного христианства и ислама, однако для всех религий существует проблема взаимодействия с новыми в какой-то мере нетрадиционными религиозными течениями в рамках того или иного вероисповедания. Поэтому проблема того как "правильно славить Бога", сохраняя чистоту веры и, в то же время, учитывая изменяющиеся условия жизни, остро стоит перед религиозными конфессиями стран СНГ. В этом плане исторический опыт Грузии приобретает особую актуальность.

Язык

Сохранению грузинского этноса во многом способствовало бережное отношение грузин к своему языку. Европейские путешественники, которые посещали Грузию в XVII, XVIII вв. отмечали, что грузин, ложась на ночь спать, кладет у изголовья две книги - Библию и самое известное произведение грузинской литературы "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели. Во многом благодаря этому, грузинский язык в настоящее время образует особую картвельскую языковую группу и считается одним из древнейших живых языков на Земле.

Для стран СНГ и для России в первую очередь особую актуальность в данный момент приобретает сохранение русского языка - как языка межнационального общения. Причем особенно важно, чтобы русский язык не превратился в подобие международного английского, который уже давно утратил прямую связь с живыми носителями языка, их культурой. Поэтому в Центральной Евразии важно сохранить живой русский язык.

Особый уклад социума

При всем своеобразии социальных укладов этносов на территории Центральной Евразии, особенностью грузинского народа является адаптивность традиционных социальных институтов к изменениям в рамках развития антропосферы. Особо стоит отметить традиционное уважительное отношение в грузинском обществе к интеллекту. Причем, в отличие от Европы, интеллекту - не отвлеченному от жизни и моральных ценностей.

В насупившей для всей антропосферы информационный период, для стран СНГ приобретает особую актуальность непротиворечивость задач сохранения тех или иных форм традиционного уклада жизни и информационно-технического развития общества.

Тем более, без позитивного отношения со стороны всех этносов Центральной Евразии к своему интеллектуальному потенциалу, интеграционные процессы в СНГ не будут иметь подобающей духовной и материальной базы в долгосрочном периоде.

В целом необходимо отметить, что из-за погони за ежеминутными преимуществами, центростремительные тенденции на пространствах Центральной Евразии не актуализируются в ясную политическую перспективу. Это происходит, во многом, по тому, что все прошлые подходы к интеграции в значительной мере утратили свою актуальность. Сегодняшний день требует нового осмысления интеграционных основ и в первую очередь в духовном плане. Поэтому, с точки зрения духовного опыта, не говоря уже о геополитическом положении, Грузия приобретает особую роль в процессе более близкого объединения народов и государств СНГ.