Назначение В.С.Черномырдина инспирировано Киевом

Дмитрий Подколзин, Альберт Шатров

Иногда создается впечатление, что жизнь нарочито подтверждает правильность русских поговорок. Вот к примеру: "Не место красит человека, а человек - место". Удивительно, но в государстве, где безликая бюрократическая машина всегда являлась несущей конструкцией, эта присказка оказалась не только живучей, но и жизненной.

Что в бюрократической иерархии значит пост посла на Украине?

При всей братскости народов должность заметим небольшая, но только до тех пор, пока ее не займет колоритный персонаж. Например, Виктор Степанович Черномырдин. Вот, несомненно, тот случай, когда человек украсил место.

Шквал комментариев, последовавший за этим назначением указывает на то, что кремлевские политконструкторы на этот раз совершили нечто, достойное высоких оценок. Именно это является главной составляющей морфемой всех комментариев. Спектр эмоций абсолютно полярен: от "бурных аплодисментов, переходящих в овации" в России и интеграционно настроенных кругах на Украине до нескрываемого раздражения в рядах украинской оппозиции.

Наиболее характерными представляются два высказывания вождей антикучмовского движения. Экс-вице-премьер, а ныне просто лидер оппозиционной партии "Батьковщiна" Юлия Тимошенко, так прямо и заявила: "Россия назначила Украине премьера". В более мягкой форме, но схожей по содержанию, повторил это один из самостийнических важаков, глава Народного Руха Леонид Удовенко: "Россия значительно усилила свое присутствие на Украине". Недовольство новым назначением Виктора Степановича, помимо антикучмовской оппозиции, выказал, может быть, в более завуалированной форме и западный истеблишмент.

Умозаключение Юлии Тимошенко слишком апокалиптично, чтобы с ним согласиться. Но вот суждение главного руховца представляется абсолютно верным. Вероятно, это тот редкий случай, когда мы солидаризируемся с одним из идеологов самостийности и борцом с москальской угрозой.

Жрецам оппозиции можно лишь посочувствовать. Достаточно рыхлая политика Росси в отношении Украины, характерная лишь спорадической активизацией на момент электоральных кампаний, без сомнения станет более определенной и наступательной. Солидный политический вес и устойчивые позиции в российском политическом бомонде Виктора Степановича - тому залог.

Не секрет, что противники президента Кучмы окармливаются некоторыми странами Запада. Хорошо организованными выглядят демарш Совета Европы, чуть было не приведший к исключению Украины из ее рядов за грехи явные и мнимые пред лицом западного сообщества, и активизация антипрезидентской оппозиции внутри Украины. Через разного рода неправительственные фонды, комитеты и комиссии Запад окормляет оппозицию не только духовно, но и материально. Жена отставного премьера Виктора Ющенко, которого оппозиция видит своим кандидатом в президенты, как раз и является сотрудником подобной структуры, близкой к республиканской партии США.

Нынешняя оппозиция при своей разношерстности и фрагментарности - в нее входит, например, и вождь социалистов, бронзовый призер президентских выборов Александр Мороз, и ультрарадикалы из экстремистского УНА-УНСО - конечно не рассматриваются западными политалхимиками как реальная альтернатива нынешнему президенту. Скорее ее призвание - расшатывание самого института президентства. Отсюда и желание видеть на этом посту слабовольного, находящегося под большим влиянием своей жены, гражданки США, в прошлом сотрудницы администрации президента Джорджа Буша-старшего Кати Чумаченко, отставного премьера Виктора Ющенко.

Еще одна немаловажная функция бунтовщиков - аккумуляция многочисленного протестного электората и определение вектора будущей, по мысли оппозиции, власти. Учитывая истошные антироссийские лозунги, вектор этот читается без труда.

Безусловно, что гипотетически отняв власть у Кучмы и тем самым спровоцировав охлаждение отношений со стороны России, неосамостийники неизбежно будут дрейфовать в сторону Запада. Сколько бы они это не опровергали, ситуация вполне прозрачная.

Об огромно значении Украины для США и Западного мира в целом заявлял и заявляет гуру американской внешней политики Збигнев Бжезинский. "Без Украины реставрация Российской Империи не возможны". Вот, наверное, самое мягкое выражение Бжезинского. А ведь этого записного русофоба считает своим учителем и бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и ее близкая подруга еще со студенческих времен, ныне глава Совета безопасности США Кондолиза Райс. Кстати, свои первые знания по международным отношениям в стенах Денверского университета Конди Райс получила от Йозефа Корбела - отца "железной Мадлен" (Iron Madlen). Но это к слову.

Прозападно ориентированная Украина, противостоящая России, - стратегическая задача США. В русле этой политики действуют и их европейские сателлиты.

Однако вернемся к назначению Черномырдина. По нашим сведениям, вопреки расхожему в российской околополитической среде мнению о политической ссылке экс-премьера за его стремление занять главный кабинет в Белом Доме, назначение Виктора Степановича инспирировано Киевом во время недавнего визита туда главы администрации президента Путина Александра Волошина. Инспирировано непосредственно Леонидом Кучмой. Помимо неплохих взаимоотношений между украинским президентом и Черномырдиным, двух политиков связывает еще и то, что переизбранию на второй президентский срок Леонида Кучмы чрезвычайно способствовали политтехнологи из близкого Виктору Степановичу Центра политических технологий Игоря Бунина. Командированы на Украину в свое время они были именно с одобрения Черномырдина.

Чрезвычайно важна и экономическая составляющая. Ведь основная часть государственного долга Украины перед Россией составляет долг за природный газ, то есть долг "Газпрому" - детищу Черномырдина. Виктор Степанович, как известно, входит в обойму ведущих акторов влиятельнейшего клана ТЭК, во многом определяющего российскую внутреннюю и внешнюю политику.

Кучма же после неудачного брака с Западом, закончившегося громким разводом, крайне нуждается в публичной поддержке Россией, так как "самостийность" и все попытки стать реальной самостоятельной силой на международной арене в эпоху глобализации оказались делом ирреальным. По крайней мере, в близкой исторической перспективе.

Магистральной задачей команды Кучмы на сегодняшний день является поиск кандидатуры следующего президента. Успех этого мероприятия в значительной мере зависит от сохранения политической и экономической стабильности. Бациллы революционности здесь абсолютно противопоказаны.

Зададимся, отталкиваясь от истеричных заявлений украинских прозападных политиков, вопросом: является ли Черномырдин рукой Москвы?

Ответ, собственно говоря, лежит на поверхности. Безусловно. Но эта рука, протянутая навстречу руке Украины. Можно сказать, рука дающего. Ведь известно, что основное население Украины испытывает тягу к России, в отличие от прозападных украинских политиков, являющихся, на самом деле, выразителями весьма сомнительных "западенских" местечковых настроений.

Все остальное, как и прежде, зависит от стратегии, которую Россия в лице ее руководства изберет в отношении Украины.